
История Z-серии полна взлетов и падений. Спортивные успехи в ралли Сафари и кузовных гонках, а также восторженные отзывы журналистов способствовали высоким, до 50-тысяч в год, объемам продаж. Второе поколение модели стало даже популярней, американцы сметали их как горячие пирожки и в лучшие годы выпуск достигал 86 тысяч экземпляров!
1989 год: Nissan 300ZX Turbo (Z32), вершина развития концепции Z-car
Японцы представили новую «Зетку», подарив ей очень смелый и современный облик кузова, что выделяло его на фоне тогдашних конкурентов. Дизайн спортивного купе получился настолько удачным, что даже сейчас, спустя 33 года Fairlady Z32 не выглядит устаревшей.

В салоне 300ZX основное внимание уделяется высоким технологиям, и он полностью сконцентрирован вокруг водителя. По периметру приборной панели расположено управление всеми электронными устройствами:
✅ магнитола
✅ кондиционер
✅ круиз-контроль
✅ стеклоочистители
✅ указатели поворота
Технические характеристики так же оказались на высоте. На Nissan 300ZX Turbo установили двигатель VG30DETT 90º V6 с системой изменения фаз газораспределения NVCS (Nissan Valve Timing Control System).
Впервые показанный на Токийском автосалоне 1987 года на концепт-каре MID4-II, через два года этот мотор пошел в серию.

Под капотом серийной модели эта твинтурбо шестерка развивала от 280 до 300 лошадиных сил. Турбокомпрессоры Garrett сочетали в себе турбину Т2 с компрессором Т25, отдельно на каждый ряд цилиндров! Кроме того, каждый турбокомпрессор имел свой собственный интеркулер.
С таким мотором Nissan 300ZX разгонялся до 100 км/ч за 5.9 секунды! Для сравнения, Porsche 968 на это упражнение требовалось 6.7 сек.
Шасси
Многорычажную заднюю подвеску японцы использовали от 200SX, а вот передняя не имела ничего общего с другими моделями Nissan: многорычажную подвеску, разработали с использованием суперкомпьютера Cray и использовали только для Z32. В отличие от GT-R, который перешел на полный привод начиная с R32, Z-car оставались заднеприводными.
Кроме того, Nissan разработал систему управления поворотом четырех колес HICAS (High Capacity Actively Controlled Steering) Угол поворота задней оси достигал 10°. Но для Z32 разработали даже более продвинутый вариант: Super HICAS с электронным управлением.

Nissan Z32 ознаменовал собой начало новой эры: господства японских спортивных автомобилей. Вслед за 300ZX Япония подарит миру такие модели как:
✅ Toyota Supra A80
✅ Mitsubishi 3000GT
✅ Honda NSX
✅ Mazda RX7
В среде «петролхэдов» эти автомобили получили культовый статус.
В схватке искусства с коммерцией коммерция всегда побеждает
Общие продажи американских Z-car в 1990 модельном году достигли миллиона экземпляров, что сделало «Зетку» самым продаваемым спортивным автомобилем того времени. Но Nissan 300ZX настигла та же проблема, что и другие японские автомобили: растущий курс йены. Если в 1989 году 300ZX стоил 30 000 долларов, то во второй половине девяностых цена увеличилась до 50 000 долларов. Продажи упали, и это привело к закрытию линейки Z.
Но уже в 2001 году Карлос Гон, известный как «убийца расходов», объявил о возвращении Z-car. С тех пор появилось уже два поколения «Зетки», и вот, наконец, пришла пора для очередного обновления.
2023 Nissan Z (Z34)
До сих пор цифра в названии этой модели означала рабочий объем двигателя, в виде трехзначного числового индекса.

На Nissan Z установлен двигатель V6, рабочим объемом три литра, а значит согласно традиции, новую машину должны были называть 300Z или 300ZX. Но японцы назвали его просто Z, вероятно посчитав что покупатели сочтут меньший индекс даунгрейдом. По-моему, зря, ведь не объем двигателя определяет ДНК спорткаров Nissan, а «Z-ность»! И в этом плане новая «Зетка» по-прежнему соответствует канонам:
✅ классическая компоновка
✅ кузов купе-фастбек
✅ задний привод
✅ шестицилиндровый двигатель
В США Nissan Z предлагается в следующих комплектациях:
✅ Sport, за 41 тысячу
✅ Performance, за 51 тысячу
И это хорошее предложение, особенно с учетом того, что шестицилиндровая Toyota Supra стартует с отметки с 53 тысячи! Помимо двух вышеперечисленных комплектаций, существует также специальная, «приветственная» версия, под названием Proto, стоимостью 54 015 долларов. Ее выпуск ограничен на уровне 240 экземпляров, и это число – намек на Datsun 240Z.
Дизайн
Очевидно, что стилисты Nissan пытались угодить ностальгирующим автолюбителям. Но глядя на автомобиль испытываешь странное чувство: заметно что дизайнеры черпали вдохновение в Datsun 240, семидесятых, и Nissan 300ZX девяностых, но все это они воплощали в узких рамках уже существующего кузова от модели 370Z. Конечно, выглядит новый Nissan Z свежо, но несколько странно.

Силовой агрегат
Под капотом Nissan Z установлен двигатель VR30DDTT. Мощность - 406 лошадей, что на добрую сотню лошадей больше, чем развивал VG30DETT под капотом 300ZX, не говоря уж про 170 л. с. «старичка» Datsun 240Z.
Оцените разгонную динамику Nissan Z:
✅ от 0 до 100 км/ч - 4,5 секунды
✅ от 0 до 160 км/ч - 10 секунд
✅ от 0 до 200 км/ч - 15,9 секунды
✅ время заезда на четверть мили составляет 12,7 секунды
«Зетка» способна дать фору предкам, но не современной GR Supra! При параллельных стартах с места на четверть мили, Toyota уверенно вырывается вперед, к финишу привозя Ниссану два корпуса! А ведь рядная шестерка Супры с двумя турбинами развивает «всего» 380 лошадок!

Размеры салона Z идентичны прошлому 370Z, что неудивительно. Правда японцы нашли что улучшить и здесь. Теперь рулевое колесо регулируется не только по высоте, но и по вылету, что увеличивает шансы найти удобное положение за рулем. В салоне установлена цифровая приборная панель, с дисплеем 12,3-дюйма, в отличии от классических аналоговых приборов Nissan Z32. В качестве мультимедийного комплекса автомобиль оснащен восьмидюймовым сенсорным «планшетом» с поддержкой Apple CarPlay и Android Auto.

Спортивные ковшеобразные сиденья со вставками из алькантары и с ручной регулировкой «модели Z» аналогичны тем, что установлены на Nissan GT-R. Для водителя они регулируются по восьми направлениям, а для пассажира по четырем.
Из-за строгих норм по вредным выбросам и шумности, Nissan Z не будет предлагаться для европейского рынка, в том числе и для Великобритании. Z будет продаваться только в Японии, Северной Америке, Австралии и в «некоторых других странах».
То есть теоретически, благодаря параллельному импорту, Nissan Z может появиться и в России!

Но легкой жизни Nissan Z не видать: японское купе ждет жесткая конкуренция за сердца покупателей с такими спортивными автомобилями как Toyota GR Supra и Ford Mustang. При этом оба этих автомобиля динамичнее Ниссана, а Форд, к тому же, оснащен двигателем V8. Поэтому единственное преимущество Nissan Z – эта та самая «Зетность». Хватит ли этого для борьбы за сердца покупателей, покажет время.