
Penske-Mercedes, запрещенный после первой же гонки Инди-500
В истории мирового автоспорта не так много случаев, когда из-за тотального превосходства в скорости над соперниками, гоночный автомобиль запрещали после одной единственной гонки. Широкую известность получил Brabham BT46C, болид выходивший на старт официальных соревнований один раз. После уверенной победы на гран-при Швеции, соперники сделали все возможное, чтобы «пылесос» никогда больше не вышел на старт. Ники Лауда, управлявший этим болидом, позже скажет что та победа стала самой легкой в его долгой карьере. Но сегодняшний рассказ о другом автомобиле.
Пилоты Penske побеждали в Индианаполисе и до, и после этого случая, но победа 1994 года стала особенной, и на то были основания – Mercedes-Benz. Немцы вернулись Индианаполис, и сходу победили, что само по себе уникально. Вот только соперники считали, что этот движок дает Penske «нечестное преимущество», поэтому всеми силами старались запретить его еще до гонки. Ну или как минимум загрузить болиды «Седого Роджера» балластом.
С момента старта прошло несколько секунд, а два Penske уже далеко впереди. Фото: Youtube.com
Для очередной победы в Индианаполисе, Ilmor Engineering решили разработать для Penske новый двигатель, развивающий под 1000 лошадей, что было бы на 200 сил больше чем у конкурентов.
– Марио Иллиен, создатель двигателя Ilmor 265E (Mercedes 500I V8).
USAC, устанавливающие правила для гонки в Индианаполисе, допускали использование двух вариантов двигателей:
✅ Первый – гоночные V8, рабочим объемом 2.65 литра, с 4 клапанами на цилиндр и оснащенный единственной «турбиной».
✅ Второй – «сток-блок», или «пуш-род», объемом 3.43 литра с нижним расположением распредвала, также с одним турбокомпрессором.
Во втором варианте, помимо увеличенного объема, разрешалось использовать большее давление наддува, что позволяло таким моторам конкурировать со специально созданными для гонок европейскими силовыми агрегатами.
Роберто Герреро и Lola T9200 Buick – обладатели рекордного времени в Инди-500 1992 года. Фото: Youtube.com
В 1991 году USAC потихоньку отменили требование о обязательном применении серийных блоков цилиндров для моторов с нижним распредвалом. Это делалось чтобы поддержать конкурентоспособность американских моторов Buick, мощность которых составляла 800 лошадок, в то время как Chevrolet 265C – 775 л. с. Составителям правил даже в голову не приходило, что изменениями регламента воспользуются англичане, создав свой «пушрод».
Новый двигатель разрабатывался в обстановке строжайшей секретности - даже на фабрике Ilmor мало кто знал, над чем работает «особый отдел». В ходе работ выяснилось, что денег на завершение проекта не хватит: как раз в это время Ilmor Engineering лишились финансовой помощи Chevrolet. Спонсировать перспективный проект согласились Mercedes-Benz, ведь победа на «Старой кирпичнице» – хорошая реклама в США!
Дорожные испытания «Зверя» проводили на полуторакилометровом овале в Назарете – на трассе принадлежащей «Капитану» Роджеру Пенске. Разумеется, ни о каких журналистах, и даже просто о сторонних наблюдателях речь не шла. При этом первые образцы чудо-мотора не отличались надежностью: пилоты и инженеры сомневались, что им удастся добраться до финиша 500-мильной гонки. Тем временем стендовые испытания подтвердили, что двигатель получился очень мощным - 1024 лошадей, то есть на 200 лошадей больше, чем у остальных!
Двигатель Mercedes 500I V8. Фото: Youtube.com
Технические характеристики:
✅ Конфигурация: V8 72°, с клапанным механизмом OHV
✅ Рабочий объем: 3.43 литра
✅ Диаметр цилиндра и ход поршня: 97 мм, и 58 мм
✅ Мощность: 1024 лошадиные силы при 9,800 об/мин
✅ Крутящий момент: 755 Нм при 8000 об/мин
✅ Турбокомпрессор: Garrett AiResearch TA74, с давлением наддува 1,86 бар
Опасения инженеров по поводу выносливости Penske PC23 оказались не напрасными! После одного из заездов, Эмерсон Фиттипальди пожаловался механику на вибрацию от колес. Тот обратил внимание, что метка на покрышке, изначально совпадающая с вентилем, сдвинута на 20 сантиметров, то есть из-за бешеной тяги двигателя покрышку провернуло на диске. Но это не конец истории. Специалист по шинам заметил, что метка находится в 20 сантиметрах, не перед вентилем, а за ним – покрышка провернулась на ободе почти на целый оборот! Удивленно взирающих на это чудо членов команды добил Рик Мирз (трёхкратный чемпион серии CART, четырёхкратный победитель и обладатель 6 поул-позиций Indy-500) поинтересовавшись: «а вы уверены, что шину провернуло всего один раз?». В итоге колеса отдали на пескоструйку, для увеличения сцепления между ободом и покрышкой.
Эмерсон Фиттипальди собирается одержать третью победу в Инди-500. Фото: Youtube.com
Но несмотря на огромные скорости на прямых, а в квалификации пилоты Penske PC23 достигли скорости 255 миль/ч, или 420 км/ч, в поворотах пилоты «Седого Роджера» были самыми медленными. Среди болидов топ-команд, разумеется. Лучшим в квалификации стал Эл Анзер мл, показавший среднюю скорость 228.011 миль в час (366,9 км/ч).
– Джон Буслог, менеджер Penske
Максималка была преимуществом «Зверя», но управлялся он неважно: недостаточная поворачиваемость была практически непобедимой – огромный крутящий момент, доступный с самого низа, просто «вывозил» передок машины мимо поворотов! При этом для того чтобы побороть это явление, невозможно было «нажать газ в пол» – колеса буксовали!
После квалификации было очевидно, что победа достанется парням из «Банды Седого Роджера» Пенске. И это сильно злило как соперников, так и Тони Джорджа, владельца автодрома Индианаполис.
Ренгтен схема Penske PC23 Mercedes. Фото: Youtube.com
Со старта в лидеры вырвался Эл Анзер младший, но лидировал он только до первого пит-стопа, на котором у него заглох двигатель. Сам Эл позже скажет, что глохнуть на холостых - особенность «Зверя». Мотор завели, но лидерство перехватил Эмерсон Фиттипальди, преимущество которого над «маленьким Элом» в скорости было очевидным. Причем настолько, что ближе к концу гонки Эмерсон обогнал всех на круг! Казалось Эмо уверенно победит, но за 15 кругов до финиша бразилец ошибается и врезается в стену! В итоге победил Эл Анзер младший.
– Эл Анзер мл.
Роджер Пенске и Эл Анзер младший – победители! Фото: Youtube.com
Соперники, а также USAC и руководство Indianapolis Motor Speedway в лице Тони Джорджа, посчитали что команда Penske-Mercedes получила «несправедливое преимущество», воспользовавшись лазейкой в правилах. Регламент для «сток-блоков» был пересмотрен. Сперва для них дважды снижали давление наддува, в конечном итоге уравняв его с верхневальными моторами 2.65 литра, а в конце концов и вовсе запретили: Индинаполис 1994 года стал единственной гонкой для тысячесильного «пушрода» Penske-Mercedes и единственной победой. Волна, поднятая “Мерседозавром”, в итоге привела к расколу «Мировой серии PPG Indy Car» на два чемпионата:
✅ CART Championship Series
✅ Indy Racing League
В первом остались «международные» команды и трассы, а также импортные моторы Cosworth и Mercedes-Benz. А во втором гонялись только на «овалах», используя «рожденные в США» движки Buick. Сам по себе ни Penske PC23, ни его двигатель не несли угрозы «Индикару», наверняка через год Cosworth создали бы аналогичный агрегат, и баланс сил был бы восстановлен. Но в дело вмешалась политика.
Penske PC23 Mercedes – один из самых красивых болидов в истории автогонок. Фото: Youtube.com
Тони Джордж увидел в этой ситуации возможность возглавить главный чемпионат «open wheels» Америки, с чем был не согласен Роджер Пенске. В итоге от противоборства IRL vs CART победителем вышел... NASCAR! Сумевшие поднять телерейтинги выше, чем когда бы то ни было.
В гонке «Инди-500» 1994 года победу одержал Эл Анзер младший, выступающий на Penske-Mercedes
Пилоты Penske побеждали в Индианаполисе и до, и после этого случая, но победа 1994 года стала особенной, и на то были основания – Mercedes-Benz. Немцы вернулись Индианаполис, и сходу победили, что само по себе уникально. Вот только соперники считали, что этот движок дает Penske «нечестное преимущество», поэтому всеми силами старались запретить его еще до гонки. Ну или как минимум загрузить болиды «Седого Роджера» балластом.

Нормальные герои всегда идут в обход
Для очередной победы в Индианаполисе, Ilmor Engineering решили разработать для Penske новый двигатель, развивающий под 1000 лошадей, что было бы на 200 сил больше чем у конкурентов.
Роджер Пенске спросил: на что мы можем рассчитывать в плане мощности? Я ответил, что как минимум на 940 лошадей.
– Марио Иллиен, создатель двигателя Ilmor 265E (Mercedes 500I V8).
USAC, устанавливающие правила для гонки в Индианаполисе, допускали использование двух вариантов двигателей:
✅ Первый – гоночные V8, рабочим объемом 2.65 литра, с 4 клапанами на цилиндр и оснащенный единственной «турбиной».
✅ Второй – «сток-блок», или «пуш-род», объемом 3.43 литра с нижним расположением распредвала, также с одним турбокомпрессором.
Во втором варианте, помимо увеличенного объема, разрешалось использовать большее давление наддува, что позволяло таким моторам конкурировать со специально созданными для гонок европейскими силовыми агрегатами.

В 1991 году USAC потихоньку отменили требование о обязательном применении серийных блоков цилиндров для моторов с нижним распредвалом. Это делалось чтобы поддержать конкурентоспособность американских моторов Buick, мощность которых составляла 800 лошадок, в то время как Chevrolet 265C – 775 л. с. Составителям правил даже в голову не приходило, что изменениями регламента воспользуются англичане, создав свой «пушрод».
Рождение «Зверя»
Новый двигатель разрабатывался в обстановке строжайшей секретности - даже на фабрике Ilmor мало кто знал, над чем работает «особый отдел». В ходе работ выяснилось, что денег на завершение проекта не хватит: как раз в это время Ilmor Engineering лишились финансовой помощи Chevrolet. Спонсировать перспективный проект согласились Mercedes-Benz, ведь победа на «Старой кирпичнице» – хорошая реклама в США!
Дорожные испытания «Зверя» проводили на полуторакилометровом овале в Назарете – на трассе принадлежащей «Капитану» Роджеру Пенске. Разумеется, ни о каких журналистах, и даже просто о сторонних наблюдателях речь не шла. При этом первые образцы чудо-мотора не отличались надежностью: пилоты и инженеры сомневались, что им удастся добраться до финиша 500-мильной гонки. Тем временем стендовые испытания подтвердили, что двигатель получился очень мощным - 1024 лошадей, то есть на 200 лошадей больше, чем у остальных!

Технические характеристики:
✅ Конфигурация: V8 72°, с клапанным механизмом OHV
✅ Рабочий объем: 3.43 литра
✅ Диаметр цилиндра и ход поршня: 97 мм, и 58 мм
✅ Мощность: 1024 лошадиные силы при 9,800 об/мин
✅ Крутящий момент: 755 Нм при 8000 об/мин
✅ Турбокомпрессор: Garrett AiResearch TA74, с давлением наддува 1,86 бар
Подготовка к старту
Опасения инженеров по поводу выносливости Penske PC23 оказались не напрасными! После одного из заездов, Эмерсон Фиттипальди пожаловался механику на вибрацию от колес. Тот обратил внимание, что метка на покрышке, изначально совпадающая с вентилем, сдвинута на 20 сантиметров, то есть из-за бешеной тяги двигателя покрышку провернуло на диске. Но это не конец истории. Специалист по шинам заметил, что метка находится в 20 сантиметрах, не перед вентилем, а за ним – покрышка провернулась на ободе почти на целый оборот! Удивленно взирающих на это чудо членов команды добил Рик Мирз (трёхкратный чемпион серии CART, четырёхкратный победитель и обладатель 6 поул-позиций Indy-500) поинтересовавшись: «а вы уверены, что шину провернуло всего один раз?». В итоге колеса отдали на пескоструйку, для увеличения сцепления между ободом и покрышкой.

Но несмотря на огромные скорости на прямых, а в квалификации пилоты Penske PC23 достигли скорости 255 миль/ч, или 420 км/ч, в поворотах пилоты «Седого Роджера» были самыми медленными. Среди болидов топ-команд, разумеется. Лучшим в квалификации стал Эл Анзер мл, показавший среднюю скорость 228.011 миль в час (366,9 км/ч).
Я помню, как смотрел тайминг, и видел: 238 миль в час, 235, 237, 234. Потом одна из наших машин пролетела мимо, и мы увидели 255! У всех, кто в этот момент был рядом, округлились глаза!
– Джон Буслог, менеджер Penske
Максималка была преимуществом «Зверя», но управлялся он неважно: недостаточная поворачиваемость была практически непобедимой – огромный крутящий момент, доступный с самого низа, просто «вывозил» передок машины мимо поворотов! При этом для того чтобы побороть это явление, невозможно было «нажать газ в пол» – колеса буксовали!
Крутящий момент истины
После квалификации было очевидно, что победа достанется парням из «Банды Седого Роджера» Пенске. И это сильно злило как соперников, так и Тони Джорджа, владельца автодрома Индианаполис.

Со старта в лидеры вырвался Эл Анзер младший, но лидировал он только до первого пит-стопа, на котором у него заглох двигатель. Сам Эл позже скажет, что глохнуть на холостых - особенность «Зверя». Мотор завели, но лидерство перехватил Эмерсон Фиттипальди, преимущество которого над «маленьким Элом» в скорости было очевидным. Причем настолько, что ближе к концу гонки Эмерсон обогнал всех на круг! Казалось Эмо уверенно победит, но за 15 кругов до финиша бразилец ошибается и врезается в стену! В итоге победил Эл Анзер младший.
Я бы не победил Эмерсона в тот день. Я думал, что финиширую на втором месте, а Фиттипальди на первом. Он приближался, чтобы обойти меня на круг, но у него ничего не получалось. Мы легко обходили все остальные машины, но не могли обогнать друг друга! Пытаясь любой ценой выйти вперед, Эмерсон ошибся и разбил машину.
– Эл Анзер мл.

И грянул шторм
Соперники, а также USAC и руководство Indianapolis Motor Speedway в лице Тони Джорджа, посчитали что команда Penske-Mercedes получила «несправедливое преимущество», воспользовавшись лазейкой в правилах. Регламент для «сток-блоков» был пересмотрен. Сперва для них дважды снижали давление наддува, в конечном итоге уравняв его с верхневальными моторами 2.65 литра, а в конце концов и вовсе запретили: Индинаполис 1994 года стал единственной гонкой для тысячесильного «пушрода» Penske-Mercedes и единственной победой. Волна, поднятая “Мерседозавром”, в итоге привела к расколу «Мировой серии PPG Indy Car» на два чемпионата:
✅ CART Championship Series
✅ Indy Racing League
В первом остались «международные» команды и трассы, а также импортные моторы Cosworth и Mercedes-Benz. А во втором гонялись только на «овалах», используя «рожденные в США» движки Buick. Сам по себе ни Penske PC23, ни его двигатель не несли угрозы «Индикару», наверняка через год Cosworth создали бы аналогичный агрегат, и баланс сил был бы восстановлен. Но в дело вмешалась политика.

Тони Джордж увидел в этой ситуации возможность возглавить главный чемпионат «open wheels» Америки, с чем был не согласен Роджер Пенске. В итоге от противоборства IRL vs CART победителем вышел... NASCAR! Сумевшие поднять телерейтинги выше, чем когда бы то ни было.
- Алексей Медведев
- youtube.com
Рекомендуем для вас

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

MiningWorld Rus 2025 – китайской техники больше, чем российской
Когда речь заходит о развитии горнодобывающей отрасли, ожидания от выставок вроде MiningWorld Rus обычно высоки. Однако в этом году отечественная техника...

Nissan представил необычный и мощный пикап
Подобную концепцию японский бренд использует впервые за свою историю. Представительство говорит об отсылках к 80-м годам, но визуально в это сложно поверить....