
Лайнеры-гиганты – от 30-х до 2000-х
В сознании современного человека комфортабельный самолет ассоциируется с лайнерами для президентов и наиболее состоятельных представителей бизнес-класса. Но что вы скажете о воздушном судне 30-х годов, у которого на борту были не только спальные места, а и кинотеатр, библиотека и даже типография. И это, не говоря о радио- и телефонной станции! Такое «крутое» «наполнение» имело советское воздушное судно АНТ-20, получивший название «Максим Горький», а позже и его последователь – АНТ-20 бис (ПС-124). Как сложилась судьба воздушных лайнеров-гигантов прошлого?
Откуда такое название? В начале 30-х годов в СССР литературное и общественное движение было на особом подъеме. И, конечно же, такой мастер пера, как Горький – всегда в центре внимания. А тут в конце 1932-го намечался сорокалетний юбилей литературной деятельности писателя. А что ему может подарить страна, которая только что оправилась от гражданской войны и разрухи? Предложения были разными, и все в духе времени – сапоги, собрание сочинений самого же автора, трубка, с которой Горький редко расставался и т. д. Однако всех переплюнул известный в то время поэт Михаил Кольцов, возглавлявший журнал «Огонек». Он предложил построить на народные деньги «гигантский самолет-агитатор», который будет олицетворять «новое общество».
Мысль нельзя было назвать фантазией с потолка. На «балансе» России уже был знаменитый «тяжеловес» самолет «Илья Муромец» и менее известные «Гранд», «Русский витязь». К тому времени были совершены дальние перелеты во многие европейские столицы на лайнере «Крылья Советов» (АНТ-9), АНТ-4 под названием «Страна Советов» долетел до Нью-Йорка.
АНТ-4 на этапе строительства – такая штуковина перелетела Атлантический океан! Фото: YouTube.com
В 1931 году человек-легенда Михаил Громов поднял в небо 5-моторный пассажирский самолет «Правда» (АНТ-14), налетавший без аварий свыше 1000 часов. Военным тоже был не чужд «дух гигантизма»: вводились в эксплуатацию ТБ-3 и ТБ-4, являвшиеся тяжелыми бомбардировщиками.
В стране идею о самолете восприняли с энтузиазмом и деньги собрали быстро. Интересно, а сейчас такое возможно? Скинуться всем миром на какой-нибудь новый МС-22? А тогда это было в порядке вещей. В 1933 году с КБ, которое возглавлял Туполев, был заключен договор о разработке судна. И здесь же авиаконструктору поэт Кольцов (редактор журнала «Огонек», под эгидой которого собирали средства) передал чек на 500 тыс. руб. (квалифицированный рабочий получал в месяц 250 руб., хлеб стоил 85 копеек, мясо 6-7 руб.). По схеме новый самолет являлся конструктивным продолжением бомбардировщика ТБ-4. Однако техзадание отходило от военных «рельс».
Предшественник АНТ-20 бомбардировщик ТБ-4. Фото: YouTube.com
Предстояло построить лайнер, который можно использовать для перевозки как пассажиров, так и грузов. И при этом «двойное назначение» никто не отменял: АНТ-20 мог использоваться, как «летающий» штаб и бомбардировщик. Соответственно внутри нужно разместить необходимое оборудование: кинофотолабораторию, АТС, типографию, радиостанции (не одну!) и даже громкоговорящую установку под любопытным для атеистического общества названием «Голос с неба».
Внутренняя структура АНТ-20. Фото: YouTube.com
«Начинка» была серьезная, и при этом самолету «предписали» взлетать с грунтовой полосы длиной до 400 м. Чтобы добиться таких характеристик, пришлось увеличить площадь крыла и его длину. Шести двигателей М-34ФРН мощностью по 750 «лошадей» не хватало, пришлось дополнительно разместить еще парочку над фюзеляжем. Самолет получился достаточно жизнеспособным: при отказе двух моторов полет продолжался.
Однако 10.04.1934 самолет был готов. Его отдельные части транспортировали на Центральный аэродром, где и благополучно собрали в единое целое. Уже в июне Михаил Громов впервые взлетел на гиганте в небо. Летчик-испытатель не уставал хвалить лайнер, подчеркивая «удобное и простое» управление и надежность конструкции. Такой отзыв сделал возможным участие АНТ-20 в параде на чествовании полярников-челюскинцев. В это же время установлены первые мировые рекорды по грузоподъемности – сначала 10, потом 15 тонн на 5 км высоты.
Фюзеляж сделали из дюралюминия с гофрированной обшивкой. Самолет был настолько огромным, что пассажиры размещались даже в крыльях двухметровой высоты, а пилоты имели доступ к двигателям изнутри, чтобы при необходимости произвести их ремонт. Технические параметры АНТ-20:
✅ размах крыльев – 63 м (у современного турбовинтового Ан-22 – 57,3 м)
✅ взлетная масса пустого (максимальная) – 31,2 т (42 т)
✅ общая мощность силовой установки из 8-ми моторов – 7200 л. с.
✅ дальность – 1000 км
✅ скорость – 275 км/ч
✅ потолок – 7,5 км
Все механизмы управления стабилизатором, подкрылками, имели электрические сервоприводы, что уменьшало усилие на штурвале. В АНТ-20 была своя электростанция переменного тока для питания оборудования, что было новшеством для самолетов.
Места для пассажиров «комплектовались» мягкими креслами, полы устилались коврами, имелись столы с лампами. Предусмотрены спальные «каюты», в лайнере имелись умывальники и туалеты, к услугам пассажиров – буфет, где подавались горячие блюда.
Можно и перекусить с комфортом. Фото: YouTube.com
А еще на борту располагался склад с продуктами, библиотека. Для просмотра фильмов предусмотрен кинотеатр, связь осуществлялась посредством АТС на шестнадцать абонентов.
Одно из служебных помещений: прям, как в офисе! Фото: YouTube.com
А еще использовалась громкоговорящая установка, вещавшая прямо с неба. Всего помещалось 72 пассажира, общая «жилая площадь» – районе 100 кв. м. В 1935-м на этом лайнере летал французский писатель Антуан де Сент-Экзепюри.
Самолет совершал регулярные рейсы над столицей, возил и чествовал передовиков производства. 18.05.1935 решили «прокатить» участников реализации этого грандиозного проекта: рабочих, их детей, конструкторов, рядовых инженеров, всего 38 человек, плюс 9 членов экипажа. На борту был и кинооператор. Ант-20 сопровождали истребители И-5, один из которых пилотировал Н. П. Благин. Это было нужно, чтобы наглядно продемонстрировать огромные размеры «Максима Горького».
Самолет казался огромным на фоне сопровождавших его истребителей. Фото: YouTube.com
Момент трагедии. Фото: YouTube.com
Почему летчик стал крутить опасные пируэты около АНТ-20, неясно до сих пор. То ли кинооператор попросил (перед полетом с ним была долгая обстоятельная беседа), то ли это была его личная инициатива или чья-то просьба. Предположение о спланированной диверсии не подходило: летчика похоронили с почестями, семья получала увеличенную пенсию.
Самолет был построен в единственном экземпляре. Однако это не значит, что идея с передовыми технологиями была похоронена. Общественность по-своему восприняла трагедию: были собраны средства на постройку еще 16 подобных самолетов. В конце лета 1939-го был испытан ПС-124 (АНТ-20 бис), являвшийся многоместным шестимоторным пассажирским лайнером. Он активно использовался на авиалиниях в предвоенные годы и позже. От «Максима Горького» самолет отличался меньшим количество двигателей, имевших, однако, большую мощность. Его характеристики:
✅ размах крыла – 63 м
✅ 6 двигателей АМ-35 – 7200 л. с.
✅ масса пустого (максимальная взлетная) – 31,2 т (44 т)
✅ средняя скорость – 235 км/ч
✅ дальность – до 1300 км
✅ потолок – 5,5 км
✅ число пассажиров – 64
Самолет был построен в единственном экземпляре – началась война и собранным деньгам нашли лучшее применение. Судьба ПС-124 тоже трагична, как его предшественника. Лайнер совершал пассажирские рейсы на юге страны. В декабре 42-го в ходе обычного полета командир судна «дал порулить» одному из пассажиров, который специально или случайно включил стабилизатор. Самолет пошел вниз и сорвался в пике. Второй пилот среагировать не успел.
ПС-124 имел только 6 двигателей. Фото: YouTube.com
На этом линейка многомоторных тихоходных «тяжеловесов» прервалась. Страна постепенно входила в другую, реактивную эпоху самолетостроения. Но это не значит, что о винтовых гигантах все забыли – их строили еще более полувека, о чем мы и расскажем в ближайшей статье.
«Максим Горький»
Откуда такое название? В начале 30-х годов в СССР литературное и общественное движение было на особом подъеме. И, конечно же, такой мастер пера, как Горький – всегда в центре внимания. А тут в конце 1932-го намечался сорокалетний юбилей литературной деятельности писателя. А что ему может подарить страна, которая только что оправилась от гражданской войны и разрухи? Предложения были разными, и все в духе времени – сапоги, собрание сочинений самого же автора, трубка, с которой Горький редко расставался и т. д. Однако всех переплюнул известный в то время поэт Михаил Кольцов, возглавлявший журнал «Огонек». Он предложил построить на народные деньги «гигантский самолет-агитатор», который будет олицетворять «новое общество».
Мысль нельзя было назвать фантазией с потолка. На «балансе» России уже был знаменитый «тяжеловес» самолет «Илья Муромец» и менее известные «Гранд», «Русский витязь». К тому времени были совершены дальние перелеты во многие европейские столицы на лайнере «Крылья Советов» (АНТ-9), АНТ-4 под названием «Страна Советов» долетел до Нью-Йорка.

В 1931 году человек-легенда Михаил Громов поднял в небо 5-моторный пассажирский самолет «Правда» (АНТ-14), налетавший без аварий свыше 1000 часов. Военным тоже был не чужд «дух гигантизма»: вводились в эксплуатацию ТБ-3 и ТБ-4, являвшиеся тяжелыми бомбардировщиками.
Как строили АНТ-20
В стране идею о самолете восприняли с энтузиазмом и деньги собрали быстро. Интересно, а сейчас такое возможно? Скинуться всем миром на какой-нибудь новый МС-22? А тогда это было в порядке вещей. В 1933 году с КБ, которое возглавлял Туполев, был заключен договор о разработке судна. И здесь же авиаконструктору поэт Кольцов (редактор журнала «Огонек», под эгидой которого собирали средства) передал чек на 500 тыс. руб. (квалифицированный рабочий получал в месяц 250 руб., хлеб стоил 85 копеек, мясо 6-7 руб.). По схеме новый самолет являлся конструктивным продолжением бомбардировщика ТБ-4. Однако техзадание отходило от военных «рельс».

Предстояло построить лайнер, который можно использовать для перевозки как пассажиров, так и грузов. И при этом «двойное назначение» никто не отменял: АНТ-20 мог использоваться, как «летающий» штаб и бомбардировщик. Соответственно внутри нужно разместить необходимое оборудование: кинофотолабораторию, АТС, типографию, радиостанции (не одну!) и даже громкоговорящую установку под любопытным для атеистического общества названием «Голос с неба».

«Начинка» была серьезная, и при этом самолету «предписали» взлетать с грунтовой полосы длиной до 400 м. Чтобы добиться таких характеристик, пришлось увеличить площадь крыла и его длину. Шести двигателей М-34ФРН мощностью по 750 «лошадей» не хватало, пришлось дополнительно разместить еще парочку над фюзеляжем. Самолет получился достаточно жизнеспособным: при отказе двух моторов полет продолжался.
На Западе отнеслись к идее скептически: британский журнал Airplan писал о «русском воображении» и о том, что если такой гигант взлетит, то не сядет – развалится.
Однако 10.04.1934 самолет был готов. Его отдельные части транспортировали на Центральный аэродром, где и благополучно собрали в единое целое. Уже в июне Михаил Громов впервые взлетел на гиганте в небо. Летчик-испытатель не уставал хвалить лайнер, подчеркивая «удобное и простое» управление и надежность конструкции. Такой отзыв сделал возможным участие АНТ-20 в параде на чествовании полярников-челюскинцев. В это же время установлены первые мировые рекорды по грузоподъемности – сначала 10, потом 15 тонн на 5 км высоты.
Особенности конструкции
Фюзеляж сделали из дюралюминия с гофрированной обшивкой. Самолет был настолько огромным, что пассажиры размещались даже в крыльях двухметровой высоты, а пилоты имели доступ к двигателям изнутри, чтобы при необходимости произвести их ремонт. Технические параметры АНТ-20:
✅ размах крыльев – 63 м (у современного турбовинтового Ан-22 – 57,3 м)
✅ взлетная масса пустого (максимальная) – 31,2 т (42 т)
✅ общая мощность силовой установки из 8-ми моторов – 7200 л. с.
✅ дальность – 1000 км
✅ скорость – 275 км/ч
✅ потолок – 7,5 км
Все механизмы управления стабилизатором, подкрылками, имели электрические сервоприводы, что уменьшало усилие на штурвале. В АНТ-20 была своя электростанция переменного тока для питания оборудования, что было новшеством для самолетов.
Оснащение и комфорт
Места для пассажиров «комплектовались» мягкими креслами, полы устилались коврами, имелись столы с лампами. Предусмотрены спальные «каюты», в лайнере имелись умывальники и туалеты, к услугам пассажиров – буфет, где подавались горячие блюда.

А еще на борту располагался склад с продуктами, библиотека. Для просмотра фильмов предусмотрен кинотеатр, связь осуществлялась посредством АТС на шестнадцать абонентов.

А еще использовалась громкоговорящая установка, вещавшая прямо с неба. Всего помещалось 72 пассажира, общая «жилая площадь» – районе 100 кв. м. В 1935-м на этом лайнере летал французский писатель Антуан де Сент-Экзепюри.
Трагедия
Самолет совершал регулярные рейсы над столицей, возил и чествовал передовиков производства. 18.05.1935 решили «прокатить» участников реализации этого грандиозного проекта: рабочих, их детей, конструкторов, рядовых инженеров, всего 38 человек, плюс 9 членов экипажа. На борту был и кинооператор. Ант-20 сопровождали истребители И-5, один из которых пилотировал Н. П. Благин. Это было нужно, чтобы наглядно продемонстрировать огромные размеры «Максима Горького».

По словам летчика, летевшего на другом истребителе, Благин внезапно стал крутить фигуры высшего пилотажа вокруг гиганта. Пытаясь облететь вокруг крыла АНТ-20, летчик не удержал истребитель, который рухнул на крыло лайнера. Гигант не перенес такого удара, вошел в пике, перевернулся вверх шасси и упал на сосны, разваливаясь на части.

Почему летчик стал крутить опасные пируэты около АНТ-20, неясно до сих пор. То ли кинооператор попросил (перед полетом с ним была долгая обстоятельная беседа), то ли это была его личная инициатива или чья-то просьба. Предположение о спланированной диверсии не подходило: летчика похоронили с почестями, семья получала увеличенную пенсию.
Окончание
Самолет был построен в единственном экземпляре. Однако это не значит, что идея с передовыми технологиями была похоронена. Общественность по-своему восприняла трагедию: были собраны средства на постройку еще 16 подобных самолетов. В конце лета 1939-го был испытан ПС-124 (АНТ-20 бис), являвшийся многоместным шестимоторным пассажирским лайнером. Он активно использовался на авиалиниях в предвоенные годы и позже. От «Максима Горького» самолет отличался меньшим количество двигателей, имевших, однако, большую мощность. Его характеристики:
✅ размах крыла – 63 м
✅ 6 двигателей АМ-35 – 7200 л. с.
✅ масса пустого (максимальная взлетная) – 31,2 т (44 т)
✅ средняя скорость – 235 км/ч
✅ дальность – до 1300 км
✅ потолок – 5,5 км
✅ число пассажиров – 64
Самолет был построен в единственном экземпляре – началась война и собранным деньгам нашли лучшее применение. Судьба ПС-124 тоже трагична, как его предшественника. Лайнер совершал пассажирские рейсы на юге страны. В декабре 42-го в ходе обычного полета командир судна «дал порулить» одному из пассажиров, который специально или случайно включил стабилизатор. Самолет пошел вниз и сорвался в пике. Второй пилот среагировать не успел.

На этом линейка многомоторных тихоходных «тяжеловесов» прервалась. Страна постепенно входила в другую, реактивную эпоху самолетостроения. Но это не значит, что о винтовых гигантах все забыли – их строили еще более полувека, о чем мы и расскажем в ближайшей статье.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

MiningWorld Rus 2025 – китайской техники больше, чем российской
Когда речь заходит о развитии горнодобывающей отрасли, ожидания от выставок вроде MiningWorld Rus обычно высоки. Однако в этом году отечественная техника...