Советские летающие тарелки – реальные проекты и их реализация
Летающие тарелки привычнее видеть в фантастических фильмах и мультиках. Однако это совсем не утопия и не игра воображения: подобные летательные аппараты имеют научное обоснование и в принципе могут передвигаться в воздушной среде. Попытки создать нечто летающее дискообразной формы предпринимались в разные годы во всех ведущих державах мира. И Советский Союз (а позже Россия) не стал исключением. Причем на сегодня у страны есть не только проекты, но и действующие концепты.
«Экология и прогресс» – так расшифровывается название летательного аппарата, по всем видам напоминающего летающую тарелку пришельцев из космоса. На Западе этот проект так и назвали – «русское НЛО» (Russian UFO).
Разработки велись на протяжении десятка лет с 80-х по 90-е сразу несколькими организациями, в число которых входили ЦАГИ, «Энергия» и другие. Главой и идейным вдохновителем являлся авиационный инженер Л. Щукин.
В СССР это «воздушное судно» называли экранолетом. Его эксплуатация поражала воображение рядового землянина: ЭКИП при взлете поднимался над аэродромом, зависал и стремительно взмывал ввысь. Посадка происходила в обратном порядке: резкое снижение, свободное парение в воздухе, опускание. При этом никакие фантастические элементы типа управляемой гравитации или новые виды энергии не использовались.
Основная конструктивная особенность заключалась в уменьшении лобового сопротивления и повышении стабилизации посредством т. н. вихревой системы, помогающей контролировать пограничный слой, обтекающий ЭКИП. В дополнение к ней управление аппаратом осуществлялось плоскосопельными реактивными устройствами.
Говоря простым языком, специальные вихревые двигатели обеспечивали постоянное обтекание судна воздушными потоками. Благодаря им, аппарат взлетал, как самолет, но «разбег» с отрывом мог осуществляться над любой поверхностью на высоте 3-х метров: землей, снегом, песком и т. п. При этом длина «ВВП» не превышала 600 м. Еще короче о принципе действия: одни моторы обдували, поднимали и опускали аппарат, другие продвигали вперед.
Силовые агрегаты располагались в задней части корпуса. Всего была пара (возможно и большее количество) тяговых турбореактивных мотора и столько же вспомогательных, «делавших» для аппарата воздушную подушку. Была продумана система безопасности: при отказе основных установок, ЭКИП мог сесть за счет дополнительных. Даже если из 4-х (минимальное количество) двигателей откажут три, что очень маловероятно, экранолет все равно успешно приземлится. Технические данные, которые не могут не вызывать удивления:
✅ в зависимости от модели ЭКИП мог перевозить грузы массой 4-120 тонн
✅ диапазон высот – от 3-х до 10 тыс. метров
✅ крейсерская скорость – 610 км/ч
✅ дальность – до 6 тыс. км
✅ расход горючего – 11-20 г на 1 «пассажиро-километр»
✅ вместимость – до 1000 человек
Для использования «русского НЛО» подходил любой аэродром, впрочем, наличие которого для взлета и посадки необязательно.
При его изготовлении использовались композиты, благодаря которым соотношение веса пустого и загруженного аппарата было меньше, чем у самолетов, на 30 %. Это означало, что коммерческая «составляющая» у ЭКИП больше, чем у авиалайнеров на ту же почти треть. Использовать композиты можно было без опаски насчет прочности, т. к. экранолет не испытывал нагрузок, которым подвержены самолеты. ЭКИП не имел крыльев (точнее, они были, но маленькие и составляли единое целое с фюзеляжем) и шасси. На всех режимах работы «русский НЛО» испытывал давление, сравнимое с тем, что оказывает тридцатисантиметровый слой воды.
Было построена пара опытных экземпляров Л2-1 и Л2-2 (насчитывалось 5 модификаций в проекте). Оба образца прошли летные испытания, которые оказались успешными (!). По меньшей мере это доказывало эффективность технологии и реализованных в концепте идей. Но дальше – все та же беда, постигшая страну в 90-е: отсутствие финансирования. В начале 2000-х инженеры пытались найти финансовую поддержку в США.
Предполагалось, что будет построен завод. Однако с российской стороны было выдвинуто условие: точно такое же предприятие параллельно создается и в РФ. Предложение американская сторона отвергла. «добила» проект смерть главного конструктора Щукина в 2001-м.
Начало разработки проекта – середина 80-х. Тогда требовались летательные аппараты, способные доставлять тяжелые грузы в отделенные северные районы для осваивания разработок полезных ископаемых. Кто-то эту конструкцию считает усовершенствованным дирижаблем. Действительно, в ней использовались некоторые принципы летательного аппарата, наполняемого газом. Но все же имелось и множество отличий.
Если сравнивать с дирижаблем, то «Термоплан» не легче, а наоборот, тяжелее воздуха. В этом аппарате (другое, более позднее название – локомоскайнер) использована смесь самолетных и дирижабельных технологий. Оболочка «воздушного судна» представляет собой резервуар, состоящий из пары отделений. В первое закачивался водород либо гелий, а во второе – выхлопные газы, которые выделяли работающие двигатели.
Система, обеспечивающая подъем и спуск, а также скорость полета, основывалась на регулировании количества газов. А чтобы аппарат перемещался по горизонтали, использовались турбореактивные моторы, каждый из которых развивал до 400 «лошадей». Была даже идея приспособить для этих целей атомные «движки», типа, как в ледоколах.
Внутренние полости «емкости», заполненные гелием или водородом, имели отсеки сложной конфигурации. Благодаря этому никакое механическое воздействие извне не уронило бы аппарат на землю. Даже при повреждениях всех полостей (что маловероятно) «Термоплан» добрался бы до места посадки благодаря запасу отработанных газов.
Позже от них отказались: внутри накапливалась сажа, да и температура, достигавшая 700°, опасна для оболочки. Вместо газов стали применять тепловые пушки, размещенные внутри полости.
В перспективе диаметр аппарата должны был составлять 320 м. Расчетная дальность полета – до 10 тыс. км при крейсерской скорости 150 км/ч. На авиазаводе в Ульяновске собрали прототип (АЛА-40) диаметром 40 м. В 1993 году он взлетел на 7 м, повисел и …плавно опустился на землю. В дальнейшем по известным причинам финансирование остановили. Данные этого аппарата:
✅ стоимость – от 1,5 до 2,5 млн. «зеленых»
✅ масса полезной нагрузки – до 3,5 т
✅ дальность – до 1000 км
✅ скорость – 120 км/ч
Окупаемость проекта составляет 6 лет. По сравнению с самолетом эффективность в экономическом плане выше в 2 раза, вертолетом – 20.
Здесь не все так плохо, как с ЭКИП. В 2005 году к разработке вернулись, усовершенствовали проект в соответствии с требованиями времени. Новая установка – «Локомоскайнер-03» будет способна транспортировать до 600 т грузов на расстояние до 3 тыс. км. В отличие от дирижаблей, этот аппарат не боится боковых ветров – его корпус сделан из металла. А собирать локомоскайнер можно внутри небольшого помещения (суперангар не требуется). Сначала состыковываются отдельные элементы, из которых потом собирают «воздушное судно» на улице.
В РФ сегодня проектом занимается организация "Аэросмена", которая собирается продемонстрировать действующее воздушное судно в 2024 году. На летательный аппарат нового типа потенциальные заказчики уже есть. Сильный интерес к нему проявляют в Японии, США, ФРГ. Кто будет первым – тому и карты в руки!
ЭКИП
«Экология и прогресс» – так расшифровывается название летательного аппарата, по всем видам напоминающего летающую тарелку пришельцев из космоса. На Западе этот проект так и назвали – «русское НЛО» (Russian UFO).
Действительно: ну чем не НЛО? Фото: YouTube.com
Разработки велись на протяжении десятка лет с 80-х по 90-е сразу несколькими организациями, в число которых входили ЦАГИ, «Энергия» и другие. Главой и идейным вдохновителем являлся авиационный инженер Л. Щукин.
Конструкция и ее особенности
В СССР это «воздушное судно» называли экранолетом. Его эксплуатация поражала воображение рядового землянина: ЭКИП при взлете поднимался над аэродромом, зависал и стремительно взмывал ввысь. Посадка происходила в обратном порядке: резкое снижение, свободное парение в воздухе, опускание. При этом никакие фантастические элементы типа управляемой гравитации или новые виды энергии не использовались.
Двигатели
Основная конструктивная особенность заключалась в уменьшении лобового сопротивления и повышении стабилизации посредством т. н. вихревой системы, помогающей контролировать пограничный слой, обтекающий ЭКИП. В дополнение к ней управление аппаратом осуществлялось плоскосопельными реактивными устройствами.
Радиоуправляемая модель ЭКИП успешно стартует (засекреченный снимок 80-х). Фото: YouTube.com
Говоря простым языком, специальные вихревые двигатели обеспечивали постоянное обтекание судна воздушными потоками. Благодаря им, аппарат взлетал, как самолет, но «разбег» с отрывом мог осуществляться над любой поверхностью на высоте 3-х метров: землей, снегом, песком и т. п. При этом длина «ВВП» не превышала 600 м. Еще короче о принципе действия: одни моторы обдували, поднимали и опускали аппарат, другие продвигали вперед.
Так должен был проходить полет пассажирской версии ЭКИП. Фото: YouTube.com
Были разработаны реальные двигатели АЛ-34, работающие как на особом типе топлива (вода плюс эмульсия), так и обычном керосине либо природном газе. Предусматривалась возможность в качестве горючего использовать водород.
Силовые агрегаты располагались в задней части корпуса. Всего была пара (возможно и большее количество) тяговых турбореактивных мотора и столько же вспомогательных, «делавших» для аппарата воздушную подушку. Была продумана система безопасности: при отказе основных установок, ЭКИП мог сесть за счет дополнительных. Даже если из 4-х (минимальное количество) двигателей откажут три, что очень маловероятно, экранолет все равно успешно приземлится. Технические данные, которые не могут не вызывать удивления:
✅ в зависимости от модели ЭКИП мог перевозить грузы массой 4-120 тонн
✅ диапазон высот – от 3-х до 10 тыс. метров
✅ крейсерская скорость – 610 км/ч
✅ дальность – до 6 тыс. км
✅ расход горючего – 11-20 г на 1 «пассажиро-километр»
✅ вместимость – до 1000 человек
Для использования «русского НЛО» подходил любой аэродром, впрочем, наличие которого для взлета и посадки необязательно.
Корпус
При его изготовлении использовались композиты, благодаря которым соотношение веса пустого и загруженного аппарата было меньше, чем у самолетов, на 30 %. Это означало, что коммерческая «составляющая» у ЭКИП больше, чем у авиалайнеров на ту же почти треть. Использовать композиты можно было без опаски насчет прочности, т. к. экранолет не испытывал нагрузок, которым подвержены самолеты. ЭКИП не имел крыльев (точнее, они были, но маленькие и составляли единое целое с фюзеляжем) и шасси. На всех режимах работы «русский НЛО» испытывал давление, сравнимое с тем, что оказывает тридцатисантиметровый слой воды.
Транспортный вариант ЭКИП. Фото: YouTube.com
По сути аэродинамическая схема аппарата представляла собой обычное «летающее крыло» с фюзеляжем, выполненным в виде диска и воздушной подушкой вместо шасси.
Чем закончилось?
Было построена пара опытных экземпляров Л2-1 и Л2-2 (насчитывалось 5 модификаций в проекте). Оба образца прошли летные испытания, которые оказались успешными (!). По меньшей мере это доказывало эффективность технологии и реализованных в концепте идей. Но дальше – все та же беда, постигшая страну в 90-е: отсутствие финансирования. В начале 2000-х инженеры пытались найти финансовую поддержку в США.
Может, найдутся другие спонсоры? Фото: YouTube.com
Предполагалось, что будет построен завод. Однако с российской стороны было выдвинуто условие: точно такое же предприятие параллельно создается и в РФ. Предложение американская сторона отвергла. «добила» проект смерть главного конструктора Щукина в 2001-м.
«Термоплан»
Начало разработки проекта – середина 80-х. Тогда требовались летательные аппараты, способные доставлять тяжелые грузы в отделенные северные районы для осваивания разработок полезных ископаемых. Кто-то эту конструкцию считает усовершенствованным дирижаблем. Действительно, в ней использовались некоторые принципы летательного аппарата, наполняемого газом. Но все же имелось и множество отличий.
Опытный образец локомоскайнера в полете (2013 год). Фото: YouTube.com
Конструкция
Если сравнивать с дирижаблем, то «Термоплан» не легче, а наоборот, тяжелее воздуха. В этом аппарате (другое, более позднее название – локомоскайнер) использована смесь самолетных и дирижабельных технологий. Оболочка «воздушного судна» представляет собой резервуар, состоящий из пары отделений. В первое закачивался водород либо гелий, а во второе – выхлопные газы, которые выделяли работающие двигатели.
Локомоскайнеры помогут не только перевозить грузы, но и строить дома. Фото: YouTube.com
Система, обеспечивающая подъем и спуск, а также скорость полета, основывалась на регулировании количества газов. А чтобы аппарат перемещался по горизонтали, использовались турбореактивные моторы, каждый из которых развивал до 400 «лошадей». Была даже идея приспособить для этих целей атомные «движки», типа, как в ледоколах.
О безопасности
Внутренние полости «емкости», заполненные гелием или водородом, имели отсеки сложной конфигурации. Благодаря этому никакое механическое воздействие извне не уронило бы аппарат на землю. Даже при повреждениях всех полостей (что маловероятно) «Термоплан» добрался бы до места посадки благодаря запасу отработанных газов.
Конструкция локомоскайнера. Фото: YouTube.com
Позже от них отказались: внутри накапливалась сажа, да и температура, достигавшая 700°, опасна для оболочки. Вместо газов стали применять тепловые пушки, размещенные внутри полости.
Технические, эксплуатационные данные
В перспективе диаметр аппарата должны был составлять 320 м. Расчетная дальность полета – до 10 тыс. км при крейсерской скорости 150 км/ч. На авиазаводе в Ульяновске собрали прототип (АЛА-40) диаметром 40 м. В 1993 году он взлетел на 7 м, повисел и …плавно опустился на землю. В дальнейшем по известным причинам финансирование остановили. Данные этого аппарата:
✅ стоимость – от 1,5 до 2,5 млн. «зеленых»
✅ масса полезной нагрузки – до 3,5 т
✅ дальность – до 1000 км
✅ скорость – 120 км/ч
Окупаемость проекта составляет 6 лет. По сравнению с самолетом эффективность в экономическом плане выше в 2 раза, вертолетом – 20.
Что с проектом сегодня?
Здесь не все так плохо, как с ЭКИП. В 2005 году к разработке вернулись, усовершенствовали проект в соответствии с требованиями времени. Новая установка – «Локомоскайнер-03» будет способна транспортировать до 600 т грузов на расстояние до 3 тыс. км. В отличие от дирижаблей, этот аппарат не боится боковых ветров – его корпус сделан из металла. А собирать локомоскайнер можно внутри небольшого помещения (суперангар не требуется). Сначала состыковываются отдельные элементы, из которых потом собирают «воздушное судно» на улице.
Проект не забыт! Фото: YouTube.com
В РФ сегодня проектом занимается организация "Аэросмена", которая собирается продемонстрировать действующее воздушное судно в 2024 году. На летательный аппарат нового типа потенциальные заказчики уже есть. Сильный интерес к нему проявляют в Японии, США, ФРГ. Кто будет первым – тому и карты в руки!
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...