Лайнеры-гиганты – от 30-х до 2000-х
В сознании современного человека комфортабельный самолет ассоциируется с лайнерами для президентов и наиболее состоятельных представителей бизнес-класса. Но что вы скажете о воздушном судне 30-х годов, у которого на борту были не только спальные места, а и кинотеатр, библиотека и даже типография. И это, не говоря о радио- и телефонной станции! Такое «крутое» «наполнение» имело советское воздушное судно АНТ-20, получивший название «Максим Горький», а позже и его последователь – АНТ-20 бис (ПС-124). Как сложилась судьба воздушных лайнеров-гигантов прошлого?
Откуда такое название? В начале 30-х годов в СССР литературное и общественное движение было на особом подъеме. И, конечно же, такой мастер пера, как Горький – всегда в центре внимания. А тут в конце 1932-го намечался сорокалетний юбилей литературной деятельности писателя. А что ему может подарить страна, которая только что оправилась от гражданской войны и разрухи? Предложения были разными, и все в духе времени – сапоги, собрание сочинений самого же автора, трубка, с которой Горький редко расставался и т. д. Однако всех переплюнул известный в то время поэт Михаил Кольцов, возглавлявший журнал «Огонек». Он предложил построить на народные деньги «гигантский самолет-агитатор», который будет олицетворять «новое общество».
Мысль нельзя было назвать фантазией с потолка. На «балансе» России уже был знаменитый «тяжеловес» самолет «Илья Муромец» и менее известные «Гранд», «Русский витязь». К тому времени были совершены дальние перелеты во многие европейские столицы на лайнере «Крылья Советов» (АНТ-9), АНТ-4 под названием «Страна Советов» долетел до Нью-Йорка.
В 1931 году человек-легенда Михаил Громов поднял в небо 5-моторный пассажирский самолет «Правда» (АНТ-14), налетавший без аварий свыше 1000 часов. Военным тоже был не чужд «дух гигантизма»: вводились в эксплуатацию ТБ-3 и ТБ-4, являвшиеся тяжелыми бомбардировщиками.
В стране идею о самолете восприняли с энтузиазмом и деньги собрали быстро. Интересно, а сейчас такое возможно? Скинуться всем миром на какой-нибудь новый МС-22? А тогда это было в порядке вещей. В 1933 году с КБ, которое возглавлял Туполев, был заключен договор о разработке судна. И здесь же авиаконструктору поэт Кольцов (редактор журнала «Огонек», под эгидой которого собирали средства) передал чек на 500 тыс. руб. (квалифицированный рабочий получал в месяц 250 руб., хлеб стоил 85 копеек, мясо 6-7 руб.). По схеме новый самолет являлся конструктивным продолжением бомбардировщика ТБ-4. Однако техзадание отходило от военных «рельс».
Предстояло построить лайнер, который можно использовать для перевозки как пассажиров, так и грузов. И при этом «двойное назначение» никто не отменял: АНТ-20 мог использоваться, как «летающий» штаб и бомбардировщик. Соответственно внутри нужно разместить необходимое оборудование: кинофотолабораторию, АТС, типографию, радиостанции (не одну!) и даже громкоговорящую установку под любопытным для атеистического общества названием «Голос с неба».
«Начинка» была серьезная, и при этом самолету «предписали» взлетать с грунтовой полосы длиной до 400 м. Чтобы добиться таких характеристик, пришлось увеличить площадь крыла и его длину. Шести двигателей М-34ФРН мощностью по 750 «лошадей» не хватало, пришлось дополнительно разместить еще парочку над фюзеляжем. Самолет получился достаточно жизнеспособным: при отказе двух моторов полет продолжался.
Однако 10.04.1934 самолет был готов. Его отдельные части транспортировали на Центральный аэродром, где и благополучно собрали в единое целое. Уже в июне Михаил Громов впервые взлетел на гиганте в небо. Летчик-испытатель не уставал хвалить лайнер, подчеркивая «удобное и простое» управление и надежность конструкции. Такой отзыв сделал возможным участие АНТ-20 в параде на чествовании полярников-челюскинцев. В это же время установлены первые мировые рекорды по грузоподъемности – сначала 10, потом 15 тонн на 5 км высоты.
Фюзеляж сделали из дюралюминия с гофрированной обшивкой. Самолет был настолько огромным, что пассажиры размещались даже в крыльях двухметровой высоты, а пилоты имели доступ к двигателям изнутри, чтобы при необходимости произвести их ремонт. Технические параметры АНТ-20:
✅ размах крыльев – 63 м (у современного турбовинтового Ан-22 – 57,3 м)
✅ взлетная масса пустого (максимальная) – 31,2 т (42 т)
✅ общая мощность силовой установки из 8-ми моторов – 7200 л. с.
✅ дальность – 1000 км
✅ скорость – 275 км/ч
✅ потолок – 7,5 км
Все механизмы управления стабилизатором, подкрылками, имели электрические сервоприводы, что уменьшало усилие на штурвале. В АНТ-20 была своя электростанция переменного тока для питания оборудования, что было новшеством для самолетов.
Места для пассажиров «комплектовались» мягкими креслами, полы устилались коврами, имелись столы с лампами. Предусмотрены спальные «каюты», в лайнере имелись умывальники и туалеты, к услугам пассажиров – буфет, где подавались горячие блюда.
А еще на борту располагался склад с продуктами, библиотека. Для просмотра фильмов предусмотрен кинотеатр, связь осуществлялась посредством АТС на шестнадцать абонентов.
А еще использовалась громкоговорящая установка, вещавшая прямо с неба. Всего помещалось 72 пассажира, общая «жилая площадь» – районе 100 кв. м. В 1935-м на этом лайнере летал французский писатель Антуан де Сент-Экзепюри.
Самолет совершал регулярные рейсы над столицей, возил и чествовал передовиков производства. 18.05.1935 решили «прокатить» участников реализации этого грандиозного проекта: рабочих, их детей, конструкторов, рядовых инженеров, всего 38 человек, плюс 9 членов экипажа. На борту был и кинооператор. Ант-20 сопровождали истребители И-5, один из которых пилотировал Н. П. Благин. Это было нужно, чтобы наглядно продемонстрировать огромные размеры «Максима Горького».
Почему летчик стал крутить опасные пируэты около АНТ-20, неясно до сих пор. То ли кинооператор попросил (перед полетом с ним была долгая обстоятельная беседа), то ли это была его личная инициатива или чья-то просьба. Предположение о спланированной диверсии не подходило: летчика похоронили с почестями, семья получала увеличенную пенсию.
Самолет был построен в единственном экземпляре. Однако это не значит, что идея с передовыми технологиями была похоронена. Общественность по-своему восприняла трагедию: были собраны средства на постройку еще 16 подобных самолетов. В конце лета 1939-го был испытан ПС-124 (АНТ-20 бис), являвшийся многоместным шестимоторным пассажирским лайнером. Он активно использовался на авиалиниях в предвоенные годы и позже. От «Максима Горького» самолет отличался меньшим количество двигателей, имевших, однако, большую мощность. Его характеристики:
✅ размах крыла – 63 м
✅ 6 двигателей АМ-35 – 7200 л. с.
✅ масса пустого (максимальная взлетная) – 31,2 т (44 т)
✅ средняя скорость – 235 км/ч
✅ дальность – до 1300 км
✅ потолок – 5,5 км
✅ число пассажиров – 64
Самолет был построен в единственном экземпляре – началась война и собранным деньгам нашли лучшее применение. Судьба ПС-124 тоже трагична, как его предшественника. Лайнер совершал пассажирские рейсы на юге страны. В декабре 42-го в ходе обычного полета командир судна «дал порулить» одному из пассажиров, который специально или случайно включил стабилизатор. Самолет пошел вниз и сорвался в пике. Второй пилот среагировать не успел.
На этом линейка многомоторных тихоходных «тяжеловесов» прервалась. Страна постепенно входила в другую, реактивную эпоху самолетостроения. Но это не значит, что о винтовых гигантах все забыли – их строили еще более полувека, о чем мы и расскажем в ближайшей статье.
«Максим Горький»
Откуда такое название? В начале 30-х годов в СССР литературное и общественное движение было на особом подъеме. И, конечно же, такой мастер пера, как Горький – всегда в центре внимания. А тут в конце 1932-го намечался сорокалетний юбилей литературной деятельности писателя. А что ему может подарить страна, которая только что оправилась от гражданской войны и разрухи? Предложения были разными, и все в духе времени – сапоги, собрание сочинений самого же автора, трубка, с которой Горький редко расставался и т. д. Однако всех переплюнул известный в то время поэт Михаил Кольцов, возглавлявший журнал «Огонек». Он предложил построить на народные деньги «гигантский самолет-агитатор», который будет олицетворять «новое общество».
Мысль нельзя было назвать фантазией с потолка. На «балансе» России уже был знаменитый «тяжеловес» самолет «Илья Муромец» и менее известные «Гранд», «Русский витязь». К тому времени были совершены дальние перелеты во многие европейские столицы на лайнере «Крылья Советов» (АНТ-9), АНТ-4 под названием «Страна Советов» долетел до Нью-Йорка.
АНТ-4 на этапе строительства – такая штуковина перелетела Атлантический океан! Фото: YouTube.com
В 1931 году человек-легенда Михаил Громов поднял в небо 5-моторный пассажирский самолет «Правда» (АНТ-14), налетавший без аварий свыше 1000 часов. Военным тоже был не чужд «дух гигантизма»: вводились в эксплуатацию ТБ-3 и ТБ-4, являвшиеся тяжелыми бомбардировщиками.
Как строили АНТ-20
В стране идею о самолете восприняли с энтузиазмом и деньги собрали быстро. Интересно, а сейчас такое возможно? Скинуться всем миром на какой-нибудь новый МС-22? А тогда это было в порядке вещей. В 1933 году с КБ, которое возглавлял Туполев, был заключен договор о разработке судна. И здесь же авиаконструктору поэт Кольцов (редактор журнала «Огонек», под эгидой которого собирали средства) передал чек на 500 тыс. руб. (квалифицированный рабочий получал в месяц 250 руб., хлеб стоил 85 копеек, мясо 6-7 руб.). По схеме новый самолет являлся конструктивным продолжением бомбардировщика ТБ-4. Однако техзадание отходило от военных «рельс».
Предшественник АНТ-20 бомбардировщик ТБ-4. Фото: YouTube.com
Предстояло построить лайнер, который можно использовать для перевозки как пассажиров, так и грузов. И при этом «двойное назначение» никто не отменял: АНТ-20 мог использоваться, как «летающий» штаб и бомбардировщик. Соответственно внутри нужно разместить необходимое оборудование: кинофотолабораторию, АТС, типографию, радиостанции (не одну!) и даже громкоговорящую установку под любопытным для атеистического общества названием «Голос с неба».
Внутренняя структура АНТ-20. Фото: YouTube.com
«Начинка» была серьезная, и при этом самолету «предписали» взлетать с грунтовой полосы длиной до 400 м. Чтобы добиться таких характеристик, пришлось увеличить площадь крыла и его длину. Шести двигателей М-34ФРН мощностью по 750 «лошадей» не хватало, пришлось дополнительно разместить еще парочку над фюзеляжем. Самолет получился достаточно жизнеспособным: при отказе двух моторов полет продолжался.
На Западе отнеслись к идее скептически: британский журнал Airplan писал о «русском воображении» и о том, что если такой гигант взлетит, то не сядет – развалится.
Однако 10.04.1934 самолет был готов. Его отдельные части транспортировали на Центральный аэродром, где и благополучно собрали в единое целое. Уже в июне Михаил Громов впервые взлетел на гиганте в небо. Летчик-испытатель не уставал хвалить лайнер, подчеркивая «удобное и простое» управление и надежность конструкции. Такой отзыв сделал возможным участие АНТ-20 в параде на чествовании полярников-челюскинцев. В это же время установлены первые мировые рекорды по грузоподъемности – сначала 10, потом 15 тонн на 5 км высоты.
Особенности конструкции
Фюзеляж сделали из дюралюминия с гофрированной обшивкой. Самолет был настолько огромным, что пассажиры размещались даже в крыльях двухметровой высоты, а пилоты имели доступ к двигателям изнутри, чтобы при необходимости произвести их ремонт. Технические параметры АНТ-20:
✅ размах крыльев – 63 м (у современного турбовинтового Ан-22 – 57,3 м)
✅ взлетная масса пустого (максимальная) – 31,2 т (42 т)
✅ общая мощность силовой установки из 8-ми моторов – 7200 л. с.
✅ дальность – 1000 км
✅ скорость – 275 км/ч
✅ потолок – 7,5 км
Все механизмы управления стабилизатором, подкрылками, имели электрические сервоприводы, что уменьшало усилие на штурвале. В АНТ-20 была своя электростанция переменного тока для питания оборудования, что было новшеством для самолетов.
Оснащение и комфорт
Места для пассажиров «комплектовались» мягкими креслами, полы устилались коврами, имелись столы с лампами. Предусмотрены спальные «каюты», в лайнере имелись умывальники и туалеты, к услугам пассажиров – буфет, где подавались горячие блюда.
Можно и перекусить с комфортом. Фото: YouTube.com
А еще на борту располагался склад с продуктами, библиотека. Для просмотра фильмов предусмотрен кинотеатр, связь осуществлялась посредством АТС на шестнадцать абонентов.
Одно из служебных помещений: прям, как в офисе! Фото: YouTube.com
А еще использовалась громкоговорящая установка, вещавшая прямо с неба. Всего помещалось 72 пассажира, общая «жилая площадь» – районе 100 кв. м. В 1935-м на этом лайнере летал французский писатель Антуан де Сент-Экзепюри.
Трагедия
Самолет совершал регулярные рейсы над столицей, возил и чествовал передовиков производства. 18.05.1935 решили «прокатить» участников реализации этого грандиозного проекта: рабочих, их детей, конструкторов, рядовых инженеров, всего 38 человек, плюс 9 членов экипажа. На борту был и кинооператор. Ант-20 сопровождали истребители И-5, один из которых пилотировал Н. П. Благин. Это было нужно, чтобы наглядно продемонстрировать огромные размеры «Максима Горького».
Самолет казался огромным на фоне сопровождавших его истребителей. Фото: YouTube.com
По словам летчика, летевшего на другом истребителе, Благин внезапно стал крутить фигуры высшего пилотажа вокруг гиганта. Пытаясь облететь вокруг крыла АНТ-20, летчик не удержал истребитель, который рухнул на крыло лайнера. Гигант не перенес такого удара, вошел в пике, перевернулся вверх шасси и упал на сосны, разваливаясь на части.
Момент трагедии. Фото: YouTube.com
Почему летчик стал крутить опасные пируэты около АНТ-20, неясно до сих пор. То ли кинооператор попросил (перед полетом с ним была долгая обстоятельная беседа), то ли это была его личная инициатива или чья-то просьба. Предположение о спланированной диверсии не подходило: летчика похоронили с почестями, семья получала увеличенную пенсию.
Окончание
Самолет был построен в единственном экземпляре. Однако это не значит, что идея с передовыми технологиями была похоронена. Общественность по-своему восприняла трагедию: были собраны средства на постройку еще 16 подобных самолетов. В конце лета 1939-го был испытан ПС-124 (АНТ-20 бис), являвшийся многоместным шестимоторным пассажирским лайнером. Он активно использовался на авиалиниях в предвоенные годы и позже. От «Максима Горького» самолет отличался меньшим количество двигателей, имевших, однако, большую мощность. Его характеристики:
✅ размах крыла – 63 м
✅ 6 двигателей АМ-35 – 7200 л. с.
✅ масса пустого (максимальная взлетная) – 31,2 т (44 т)
✅ средняя скорость – 235 км/ч
✅ дальность – до 1300 км
✅ потолок – 5,5 км
✅ число пассажиров – 64
Самолет был построен в единственном экземпляре – началась война и собранным деньгам нашли лучшее применение. Судьба ПС-124 тоже трагична, как его предшественника. Лайнер совершал пассажирские рейсы на юге страны. В декабре 42-го в ходе обычного полета командир судна «дал порулить» одному из пассажиров, который специально или случайно включил стабилизатор. Самолет пошел вниз и сорвался в пике. Второй пилот среагировать не успел.
ПС-124 имел только 6 двигателей. Фото: YouTube.com
На этом линейка многомоторных тихоходных «тяжеловесов» прервалась. Страна постепенно входила в другую, реактивную эпоху самолетостроения. Но это не значит, что о винтовых гигантах все забыли – их строили еще более полувека, о чем мы и расскажем в ближайшей статье.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....