Ту-334 – успешно закрытый проект
42 326

Ту-334 – успешно закрытый проект

Правительственное Постановление о запуске Ту-334 в серию было подписано в 2005 году после проведения ряда удачных испытаний и получения соответствующего летного сертификата. Новое судно должно было заменить устаревающий Ту-134. Согласно документу СТ231-Ту-334–100, самолет мог осуществлять воздушные перевозки как в РФ, так и во всем мире. Однако данное распоряжение выполнено не было. Лайнер демонстрировался на авиасалонах, получал положительные оценки экспертов (хотя фурора и не произвел), но на конвейер так и не встал. Причины высказывают самые противоречивые, с ними стоит разобраться отдельно, но сначала – о самом самолете.


Конструкция


В аэродинамическом смысле это моноплан с парой двигателей в задней части и Т-образным хвостовым оперением. У крыльев очень развитая механизация: элероны, закрылки, предкрылки, интерцепторы, винглеты (загибы вверх). Все это «богатство» обеспечивало лучшую подъемную силу при взлете и торможение на посадке. Фюзеляж сделан из легких сплавов и композитов (частично крылья и хвост).

Ту-334 – успешно закрытый проектТак работает оснащение крыла. Фото: YouTube.com


Экипаж состоял из командира, второго пилота и бортинженера. Кабина по тем временам (начало 90-Х) была «продвинутой» – улучшенная эргономика плюс дисплей вместо кругляшек-приборов. Пассажирский салон имел широкий проход и мог вмещать, в зависимости от «комплектации» лайнера, разное число людей:

✅ туристический вариант – 126 кресел с шагом 0,81 м
✅ эконом-класс – 137 мест (расстояние между ними 0,75 м)
✅ смешанный тип – 116 пассажиров (в «бизнес-салоне» шаг кресел 1,02 м для 8-ми человек)

В самолете можно было демонстрировать видеофильмы, «крутить» музыку: неслыханные по тому времени опции! В лайнере использовалась новейшая почти бесшумная система кондиционирования воздуха.

Отделка салона Ту-334 выполнена из негорючих материалов. Фото: YouTube.com


Также были предусмотрены закрывающиеся багажные полки увеличенного объема. Помимо них штатно «полагались» два грузовых отсека.

Испытания


Впервые пока стоящий на земле самолет показали на авиационном шоу МАКС-95. Далее три года концепт дорабатывали, доукомплектовывали. Первый взлет лайнера состоялся в 1999 году 8 февраля (всего было выпущена пара экземпляров Ту-334) под руководством Солдатенкова А. Н. После этого воздушное судно показывали в «действующем» виде на авиашоу «Дубаи-2000», в Тегеране. Основные технические параметры ближнемагистрального лайнера:

✅ размах крыльев – 29,77 м
✅ тяга двигателей – 7500 кгс
✅ масса пустого самолета (взлетная наибольшая) – 28,9 т (47,9 т)
✅ крейсерская скорость – 820 км/ч
✅ максимальная высота – 11,1 км
✅ дальность – до 4100 км

Для взлета самолету требуется полоса длиной 1,9 км, посадки – 1 км. Из особенностей отмечалась низкая шумность двигателей, которые пассажиры почти не слышали. Кроме основных моторов использовалась дополнительная установка ТА 18-100, задействовавшаяся на стоянках. Самолет оборудовался системой раннего предупреждения аварийных ситуаций и отвечал стандартам международной ИКАО. В будущем планировалось разработать учебно-тренировочный вариант лайнера для подготовки военных летчиков.

Двигатели


Именно с ними, точнее из-за них, как считают многие эксперты, и случилась первичная чехарда с самолетом. Изначально на него (напомним: лайнер начали разрабатывать в 80-е) планировалось установить винтовентиляторные моторы Д-236, созданные Лотаревым. Согласно правительственному заданию, проект должен быть готов к 1992 году. Но начались экономические трудности и вместо главы КБ Лановского руководить разработками, фактически на их последней стадии, поставили И. Калыгина. Новый главный конструктор убеждается, что дело тормозится из-за двигателей, которые непонятно когда будут готовы. Исходя из сложившейся ситуации было решено почти готовый проект скорректировать под запорожские моторы Д-436Т1.

Российский самолет с украинскими двигателями на авиашоу МАКС-2007. Фото: YouTube.com


При этом становится ясно: переделать фюзеляж под более массивные новые двигатели уже не успеть. Попытки облегчить лайнер проводились: например, вырезали часть хвостового отсека. Но все равно «перегруз» составлял 4 тонны. Из них 46 % приходилось на саму конструкцию, 14 % на силовой агрегат и оставшиеся 40 % – «вина» оборудования.

При проектировании Ту-334 большинство агрегатов было «снято» с Ту-204, который в свое время унифицировали с Ил-96. Все это и помогло набрать лишний вес.


Несмотря на разработку проекта Ту-334-100 с двигателями BR715 (ФРГ), который должен был «дать путевку в жизнь» серийному варианту лайнера (самый последний проект – Ту-334СМ), к десятым годам всем, включая Главного конструктора, стало понятно, что самолет морально устарел.

Конкурент «Суперджета»


Бытует версия: Ту-334 не пошел в серию из-за наличия его прямого конкурента «Суперджет-100». Верно это или нет, спорят до сих пор. Однако есть факты: Ту-334 не участвовал в конкурсе на лучший ближнемагистральный самолет. Вместо него на «смотрины» был отправлен проект Ту-424 (самого лайнера в реальности не существовало). Но есть и другой документ – «Развитие гражданской авиации» до 2010 года. Ее создатели признали Ту-334 «конкурентным» в отношении проекта «Суперджет», оказавшегося в приоритете.

Конкурент (или нет) Ту-334 – Sukhoi Superjet 100. Фото: YouTube.com


Еще один момент, который сегодня был бы чрезвычайно важен: Ту-334 полностью собирался из российский комплектующих, если не считать двигателей, выпущенных на Украине (для сравнения: у Sukhoi Superjet 100 количество импортных узлов и деталей достигает 80 %). Ну и стоит отметить высокий уровень унификации с Ту-204 (по некоторым данным он равен 60 %). Однако Ту-204, как и его последователь Ту-214, хоть и поштучно, по заказу, но собирается в Казани, в отличие от Ту-334.

Кабина пилотов выглядит вполне на уровне: все оборудование – российское. Фото: YouTube.com


Тем не менее, еще в 2013 году тогдашний глава Летно-исследовательского института Павел Николаевич Власов выделил основные минусы Ту-334: из-за них его можно считать воздушным судном, время которого ушло:

✅ экипаж из 3-х человек (сегодня – не более 2-х), хотя предполагалось, что на самолете в будущем останется командир и второй пилот
✅ устаревшая авионика (см. снимок выше);
✅ чертежи, выполненные «вручную»
✅ отсутствие двигателей (проблема появилась после 2014-го)

Самое интересное, что все вышеперечисленные недостатки устранимы. Чертежи можно перевести в «цифру», сделать другой авионику, а двигатели поставить от «Суперджет». Но в последнем случае придется переделывать фюзеляж, да и мотор французский (кстати, далеко не самый лучший – авиакомпании жалуются на малый налет до капремонта), «санкционный». Для решения проблем нужно время, финансы )и немалые).

Своеобразную точку в судьбе проекта «Ту-334» поставил руководитель Минпромторга РФ Д. Мантуров, отвечая на вопросы журналистов. Чиновник сказал, что данная разработка является «тупиковой», если сравнивать с «Суперджетом». Сегодня РФ, если бы запустила Ту-334 в серию, смогла бы его продавать в некоторые страны. Но тогда страна не получила бы ценных «наработок» в современном самолетостроении, которые помогают продвигаться в этом деле вперед.

Ту-334 – будет ли еще взлет? Фото: YouTube.com


Министр добавил: особая ценность проекта «Суперджет» заключается в создании кадров, способных управлять лайнером нового типа, а также объеме накопленных технологий и практических решений. Именно они позволили подняться на следующую ступень – созданию узкофюзеляжного лайнера МС-21. А в перспективе – разрабатывать совместно с китайскими инженерами проект самолета такого же типа, но уже широкофюзеляжного.
А вы что думаете о самолете Ту-334?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....