
Бразильский автомобильный феномен – что это такое и как он выглядит
Большинство из нас не считает Бразилию развитой в автомобильном отношении страной. Кажется, напротив, рядом с джунглями, карнавалами и «дикими обезьянами», очень сложно представить автомобильное производство с несколькими миллионами единиц техники, выпускаемой ежегодно. Однако это именно так! К примеру, в 2010 году, когда местная промышленность достигла своего пика, с бразильского конвейера сошло более 3,6 млн. автомобилей. Несмотря на то, что в последующие годы наметился незначительный спад, цифра в 3 000 000 покорялась латиноамериканцам регулярно, несколько лет подряд.
Такие показатели позволяют стране оставаться в первой десятке мировых производителей автомобильной техники. Выпускаемые здесь марки уже завоевали популярность не только внутри страны, но и за ее пределами. Особенно, на южноамериканском континенте. Как государству, которое никогда не считалось автомобильным, удалось добиться таких значительных успехов? Давайте отследим вместе 60-летнюю историю бразильского автопрома.
Кажется, бразильцы с успехом использовали самую простую и эффективную форму развития внутреннего автомобильного рынка. Это – жесткие ограничения количества и перечня иномарок, поступающих в Бразилию. Второй момент касался иностранных компаний, желающих наладить производство своей продукции на бразильских мощностях.
Малышка Romi-Isetta, сыгравшая важную роль для автопрома страны. Фото: youtube.com
Обычно такой шаг предпринимается, прежде всего, с одной целью – завоевать местный рынок, сэкономив на перевозке из других стран, растаможке и т. д. Бразильское правительство, напротив, обязало «варяг» гарантировать, что производимые на местных мощностях автомобили будут реализовываться не на внутреннем рынке, а отправятся в другие страны. Такой подход позволил молодой в этом отношении стране опередить по объемам производства не только соседние страны, но и Россию и даже Францию или Великобританию.
Так местные производители смогли не только увеличить объемы производства, но и повысить уровень экспорта своей продукции всего за одно десятилетие почти в 3 раза (к 2005 году – до 800 тысяч). Чтобы все сохранять под контролем, еще в 1956 году была создана Anfavea. Она объединила под своим крылом все сферы транспортного производства в стране:
✅ легковые автомобили
✅ грузовики
✅ автобусы
✅ с/х технику
До сих пор сохраняется 70 %-й налог на ввоз иномарок, что делает это предприятие заведомо убыточным. Напротив, известные компании, планирующие открыть филиал на территории Бразилии, могут смело рассчитывать на целый ряд гарантированных государством льгот. Так инвестиции в бразильский автопром стали удивительно прибыльным делом и ими уже воспользовались такие зубры автомобильного рынка, как General Motors, Suzuki, Volkswagen и др. Только японско-корейские инвестиции давно превысили 3 млрд. долл.
Хотя первым автомобилем, выпущенным в Бразилии, принято считать Chevrolet (1925 год), полноценное развитие отрасль получила гораздо позже. Важной вехой можно считать начало производства Romi-Isetta в 1956 году. Дальше с разницей в год появился грузовой Ford F-600 и знаменитый Land Cruiser. Как результат, к началу 60-х местный автопром начал приобретать заметные очертания.
Грузовой Ford F-600. Фото: youtube.com
Прекрасным подготовительным этапом стала постройка первого цеха по сборке Volkswagen в Сан-Бернарду-ду-Кампу, на котором была налажена сборка модели Kombi. 1966 год стал началом выпуска на местных мощностях первого спортивного автомобиля Puma. Еще год спустя Chrysler Corporation расширил присутствие на местном рынке. Это произошло благодаря поглощению им Simca из Франции и образованию Chrysler do Brasil для выпуска собственных моделей и различных модификаций Dodge.
Начало следующего десятилетия прошло под итальянским флагом. В 1973 году FIAT начал освоение перспективного бразильского рынка, открыв производство в Бетине. Так сложился целый ряд присутствия в Бразилии мировых автогигантов. Но, подобная тенденция зарубежной экспансии продлилась лишь до начала 90-х, когда автомобильная промышленность страны взяла курс на определенную самодостаточность.
В последние десятилетия, по причине периодически возникающих топливных кризисов, вопрос с выбором типа топлива стоит как никогда остро. Во всемирном масштабе эту проблему пытаются решать применением гибридных силовых установок или выпуском полностью электрического транспорта. В Бразилии с начала века проектируют автомобили, адаптированные к спиртовому топливу.
Volkswagen Gol 1000 1992 г.в. Фото: youtube.com
Этот вопрос курируется на государственном уровне, как результат – почти половина местного парка рассчитана на применение биоэтанола. Поэтому более 80 % бразильских заправочных станций готовы предложить водителям и такой вид топлива. Для обеспечения биологической альтернативы существует специальная сфера промышленности, в которой заняты более 700 тысяч бразильских работников.
Несмотря на то, что последнего пика выпуска, достигнутого в 2013 году (3,7 млн. штук), пока не удалось повторить, автомобили, произведенные в Бразилии, имеют довольно широкую палитру моделей и марок. Ведущие позиции продолжает сохранять Chevrolet, история которого в стране приближается к 100-летней отметке. Обычно каждый шестой автомобиль, выпущенный в Бразилии, выходит с конвейера именно этого концерна.
Местное производство является довольно консервативным. К примеру, Chrysler SE, пережив несколько обновлений и смену производителя, выпускался с середины 70-х до середины 90-х. А история Kombi от Volkswagen и вовсе приблизилась к шестидесяти годам, чему стала свидетелем юбилейная версия этого микроавтобуса.
Chevrolet Onix – один из самых стильных авто Бразилии. Фото: youtube.com
Сегодня наиболее популярными и востребованными являются Chevrolet Onix, выпускаемый с 2012 года, и Volkswagen Gol. Первый позиционируется как модель малого класса B-сегмента и предлагается к продаже в большинстве стран Латинской Америки. Второй и вовсе давно приобрел статус самой популярной модели в стране. Кстати, Volkswagen здесь известен не только легковым, но и грузовым автотранспортом.
Если у вас сложилось впечатление, что местное производство – это просто выпуск устаревших моделей зарубежного автопрома, то спешим заверить, что оно обманчиво. Есть здесь и чисто бразильская Obvio, выпускающая сверхмалые легковушки для городских поездок и Troller, с моделями T4 и Pantanal. Они известны на всем континенте и потихоньку начинают завоевывать европейский рынок.
Шедевр местного производства – пикап Pantanal. Фото: youtube.com
Подводя итоги можно смело заявить, что и легковой и грузовой транспорт, произведенный в Бразилии, всегда находит своего покупателя. И не важно, имеем мы дело с именитой маркой, или чисто местным проектом. Главный вывод звучит так: модели бразильского автопрома не хуже своих коллег, произведенных в ведущих автомобильных странах мира.
Такие показатели позволяют стране оставаться в первой десятке мировых производителей автомобильной техники. Выпускаемые здесь марки уже завоевали популярность не только внутри страны, но и за ее пределами. Особенно, на южноамериканском континенте. Как государству, которое никогда не считалось автомобильным, удалось добиться таких значительных успехов? Давайте отследим вместе 60-летнюю историю бразильского автопрома.
Вето на иномарки как стимул для отечественного производства
Кажется, бразильцы с успехом использовали самую простую и эффективную форму развития внутреннего автомобильного рынка. Это – жесткие ограничения количества и перечня иномарок, поступающих в Бразилию. Второй момент касался иностранных компаний, желающих наладить производство своей продукции на бразильских мощностях.

Обычно такой шаг предпринимается, прежде всего, с одной целью – завоевать местный рынок, сэкономив на перевозке из других стран, растаможке и т. д. Бразильское правительство, напротив, обязало «варяг» гарантировать, что производимые на местных мощностях автомобили будут реализовываться не на внутреннем рынке, а отправятся в другие страны. Такой подход позволил молодой в этом отношении стране опередить по объемам производства не только соседние страны, но и Россию и даже Францию или Великобританию.
К началу века выпуск бразильских марок, который не насчитывал и 40-летней истории, смог выйти на упомянутый выше уровень и закрепиться на нем. Еще одним бразильским секретом стал принцип запуска в производство рестайлинга собственных и всемирно известных моделей, пользующихся повышенным спросом.
Так местные производители смогли не только увеличить объемы производства, но и повысить уровень экспорта своей продукции всего за одно десятилетие почти в 3 раза (к 2005 году – до 800 тысяч). Чтобы все сохранять под контролем, еще в 1956 году была создана Anfavea. Она объединила под своим крылом все сферы транспортного производства в стране:
✅ легковые автомобили
✅ грузовики
✅ автобусы
✅ с/х технику
До сих пор сохраняется 70 %-й налог на ввоз иномарок, что делает это предприятие заведомо убыточным. Напротив, известные компании, планирующие открыть филиал на территории Бразилии, могут смело рассчитывать на целый ряд гарантированных государством льгот. Так инвестиции в бразильский автопром стали удивительно прибыльным делом и ими уже воспользовались такие зубры автомобильного рынка, как General Motors, Suzuki, Volkswagen и др. Только японско-корейские инвестиции давно превысили 3 млрд. долл.
Поэтапное становление автомобильной промышленности страны
Хотя первым автомобилем, выпущенным в Бразилии, принято считать Chevrolet (1925 год), полноценное развитие отрасль получила гораздо позже. Важной вехой можно считать начало производства Romi-Isetta в 1956 году. Дальше с разницей в год появился грузовой Ford F-600 и знаменитый Land Cruiser. Как результат, к началу 60-х местный автопром начал приобретать заметные очертания.

Прекрасным подготовительным этапом стала постройка первого цеха по сборке Volkswagen в Сан-Бернарду-ду-Кампу, на котором была налажена сборка модели Kombi. 1966 год стал началом выпуска на местных мощностях первого спортивного автомобиля Puma. Еще год спустя Chrysler Corporation расширил присутствие на местном рынке. Это произошло благодаря поглощению им Simca из Франции и образованию Chrysler do Brasil для выпуска собственных моделей и различных модификаций Dodge.
Начало следующего десятилетия прошло под итальянским флагом. В 1973 году FIAT начал освоение перспективного бразильского рынка, открыв производство в Бетине. Так сложился целый ряд присутствия в Бразилии мировых автогигантов. Но, подобная тенденция зарубежной экспансии продлилась лишь до начала 90-х, когда автомобильная промышленность страны взяла курс на определенную самодостаточность.
Бразильский феномен Flex-Fuel
В последние десятилетия, по причине периодически возникающих топливных кризисов, вопрос с выбором типа топлива стоит как никогда остро. Во всемирном масштабе эту проблему пытаются решать применением гибридных силовых установок или выпуском полностью электрического транспорта. В Бразилии с начала века проектируют автомобили, адаптированные к спиртовому топливу.

Этот вопрос курируется на государственном уровне, как результат – почти половина местного парка рассчитана на применение биоэтанола. Поэтому более 80 % бразильских заправочных станций готовы предложить водителям и такой вид топлива. Для обеспечения биологической альтернативы существует специальная сфера промышленности, в которой заняты более 700 тысяч бразильских работников.
Несмотря на то, что последнего пика выпуска, достигнутого в 2013 году (3,7 млн. штук), пока не удалось повторить, автомобили, произведенные в Бразилии, имеют довольно широкую палитру моделей и марок. Ведущие позиции продолжает сохранять Chevrolet, история которого в стране приближается к 100-летней отметке. Обычно каждый шестой автомобиль, выпущенный в Бразилии, выходит с конвейера именно этого концерна.
Современная история бразильских автомобильных марок
Местное производство является довольно консервативным. К примеру, Chrysler SE, пережив несколько обновлений и смену производителя, выпускался с середины 70-х до середины 90-х. А история Kombi от Volkswagen и вовсе приблизилась к шестидесяти годам, чему стала свидетелем юбилейная версия этого микроавтобуса.

Сегодня наиболее популярными и востребованными являются Chevrolet Onix, выпускаемый с 2012 года, и Volkswagen Gol. Первый позиционируется как модель малого класса B-сегмента и предлагается к продаже в большинстве стран Латинской Америки. Второй и вовсе давно приобрел статус самой популярной модели в стране. Кстати, Volkswagen здесь известен не только легковым, но и грузовым автотранспортом.
Если у вас сложилось впечатление, что местное производство – это просто выпуск устаревших моделей зарубежного автопрома, то спешим заверить, что оно обманчиво. Есть здесь и чисто бразильская Obvio, выпускающая сверхмалые легковушки для городских поездок и Troller, с моделями T4 и Pantanal. Они известны на всем континенте и потихоньку начинают завоевывать европейский рынок.

Подводя итоги можно смело заявить, что и легковой и грузовой транспорт, произведенный в Бразилии, всегда находит своего покупателя. И не важно, имеем мы дело с именитой маркой, или чисто местным проектом. Главный вывод звучит так: модели бразильского автопрома не хуже своих коллег, произведенных в ведущих автомобильных странах мира.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

MiningWorld Rus 2025 – китайской техники больше, чем российской
Когда речь заходит о развитии горнодобывающей отрасли, ожидания от выставок вроде MiningWorld Rus обычно высоки. Однако в этом году отечественная техника...