
Ил-276 – взлет в следующем году
Еще совсем недавно каждый четвертый самолет, производимый на планете Земля, был советского происхождения. И дело не только в количестве, но и качестве авиационной техники, разрабатываемой и выпускаемой в СССР. Достаточно вспомнить такие уникальные реализованные проекты, как «Мрия», «Буран». Сегодня, к сожалению, ситуация иная. Тем не менее, самолеты разрабатываются, создаются проекты, строят концепты. Дело хоть и медленно, но движется вперед. Один из способов реализации замыслов в авиации – поиск надежного партнера-спонсора. Именно к такому методу на первоначальном этапе прибегли российские разработчики при проектировании Ил-276, который должен заменить грузовые «Аны» моделей 12, 26 и 72.
У истоков самолета стояла НПК из РФ «Иркут» и организация Hindustan Aeronautics. Сотрудничество началось в 2001 году. Капиталовложения Индии составили почти 600 млн. в американской валюте. Это при рыночной стоимости самого самолета Ил-276 (предварительная оценка) в 30-40 млн. долларов (в некоторых изданиях называют цифры себестоимости в 15-17 млн.).
Модель самолета на одной из авиавыставок. Фото: YouTube.com
В 2007-м договор был оформлен окончательно: согласно его пунктам, индийский и российский участники владели равными долями – 50/50. Совместное предприятие назвали Multirole Transport Aircraft Limiterd с головным офисом в Дели.
Первоначально лайнер получил четыре названия. Самолет мог быть средним военно-транспортным или многоцелевым (соответственно СВТС либо МТС). Другие имена – Medium Transport Aircraft и Ил-214. Планы были далеко идущими: на первых порах хотели собрать 205 лайнеров и потеснить американский «бестселлер» С-130J. В процессе мечтаний как-то «незаметно» стоимость проекта увеличилась вдвое и если бы все получилось, и россияне и индийцы уже лет 5 летали бы на новом самолете. Но в 2015 году Индия без «объяснения причин» покинула проект. Почему это произошло, до конца так и непонятно: то ли американцы надавили, то ли денег стало жалко.
Российско-индийский проект, который так и не состоялся. Фото: YouTube.com
Однако разработки не прекратились: самолет в 2017-м переименовали в Ил-276, из его конструкции удалили некоторые специфические элементы, способствующие лучшей эксплуатации в климатических условиях Индии. Как будто предвидя разрыв, КБ им. Ильюшина в 2014-м прорабатывало свой вариант лайнера. Поэтому «выход в самостоятельное плавание» не был столь болезненным.
Военная версия Ил-276 в разрезе. Фото: YouTube.com
Каким будет «чисто» российский Ил-276. По предназначению это самолет «двойного» типа: гражданско-военный. Предполагается создать несколько модификаций воздушного судна:
✅ десантный самолет вместимостью до 150 бойцов (70, если с бронетехникой – пара БТР, БМП или БМД)
✅ летающий госпиталь
✅ транспортный самолет для перевозки грузов массой до 20 т, включая контейнеры стандартных габаритов
✅ поисково-спасательное транспортное средство
✅ пассажирский лайнер, рассчитанный примерно на 100 человек
Стоит заметить: для взлета самолета подойдет и грунтовая полоса длиной не менее 1530 м. После того, как самолет «превратился» в Ил-276, его облик стал другим. Размах крыла стал меньше на 4 м, фюзеляж укоротился, но потяжелел. Киль воздушного судна стал напоминать Ил-76. Экипаж должен состоять из трех либо четырех человек (окончательно пока не решено). Дальность полета составит 2 тыс. (перегоночная 7 тыс.) километров при крейсерской скорости 800 км/ч (наибольшая – 870 км/ч). Максимальная высота полета составляет 12 тыс. м. Эксплуатационный ресурс воздушного судна – 30 тыс. ч полета, 24 тыс. вылетов или 35 лет службы. Самолет в военной модификации будет оснащаться вооружением. Однако каким, неизвестно – данные Минобороны РФ не разглашает. У предшественника на борту – пара пушек 23 мм и несколько авиабомб (до 70 штук) разных калибров.
Ан-12 эксплуатируется уже более полувека. Фото: YouTube.com
Это моноплан с высоко поднятым крылом и двумя двигателями. По сечению грузового отделения машина повторяет Ил-76МД-90А. Такое решение позволяет использовать сложившуюся инфраструктуру для погрузки/разгрузки. Подвесное оборудование скорее всего, заимствуют у того же ИЛ-76 или Ил-112В.
Некоторые узлы и элементы заимствуют у Ил-76МД. Фото: YouTube.com
К особенностям нового лайнера можно отнести БРЭО, или авионику, которая применяется в т. ч. на МС-21. Систему для вывода информации собираются максимально унифицировать с уже существующей, чтобы оперативно переучивать пилотов. При этом БРЭО рассчитано на изменение архитектуры: можно добавлять какие-то новые системы, модули. В кабине будет единое информационное поле, в которое войдут 6 многофункциональных мониторов и пара индикаторов, размещенных на лобовом стекле.
Здесь есть повод для оптимизма. На первых этапах разработки лайнера планировалось ставить пермские агрегаты ПС-9, обеспечивающие тягу в 9 тс (даже чуть больше). Однако двигатель так и не создали: видимо, у заводчан были другие, первоочередные проекты. В результате машину стали адаптировать под более мощные моторы. На первоначальном этапе решили самолет тестировать с ПС-90А-76, развивавшего тягу в 16 тс.
Пока придется довольствоваться ПС-90 (на них летает президентский самолет). Фото: YouTube.com
Позднее планировали перейти на ПД-14, который к моменту испытаний будет окончательно «доведен до ума». Его использование позволит сократить себестоимость воздушного судна. А пока пришлось приспосабливать лайнер к ПС-90, оказавшийся не только мощным, но и прожорливым: взлетная масса увеличилась на 4 т и достигла 72 т. Еще рассматривался вариант установки на самолет двигателей НК-93, но от идеи отказались.
Если гражданские могут и «потерпеть», то военным самолет необходим, как воздух. К 2025-му, максимум, 2026-му ВКС России останутся с транспортными судами, среди которых большая доля (примерно 140 единиц техники) уже почти выработают свой эксплуатационный ресурс, не говоря о том, что морально они устарели уже сегодня. Используемый ныне АН-12 начнут массово выводить из эксплуатации как раз в 2023-м. Предполагается: на новый транспортник ляжет 80 % военных грузоперевозок.
Военно-транспортный вариант Ил-276. Фото: YouTube.com
Самолет строят на производственных мощностях компании «Авиастар» (г. Ульяновск). В первую очередь транспортник поступит в армейскую авиацию. Как считают разработчики, государство в год будет заказывать не мене 12 машин. В дальнейшем в дело пойдут и гражданские версии воздушного судно. Но в любом случае полностью «насытить» российский рынок такими машинами можно будет не ранее 2034 года.
Тренажеры для переучивания на Ил-276. Фото: YouTube.com
Испытательные полеты Ил-276 запланированы на будущий год, а ввод в военную и коммерческую эксплуатацию намечен на 2026-й. Если данные сроки не будут выдержаны, стране придется идти на мировой рынок, только в роли покупателя, а не продавца…
Изначально предполагалось, что «трудягу» Ан-12 заменит новая разработка КБ им. Антонова Ан-70. Однако в виду развала отношений между Россией и Украиной, идею в 2005 году оставили. В соседней стране заявили, что на базе разработки Ан-70 выпустят Ан-77. Но что-то с тех пор о нем ничего не слышно.
Индия – Россия
У истоков самолета стояла НПК из РФ «Иркут» и организация Hindustan Aeronautics. Сотрудничество началось в 2001 году. Капиталовложения Индии составили почти 600 млн. в американской валюте. Это при рыночной стоимости самого самолета Ил-276 (предварительная оценка) в 30-40 млн. долларов (в некоторых изданиях называют цифры себестоимости в 15-17 млн.).

В 2007-м договор был оформлен окончательно: согласно его пунктам, индийский и российский участники владели равными долями – 50/50. Совместное предприятие назвали Multirole Transport Aircraft Limiterd с головным офисом в Дели.
Планы и реальность
Первоначально лайнер получил четыре названия. Самолет мог быть средним военно-транспортным или многоцелевым (соответственно СВТС либо МТС). Другие имена – Medium Transport Aircraft и Ил-214. Планы были далеко идущими: на первых порах хотели собрать 205 лайнеров и потеснить американский «бестселлер» С-130J. В процессе мечтаний как-то «незаметно» стоимость проекта увеличилась вдвое и если бы все получилось, и россияне и индийцы уже лет 5 летали бы на новом самолете. Но в 2015 году Индия без «объяснения причин» покинула проект. Почему это произошло, до конца так и непонятно: то ли американцы надавили, то ли денег стало жалко.

Индийцы вкладывали средства, которые были должны России, как правопреемнице СССР.
Однако разработки не прекратились: самолет в 2017-м переименовали в Ил-276, из его конструкции удалили некоторые специфические элементы, способствующие лучшей эксплуатации в климатических условиях Индии. Как будто предвидя разрыв, КБ им. Ильюшина в 2014-м прорабатывало свой вариант лайнера. Поэтому «выход в самостоятельное плавание» не был столь болезненным.

Каким будет «чисто» российский Ил-276. По предназначению это самолет «двойного» типа: гражданско-военный. Предполагается создать несколько модификаций воздушного судна:
✅ десантный самолет вместимостью до 150 бойцов (70, если с бронетехникой – пара БТР, БМП или БМД)
✅ летающий госпиталь
✅ транспортный самолет для перевозки грузов массой до 20 т, включая контейнеры стандартных габаритов
✅ поисково-спасательное транспортное средство
✅ пассажирский лайнер, рассчитанный примерно на 100 человек
Стоит заметить: для взлета самолета подойдет и грунтовая полоса длиной не менее 1530 м. После того, как самолет «превратился» в Ил-276, его облик стал другим. Размах крыла стал меньше на 4 м, фюзеляж укоротился, но потяжелел. Киль воздушного судна стал напоминать Ил-76. Экипаж должен состоять из трех либо четырех человек (окончательно пока не решено). Дальность полета составит 2 тыс. (перегоночная 7 тыс.) километров при крейсерской скорости 800 км/ч (наибольшая – 870 км/ч). Максимальная высота полета составляет 12 тыс. м. Эксплуатационный ресурс воздушного судна – 30 тыс. ч полета, 24 тыс. вылетов или 35 лет службы. Самолет в военной модификации будет оснащаться вооружением. Однако каким, неизвестно – данные Минобороны РФ не разглашает. У предшественника на борту – пара пушек 23 мм и несколько авиабомб (до 70 штук) разных калибров.

Средний транспортный самолет Ан-12 разработан в 1959 году, производился на авиационном заводе в Иркутске. По конструкции это высокоплан с четырьмя турбовинтовыми двигателями АИ-20М. Воздушный «грузовик» участвовал в афганской войне, возил гуманитарную помощь в труднодоступные районы мира, использовался в полярной авиации.
О конструкции и оснащении
Это моноплан с высоко поднятым крылом и двумя двигателями. По сечению грузового отделения машина повторяет Ил-76МД-90А. Такое решение позволяет использовать сложившуюся инфраструктуру для погрузки/разгрузки. Подвесное оборудование скорее всего, заимствуют у того же ИЛ-76 или Ил-112В.

К особенностям нового лайнера можно отнести БРЭО, или авионику, которая применяется в т. ч. на МС-21. Систему для вывода информации собираются максимально унифицировать с уже существующей, чтобы оперативно переучивать пилотов. При этом БРЭО рассчитано на изменение архитектуры: можно добавлять какие-то новые системы, модули. В кабине будет единое информационное поле, в которое войдут 6 многофункциональных мониторов и пара индикаторов, размещенных на лобовом стекле.
Двигатели
Здесь есть повод для оптимизма. На первых этапах разработки лайнера планировалось ставить пермские агрегаты ПС-9, обеспечивающие тягу в 9 тс (даже чуть больше). Однако двигатель так и не создали: видимо, у заводчан были другие, первоочередные проекты. В результате машину стали адаптировать под более мощные моторы. На первоначальном этапе решили самолет тестировать с ПС-90А-76, развивавшего тягу в 16 тс.

Позднее планировали перейти на ПД-14, который к моменту испытаний будет окончательно «доведен до ума». Его использование позволит сократить себестоимость воздушного судна. А пока пришлось приспосабливать лайнер к ПС-90, оказавшийся не только мощным, но и прожорливым: взлетная масса увеличилась на 4 т и достигла 72 т. Еще рассматривался вариант установки на самолет двигателей НК-93, но от идеи отказались.
Что в итоге
Если гражданские могут и «потерпеть», то военным самолет необходим, как воздух. К 2025-му, максимум, 2026-му ВКС России останутся с транспортными судами, среди которых большая доля (примерно 140 единиц техники) уже почти выработают свой эксплуатационный ресурс, не говоря о том, что морально они устарели уже сегодня. Используемый ныне АН-12 начнут массово выводить из эксплуатации как раз в 2023-м. Предполагается: на новый транспортник ляжет 80 % военных грузоперевозок.

Самолет строят на производственных мощностях компании «Авиастар» (г. Ульяновск). В первую очередь транспортник поступит в армейскую авиацию. Как считают разработчики, государство в год будет заказывать не мене 12 машин. В дальнейшем в дело пойдут и гражданские версии воздушного судно. Но в любом случае полностью «насытить» российский рынок такими машинами можно будет не ранее 2034 года.

Испытательные полеты Ил-276 запланированы на будущий год, а ввод в военную и коммерческую эксплуатацию намечен на 2026-й. Если данные сроки не будут выдержаны, стране придется идти на мировой рынок, только в роли покупателя, а не продавца…
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

MiningWorld Rus 2025 – китайской техники больше, чем российской
Когда речь заходит о развитии горнодобывающей отрасли, ожидания от выставок вроде MiningWorld Rus обычно высоки. Однако в этом году отечественная техника...