Ил-276 – взлет в следующем году
Еще совсем недавно каждый четвертый самолет, производимый на планете Земля, был советского происхождения. И дело не только в количестве, но и качестве авиационной техники, разрабатываемой и выпускаемой в СССР. Достаточно вспомнить такие уникальные реализованные проекты, как «Мрия», «Буран». Сегодня, к сожалению, ситуация иная. Тем не менее, самолеты разрабатываются, создаются проекты, строят концепты. Дело хоть и медленно, но движется вперед. Один из способов реализации замыслов в авиации – поиск надежного партнера-спонсора. Именно к такому методу на первоначальном этапе прибегли российские разработчики при проектировании Ил-276, который должен заменить грузовые «Аны» моделей 12, 26 и 72.
У истоков самолета стояла НПК из РФ «Иркут» и организация Hindustan Aeronautics. Сотрудничество началось в 2001 году. Капиталовложения Индии составили почти 600 млн. в американской валюте. Это при рыночной стоимости самого самолета Ил-276 (предварительная оценка) в 30-40 млн. долларов (в некоторых изданиях называют цифры себестоимости в 15-17 млн.).
В 2007-м договор был оформлен окончательно: согласно его пунктам, индийский и российский участники владели равными долями – 50/50. Совместное предприятие назвали Multirole Transport Aircraft Limiterd с головным офисом в Дели.
Первоначально лайнер получил четыре названия. Самолет мог быть средним военно-транспортным или многоцелевым (соответственно СВТС либо МТС). Другие имена – Medium Transport Aircraft и Ил-214. Планы были далеко идущими: на первых порах хотели собрать 205 лайнеров и потеснить американский «бестселлер» С-130J. В процессе мечтаний как-то «незаметно» стоимость проекта увеличилась вдвое и если бы все получилось, и россияне и индийцы уже лет 5 летали бы на новом самолете. Но в 2015 году Индия без «объяснения причин» покинула проект. Почему это произошло, до конца так и непонятно: то ли американцы надавили, то ли денег стало жалко.
Однако разработки не прекратились: самолет в 2017-м переименовали в Ил-276, из его конструкции удалили некоторые специфические элементы, способствующие лучшей эксплуатации в климатических условиях Индии. Как будто предвидя разрыв, КБ им. Ильюшина в 2014-м прорабатывало свой вариант лайнера. Поэтому «выход в самостоятельное плавание» не был столь болезненным.
Каким будет «чисто» российский Ил-276. По предназначению это самолет «двойного» типа: гражданско-военный. Предполагается создать несколько модификаций воздушного судна:
✅ десантный самолет вместимостью до 150 бойцов (70, если с бронетехникой – пара БТР, БМП или БМД)
✅ летающий госпиталь
✅ транспортный самолет для перевозки грузов массой до 20 т, включая контейнеры стандартных габаритов
✅ поисково-спасательное транспортное средство
✅ пассажирский лайнер, рассчитанный примерно на 100 человек
Стоит заметить: для взлета самолета подойдет и грунтовая полоса длиной не менее 1530 м. После того, как самолет «превратился» в Ил-276, его облик стал другим. Размах крыла стал меньше на 4 м, фюзеляж укоротился, но потяжелел. Киль воздушного судна стал напоминать Ил-76. Экипаж должен состоять из трех либо четырех человек (окончательно пока не решено). Дальность полета составит 2 тыс. (перегоночная 7 тыс.) километров при крейсерской скорости 800 км/ч (наибольшая – 870 км/ч). Максимальная высота полета составляет 12 тыс. м. Эксплуатационный ресурс воздушного судна – 30 тыс. ч полета, 24 тыс. вылетов или 35 лет службы. Самолет в военной модификации будет оснащаться вооружением. Однако каким, неизвестно – данные Минобороны РФ не разглашает. У предшественника на борту – пара пушек 23 мм и несколько авиабомб (до 70 штук) разных калибров.
Это моноплан с высоко поднятым крылом и двумя двигателями. По сечению грузового отделения машина повторяет Ил-76МД-90А. Такое решение позволяет использовать сложившуюся инфраструктуру для погрузки/разгрузки. Подвесное оборудование скорее всего, заимствуют у того же ИЛ-76 или Ил-112В.
К особенностям нового лайнера можно отнести БРЭО, или авионику, которая применяется в т. ч. на МС-21. Систему для вывода информации собираются максимально унифицировать с уже существующей, чтобы оперативно переучивать пилотов. При этом БРЭО рассчитано на изменение архитектуры: можно добавлять какие-то новые системы, модули. В кабине будет единое информационное поле, в которое войдут 6 многофункциональных мониторов и пара индикаторов, размещенных на лобовом стекле.
Здесь есть повод для оптимизма. На первых этапах разработки лайнера планировалось ставить пермские агрегаты ПС-9, обеспечивающие тягу в 9 тс (даже чуть больше). Однако двигатель так и не создали: видимо, у заводчан были другие, первоочередные проекты. В результате машину стали адаптировать под более мощные моторы. На первоначальном этапе решили самолет тестировать с ПС-90А-76, развивавшего тягу в 16 тс.
Позднее планировали перейти на ПД-14, который к моменту испытаний будет окончательно «доведен до ума». Его использование позволит сократить себестоимость воздушного судна. А пока пришлось приспосабливать лайнер к ПС-90, оказавшийся не только мощным, но и прожорливым: взлетная масса увеличилась на 4 т и достигла 72 т. Еще рассматривался вариант установки на самолет двигателей НК-93, но от идеи отказались.
Если гражданские могут и «потерпеть», то военным самолет необходим, как воздух. К 2025-му, максимум, 2026-му ВКС России останутся с транспортными судами, среди которых большая доля (примерно 140 единиц техники) уже почти выработают свой эксплуатационный ресурс, не говоря о том, что морально они устарели уже сегодня. Используемый ныне АН-12 начнут массово выводить из эксплуатации как раз в 2023-м. Предполагается: на новый транспортник ляжет 80 % военных грузоперевозок.
Самолет строят на производственных мощностях компании «Авиастар» (г. Ульяновск). В первую очередь транспортник поступит в армейскую авиацию. Как считают разработчики, государство в год будет заказывать не мене 12 машин. В дальнейшем в дело пойдут и гражданские версии воздушного судно. Но в любом случае полностью «насытить» российский рынок такими машинами можно будет не ранее 2034 года.
Испытательные полеты Ил-276 запланированы на будущий год, а ввод в военную и коммерческую эксплуатацию намечен на 2026-й. Если данные сроки не будут выдержаны, стране придется идти на мировой рынок, только в роли покупателя, а не продавца…
Изначально предполагалось, что «трудягу» Ан-12 заменит новая разработка КБ им. Антонова Ан-70. Однако в виду развала отношений между Россией и Украиной, идею в 2005 году оставили. В соседней стране заявили, что на базе разработки Ан-70 выпустят Ан-77. Но что-то с тех пор о нем ничего не слышно.
Индия – Россия
У истоков самолета стояла НПК из РФ «Иркут» и организация Hindustan Aeronautics. Сотрудничество началось в 2001 году. Капиталовложения Индии составили почти 600 млн. в американской валюте. Это при рыночной стоимости самого самолета Ил-276 (предварительная оценка) в 30-40 млн. долларов (в некоторых изданиях называют цифры себестоимости в 15-17 млн.).
Модель самолета на одной из авиавыставок. Фото: YouTube.com
В 2007-м договор был оформлен окончательно: согласно его пунктам, индийский и российский участники владели равными долями – 50/50. Совместное предприятие назвали Multirole Transport Aircraft Limiterd с головным офисом в Дели.
Планы и реальность
Первоначально лайнер получил четыре названия. Самолет мог быть средним военно-транспортным или многоцелевым (соответственно СВТС либо МТС). Другие имена – Medium Transport Aircraft и Ил-214. Планы были далеко идущими: на первых порах хотели собрать 205 лайнеров и потеснить американский «бестселлер» С-130J. В процессе мечтаний как-то «незаметно» стоимость проекта увеличилась вдвое и если бы все получилось, и россияне и индийцы уже лет 5 летали бы на новом самолете. Но в 2015 году Индия без «объяснения причин» покинула проект. Почему это произошло, до конца так и непонятно: то ли американцы надавили, то ли денег стало жалко.
Российско-индийский проект, который так и не состоялся. Фото: YouTube.com
Индийцы вкладывали средства, которые были должны России, как правопреемнице СССР.
Однако разработки не прекратились: самолет в 2017-м переименовали в Ил-276, из его конструкции удалили некоторые специфические элементы, способствующие лучшей эксплуатации в климатических условиях Индии. Как будто предвидя разрыв, КБ им. Ильюшина в 2014-м прорабатывало свой вариант лайнера. Поэтому «выход в самостоятельное плавание» не был столь болезненным.
Военная версия Ил-276 в разрезе. Фото: YouTube.com
Каким будет «чисто» российский Ил-276. По предназначению это самолет «двойного» типа: гражданско-военный. Предполагается создать несколько модификаций воздушного судна:
✅ десантный самолет вместимостью до 150 бойцов (70, если с бронетехникой – пара БТР, БМП или БМД)
✅ летающий госпиталь
✅ транспортный самолет для перевозки грузов массой до 20 т, включая контейнеры стандартных габаритов
✅ поисково-спасательное транспортное средство
✅ пассажирский лайнер, рассчитанный примерно на 100 человек
Стоит заметить: для взлета самолета подойдет и грунтовая полоса длиной не менее 1530 м. После того, как самолет «превратился» в Ил-276, его облик стал другим. Размах крыла стал меньше на 4 м, фюзеляж укоротился, но потяжелел. Киль воздушного судна стал напоминать Ил-76. Экипаж должен состоять из трех либо четырех человек (окончательно пока не решено). Дальность полета составит 2 тыс. (перегоночная 7 тыс.) километров при крейсерской скорости 800 км/ч (наибольшая – 870 км/ч). Максимальная высота полета составляет 12 тыс. м. Эксплуатационный ресурс воздушного судна – 30 тыс. ч полета, 24 тыс. вылетов или 35 лет службы. Самолет в военной модификации будет оснащаться вооружением. Однако каким, неизвестно – данные Минобороны РФ не разглашает. У предшественника на борту – пара пушек 23 мм и несколько авиабомб (до 70 штук) разных калибров.
Ан-12 эксплуатируется уже более полувека. Фото: YouTube.com
Средний транспортный самолет Ан-12 разработан в 1959 году, производился на авиационном заводе в Иркутске. По конструкции это высокоплан с четырьмя турбовинтовыми двигателями АИ-20М. Воздушный «грузовик» участвовал в афганской войне, возил гуманитарную помощь в труднодоступные районы мира, использовался в полярной авиации.
О конструкции и оснащении
Это моноплан с высоко поднятым крылом и двумя двигателями. По сечению грузового отделения машина повторяет Ил-76МД-90А. Такое решение позволяет использовать сложившуюся инфраструктуру для погрузки/разгрузки. Подвесное оборудование скорее всего, заимствуют у того же ИЛ-76 или Ил-112В.
Некоторые узлы и элементы заимствуют у Ил-76МД. Фото: YouTube.com
К особенностям нового лайнера можно отнести БРЭО, или авионику, которая применяется в т. ч. на МС-21. Систему для вывода информации собираются максимально унифицировать с уже существующей, чтобы оперативно переучивать пилотов. При этом БРЭО рассчитано на изменение архитектуры: можно добавлять какие-то новые системы, модули. В кабине будет единое информационное поле, в которое войдут 6 многофункциональных мониторов и пара индикаторов, размещенных на лобовом стекле.
Двигатели
Здесь есть повод для оптимизма. На первых этапах разработки лайнера планировалось ставить пермские агрегаты ПС-9, обеспечивающие тягу в 9 тс (даже чуть больше). Однако двигатель так и не создали: видимо, у заводчан были другие, первоочередные проекты. В результате машину стали адаптировать под более мощные моторы. На первоначальном этапе решили самолет тестировать с ПС-90А-76, развивавшего тягу в 16 тс.
Пока придется довольствоваться ПС-90 (на них летает президентский самолет). Фото: YouTube.com
Позднее планировали перейти на ПД-14, который к моменту испытаний будет окончательно «доведен до ума». Его использование позволит сократить себестоимость воздушного судна. А пока пришлось приспосабливать лайнер к ПС-90, оказавшийся не только мощным, но и прожорливым: взлетная масса увеличилась на 4 т и достигла 72 т. Еще рассматривался вариант установки на самолет двигателей НК-93, но от идеи отказались.
Что в итоге
Если гражданские могут и «потерпеть», то военным самолет необходим, как воздух. К 2025-му, максимум, 2026-му ВКС России останутся с транспортными судами, среди которых большая доля (примерно 140 единиц техники) уже почти выработают свой эксплуатационный ресурс, не говоря о том, что морально они устарели уже сегодня. Используемый ныне АН-12 начнут массово выводить из эксплуатации как раз в 2023-м. Предполагается: на новый транспортник ляжет 80 % военных грузоперевозок.
Военно-транспортный вариант Ил-276. Фото: YouTube.com
Самолет строят на производственных мощностях компании «Авиастар» (г. Ульяновск). В первую очередь транспортник поступит в армейскую авиацию. Как считают разработчики, государство в год будет заказывать не мене 12 машин. В дальнейшем в дело пойдут и гражданские версии воздушного судно. Но в любом случае полностью «насытить» российский рынок такими машинами можно будет не ранее 2034 года.
Тренажеры для переучивания на Ил-276. Фото: YouTube.com
Испытательные полеты Ил-276 запланированы на будущий год, а ввод в военную и коммерческую эксплуатацию намечен на 2026-й. Если данные сроки не будут выдержаны, стране придется идти на мировой рынок, только в роли покупателя, а не продавца…
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Вот какой должна быть «Буханка» в 2024 году: финал уникального проекта
УАЗ-452, более известный в народе как «Буханка», впервые сошел с конвейера в 1965 году. Хотя у этого малотоннажного автомобиля есть много модификаций, его...
«Байконур»: почему самый большой космодром планеты Земля могут забросить
Уникальный космодром служит человечеству уже почти 70 лет. Но его будущее остается неопределенным....
Правительство достроит федеральную трассу М-12 «Восток» в опережающем режиме
Распоряжение уже подписано. Для ускорения реконструкции и строительства участков трассы уже выделены миллиарды рублей....
Госдума приняла новый закон для водителей: согласны далеко не все
Новый закон ужесточает меры наказания за сокрытие регистрационного номера ТС. Что об этом думают водители?...
Появились новые подробности о ходе работ по созданию российской многоразовой космической ракеты
На каком этапе находится проект «Амур-СПГ» и на когда запланирован ее первый пуск читайте в нашем материале....
Проверка бензина и дизельного топлива на российских заправках – результаты удивят
Качество топлива – это вопрос, волнующий всех водителей. В их среде ходят байки о том, что лучший бензин – это АИ-92. Все остальные марки получают из него же,...
План импортозамещения гражданской авиации снизили вдвое
Импортозамещение в сегменте гражданской авиации испытывает трудности. Динамика остается положительной, но достичь запланированных цифр, по всей видимости, не...
Двигатель V16 из бензопил – «Безумный Макс» отдыхает
Есть немало вещей, которые можно приспособить в качестве двигателя. Но как насчет бензопил? Да, она сама по себе содержит мотор, однако сейчас даже не про это....
УАЗ «Патриот» получит более качественный кузов
Ульяновский автозавод модернизировал технологию сварки кузовов. Должны стать еще красивее....
Названа дата завершения испытаний перспективного Sukhoi Superjet New
Импортозамещение версия Sukhoi Superjet 100 в скором времени закончит тестирование. Следующим по списку идет этап сертификации....
Раскрыты дополнительные подробности о новом российском поезде
А именно, о разрабатываемом пассажирском составе, работающем на водородных топливных элементах. В том числе и о том, насколько он будет «отечественным». Обо...
Третий российский теплоход проекта «Карелия» получил официальное название
Это судно строится уже достаточно давно. Первые рейсы намечены на 2027 год....
МЗКТ-4503 – белорусская альтернатива советскому ГАЗ-66
Есть ощущение, что белорусам не дают покоя лавры таких именитых производителей, как ГАЗ и ЗиЛ, хоть последнего завода уже давно не существует. Казалось бы,...
Тракторы в поле – российская, белорусская или американская модель лучше?
Городские жители часто спорят о том, какие тракторы лучше подходят для нашей страны. Сходятся во мнении, что нужно выбирать технику зарубежного производства, в...
Отечественный самолет «Партизан» подвергся глубокой модернизации
Все доработки были успешно протестированы. Также ведутся работы по улучшению систем автоматического пилотирования. Подробности читайте в нашем материале....
Такой «Нивы» еще не было – АвтоВАЗ тестирует новую модель в экстремальных условиях
Пока тестируют опытный образец, на заводе уже сварили кузова первых серийных. Весь список изменений и улучшений — в этом материале....