Лайнеры-гиганты – от 30-х до 2000-х
В сознании современного человека комфортабельный самолет ассоциируется с лайнерами для президентов и наиболее состоятельных представителей бизнес-класса. Но что вы скажете о воздушном судне 30-х годов, у которого на борту были не только спальные места, а и кинотеатр, библиотека и даже типография. И это, не говоря о радио- и телефонной станции! Такое «крутое» «наполнение» имело советское воздушное судно АНТ-20, получивший название «Максим Горький», а позже и его последователь – АНТ-20 бис (ПС-124). Как сложилась судьба воздушных лайнеров-гигантов прошлого?
Откуда такое название? В начале 30-х годов в СССР литературное и общественное движение было на особом подъеме. И, конечно же, такой мастер пера, как Горький – всегда в центре внимания. А тут в конце 1932-го намечался сорокалетний юбилей литературной деятельности писателя. А что ему может подарить страна, которая только что оправилась от гражданской войны и разрухи? Предложения были разными, и все в духе времени – сапоги, собрание сочинений самого же автора, трубка, с которой Горький редко расставался и т. д. Однако всех переплюнул известный в то время поэт Михаил Кольцов, возглавлявший журнал «Огонек». Он предложил построить на народные деньги «гигантский самолет-агитатор», который будет олицетворять «новое общество».
Мысль нельзя было назвать фантазией с потолка. На «балансе» России уже был знаменитый «тяжеловес» самолет «Илья Муромец» и менее известные «Гранд», «Русский витязь». К тому времени были совершены дальние перелеты во многие европейские столицы на лайнере «Крылья Советов» (АНТ-9), АНТ-4 под названием «Страна Советов» долетел до Нью-Йорка.
В 1931 году человек-легенда Михаил Громов поднял в небо 5-моторный пассажирский самолет «Правда» (АНТ-14), налетавший без аварий свыше 1000 часов. Военным тоже был не чужд «дух гигантизма»: вводились в эксплуатацию ТБ-3 и ТБ-4, являвшиеся тяжелыми бомбардировщиками.
В стране идею о самолете восприняли с энтузиазмом и деньги собрали быстро. Интересно, а сейчас такое возможно? Скинуться всем миром на какой-нибудь новый МС-22? А тогда это было в порядке вещей. В 1933 году с КБ, которое возглавлял Туполев, был заключен договор о разработке судна. И здесь же авиаконструктору поэт Кольцов (редактор журнала «Огонек», под эгидой которого собирали средства) передал чек на 500 тыс. руб. (квалифицированный рабочий получал в месяц 250 руб., хлеб стоил 85 копеек, мясо 6-7 руб.). По схеме новый самолет являлся конструктивным продолжением бомбардировщика ТБ-4. Однако техзадание отходило от военных «рельс».
Предстояло построить лайнер, который можно использовать для перевозки как пассажиров, так и грузов. И при этом «двойное назначение» никто не отменял: АНТ-20 мог использоваться, как «летающий» штаб и бомбардировщик. Соответственно внутри нужно разместить необходимое оборудование: кинофотолабораторию, АТС, типографию, радиостанции (не одну!) и даже громкоговорящую установку под любопытным для атеистического общества названием «Голос с неба».
«Начинка» была серьезная, и при этом самолету «предписали» взлетать с грунтовой полосы длиной до 400 м. Чтобы добиться таких характеристик, пришлось увеличить площадь крыла и его длину. Шести двигателей М-34ФРН мощностью по 750 «лошадей» не хватало, пришлось дополнительно разместить еще парочку над фюзеляжем. Самолет получился достаточно жизнеспособным: при отказе двух моторов полет продолжался.
Однако 10.04.1934 самолет был готов. Его отдельные части транспортировали на Центральный аэродром, где и благополучно собрали в единое целое. Уже в июне Михаил Громов впервые взлетел на гиганте в небо. Летчик-испытатель не уставал хвалить лайнер, подчеркивая «удобное и простое» управление и надежность конструкции. Такой отзыв сделал возможным участие АНТ-20 в параде на чествовании полярников-челюскинцев. В это же время установлены первые мировые рекорды по грузоподъемности – сначала 10, потом 15 тонн на 5 км высоты.
Фюзеляж сделали из дюралюминия с гофрированной обшивкой. Самолет был настолько огромным, что пассажиры размещались даже в крыльях двухметровой высоты, а пилоты имели доступ к двигателям изнутри, чтобы при необходимости произвести их ремонт. Технические параметры АНТ-20:
✅ размах крыльев – 63 м (у современного турбовинтового Ан-22 – 57,3 м)
✅ взлетная масса пустого (максимальная) – 31,2 т (42 т)
✅ общая мощность силовой установки из 8-ми моторов – 7200 л. с.
✅ дальность – 1000 км
✅ скорость – 275 км/ч
✅ потолок – 7,5 км
Все механизмы управления стабилизатором, подкрылками, имели электрические сервоприводы, что уменьшало усилие на штурвале. В АНТ-20 была своя электростанция переменного тока для питания оборудования, что было новшеством для самолетов.
Места для пассажиров «комплектовались» мягкими креслами, полы устилались коврами, имелись столы с лампами. Предусмотрены спальные «каюты», в лайнере имелись умывальники и туалеты, к услугам пассажиров – буфет, где подавались горячие блюда.
А еще на борту располагался склад с продуктами, библиотека. Для просмотра фильмов предусмотрен кинотеатр, связь осуществлялась посредством АТС на шестнадцать абонентов.
А еще использовалась громкоговорящая установка, вещавшая прямо с неба. Всего помещалось 72 пассажира, общая «жилая площадь» – районе 100 кв. м. В 1935-м на этом лайнере летал французский писатель Антуан де Сент-Экзепюри.
Самолет совершал регулярные рейсы над столицей, возил и чествовал передовиков производства. 18.05.1935 решили «прокатить» участников реализации этого грандиозного проекта: рабочих, их детей, конструкторов, рядовых инженеров, всего 38 человек, плюс 9 членов экипажа. На борту был и кинооператор. Ант-20 сопровождали истребители И-5, один из которых пилотировал Н. П. Благин. Это было нужно, чтобы наглядно продемонстрировать огромные размеры «Максима Горького».
Почему летчик стал крутить опасные пируэты около АНТ-20, неясно до сих пор. То ли кинооператор попросил (перед полетом с ним была долгая обстоятельная беседа), то ли это была его личная инициатива или чья-то просьба. Предположение о спланированной диверсии не подходило: летчика похоронили с почестями, семья получала увеличенную пенсию.
Самолет был построен в единственном экземпляре. Однако это не значит, что идея с передовыми технологиями была похоронена. Общественность по-своему восприняла трагедию: были собраны средства на постройку еще 16 подобных самолетов. В конце лета 1939-го был испытан ПС-124 (АНТ-20 бис), являвшийся многоместным шестимоторным пассажирским лайнером. Он активно использовался на авиалиниях в предвоенные годы и позже. От «Максима Горького» самолет отличался меньшим количество двигателей, имевших, однако, большую мощность. Его характеристики:
✅ размах крыла – 63 м
✅ 6 двигателей АМ-35 – 7200 л. с.
✅ масса пустого (максимальная взлетная) – 31,2 т (44 т)
✅ средняя скорость – 235 км/ч
✅ дальность – до 1300 км
✅ потолок – 5,5 км
✅ число пассажиров – 64
Самолет был построен в единственном экземпляре – началась война и собранным деньгам нашли лучшее применение. Судьба ПС-124 тоже трагична, как его предшественника. Лайнер совершал пассажирские рейсы на юге страны. В декабре 42-го в ходе обычного полета командир судна «дал порулить» одному из пассажиров, который специально или случайно включил стабилизатор. Самолет пошел вниз и сорвался в пике. Второй пилот среагировать не успел.
На этом линейка многомоторных тихоходных «тяжеловесов» прервалась. Страна постепенно входила в другую, реактивную эпоху самолетостроения. Но это не значит, что о винтовых гигантах все забыли – их строили еще более полувека, о чем мы и расскажем в ближайшей статье.
«Максим Горький»
Откуда такое название? В начале 30-х годов в СССР литературное и общественное движение было на особом подъеме. И, конечно же, такой мастер пера, как Горький – всегда в центре внимания. А тут в конце 1932-го намечался сорокалетний юбилей литературной деятельности писателя. А что ему может подарить страна, которая только что оправилась от гражданской войны и разрухи? Предложения были разными, и все в духе времени – сапоги, собрание сочинений самого же автора, трубка, с которой Горький редко расставался и т. д. Однако всех переплюнул известный в то время поэт Михаил Кольцов, возглавлявший журнал «Огонек». Он предложил построить на народные деньги «гигантский самолет-агитатор», который будет олицетворять «новое общество».
Мысль нельзя было назвать фантазией с потолка. На «балансе» России уже был знаменитый «тяжеловес» самолет «Илья Муромец» и менее известные «Гранд», «Русский витязь». К тому времени были совершены дальние перелеты во многие европейские столицы на лайнере «Крылья Советов» (АНТ-9), АНТ-4 под названием «Страна Советов» долетел до Нью-Йорка.
АНТ-4 на этапе строительства – такая штуковина перелетела Атлантический океан! Фото: YouTube.com
В 1931 году человек-легенда Михаил Громов поднял в небо 5-моторный пассажирский самолет «Правда» (АНТ-14), налетавший без аварий свыше 1000 часов. Военным тоже был не чужд «дух гигантизма»: вводились в эксплуатацию ТБ-3 и ТБ-4, являвшиеся тяжелыми бомбардировщиками.
Как строили АНТ-20
В стране идею о самолете восприняли с энтузиазмом и деньги собрали быстро. Интересно, а сейчас такое возможно? Скинуться всем миром на какой-нибудь новый МС-22? А тогда это было в порядке вещей. В 1933 году с КБ, которое возглавлял Туполев, был заключен договор о разработке судна. И здесь же авиаконструктору поэт Кольцов (редактор журнала «Огонек», под эгидой которого собирали средства) передал чек на 500 тыс. руб. (квалифицированный рабочий получал в месяц 250 руб., хлеб стоил 85 копеек, мясо 6-7 руб.). По схеме новый самолет являлся конструктивным продолжением бомбардировщика ТБ-4. Однако техзадание отходило от военных «рельс».
Предшественник АНТ-20 бомбардировщик ТБ-4. Фото: YouTube.com
Предстояло построить лайнер, который можно использовать для перевозки как пассажиров, так и грузов. И при этом «двойное назначение» никто не отменял: АНТ-20 мог использоваться, как «летающий» штаб и бомбардировщик. Соответственно внутри нужно разместить необходимое оборудование: кинофотолабораторию, АТС, типографию, радиостанции (не одну!) и даже громкоговорящую установку под любопытным для атеистического общества названием «Голос с неба».
Внутренняя структура АНТ-20. Фото: YouTube.com
«Начинка» была серьезная, и при этом самолету «предписали» взлетать с грунтовой полосы длиной до 400 м. Чтобы добиться таких характеристик, пришлось увеличить площадь крыла и его длину. Шести двигателей М-34ФРН мощностью по 750 «лошадей» не хватало, пришлось дополнительно разместить еще парочку над фюзеляжем. Самолет получился достаточно жизнеспособным: при отказе двух моторов полет продолжался.
На Западе отнеслись к идее скептически: британский журнал Airplan писал о «русском воображении» и о том, что если такой гигант взлетит, то не сядет – развалится.
Однако 10.04.1934 самолет был готов. Его отдельные части транспортировали на Центральный аэродром, где и благополучно собрали в единое целое. Уже в июне Михаил Громов впервые взлетел на гиганте в небо. Летчик-испытатель не уставал хвалить лайнер, подчеркивая «удобное и простое» управление и надежность конструкции. Такой отзыв сделал возможным участие АНТ-20 в параде на чествовании полярников-челюскинцев. В это же время установлены первые мировые рекорды по грузоподъемности – сначала 10, потом 15 тонн на 5 км высоты.
Особенности конструкции
Фюзеляж сделали из дюралюминия с гофрированной обшивкой. Самолет был настолько огромным, что пассажиры размещались даже в крыльях двухметровой высоты, а пилоты имели доступ к двигателям изнутри, чтобы при необходимости произвести их ремонт. Технические параметры АНТ-20:
✅ размах крыльев – 63 м (у современного турбовинтового Ан-22 – 57,3 м)
✅ взлетная масса пустого (максимальная) – 31,2 т (42 т)
✅ общая мощность силовой установки из 8-ми моторов – 7200 л. с.
✅ дальность – 1000 км
✅ скорость – 275 км/ч
✅ потолок – 7,5 км
Все механизмы управления стабилизатором, подкрылками, имели электрические сервоприводы, что уменьшало усилие на штурвале. В АНТ-20 была своя электростанция переменного тока для питания оборудования, что было новшеством для самолетов.
Оснащение и комфорт
Места для пассажиров «комплектовались» мягкими креслами, полы устилались коврами, имелись столы с лампами. Предусмотрены спальные «каюты», в лайнере имелись умывальники и туалеты, к услугам пассажиров – буфет, где подавались горячие блюда.
Можно и перекусить с комфортом. Фото: YouTube.com
А еще на борту располагался склад с продуктами, библиотека. Для просмотра фильмов предусмотрен кинотеатр, связь осуществлялась посредством АТС на шестнадцать абонентов.
Одно из служебных помещений: прям, как в офисе! Фото: YouTube.com
А еще использовалась громкоговорящая установка, вещавшая прямо с неба. Всего помещалось 72 пассажира, общая «жилая площадь» – районе 100 кв. м. В 1935-м на этом лайнере летал французский писатель Антуан де Сент-Экзепюри.
Трагедия
Самолет совершал регулярные рейсы над столицей, возил и чествовал передовиков производства. 18.05.1935 решили «прокатить» участников реализации этого грандиозного проекта: рабочих, их детей, конструкторов, рядовых инженеров, всего 38 человек, плюс 9 членов экипажа. На борту был и кинооператор. Ант-20 сопровождали истребители И-5, один из которых пилотировал Н. П. Благин. Это было нужно, чтобы наглядно продемонстрировать огромные размеры «Максима Горького».
Самолет казался огромным на фоне сопровождавших его истребителей. Фото: YouTube.com
По словам летчика, летевшего на другом истребителе, Благин внезапно стал крутить фигуры высшего пилотажа вокруг гиганта. Пытаясь облететь вокруг крыла АНТ-20, летчик не удержал истребитель, который рухнул на крыло лайнера. Гигант не перенес такого удара, вошел в пике, перевернулся вверх шасси и упал на сосны, разваливаясь на части.
Момент трагедии. Фото: YouTube.com
Почему летчик стал крутить опасные пируэты около АНТ-20, неясно до сих пор. То ли кинооператор попросил (перед полетом с ним была долгая обстоятельная беседа), то ли это была его личная инициатива или чья-то просьба. Предположение о спланированной диверсии не подходило: летчика похоронили с почестями, семья получала увеличенную пенсию.
Окончание
Самолет был построен в единственном экземпляре. Однако это не значит, что идея с передовыми технологиями была похоронена. Общественность по-своему восприняла трагедию: были собраны средства на постройку еще 16 подобных самолетов. В конце лета 1939-го был испытан ПС-124 (АНТ-20 бис), являвшийся многоместным шестимоторным пассажирским лайнером. Он активно использовался на авиалиниях в предвоенные годы и позже. От «Максима Горького» самолет отличался меньшим количество двигателей, имевших, однако, большую мощность. Его характеристики:
✅ размах крыла – 63 м
✅ 6 двигателей АМ-35 – 7200 л. с.
✅ масса пустого (максимальная взлетная) – 31,2 т (44 т)
✅ средняя скорость – 235 км/ч
✅ дальность – до 1300 км
✅ потолок – 5,5 км
✅ число пассажиров – 64
Самолет был построен в единственном экземпляре – началась война и собранным деньгам нашли лучшее применение. Судьба ПС-124 тоже трагична, как его предшественника. Лайнер совершал пассажирские рейсы на юге страны. В декабре 42-го в ходе обычного полета командир судна «дал порулить» одному из пассажиров, который специально или случайно включил стабилизатор. Самолет пошел вниз и сорвался в пике. Второй пилот среагировать не успел.
ПС-124 имел только 6 двигателей. Фото: YouTube.com
На этом линейка многомоторных тихоходных «тяжеловесов» прервалась. Страна постепенно входила в другую, реактивную эпоху самолетостроения. Но это не значит, что о винтовых гигантах все забыли – их строили еще более полувека, о чем мы и расскажем в ближайшей статье.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...