
Самолеты СССР, которые не увидели неба
Во времена СССР в авиастроении первоочередное финансирование и предпочтение отдавалось военной технике, что было обоснованно. Холодная война, локальные конфликты не давали расслабиться ни США, ни Советскому Союзу. Однако гражданская авиация тоже развивалась и достаточно бурно. Об этом свидетельствует множество проектов, часть из которых не была реализована, другие закончились выпуском самолетов в виде отдельных концептов или даже небольших партий летательных аппаратов. О чем мечтали и что хотели создать в авиации Страны Советов?
Это амфибия, способная поднимать в воздух до тысячи тонн грузов, была принята к разработке в 1987 году. Конструкторским Бюро Бериева. По конструкции гигант-тяжеловес напоминал экраноплан (точнее его смесь с гидросамолетом) с размахом крыла в 125 м. По воде на высоте нескольких метров конструкция должна была развивать скорость в 450 км/ч, а в воздухе до 770 км/ч. Дальность перемещения или полета (как угодно) – 16 тыс. км.
Бе-2500 – не закрытый проект. Фото: YouTube.com
Взлет осуществляется с водной поверхности, при этом протяженность «ВВП» достигает 10 км. Но шасси тоже есть. Энергетическое вооружение состоит из шести двигателей НК-119 тягой в 100 т: четыре из них – в передней части фюзеляжа, что выглядит очень непривычно. Распад СССР затормозил было осуществление проекта, но в 2010 к нему вернулись. Не исключено, что поводом стала аналогичная американская разработка Boeing Pelikan, имевшая примерно такие же характеристики, что и «Нептун». Для продолжения работ по созданию тяжеловесной амфибии потребуется не менее 10 млрд. долларов: рассчитывать на их получение в сегодняшнее время вряд ли приходится. Тем не менее, официально проект не закрыт.
К 80-м годам минувшего века в СССР образовалась потребность в создании дальнемагистрального широкофюзеляжного самолета, способного вмещать не менее 350 пассажиров. Уже к 90-и годам проект реализовали почти на 90 %. Построили макет в полном объеме, даже запустили в продажу плакатики, календари с изображением авиалайнера, поставщикам заказали узлы и детали для сборки реального самолета. Планировалось, что в середине десятилетие будет осуществлен первый полет. Но развал Союза перечеркнул все планы: конструкторское бюро Антонова находилось в Украине, в 1994-м финансирование прикрыли, поставки прекратили, а макет уничтожили.
От Ан-218 даже этого макета не осталось. Фото: YouTube.com
Если бы проект осуществили, Ан-218 по своим характеристикам значительно превзошел бы такую «классику жанра», как Ту-154 или Ил-96. Проектируемый самолет дешевле, комфортнее и проще в обслуживании. Справедливости ради стоит добавить: был и «самый малоизвестный в советском самолетостроении» проект Ан-318, призванный заменить Ил-86. Причина закрытия та же – распад СССР.
Тоже детище КБ Антонова, представляющее собой двухпалубный лайнер, рассчитанный на дальние полеты. По сути это пассажирская версия более удачливого «Руслана» – Ан-124. В итоге долгого проектирования был разработан настоящий пассажирский гигант. Ан-418 вмещал до 800 человек и был способен преодолеть до 10 тыс. километров! Использовались «ультрапродвинутые» технологии, опережавшие время лет на 20. Это подтверждает строительство А-380 в 2005-м, который потреблял намного больше топлива, нежели Ан-418 (то же самое можно сказать о Boeing-747).
О существовании проекта напоминает лишь макет. Фото: YouTube.com
Однако перспективному успеху воспрепятствовал распад Союза. Проект требовал совместных усилий, но КБ Антонова отказалось от дальнейших работ. А самолет так и остался в виде макета на столе.
Воодушевившись успехом после нескольких удачных полетов Ту-144 и учтя ошибки, допущенные при конструировании, туполевцы уверенно приступили к разработке следующего проекта – Ту-244. При этом учитывалась и экономическая целесообразность. Можно уверенно сказать, что коммерческий эффект от нового самолета был бы большим, чем от предшественника. Ту-244 разрабатывался в двух версиях:
✅ 360-тонный лайнер, рассчитанный на 300 пассажиров
✅ самолет массой 275 т
В 1973 году утвердили модель СПС-1. На устанавливалось 4 мотора тягой 37,5 тс. Крейсерская скорость лайнера – 2400 км/ч: на ней он преодолевал расстояние до 8 тыс. км на 20-километровой высоте. Попутно рассматривали версию СПС-2 с двигателями, работающими на сжиженном водороде. Ту-244 уже не имел склоняющегося вниз носа. Зато были двигатели изменяемого цикла, которые можно использовались в разных режимах полета. Но нагрянувшая перестройка помешала реализации проекта. Более того: о нем ничего и не знали вплоть до 1993 года.
У Ту-244 нос должен быть прямым и не складывающимся, как у Ту-144. Фото: YouTube.com
В 2014-м появилась информация о возможном возрождении проекта, а в 2019-м официально объявили о возобновлении работ. Предполагается, что «рестайлинговый» вариант сверхзвукового самолета будет отличаться меньшим расходом горючего и большей дальностью. Ту-244 планировали поднять в небо в 2025-м. Однако свежих данных о судьбе проекта пока нет.
Еще одна, очень интересная идея суперлайнера. Работы над ним начались в 1991 году (ЦАГИ). Изначально «сверхтяжеловес» рассчитывался на перелеты до 13 тыс. км с 1200 (!) пассажирами на борту (6 отделов по 200 человек). Самолет, выполненный по конструкции «несущее крыло» имел длину 60 м при высоте в 19. Энергия «поставлялась» от шести винтовентиляторных силовых агрегатов, развивавших тягу в 108 тс. Был и вариант двухпалубного лайнера при такой же пассажировместимости. В этом случае предполагалось устанавливать уже турбореактивные двигатели НК-44 тягой в 160 тс.
Монстр с 6-ю двигателями мог быть и двухпалубным. Фото: YouTube.com
Самолет должен был лететь со скоростью 900 км/ч на высоте до 11 тыс. м. Для приема т отправки лайнера требовалась специальная инфраструктура. Одна только взлетно-посадочная полоса должна иметь протяженность свыше 3-х км. Приплюсуйте сюда 90-е годы с их хроническим недофинансированием и станет понятно, почему к 1994-му проект закрыли.
Трехпалубный гигант, который должен быть самым большим в мире пассажирским самолетом. Проект расшифровывался, как «Крылья России», цифра означает количество перевозимых пассажиров. Макет самолета был представлен на авиасалоне в Ле-Бурже в 1999 году. Лайнер получился настолько огромным, что конструкторам пришлось предусмотреть складывание крыльев, как это делается у палубных военных самолетов. Также у воздушного судна имелся «свой» трап. Предполагалось даже три модификации:
✅ пассажирский вариант
✅ летающий танкер
✅ воздушный грузовик
Самолет хотели построить и продавать за рубеж – в КБ рассчитывали, что им заинтересуются перенаселенные страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Роль силовой установки должна была играть «система» из восьми двигателей НК-93 либо ПС-90. Но были и варианты с моторами от Rolls-Roys. Самолет смог бы достигать скорости в 1000 км/ч. И проект совсем не надуманный, его вполне можно было воплотить в реальность. Пусть и виртуально, удалось достичь высоких показателей в аэродинамике, некоторые идеи, как например, откидывающаяся носовая часть в грузовом варианте, были реализованы в других самолетах.
Его крылья складывались, чтобы поместиться в любом аэропорту. Фото: YouTube.com
Что помешало реализовать проект? Ответ несложен. Даже если учесть тяжелые 90-е, когда страна выпускала по 2-3 самолета в год, мир к середине 2000-х понял, что узкофюзеляжные лайнеры дешевле и проще. Подтверждением тому служит невозможность окупаемости А-380, провал по тем же причинам Boeing-747-го, который по ходу эксплуатации приносил только убытки.
Бе-2500 «Нептун»
Это амфибия, способная поднимать в воздух до тысячи тонн грузов, была принята к разработке в 1987 году. Конструкторским Бюро Бериева. По конструкции гигант-тяжеловес напоминал экраноплан (точнее его смесь с гидросамолетом) с размахом крыла в 125 м. По воде на высоте нескольких метров конструкция должна была развивать скорость в 450 км/ч, а в воздухе до 770 км/ч. Дальность перемещения или полета (как угодно) – 16 тыс. км.

Взлет осуществляется с водной поверхности, при этом протяженность «ВВП» достигает 10 км. Но шасси тоже есть. Энергетическое вооружение состоит из шести двигателей НК-119 тягой в 100 т: четыре из них – в передней части фюзеляжа, что выглядит очень непривычно. Распад СССР затормозил было осуществление проекта, но в 2010 к нему вернулись. Не исключено, что поводом стала аналогичная американская разработка Boeing Pelikan, имевшая примерно такие же характеристики, что и «Нептун». Для продолжения работ по созданию тяжеловесной амфибии потребуется не менее 10 млрд. долларов: рассчитывать на их получение в сегодняшнее время вряд ли приходится. Тем не менее, официально проект не закрыт.
Ан-218
К 80-м годам минувшего века в СССР образовалась потребность в создании дальнемагистрального широкофюзеляжного самолета, способного вмещать не менее 350 пассажиров. Уже к 90-и годам проект реализовали почти на 90 %. Построили макет в полном объеме, даже запустили в продажу плакатики, календари с изображением авиалайнера, поставщикам заказали узлы и детали для сборки реального самолета. Планировалось, что в середине десятилетие будет осуществлен первый полет. Но развал Союза перечеркнул все планы: конструкторское бюро Антонова находилось в Украине, в 1994-м финансирование прикрыли, поставки прекратили, а макет уничтожили.

Если бы проект осуществили, Ан-218 по своим характеристикам значительно превзошел бы такую «классику жанра», как Ту-154 или Ил-96. Проектируемый самолет дешевле, комфортнее и проще в обслуживании. Справедливости ради стоит добавить: был и «самый малоизвестный в советском самолетостроении» проект Ан-318, призванный заменить Ил-86. Причина закрытия та же – распад СССР.
Ан-418
Тоже детище КБ Антонова, представляющее собой двухпалубный лайнер, рассчитанный на дальние полеты. По сути это пассажирская версия более удачливого «Руслана» – Ан-124. В итоге долгого проектирования был разработан настоящий пассажирский гигант. Ан-418 вмещал до 800 человек и был способен преодолеть до 10 тыс. километров! Использовались «ультрапродвинутые» технологии, опережавшие время лет на 20. Это подтверждает строительство А-380 в 2005-м, который потреблял намного больше топлива, нежели Ан-418 (то же самое можно сказать о Boeing-747).

Однако перспективному успеху воспрепятствовал распад Союза. Проект требовал совместных усилий, но КБ Антонова отказалось от дальнейших работ. А самолет так и остался в виде макета на столе.
Ту-244
Воодушевившись успехом после нескольких удачных полетов Ту-144 и учтя ошибки, допущенные при конструировании, туполевцы уверенно приступили к разработке следующего проекта – Ту-244. При этом учитывалась и экономическая целесообразность. Можно уверенно сказать, что коммерческий эффект от нового самолета был бы большим, чем от предшественника. Ту-244 разрабатывался в двух версиях:
✅ 360-тонный лайнер, рассчитанный на 300 пассажиров
✅ самолет массой 275 т
В 1973 году утвердили модель СПС-1. На устанавливалось 4 мотора тягой 37,5 тс. Крейсерская скорость лайнера – 2400 км/ч: на ней он преодолевал расстояние до 8 тыс. км на 20-километровой высоте. Попутно рассматривали версию СПС-2 с двигателями, работающими на сжиженном водороде. Ту-244 уже не имел склоняющегося вниз носа. Зато были двигатели изменяемого цикла, которые можно использовались в разных режимах полета. Но нагрянувшая перестройка помешала реализации проекта. Более того: о нем ничего и не знали вплоть до 1993 года.

В 2014-м появилась информация о возможном возрождении проекта, а в 2019-м официально объявили о возобновлении работ. Предполагается, что «рестайлинговый» вариант сверхзвукового самолета будет отличаться меньшим расходом горючего и большей дальностью. Ту-244 планировали поднять в небо в 2025-м. Однако свежих данных о судьбе проекта пока нет.
Ту-404
Еще одна, очень интересная идея суперлайнера. Работы над ним начались в 1991 году (ЦАГИ). Изначально «сверхтяжеловес» рассчитывался на перелеты до 13 тыс. км с 1200 (!) пассажирами на борту (6 отделов по 200 человек). Самолет, выполненный по конструкции «несущее крыло» имел длину 60 м при высоте в 19. Энергия «поставлялась» от шести винтовентиляторных силовых агрегатов, развивавших тягу в 108 тс. Был и вариант двухпалубного лайнера при такой же пассажировместимости. В этом случае предполагалось устанавливать уже турбореактивные двигатели НК-44 тягой в 160 тс.

Самолет должен был лететь со скоростью 900 км/ч на высоте до 11 тыс. м. Для приема т отправки лайнера требовалась специальная инфраструктура. Одна только взлетно-посадочная полоса должна иметь протяженность свыше 3-х км. Приплюсуйте сюда 90-е годы с их хроническим недофинансированием и станет понятно, почему к 1994-му проект закрыли.
КР-860
Трехпалубный гигант, который должен быть самым большим в мире пассажирским самолетом. Проект расшифровывался, как «Крылья России», цифра означает количество перевозимых пассажиров. Макет самолета был представлен на авиасалоне в Ле-Бурже в 1999 году. Лайнер получился настолько огромным, что конструкторам пришлось предусмотреть складывание крыльев, как это делается у палубных военных самолетов. Также у воздушного судна имелся «свой» трап. Предполагалось даже три модификации:
✅ пассажирский вариант
✅ летающий танкер
✅ воздушный грузовик
Самолет хотели построить и продавать за рубеж – в КБ рассчитывали, что им заинтересуются перенаселенные страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Роль силовой установки должна была играть «система» из восьми двигателей НК-93 либо ПС-90. Но были и варианты с моторами от Rolls-Roys. Самолет смог бы достигать скорости в 1000 км/ч. И проект совсем не надуманный, его вполне можно было воплотить в реальность. Пусть и виртуально, удалось достичь высоких показателей в аэродинамике, некоторые идеи, как например, откидывающаяся носовая часть в грузовом варианте, были реализованы в других самолетах.

Что помешало реализовать проект? Ответ несложен. Даже если учесть тяжелые 90-е, когда страна выпускала по 2-3 самолета в год, мир к середине 2000-х понял, что узкофюзеляжные лайнеры дешевле и проще. Подтверждением тому служит невозможность окупаемости А-380, провал по тем же причинам Boeing-747-го, который по ходу эксплуатации приносил только убытки.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

MiningWorld Rus 2025 – китайской техники больше, чем российской
Когда речь заходит о развитии горнодобывающей отрасли, ожидания от выставок вроде MiningWorld Rus обычно высоки. Однако в этом году отечественная техника...

Nissan представил необычный и мощный пикап
Подобную концепцию японский бренд использует впервые за свою историю. Представительство говорит об отсылках к 80-м годам, но визуально в это сложно поверить....