
На чем ездили пожарные 30-х годов: ПМГ-1 и ПМЗ-1
Пожарная служба во все времена была в приоритете, а по важности часто сравнивалась со скорой помощью. Ведь не напрасно номера «01» и «03» знал каждый, даже ребенок. Да и их вызов с телефона-автомата всегда осуществлялся бесплатно. Очень часто, как в первом, так и во втором случае, речь шла о сохранности человеческой жизни, а счет шел на минуты. Конечно, тогда на первое место выходил профессионализм специалистов и надежность автомобилей, которыми они пользовались. Сегодня мы с вами вспомним о довоенной советской технике, которую использовали пожарные нашей страны в то время.
Стоит напомнить, что отечественный автопром тогда проходил процесс становления, еще не было ни МАЗ, ни КрАЗ, ни KAMAZ. Зато уже появились ЗИС и ГАЗ. Именно шасси популярных и надежных моделей этих марок стали основой для создания пожарного транспорта 30-х годов.
И сегодня можно встретить экземпляры ПМГ-1 на ходу. Фото: youtube.com
Это было время начала массового производства спецтранспорта такого типа, поэтому у конструкторов было обширное поле для полета творческой мысли. По этой же причине автомобили, казалось бы, одной модели, но собранные в разное время, могли иметь значительные конструктивные различия. Главные цели, которые преследовались, это увеличение автономного запаса воды и установка наиболее качественной модели автонасоса. Также предпринимались усилия для улучшения условий перевозки пожарной бригады.
На стыке второго и третьего десятилетий XX века, когда строительство завода ГАЗ было в самом разгаре, существовало два автомобильных предприятия, выпускавших специальный транспорт. В Москве это был Миусский механический завод (ставший в середине десятилетия филиалом ЗИС). В северной столице – завод «Прометей». Они использовали в качестве базы пожарных авто шасси АМО-4, разных моделей ЗИС и грузовиков импортного производства. Все изменилось после запуска автомобильного гиганта в Горьком.
Небольшой автомобиль со всем необходимым для тушения небольшого пожара. Фото: youtube.com
Первая же модель завода, получившая индекс от американского автомобиля-донора – «АА», оказалась настолько успешной и популярной, что мы ее прекрасно знаем и помним даже сейчас, девять десятилетий спустя. Это, конечно же, малотоннажный грузовик, с любовью именуемый «полуторкой». Грех было не воспользоваться такой возможностью создать небольшой, но мобильный, с хорошим моторесурсом и ремонтопригодностью, пожарный автомобиль.
Производство пожарной новинки начали осваивать на тех же заводах, которые упоминались выше. Это было вполне логичное решение, ведь там уже имелось специальное оборудование и обученный персонал для сборки пожарного автотранспорта. Оставалось только освоить новую модель и увеличить объемы производства. И это автотранспортникам удалось успешно реализовать.
Почему вообще понадобилось такое увеличение количества выпускаемых спецавтомобилей? Лучше всего на этот вопрос можно ответить, апеллируя цифрами. Вот как выглядела динамика роста конца 20-х:
✅ 1926 год – выпущено 26 пожарных автомобилей
✅ 1927 год – 90 «пожарок»
✅ 1928 год – с конвейера сошло 323 спецавтомобиля
Как видите, каждый год объемы производства вырастали в 3,5 раза, но и этих машин было недостаточно для огромной страны. Временным выходом из ситуации служило выделение валюты для закупки импортной пожарной техники. Но, это был путь в никуда, поэтому, валютный поток для этих целей становился все жиже, пока вовсе не иссяк. Специалисты по пожаротушению лихорадочно искали решение проблемы.
На стыке десятилетий даже принялись восстанавливать отработавший свой моторесурс грузовой транспорт и переделывать его в автомобили пожарного назначения. Это дало хоть временную, но передышку. Поэтому все, с радостью, ухватились за возможность использования шасси грузовика с многотысячным тиражом ежегодного выпуска. Кажется, наступило время решать проблему дефицита кардинально. ПМГ-1 с первых лет выпуска заслужил обоснованное уважение водителей и руководителей пожарных бригад. И тому было сразу несколько причин:
✅ хорошая маневренность, скорость и мягкость хода
✅ удобство укладки пожарного оборудования
✅ хорошая оснащенность комплекта
Благодаря этим моментам пожарные стали быстрее прибывать на место пожара и эффективнее вступать в борьбу со стихией. Это содействовало спасению тысяч жизней и сохранности имущества на миллионы рублей. Еще одним подтверждением хорошей работы новых «пожарок» стало то, что теперь все чаще происходили случаи, когда локализация огня проводилась силами одного расчета и в максимально сжатые сроки.
Единственным моментом, который стал препятствием на пути широкого использования ПМГ-1 в пожарном хозяйстве мегаполисов, можно назвать невысокую грузоподъемность. Максимум, который составлял полторы тонны, исчерпывался уже наличием 1,5-кубовой цистерны. А ведь еще был необходим насос, который изготавливали своими силами, брандспойт и раздаточные рукава. В общем, все остальное оборудование уже шло в перегруз, но хороший двигатель пытался с ним как-то справляться.
«Ветеран» способен вызвать заметное оживление у публики. Фото: youtube.com
Но, и этого было мало для столицы и других крупных советских городов. Так прекрасный и надежный автомобиль перекочевал в провинциальные города страны, а после – приписан к сельским пожарным дружинам. К счастью, последнее содействовало тому, что автомобили «дожили» до брежневских времен и, в отдельных экземплярах, сохранились и в наши дни.
Для тушения больших пожаров часто требовалась большая сила подачи водного потока. Это не могли обеспечить устаревшие АМО-Ф-15, да и ПМГ-1 справлялись тоже не всегда. Требовался автомобиль с более мощным двигателем, и оптимальным вариантом в то время стал ЗИС-5. Именно его удлиненное шасси под маркировкой ЗИС-11 стало базовым для новой пожарной машины. Она получила маркировку ПМЗ-1. Буквы в названии имели тот же смысл, что и у другой пожарной модели, с одной разницей – «З» означало использование агрегатов от автомобилей марки ЗИС.
Рессорные мосты и никакой гидравлики. Фото: youtube.com
Автомобиль постарались сделать максимально эргономичным для своего времени. К примеру, 2-ступенчатый центробежный насос Д-20 установили в задней части рамы, а бензобак – позади водительского сидения. Конечно, последнее решение, по современным меркам, было бы признано, мягко говоря, небезопасным. Прямо на раме сзади с двух сторон находились открытые сидения для членов пожарной бригады и катушки с выкидными рукавами. В нишах подножек находились ящики для хранения рабочего инструмента, а к правой крепился пеногенератор и два огнетушителя.
Главным преимуществом этого автомобиля считался мощный мотор, позволявших одновременное подключение сразу четырех пожарных стволов с сохранением мощности водяной струи. В итоге небольшой или средний пожар удавалось локализовать силами одной бригады из 16 человек. До войны и сразу после нее этот автомобиль был лучшим помощником пожарных. Но, время никого не щадит.
Первые модели не сохранились – это уже ПМЗ-2. Фото: youtube.com
В 50-х годах появились новые модели, которые стали базовыми для обновленных «пожарок». Время ПМЗ-1 неумолимо приближалось к концу. Все чаще их снимали со службы и передавали в собственность добровольных пожарных дружин. Эта служба стала их последней миссией, и сегодня об этих автомобилях остались лишь приятные воспоминания.
Стоит напомнить, что отечественный автопром тогда проходил процесс становления, еще не было ни МАЗ, ни КрАЗ, ни KAMAZ. Зато уже появились ЗИС и ГАЗ. Именно шасси популярных и надежных моделей этих марок стали основой для создания пожарного транспорта 30-х годов.

Это было время начала массового производства спецтранспорта такого типа, поэтому у конструкторов было обширное поле для полета творческой мысли. По этой же причине автомобили, казалось бы, одной модели, но собранные в разное время, могли иметь значительные конструктивные различия. Главные цели, которые преследовались, это увеличение автономного запаса воды и установка наиболее качественной модели автонасоса. Также предпринимались усилия для улучшения условий перевозки пожарной бригады.
«Полуторка», ставшая «пожаркой»
На стыке второго и третьего десятилетий XX века, когда строительство завода ГАЗ было в самом разгаре, существовало два автомобильных предприятия, выпускавших специальный транспорт. В Москве это был Миусский механический завод (ставший в середине десятилетия филиалом ЗИС). В северной столице – завод «Прометей». Они использовали в качестве базы пожарных авто шасси АМО-4, разных моделей ЗИС и грузовиков импортного производства. Все изменилось после запуска автомобильного гиганта в Горьком.

Первая же модель завода, получившая индекс от американского автомобиля-донора – «АА», оказалась настолько успешной и популярной, что мы ее прекрасно знаем и помним даже сейчас, девять десятилетий спустя. Это, конечно же, малотоннажный грузовик, с любовью именуемый «полуторкой». Грех было не воспользоваться такой возможностью создать небольшой, но мобильный, с хорошим моторесурсом и ремонтопригодностью, пожарный автомобиль.
Созданная на этом шасси машина получила аббревиатуру ПМГ-1. Несмотря на попытки шутников расшифровывать ее вроде «помоги мне, Господи!», на самом деле все было гораздо прагматичнее: пожарная машина на шасси ГАЗ. Цифра «один» говорила о том, что это была первая, но далеко не последняя модель – итог плодотворного сотрудничества пожарной службы страны и автомобильного гиганта.
Производство пожарной новинки начали осваивать на тех же заводах, которые упоминались выше. Это было вполне логичное решение, ведь там уже имелось специальное оборудование и обученный персонал для сборки пожарного автотранспорта. Оставалось только освоить новую модель и увеличить объемы производства. И это автотранспортникам удалось успешно реализовать.
Надежный пожарный автомобиль провинциальных городов
Почему вообще понадобилось такое увеличение количества выпускаемых спецавтомобилей? Лучше всего на этот вопрос можно ответить, апеллируя цифрами. Вот как выглядела динамика роста конца 20-х:
✅ 1926 год – выпущено 26 пожарных автомобилей
✅ 1927 год – 90 «пожарок»
✅ 1928 год – с конвейера сошло 323 спецавтомобиля
Как видите, каждый год объемы производства вырастали в 3,5 раза, но и этих машин было недостаточно для огромной страны. Временным выходом из ситуации служило выделение валюты для закупки импортной пожарной техники. Но, это был путь в никуда, поэтому, валютный поток для этих целей становился все жиже, пока вовсе не иссяк. Специалисты по пожаротушению лихорадочно искали решение проблемы.
На стыке десятилетий даже принялись восстанавливать отработавший свой моторесурс грузовой транспорт и переделывать его в автомобили пожарного назначения. Это дало хоть временную, но передышку. Поэтому все, с радостью, ухватились за возможность использования шасси грузовика с многотысячным тиражом ежегодного выпуска. Кажется, наступило время решать проблему дефицита кардинально. ПМГ-1 с первых лет выпуска заслужил обоснованное уважение водителей и руководителей пожарных бригад. И тому было сразу несколько причин:
✅ хорошая маневренность, скорость и мягкость хода
✅ удобство укладки пожарного оборудования
✅ хорошая оснащенность комплекта
Благодаря этим моментам пожарные стали быстрее прибывать на место пожара и эффективнее вступать в борьбу со стихией. Это содействовало спасению тысяч жизней и сохранности имущества на миллионы рублей. Еще одним подтверждением хорошей работы новых «пожарок» стало то, что теперь все чаще происходили случаи, когда локализация огня проводилась силами одного расчета и в максимально сжатые сроки.
Единственным моментом, который стал препятствием на пути широкого использования ПМГ-1 в пожарном хозяйстве мегаполисов, можно назвать невысокую грузоподъемность. Максимум, который составлял полторы тонны, исчерпывался уже наличием 1,5-кубовой цистерны. А ведь еще был необходим насос, который изготавливали своими силами, брандспойт и раздаточные рукава. В общем, все остальное оборудование уже шло в перегруз, но хороший двигатель пытался с ним как-то справляться.

Но, и этого было мало для столицы и других крупных советских городов. Так прекрасный и надежный автомобиль перекочевал в провинциальные города страны, а после – приписан к сельским пожарным дружинам. К счастью, последнее содействовало тому, что автомобили «дожили» до брежневских времен и, в отдельных экземплярах, сохранились и в наши дни.
Как решили проблему увеличения подачи воды на пожарных автомобилях ПМЗ-1?
Для тушения больших пожаров часто требовалась большая сила подачи водного потока. Это не могли обеспечить устаревшие АМО-Ф-15, да и ПМГ-1 справлялись тоже не всегда. Требовался автомобиль с более мощным двигателем, и оптимальным вариантом в то время стал ЗИС-5. Именно его удлиненное шасси под маркировкой ЗИС-11 стало базовым для новой пожарной машины. Она получила маркировку ПМЗ-1. Буквы в названии имели тот же смысл, что и у другой пожарной модели, с одной разницей – «З» означало использование агрегатов от автомобилей марки ЗИС.

Автомобиль постарались сделать максимально эргономичным для своего времени. К примеру, 2-ступенчатый центробежный насос Д-20 установили в задней части рамы, а бензобак – позади водительского сидения. Конечно, последнее решение, по современным меркам, было бы признано, мягко говоря, небезопасным. Прямо на раме сзади с двух сторон находились открытые сидения для членов пожарной бригады и катушки с выкидными рукавами. В нишах подножек находились ящики для хранения рабочего инструмента, а к правой крепился пеногенератор и два огнетушителя.
Главным преимуществом этого автомобиля считался мощный мотор, позволявших одновременное подключение сразу четырех пожарных стволов с сохранением мощности водяной струи. В итоге небольшой или средний пожар удавалось локализовать силами одной бригады из 16 человек. До войны и сразу после нее этот автомобиль был лучшим помощником пожарных. Но, время никого не щадит.

В 50-х годах появились новые модели, которые стали базовыми для обновленных «пожарок». Время ПМЗ-1 неумолимо приближалось к концу. Все чаще их снимали со службы и передавали в собственность добровольных пожарных дружин. Эта служба стала их последней миссией, и сегодня об этих автомобилях остались лишь приятные воспоминания.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

MiningWorld Rus 2025 – китайской техники больше, чем российской
Когда речь заходит о развитии горнодобывающей отрасли, ожидания от выставок вроде MiningWorld Rus обычно высоки. Однако в этом году отечественная техника...