Penske-Mercedes, запрещенный после первой же гонки Инди-500
В истории мирового автоспорта не так много случаев, когда из-за тотального превосходства в скорости над соперниками, гоночный автомобиль запрещали после одной единственной гонки. Широкую известность получил Brabham BT46C, болид выходивший на старт официальных соревнований один раз. После уверенной победы на гран-при Швеции, соперники сделали все возможное, чтобы «пылесос» никогда больше не вышел на старт. Ники Лауда, управлявший этим болидом, позже скажет что та победа стала самой легкой в его долгой карьере. Но сегодняшний рассказ о другом автомобиле.
Пилоты Penske побеждали в Индианаполисе и до, и после этого случая, но победа 1994 года стала особенной, и на то были основания – Mercedes-Benz. Немцы вернулись Индианаполис, и сходу победили, что само по себе уникально. Вот только соперники считали, что этот движок дает Penske «нечестное преимущество», поэтому всеми силами старались запретить его еще до гонки. Ну или как минимум загрузить болиды «Седого Роджера» балластом.
Для очередной победы в Индианаполисе, Ilmor Engineering решили разработать для Penske новый двигатель, развивающий под 1000 лошадей, что было бы на 200 сил больше чем у конкурентов.
– Марио Иллиен, создатель двигателя Ilmor 265E (Mercedes 500I V8).
USAC, устанавливающие правила для гонки в Индианаполисе, допускали использование двух вариантов двигателей:
✅ Первый – гоночные V8, рабочим объемом 2.65 литра, с 4 клапанами на цилиндр и оснащенный единственной «турбиной».
✅ Второй – «сток-блок», или «пуш-род», объемом 3.43 литра с нижним расположением распредвала, также с одним турбокомпрессором.
Во втором варианте, помимо увеличенного объема, разрешалось использовать большее давление наддува, что позволяло таким моторам конкурировать со специально созданными для гонок европейскими силовыми агрегатами.
В 1991 году USAC потихоньку отменили требование о обязательном применении серийных блоков цилиндров для моторов с нижним распредвалом. Это делалось чтобы поддержать конкурентоспособность американских моторов Buick, мощность которых составляла 800 лошадок, в то время как Chevrolet 265C – 775 л. с. Составителям правил даже в голову не приходило, что изменениями регламента воспользуются англичане, создав свой «пушрод».
Новый двигатель разрабатывался в обстановке строжайшей секретности - даже на фабрике Ilmor мало кто знал, над чем работает «особый отдел». В ходе работ выяснилось, что денег на завершение проекта не хватит: как раз в это время Ilmor Engineering лишились финансовой помощи Chevrolet. Спонсировать перспективный проект согласились Mercedes-Benz, ведь победа на «Старой кирпичнице» – хорошая реклама в США!
Дорожные испытания «Зверя» проводили на полуторакилометровом овале в Назарете – на трассе принадлежащей «Капитану» Роджеру Пенске. Разумеется, ни о каких журналистах, и даже просто о сторонних наблюдателях речь не шла. При этом первые образцы чудо-мотора не отличались надежностью: пилоты и инженеры сомневались, что им удастся добраться до финиша 500-мильной гонки. Тем временем стендовые испытания подтвердили, что двигатель получился очень мощным - 1024 лошадей, то есть на 200 лошадей больше, чем у остальных!
Технические характеристики:
✅ Конфигурация: V8 72°, с клапанным механизмом OHV
✅ Рабочий объем: 3.43 литра
✅ Диаметр цилиндра и ход поршня: 97 мм, и 58 мм
✅ Мощность: 1024 лошадиные силы при 9,800 об/мин
✅ Крутящий момент: 755 Нм при 8000 об/мин
✅ Турбокомпрессор: Garrett AiResearch TA74, с давлением наддува 1,86 бар
Опасения инженеров по поводу выносливости Penske PC23 оказались не напрасными! После одного из заездов, Эмерсон Фиттипальди пожаловался механику на вибрацию от колес. Тот обратил внимание, что метка на покрышке, изначально совпадающая с вентилем, сдвинута на 20 сантиметров, то есть из-за бешеной тяги двигателя покрышку провернуло на диске. Но это не конец истории. Специалист по шинам заметил, что метка находится в 20 сантиметрах, не перед вентилем, а за ним – покрышка провернулась на ободе почти на целый оборот! Удивленно взирающих на это чудо членов команды добил Рик Мирз (трёхкратный чемпион серии CART, четырёхкратный победитель и обладатель 6 поул-позиций Indy-500) поинтересовавшись: «а вы уверены, что шину провернуло всего один раз?». В итоге колеса отдали на пескоструйку, для увеличения сцепления между ободом и покрышкой.
Но несмотря на огромные скорости на прямых, а в квалификации пилоты Penske PC23 достигли скорости 255 миль/ч, или 420 км/ч, в поворотах пилоты «Седого Роджера» были самыми медленными. Среди болидов топ-команд, разумеется. Лучшим в квалификации стал Эл Анзер мл, показавший среднюю скорость 228.011 миль в час (366,9 км/ч).
– Джон Буслог, менеджер Penske
Максималка была преимуществом «Зверя», но управлялся он неважно: недостаточная поворачиваемость была практически непобедимой – огромный крутящий момент, доступный с самого низа, просто «вывозил» передок машины мимо поворотов! При этом для того чтобы побороть это явление, невозможно было «нажать газ в пол» – колеса буксовали!
После квалификации было очевидно, что победа достанется парням из «Банды Седого Роджера» Пенске. И это сильно злило как соперников, так и Тони Джорджа, владельца автодрома Индианаполис.
Со старта в лидеры вырвался Эл Анзер младший, но лидировал он только до первого пит-стопа, на котором у него заглох двигатель. Сам Эл позже скажет, что глохнуть на холостых - особенность «Зверя». Мотор завели, но лидерство перехватил Эмерсон Фиттипальди, преимущество которого над «маленьким Элом» в скорости было очевидным. Причем настолько, что ближе к концу гонки Эмерсон обогнал всех на круг! Казалось Эмо уверенно победит, но за 15 кругов до финиша бразилец ошибается и врезается в стену! В итоге победил Эл Анзер младший.
– Эл Анзер мл.
Соперники, а также USAC и руководство Indianapolis Motor Speedway в лице Тони Джорджа, посчитали что команда Penske-Mercedes получила «несправедливое преимущество», воспользовавшись лазейкой в правилах. Регламент для «сток-блоков» был пересмотрен. Сперва для них дважды снижали давление наддува, в конечном итоге уравняв его с верхневальными моторами 2.65 литра, а в конце концов и вовсе запретили: Индинаполис 1994 года стал единственной гонкой для тысячесильного «пушрода» Penske-Mercedes и единственной победой. Волна, поднятая “Мерседозавром”, в итоге привела к расколу «Мировой серии PPG Indy Car» на два чемпионата:
✅ CART Championship Series
✅ Indy Racing League
В первом остались «международные» команды и трассы, а также импортные моторы Cosworth и Mercedes-Benz. А во втором гонялись только на «овалах», используя «рожденные в США» движки Buick. Сам по себе ни Penske PC23, ни его двигатель не несли угрозы «Индикару», наверняка через год Cosworth создали бы аналогичный агрегат, и баланс сил был бы восстановлен. Но в дело вмешалась политика.
Тони Джордж увидел в этой ситуации возможность возглавить главный чемпионат «open wheels» Америки, с чем был не согласен Роджер Пенске. В итоге от противоборства IRL vs CART победителем вышел... NASCAR! Сумевшие поднять телерейтинги выше, чем когда бы то ни было.
В гонке «Инди-500» 1994 года победу одержал Эл Анзер младший, выступающий на Penske-Mercedes
Пилоты Penske побеждали в Индианаполисе и до, и после этого случая, но победа 1994 года стала особенной, и на то были основания – Mercedes-Benz. Немцы вернулись Индианаполис, и сходу победили, что само по себе уникально. Вот только соперники считали, что этот движок дает Penske «нечестное преимущество», поэтому всеми силами старались запретить его еще до гонки. Ну или как минимум загрузить болиды «Седого Роджера» балластом.
С момента старта прошло несколько секунд, а два Penske уже далеко впереди. Фото: Youtube.com
Нормальные герои всегда идут в обход
Для очередной победы в Индианаполисе, Ilmor Engineering решили разработать для Penske новый двигатель, развивающий под 1000 лошадей, что было бы на 200 сил больше чем у конкурентов.
Роджер Пенске спросил: на что мы можем рассчитывать в плане мощности? Я ответил, что как минимум на 940 лошадей.
– Марио Иллиен, создатель двигателя Ilmor 265E (Mercedes 500I V8).
USAC, устанавливающие правила для гонки в Индианаполисе, допускали использование двух вариантов двигателей:
✅ Первый – гоночные V8, рабочим объемом 2.65 литра, с 4 клапанами на цилиндр и оснащенный единственной «турбиной».
✅ Второй – «сток-блок», или «пуш-род», объемом 3.43 литра с нижним расположением распредвала, также с одним турбокомпрессором.
Во втором варианте, помимо увеличенного объема, разрешалось использовать большее давление наддува, что позволяло таким моторам конкурировать со специально созданными для гонок европейскими силовыми агрегатами.
Роберто Герреро и Lola T9200 Buick – обладатели рекордного времени в Инди-500 1992 года. Фото: Youtube.com
В 1991 году USAC потихоньку отменили требование о обязательном применении серийных блоков цилиндров для моторов с нижним распредвалом. Это делалось чтобы поддержать конкурентоспособность американских моторов Buick, мощность которых составляла 800 лошадок, в то время как Chevrolet 265C – 775 л. с. Составителям правил даже в голову не приходило, что изменениями регламента воспользуются англичане, создав свой «пушрод».
Рождение «Зверя»
Новый двигатель разрабатывался в обстановке строжайшей секретности - даже на фабрике Ilmor мало кто знал, над чем работает «особый отдел». В ходе работ выяснилось, что денег на завершение проекта не хватит: как раз в это время Ilmor Engineering лишились финансовой помощи Chevrolet. Спонсировать перспективный проект согласились Mercedes-Benz, ведь победа на «Старой кирпичнице» – хорошая реклама в США!
Дорожные испытания «Зверя» проводили на полуторакилометровом овале в Назарете – на трассе принадлежащей «Капитану» Роджеру Пенске. Разумеется, ни о каких журналистах, и даже просто о сторонних наблюдателях речь не шла. При этом первые образцы чудо-мотора не отличались надежностью: пилоты и инженеры сомневались, что им удастся добраться до финиша 500-мильной гонки. Тем временем стендовые испытания подтвердили, что двигатель получился очень мощным - 1024 лошадей, то есть на 200 лошадей больше, чем у остальных!
Двигатель Mercedes 500I V8. Фото: Youtube.com
Технические характеристики:
✅ Конфигурация: V8 72°, с клапанным механизмом OHV
✅ Рабочий объем: 3.43 литра
✅ Диаметр цилиндра и ход поршня: 97 мм, и 58 мм
✅ Мощность: 1024 лошадиные силы при 9,800 об/мин
✅ Крутящий момент: 755 Нм при 8000 об/мин
✅ Турбокомпрессор: Garrett AiResearch TA74, с давлением наддува 1,86 бар
Подготовка к старту
Опасения инженеров по поводу выносливости Penske PC23 оказались не напрасными! После одного из заездов, Эмерсон Фиттипальди пожаловался механику на вибрацию от колес. Тот обратил внимание, что метка на покрышке, изначально совпадающая с вентилем, сдвинута на 20 сантиметров, то есть из-за бешеной тяги двигателя покрышку провернуло на диске. Но это не конец истории. Специалист по шинам заметил, что метка находится в 20 сантиметрах, не перед вентилем, а за ним – покрышка провернулась на ободе почти на целый оборот! Удивленно взирающих на это чудо членов команды добил Рик Мирз (трёхкратный чемпион серии CART, четырёхкратный победитель и обладатель 6 поул-позиций Indy-500) поинтересовавшись: «а вы уверены, что шину провернуло всего один раз?». В итоге колеса отдали на пескоструйку, для увеличения сцепления между ободом и покрышкой.
Эмерсон Фиттипальди собирается одержать третью победу в Инди-500. Фото: Youtube.com
Но несмотря на огромные скорости на прямых, а в квалификации пилоты Penske PC23 достигли скорости 255 миль/ч, или 420 км/ч, в поворотах пилоты «Седого Роджера» были самыми медленными. Среди болидов топ-команд, разумеется. Лучшим в квалификации стал Эл Анзер мл, показавший среднюю скорость 228.011 миль в час (366,9 км/ч).
Я помню, как смотрел тайминг, и видел: 238 миль в час, 235, 237, 234. Потом одна из наших машин пролетела мимо, и мы увидели 255! У всех, кто в этот момент был рядом, округлились глаза!
– Джон Буслог, менеджер Penske
Максималка была преимуществом «Зверя», но управлялся он неважно: недостаточная поворачиваемость была практически непобедимой – огромный крутящий момент, доступный с самого низа, просто «вывозил» передок машины мимо поворотов! При этом для того чтобы побороть это явление, невозможно было «нажать газ в пол» – колеса буксовали!
Крутящий момент истины
После квалификации было очевидно, что победа достанется парням из «Банды Седого Роджера» Пенске. И это сильно злило как соперников, так и Тони Джорджа, владельца автодрома Индианаполис.
Ренгтен схема Penske PC23 Mercedes. Фото: Youtube.com
Со старта в лидеры вырвался Эл Анзер младший, но лидировал он только до первого пит-стопа, на котором у него заглох двигатель. Сам Эл позже скажет, что глохнуть на холостых - особенность «Зверя». Мотор завели, но лидерство перехватил Эмерсон Фиттипальди, преимущество которого над «маленьким Элом» в скорости было очевидным. Причем настолько, что ближе к концу гонки Эмерсон обогнал всех на круг! Казалось Эмо уверенно победит, но за 15 кругов до финиша бразилец ошибается и врезается в стену! В итоге победил Эл Анзер младший.
Я бы не победил Эмерсона в тот день. Я думал, что финиширую на втором месте, а Фиттипальди на первом. Он приближался, чтобы обойти меня на круг, но у него ничего не получалось. Мы легко обходили все остальные машины, но не могли обогнать друг друга! Пытаясь любой ценой выйти вперед, Эмерсон ошибся и разбил машину.
– Эл Анзер мл.
Роджер Пенске и Эл Анзер младший – победители! Фото: Youtube.com
И грянул шторм
Соперники, а также USAC и руководство Indianapolis Motor Speedway в лице Тони Джорджа, посчитали что команда Penske-Mercedes получила «несправедливое преимущество», воспользовавшись лазейкой в правилах. Регламент для «сток-блоков» был пересмотрен. Сперва для них дважды снижали давление наддува, в конечном итоге уравняв его с верхневальными моторами 2.65 литра, а в конце концов и вовсе запретили: Индинаполис 1994 года стал единственной гонкой для тысячесильного «пушрода» Penske-Mercedes и единственной победой. Волна, поднятая “Мерседозавром”, в итоге привела к расколу «Мировой серии PPG Indy Car» на два чемпионата:
✅ CART Championship Series
✅ Indy Racing League
В первом остались «международные» команды и трассы, а также импортные моторы Cosworth и Mercedes-Benz. А во втором гонялись только на «овалах», используя «рожденные в США» движки Buick. Сам по себе ни Penske PC23, ни его двигатель не несли угрозы «Индикару», наверняка через год Cosworth создали бы аналогичный агрегат, и баланс сил был бы восстановлен. Но в дело вмешалась политика.
Penske PC23 Mercedes – один из самых красивых болидов в истории автогонок. Фото: Youtube.com
Тони Джордж увидел в этой ситуации возможность возглавить главный чемпионат «open wheels» Америки, с чем был не согласен Роджер Пенске. В итоге от противоборства IRL vs CART победителем вышел... NASCAR! Сумевшие поднять телерейтинги выше, чем когда бы то ни было.
- Алексей Медведев
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....