
Автомобили скорой помощи советской эпохи
Учитывая тот факт, что советский автопром до начала 30-х годов существовал лишь условно (благодаря копиям иностранных моделей и закупленным за валюту импортным образцам техники), говорить о каких-то специализированных автомобилях не приходилось. Все начало меняться в лучшую сторону после введения в строй Горьковского завода и коренной модернизации, с увеличением объемов производства, столичного ЗИС. После этого кареты скорой помощи, базирующиеся на импортных шасси и на базе устаревшего АМО-Ф-15, стали вытесняться более современными отечественными моделями.
В середине десятилетия получили развитие автомобили медицинского назначения с использованием шасси легкового ГАЗ-А и грузового ГАЗ-АА. Параллельно был спроектирован санитарный ГАЗ-55 для использования в Красной армии. В этих же целях были переоборудованы две модели более мощных ЗИС. Все вышеназванные автомобили активно эксплуатировались всевозможными медицинскими учреждениями, как до начала войны, так и в годы ВОВ.
Во время страшной войны, унесшей миллионы жизней и приведшей к значительным убыткам и разрушению инфраструктуры европейской части страны, было не до конструкторских разработок и обновления существующих моделей автомобильной техники.
С 1947 года самой распространенной в столичной станции скорой помощи стала модификация известного лимузина – ЗИС-110А. Чтобы создать этот автомобиль максимально приспособленным для специфических условий использования понадобился довоенный опыт руководителей Московской станции и тесное сотрудничество с ними представителей автомобильного завода. В итоге получился автомобиль с цельнооткрывающейся задней дверью, что создавало дополнительные удобства при транспортировке лежачих больных. Максимум эргономики постарались создать и внутри салона.
На базе роскошного лимузина создали скорую помощь. Фото: youtube.com
Роскошное авто имело прекрасные ходовые качества, благодаря мощному, 140-сильному двигателю, развивала скорость до 140 км / ч. Но, при этом, и имела огромный расход топлива – более 27 л / 100 км пути. Всем было понятно, что такая модель не сможет стать массовой. Требовалось создать что-нибудь гораздо более простое, но не менее надежное.
Кажется, лучше всего этим критериям соответствовал ГАЗ-12Б, который был спроектирован в начале 50-х на базе седана большого класса ЗИМ. Одной из особенностей салона стала стеклянная перегородка, отделяющая водителя и салон для транспортировки больного. Думаю, многие могли видеть ее в старых советских фильмах. Также основной салон был оборудован выдвижными носилками и сидениями, складывающимися по типу армейских грузовиков.
Здесь был менее мощный 95-сильный двигатель, меньшая скорость – 120 км / ч, однако, имелся и свой немалый плюс. Расход топлива также был в полтора раза меньше, чем у ЗИС-110А – 18,5 л / 100 км. В общем, чтобы прокатиться на комфортабельном автомобиле в послевоенном СССР, не обязательно было стать партийным бонзой, достаточно просто оказаться в роли серьезно больного. Впрочем, в таком состоянии вряд ли кто-то смог бы оценить преимущество комфортной поездки.
ГАЗ-12Б на базе ЗИМ – еще одна «скорая» 50-х. Фото: youtube.com
Еще одним вариантом машины с красным крестом на кузове была модификация легендарной «Победы» ГАЗ-М20. Ее габариты не позволяли полноценного использования для перевозки лежачих больных, поэтому конструкторам пришлось изворачиваться. Все закончилось тем, что складные носилки расположили слегка по диагонали. Чтобы их уложить, достаточно было откинуть левую часть заднего сидения. Такое решение оказалось настолько оптимальным, что используется в спецавтомобилях такого типа и по сей день.
Одной из популярных моделей грузовиков 50-х стал ГАЗ-51. Именно на его базе был создан ПАЗ-653, в следующем десятилетии засветившийся в эпохальной комедии «Кавказская пленница». Эта скорая помощь хорошо известна живым свидетелям тех времен потому, что стала первым автомобилем, вышедшим «в люди». ПАЗ-653, выполненный на базе грузового автомобиля, не был утонченной моделью. Зато обладал высокой проходимостью, прочностью и ремонтопригодностью. Поэтому стал первооткрывателем провинциальных станций скорой помощи, где задержался на много лет.
При виде этого авто сразу вспоминаются знаменитые советские фильмы. Фото: youtube.com
Интересен тот факт, что очень часто роскошные авто проходили несколько этапов использования. После того как партийная верхушка считала автомобиль отслужившим свой ресурс, его (часто в неспециализированных мастерских) спешно переделывали в карету скорой помощи. А вот когда он уже не годился и для такого использования, проходил обратный процесс и, некогда лоснящийся лимузин, продавался рядовому покупателю. Думаю, вы понимаете, что за таким дефицитом устраивалась настоящая охота, и покупатель лишь условно мог считаться рядовым.
Во времена, которые сегодня принято называть застойными, было сразу несколько моделей «Волги» с кузовом универсал, используемых как автомобиль скорой помощи. Часто они отправлялись в небольшие поселки для амбулаторий или как дополнительный спецтранспорт. А вот «королями помощи» тех лет суждено было стать УАЗ и РАФ.
Например, первую модель от латвийской компании РАФ-977 многие принимали за ЕрАЗ, потому что последний был копией прибалтийского автомобиля. Поэтому в качестве первой «скорой» брежневской эпохи выступил именно РАФ-977. Он, фактически, ввел моду на то, какой должна быть спецмашина данного типа. После него на боевой пост заступила «вечная модель» УАЗ – «буханка». Завершал советскую эпоху скорой помощи новый РАФ-2915. Что ж, а теперь поговорим о них немного подробнее.
Скорая помощь УАЗ «буханка» – долгожитель медицинской службы. Фото: youtube.com
Но, сначала все же упомянем о спецавтомобилях для 4-го Управления, т. е. партийной верхушки страны. Думаю, всем понятно, что в таком качестве не могла использоваться обычная «буханка» или даже серийная «Волга». Как и в случае рядовых поездок членов правительства и приближенных к ним лиц, в медицинских целях для советской элиты использовались роскошные автомобили. Это были все те же «Чайки» и ЗИЛ, переоборудованные в медицинские спецмашины.
Учитываю тот факт, что большинство высокопоставленных руководителей страны не отличалось ни молодым возрастом, ни богатырским здоровьем, с 80-х годов стал привычным делом выпуск единичных реанимобилей на базе представительских микроавтобусов «Юность». Все понимали, что это было крайне необходимо, поэтому воспринимали как еще один элемент эпохи застоя.
Медицинская служба страны 60-х прожила под знаменем старой модели РАФ. На нем были применены сразу несколько полезных усовершенствований:
✅ проблесковые «маячки» красного цвета
✅ обратная связь с оператором станции
✅ модернизированные агрегаты от ГАЗ-21
Следующее десятилетие служба встретила с обновленным автопарком. Сначала это был УАЗ-450А, который позже пережил несколько модернизаций. Но этот автомобиль выглядел слишком просто и грубовато для утонченного восприятия жителей больших городов, тем более что там все чаще стали появляться граждане иностранных государств. И совсем не гоже было ударить перед ними лицом в грязь. Поэтому «буханки» отправились в провинциальные города или поселки, а для мегаполисов постарались создать что-нибудь поприличней.
Медицинскую службу 80-х невозможно представить без этого авто. Фото: youtube.com
Конец 70-х ознаменовался появлением именно такой модели. Это был РАФ-2915, способный разгоняться до 120 км / ч. Автомобиль, славившийся мягким ходом и отличной маневренностью на узких городских улочках, стал прекрасной «лебединой песнью» для советской медицинской техники. Этими «скорыми» пользовались до последних дней Союза и в России 90-х. «Рафик» любили, практически, все водители того времени, да и сейчас вспоминают с теплотой. Впрочем, в глубокой провинции еще можно встретить этих трудяг, как напоминание об ушедшей эпохе.
В середине десятилетия получили развитие автомобили медицинского назначения с использованием шасси легкового ГАЗ-А и грузового ГАЗ-АА. Параллельно был спроектирован санитарный ГАЗ-55 для использования в Красной армии. В этих же целях были переоборудованы две модели более мощных ЗИС. Все вышеназванные автомобили активно эксплуатировались всевозможными медицинскими учреждениями, как до начала войны, так и в годы ВОВ.
Послевоенные модели автомобилей скорой помощи
Во время страшной войны, унесшей миллионы жизней и приведшей к значительным убыткам и разрушению инфраструктуры европейской части страны, было не до конструкторских разработок и обновления существующих моделей автомобильной техники.
Но, уже через несколько лет после возврату к мирной жизни стало ясно, что отставший почти на десятилетие отечественный автопром нуждается в коренной модернизации и замене устаревших образцов техники. Это относилось и к медицинскому спецтранспорту.
С 1947 года самой распространенной в столичной станции скорой помощи стала модификация известного лимузина – ЗИС-110А. Чтобы создать этот автомобиль максимально приспособленным для специфических условий использования понадобился довоенный опыт руководителей Московской станции и тесное сотрудничество с ними представителей автомобильного завода. В итоге получился автомобиль с цельнооткрывающейся задней дверью, что создавало дополнительные удобства при транспортировке лежачих больных. Максимум эргономики постарались создать и внутри салона.

Роскошное авто имело прекрасные ходовые качества, благодаря мощному, 140-сильному двигателю, развивала скорость до 140 км / ч. Но, при этом, и имела огромный расход топлива – более 27 л / 100 км пути. Всем было понятно, что такая модель не сможет стать массовой. Требовалось создать что-нибудь гораздо более простое, но не менее надежное.
Кажется, лучше всего этим критериям соответствовал ГАЗ-12Б, который был спроектирован в начале 50-х на базе седана большого класса ЗИМ. Одной из особенностей салона стала стеклянная перегородка, отделяющая водителя и салон для транспортировки больного. Думаю, многие могли видеть ее в старых советских фильмах. Также основной салон был оборудован выдвижными носилками и сидениями, складывающимися по типу армейских грузовиков.
Здесь был менее мощный 95-сильный двигатель, меньшая скорость – 120 км / ч, однако, имелся и свой немалый плюс. Расход топлива также был в полтора раза меньше, чем у ЗИС-110А – 18,5 л / 100 км. В общем, чтобы прокатиться на комфортабельном автомобиле в послевоенном СССР, не обязательно было стать партийным бонзой, достаточно просто оказаться в роли серьезно больного. Впрочем, в таком состоянии вряд ли кто-то смог бы оценить преимущество комфортной поездки.

Еще одним вариантом машины с красным крестом на кузове была модификация легендарной «Победы» ГАЗ-М20. Ее габариты не позволяли полноценного использования для перевозки лежачих больных, поэтому конструкторам пришлось изворачиваться. Все закончилось тем, что складные носилки расположили слегка по диагонали. Чтобы их уложить, достаточно было откинуть левую часть заднего сидения. Такое решение оказалось настолько оптимальным, что используется в спецавтомобилях такого типа и по сей день.
Одной из популярных моделей грузовиков 50-х стал ГАЗ-51. Именно на его базе был создан ПАЗ-653, в следующем десятилетии засветившийся в эпохальной комедии «Кавказская пленница». Эта скорая помощь хорошо известна живым свидетелям тех времен потому, что стала первым автомобилем, вышедшим «в люди». ПАЗ-653, выполненный на базе грузового автомобиля, не был утонченной моделью. Зато обладал высокой проходимостью, прочностью и ремонтопригодностью. Поэтому стал первооткрывателем провинциальных станций скорой помощи, где задержался на много лет.

Интересен тот факт, что очень часто роскошные авто проходили несколько этапов использования. После того как партийная верхушка считала автомобиль отслужившим свой ресурс, его (часто в неспециализированных мастерских) спешно переделывали в карету скорой помощи. А вот когда он уже не годился и для такого использования, проходил обратный процесс и, некогда лоснящийся лимузин, продавался рядовому покупателю. Думаю, вы понимаете, что за таким дефицитом устраивалась настоящая охота, и покупатель лишь условно мог считаться рядовым.
Легендарные автомобили скорой помощи брежневских времен
Во времена, которые сегодня принято называть застойными, было сразу несколько моделей «Волги» с кузовом универсал, используемых как автомобиль скорой помощи. Часто они отправлялись в небольшие поселки для амбулаторий или как дополнительный спецтранспорт. А вот «королями помощи» тех лет суждено было стать УАЗ и РАФ.
Например, первую модель от латвийской компании РАФ-977 многие принимали за ЕрАЗ, потому что последний был копией прибалтийского автомобиля. Поэтому в качестве первой «скорой» брежневской эпохи выступил именно РАФ-977. Он, фактически, ввел моду на то, какой должна быть спецмашина данного типа. После него на боевой пост заступила «вечная модель» УАЗ – «буханка». Завершал советскую эпоху скорой помощи новый РАФ-2915. Что ж, а теперь поговорим о них немного подробнее.

Но, сначала все же упомянем о спецавтомобилях для 4-го Управления, т. е. партийной верхушки страны. Думаю, всем понятно, что в таком качестве не могла использоваться обычная «буханка» или даже серийная «Волга». Как и в случае рядовых поездок членов правительства и приближенных к ним лиц, в медицинских целях для советской элиты использовались роскошные автомобили. Это были все те же «Чайки» и ЗИЛ, переоборудованные в медицинские спецмашины.
Учитываю тот факт, что большинство высокопоставленных руководителей страны не отличалось ни молодым возрастом, ни богатырским здоровьем, с 80-х годов стал привычным делом выпуск единичных реанимобилей на базе представительских микроавтобусов «Юность». Все понимали, что это было крайне необходимо, поэтому воспринимали как еще один элемент эпохи застоя.
Эволюция медицинского транспорта на закате СССР
Медицинская служба страны 60-х прожила под знаменем старой модели РАФ. На нем были применены сразу несколько полезных усовершенствований:
✅ проблесковые «маячки» красного цвета
✅ обратная связь с оператором станции
✅ модернизированные агрегаты от ГАЗ-21
Следующее десятилетие служба встретила с обновленным автопарком. Сначала это был УАЗ-450А, который позже пережил несколько модернизаций. Но этот автомобиль выглядел слишком просто и грубовато для утонченного восприятия жителей больших городов, тем более что там все чаще стали появляться граждане иностранных государств. И совсем не гоже было ударить перед ними лицом в грязь. Поэтому «буханки» отправились в провинциальные города или поселки, а для мегаполисов постарались создать что-нибудь поприличней.

Конец 70-х ознаменовался появлением именно такой модели. Это был РАФ-2915, способный разгоняться до 120 км / ч. Автомобиль, славившийся мягким ходом и отличной маневренностью на узких городских улочках, стал прекрасной «лебединой песнью» для советской медицинской техники. Этими «скорыми» пользовались до последних дней Союза и в России 90-х. «Рафик» любили, практически, все водители того времени, да и сейчас вспоминают с теплотой. Впрочем, в глубокой провинции еще можно встретить этих трудяг, как напоминание об ушедшей эпохе.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

MiningWorld Rus 2025 – китайской техники больше, чем российской
Когда речь заходит о развитии горнодобывающей отрасли, ожидания от выставок вроде MiningWorld Rus обычно высоки. Однако в этом году отечественная техника...