На этом самолете учились лучшие пилоты – легендарный Як-18
История отечественной авиации была бы неполной без учебных моделей. Именно на них тренировались пилоты, ставшие мастерами своего дела. Легендарные летчика-асы тоже когда-то были обычными курсантами училищ.
Сегодня мы расскажем про Як-18 – настоящую «учебную парту» для нескольких поколений летчиков. Именно на этом самолете в 1955 году Юрий Гагарин оттачивал свое мастерство, как и другие прославленные советские асы и космонавты.
После окончания Гражданской войны в СССР перед молодой страной остро встал вопрос создания мощной и современной армии. Уже в те годы стало ясно, что без авиации будет сложно. Сначала проблема решалась закупкой самолетов иностранного производства, но они были слишком дорогими. Да и капиталисты не очень стремились сотрудничать с коммунистами.
Нужны были самолеты собственного производства, плюс к середине 1920-х годов остро стал вопрос о создании недорогого учебного летательного аппарата. Училища не могли выпускать специалистов, не обладая необходимой материально-технической базой.
Так в 1927 году появился биплан У-2. Самолет стал настоящим универсалом и это он доказал во время Великой Отечественной войны, часто выполняя роль легкого ночного бомбардировщика.
Следующей «учебной партой» стал УТ-2 – знаменитый моноплан, разработанный конструкторским бюро Яковлева в 1935 году. Этот летательный аппарат стал эталоном на долгие годы, но после войны он устарел. Пришлось разрабатывать новую модель.
В качестве шасси взят опытный УТ-2Л, поэтому разработка продвигалась вперед быстро. Интересно, что Александр Яковлев поручил заняться новым самолетом инженеру Синельщикову еще до появления официального постановления Совнаркома. Приказ о разработке подписан только в начале 1946 года.
Приступить к испытаниям нужно было буквально через несколько месяцев, а в то время приказы выполнялись быстро, по-военному. Поэтому в мае КБ Яковлева успело построить два опытных самолета.
На одном изначально планировали установить мотор М-11ФМ. На второй хотели поставить новый М-12, но его не успели доработать. В итоге оба опытных самолета получили одинаковые силовые агрегаты. Это был М-11ФР, который можно считать переходным между двумя моделями.
Летом 1946 года оба Як-18 ушли на государственные испытания. В их процессе самолеты доказали, что они превосходят по всем параметрам УТ-2. Единственной проблемой стали неполадки с воздушным винтом на одной из опытных моделей. После замены узла и контрольных испытаний самолет приняли на вооружение и рекомендовали в производство.
Первые серийные самолеты начали собирать с 1947 года. Он назывался Як-18 и многократно модернизировался.
На базе модели собирались опытные экземпляры, предназначенные для эксплуатации в условиях Севера. Самолет получил неубирающееся лыжное шасси и испытывался в 1947-49 годах. В серию такой самолет не пошел, а для полярников просто переделывали имеющиеся в наличии серийные Як-18.
В 1951 году решили провести глобальную модернизацию самолета. Главной целью было сделать учебную модель, пускай лишенную части универсальности, но зато способную подготовить курсантов к пилотированию боевых самолетов.
Основное отличие Як-18У – это измененная схема шасси. Вместо носового колеса появилась убирающаяся стойка.
Самолет потерял часть своих летных качеств, набрал массу, но зато курсанты после обучения могли пересаживаться сразу на боевые истребители. Модель была готова к серийному производству в 1951 году, но проект «заморозили».
Считается, что самолет забраковал лично товарищ Сталин, которого не устраивала утрата универсальности модели. Поэтому серийное производство началось только после смены власти.
В 1956 году появилась третья основная модификация – Як-18А. Это последний поршневой учебный самолет, принятый на вооружение в Советском Союзе. Новая модель получила двигатель с мощностью 220 л. с., который потом доработали до 260 л. с.
На базе Як-18А стали строить спортивные модификации самолетов.
Они получили следующие буквы в индексе:
✅ П
✅ ПМ
✅ ПС
На этих самолетах советские спортсмены неоднократно завоевывали золотые медали.
Последней моделью в серии стал Як-18Т. Эта версия была разработана в 1967 году специально для обучения пилотов гражданской авиации. Модель предназначалась для 4 человек и могла использоваться не только в качестве тренажера, но и для перевозки небольших грузов и 2-3 пассажиров.
Як-18Т выпускали с 1973 по 1983 годы. После развала Советского Союза интерес к самолету возобновился. Частным авиашколам нужна была такая недорогая модель. В 1993 году производство Як-18Т возобновили – самолет штучно выпускают до сих пор.
Рассмотрим технические особенности на примере модели Як-18А. Это типичный моноплан, оборудованный двумя местами и не предназначенный для коммерческих или пассажирских перевозок. Отличается цельнометаллическим корпусом.
Мотор у ЯК-18А звездообразный. Это девятицилиндровый силовой агрегат с индексом АИ-14Р.
Два места в самолете рассчитаны на курсанта и летного инструктора. Органы управления имеются у каждого, и они сблокированы. Это нужно для того, чтобы опытный пилот в случае возникновения опасной ситуации мог исправить положение. Обучение в воздухе – это не автошкола – тут любая ошибка может стать фатальной.
Кабина Як-18А обогреваемая, имеет общий «колпак».
Курсант и инструктор могли общаться между собой. Сначала для этого использовалась трубка, потом модель стали оснащать современными переговорными устройствами.
Штатно устанавливалась и радиостанция Р-800. Шасси у ЯК-18А пневматическое, но колеса полностью внутри фюзеляжа не убираются.
Максимальная скорость, которую развивал учебный самолет, составляла 250-263 км/ч в зависимости от модификации и установленного двигателя. Интересно, что дальность полета у самолетов первой серии была больше, чем у Як-18А – 1 080 против 725 км.
Советский учебный самолет традиционно поставлялся в разные дружественные страны. Як-18 эксплуатировали в ГДР, Польше, Афганистане, Египте, Албании, Северной Корее, на Кубе и в других странах, не имеющих своего авиапроизводства.
Китайские власти пошли дальше – они попросили Советский Союз помочь наладить в Поднебесной лицензионный выпуск модели. «Большой Брат» милостиво согласился. Во время войны в Корее самолет использовали в качестве легкого ночного бомбардировщика, впрочем, недолго и неудачно.
А вот в советских фильмах Як-18 и его модификации нередко исполняли роли военных истребителей. Иногда их использовали даже в качестве немецких моделей, что и понятно – откуда взять коллекционные «Юнкерсы» в СССР?
Як-18 – это знаковая модель. Многие советские и российские пилоты вспоминают об этом самолете с теплотой – это же их «школьная парта»!
Сегодня мы расскажем про Як-18 – настоящую «учебную парту» для нескольких поколений летчиков. Именно на этом самолете в 1955 году Юрий Гагарин оттачивал свое мастерство, как и другие прославленные советские асы и космонавты.
История появления
После окончания Гражданской войны в СССР перед молодой страной остро встал вопрос создания мощной и современной армии. Уже в те годы стало ясно, что без авиации будет сложно. Сначала проблема решалась закупкой самолетов иностранного производства, но они были слишком дорогими. Да и капиталисты не очень стремились сотрудничать с коммунистами.
Качественная реплика легендарного У-2. Фото: Youtube.com
Нужны были самолеты собственного производства, плюс к середине 1920-х годов остро стал вопрос о создании недорогого учебного летательного аппарата. Училища не могли выпускать специалистов, не обладая необходимой материально-технической базой.
Так в 1927 году появился биплан У-2. Самолет стал настоящим универсалом и это он доказал во время Великой Отечественной войны, часто выполняя роль легкого ночного бомбардировщика.
Следующей «учебной партой» стал УТ-2 – знаменитый моноплан, разработанный конструкторским бюро Яковлева в 1935 году. Этот летательный аппарат стал эталоном на долгие годы, но после войны он устарел. Пришлось разрабатывать новую модель.
Работы над Як-18 были начаты в 1945 году. Модель разрабатывалась не только в качестве учебной – она должна стать и спортивной, ведь после окончания войны стране нужно покорять новые, мирные вершины.
В качестве шасси взят опытный УТ-2Л, поэтому разработка продвигалась вперед быстро. Интересно, что Александр Яковлев поручил заняться новым самолетом инженеру Синельщикову еще до появления официального постановления Совнаркома. Приказ о разработке подписан только в начале 1946 года.
Приступить к испытаниям нужно было буквально через несколько месяцев, а в то время приказы выполнялись быстро, по-военному. Поэтому в мае КБ Яковлева успело построить два опытных самолета.
Самолет УТ-2 в небе. Фото: Youtube.com
На одном изначально планировали установить мотор М-11ФМ. На второй хотели поставить новый М-12, но его не успели доработать. В итоге оба опытных самолета получили одинаковые силовые агрегаты. Это был М-11ФР, который можно считать переходным между двумя моделями.
Летом 1946 года оба Як-18 ушли на государственные испытания. В их процессе самолеты доказали, что они превосходят по всем параметрам УТ-2. Единственной проблемой стали неполадки с воздушным винтом на одной из опытных моделей. После замены узла и контрольных испытаний самолет приняли на вооружение и рекомендовали в производство.
Модификации
Первые серийные самолеты начали собирать с 1947 года. Он назывался Як-18 и многократно модернизировался.
На базе модели собирались опытные экземпляры, предназначенные для эксплуатации в условиях Севера. Самолет получил неубирающееся лыжное шасси и испытывался в 1947-49 годах. В серию такой самолет не пошел, а для полярников просто переделывали имеющиеся в наличии серийные Як-18.
В 1949 году наконец доработали двигатель М12, который планировалось устанавливать еще на опытные модели. Испытания прошли успешно, но мотор это не спасло. К тому времени разработали и испытали новый, более мощный силовой агрегат – АИ-14.
В 1951 году решили провести глобальную модернизацию самолета. Главной целью было сделать учебную модель, пускай лишенную части универсальности, но зато способную подготовить курсантов к пилотированию боевых самолетов.
Есть в Як-18 какая-то душевность. Фото: Youtube.com
Основное отличие Як-18У – это измененная схема шасси. Вместо носового колеса появилась убирающаяся стойка.
Самолет потерял часть своих летных качеств, набрал массу, но зато курсанты после обучения могли пересаживаться сразу на боевые истребители. Модель была готова к серийному производству в 1951 году, но проект «заморозили».
Считается, что самолет забраковал лично товарищ Сталин, которого не устраивала утрата универсальности модели. Поэтому серийное производство началось только после смены власти.
В 1956 году появилась третья основная модификация – Як-18А. Это последний поршневой учебный самолет, принятый на вооружение в Советском Союзе. Новая модель получила двигатель с мощностью 220 л. с., который потом доработали до 260 л. с.
На базе Як-18А стали строить спортивные модификации самолетов.
Они получили следующие буквы в индексе:
✅ П
✅ ПМ
✅ ПС
На этих самолетах советские спортсмены неоднократно завоевывали золотые медали.
Настоящий Як-18 на ходу. Фото: Youtube.com
Последней моделью в серии стал Як-18Т. Эта версия была разработана в 1967 году специально для обучения пилотов гражданской авиации. Модель предназначалась для 4 человек и могла использоваться не только в качестве тренажера, но и для перевозки небольших грузов и 2-3 пассажиров.
Як-18Т выпускали с 1973 по 1983 годы. После развала Советского Союза интерес к самолету возобновился. Частным авиашколам нужна была такая недорогая модель. В 1993 году производство Як-18Т возобновили – самолет штучно выпускают до сих пор.
Конструкция модели
Рассмотрим технические особенности на примере модели Як-18А. Это типичный моноплан, оборудованный двумя местами и не предназначенный для коммерческих или пассажирских перевозок. Отличается цельнометаллическим корпусом.
Каркас сделан из хромансилевых труб. Они обшиты дюралевыми листами.
Мотор у ЯК-18А звездообразный. Это девятицилиндровый силовой агрегат с индексом АИ-14Р.
Сколько летчиков обучалось на этих самолетах! Фото: Youtube.com
Два места в самолете рассчитаны на курсанта и летного инструктора. Органы управления имеются у каждого, и они сблокированы. Это нужно для того, чтобы опытный пилот в случае возникновения опасной ситуации мог исправить положение. Обучение в воздухе – это не автошкола – тут любая ошибка может стать фатальной.
Кабина Як-18А обогреваемая, имеет общий «колпак».
Курсант и инструктор могли общаться между собой. Сначала для этого использовалась трубка, потом модель стали оснащать современными переговорными устройствами.
Штатно устанавливалась и радиостанция Р-800. Шасси у ЯК-18А пневматическое, но колеса полностью внутри фюзеляжа не убираются.
Максимальная скорость, которую развивал учебный самолет, составляла 250-263 км/ч в зависимости от модификации и установленного двигателя. Интересно, что дальность полета у самолетов первой серии была больше, чем у Як-18А – 1 080 против 725 км.
Где эксплуатировался кроме СССР
Советский учебный самолет традиционно поставлялся в разные дружественные страны. Як-18 эксплуатировали в ГДР, Польше, Афганистане, Египте, Албании, Северной Корее, на Кубе и в других странах, не имеющих своего авиапроизводства.
Як-18Т летают до сих пор. Фото: Youtube.com
Китайские власти пошли дальше – они попросили Советский Союз помочь наладить в Поднебесной лицензионный выпуск модели. «Большой Брат» милостиво согласился. Во время войны в Корее самолет использовали в качестве легкого ночного бомбардировщика, впрочем, недолго и неудачно.
А вот в советских фильмах Як-18 и его модификации нередко исполняли роли военных истребителей. Иногда их использовали даже в качестве немецких моделей, что и понятно – откуда взять коллекционные «Юнкерсы» в СССР?
Як-18 – это знаковая модель. Многие советские и российские пилоты вспоминают об этом самолете с теплотой – это же их «школьная парта»!
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...