Автоопции в СССР – только для избранных
Одним из доказательств того, что «ты умеешь жить», в СССР являлся автомобиль. Причем изначально марка даже была не важна: главное, что в официальной собственности имеется легковая машина. Большинство счастливых обладателей транспортных средств считало: все авто одинаковые, как внутри, так и снаружи. И отчасти это было правдой. Однако позже машины, и в первую очередь те, на которых передвигалась партийная элита, стала оснащаться «элементами роскоши», или, как сейчас сказали бы, опциями. Чем же конкретно выделялись такие автомобили?
Это полезное устройство пытались внедрять в машины чуть ли не сразу после их появления. Впервые агрегат, представлявший собой усовершенствованную МКПП продемонстрировали в 1904 году братья Стартенвент (США). Однако реальная коробка, принципы действия которой используются и сегодня, была запатентована в 1935-м Асатуром Сарафяном (в США он взял имя Оскар Бэнкер).
В СССР АКПП стали разрабатывать после окончания Великой Отечественной войны, ближе к концу 40-х, когда советские инженеры получили доступ к технической документации BMW, Opel. Первый экспериментальные «автоматы» устанавливали на мотоциклы М-72, автобусы ЗИС-155 и позже – на «Москвичи».
Но все это были опытные, единичные машины, на которых ездили для испытаний. Наконец, «обкатки» завершены и первую советскую АКПП поставили на серийную машину – правительственный ГАЗ-12 (ЗИМ). Хотя полноценным «автоматом» имеющийся на нем агрегат называть было нельзя. Использовалась «механика», работавшая в «связке» с гидромуфтой. Но даже и этого было достаточно, чтобы ход у машины стал плавным. В коробке – только 3 передачи: съезжать с места можно на любой из них и мотор при этом не глох. Такая АКПП отличалась высокой надежностью и длительным сроком службы, чего нельзя сказать о последующих разработках в этом направлении.
В 70-е «автоматы» ставили (и довольно успешно) на хорошо знакомые советским гражданам автобусы ЛиАЗ, прозванными в народе «луноходами» или «скотовозами».
Первой полноценной АКПП стали комплектовать серийную «Волгу» – ГАЗ-21. И здесь тоже не обошлось без заимствований: устройство гидротрансформатора и «планетарки» фактически скопировали у американского Ford Mainline.
Кстати, во времена Хрущева это не единственная американская машина, приобретенная «для изучения». Были закуплены самые последние модели Dodge, Chrysler, Ford, Cadillac. В итоге создали коробку, имеющую 3 передачи вперед и одну назад. «Волги» с АКПП малыми партиями начали выпускаться с 1957 года. Однако перейти на расширенное производство так и не решились. Преимущества «автомата» в виде плавности хода, более эффективного торможения двигателем, не смогли перекрыть недостатки. К ним относится необходимость обслуживания агрегата в особых условиях и применение специального масла.
Минусы в то время на уровне обычных автовладельцев исправить было невозможно. Но это не имело отношения к правительственным машинам, которые обслуживались по высшему разряду и для которых нужное масло доставлялось в требуемых объемах.
Следующие «обладатели» автоматической трансмиссии – ГАЗ-13 и 14 («Чайки»), а позже – ЗиЛ-111, 114, 117.
Впервые это устройство поставили на машину американцы в 30-е годы. Condition – тогда это было очень «круто»! Однако стоит заметить: первые агрегат занимали практически весь багажник. Но уже к 50-м кондиционер стал просто популярной опцией. Из советских граждан ее особо оценил Никита Хрущев в ходе визита в США. Первый автомобильные «охладители» в СССР устанавливали с 1959 года на машины, «паркующиеся» в правительственном гараже. И то не на все. В число «счастливчиков» сначала попал только ЗИЛ-111А.
Одну «Чайку» ГАЗ-13 «не штатно» кондиционером все-таки оснастили, по заказу …вьетнамцев. В случае войны с Китаем они хотели эвакуировать тело Хо Ши Мина из усыпальницы. А для этого была нужна температура не выше +16°, что в тропиках – редкость. На ГАЗе сделали пару черных «Чаек» с кузовом «универсал», оснастили японскими кондиционерами.
Кондиционерами стали комплектовать и все последующие модели ЗиЛ. В дополнение к нему «придавали» аж 3 печки. Что с учетом сурового российского климата и объема автомобиля, было совсем нелишним. Даже в сильный мороз машина прогревалась моментально, а летом в ней было не жарко. В 1977 году кондиционер получила и более «простая» правительственная техника – ГАЗ-14. Правда, отопителя было только два. Зато все оборудование – от компании Nippon Denso (Япония).
Для правительственных машин это уже не роскошь, а необходимость. Автомобили подобного класса бронированные, что серьезно увеличивает массу. Приплюсуйте сюда вес множественных «опциональных» устройств. Например, на ГАЗ-14 было 17 (!) электродвигателей, отвечающих за стеклоподъемники, центральные замки, антенны, стеклянную перегородку между пассажирами и водителем и т. д. Поэтому управлять такими авто без усилителя руля сложно даже профессионалам, что понижало безопасность поездок.
У ГУРов того времени был только один недостаток – агрегат не мог «информировать» водителя о характере дорожной поверхности. Однако правительственные лимузины по грунтовкам не ездили и этот минус оказался неактуальным.
Здесь стоит отметить уже упомянутый стеклоподъемник. Его тоже сложно назвать «предметом роскоши», если он установлен в бронированном автомобиле. Пуленепробиваемые стекла имеют массу в десятки килограмм и поднять их вручную затруднительно. На ГАЗ-13 впервые установили пятидиапазонный радиоприемник АВ-68-ЧД-Т, где поиск станций происходил автоматически.
А на ЗиЛ-111 этот «гаджет» получил дистанционное управление с задних пассажирских кресел. Позже установили и кассетный проигрыватель (сначала он выполнялся, как отдельный блок). На ГАЗ-14 стоял уже стереофонический приемник VEF Radiotehnika RRR, кассетный магнитофон Vilma (все – советского производства).
А дальше – «пошло-поехало»! На «Волга» ГАЗ-3105 уже был «полный электропакет», включавший настройку положений передних кресел. А так и не пошедший в серию ЗиЛ-4102 планировали оснастить бортовым компьютером с голосовым оповещением, который заказали в ФРГ. Последнему советскому лимузину – ЗиЛ-115 (4104) повезло больше – он стал серийным и выпускался до 2002 года. Машина отличалась (как и вышеописанные) не только оснащением технического плана. Все сиденья отделывались кожей, замшей дверные карты – декоративными вставками из карельской березы.
«Опционально» выпустили две специальные модели. Одна – «Фаэтон» для проведения, принятия парадов. Вторая – «Черный доктор», представлявшая собой реанимобиль, присутствовавший в кортежах лидеров КПСС. Любопытно: в 2010 году для проведения юбилейного парада Победы специально сделали пару ЗиЛ-4104, уже не выпускавшихся.
Разумеется, современный Aurus, изготовленный специально для президента и правительства, тоже отличается от машин этой марки, предназначенных «простым смертным». Но главные отличия заключаются не в предметах комфорта, а технической начинке и безопасности.
Коробка-«автомат»
Это полезное устройство пытались внедрять в машины чуть ли не сразу после их появления. Впервые агрегат, представлявший собой усовершенствованную МКПП продемонстрировали в 1904 году братья Стартенвент (США). Однако реальная коробка, принципы действия которой используются и сегодня, была запатентована в 1935-м Асатуром Сарафяном (в США он взял имя Оскар Бэнкер).
В СССР АКПП стали разрабатывать после окончания Великой Отечественной войны, ближе к концу 40-х, когда советские инженеры получили доступ к технической документации BMW, Opel. Первый экспериментальные «автоматы» устанавливали на мотоциклы М-72, автобусы ЗИС-155 и позже – на «Москвичи».
Первый советский автобус с АКПП ЗиС-155. Фото: YouTube.com
Но все это были опытные, единичные машины, на которых ездили для испытаний. Наконец, «обкатки» завершены и первую советскую АКПП поставили на серийную машину – правительственный ГАЗ-12 (ЗИМ). Хотя полноценным «автоматом» имеющийся на нем агрегат называть было нельзя. Использовалась «механика», работавшая в «связке» с гидромуфтой. Но даже и этого было достаточно, чтобы ход у машины стал плавным. В коробке – только 3 передачи: съезжать с места можно на любой из них и мотор при этом не глох. Такая АКПП отличалась высокой надежностью и длительным сроком службы, чего нельзя сказать о последующих разработках в этом направлении.
В 70-е «автоматы» ставили (и довольно успешно) на хорошо знакомые советским гражданам автобусы ЛиАЗ, прозванными в народе «луноходами» или «скотовозами».
АКПП – единственное, что было общего у народного автобуса и правительственного лимузина. Фото: YouTube.com
Первой полноценной АКПП стали комплектовать серийную «Волгу» – ГАЗ-21. И здесь тоже не обошлось без заимствований: устройство гидротрансформатора и «планетарки» фактически скопировали у американского Ford Mainline.
Тот самый Ford Mainline – ну чем не ГАЗ-21, если поменять решетку радиатора? Фото: YouTube.com
Кстати, во времена Хрущева это не единственная американская машина, приобретенная «для изучения». Были закуплены самые последние модели Dodge, Chrysler, Ford, Cadillac. В итоге создали коробку, имеющую 3 передачи вперед и одну назад. «Волги» с АКПП малыми партиями начали выпускаться с 1957 года. Однако перейти на расширенное производство так и не решились. Преимущества «автомата» в виде плавности хода, более эффективного торможения двигателем, не смогли перекрыть недостатки. К ним относится необходимость обслуживания агрегата в особых условиях и применение специального масла.
Подрульный переключатель скоростей в ГАЗ-21. Фото: YouTube.com
Минусы в то время на уровне обычных автовладельцев исправить было невозможно. Но это не имело отношения к правительственным машинам, которые обслуживались по высшему разряду и для которых нужное масло доставлялось в требуемых объемах.
Пульт управления АКПП в ЗиЛ-111. Фото: YouTube.com
Следующие «обладатели» автоматической трансмиссии – ГАЗ-13 и 14 («Чайки»), а позже – ЗиЛ-111, 114, 117.
Кондиционер
Впервые это устройство поставили на машину американцы в 30-е годы. Condition – тогда это было очень «круто»! Однако стоит заметить: первые агрегат занимали практически весь багажник. Но уже к 50-м кондиционер стал просто популярной опцией. Из советских граждан ее особо оценил Никита Хрущев в ходе визита в США. Первый автомобильные «охладители» в СССР устанавливали с 1959 года на машины, «паркующиеся» в правительственном гараже. И то не на все. В число «счастливчиков» сначала попал только ЗИЛ-111А.
Водительское место ЗиЛ-111Д, оснащенного кондиционером. Фото: YouTube.com
Одну «Чайку» ГАЗ-13 «не штатно» кондиционером все-таки оснастили, по заказу …вьетнамцев. В случае войны с Китаем они хотели эвакуировать тело Хо Ши Мина из усыпальницы. А для этого была нужна температура не выше +16°, что в тропиках – редкость. На ГАЗе сделали пару черных «Чаек» с кузовом «универсал», оснастили японскими кондиционерами.
В таком ГАЗ-13 должны были перевозить тело Хо Ши Мина. Фото: YouTube.com
Охлажденный воздух подавался только к задним пассажирам, каждый из которых мог лично устанавливать нужную ему температуру. Чтобы добиться такого комфорта, конструкторы усилили задние стойки. Холодильный агрегат весил 150 кг и занимал основную площадь в багажном отсеке. Впрочем, кроме него и «запаски», там ничего и не возили.
Кондиционерами стали комплектовать и все последующие модели ЗиЛ. В дополнение к нему «придавали» аж 3 печки. Что с учетом сурового российского климата и объема автомобиля, было совсем нелишним. Даже в сильный мороз машина прогревалась моментально, а летом в ней было не жарко. В 1977 году кондиционер получила и более «простая» правительственная техника – ГАЗ-14. Правда, отопителя было только два. Зато все оборудование – от компании Nippon Denso (Япония).
Гидроусилитель руля
Для правительственных машин это уже не роскошь, а необходимость. Автомобили подобного класса бронированные, что серьезно увеличивает массу. Приплюсуйте сюда вес множественных «опциональных» устройств. Например, на ГАЗ-14 было 17 (!) электродвигателей, отвечающих за стеклоподъемники, центральные замки, антенны, стеклянную перегородку между пассажирами и водителем и т. д. Поэтому управлять такими авто без усилителя руля сложно даже профессионалам, что понижало безопасность поездок.
Все советские лимузины, начиная от «Чаек» и заканчивая ЗиЛ-41047 (на фото), оснащались ГУРами. Фото: YouTube.com
У ГУРов того времени был только один недостаток – агрегат не мог «информировать» водителя о характере дорожной поверхности. Однако правительственные лимузины по грунтовкам не ездили и этот минус оказался неактуальным.
Другие опции для важных персон
Здесь стоит отметить уже упомянутый стеклоподъемник. Его тоже сложно назвать «предметом роскоши», если он установлен в бронированном автомобиле. Пуленепробиваемые стекла имеют массу в десятки килограмм и поднять их вручную затруднительно. На ГАЗ-13 впервые установили пятидиапазонный радиоприемник АВ-68-ЧД-Т, где поиск станций происходил автоматически.
АВ-68 (1968 год) – автомобильный приемник. Фото: YouTube.com
А на ЗиЛ-111 этот «гаджет» получил дистанционное управление с задних пассажирских кресел. Позже установили и кассетный проигрыватель (сначала он выполнялся, как отдельный блок). На ГАЗ-14 стоял уже стереофонический приемник VEF Radiotehnika RRR, кассетный магнитофон Vilma (все – советского производства).
А такие магнитолы ставили уже в ЗиЛ-115. Фото: YouTube.com
А дальше – «пошло-поехало»! На «Волга» ГАЗ-3105 уже был «полный электропакет», включавший настройку положений передних кресел. А так и не пошедший в серию ЗиЛ-4102 планировали оснастить бортовым компьютером с голосовым оповещением, который заказали в ФРГ. Последнему советскому лимузину – ЗиЛ-115 (4104) повезло больше – он стал серийным и выпускался до 2002 года. Машина отличалась (как и вышеописанные) не только оснащением технического плана. Все сиденья отделывались кожей, замшей дверные карты – декоративными вставками из карельской березы.
Задние места в ЗиЛ-4104. Фото: YouTube.com
«Опционально» выпустили две специальные модели. Одна – «Фаэтон» для проведения, принятия парадов. Вторая – «Черный доктор», представлявшая собой реанимобиль, присутствовавший в кортежах лидеров КПСС. Любопытно: в 2010 году для проведения юбилейного парада Победы специально сделали пару ЗиЛ-4104, уже не выпускавшихся.
«Черный доктор» ждет клиента из Кремля. Фото: YouTube.com
Разумеется, современный Aurus, изготовленный специально для президента и правительства, тоже отличается от машин этой марки, предназначенных «простым смертным». Но главные отличия заключаются не в предметах комфорта, а технической начинке и безопасности.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...