На этом самолете учились лучшие пилоты – легендарный Як-18
История отечественной авиации была бы неполной без учебных моделей. Именно на них тренировались пилоты, ставшие мастерами своего дела. Легендарные летчика-асы тоже когда-то были обычными курсантами училищ.
Сегодня мы расскажем про Як-18 – настоящую «учебную парту» для нескольких поколений летчиков. Именно на этом самолете в 1955 году Юрий Гагарин оттачивал свое мастерство, как и другие прославленные советские асы и космонавты.
После окончания Гражданской войны в СССР перед молодой страной остро встал вопрос создания мощной и современной армии. Уже в те годы стало ясно, что без авиации будет сложно. Сначала проблема решалась закупкой самолетов иностранного производства, но они были слишком дорогими. Да и капиталисты не очень стремились сотрудничать с коммунистами.
Нужны были самолеты собственного производства, плюс к середине 1920-х годов остро стал вопрос о создании недорогого учебного летательного аппарата. Училища не могли выпускать специалистов, не обладая необходимой материально-технической базой.
Так в 1927 году появился биплан У-2. Самолет стал настоящим универсалом и это он доказал во время Великой Отечественной войны, часто выполняя роль легкого ночного бомбардировщика.
Следующей «учебной партой» стал УТ-2 – знаменитый моноплан, разработанный конструкторским бюро Яковлева в 1935 году. Этот летательный аппарат стал эталоном на долгие годы, но после войны он устарел. Пришлось разрабатывать новую модель.
В качестве шасси взят опытный УТ-2Л, поэтому разработка продвигалась вперед быстро. Интересно, что Александр Яковлев поручил заняться новым самолетом инженеру Синельщикову еще до появления официального постановления Совнаркома. Приказ о разработке подписан только в начале 1946 года.
Приступить к испытаниям нужно было буквально через несколько месяцев, а в то время приказы выполнялись быстро, по-военному. Поэтому в мае КБ Яковлева успело построить два опытных самолета.
На одном изначально планировали установить мотор М-11ФМ. На второй хотели поставить новый М-12, но его не успели доработать. В итоге оба опытных самолета получили одинаковые силовые агрегаты. Это был М-11ФР, который можно считать переходным между двумя моделями.
Летом 1946 года оба Як-18 ушли на государственные испытания. В их процессе самолеты доказали, что они превосходят по всем параметрам УТ-2. Единственной проблемой стали неполадки с воздушным винтом на одной из опытных моделей. После замены узла и контрольных испытаний самолет приняли на вооружение и рекомендовали в производство.
Первые серийные самолеты начали собирать с 1947 года. Он назывался Як-18 и многократно модернизировался.
На базе модели собирались опытные экземпляры, предназначенные для эксплуатации в условиях Севера. Самолет получил неубирающееся лыжное шасси и испытывался в 1947-49 годах. В серию такой самолет не пошел, а для полярников просто переделывали имеющиеся в наличии серийные Як-18.
В 1951 году решили провести глобальную модернизацию самолета. Главной целью было сделать учебную модель, пускай лишенную части универсальности, но зато способную подготовить курсантов к пилотированию боевых самолетов.
Основное отличие Як-18У – это измененная схема шасси. Вместо носового колеса появилась убирающаяся стойка.
Самолет потерял часть своих летных качеств, набрал массу, но зато курсанты после обучения могли пересаживаться сразу на боевые истребители. Модель была готова к серийному производству в 1951 году, но проект «заморозили».
Считается, что самолет забраковал лично товарищ Сталин, которого не устраивала утрата универсальности модели. Поэтому серийное производство началось только после смены власти.
В 1956 году появилась третья основная модификация – Як-18А. Это последний поршневой учебный самолет, принятый на вооружение в Советском Союзе. Новая модель получила двигатель с мощностью 220 л. с., который потом доработали до 260 л. с.
На базе Як-18А стали строить спортивные модификации самолетов.
Они получили следующие буквы в индексе:
✅ П
✅ ПМ
✅ ПС
На этих самолетах советские спортсмены неоднократно завоевывали золотые медали.
Последней моделью в серии стал Як-18Т. Эта версия была разработана в 1967 году специально для обучения пилотов гражданской авиации. Модель предназначалась для 4 человек и могла использоваться не только в качестве тренажера, но и для перевозки небольших грузов и 2-3 пассажиров.
Як-18Т выпускали с 1973 по 1983 годы. После развала Советского Союза интерес к самолету возобновился. Частным авиашколам нужна была такая недорогая модель. В 1993 году производство Як-18Т возобновили – самолет штучно выпускают до сих пор.
Рассмотрим технические особенности на примере модели Як-18А. Это типичный моноплан, оборудованный двумя местами и не предназначенный для коммерческих или пассажирских перевозок. Отличается цельнометаллическим корпусом.
Мотор у ЯК-18А звездообразный. Это девятицилиндровый силовой агрегат с индексом АИ-14Р.
Два места в самолете рассчитаны на курсанта и летного инструктора. Органы управления имеются у каждого, и они сблокированы. Это нужно для того, чтобы опытный пилот в случае возникновения опасной ситуации мог исправить положение. Обучение в воздухе – это не автошкола – тут любая ошибка может стать фатальной.
Кабина Як-18А обогреваемая, имеет общий «колпак».
Курсант и инструктор могли общаться между собой. Сначала для этого использовалась трубка, потом модель стали оснащать современными переговорными устройствами.
Штатно устанавливалась и радиостанция Р-800. Шасси у ЯК-18А пневматическое, но колеса полностью внутри фюзеляжа не убираются.
Максимальная скорость, которую развивал учебный самолет, составляла 250-263 км/ч в зависимости от модификации и установленного двигателя. Интересно, что дальность полета у самолетов первой серии была больше, чем у Як-18А – 1 080 против 725 км.
Советский учебный самолет традиционно поставлялся в разные дружественные страны. Як-18 эксплуатировали в ГДР, Польше, Афганистане, Египте, Албании, Северной Корее, на Кубе и в других странах, не имеющих своего авиапроизводства.
Китайские власти пошли дальше – они попросили Советский Союз помочь наладить в Поднебесной лицензионный выпуск модели. «Большой Брат» милостиво согласился. Во время войны в Корее самолет использовали в качестве легкого ночного бомбардировщика, впрочем, недолго и неудачно.
А вот в советских фильмах Як-18 и его модификации нередко исполняли роли военных истребителей. Иногда их использовали даже в качестве немецких моделей, что и понятно – откуда взять коллекционные «Юнкерсы» в СССР?
Як-18 – это знаковая модель. Многие советские и российские пилоты вспоминают об этом самолете с теплотой – это же их «школьная парта»!
Сегодня мы расскажем про Як-18 – настоящую «учебную парту» для нескольких поколений летчиков. Именно на этом самолете в 1955 году Юрий Гагарин оттачивал свое мастерство, как и другие прославленные советские асы и космонавты.
История появления
После окончания Гражданской войны в СССР перед молодой страной остро встал вопрос создания мощной и современной армии. Уже в те годы стало ясно, что без авиации будет сложно. Сначала проблема решалась закупкой самолетов иностранного производства, но они были слишком дорогими. Да и капиталисты не очень стремились сотрудничать с коммунистами.
Качественная реплика легендарного У-2. Фото: Youtube.com
Нужны были самолеты собственного производства, плюс к середине 1920-х годов остро стал вопрос о создании недорогого учебного летательного аппарата. Училища не могли выпускать специалистов, не обладая необходимой материально-технической базой.
Так в 1927 году появился биплан У-2. Самолет стал настоящим универсалом и это он доказал во время Великой Отечественной войны, часто выполняя роль легкого ночного бомбардировщика.
Следующей «учебной партой» стал УТ-2 – знаменитый моноплан, разработанный конструкторским бюро Яковлева в 1935 году. Этот летательный аппарат стал эталоном на долгие годы, но после войны он устарел. Пришлось разрабатывать новую модель.
Работы над Як-18 были начаты в 1945 году. Модель разрабатывалась не только в качестве учебной – она должна стать и спортивной, ведь после окончания войны стране нужно покорять новые, мирные вершины.
В качестве шасси взят опытный УТ-2Л, поэтому разработка продвигалась вперед быстро. Интересно, что Александр Яковлев поручил заняться новым самолетом инженеру Синельщикову еще до появления официального постановления Совнаркома. Приказ о разработке подписан только в начале 1946 года.
Приступить к испытаниям нужно было буквально через несколько месяцев, а в то время приказы выполнялись быстро, по-военному. Поэтому в мае КБ Яковлева успело построить два опытных самолета.
Самолет УТ-2 в небе. Фото: Youtube.com
На одном изначально планировали установить мотор М-11ФМ. На второй хотели поставить новый М-12, но его не успели доработать. В итоге оба опытных самолета получили одинаковые силовые агрегаты. Это был М-11ФР, который можно считать переходным между двумя моделями.
Летом 1946 года оба Як-18 ушли на государственные испытания. В их процессе самолеты доказали, что они превосходят по всем параметрам УТ-2. Единственной проблемой стали неполадки с воздушным винтом на одной из опытных моделей. После замены узла и контрольных испытаний самолет приняли на вооружение и рекомендовали в производство.
Модификации
Первые серийные самолеты начали собирать с 1947 года. Он назывался Як-18 и многократно модернизировался.
На базе модели собирались опытные экземпляры, предназначенные для эксплуатации в условиях Севера. Самолет получил неубирающееся лыжное шасси и испытывался в 1947-49 годах. В серию такой самолет не пошел, а для полярников просто переделывали имеющиеся в наличии серийные Як-18.
В 1949 году наконец доработали двигатель М12, который планировалось устанавливать еще на опытные модели. Испытания прошли успешно, но мотор это не спасло. К тому времени разработали и испытали новый, более мощный силовой агрегат – АИ-14.
В 1951 году решили провести глобальную модернизацию самолета. Главной целью было сделать учебную модель, пускай лишенную части универсальности, но зато способную подготовить курсантов к пилотированию боевых самолетов.
Есть в Як-18 какая-то душевность. Фото: Youtube.com
Основное отличие Як-18У – это измененная схема шасси. Вместо носового колеса появилась убирающаяся стойка.
Самолет потерял часть своих летных качеств, набрал массу, но зато курсанты после обучения могли пересаживаться сразу на боевые истребители. Модель была готова к серийному производству в 1951 году, но проект «заморозили».
Считается, что самолет забраковал лично товарищ Сталин, которого не устраивала утрата универсальности модели. Поэтому серийное производство началось только после смены власти.
В 1956 году появилась третья основная модификация – Як-18А. Это последний поршневой учебный самолет, принятый на вооружение в Советском Союзе. Новая модель получила двигатель с мощностью 220 л. с., который потом доработали до 260 л. с.
На базе Як-18А стали строить спортивные модификации самолетов.
Они получили следующие буквы в индексе:
✅ П
✅ ПМ
✅ ПС
На этих самолетах советские спортсмены неоднократно завоевывали золотые медали.
Настоящий Як-18 на ходу. Фото: Youtube.com
Последней моделью в серии стал Як-18Т. Эта версия была разработана в 1967 году специально для обучения пилотов гражданской авиации. Модель предназначалась для 4 человек и могла использоваться не только в качестве тренажера, но и для перевозки небольших грузов и 2-3 пассажиров.
Як-18Т выпускали с 1973 по 1983 годы. После развала Советского Союза интерес к самолету возобновился. Частным авиашколам нужна была такая недорогая модель. В 1993 году производство Як-18Т возобновили – самолет штучно выпускают до сих пор.
Конструкция модели
Рассмотрим технические особенности на примере модели Як-18А. Это типичный моноплан, оборудованный двумя местами и не предназначенный для коммерческих или пассажирских перевозок. Отличается цельнометаллическим корпусом.
Каркас сделан из хромансилевых труб. Они обшиты дюралевыми листами.
Мотор у ЯК-18А звездообразный. Это девятицилиндровый силовой агрегат с индексом АИ-14Р.
Сколько летчиков обучалось на этих самолетах! Фото: Youtube.com
Два места в самолете рассчитаны на курсанта и летного инструктора. Органы управления имеются у каждого, и они сблокированы. Это нужно для того, чтобы опытный пилот в случае возникновения опасной ситуации мог исправить положение. Обучение в воздухе – это не автошкола – тут любая ошибка может стать фатальной.
Кабина Як-18А обогреваемая, имеет общий «колпак».
Курсант и инструктор могли общаться между собой. Сначала для этого использовалась трубка, потом модель стали оснащать современными переговорными устройствами.
Штатно устанавливалась и радиостанция Р-800. Шасси у ЯК-18А пневматическое, но колеса полностью внутри фюзеляжа не убираются.
Максимальная скорость, которую развивал учебный самолет, составляла 250-263 км/ч в зависимости от модификации и установленного двигателя. Интересно, что дальность полета у самолетов первой серии была больше, чем у Як-18А – 1 080 против 725 км.
Где эксплуатировался кроме СССР
Советский учебный самолет традиционно поставлялся в разные дружественные страны. Як-18 эксплуатировали в ГДР, Польше, Афганистане, Египте, Албании, Северной Корее, на Кубе и в других странах, не имеющих своего авиапроизводства.
Як-18Т летают до сих пор. Фото: Youtube.com
Китайские власти пошли дальше – они попросили Советский Союз помочь наладить в Поднебесной лицензионный выпуск модели. «Большой Брат» милостиво согласился. Во время войны в Корее самолет использовали в качестве легкого ночного бомбардировщика, впрочем, недолго и неудачно.
А вот в советских фильмах Як-18 и его модификации нередко исполняли роли военных истребителей. Иногда их использовали даже в качестве немецких моделей, что и понятно – откуда взять коллекционные «Юнкерсы» в СССР?
Як-18 – это знаковая модель. Многие советские и российские пилоты вспоминают об этом самолете с теплотой – это же их «школьная парта»!
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
В России появятся новые трамваи собственной разработки
Займется их производством «Синара - транспортные машины». Изначально планировалось, что трамваи будут делать вместе с Skoda Transportation....