
Ту-334 – успешно закрытый проект
Правительственное Постановление о запуске Ту-334 в серию было подписано в 2005 году после проведения ряда удачных испытаний и получения соответствующего летного сертификата. Новое судно должно было заменить устаревающий Ту-134. Согласно документу СТ231-Ту-334–100, самолет мог осуществлять воздушные перевозки как в РФ, так и во всем мире. Однако данное распоряжение выполнено не было. Лайнер демонстрировался на авиасалонах, получал положительные оценки экспертов (хотя фурора и не произвел), но на конвейер так и не встал. Причины высказывают самые противоречивые, с ними стоит разобраться отдельно, но сначала – о самом самолете.
В аэродинамическом смысле это моноплан с парой двигателей в задней части и Т-образным хвостовым оперением. У крыльев очень развитая механизация: элероны, закрылки, предкрылки, интерцепторы, винглеты (загибы вверх). Все это «богатство» обеспечивало лучшую подъемную силу при взлете и торможение на посадке. Фюзеляж сделан из легких сплавов и композитов (частично крылья и хвост).
Так работает оснащение крыла. Фото: YouTube.com
Экипаж состоял из командира, второго пилота и бортинженера. Кабина по тем временам (начало 90-Х) была «продвинутой» – улучшенная эргономика плюс дисплей вместо кругляшек-приборов. Пассажирский салон имел широкий проход и мог вмещать, в зависимости от «комплектации» лайнера, разное число людей:
✅ туристический вариант – 126 кресел с шагом 0,81 м
✅ эконом-класс – 137 мест (расстояние между ними 0,75 м)
✅ смешанный тип – 116 пассажиров (в «бизнес-салоне» шаг кресел 1,02 м для 8-ми человек)
В самолете можно было демонстрировать видеофильмы, «крутить» музыку: неслыханные по тому времени опции! В лайнере использовалась новейшая почти бесшумная система кондиционирования воздуха.
Отделка салона Ту-334 выполнена из негорючих материалов. Фото: YouTube.com
Также были предусмотрены закрывающиеся багажные полки увеличенного объема. Помимо них штатно «полагались» два грузовых отсека.
Впервые пока стоящий на земле самолет показали на авиационном шоу МАКС-95. Далее три года концепт дорабатывали, доукомплектовывали. Первый взлет лайнера состоялся в 1999 году 8 февраля (всего было выпущена пара экземпляров Ту-334) под руководством Солдатенкова А. Н. После этого воздушное судно показывали в «действующем» виде на авиашоу «Дубаи-2000», в Тегеране. Основные технические параметры ближнемагистрального лайнера:
✅ размах крыльев – 29,77 м
✅ тяга двигателей – 7500 кгс
✅ масса пустого самолета (взлетная наибольшая) – 28,9 т (47,9 т)
✅ крейсерская скорость – 820 км/ч
✅ максимальная высота – 11,1 км
✅ дальность – до 4100 км
Для взлета самолету требуется полоса длиной 1,9 км, посадки – 1 км. Из особенностей отмечалась низкая шумность двигателей, которые пассажиры почти не слышали. Кроме основных моторов использовалась дополнительная установка ТА 18-100, задействовавшаяся на стоянках. Самолет оборудовался системой раннего предупреждения аварийных ситуаций и отвечал стандартам международной ИКАО. В будущем планировалось разработать учебно-тренировочный вариант лайнера для подготовки военных летчиков.
Именно с ними, точнее из-за них, как считают многие эксперты, и случилась первичная чехарда с самолетом. Изначально на него (напомним: лайнер начали разрабатывать в 80-е) планировалось установить винтовентиляторные моторы Д-236, созданные Лотаревым. Согласно правительственному заданию, проект должен быть готов к 1992 году. Но начались экономические трудности и вместо главы КБ Лановского руководить разработками, фактически на их последней стадии, поставили И. Калыгина. Новый главный конструктор убеждается, что дело тормозится из-за двигателей, которые непонятно когда будут готовы. Исходя из сложившейся ситуации было решено почти готовый проект скорректировать под запорожские моторы Д-436Т1.
Российский самолет с украинскими двигателями на авиашоу МАКС-2007. Фото: YouTube.com
При этом становится ясно: переделать фюзеляж под более массивные новые двигатели уже не успеть. Попытки облегчить лайнер проводились: например, вырезали часть хвостового отсека. Но все равно «перегруз» составлял 4 тонны. Из них 46 % приходилось на саму конструкцию, 14 % на силовой агрегат и оставшиеся 40 % – «вина» оборудования.
Несмотря на разработку проекта Ту-334-100 с двигателями BR715 (ФРГ), который должен был «дать путевку в жизнь» серийному варианту лайнера (самый последний проект – Ту-334СМ), к десятым годам всем, включая Главного конструктора, стало понятно, что самолет морально устарел.
Бытует версия: Ту-334 не пошел в серию из-за наличия его прямого конкурента «Суперджет-100». Верно это или нет, спорят до сих пор. Однако есть факты: Ту-334 не участвовал в конкурсе на лучший ближнемагистральный самолет. Вместо него на «смотрины» был отправлен проект Ту-424 (самого лайнера в реальности не существовало). Но есть и другой документ – «Развитие гражданской авиации» до 2010 года. Ее создатели признали Ту-334 «конкурентным» в отношении проекта «Суперджет», оказавшегося в приоритете.
Конкурент (или нет) Ту-334 – Sukhoi Superjet 100. Фото: YouTube.com
Еще один момент, который сегодня был бы чрезвычайно важен: Ту-334 полностью собирался из российский комплектующих, если не считать двигателей, выпущенных на Украине (для сравнения: у Sukhoi Superjet 100 количество импортных узлов и деталей достигает 80 %). Ну и стоит отметить высокий уровень унификации с Ту-204 (по некоторым данным он равен 60 %). Однако Ту-204, как и его последователь Ту-214, хоть и поштучно, по заказу, но собирается в Казани, в отличие от Ту-334.
Кабина пилотов выглядит вполне на уровне: все оборудование – российское. Фото: YouTube.com
Тем не менее, еще в 2013 году тогдашний глава Летно-исследовательского института Павел Николаевич Власов выделил основные минусы Ту-334: из-за них его можно считать воздушным судном, время которого ушло:
✅ экипаж из 3-х человек (сегодня – не более 2-х), хотя предполагалось, что на самолете в будущем останется командир и второй пилот
✅ устаревшая авионика (см. снимок выше);
✅ чертежи, выполненные «вручную»
✅ отсутствие двигателей (проблема появилась после 2014-го)
Самое интересное, что все вышеперечисленные недостатки устранимы. Чертежи можно перевести в «цифру», сделать другой авионику, а двигатели поставить от «Суперджет». Но в последнем случае придется переделывать фюзеляж, да и мотор французский (кстати, далеко не самый лучший – авиакомпании жалуются на малый налет до капремонта), «санкционный». Для решения проблем нужно время, финансы )и немалые).
Своеобразную точку в судьбе проекта «Ту-334» поставил руководитель Минпромторга РФ Д. Мантуров, отвечая на вопросы журналистов. Чиновник сказал, что данная разработка является «тупиковой», если сравнивать с «Суперджетом». Сегодня РФ, если бы запустила Ту-334 в серию, смогла бы его продавать в некоторые страны. Но тогда страна не получила бы ценных «наработок» в современном самолетостроении, которые помогают продвигаться в этом деле вперед.
Ту-334 – будет ли еще взлет? Фото: YouTube.com
Министр добавил: особая ценность проекта «Суперджет» заключается в создании кадров, способных управлять лайнером нового типа, а также объеме накопленных технологий и практических решений. Именно они позволили подняться на следующую ступень – созданию узкофюзеляжного лайнера МС-21. А в перспективе – разрабатывать совместно с китайскими инженерами проект самолета такого же типа, но уже широкофюзеляжного.
Конструкция
В аэродинамическом смысле это моноплан с парой двигателей в задней части и Т-образным хвостовым оперением. У крыльев очень развитая механизация: элероны, закрылки, предкрылки, интерцепторы, винглеты (загибы вверх). Все это «богатство» обеспечивало лучшую подъемную силу при взлете и торможение на посадке. Фюзеляж сделан из легких сплавов и композитов (частично крылья и хвост).

Экипаж состоял из командира, второго пилота и бортинженера. Кабина по тем временам (начало 90-Х) была «продвинутой» – улучшенная эргономика плюс дисплей вместо кругляшек-приборов. Пассажирский салон имел широкий проход и мог вмещать, в зависимости от «комплектации» лайнера, разное число людей:
✅ туристический вариант – 126 кресел с шагом 0,81 м
✅ эконом-класс – 137 мест (расстояние между ними 0,75 м)
✅ смешанный тип – 116 пассажиров (в «бизнес-салоне» шаг кресел 1,02 м для 8-ми человек)
В самолете можно было демонстрировать видеофильмы, «крутить» музыку: неслыханные по тому времени опции! В лайнере использовалась новейшая почти бесшумная система кондиционирования воздуха.

Также были предусмотрены закрывающиеся багажные полки увеличенного объема. Помимо них штатно «полагались» два грузовых отсека.
Испытания
Впервые пока стоящий на земле самолет показали на авиационном шоу МАКС-95. Далее три года концепт дорабатывали, доукомплектовывали. Первый взлет лайнера состоялся в 1999 году 8 февраля (всего было выпущена пара экземпляров Ту-334) под руководством Солдатенкова А. Н. После этого воздушное судно показывали в «действующем» виде на авиашоу «Дубаи-2000», в Тегеране. Основные технические параметры ближнемагистрального лайнера:
✅ размах крыльев – 29,77 м
✅ тяга двигателей – 7500 кгс
✅ масса пустого самолета (взлетная наибольшая) – 28,9 т (47,9 т)
✅ крейсерская скорость – 820 км/ч
✅ максимальная высота – 11,1 км
✅ дальность – до 4100 км
Для взлета самолету требуется полоса длиной 1,9 км, посадки – 1 км. Из особенностей отмечалась низкая шумность двигателей, которые пассажиры почти не слышали. Кроме основных моторов использовалась дополнительная установка ТА 18-100, задействовавшаяся на стоянках. Самолет оборудовался системой раннего предупреждения аварийных ситуаций и отвечал стандартам международной ИКАО. В будущем планировалось разработать учебно-тренировочный вариант лайнера для подготовки военных летчиков.
Двигатели
Именно с ними, точнее из-за них, как считают многие эксперты, и случилась первичная чехарда с самолетом. Изначально на него (напомним: лайнер начали разрабатывать в 80-е) планировалось установить винтовентиляторные моторы Д-236, созданные Лотаревым. Согласно правительственному заданию, проект должен быть готов к 1992 году. Но начались экономические трудности и вместо главы КБ Лановского руководить разработками, фактически на их последней стадии, поставили И. Калыгина. Новый главный конструктор убеждается, что дело тормозится из-за двигателей, которые непонятно когда будут готовы. Исходя из сложившейся ситуации было решено почти готовый проект скорректировать под запорожские моторы Д-436Т1.

При этом становится ясно: переделать фюзеляж под более массивные новые двигатели уже не успеть. Попытки облегчить лайнер проводились: например, вырезали часть хвостового отсека. Но все равно «перегруз» составлял 4 тонны. Из них 46 % приходилось на саму конструкцию, 14 % на силовой агрегат и оставшиеся 40 % – «вина» оборудования.
При проектировании Ту-334 большинство агрегатов было «снято» с Ту-204, который в свое время унифицировали с Ил-96. Все это и помогло набрать лишний вес.
Несмотря на разработку проекта Ту-334-100 с двигателями BR715 (ФРГ), который должен был «дать путевку в жизнь» серийному варианту лайнера (самый последний проект – Ту-334СМ), к десятым годам всем, включая Главного конструктора, стало понятно, что самолет морально устарел.
Конкурент «Суперджета»
Бытует версия: Ту-334 не пошел в серию из-за наличия его прямого конкурента «Суперджет-100». Верно это или нет, спорят до сих пор. Однако есть факты: Ту-334 не участвовал в конкурсе на лучший ближнемагистральный самолет. Вместо него на «смотрины» был отправлен проект Ту-424 (самого лайнера в реальности не существовало). Но есть и другой документ – «Развитие гражданской авиации» до 2010 года. Ее создатели признали Ту-334 «конкурентным» в отношении проекта «Суперджет», оказавшегося в приоритете.

Еще один момент, который сегодня был бы чрезвычайно важен: Ту-334 полностью собирался из российский комплектующих, если не считать двигателей, выпущенных на Украине (для сравнения: у Sukhoi Superjet 100 количество импортных узлов и деталей достигает 80 %). Ну и стоит отметить высокий уровень унификации с Ту-204 (по некоторым данным он равен 60 %). Однако Ту-204, как и его последователь Ту-214, хоть и поштучно, по заказу, но собирается в Казани, в отличие от Ту-334.

Тем не менее, еще в 2013 году тогдашний глава Летно-исследовательского института Павел Николаевич Власов выделил основные минусы Ту-334: из-за них его можно считать воздушным судном, время которого ушло:
✅ экипаж из 3-х человек (сегодня – не более 2-х), хотя предполагалось, что на самолете в будущем останется командир и второй пилот
✅ устаревшая авионика (см. снимок выше);
✅ чертежи, выполненные «вручную»
✅ отсутствие двигателей (проблема появилась после 2014-го)
Самое интересное, что все вышеперечисленные недостатки устранимы. Чертежи можно перевести в «цифру», сделать другой авионику, а двигатели поставить от «Суперджет». Но в последнем случае придется переделывать фюзеляж, да и мотор французский (кстати, далеко не самый лучший – авиакомпании жалуются на малый налет до капремонта), «санкционный». Для решения проблем нужно время, финансы )и немалые).
Своеобразную точку в судьбе проекта «Ту-334» поставил руководитель Минпромторга РФ Д. Мантуров, отвечая на вопросы журналистов. Чиновник сказал, что данная разработка является «тупиковой», если сравнивать с «Суперджетом». Сегодня РФ, если бы запустила Ту-334 в серию, смогла бы его продавать в некоторые страны. Но тогда страна не получила бы ценных «наработок» в современном самолетостроении, которые помогают продвигаться в этом деле вперед.

Министр добавил: особая ценность проекта «Суперджет» заключается в создании кадров, способных управлять лайнером нового типа, а также объеме накопленных технологий и практических решений. Именно они позволили подняться на следующую ступень – созданию узкофюзеляжного лайнера МС-21. А в перспективе – разрабатывать совместно с китайскими инженерами проект самолета такого же типа, но уже широкофюзеляжного.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

MiningWorld Rus 2025 – китайской техники больше, чем российской
Когда речь заходит о развитии горнодобывающей отрасли, ожидания от выставок вроде MiningWorld Rus обычно высоки. Однако в этом году отечественная техника...

Nissan представил необычный и мощный пикап
Подобную концепцию японский бренд использует впервые за свою историю. Представительство говорит об отсылках к 80-м годам, но визуально в это сложно поверить....