Ту-334 – успешно закрытый проект
Правительственное Постановление о запуске Ту-334 в серию было подписано в 2005 году после проведения ряда удачных испытаний и получения соответствующего летного сертификата. Новое судно должно было заменить устаревающий Ту-134. Согласно документу СТ231-Ту-334–100, самолет мог осуществлять воздушные перевозки как в РФ, так и во всем мире. Однако данное распоряжение выполнено не было. Лайнер демонстрировался на авиасалонах, получал положительные оценки экспертов (хотя фурора и не произвел), но на конвейер так и не встал. Причины высказывают самые противоречивые, с ними стоит разобраться отдельно, но сначала – о самом самолете.
В аэродинамическом смысле это моноплан с парой двигателей в задней части и Т-образным хвостовым оперением. У крыльев очень развитая механизация: элероны, закрылки, предкрылки, интерцепторы, винглеты (загибы вверх). Все это «богатство» обеспечивало лучшую подъемную силу при взлете и торможение на посадке. Фюзеляж сделан из легких сплавов и композитов (частично крылья и хвост).
Экипаж состоял из командира, второго пилота и бортинженера. Кабина по тем временам (начало 90-Х) была «продвинутой» – улучшенная эргономика плюс дисплей вместо кругляшек-приборов. Пассажирский салон имел широкий проход и мог вмещать, в зависимости от «комплектации» лайнера, разное число людей:
✅ туристический вариант – 126 кресел с шагом 0,81 м
✅ эконом-класс – 137 мест (расстояние между ними 0,75 м)
✅ смешанный тип – 116 пассажиров (в «бизнес-салоне» шаг кресел 1,02 м для 8-ми человек)
В самолете можно было демонстрировать видеофильмы, «крутить» музыку: неслыханные по тому времени опции! В лайнере использовалась новейшая почти бесшумная система кондиционирования воздуха.
Также были предусмотрены закрывающиеся багажные полки увеличенного объема. Помимо них штатно «полагались» два грузовых отсека.
Впервые пока стоящий на земле самолет показали на авиационном шоу МАКС-95. Далее три года концепт дорабатывали, доукомплектовывали. Первый взлет лайнера состоялся в 1999 году 8 февраля (всего было выпущена пара экземпляров Ту-334) под руководством Солдатенкова А. Н. После этого воздушное судно показывали в «действующем» виде на авиашоу «Дубаи-2000», в Тегеране. Основные технические параметры ближнемагистрального лайнера:
✅ размах крыльев – 29,77 м
✅ тяга двигателей – 7500 кгс
✅ масса пустого самолета (взлетная наибольшая) – 28,9 т (47,9 т)
✅ крейсерская скорость – 820 км/ч
✅ максимальная высота – 11,1 км
✅ дальность – до 4100 км
Для взлета самолету требуется полоса длиной 1,9 км, посадки – 1 км. Из особенностей отмечалась низкая шумность двигателей, которые пассажиры почти не слышали. Кроме основных моторов использовалась дополнительная установка ТА 18-100, задействовавшаяся на стоянках. Самолет оборудовался системой раннего предупреждения аварийных ситуаций и отвечал стандартам международной ИКАО. В будущем планировалось разработать учебно-тренировочный вариант лайнера для подготовки военных летчиков.
Именно с ними, точнее из-за них, как считают многие эксперты, и случилась первичная чехарда с самолетом. Изначально на него (напомним: лайнер начали разрабатывать в 80-е) планировалось установить винтовентиляторные моторы Д-236, созданные Лотаревым. Согласно правительственному заданию, проект должен быть готов к 1992 году. Но начались экономические трудности и вместо главы КБ Лановского руководить разработками, фактически на их последней стадии, поставили И. Калыгина. Новый главный конструктор убеждается, что дело тормозится из-за двигателей, которые непонятно когда будут готовы. Исходя из сложившейся ситуации было решено почти готовый проект скорректировать под запорожские моторы Д-436Т1.
При этом становится ясно: переделать фюзеляж под более массивные новые двигатели уже не успеть. Попытки облегчить лайнер проводились: например, вырезали часть хвостового отсека. Но все равно «перегруз» составлял 4 тонны. Из них 46 % приходилось на саму конструкцию, 14 % на силовой агрегат и оставшиеся 40 % – «вина» оборудования.
Несмотря на разработку проекта Ту-334-100 с двигателями BR715 (ФРГ), который должен был «дать путевку в жизнь» серийному варианту лайнера (самый последний проект – Ту-334СМ), к десятым годам всем, включая Главного конструктора, стало понятно, что самолет морально устарел.
Бытует версия: Ту-334 не пошел в серию из-за наличия его прямого конкурента «Суперджет-100». Верно это или нет, спорят до сих пор. Однако есть факты: Ту-334 не участвовал в конкурсе на лучший ближнемагистральный самолет. Вместо него на «смотрины» был отправлен проект Ту-424 (самого лайнера в реальности не существовало). Но есть и другой документ – «Развитие гражданской авиации» до 2010 года. Ее создатели признали Ту-334 «конкурентным» в отношении проекта «Суперджет», оказавшегося в приоритете.
Еще один момент, который сегодня был бы чрезвычайно важен: Ту-334 полностью собирался из российский комплектующих, если не считать двигателей, выпущенных на Украине (для сравнения: у Sukhoi Superjet 100 количество импортных узлов и деталей достигает 80 %). Ну и стоит отметить высокий уровень унификации с Ту-204 (по некоторым данным он равен 60 %). Однако Ту-204, как и его последователь Ту-214, хоть и поштучно, по заказу, но собирается в Казани, в отличие от Ту-334.
Тем не менее, еще в 2013 году тогдашний глава Летно-исследовательского института Павел Николаевич Власов выделил основные минусы Ту-334: из-за них его можно считать воздушным судном, время которого ушло:
✅ экипаж из 3-х человек (сегодня – не более 2-х), хотя предполагалось, что на самолете в будущем останется командир и второй пилот
✅ устаревшая авионика (см. снимок выше);
✅ чертежи, выполненные «вручную»
✅ отсутствие двигателей (проблема появилась после 2014-го)
Самое интересное, что все вышеперечисленные недостатки устранимы. Чертежи можно перевести в «цифру», сделать другой авионику, а двигатели поставить от «Суперджет». Но в последнем случае придется переделывать фюзеляж, да и мотор французский (кстати, далеко не самый лучший – авиакомпании жалуются на малый налет до капремонта), «санкционный». Для решения проблем нужно время, финансы )и немалые).
Своеобразную точку в судьбе проекта «Ту-334» поставил руководитель Минпромторга РФ Д. Мантуров, отвечая на вопросы журналистов. Чиновник сказал, что данная разработка является «тупиковой», если сравнивать с «Суперджетом». Сегодня РФ, если бы запустила Ту-334 в серию, смогла бы его продавать в некоторые страны. Но тогда страна не получила бы ценных «наработок» в современном самолетостроении, которые помогают продвигаться в этом деле вперед.
Министр добавил: особая ценность проекта «Суперджет» заключается в создании кадров, способных управлять лайнером нового типа, а также объеме накопленных технологий и практических решений. Именно они позволили подняться на следующую ступень – созданию узкофюзеляжного лайнера МС-21. А в перспективе – разрабатывать совместно с китайскими инженерами проект самолета такого же типа, но уже широкофюзеляжного.
Конструкция
В аэродинамическом смысле это моноплан с парой двигателей в задней части и Т-образным хвостовым оперением. У крыльев очень развитая механизация: элероны, закрылки, предкрылки, интерцепторы, винглеты (загибы вверх). Все это «богатство» обеспечивало лучшую подъемную силу при взлете и торможение на посадке. Фюзеляж сделан из легких сплавов и композитов (частично крылья и хвост).
Так работает оснащение крыла. Фото: YouTube.com
Экипаж состоял из командира, второго пилота и бортинженера. Кабина по тем временам (начало 90-Х) была «продвинутой» – улучшенная эргономика плюс дисплей вместо кругляшек-приборов. Пассажирский салон имел широкий проход и мог вмещать, в зависимости от «комплектации» лайнера, разное число людей:
✅ туристический вариант – 126 кресел с шагом 0,81 м
✅ эконом-класс – 137 мест (расстояние между ними 0,75 м)
✅ смешанный тип – 116 пассажиров (в «бизнес-салоне» шаг кресел 1,02 м для 8-ми человек)
В самолете можно было демонстрировать видеофильмы, «крутить» музыку: неслыханные по тому времени опции! В лайнере использовалась новейшая почти бесшумная система кондиционирования воздуха.
Отделка салона Ту-334 выполнена из негорючих материалов. Фото: YouTube.com
Также были предусмотрены закрывающиеся багажные полки увеличенного объема. Помимо них штатно «полагались» два грузовых отсека.
Испытания
Впервые пока стоящий на земле самолет показали на авиационном шоу МАКС-95. Далее три года концепт дорабатывали, доукомплектовывали. Первый взлет лайнера состоялся в 1999 году 8 февраля (всего было выпущена пара экземпляров Ту-334) под руководством Солдатенкова А. Н. После этого воздушное судно показывали в «действующем» виде на авиашоу «Дубаи-2000», в Тегеране. Основные технические параметры ближнемагистрального лайнера:
✅ размах крыльев – 29,77 м
✅ тяга двигателей – 7500 кгс
✅ масса пустого самолета (взлетная наибольшая) – 28,9 т (47,9 т)
✅ крейсерская скорость – 820 км/ч
✅ максимальная высота – 11,1 км
✅ дальность – до 4100 км
Для взлета самолету требуется полоса длиной 1,9 км, посадки – 1 км. Из особенностей отмечалась низкая шумность двигателей, которые пассажиры почти не слышали. Кроме основных моторов использовалась дополнительная установка ТА 18-100, задействовавшаяся на стоянках. Самолет оборудовался системой раннего предупреждения аварийных ситуаций и отвечал стандартам международной ИКАО. В будущем планировалось разработать учебно-тренировочный вариант лайнера для подготовки военных летчиков.
Двигатели
Именно с ними, точнее из-за них, как считают многие эксперты, и случилась первичная чехарда с самолетом. Изначально на него (напомним: лайнер начали разрабатывать в 80-е) планировалось установить винтовентиляторные моторы Д-236, созданные Лотаревым. Согласно правительственному заданию, проект должен быть готов к 1992 году. Но начались экономические трудности и вместо главы КБ Лановского руководить разработками, фактически на их последней стадии, поставили И. Калыгина. Новый главный конструктор убеждается, что дело тормозится из-за двигателей, которые непонятно когда будут готовы. Исходя из сложившейся ситуации было решено почти готовый проект скорректировать под запорожские моторы Д-436Т1.
Российский самолет с украинскими двигателями на авиашоу МАКС-2007. Фото: YouTube.com
При этом становится ясно: переделать фюзеляж под более массивные новые двигатели уже не успеть. Попытки облегчить лайнер проводились: например, вырезали часть хвостового отсека. Но все равно «перегруз» составлял 4 тонны. Из них 46 % приходилось на саму конструкцию, 14 % на силовой агрегат и оставшиеся 40 % – «вина» оборудования.
При проектировании Ту-334 большинство агрегатов было «снято» с Ту-204, который в свое время унифицировали с Ил-96. Все это и помогло набрать лишний вес.
Несмотря на разработку проекта Ту-334-100 с двигателями BR715 (ФРГ), который должен был «дать путевку в жизнь» серийному варианту лайнера (самый последний проект – Ту-334СМ), к десятым годам всем, включая Главного конструктора, стало понятно, что самолет морально устарел.
Конкурент «Суперджета»
Бытует версия: Ту-334 не пошел в серию из-за наличия его прямого конкурента «Суперджет-100». Верно это или нет, спорят до сих пор. Однако есть факты: Ту-334 не участвовал в конкурсе на лучший ближнемагистральный самолет. Вместо него на «смотрины» был отправлен проект Ту-424 (самого лайнера в реальности не существовало). Но есть и другой документ – «Развитие гражданской авиации» до 2010 года. Ее создатели признали Ту-334 «конкурентным» в отношении проекта «Суперджет», оказавшегося в приоритете.
Конкурент (или нет) Ту-334 – Sukhoi Superjet 100. Фото: YouTube.com
Еще один момент, который сегодня был бы чрезвычайно важен: Ту-334 полностью собирался из российский комплектующих, если не считать двигателей, выпущенных на Украине (для сравнения: у Sukhoi Superjet 100 количество импортных узлов и деталей достигает 80 %). Ну и стоит отметить высокий уровень унификации с Ту-204 (по некоторым данным он равен 60 %). Однако Ту-204, как и его последователь Ту-214, хоть и поштучно, по заказу, но собирается в Казани, в отличие от Ту-334.
Кабина пилотов выглядит вполне на уровне: все оборудование – российское. Фото: YouTube.com
Тем не менее, еще в 2013 году тогдашний глава Летно-исследовательского института Павел Николаевич Власов выделил основные минусы Ту-334: из-за них его можно считать воздушным судном, время которого ушло:
✅ экипаж из 3-х человек (сегодня – не более 2-х), хотя предполагалось, что на самолете в будущем останется командир и второй пилот
✅ устаревшая авионика (см. снимок выше);
✅ чертежи, выполненные «вручную»
✅ отсутствие двигателей (проблема появилась после 2014-го)
Самое интересное, что все вышеперечисленные недостатки устранимы. Чертежи можно перевести в «цифру», сделать другой авионику, а двигатели поставить от «Суперджет». Но в последнем случае придется переделывать фюзеляж, да и мотор французский (кстати, далеко не самый лучший – авиакомпании жалуются на малый налет до капремонта), «санкционный». Для решения проблем нужно время, финансы )и немалые).
Своеобразную точку в судьбе проекта «Ту-334» поставил руководитель Минпромторга РФ Д. Мантуров, отвечая на вопросы журналистов. Чиновник сказал, что данная разработка является «тупиковой», если сравнивать с «Суперджетом». Сегодня РФ, если бы запустила Ту-334 в серию, смогла бы его продавать в некоторые страны. Но тогда страна не получила бы ценных «наработок» в современном самолетостроении, которые помогают продвигаться в этом деле вперед.
Ту-334 – будет ли еще взлет? Фото: YouTube.com
Министр добавил: особая ценность проекта «Суперджет» заключается в создании кадров, способных управлять лайнером нового типа, а также объеме накопленных технологий и практических решений. Именно они позволили подняться на следующую ступень – созданию узкофюзеляжного лайнера МС-21. А в перспективе – разрабатывать совместно с китайскими инженерами проект самолета такого же типа, но уже широкофюзеляжного.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Российский самолет успешно прошел летные испытания и выходит «на работу»
Пока мы ждем ЛМС-901 «Байкал», эта машина легкого класса уже полностью готова к эксплуатации. Осталось только передать авиакомпании-заказчику....
«Бурану» быть — на Урале восстанавливают легендарный космический корабль
В России никогда не проводились реставрационные работы такого уровня. Задача сложная, но сдаваться не собираются....
Проблемы из-за ДУА на SSJ100 прекратятся – инженеры «Яковлев» нашли решение
В новых импортозамещающих лайнерах полностью переработали конструкцию. Также изменился подход к версиям с иностранными комплектующими....
Импортозамещение в авиастроении – идем к цели или меняем ее под возможности?
Запланированное соотношение российских и зарубежных деталей в наших самолетах изменилось. Есть некоторые трудности, но и находятся пути их решения....
Apal Jaeger: пластиковая «Нива» для немцев за 2,1 млн рублей
«Русский Гелендваген» уверенно прописался в Германии. Разбираемся, за что его любят немцы....
Серийный выпуск МС-21 снова перенесли
Производство начнется только после завершения сертификационных испытаний. Они продлятся весь 2025 год....
Советские тракторы, в которых зимой меньше мерзли
Советская сельскохозяйственная и строительная техника не отличалась комфортными кабинами. Более того – изначально последних не было вообще. Максимум тент над...
Старая Mitsubishi Delica 4х4 – таким должен был стать УАЗ «Буханка»
Японские автомобили считаются высокотехнологичными и современными. Но некоторые местные водители устают от этого совершенства. Им необходимо иметь машину...
Ждем в салонах – АВТОВАЗ вернулся к выпуску двух версий популярной модели
Автомобили уже собирают «полным ходом». Кроме того, стала известна причина задержки выпуска этой модели....
Большое зимнее испытание – какой из 13 «китайцев» выдержит русское бездорожье
Хотели сделать тест-драйв Jetour Dashing, а получился настоящий снежный «батл» самых популярных китайских внедорожников. На этой «сходке» собрались 13...
Автобусы RTS: почему они стали легендой американского городского транспорта?
Автобусы RTS стали знаковым элементом инфраструктуры мегаполисов США практически сразу же после своего появления, особенно в Нью-Йорке. Их история началась в...
Российский вертопорт проходит испытания
Аналогов в мире нет – так заявляют разработчики автоматизированной станции и уже принимают предварительные заказы. Подробнее об этом читайте в нашем материале....
Новый морской терминал в Калининграде принял первый паром из Санкт-Петербурга
Это важный шаг на пути к развитию морского сообщения с российским эксклавом. Паром будет ходить регулярно в оба направления....
Российский электромотоцикл Aurus Merlon остался «за бортом» президентского кортежа
Потенциальные заказчики забраковали отечественный мотоцикл. Но шансы вернуться у него остались....
Ил-96 и Boeing-747: мастера посадки – кто лучше?
О мастерстве пилота многое расскажет посадка: она беспристрастно продемонстрирует, на что способен летчик, как владеет вверенной машиной. При этом...
Железная дорога: у России – свой путь
В Европе принята более узкая, чем в РФ ширина ж/д колеи: почему не удалось сделать единым этот параметр и как сегодня решают проблему при переезде границ....