Автомобили скорой помощи советской эпохи
Учитывая тот факт, что советский автопром до начала 30-х годов существовал лишь условно (благодаря копиям иностранных моделей и закупленным за валюту импортным образцам техники), говорить о каких-то специализированных автомобилях не приходилось. Все начало меняться в лучшую сторону после введения в строй Горьковского завода и коренной модернизации, с увеличением объемов производства, столичного ЗИС. После этого кареты скорой помощи, базирующиеся на импортных шасси и на базе устаревшего АМО-Ф-15, стали вытесняться более современными отечественными моделями.
В середине десятилетия получили развитие автомобили медицинского назначения с использованием шасси легкового ГАЗ-А и грузового ГАЗ-АА. Параллельно был спроектирован санитарный ГАЗ-55 для использования в Красной армии. В этих же целях были переоборудованы две модели более мощных ЗИС. Все вышеназванные автомобили активно эксплуатировались всевозможными медицинскими учреждениями, как до начала войны, так и в годы ВОВ.
Во время страшной войны, унесшей миллионы жизней и приведшей к значительным убыткам и разрушению инфраструктуры европейской части страны, было не до конструкторских разработок и обновления существующих моделей автомобильной техники.
С 1947 года самой распространенной в столичной станции скорой помощи стала модификация известного лимузина – ЗИС-110А. Чтобы создать этот автомобиль максимально приспособленным для специфических условий использования понадобился довоенный опыт руководителей Московской станции и тесное сотрудничество с ними представителей автомобильного завода. В итоге получился автомобиль с цельнооткрывающейся задней дверью, что создавало дополнительные удобства при транспортировке лежачих больных. Максимум эргономики постарались создать и внутри салона.
Роскошное авто имело прекрасные ходовые качества, благодаря мощному, 140-сильному двигателю, развивала скорость до 140 км / ч. Но, при этом, и имела огромный расход топлива – более 27 л / 100 км пути. Всем было понятно, что такая модель не сможет стать массовой. Требовалось создать что-нибудь гораздо более простое, но не менее надежное.
Кажется, лучше всего этим критериям соответствовал ГАЗ-12Б, который был спроектирован в начале 50-х на базе седана большого класса ЗИМ. Одной из особенностей салона стала стеклянная перегородка, отделяющая водителя и салон для транспортировки больного. Думаю, многие могли видеть ее в старых советских фильмах. Также основной салон был оборудован выдвижными носилками и сидениями, складывающимися по типу армейских грузовиков.
Здесь был менее мощный 95-сильный двигатель, меньшая скорость – 120 км / ч, однако, имелся и свой немалый плюс. Расход топлива также был в полтора раза меньше, чем у ЗИС-110А – 18,5 л / 100 км. В общем, чтобы прокатиться на комфортабельном автомобиле в послевоенном СССР, не обязательно было стать партийным бонзой, достаточно просто оказаться в роли серьезно больного. Впрочем, в таком состоянии вряд ли кто-то смог бы оценить преимущество комфортной поездки.
Еще одним вариантом машины с красным крестом на кузове была модификация легендарной «Победы» ГАЗ-М20. Ее габариты не позволяли полноценного использования для перевозки лежачих больных, поэтому конструкторам пришлось изворачиваться. Все закончилось тем, что складные носилки расположили слегка по диагонали. Чтобы их уложить, достаточно было откинуть левую часть заднего сидения. Такое решение оказалось настолько оптимальным, что используется в спецавтомобилях такого типа и по сей день.
Одной из популярных моделей грузовиков 50-х стал ГАЗ-51. Именно на его базе был создан ПАЗ-653, в следующем десятилетии засветившийся в эпохальной комедии «Кавказская пленница». Эта скорая помощь хорошо известна живым свидетелям тех времен потому, что стала первым автомобилем, вышедшим «в люди». ПАЗ-653, выполненный на базе грузового автомобиля, не был утонченной моделью. Зато обладал высокой проходимостью, прочностью и ремонтопригодностью. Поэтому стал первооткрывателем провинциальных станций скорой помощи, где задержался на много лет.
Интересен тот факт, что очень часто роскошные авто проходили несколько этапов использования. После того как партийная верхушка считала автомобиль отслужившим свой ресурс, его (часто в неспециализированных мастерских) спешно переделывали в карету скорой помощи. А вот когда он уже не годился и для такого использования, проходил обратный процесс и, некогда лоснящийся лимузин, продавался рядовому покупателю. Думаю, вы понимаете, что за таким дефицитом устраивалась настоящая охота, и покупатель лишь условно мог считаться рядовым.
Во времена, которые сегодня принято называть застойными, было сразу несколько моделей «Волги» с кузовом универсал, используемых как автомобиль скорой помощи. Часто они отправлялись в небольшие поселки для амбулаторий или как дополнительный спецтранспорт. А вот «королями помощи» тех лет суждено было стать УАЗ и РАФ.
Например, первую модель от латвийской компании РАФ-977 многие принимали за ЕрАЗ, потому что последний был копией прибалтийского автомобиля. Поэтому в качестве первой «скорой» брежневской эпохи выступил именно РАФ-977. Он, фактически, ввел моду на то, какой должна быть спецмашина данного типа. После него на боевой пост заступила «вечная модель» УАЗ – «буханка». Завершал советскую эпоху скорой помощи новый РАФ-2915. Что ж, а теперь поговорим о них немного подробнее.
Но, сначала все же упомянем о спецавтомобилях для 4-го Управления, т. е. партийной верхушки страны. Думаю, всем понятно, что в таком качестве не могла использоваться обычная «буханка» или даже серийная «Волга». Как и в случае рядовых поездок членов правительства и приближенных к ним лиц, в медицинских целях для советской элиты использовались роскошные автомобили. Это были все те же «Чайки» и ЗИЛ, переоборудованные в медицинские спецмашины.
Учитываю тот факт, что большинство высокопоставленных руководителей страны не отличалось ни молодым возрастом, ни богатырским здоровьем, с 80-х годов стал привычным делом выпуск единичных реанимобилей на базе представительских микроавтобусов «Юность». Все понимали, что это было крайне необходимо, поэтому воспринимали как еще один элемент эпохи застоя.
Медицинская служба страны 60-х прожила под знаменем старой модели РАФ. На нем были применены сразу несколько полезных усовершенствований:
✅ проблесковые «маячки» красного цвета
✅ обратная связь с оператором станции
✅ модернизированные агрегаты от ГАЗ-21
Следующее десятилетие служба встретила с обновленным автопарком. Сначала это был УАЗ-450А, который позже пережил несколько модернизаций. Но этот автомобиль выглядел слишком просто и грубовато для утонченного восприятия жителей больших городов, тем более что там все чаще стали появляться граждане иностранных государств. И совсем не гоже было ударить перед ними лицом в грязь. Поэтому «буханки» отправились в провинциальные города или поселки, а для мегаполисов постарались создать что-нибудь поприличней.
Конец 70-х ознаменовался появлением именно такой модели. Это был РАФ-2915, способный разгоняться до 120 км / ч. Автомобиль, славившийся мягким ходом и отличной маневренностью на узких городских улочках, стал прекрасной «лебединой песнью» для советской медицинской техники. Этими «скорыми» пользовались до последних дней Союза и в России 90-х. «Рафик» любили, практически, все водители того времени, да и сейчас вспоминают с теплотой. Впрочем, в глубокой провинции еще можно встретить этих трудяг, как напоминание об ушедшей эпохе.
В середине десятилетия получили развитие автомобили медицинского назначения с использованием шасси легкового ГАЗ-А и грузового ГАЗ-АА. Параллельно был спроектирован санитарный ГАЗ-55 для использования в Красной армии. В этих же целях были переоборудованы две модели более мощных ЗИС. Все вышеназванные автомобили активно эксплуатировались всевозможными медицинскими учреждениями, как до начала войны, так и в годы ВОВ.
Послевоенные модели автомобилей скорой помощи
Во время страшной войны, унесшей миллионы жизней и приведшей к значительным убыткам и разрушению инфраструктуры европейской части страны, было не до конструкторских разработок и обновления существующих моделей автомобильной техники.
Но, уже через несколько лет после возврату к мирной жизни стало ясно, что отставший почти на десятилетие отечественный автопром нуждается в коренной модернизации и замене устаревших образцов техники. Это относилось и к медицинскому спецтранспорту.
С 1947 года самой распространенной в столичной станции скорой помощи стала модификация известного лимузина – ЗИС-110А. Чтобы создать этот автомобиль максимально приспособленным для специфических условий использования понадобился довоенный опыт руководителей Московской станции и тесное сотрудничество с ними представителей автомобильного завода. В итоге получился автомобиль с цельнооткрывающейся задней дверью, что создавало дополнительные удобства при транспортировке лежачих больных. Максимум эргономики постарались создать и внутри салона.
На базе роскошного лимузина создали скорую помощь. Фото: youtube.com
Роскошное авто имело прекрасные ходовые качества, благодаря мощному, 140-сильному двигателю, развивала скорость до 140 км / ч. Но, при этом, и имела огромный расход топлива – более 27 л / 100 км пути. Всем было понятно, что такая модель не сможет стать массовой. Требовалось создать что-нибудь гораздо более простое, но не менее надежное.
Кажется, лучше всего этим критериям соответствовал ГАЗ-12Б, который был спроектирован в начале 50-х на базе седана большого класса ЗИМ. Одной из особенностей салона стала стеклянная перегородка, отделяющая водителя и салон для транспортировки больного. Думаю, многие могли видеть ее в старых советских фильмах. Также основной салон был оборудован выдвижными носилками и сидениями, складывающимися по типу армейских грузовиков.
Здесь был менее мощный 95-сильный двигатель, меньшая скорость – 120 км / ч, однако, имелся и свой немалый плюс. Расход топлива также был в полтора раза меньше, чем у ЗИС-110А – 18,5 л / 100 км. В общем, чтобы прокатиться на комфортабельном автомобиле в послевоенном СССР, не обязательно было стать партийным бонзой, достаточно просто оказаться в роли серьезно больного. Впрочем, в таком состоянии вряд ли кто-то смог бы оценить преимущество комфортной поездки.
ГАЗ-12Б на базе ЗИМ – еще одна «скорая» 50-х. Фото: youtube.com
Еще одним вариантом машины с красным крестом на кузове была модификация легендарной «Победы» ГАЗ-М20. Ее габариты не позволяли полноценного использования для перевозки лежачих больных, поэтому конструкторам пришлось изворачиваться. Все закончилось тем, что складные носилки расположили слегка по диагонали. Чтобы их уложить, достаточно было откинуть левую часть заднего сидения. Такое решение оказалось настолько оптимальным, что используется в спецавтомобилях такого типа и по сей день.
Одной из популярных моделей грузовиков 50-х стал ГАЗ-51. Именно на его базе был создан ПАЗ-653, в следующем десятилетии засветившийся в эпохальной комедии «Кавказская пленница». Эта скорая помощь хорошо известна живым свидетелям тех времен потому, что стала первым автомобилем, вышедшим «в люди». ПАЗ-653, выполненный на базе грузового автомобиля, не был утонченной моделью. Зато обладал высокой проходимостью, прочностью и ремонтопригодностью. Поэтому стал первооткрывателем провинциальных станций скорой помощи, где задержался на много лет.
При виде этого авто сразу вспоминаются знаменитые советские фильмы. Фото: youtube.com
Интересен тот факт, что очень часто роскошные авто проходили несколько этапов использования. После того как партийная верхушка считала автомобиль отслужившим свой ресурс, его (часто в неспециализированных мастерских) спешно переделывали в карету скорой помощи. А вот когда он уже не годился и для такого использования, проходил обратный процесс и, некогда лоснящийся лимузин, продавался рядовому покупателю. Думаю, вы понимаете, что за таким дефицитом устраивалась настоящая охота, и покупатель лишь условно мог считаться рядовым.
Легендарные автомобили скорой помощи брежневских времен
Во времена, которые сегодня принято называть застойными, было сразу несколько моделей «Волги» с кузовом универсал, используемых как автомобиль скорой помощи. Часто они отправлялись в небольшие поселки для амбулаторий или как дополнительный спецтранспорт. А вот «королями помощи» тех лет суждено было стать УАЗ и РАФ.
Например, первую модель от латвийской компании РАФ-977 многие принимали за ЕрАЗ, потому что последний был копией прибалтийского автомобиля. Поэтому в качестве первой «скорой» брежневской эпохи выступил именно РАФ-977. Он, фактически, ввел моду на то, какой должна быть спецмашина данного типа. После него на боевой пост заступила «вечная модель» УАЗ – «буханка». Завершал советскую эпоху скорой помощи новый РАФ-2915. Что ж, а теперь поговорим о них немного подробнее.
Скорая помощь УАЗ «буханка» – долгожитель медицинской службы. Фото: youtube.com
Но, сначала все же упомянем о спецавтомобилях для 4-го Управления, т. е. партийной верхушки страны. Думаю, всем понятно, что в таком качестве не могла использоваться обычная «буханка» или даже серийная «Волга». Как и в случае рядовых поездок членов правительства и приближенных к ним лиц, в медицинских целях для советской элиты использовались роскошные автомобили. Это были все те же «Чайки» и ЗИЛ, переоборудованные в медицинские спецмашины.
Учитываю тот факт, что большинство высокопоставленных руководителей страны не отличалось ни молодым возрастом, ни богатырским здоровьем, с 80-х годов стал привычным делом выпуск единичных реанимобилей на базе представительских микроавтобусов «Юность». Все понимали, что это было крайне необходимо, поэтому воспринимали как еще один элемент эпохи застоя.
Эволюция медицинского транспорта на закате СССР
Медицинская служба страны 60-х прожила под знаменем старой модели РАФ. На нем были применены сразу несколько полезных усовершенствований:
✅ проблесковые «маячки» красного цвета
✅ обратная связь с оператором станции
✅ модернизированные агрегаты от ГАЗ-21
Следующее десятилетие служба встретила с обновленным автопарком. Сначала это был УАЗ-450А, который позже пережил несколько модернизаций. Но этот автомобиль выглядел слишком просто и грубовато для утонченного восприятия жителей больших городов, тем более что там все чаще стали появляться граждане иностранных государств. И совсем не гоже было ударить перед ними лицом в грязь. Поэтому «буханки» отправились в провинциальные города или поселки, а для мегаполисов постарались создать что-нибудь поприличней.
Медицинскую службу 80-х невозможно представить без этого авто. Фото: youtube.com
Конец 70-х ознаменовался появлением именно такой модели. Это был РАФ-2915, способный разгоняться до 120 км / ч. Автомобиль, славившийся мягким ходом и отличной маневренностью на узких городских улочках, стал прекрасной «лебединой песнью» для советской медицинской техники. Этими «скорыми» пользовались до последних дней Союза и в России 90-х. «Рафик» любили, практически, все водители того времени, да и сейчас вспоминают с теплотой. Впрочем, в глубокой провинции еще можно встретить этих трудяг, как напоминание об ушедшей эпохе.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Что осталось от китайского внедорожника после 6 тыс. км настоящего ралли «Шелковый путь»
Российские автолюбители еще с опаской относятся к китайским машинам. Чаще всего это обусловлено недоверием к брендам, которое можно охарактеризовать одним...
Планируется выпуск новой модификации МС-21
Информацией об этом поделился первый вице-премьер РФ. Какая «реинкарнация» может ожидать отечественный авиалайнер читайте в нашем материале....
Новый УАЗ «Буханка» – хороший автомобиль, но требующий глобальной доработки
УАЗ «Буханка» официально сейчас называется СГР. Эта аббревиатура расшифровывается как старый грузовой ряд. И самое главное в этом первое слово. Раз старый,...
УАЗ готовит три новинки к 2025 году – мнения российских водителей
Даже не верится, что УАЗ наконец решился на внедрение новых технологий. Удручает только их китайское происхождение....
Новые штрафы ждут российских автомобилистов с сентября
Многие водители плохо знают правила дорожного движения. Это не значит, что они ездить не умеют – уже привыкли и адаптировались передвигаться по ситуации. А ПДД...
Дешевле только пешком – кому подойдет Dacia Spring
«Спринг» – это самый доступный электромобиль на европейском рынке. При этом он может проезжать до 300 км, есть системы безопасности и климатическая система....
В России появится революционный тип дорожной разметки
Уже совсем скоро российские дороги научатся «петь» в буквальном смысле этого слова. Технология призвана повысить уровень безопасности, оповещая об изменении...
Как выглядят самые маленькие летательные аппараты в мире
В этой подборке представлены разнообразные летательные аппараты. Открывают сборник миниатюрные одноместные самолеты Colombian Cri-Cri и BD-5J. Первый...
Соболь NN 4х4 начнут выпускать в специальном внедорожном исполнении
На сайтах официальных дилеров уже есть изображение новинки. А предварительно заказать предлагают пока только стандартные полноприводные модификации....
«Кобра» CSX2000 – первая из «змей» Шелби, или история американского Ильи Муромца
Вы тоже втайне от жены давили газ до упора, загоняли стрелку спидометра за максимальную отметку? Тогда вы классный автогонщик: детища Керролла Шелби не оставят...
Подборка нетипичных мотоциклов, еще продающихся на вторичном рынке
На российском б/у рынке можно приобрести разные мотоциклы. Особенно интересны старые модели, ведь новые, как не крути, это продукт современной, «одноразовой»...
Lada Aura и e-Largus обещают поставить на конвейер до конца текущего месяца
Наконец в линейке производителя появятся новые модели. Каждая из них уникальна и первая в своем классе....
Чуйский тракт – самая красивая дорога России
История и перспективы развития одной из самых красивых дорог мира....
«Роскосмос» готовится к старту пилотируемого корабля «Союз МС-26»
На Байконуре почти все готово к отправке 72-ой экспедиции на МКС....
«Фордзон-Путиловец» – один из первых советских тракторов с американской «родословной»
Благодарить за эту модель нужно в первую очередь Генри Форда лично. Он буквально навязал трактор своим партнерам, а потом продал его Советскому Союзу....
Jeep Gladiator на бездорожье – брутальный, но не очень проходимый
Многие российские водители мечтают о настоящем рамном внедорожнике. Одним из самых культовых и желанных из них является Jeep. Только не все в курсе, что...