На чем ездили пожарные 30-х годов: ПМГ-1 и ПМЗ-1
Пожарная служба во все времена была в приоритете, а по важности часто сравнивалась со скорой помощью. Ведь не напрасно номера «01» и «03» знал каждый, даже ребенок. Да и их вызов с телефона-автомата всегда осуществлялся бесплатно. Очень часто, как в первом, так и во втором случае, речь шла о сохранности человеческой жизни, а счет шел на минуты. Конечно, тогда на первое место выходил профессионализм специалистов и надежность автомобилей, которыми они пользовались. Сегодня мы с вами вспомним о довоенной советской технике, которую использовали пожарные нашей страны в то время.
Стоит напомнить, что отечественный автопром тогда проходил процесс становления, еще не было ни МАЗ, ни КрАЗ, ни KAMAZ. Зато уже появились ЗИС и ГАЗ. Именно шасси популярных и надежных моделей этих марок стали основой для создания пожарного транспорта 30-х годов.
Это было время начала массового производства спецтранспорта такого типа, поэтому у конструкторов было обширное поле для полета творческой мысли. По этой же причине автомобили, казалось бы, одной модели, но собранные в разное время, могли иметь значительные конструктивные различия. Главные цели, которые преследовались, это увеличение автономного запаса воды и установка наиболее качественной модели автонасоса. Также предпринимались усилия для улучшения условий перевозки пожарной бригады.
На стыке второго и третьего десятилетий XX века, когда строительство завода ГАЗ было в самом разгаре, существовало два автомобильных предприятия, выпускавших специальный транспорт. В Москве это был Миусский механический завод (ставший в середине десятилетия филиалом ЗИС). В северной столице – завод «Прометей». Они использовали в качестве базы пожарных авто шасси АМО-4, разных моделей ЗИС и грузовиков импортного производства. Все изменилось после запуска автомобильного гиганта в Горьком.
Первая же модель завода, получившая индекс от американского автомобиля-донора – «АА», оказалась настолько успешной и популярной, что мы ее прекрасно знаем и помним даже сейчас, девять десятилетий спустя. Это, конечно же, малотоннажный грузовик, с любовью именуемый «полуторкой». Грех было не воспользоваться такой возможностью создать небольшой, но мобильный, с хорошим моторесурсом и ремонтопригодностью, пожарный автомобиль.
Производство пожарной новинки начали осваивать на тех же заводах, которые упоминались выше. Это было вполне логичное решение, ведь там уже имелось специальное оборудование и обученный персонал для сборки пожарного автотранспорта. Оставалось только освоить новую модель и увеличить объемы производства. И это автотранспортникам удалось успешно реализовать.
Почему вообще понадобилось такое увеличение количества выпускаемых спецавтомобилей? Лучше всего на этот вопрос можно ответить, апеллируя цифрами. Вот как выглядела динамика роста конца 20-х:
✅ 1926 год – выпущено 26 пожарных автомобилей
✅ 1927 год – 90 «пожарок»
✅ 1928 год – с конвейера сошло 323 спецавтомобиля
Как видите, каждый год объемы производства вырастали в 3,5 раза, но и этих машин было недостаточно для огромной страны. Временным выходом из ситуации служило выделение валюты для закупки импортной пожарной техники. Но, это был путь в никуда, поэтому, валютный поток для этих целей становился все жиже, пока вовсе не иссяк. Специалисты по пожаротушению лихорадочно искали решение проблемы.
На стыке десятилетий даже принялись восстанавливать отработавший свой моторесурс грузовой транспорт и переделывать его в автомобили пожарного назначения. Это дало хоть временную, но передышку. Поэтому все, с радостью, ухватились за возможность использования шасси грузовика с многотысячным тиражом ежегодного выпуска. Кажется, наступило время решать проблему дефицита кардинально. ПМГ-1 с первых лет выпуска заслужил обоснованное уважение водителей и руководителей пожарных бригад. И тому было сразу несколько причин:
✅ хорошая маневренность, скорость и мягкость хода
✅ удобство укладки пожарного оборудования
✅ хорошая оснащенность комплекта
Благодаря этим моментам пожарные стали быстрее прибывать на место пожара и эффективнее вступать в борьбу со стихией. Это содействовало спасению тысяч жизней и сохранности имущества на миллионы рублей. Еще одним подтверждением хорошей работы новых «пожарок» стало то, что теперь все чаще происходили случаи, когда локализация огня проводилась силами одного расчета и в максимально сжатые сроки.
Единственным моментом, который стал препятствием на пути широкого использования ПМГ-1 в пожарном хозяйстве мегаполисов, можно назвать невысокую грузоподъемность. Максимум, который составлял полторы тонны, исчерпывался уже наличием 1,5-кубовой цистерны. А ведь еще был необходим насос, который изготавливали своими силами, брандспойт и раздаточные рукава. В общем, все остальное оборудование уже шло в перегруз, но хороший двигатель пытался с ним как-то справляться.
Но, и этого было мало для столицы и других крупных советских городов. Так прекрасный и надежный автомобиль перекочевал в провинциальные города страны, а после – приписан к сельским пожарным дружинам. К счастью, последнее содействовало тому, что автомобили «дожили» до брежневских времен и, в отдельных экземплярах, сохранились и в наши дни.
Для тушения больших пожаров часто требовалась большая сила подачи водного потока. Это не могли обеспечить устаревшие АМО-Ф-15, да и ПМГ-1 справлялись тоже не всегда. Требовался автомобиль с более мощным двигателем, и оптимальным вариантом в то время стал ЗИС-5. Именно его удлиненное шасси под маркировкой ЗИС-11 стало базовым для новой пожарной машины. Она получила маркировку ПМЗ-1. Буквы в названии имели тот же смысл, что и у другой пожарной модели, с одной разницей – «З» означало использование агрегатов от автомобилей марки ЗИС.
Автомобиль постарались сделать максимально эргономичным для своего времени. К примеру, 2-ступенчатый центробежный насос Д-20 установили в задней части рамы, а бензобак – позади водительского сидения. Конечно, последнее решение, по современным меркам, было бы признано, мягко говоря, небезопасным. Прямо на раме сзади с двух сторон находились открытые сидения для членов пожарной бригады и катушки с выкидными рукавами. В нишах подножек находились ящики для хранения рабочего инструмента, а к правой крепился пеногенератор и два огнетушителя.
Главным преимуществом этого автомобиля считался мощный мотор, позволявших одновременное подключение сразу четырех пожарных стволов с сохранением мощности водяной струи. В итоге небольшой или средний пожар удавалось локализовать силами одной бригады из 16 человек. До войны и сразу после нее этот автомобиль был лучшим помощником пожарных. Но, время никого не щадит.
В 50-х годах появились новые модели, которые стали базовыми для обновленных «пожарок». Время ПМЗ-1 неумолимо приближалось к концу. Все чаще их снимали со службы и передавали в собственность добровольных пожарных дружин. Эта служба стала их последней миссией, и сегодня об этих автомобилях остались лишь приятные воспоминания.
Стоит напомнить, что отечественный автопром тогда проходил процесс становления, еще не было ни МАЗ, ни КрАЗ, ни KAMAZ. Зато уже появились ЗИС и ГАЗ. Именно шасси популярных и надежных моделей этих марок стали основой для создания пожарного транспорта 30-х годов.
И сегодня можно встретить экземпляры ПМГ-1 на ходу. Фото: youtube.com
Это было время начала массового производства спецтранспорта такого типа, поэтому у конструкторов было обширное поле для полета творческой мысли. По этой же причине автомобили, казалось бы, одной модели, но собранные в разное время, могли иметь значительные конструктивные различия. Главные цели, которые преследовались, это увеличение автономного запаса воды и установка наиболее качественной модели автонасоса. Также предпринимались усилия для улучшения условий перевозки пожарной бригады.
«Полуторка», ставшая «пожаркой»
На стыке второго и третьего десятилетий XX века, когда строительство завода ГАЗ было в самом разгаре, существовало два автомобильных предприятия, выпускавших специальный транспорт. В Москве это был Миусский механический завод (ставший в середине десятилетия филиалом ЗИС). В северной столице – завод «Прометей». Они использовали в качестве базы пожарных авто шасси АМО-4, разных моделей ЗИС и грузовиков импортного производства. Все изменилось после запуска автомобильного гиганта в Горьком.
Небольшой автомобиль со всем необходимым для тушения небольшого пожара. Фото: youtube.com
Первая же модель завода, получившая индекс от американского автомобиля-донора – «АА», оказалась настолько успешной и популярной, что мы ее прекрасно знаем и помним даже сейчас, девять десятилетий спустя. Это, конечно же, малотоннажный грузовик, с любовью именуемый «полуторкой». Грех было не воспользоваться такой возможностью создать небольшой, но мобильный, с хорошим моторесурсом и ремонтопригодностью, пожарный автомобиль.
Созданная на этом шасси машина получила аббревиатуру ПМГ-1. Несмотря на попытки шутников расшифровывать ее вроде «помоги мне, Господи!», на самом деле все было гораздо прагматичнее: пожарная машина на шасси ГАЗ. Цифра «один» говорила о том, что это была первая, но далеко не последняя модель – итог плодотворного сотрудничества пожарной службы страны и автомобильного гиганта.
Производство пожарной новинки начали осваивать на тех же заводах, которые упоминались выше. Это было вполне логичное решение, ведь там уже имелось специальное оборудование и обученный персонал для сборки пожарного автотранспорта. Оставалось только освоить новую модель и увеличить объемы производства. И это автотранспортникам удалось успешно реализовать.
Надежный пожарный автомобиль провинциальных городов
Почему вообще понадобилось такое увеличение количества выпускаемых спецавтомобилей? Лучше всего на этот вопрос можно ответить, апеллируя цифрами. Вот как выглядела динамика роста конца 20-х:
✅ 1926 год – выпущено 26 пожарных автомобилей
✅ 1927 год – 90 «пожарок»
✅ 1928 год – с конвейера сошло 323 спецавтомобиля
Как видите, каждый год объемы производства вырастали в 3,5 раза, но и этих машин было недостаточно для огромной страны. Временным выходом из ситуации служило выделение валюты для закупки импортной пожарной техники. Но, это был путь в никуда, поэтому, валютный поток для этих целей становился все жиже, пока вовсе не иссяк. Специалисты по пожаротушению лихорадочно искали решение проблемы.
На стыке десятилетий даже принялись восстанавливать отработавший свой моторесурс грузовой транспорт и переделывать его в автомобили пожарного назначения. Это дало хоть временную, но передышку. Поэтому все, с радостью, ухватились за возможность использования шасси грузовика с многотысячным тиражом ежегодного выпуска. Кажется, наступило время решать проблему дефицита кардинально. ПМГ-1 с первых лет выпуска заслужил обоснованное уважение водителей и руководителей пожарных бригад. И тому было сразу несколько причин:
✅ хорошая маневренность, скорость и мягкость хода
✅ удобство укладки пожарного оборудования
✅ хорошая оснащенность комплекта
Благодаря этим моментам пожарные стали быстрее прибывать на место пожара и эффективнее вступать в борьбу со стихией. Это содействовало спасению тысяч жизней и сохранности имущества на миллионы рублей. Еще одним подтверждением хорошей работы новых «пожарок» стало то, что теперь все чаще происходили случаи, когда локализация огня проводилась силами одного расчета и в максимально сжатые сроки.
Единственным моментом, который стал препятствием на пути широкого использования ПМГ-1 в пожарном хозяйстве мегаполисов, можно назвать невысокую грузоподъемность. Максимум, который составлял полторы тонны, исчерпывался уже наличием 1,5-кубовой цистерны. А ведь еще был необходим насос, который изготавливали своими силами, брандспойт и раздаточные рукава. В общем, все остальное оборудование уже шло в перегруз, но хороший двигатель пытался с ним как-то справляться.
«Ветеран» способен вызвать заметное оживление у публики. Фото: youtube.com
Но, и этого было мало для столицы и других крупных советских городов. Так прекрасный и надежный автомобиль перекочевал в провинциальные города страны, а после – приписан к сельским пожарным дружинам. К счастью, последнее содействовало тому, что автомобили «дожили» до брежневских времен и, в отдельных экземплярах, сохранились и в наши дни.
Как решили проблему увеличения подачи воды на пожарных автомобилях ПМЗ-1?
Для тушения больших пожаров часто требовалась большая сила подачи водного потока. Это не могли обеспечить устаревшие АМО-Ф-15, да и ПМГ-1 справлялись тоже не всегда. Требовался автомобиль с более мощным двигателем, и оптимальным вариантом в то время стал ЗИС-5. Именно его удлиненное шасси под маркировкой ЗИС-11 стало базовым для новой пожарной машины. Она получила маркировку ПМЗ-1. Буквы в названии имели тот же смысл, что и у другой пожарной модели, с одной разницей – «З» означало использование агрегатов от автомобилей марки ЗИС.
Рессорные мосты и никакой гидравлики. Фото: youtube.com
Автомобиль постарались сделать максимально эргономичным для своего времени. К примеру, 2-ступенчатый центробежный насос Д-20 установили в задней части рамы, а бензобак – позади водительского сидения. Конечно, последнее решение, по современным меркам, было бы признано, мягко говоря, небезопасным. Прямо на раме сзади с двух сторон находились открытые сидения для членов пожарной бригады и катушки с выкидными рукавами. В нишах подножек находились ящики для хранения рабочего инструмента, а к правой крепился пеногенератор и два огнетушителя.
Главным преимуществом этого автомобиля считался мощный мотор, позволявших одновременное подключение сразу четырех пожарных стволов с сохранением мощности водяной струи. В итоге небольшой или средний пожар удавалось локализовать силами одной бригады из 16 человек. До войны и сразу после нее этот автомобиль был лучшим помощником пожарных. Но, время никого не щадит.
Первые модели не сохранились – это уже ПМЗ-2. Фото: youtube.com
В 50-х годах появились новые модели, которые стали базовыми для обновленных «пожарок». Время ПМЗ-1 неумолимо приближалось к концу. Все чаще их снимали со службы и передавали в собственность добровольных пожарных дружин. Эта служба стала их последней миссией, и сегодня об этих автомобилях остались лишь приятные воспоминания.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...