Мощнее «четверок», компактнее «шестерок», и с уникальным звуком
5 616

Мощнее «четверок», компактнее «шестерок», и с уникальным звуком

Если мы рассмотрим рядные пятицилиндровые двигатели, то выяснится, что они имеют неоспоримые преимущества в плавности работы перед рядными «четверками». Это связано с тем, что рабочий такт происходит через каждые 144° поворота коленчатого вала, а не через 180°. Поскольку паузы между вспышками в цилиндрах меньше, пятицилиндровый двигатель работает плавнее, чем четырехцилиндровый. Но несмотря на очевидные преимущества, такие моторы медленно исчезают из производственной линейки внедривших их брендов.


Lancia Tipo 102


В рассказе о семействе «пятицилиндровых» невозможно не упомянуть про самый первый такой двигатель.
Lancia была одной из первых итальянских компаний, использовавшая дизельные двигатели на своих грузовиках, производя по лицензии немецкие двухцилиндровые моторы Junkers, рабочим объемом 3181 см³ и мощностью 64 л. с. при 1500 об/мин устанавливаемые на Lancia Ro. Трехцилиндровая версия с рабочим объемом 4771 см³ выдавала 95 л. с. устанавливалась на модель Ro-Ro. Немецкие двигатели, однако, были дорогими в производстве, поэтому Винченцо Лянча поручил инженерам разработать свой собственный двигатель.

Мощнее «четверок», компактнее «шестерок», и с уникальным звукомLancia 3Ro. Фото: Youtube.com


Так появился Lancia Tipo 102 рабочим объемом 6875 см³, выдающий 93 л. с. при 1860 об/мин. И это первый в мире серийный 5-цилиндровый автомобильный движок. Максималка Lancia 3Ro при полной загрузке составляла 45 км/ч. Предлагалось два типа кабины: стандартная версия и удлиненная «Lungo», со спальным местом.

OM617


Первыми серийный пятицилиндровый двигатель на легковой автомобиль установили немцы из Даймлер-Бенц в 1974 году. Дебютировавший на Mercedes-Benz W115, трехлитровый двигатель, разработанный на основе 2,4-литрового четырехцилиндрового дизельного агрегата OM616 оставался в производстве до 1991 года, став одним из самых надежных двигателей среди всех, когда-либо созданных человеческой цивилизацией. Ресурс этого пятицилиндрового дизеля достигает миллиона километров – таких больше не делают!

Mercedes-Benz 300D (W123). Фото: Youtube.com


Причем этот агрегат способен работать на всем, что горит! В том числе на растительном масле. В 1976 году на OM617 установили турбокомпрессор, в результате чего мощность увеличилась с 80 до 111 лошадей. Самым экстремальным вариантом немецкой «пятерки» стал OM617LA. Этот супердизель, установленный на рекордный Mercedes-Benz C111-IID, а позже и на C111-IIID развивал до 230 лошадей и помог установить 9 мировых рекордов скорости.

Ауди EA828 – Audi 100 5E (C2)


Мы рассказали о первом пятицилиндровом дизельном двигателе, так что было бы несправедливо не упомянуть о первом бензиновом.

Рассказывая про пятицилиндровые бензиновые моторы, невозможно обойти стороной гоночные мотоциклы Honda. Впервые подобную схему японцы использовали в 1966 году, на 125-кубовом мотоцикле RC149. Двигатель развивал 30 лошадей, на 18 000 об/мин, что впечатляет даже сегодня!


Честь первопроходцев в автомобильном мире принадлежит компании, чье имя до сих пор ассоциируется с конкретной конфигурацией R5 - Audi. В 1976 году компания из Ингольштадта представила автомобиль Audi 100 второго поколения, с 2,1-литровым пятицилиндровым двигателем мощностью 136 лошадиных сил. Почему в Ингольштадте выбрали такую конфигурацию?
«Четверка» была недостаточно престижной для модели, призванной конкурировать с BMW и Mercedes-Benz. Мотора V6 у Audi не было, а использовать рядную «шестерку» инженеры из Ингольштадта не могли по массогабаритным соображениям. В конечном итоге данная дилемма привела к разработке рядной пятерки с индексом EA828.

Audi Sport quattro S1 E2. Фото: Youtube.com


Созданная на основе четырехцилиндрового двигателя Volkswagen EA827, 2,1-литровая пятерка выдавала 136 лошадиных сил. Устанавливали этот агрегат на автомобиль Audi 100 5E, в качестве престижного варианта базовых четырехцилиндровых автомобилей. Это поколение “пятерок” использовалось до середины девяностых годов.

Fiat «Pratola Serra»


В 1994 году итальянцы представили странного вида спортивный автомобиль Fiat Coupe, под капотом которого установили бензиновый 2,0-литровый 20-клапанный рядный пятицилиндровый двигатель на 144 лошади. Этот же агрегат применяли для модели бизнес класса Lancia Kappa 5.20, причем для Лянчи предлагался и 2.4 литровый вариант на 175 лошадей.

Дизайн Fiat Coupe разработал Крис Бэнгл. Фото: Youtube.com


Позже эту «пятерку» установили на хэтчбеки Bravo и Brava, и на седан Marea. В 1999 году для FIAT Coupe Turbo Plus и Lancia Kappa Coupe появилась модификация с турбонаддувом: 220 лошадиных сил хватило, чтобы сделать Fiat одним из самых быстроходных переднеприводных автомобилей того времени.

Преимущества 5-цилиндровых двигателей


✅ Более плавная работа
✅ Компактней «шестерок»
✅ Звук!

Недостатки


✅ Длиннее, чем рядные «четверки»
✅ Требуется балансировочный вал для снижения вибраций
✅ Высокая стоимость производства
✅ Большие моменты инерции

Добро пожаловать в мир Volvo modular!


Volvo B5254: разработанное в рамках проекта «Галактика», семейство включало в себя четырех, пяти и шестицилиндровые варианты двигателей. Пятицилиндровый мотор Volvo, известный как B5254F дебютировал на модели 850 в июне 1991 года. Позже эти двигатели устанавливали на весь модельный ряд, за исключением первого поколения Volvo S40.

«Бешеный сарай» – Volvo 850 T5R. Фото: Youtube.com


Вершиной развития «пятерок» от Volvo стал 2,5-литровый двигатель с турбонаддувом, подготовленный для прототипа C30 Polestar Performance Concept. На представленном в 2010 году, концепткаре, шведы установили двигатель B5254T7. Это тот же мотор, который использовался в серийном C30 T5, но с турбокомпрессором KKK К26, усиленными поршнями, шатунами и с другими распредвалами. Результатом стали 405 лошадей и 510 Нм крутящего момента, что в сочетании с дифференциалами Quaife, полным приводом, амортизаторами и пружинами Öhlins, другим передаточным числом рулевого управления и улучшенными тормозами, шинами и колесами превращало компактный Volvo в термоядерную бомбу!

Honda G25A


Эта японская марка любит принимать инженерные вызовы. И чем сложней задача, тем с большим энтузиазмом брались за ее воплощение в Honda. Пятицилиндровые двигатели семейства Honda G впервые появились на японском рынке в 1989 году. И хотя эти двигатели приводили в движение передние колеса, Honda устанавливала их продольно для более равномерного распределения веса: три из пяти цилиндров двигателя располагались за передней осью.

Acura TL. Фото: Youtube.com


На Honda Vigor, известной в США под именем Acura, использовали 2,5-литровый вариант мотора мощностью 190 лошадиных сил. Позже этот двигатель установили на Acura TL 1996 года. Но во втором поколении от R5 отказались в пользу V6.

Volkswagen VR5 AGZ


Одни из самых необычных двигателей в истории автопрома. Обычно «пятерки» создавали путем прибавления одного цилиндра к 4-цилиндровому агрегату. Но для Golf 4 поколения немцы поступили наоборот, решив «отпилить» один цилиндр от VR6, чтобы предложить клиентам альтернативу двигателя 1.8 с турбонаддувом. Так родился VR5, рабочим объемом 2.3 литра и мощностью 150 лошадей. Пожалуй, за исключением звука и такой «мелочи» как ресурс, доходящий до полумиллиона километров, у него не было никаких преимуществ перед 1.8 турбо. При этом стоили машины с такими движками дороже, но не имели таких возможностей по форсировке как ЕА113. Поэтому VR5 не самый распространенный двигатель Volkswagen.

Audi DAZA


Последний пятицилиндровый двигатель в этом списке, конечно же, должен назваться Audi. И скорее всего он будет последним R5, который мы увидим, поскольку мир стремительно встал на рельсы электрификации.

На «квотере» пятицилиндровая Audi победила 6-цилиндровую BMW, и Mercedes-Benz c четырьмя! Фото: Youtube.com


Audi A3 IV (8Y) представили в 2020 году, а чуть позже появился RS3, развивающий 400 лошадей! У этого мотора один из красивейших звуков выхлопа среди всех автомобилей, продаваемых сегодня! Иногда вы даже можете принять его за V10 от Audi R8, и cможете проследить его родословную до Audi TT RS 2009 года, первой современной Audi с рядным пятицилиндровым двигателем. На что способна эта «пятерка»? От нуля до сотни Ауди «пуляет» за четыре секунды, что позволяет ей разделаться со своими конкурентами в лице BMW M240i и Mercedes-Benz AMG CLA 45S.

Когда-то двигатели с пятью цилиндрами были достаточно распространенными, благодаря усилиям Volvo, Audi, Honda и FIAT. Такие моторы считались престижными и устанавливались даже на компактные модели гольф-класса. Но сейчас, под натиском электромобилей, «пятерки» –вымирающий вид.
Сколько цилиндров должно быть у автомобильного двигателя?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....