Автомобили скорой помощи советской эпохи
5 064

Автомобили скорой помощи советской эпохи

Учитывая тот факт, что советский автопром до начала 30-х годов существовал лишь условно (благодаря копиям иностранных моделей и закупленным за валюту импортным образцам техники), говорить о каких-то специализированных автомобилях не приходилось. Все начало меняться в лучшую сторону после введения в строй Горьковского завода и коренной модернизации, с увеличением объемов производства, столичного ЗИС. После этого кареты скорой помощи, базирующиеся на импортных шасси и на базе устаревшего АМО-Ф-15, стали вытесняться более современными отечественными моделями.


В середине десятилетия получили развитие автомобили медицинского назначения с использованием шасси легкового ГАЗ-А и грузового ГАЗ-АА. Параллельно был спроектирован санитарный ГАЗ-55 для использования в Красной армии. В этих же целях были переоборудованы две модели более мощных ЗИС. Все вышеназванные автомобили активно эксплуатировались всевозможными медицинскими учреждениями, как до начала войны, так и в годы ВОВ.

Послевоенные модели автомобилей скорой помощи


Во время страшной войны, унесшей миллионы жизней и приведшей к значительным убыткам и разрушению инфраструктуры европейской части страны, было не до конструкторских разработок и обновления существующих моделей автомобильной техники.

Но, уже через несколько лет после возврату к мирной жизни стало ясно, что отставший почти на десятилетие отечественный автопром нуждается в коренной модернизации и замене устаревших образцов техники. Это относилось и к медицинскому спецтранспорту.


С 1947 года самой распространенной в столичной станции скорой помощи стала модификация известного лимузина – ЗИС-110А. Чтобы создать этот автомобиль максимально приспособленным для специфических условий использования понадобился довоенный опыт руководителей Московской станции и тесное сотрудничество с ними представителей автомобильного завода. В итоге получился автомобиль с цельнооткрывающейся задней дверью, что создавало дополнительные удобства при транспортировке лежачих больных. Максимум эргономики постарались создать и внутри салона.

Автомобили скорой помощи советской эпохи На базе роскошного лимузина создали скорую помощь. Фото: youtube.com


Роскошное авто имело прекрасные ходовые качества, благодаря мощному, 140-сильному двигателю, развивала скорость до 140 км / ч. Но, при этом, и имела огромный расход топлива – более 27 л / 100 км пути. Всем было понятно, что такая модель не сможет стать массовой. Требовалось создать что-нибудь гораздо более простое, но не менее надежное.

Кажется, лучше всего этим критериям соответствовал ГАЗ-12Б, который был спроектирован в начале 50-х на базе седана большого класса ЗИМ. Одной из особенностей салона стала стеклянная перегородка, отделяющая водителя и салон для транспортировки больного. Думаю, многие могли видеть ее в старых советских фильмах. Также основной салон был оборудован выдвижными носилками и сидениями, складывающимися по типу армейских грузовиков.

Здесь был менее мощный 95-сильный двигатель, меньшая скорость – 120 км / ч, однако, имелся и свой немалый плюс. Расход топлива также был в полтора раза меньше, чем у ЗИС-110А – 18,5 л / 100 км. В общем, чтобы прокатиться на комфортабельном автомобиле в послевоенном СССР, не обязательно было стать партийным бонзой, достаточно просто оказаться в роли серьезно больного. Впрочем, в таком состоянии вряд ли кто-то смог бы оценить преимущество комфортной поездки.

ГАЗ-12Б на базе ЗИМ – еще одна «скорая» 50-х. Фото: youtube.com


Еще одним вариантом машины с красным крестом на кузове была модификация легендарной «Победы» ГАЗ-М20. Ее габариты не позволяли полноценного использования для перевозки лежачих больных, поэтому конструкторам пришлось изворачиваться. Все закончилось тем, что складные носилки расположили слегка по диагонали. Чтобы их уложить, достаточно было откинуть левую часть заднего сидения. Такое решение оказалось настолько оптимальным, что используется в спецавтомобилях такого типа и по сей день.

Одной из популярных моделей грузовиков 50-х стал ГАЗ-51. Именно на его базе был создан ПАЗ-653, в следующем десятилетии засветившийся в эпохальной комедии «Кавказская пленница». Эта скорая помощь хорошо известна живым свидетелям тех времен потому, что стала первым автомобилем, вышедшим «в люди». ПАЗ-653, выполненный на базе грузового автомобиля, не был утонченной моделью. Зато обладал высокой проходимостью, прочностью и ремонтопригодностью. Поэтому стал первооткрывателем провинциальных станций скорой помощи, где задержался на много лет.

При виде этого авто сразу вспоминаются знаменитые советские фильмы. Фото: youtube.com


Интересен тот факт, что очень часто роскошные авто проходили несколько этапов использования. После того как партийная верхушка считала автомобиль отслужившим свой ресурс, его (часто в неспециализированных мастерских) спешно переделывали в карету скорой помощи. А вот когда он уже не годился и для такого использования, проходил обратный процесс и, некогда лоснящийся лимузин, продавался рядовому покупателю. Думаю, вы понимаете, что за таким дефицитом устраивалась настоящая охота, и покупатель лишь условно мог считаться рядовым.

Легендарные автомобили скорой помощи брежневских времен


Во времена, которые сегодня принято называть застойными, было сразу несколько моделей «Волги» с кузовом универсал, используемых как автомобиль скорой помощи. Часто они отправлялись в небольшие поселки для амбулаторий или как дополнительный спецтранспорт. А вот «королями помощи» тех лет суждено было стать УАЗ и РАФ.

Например, первую модель от латвийской компании РАФ-977 многие принимали за ЕрАЗ, потому что последний был копией прибалтийского автомобиля. Поэтому в качестве первой «скорой» брежневской эпохи выступил именно РАФ-977. Он, фактически, ввел моду на то, какой должна быть спецмашина данного типа. После него на боевой пост заступила «вечная модель» УАЗ – «буханка». Завершал советскую эпоху скорой помощи новый РАФ-2915. Что ж, а теперь поговорим о них немного подробнее.

Скорая помощь УАЗ «буханка» – долгожитель медицинской службы. Фото: youtube.com


Но, сначала все же упомянем о спецавтомобилях для 4-го Управления, т. е. партийной верхушки страны. Думаю, всем понятно, что в таком качестве не могла использоваться обычная «буханка» или даже серийная «Волга». Как и в случае рядовых поездок членов правительства и приближенных к ним лиц, в медицинских целях для советской элиты использовались роскошные автомобили. Это были все те же «Чайки» и ЗИЛ, переоборудованные в медицинские спецмашины.

Учитываю тот факт, что большинство высокопоставленных руководителей страны не отличалось ни молодым возрастом, ни богатырским здоровьем, с 80-х годов стал привычным делом выпуск единичных реанимобилей на базе представительских микроавтобусов «Юность». Все понимали, что это было крайне необходимо, поэтому воспринимали как еще один элемент эпохи застоя.

Эволюция медицинского транспорта на закате СССР


Медицинская служба страны 60-х прожила под знаменем старой модели РАФ. На нем были применены сразу несколько полезных усовершенствований:

✅ проблесковые «маячки» красного цвета
✅ обратная связь с оператором станции
✅ модернизированные агрегаты от ГАЗ-21

Следующее десятилетие служба встретила с обновленным автопарком. Сначала это был УАЗ-450А, который позже пережил несколько модернизаций. Но этот автомобиль выглядел слишком просто и грубовато для утонченного восприятия жителей больших городов, тем более что там все чаще стали появляться граждане иностранных государств. И совсем не гоже было ударить перед ними лицом в грязь. Поэтому «буханки» отправились в провинциальные города или поселки, а для мегаполисов постарались создать что-нибудь поприличней.

Медицинскую службу 80-х невозможно представить без этого авто. Фото: youtube.com


Конец 70-х ознаменовался появлением именно такой модели. Это был РАФ-2915, способный разгоняться до 120 км / ч. Автомобиль, славившийся мягким ходом и отличной маневренностью на узких городских улочках, стал прекрасной «лебединой песнью» для советской медицинской техники. Этими «скорыми» пользовались до последних дней Союза и в России 90-х. «Рафик» любили, практически, все водители того времени, да и сейчас вспоминают с теплотой. Впрочем, в глубокой провинции еще можно встретить этих трудяг, как напоминание об ушедшей эпохе.
Какая советская скорая, по-вашему, самая красивая?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....