На чем ездили пожарные 30-х годов: ПМГ-1 и ПМЗ-1
Пожарная служба во все времена была в приоритете, а по важности часто сравнивалась со скорой помощью. Ведь не напрасно номера «01» и «03» знал каждый, даже ребенок. Да и их вызов с телефона-автомата всегда осуществлялся бесплатно. Очень часто, как в первом, так и во втором случае, речь шла о сохранности человеческой жизни, а счет шел на минуты. Конечно, тогда на первое место выходил профессионализм специалистов и надежность автомобилей, которыми они пользовались. Сегодня мы с вами вспомним о довоенной советской технике, которую использовали пожарные нашей страны в то время.
Стоит напомнить, что отечественный автопром тогда проходил процесс становления, еще не было ни МАЗ, ни КрАЗ, ни KAMAZ. Зато уже появились ЗИС и ГАЗ. Именно шасси популярных и надежных моделей этих марок стали основой для создания пожарного транспорта 30-х годов.
Это было время начала массового производства спецтранспорта такого типа, поэтому у конструкторов было обширное поле для полета творческой мысли. По этой же причине автомобили, казалось бы, одной модели, но собранные в разное время, могли иметь значительные конструктивные различия. Главные цели, которые преследовались, это увеличение автономного запаса воды и установка наиболее качественной модели автонасоса. Также предпринимались усилия для улучшения условий перевозки пожарной бригады.
На стыке второго и третьего десятилетий XX века, когда строительство завода ГАЗ было в самом разгаре, существовало два автомобильных предприятия, выпускавших специальный транспорт. В Москве это был Миусский механический завод (ставший в середине десятилетия филиалом ЗИС). В северной столице – завод «Прометей». Они использовали в качестве базы пожарных авто шасси АМО-4, разных моделей ЗИС и грузовиков импортного производства. Все изменилось после запуска автомобильного гиганта в Горьком.
Первая же модель завода, получившая индекс от американского автомобиля-донора – «АА», оказалась настолько успешной и популярной, что мы ее прекрасно знаем и помним даже сейчас, девять десятилетий спустя. Это, конечно же, малотоннажный грузовик, с любовью именуемый «полуторкой». Грех было не воспользоваться такой возможностью создать небольшой, но мобильный, с хорошим моторесурсом и ремонтопригодностью, пожарный автомобиль.
Производство пожарной новинки начали осваивать на тех же заводах, которые упоминались выше. Это было вполне логичное решение, ведь там уже имелось специальное оборудование и обученный персонал для сборки пожарного автотранспорта. Оставалось только освоить новую модель и увеличить объемы производства. И это автотранспортникам удалось успешно реализовать.
Почему вообще понадобилось такое увеличение количества выпускаемых спецавтомобилей? Лучше всего на этот вопрос можно ответить, апеллируя цифрами. Вот как выглядела динамика роста конца 20-х:
✅ 1926 год – выпущено 26 пожарных автомобилей
✅ 1927 год – 90 «пожарок»
✅ 1928 год – с конвейера сошло 323 спецавтомобиля
Как видите, каждый год объемы производства вырастали в 3,5 раза, но и этих машин было недостаточно для огромной страны. Временным выходом из ситуации служило выделение валюты для закупки импортной пожарной техники. Но, это был путь в никуда, поэтому, валютный поток для этих целей становился все жиже, пока вовсе не иссяк. Специалисты по пожаротушению лихорадочно искали решение проблемы.
На стыке десятилетий даже принялись восстанавливать отработавший свой моторесурс грузовой транспорт и переделывать его в автомобили пожарного назначения. Это дало хоть временную, но передышку. Поэтому все, с радостью, ухватились за возможность использования шасси грузовика с многотысячным тиражом ежегодного выпуска. Кажется, наступило время решать проблему дефицита кардинально. ПМГ-1 с первых лет выпуска заслужил обоснованное уважение водителей и руководителей пожарных бригад. И тому было сразу несколько причин:
✅ хорошая маневренность, скорость и мягкость хода
✅ удобство укладки пожарного оборудования
✅ хорошая оснащенность комплекта
Благодаря этим моментам пожарные стали быстрее прибывать на место пожара и эффективнее вступать в борьбу со стихией. Это содействовало спасению тысяч жизней и сохранности имущества на миллионы рублей. Еще одним подтверждением хорошей работы новых «пожарок» стало то, что теперь все чаще происходили случаи, когда локализация огня проводилась силами одного расчета и в максимально сжатые сроки.
Единственным моментом, который стал препятствием на пути широкого использования ПМГ-1 в пожарном хозяйстве мегаполисов, можно назвать невысокую грузоподъемность. Максимум, который составлял полторы тонны, исчерпывался уже наличием 1,5-кубовой цистерны. А ведь еще был необходим насос, который изготавливали своими силами, брандспойт и раздаточные рукава. В общем, все остальное оборудование уже шло в перегруз, но хороший двигатель пытался с ним как-то справляться.
Но, и этого было мало для столицы и других крупных советских городов. Так прекрасный и надежный автомобиль перекочевал в провинциальные города страны, а после – приписан к сельским пожарным дружинам. К счастью, последнее содействовало тому, что автомобили «дожили» до брежневских времен и, в отдельных экземплярах, сохранились и в наши дни.
Для тушения больших пожаров часто требовалась большая сила подачи водного потока. Это не могли обеспечить устаревшие АМО-Ф-15, да и ПМГ-1 справлялись тоже не всегда. Требовался автомобиль с более мощным двигателем, и оптимальным вариантом в то время стал ЗИС-5. Именно его удлиненное шасси под маркировкой ЗИС-11 стало базовым для новой пожарной машины. Она получила маркировку ПМЗ-1. Буквы в названии имели тот же смысл, что и у другой пожарной модели, с одной разницей – «З» означало использование агрегатов от автомобилей марки ЗИС.
Автомобиль постарались сделать максимально эргономичным для своего времени. К примеру, 2-ступенчатый центробежный насос Д-20 установили в задней части рамы, а бензобак – позади водительского сидения. Конечно, последнее решение, по современным меркам, было бы признано, мягко говоря, небезопасным. Прямо на раме сзади с двух сторон находились открытые сидения для членов пожарной бригады и катушки с выкидными рукавами. В нишах подножек находились ящики для хранения рабочего инструмента, а к правой крепился пеногенератор и два огнетушителя.
Главным преимуществом этого автомобиля считался мощный мотор, позволявших одновременное подключение сразу четырех пожарных стволов с сохранением мощности водяной струи. В итоге небольшой или средний пожар удавалось локализовать силами одной бригады из 16 человек. До войны и сразу после нее этот автомобиль был лучшим помощником пожарных. Но, время никого не щадит.
В 50-х годах появились новые модели, которые стали базовыми для обновленных «пожарок». Время ПМЗ-1 неумолимо приближалось к концу. Все чаще их снимали со службы и передавали в собственность добровольных пожарных дружин. Эта служба стала их последней миссией, и сегодня об этих автомобилях остались лишь приятные воспоминания.
Стоит напомнить, что отечественный автопром тогда проходил процесс становления, еще не было ни МАЗ, ни КрАЗ, ни KAMAZ. Зато уже появились ЗИС и ГАЗ. Именно шасси популярных и надежных моделей этих марок стали основой для создания пожарного транспорта 30-х годов.
И сегодня можно встретить экземпляры ПМГ-1 на ходу. Фото: youtube.com
Это было время начала массового производства спецтранспорта такого типа, поэтому у конструкторов было обширное поле для полета творческой мысли. По этой же причине автомобили, казалось бы, одной модели, но собранные в разное время, могли иметь значительные конструктивные различия. Главные цели, которые преследовались, это увеличение автономного запаса воды и установка наиболее качественной модели автонасоса. Также предпринимались усилия для улучшения условий перевозки пожарной бригады.
«Полуторка», ставшая «пожаркой»
На стыке второго и третьего десятилетий XX века, когда строительство завода ГАЗ было в самом разгаре, существовало два автомобильных предприятия, выпускавших специальный транспорт. В Москве это был Миусский механический завод (ставший в середине десятилетия филиалом ЗИС). В северной столице – завод «Прометей». Они использовали в качестве базы пожарных авто шасси АМО-4, разных моделей ЗИС и грузовиков импортного производства. Все изменилось после запуска автомобильного гиганта в Горьком.
Небольшой автомобиль со всем необходимым для тушения небольшого пожара. Фото: youtube.com
Первая же модель завода, получившая индекс от американского автомобиля-донора – «АА», оказалась настолько успешной и популярной, что мы ее прекрасно знаем и помним даже сейчас, девять десятилетий спустя. Это, конечно же, малотоннажный грузовик, с любовью именуемый «полуторкой». Грех было не воспользоваться такой возможностью создать небольшой, но мобильный, с хорошим моторесурсом и ремонтопригодностью, пожарный автомобиль.
Созданная на этом шасси машина получила аббревиатуру ПМГ-1. Несмотря на попытки шутников расшифровывать ее вроде «помоги мне, Господи!», на самом деле все было гораздо прагматичнее: пожарная машина на шасси ГАЗ. Цифра «один» говорила о том, что это была первая, но далеко не последняя модель – итог плодотворного сотрудничества пожарной службы страны и автомобильного гиганта.
Производство пожарной новинки начали осваивать на тех же заводах, которые упоминались выше. Это было вполне логичное решение, ведь там уже имелось специальное оборудование и обученный персонал для сборки пожарного автотранспорта. Оставалось только освоить новую модель и увеличить объемы производства. И это автотранспортникам удалось успешно реализовать.
Надежный пожарный автомобиль провинциальных городов
Почему вообще понадобилось такое увеличение количества выпускаемых спецавтомобилей? Лучше всего на этот вопрос можно ответить, апеллируя цифрами. Вот как выглядела динамика роста конца 20-х:
✅ 1926 год – выпущено 26 пожарных автомобилей
✅ 1927 год – 90 «пожарок»
✅ 1928 год – с конвейера сошло 323 спецавтомобиля
Как видите, каждый год объемы производства вырастали в 3,5 раза, но и этих машин было недостаточно для огромной страны. Временным выходом из ситуации служило выделение валюты для закупки импортной пожарной техники. Но, это был путь в никуда, поэтому, валютный поток для этих целей становился все жиже, пока вовсе не иссяк. Специалисты по пожаротушению лихорадочно искали решение проблемы.
На стыке десятилетий даже принялись восстанавливать отработавший свой моторесурс грузовой транспорт и переделывать его в автомобили пожарного назначения. Это дало хоть временную, но передышку. Поэтому все, с радостью, ухватились за возможность использования шасси грузовика с многотысячным тиражом ежегодного выпуска. Кажется, наступило время решать проблему дефицита кардинально. ПМГ-1 с первых лет выпуска заслужил обоснованное уважение водителей и руководителей пожарных бригад. И тому было сразу несколько причин:
✅ хорошая маневренность, скорость и мягкость хода
✅ удобство укладки пожарного оборудования
✅ хорошая оснащенность комплекта
Благодаря этим моментам пожарные стали быстрее прибывать на место пожара и эффективнее вступать в борьбу со стихией. Это содействовало спасению тысяч жизней и сохранности имущества на миллионы рублей. Еще одним подтверждением хорошей работы новых «пожарок» стало то, что теперь все чаще происходили случаи, когда локализация огня проводилась силами одного расчета и в максимально сжатые сроки.
Единственным моментом, который стал препятствием на пути широкого использования ПМГ-1 в пожарном хозяйстве мегаполисов, можно назвать невысокую грузоподъемность. Максимум, который составлял полторы тонны, исчерпывался уже наличием 1,5-кубовой цистерны. А ведь еще был необходим насос, который изготавливали своими силами, брандспойт и раздаточные рукава. В общем, все остальное оборудование уже шло в перегруз, но хороший двигатель пытался с ним как-то справляться.
«Ветеран» способен вызвать заметное оживление у публики. Фото: youtube.com
Но, и этого было мало для столицы и других крупных советских городов. Так прекрасный и надежный автомобиль перекочевал в провинциальные города страны, а после – приписан к сельским пожарным дружинам. К счастью, последнее содействовало тому, что автомобили «дожили» до брежневских времен и, в отдельных экземплярах, сохранились и в наши дни.
Как решили проблему увеличения подачи воды на пожарных автомобилях ПМЗ-1?
Для тушения больших пожаров часто требовалась большая сила подачи водного потока. Это не могли обеспечить устаревшие АМО-Ф-15, да и ПМГ-1 справлялись тоже не всегда. Требовался автомобиль с более мощным двигателем, и оптимальным вариантом в то время стал ЗИС-5. Именно его удлиненное шасси под маркировкой ЗИС-11 стало базовым для новой пожарной машины. Она получила маркировку ПМЗ-1. Буквы в названии имели тот же смысл, что и у другой пожарной модели, с одной разницей – «З» означало использование агрегатов от автомобилей марки ЗИС.
Рессорные мосты и никакой гидравлики. Фото: youtube.com
Автомобиль постарались сделать максимально эргономичным для своего времени. К примеру, 2-ступенчатый центробежный насос Д-20 установили в задней части рамы, а бензобак – позади водительского сидения. Конечно, последнее решение, по современным меркам, было бы признано, мягко говоря, небезопасным. Прямо на раме сзади с двух сторон находились открытые сидения для членов пожарной бригады и катушки с выкидными рукавами. В нишах подножек находились ящики для хранения рабочего инструмента, а к правой крепился пеногенератор и два огнетушителя.
Главным преимуществом этого автомобиля считался мощный мотор, позволявших одновременное подключение сразу четырех пожарных стволов с сохранением мощности водяной струи. В итоге небольшой или средний пожар удавалось локализовать силами одной бригады из 16 человек. До войны и сразу после нее этот автомобиль был лучшим помощником пожарных. Но, время никого не щадит.
Первые модели не сохранились – это уже ПМЗ-2. Фото: youtube.com
В 50-х годах появились новые модели, которые стали базовыми для обновленных «пожарок». Время ПМЗ-1 неумолимо приближалось к концу. Все чаще их снимали со службы и передавали в собственность добровольных пожарных дружин. Эта служба стала их последней миссией, и сегодня об этих автомобилях остались лишь приятные воспоминания.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
В России появятся новые трамваи собственной разработки
Займется их производством «Синара - транспортные машины». Изначально планировалось, что трамваи будут делать вместе с Skoda Transportation....