Советские летающие тарелки – реальные проекты и их реализация
Летающие тарелки привычнее видеть в фантастических фильмах и мультиках. Однако это совсем не утопия и не игра воображения: подобные летательные аппараты имеют научное обоснование и в принципе могут передвигаться в воздушной среде. Попытки создать нечто летающее дискообразной формы предпринимались в разные годы во всех ведущих державах мира. И Советский Союз (а позже Россия) не стал исключением. Причем на сегодня у страны есть не только проекты, но и действующие концепты.
«Экология и прогресс» – так расшифровывается название летательного аппарата, по всем видам напоминающего летающую тарелку пришельцев из космоса. На Западе этот проект так и назвали – «русское НЛО» (Russian UFO).
Разработки велись на протяжении десятка лет с 80-х по 90-е сразу несколькими организациями, в число которых входили ЦАГИ, «Энергия» и другие. Главой и идейным вдохновителем являлся авиационный инженер Л. Щукин.
В СССР это «воздушное судно» называли экранолетом. Его эксплуатация поражала воображение рядового землянина: ЭКИП при взлете поднимался над аэродромом, зависал и стремительно взмывал ввысь. Посадка происходила в обратном порядке: резкое снижение, свободное парение в воздухе, опускание. При этом никакие фантастические элементы типа управляемой гравитации или новые виды энергии не использовались.
Основная конструктивная особенность заключалась в уменьшении лобового сопротивления и повышении стабилизации посредством т. н. вихревой системы, помогающей контролировать пограничный слой, обтекающий ЭКИП. В дополнение к ней управление аппаратом осуществлялось плоскосопельными реактивными устройствами.
Говоря простым языком, специальные вихревые двигатели обеспечивали постоянное обтекание судна воздушными потоками. Благодаря им, аппарат взлетал, как самолет, но «разбег» с отрывом мог осуществляться над любой поверхностью на высоте 3-х метров: землей, снегом, песком и т. п. При этом длина «ВВП» не превышала 600 м. Еще короче о принципе действия: одни моторы обдували, поднимали и опускали аппарат, другие продвигали вперед.
Силовые агрегаты располагались в задней части корпуса. Всего была пара (возможно и большее количество) тяговых турбореактивных мотора и столько же вспомогательных, «делавших» для аппарата воздушную подушку. Была продумана система безопасности: при отказе основных установок, ЭКИП мог сесть за счет дополнительных. Даже если из 4-х (минимальное количество) двигателей откажут три, что очень маловероятно, экранолет все равно успешно приземлится. Технические данные, которые не могут не вызывать удивления:
✅ в зависимости от модели ЭКИП мог перевозить грузы массой 4-120 тонн
✅ диапазон высот – от 3-х до 10 тыс. метров
✅ крейсерская скорость – 610 км/ч
✅ дальность – до 6 тыс. км
✅ расход горючего – 11-20 г на 1 «пассажиро-километр»
✅ вместимость – до 1000 человек
Для использования «русского НЛО» подходил любой аэродром, впрочем, наличие которого для взлета и посадки необязательно.
При его изготовлении использовались композиты, благодаря которым соотношение веса пустого и загруженного аппарата было меньше, чем у самолетов, на 30 %. Это означало, что коммерческая «составляющая» у ЭКИП больше, чем у авиалайнеров на ту же почти треть. Использовать композиты можно было без опаски насчет прочности, т. к. экранолет не испытывал нагрузок, которым подвержены самолеты. ЭКИП не имел крыльев (точнее, они были, но маленькие и составляли единое целое с фюзеляжем) и шасси. На всех режимах работы «русский НЛО» испытывал давление, сравнимое с тем, что оказывает тридцатисантиметровый слой воды.
Было построена пара опытных экземпляров Л2-1 и Л2-2 (насчитывалось 5 модификаций в проекте). Оба образца прошли летные испытания, которые оказались успешными (!). По меньшей мере это доказывало эффективность технологии и реализованных в концепте идей. Но дальше – все та же беда, постигшая страну в 90-е: отсутствие финансирования. В начале 2000-х инженеры пытались найти финансовую поддержку в США.
Предполагалось, что будет построен завод. Однако с российской стороны было выдвинуто условие: точно такое же предприятие параллельно создается и в РФ. Предложение американская сторона отвергла. «добила» проект смерть главного конструктора Щукина в 2001-м.
Начало разработки проекта – середина 80-х. Тогда требовались летательные аппараты, способные доставлять тяжелые грузы в отделенные северные районы для осваивания разработок полезных ископаемых. Кто-то эту конструкцию считает усовершенствованным дирижаблем. Действительно, в ней использовались некоторые принципы летательного аппарата, наполняемого газом. Но все же имелось и множество отличий.
Если сравнивать с дирижаблем, то «Термоплан» не легче, а наоборот, тяжелее воздуха. В этом аппарате (другое, более позднее название – локомоскайнер) использована смесь самолетных и дирижабельных технологий. Оболочка «воздушного судна» представляет собой резервуар, состоящий из пары отделений. В первое закачивался водород либо гелий, а во второе – выхлопные газы, которые выделяли работающие двигатели.
Система, обеспечивающая подъем и спуск, а также скорость полета, основывалась на регулировании количества газов. А чтобы аппарат перемещался по горизонтали, использовались турбореактивные моторы, каждый из которых развивал до 400 «лошадей». Была даже идея приспособить для этих целей атомные «движки», типа, как в ледоколах.
Внутренние полости «емкости», заполненные гелием или водородом, имели отсеки сложной конфигурации. Благодаря этому никакое механическое воздействие извне не уронило бы аппарат на землю. Даже при повреждениях всех полостей (что маловероятно) «Термоплан» добрался бы до места посадки благодаря запасу отработанных газов.
Позже от них отказались: внутри накапливалась сажа, да и температура, достигавшая 700°, опасна для оболочки. Вместо газов стали применять тепловые пушки, размещенные внутри полости.
В перспективе диаметр аппарата должны был составлять 320 м. Расчетная дальность полета – до 10 тыс. км при крейсерской скорости 150 км/ч. На авиазаводе в Ульяновске собрали прототип (АЛА-40) диаметром 40 м. В 1993 году он взлетел на 7 м, повисел и …плавно опустился на землю. В дальнейшем по известным причинам финансирование остановили. Данные этого аппарата:
✅ стоимость – от 1,5 до 2,5 млн. «зеленых»
✅ масса полезной нагрузки – до 3,5 т
✅ дальность – до 1000 км
✅ скорость – 120 км/ч
Окупаемость проекта составляет 6 лет. По сравнению с самолетом эффективность в экономическом плане выше в 2 раза, вертолетом – 20.
Здесь не все так плохо, как с ЭКИП. В 2005 году к разработке вернулись, усовершенствовали проект в соответствии с требованиями времени. Новая установка – «Локомоскайнер-03» будет способна транспортировать до 600 т грузов на расстояние до 3 тыс. км. В отличие от дирижаблей, этот аппарат не боится боковых ветров – его корпус сделан из металла. А собирать локомоскайнер можно внутри небольшого помещения (суперангар не требуется). Сначала состыковываются отдельные элементы, из которых потом собирают «воздушное судно» на улице.
В РФ сегодня проектом занимается организация "Аэросмена", которая собирается продемонстрировать действующее воздушное судно в 2024 году. На летательный аппарат нового типа потенциальные заказчики уже есть. Сильный интерес к нему проявляют в Японии, США, ФРГ. Кто будет первым – тому и карты в руки!
ЭКИП
«Экология и прогресс» – так расшифровывается название летательного аппарата, по всем видам напоминающего летающую тарелку пришельцев из космоса. На Западе этот проект так и назвали – «русское НЛО» (Russian UFO).
Действительно: ну чем не НЛО? Фото: YouTube.com
Разработки велись на протяжении десятка лет с 80-х по 90-е сразу несколькими организациями, в число которых входили ЦАГИ, «Энергия» и другие. Главой и идейным вдохновителем являлся авиационный инженер Л. Щукин.
Конструкция и ее особенности
В СССР это «воздушное судно» называли экранолетом. Его эксплуатация поражала воображение рядового землянина: ЭКИП при взлете поднимался над аэродромом, зависал и стремительно взмывал ввысь. Посадка происходила в обратном порядке: резкое снижение, свободное парение в воздухе, опускание. При этом никакие фантастические элементы типа управляемой гравитации или новые виды энергии не использовались.
Двигатели
Основная конструктивная особенность заключалась в уменьшении лобового сопротивления и повышении стабилизации посредством т. н. вихревой системы, помогающей контролировать пограничный слой, обтекающий ЭКИП. В дополнение к ней управление аппаратом осуществлялось плоскосопельными реактивными устройствами.
Радиоуправляемая модель ЭКИП успешно стартует (засекреченный снимок 80-х). Фото: YouTube.com
Говоря простым языком, специальные вихревые двигатели обеспечивали постоянное обтекание судна воздушными потоками. Благодаря им, аппарат взлетал, как самолет, но «разбег» с отрывом мог осуществляться над любой поверхностью на высоте 3-х метров: землей, снегом, песком и т. п. При этом длина «ВВП» не превышала 600 м. Еще короче о принципе действия: одни моторы обдували, поднимали и опускали аппарат, другие продвигали вперед.
Так должен был проходить полет пассажирской версии ЭКИП. Фото: YouTube.com
Были разработаны реальные двигатели АЛ-34, работающие как на особом типе топлива (вода плюс эмульсия), так и обычном керосине либо природном газе. Предусматривалась возможность в качестве горючего использовать водород.
Силовые агрегаты располагались в задней части корпуса. Всего была пара (возможно и большее количество) тяговых турбореактивных мотора и столько же вспомогательных, «делавших» для аппарата воздушную подушку. Была продумана система безопасности: при отказе основных установок, ЭКИП мог сесть за счет дополнительных. Даже если из 4-х (минимальное количество) двигателей откажут три, что очень маловероятно, экранолет все равно успешно приземлится. Технические данные, которые не могут не вызывать удивления:
✅ в зависимости от модели ЭКИП мог перевозить грузы массой 4-120 тонн
✅ диапазон высот – от 3-х до 10 тыс. метров
✅ крейсерская скорость – 610 км/ч
✅ дальность – до 6 тыс. км
✅ расход горючего – 11-20 г на 1 «пассажиро-километр»
✅ вместимость – до 1000 человек
Для использования «русского НЛО» подходил любой аэродром, впрочем, наличие которого для взлета и посадки необязательно.
Корпус
При его изготовлении использовались композиты, благодаря которым соотношение веса пустого и загруженного аппарата было меньше, чем у самолетов, на 30 %. Это означало, что коммерческая «составляющая» у ЭКИП больше, чем у авиалайнеров на ту же почти треть. Использовать композиты можно было без опаски насчет прочности, т. к. экранолет не испытывал нагрузок, которым подвержены самолеты. ЭКИП не имел крыльев (точнее, они были, но маленькие и составляли единое целое с фюзеляжем) и шасси. На всех режимах работы «русский НЛО» испытывал давление, сравнимое с тем, что оказывает тридцатисантиметровый слой воды.
Транспортный вариант ЭКИП. Фото: YouTube.com
По сути аэродинамическая схема аппарата представляла собой обычное «летающее крыло» с фюзеляжем, выполненным в виде диска и воздушной подушкой вместо шасси.
Чем закончилось?
Было построена пара опытных экземпляров Л2-1 и Л2-2 (насчитывалось 5 модификаций в проекте). Оба образца прошли летные испытания, которые оказались успешными (!). По меньшей мере это доказывало эффективность технологии и реализованных в концепте идей. Но дальше – все та же беда, постигшая страну в 90-е: отсутствие финансирования. В начале 2000-х инженеры пытались найти финансовую поддержку в США.
Может, найдутся другие спонсоры? Фото: YouTube.com
Предполагалось, что будет построен завод. Однако с российской стороны было выдвинуто условие: точно такое же предприятие параллельно создается и в РФ. Предложение американская сторона отвергла. «добила» проект смерть главного конструктора Щукина в 2001-м.
«Термоплан»
Начало разработки проекта – середина 80-х. Тогда требовались летательные аппараты, способные доставлять тяжелые грузы в отделенные северные районы для осваивания разработок полезных ископаемых. Кто-то эту конструкцию считает усовершенствованным дирижаблем. Действительно, в ней использовались некоторые принципы летательного аппарата, наполняемого газом. Но все же имелось и множество отличий.
Опытный образец локомоскайнера в полете (2013 год). Фото: YouTube.com
Конструкция
Если сравнивать с дирижаблем, то «Термоплан» не легче, а наоборот, тяжелее воздуха. В этом аппарате (другое, более позднее название – локомоскайнер) использована смесь самолетных и дирижабельных технологий. Оболочка «воздушного судна» представляет собой резервуар, состоящий из пары отделений. В первое закачивался водород либо гелий, а во второе – выхлопные газы, которые выделяли работающие двигатели.
Локомоскайнеры помогут не только перевозить грузы, но и строить дома. Фото: YouTube.com
Система, обеспечивающая подъем и спуск, а также скорость полета, основывалась на регулировании количества газов. А чтобы аппарат перемещался по горизонтали, использовались турбореактивные моторы, каждый из которых развивал до 400 «лошадей». Была даже идея приспособить для этих целей атомные «движки», типа, как в ледоколах.
О безопасности
Внутренние полости «емкости», заполненные гелием или водородом, имели отсеки сложной конфигурации. Благодаря этому никакое механическое воздействие извне не уронило бы аппарат на землю. Даже при повреждениях всех полостей (что маловероятно) «Термоплан» добрался бы до места посадки благодаря запасу отработанных газов.
Конструкция локомоскайнера. Фото: YouTube.com
Позже от них отказались: внутри накапливалась сажа, да и температура, достигавшая 700°, опасна для оболочки. Вместо газов стали применять тепловые пушки, размещенные внутри полости.
Технические, эксплуатационные данные
В перспективе диаметр аппарата должны был составлять 320 м. Расчетная дальность полета – до 10 тыс. км при крейсерской скорости 150 км/ч. На авиазаводе в Ульяновске собрали прототип (АЛА-40) диаметром 40 м. В 1993 году он взлетел на 7 м, повисел и …плавно опустился на землю. В дальнейшем по известным причинам финансирование остановили. Данные этого аппарата:
✅ стоимость – от 1,5 до 2,5 млн. «зеленых»
✅ масса полезной нагрузки – до 3,5 т
✅ дальность – до 1000 км
✅ скорость – 120 км/ч
Окупаемость проекта составляет 6 лет. По сравнению с самолетом эффективность в экономическом плане выше в 2 раза, вертолетом – 20.
Что с проектом сегодня?
Здесь не все так плохо, как с ЭКИП. В 2005 году к разработке вернулись, усовершенствовали проект в соответствии с требованиями времени. Новая установка – «Локомоскайнер-03» будет способна транспортировать до 600 т грузов на расстояние до 3 тыс. км. В отличие от дирижаблей, этот аппарат не боится боковых ветров – его корпус сделан из металла. А собирать локомоскайнер можно внутри небольшого помещения (суперангар не требуется). Сначала состыковываются отдельные элементы, из которых потом собирают «воздушное судно» на улице.
Проект не забыт! Фото: YouTube.com
В РФ сегодня проектом занимается организация "Аэросмена", которая собирается продемонстрировать действующее воздушное судно в 2024 году. На летательный аппарат нового типа потенциальные заказчики уже есть. Сильный интерес к нему проявляют в Японии, США, ФРГ. Кто будет первым – тому и карты в руки!
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Иркутский авиазавод назвал ежегодный тираж самолетов МС-21
На заводе сейчас проводят серьезную модернизацию. Она поможет ускорить процесс производства МС-21 в ожидаемом количестве экземпляров....
«Туполев» серьезно увеличит объем выпускаемых Ту-214
Завод модернизируют. Расширение производственных мощностей, в свою очередь, позволит увеличить тираж самолета....
Ждем на самолетах – ПД-14 успешно прошел сертификацию
Также стала известна дата первой поставки российского авиадвигателя ПД-8. Все подробности читайте в нашем материале....
Вертолет с российским двигателем ВК-650В впервые подняли в воздух
Первые испытания пройдены успешно. Отечественный вертолет смог опередить «Ансат» и Ка-226....
Новый двигатель ЯМЗ-770 выдает 620 л. с. и интересен не только этим
Выставка «Агросалон 2024» удивила посетителей новинками, среди которых особенно выделился турбодизель ЯМЗ-770. Этот новый двигатель от Ярославского моторного...
Lada Vesta в 2025 году станет не хуже иномарок – готовится глобальное обновление
Наконец дождемся? Или АвтоВАЗ просто вынужден модернизировать автомобили под напором китайских брендов?...
«Атлант 50» и «Атлант 65» – КАМАЗ собирается конкурировать с БЕЛАЗом
Выпускаемые Камским заводом новые карьерники отличаются большой грузоподъемностью и габаритами, не позволяющими ездить по ДОП. Модели все больше напоминают...
«Ленскому мосту» быть!
Запущено строительство моста через реку Лену. По предварительным подсчетам уникальный проект обойдется в 130 млрд рублей. Подробнее обо всем читайте в нашем...
ОДК покажет прорывные технологии на примере авиадвигателей ПД-14 и ПД-35
Выставка пройдет в Москве с 23 по 25 декабря. Покажут лучшие достижения в авиастроении....
Самосвалы БЕЛАЗ стали оснащаться российскими двигателями
Это проект в рамках тесного сотрудничества двух государств. Его цель – сделать БЕЛАЗы полностью импортозамещенными....
АвтоВАЗ сделает автомобили Lada еще быстрее
Для достижения этой цели проводятся работы по увеличению мощности 1,8-литрового двигателя....
В России появятся новые отечественные минивэн и легковой фургон – они будут полноразмерными
Выпускать новинки планирует компания «Соллерс». Уже примерно известно, когда автомобили поступят в продажу....
Автомобили для покорения Севера – на Чукотке такие можно найти даже бесплатно
Это только кажется, что чукчи до сих пор передвигаются на собачьих и оленьих упряжках, как и большинство жителей Чукотки. На самом деле, тут многие куда более...
Новый комбайн от Ростсельмаш – революционное решение для полей
На выставке «Агросалон 2024» в подробностях продемонстрировали долгожданную новинку от завода Ростсельмаш. Ею стал кормоуборочный комбайн F-1500 с двигателем...
XB-1: возвращение к гражданской сверхзвуковой авиации идет по плану
В октябре этого года прототип-демонстратор Boom XB-1 установил для себя новый рекорд скорости в 791 км/ч. Эта машина – платформа для создания полномасштабного...
Запущено серийное производство универсального минивэна Zeekr Mix, которого так долго ждали
«Прогрев» публики длился больше полугода, и удивить производителю на самом деле есть чем. Продажи автомобиля в Поднебесной стартуют уже завтра. Подробности в...