.d-md-none .d-lg-block bibimot

На этом самолете учились лучшие пилоты – легендарный Як-18

На этом самолете учились лучшие пилоты – легендарный Як-18
История отечественной авиации была бы неполной без учебных моделей. Именно на них тренировались пилоты, ставшие мастерами своего дела. Легендарные летчика-асы тоже когда-то были обычными курсантами училищ.


Сегодня мы расскажем про Як-18 – настоящую «учебную парту» для нескольких поколений летчиков. Именно на этом самолете в 1955 году Юрий Гагарин оттачивал свое мастерство, как и другие прославленные советские асы и космонавты.

История появления


После окончания Гражданской войны в СССР перед молодой страной остро встал вопрос создания мощной и современной армии. Уже в те годы стало ясно, что без авиации будет сложно. Сначала проблема решалась закупкой самолетов иностранного производства, но они были слишком дорогими. Да и капиталисты не очень стремились сотрудничать с коммунистами.

На этом самолете учились лучшие пилоты – легендарный Як-18Качественная реплика легендарного У-2. Фото: Youtube.com


Нужны были самолеты собственного производства, плюс к середине 1920-х годов остро стал вопрос о создании недорогого учебного летательного аппарата. Училища не могли выпускать специалистов, не обладая необходимой материально-технической базой.

Так в 1927 году появился биплан У-2. Самолет стал настоящим универсалом и это он доказал во время Великой Отечественной войны, часто выполняя роль легкого ночного бомбардировщика.

Следующей «учебной партой» стал УТ-2 – знаменитый моноплан, разработанный конструкторским бюро Яковлева в 1935 году. Этот летательный аппарат стал эталоном на долгие годы, но после войны он устарел. Пришлось разрабатывать новую модель.

Работы над Як-18 были начаты в 1945 году. Модель разрабатывалась не только в качестве учебной – она должна стать и спортивной, ведь после окончания войны стране нужно покорять новые, мирные вершины.


В качестве шасси взят опытный УТ-2Л, поэтому разработка продвигалась вперед быстро. Интересно, что Александр Яковлев поручил заняться новым самолетом инженеру Синельщикову еще до появления официального постановления Совнаркома. Приказ о разработке подписан только в начале 1946 года.

Приступить к испытаниям нужно было буквально через несколько месяцев, а в то время приказы выполнялись быстро, по-военному. Поэтому в мае КБ Яковлева успело построить два опытных самолета.

Самолет УТ-2 в небе. Фото: Youtube.com


На одном изначально планировали установить мотор М-11ФМ. На второй хотели поставить новый М-12, но его не успели доработать. В итоге оба опытных самолета получили одинаковые силовые агрегаты. Это был М-11ФР, который можно считать переходным между двумя моделями.

Летом 1946 года оба Як-18 ушли на государственные испытания. В их процессе самолеты доказали, что они превосходят по всем параметрам УТ-2. Единственной проблемой стали неполадки с воздушным винтом на одной из опытных моделей. После замены узла и контрольных испытаний самолет приняли на вооружение и рекомендовали в производство.

Модификации


Первые серийные самолеты начали собирать с 1947 года. Он назывался Як-18 и многократно модернизировался.

На базе модели собирались опытные экземпляры, предназначенные для эксплуатации в условиях Севера. Самолет получил неубирающееся лыжное шасси и испытывался в 1947-49 годах. В серию такой самолет не пошел, а для полярников просто переделывали имеющиеся в наличии серийные Як-18.

В 1949 году наконец доработали двигатель М12, который планировалось устанавливать еще на опытные модели. Испытания прошли успешно, но мотор это не спасло. К тому времени разработали и испытали новый, более мощный силовой агрегат – АИ-14.


В 1951 году решили провести глобальную модернизацию самолета. Главной целью было сделать учебную модель, пускай лишенную части универсальности, но зато способную подготовить курсантов к пилотированию боевых самолетов.

Есть в Як-18 какая-то душевность. Фото: Youtube.com


Основное отличие Як-18У – это измененная схема шасси. Вместо носового колеса появилась убирающаяся стойка.

Самолет потерял часть своих летных качеств, набрал массу, но зато курсанты после обучения могли пересаживаться сразу на боевые истребители. Модель была готова к серийному производству в 1951 году, но проект «заморозили».

Считается, что самолет забраковал лично товарищ Сталин, которого не устраивала утрата универсальности модели. Поэтому серийное производство началось только после смены власти.

В 1956 году появилась третья основная модификация – Як-18А. Это последний поршневой учебный самолет, принятый на вооружение в Советском Союзе. Новая модель получила двигатель с мощностью 220 л. с., который потом доработали до 260 л. с.

На базе Як-18А стали строить спортивные модификации самолетов.

Они получили следующие буквы в индексе:

✅ П
✅ ПМ
✅ ПС

На этих самолетах советские спортсмены неоднократно завоевывали золотые медали.

Настоящий Як-18 на ходу. Фото: Youtube.com


Последней моделью в серии стал Як-18Т. Эта версия была разработана в 1967 году специально для обучения пилотов гражданской авиации. Модель предназначалась для 4 человек и могла использоваться не только в качестве тренажера, но и для перевозки небольших грузов и 2-3 пассажиров.

Як-18Т выпускали с 1973 по 1983 годы. После развала Советского Союза интерес к самолету возобновился. Частным авиашколам нужна была такая недорогая модель. В 1993 году производство Як-18Т возобновили – самолет штучно выпускают до сих пор.

Конструкция модели


Рассмотрим технические особенности на примере модели Як-18А. Это типичный моноплан, оборудованный двумя местами и не предназначенный для коммерческих или пассажирских перевозок. Отличается цельнометаллическим корпусом.

Каркас сделан из хромансилевых труб. Они обшиты дюралевыми листами.


Мотор у ЯК-18А звездообразный. Это девятицилиндровый силовой агрегат с индексом АИ-14Р.

Сколько летчиков обучалось на этих самолетах! Фото: Youtube.com


Два места в самолете рассчитаны на курсанта и летного инструктора. Органы управления имеются у каждого, и они сблокированы. Это нужно для того, чтобы опытный пилот в случае возникновения опасной ситуации мог исправить положение. Обучение в воздухе – это не автошкола – тут любая ошибка может стать фатальной.

Кабина Як-18А обогреваемая, имеет общий «колпак».

Курсант и инструктор могли общаться между собой. Сначала для этого использовалась трубка, потом модель стали оснащать современными переговорными устройствами.

Штатно устанавливалась и радиостанция Р-800. Шасси у ЯК-18А пневматическое, но колеса полностью внутри фюзеляжа не убираются.
Максимальная скорость, которую развивал учебный самолет, составляла 250-263 км/ч в зависимости от модификации и установленного двигателя. Интересно, что дальность полета у самолетов первой серии была больше, чем у Як-18А – 1 080 против 725 км.

Где эксплуатировался кроме СССР


Советский учебный самолет традиционно поставлялся в разные дружественные страны. Як-18 эксплуатировали в ГДР, Польше, Афганистане, Египте, Албании, Северной Корее, на Кубе и в других странах, не имеющих своего авиапроизводства.

Як-18Т летают до сих пор. Фото: Youtube.com


Китайские власти пошли дальше – они попросили Советский Союз помочь наладить в Поднебесной лицензионный выпуск модели. «Большой Брат» милостиво согласился. Во время войны в Корее самолет использовали в качестве легкого ночного бомбардировщика, впрочем, недолго и неудачно.

А вот в советских фильмах Як-18 и его модификации нередко исполняли роли военных истребителей. Иногда их использовали даже в качестве немецких моделей, что и понятно – откуда взять коллекционные «Юнкерсы» в СССР?

Як-18 – это знаковая модель. Многие советские и российские пилоты вспоминают об этом самолете с теплотой – это же их «школьная парта»!

Автор:

Использованы фотографии: https://youtube.com

А вы помните про Як-18?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Первый космический корабль Земли – «Восток»Москвич 2141 – почему проект Aleko не удался?