
Автоопции в СССР – только для избранных
Одним из доказательств того, что «ты умеешь жить», в СССР являлся автомобиль. Причем изначально марка даже была не важна: главное, что в официальной собственности имеется легковая машина. Большинство счастливых обладателей транспортных средств считало: все авто одинаковые, как внутри, так и снаружи. И отчасти это было правдой. Однако позже машины, и в первую очередь те, на которых передвигалась партийная элита, стала оснащаться «элементами роскоши», или, как сейчас сказали бы, опциями. Чем же конкретно выделялись такие автомобили?
Это полезное устройство пытались внедрять в машины чуть ли не сразу после их появления. Впервые агрегат, представлявший собой усовершенствованную МКПП продемонстрировали в 1904 году братья Стартенвент (США). Однако реальная коробка, принципы действия которой используются и сегодня, была запатентована в 1935-м Асатуром Сарафяном (в США он взял имя Оскар Бэнкер).
В СССР АКПП стали разрабатывать после окончания Великой Отечественной войны, ближе к концу 40-х, когда советские инженеры получили доступ к технической документации BMW, Opel. Первый экспериментальные «автоматы» устанавливали на мотоциклы М-72, автобусы ЗИС-155 и позже – на «Москвичи».
Первый советский автобус с АКПП ЗиС-155. Фото: YouTube.com
Но все это были опытные, единичные машины, на которых ездили для испытаний. Наконец, «обкатки» завершены и первую советскую АКПП поставили на серийную машину – правительственный ГАЗ-12 (ЗИМ). Хотя полноценным «автоматом» имеющийся на нем агрегат называть было нельзя. Использовалась «механика», работавшая в «связке» с гидромуфтой. Но даже и этого было достаточно, чтобы ход у машины стал плавным. В коробке – только 3 передачи: съезжать с места можно на любой из них и мотор при этом не глох. Такая АКПП отличалась высокой надежностью и длительным сроком службы, чего нельзя сказать о последующих разработках в этом направлении.
В 70-е «автоматы» ставили (и довольно успешно) на хорошо знакомые советским гражданам автобусы ЛиАЗ, прозванными в народе «луноходами» или «скотовозами».
АКПП – единственное, что было общего у народного автобуса и правительственного лимузина. Фото: YouTube.com
Первой полноценной АКПП стали комплектовать серийную «Волгу» – ГАЗ-21. И здесь тоже не обошлось без заимствований: устройство гидротрансформатора и «планетарки» фактически скопировали у американского Ford Mainline.
Тот самый Ford Mainline – ну чем не ГАЗ-21, если поменять решетку радиатора? Фото: YouTube.com
Кстати, во времена Хрущева это не единственная американская машина, приобретенная «для изучения». Были закуплены самые последние модели Dodge, Chrysler, Ford, Cadillac. В итоге создали коробку, имеющую 3 передачи вперед и одну назад. «Волги» с АКПП малыми партиями начали выпускаться с 1957 года. Однако перейти на расширенное производство так и не решились. Преимущества «автомата» в виде плавности хода, более эффективного торможения двигателем, не смогли перекрыть недостатки. К ним относится необходимость обслуживания агрегата в особых условиях и применение специального масла.
Подрульный переключатель скоростей в ГАЗ-21. Фото: YouTube.com
Минусы в то время на уровне обычных автовладельцев исправить было невозможно. Но это не имело отношения к правительственным машинам, которые обслуживались по высшему разряду и для которых нужное масло доставлялось в требуемых объемах.
Пульт управления АКПП в ЗиЛ-111. Фото: YouTube.com
Следующие «обладатели» автоматической трансмиссии – ГАЗ-13 и 14 («Чайки»), а позже – ЗиЛ-111, 114, 117.
Впервые это устройство поставили на машину американцы в 30-е годы. Condition – тогда это было очень «круто»! Однако стоит заметить: первые агрегат занимали практически весь багажник. Но уже к 50-м кондиционер стал просто популярной опцией. Из советских граждан ее особо оценил Никита Хрущев в ходе визита в США. Первый автомобильные «охладители» в СССР устанавливали с 1959 года на машины, «паркующиеся» в правительственном гараже. И то не на все. В число «счастливчиков» сначала попал только ЗИЛ-111А.
Водительское место ЗиЛ-111Д, оснащенного кондиционером. Фото: YouTube.com
Одну «Чайку» ГАЗ-13 «не штатно» кондиционером все-таки оснастили, по заказу …вьетнамцев. В случае войны с Китаем они хотели эвакуировать тело Хо Ши Мина из усыпальницы. А для этого была нужна температура не выше +16°, что в тропиках – редкость. На ГАЗе сделали пару черных «Чаек» с кузовом «универсал», оснастили японскими кондиционерами.
В таком ГАЗ-13 должны были перевозить тело Хо Ши Мина. Фото: YouTube.com
Кондиционерами стали комплектовать и все последующие модели ЗиЛ. В дополнение к нему «придавали» аж 3 печки. Что с учетом сурового российского климата и объема автомобиля, было совсем нелишним. Даже в сильный мороз машина прогревалась моментально, а летом в ней было не жарко. В 1977 году кондиционер получила и более «простая» правительственная техника – ГАЗ-14. Правда, отопителя было только два. Зато все оборудование – от компании Nippon Denso (Япония).
Для правительственных машин это уже не роскошь, а необходимость. Автомобили подобного класса бронированные, что серьезно увеличивает массу. Приплюсуйте сюда вес множественных «опциональных» устройств. Например, на ГАЗ-14 было 17 (!) электродвигателей, отвечающих за стеклоподъемники, центральные замки, антенны, стеклянную перегородку между пассажирами и водителем и т. д. Поэтому управлять такими авто без усилителя руля сложно даже профессионалам, что понижало безопасность поездок.
Все советские лимузины, начиная от «Чаек» и заканчивая ЗиЛ-41047 (на фото), оснащались ГУРами. Фото: YouTube.com
У ГУРов того времени был только один недостаток – агрегат не мог «информировать» водителя о характере дорожной поверхности. Однако правительственные лимузины по грунтовкам не ездили и этот минус оказался неактуальным.
Здесь стоит отметить уже упомянутый стеклоподъемник. Его тоже сложно назвать «предметом роскоши», если он установлен в бронированном автомобиле. Пуленепробиваемые стекла имеют массу в десятки килограмм и поднять их вручную затруднительно. На ГАЗ-13 впервые установили пятидиапазонный радиоприемник АВ-68-ЧД-Т, где поиск станций происходил автоматически.
АВ-68 (1968 год) – автомобильный приемник. Фото: YouTube.com
А на ЗиЛ-111 этот «гаджет» получил дистанционное управление с задних пассажирских кресел. Позже установили и кассетный проигрыватель (сначала он выполнялся, как отдельный блок). На ГАЗ-14 стоял уже стереофонический приемник VEF Radiotehnika RRR, кассетный магнитофон Vilma (все – советского производства).
А такие магнитолы ставили уже в ЗиЛ-115. Фото: YouTube.com
А дальше – «пошло-поехало»! На «Волга» ГАЗ-3105 уже был «полный электропакет», включавший настройку положений передних кресел. А так и не пошедший в серию ЗиЛ-4102 планировали оснастить бортовым компьютером с голосовым оповещением, который заказали в ФРГ. Последнему советскому лимузину – ЗиЛ-115 (4104) повезло больше – он стал серийным и выпускался до 2002 года. Машина отличалась (как и вышеописанные) не только оснащением технического плана. Все сиденья отделывались кожей, замшей дверные карты – декоративными вставками из карельской березы.
Задние места в ЗиЛ-4104. Фото: YouTube.com
«Опционально» выпустили две специальные модели. Одна – «Фаэтон» для проведения, принятия парадов. Вторая – «Черный доктор», представлявшая собой реанимобиль, присутствовавший в кортежах лидеров КПСС. Любопытно: в 2010 году для проведения юбилейного парада Победы специально сделали пару ЗиЛ-4104, уже не выпускавшихся.
«Черный доктор» ждет клиента из Кремля. Фото: YouTube.com
Разумеется, современный Aurus, изготовленный специально для президента и правительства, тоже отличается от машин этой марки, предназначенных «простым смертным». Но главные отличия заключаются не в предметах комфорта, а технической начинке и безопасности.
Коробка-«автомат»
Это полезное устройство пытались внедрять в машины чуть ли не сразу после их появления. Впервые агрегат, представлявший собой усовершенствованную МКПП продемонстрировали в 1904 году братья Стартенвент (США). Однако реальная коробка, принципы действия которой используются и сегодня, была запатентована в 1935-м Асатуром Сарафяном (в США он взял имя Оскар Бэнкер).
В СССР АКПП стали разрабатывать после окончания Великой Отечественной войны, ближе к концу 40-х, когда советские инженеры получили доступ к технической документации BMW, Opel. Первый экспериментальные «автоматы» устанавливали на мотоциклы М-72, автобусы ЗИС-155 и позже – на «Москвичи».

Но все это были опытные, единичные машины, на которых ездили для испытаний. Наконец, «обкатки» завершены и первую советскую АКПП поставили на серийную машину – правительственный ГАЗ-12 (ЗИМ). Хотя полноценным «автоматом» имеющийся на нем агрегат называть было нельзя. Использовалась «механика», работавшая в «связке» с гидромуфтой. Но даже и этого было достаточно, чтобы ход у машины стал плавным. В коробке – только 3 передачи: съезжать с места можно на любой из них и мотор при этом не глох. Такая АКПП отличалась высокой надежностью и длительным сроком службы, чего нельзя сказать о последующих разработках в этом направлении.
В 70-е «автоматы» ставили (и довольно успешно) на хорошо знакомые советским гражданам автобусы ЛиАЗ, прозванными в народе «луноходами» или «скотовозами».

Первой полноценной АКПП стали комплектовать серийную «Волгу» – ГАЗ-21. И здесь тоже не обошлось без заимствований: устройство гидротрансформатора и «планетарки» фактически скопировали у американского Ford Mainline.

Кстати, во времена Хрущева это не единственная американская машина, приобретенная «для изучения». Были закуплены самые последние модели Dodge, Chrysler, Ford, Cadillac. В итоге создали коробку, имеющую 3 передачи вперед и одну назад. «Волги» с АКПП малыми партиями начали выпускаться с 1957 года. Однако перейти на расширенное производство так и не решились. Преимущества «автомата» в виде плавности хода, более эффективного торможения двигателем, не смогли перекрыть недостатки. К ним относится необходимость обслуживания агрегата в особых условиях и применение специального масла.

Минусы в то время на уровне обычных автовладельцев исправить было невозможно. Но это не имело отношения к правительственным машинам, которые обслуживались по высшему разряду и для которых нужное масло доставлялось в требуемых объемах.

Следующие «обладатели» автоматической трансмиссии – ГАЗ-13 и 14 («Чайки»), а позже – ЗиЛ-111, 114, 117.
Кондиционер
Впервые это устройство поставили на машину американцы в 30-е годы. Condition – тогда это было очень «круто»! Однако стоит заметить: первые агрегат занимали практически весь багажник. Но уже к 50-м кондиционер стал просто популярной опцией. Из советских граждан ее особо оценил Никита Хрущев в ходе визита в США. Первый автомобильные «охладители» в СССР устанавливали с 1959 года на машины, «паркующиеся» в правительственном гараже. И то не на все. В число «счастливчиков» сначала попал только ЗИЛ-111А.

Одну «Чайку» ГАЗ-13 «не штатно» кондиционером все-таки оснастили, по заказу …вьетнамцев. В случае войны с Китаем они хотели эвакуировать тело Хо Ши Мина из усыпальницы. А для этого была нужна температура не выше +16°, что в тропиках – редкость. На ГАЗе сделали пару черных «Чаек» с кузовом «универсал», оснастили японскими кондиционерами.

Охлажденный воздух подавался только к задним пассажирам, каждый из которых мог лично устанавливать нужную ему температуру. Чтобы добиться такого комфорта, конструкторы усилили задние стойки. Холодильный агрегат весил 150 кг и занимал основную площадь в багажном отсеке. Впрочем, кроме него и «запаски», там ничего и не возили.
Кондиционерами стали комплектовать и все последующие модели ЗиЛ. В дополнение к нему «придавали» аж 3 печки. Что с учетом сурового российского климата и объема автомобиля, было совсем нелишним. Даже в сильный мороз машина прогревалась моментально, а летом в ней было не жарко. В 1977 году кондиционер получила и более «простая» правительственная техника – ГАЗ-14. Правда, отопителя было только два. Зато все оборудование – от компании Nippon Denso (Япония).
Гидроусилитель руля
Для правительственных машин это уже не роскошь, а необходимость. Автомобили подобного класса бронированные, что серьезно увеличивает массу. Приплюсуйте сюда вес множественных «опциональных» устройств. Например, на ГАЗ-14 было 17 (!) электродвигателей, отвечающих за стеклоподъемники, центральные замки, антенны, стеклянную перегородку между пассажирами и водителем и т. д. Поэтому управлять такими авто без усилителя руля сложно даже профессионалам, что понижало безопасность поездок.

У ГУРов того времени был только один недостаток – агрегат не мог «информировать» водителя о характере дорожной поверхности. Однако правительственные лимузины по грунтовкам не ездили и этот минус оказался неактуальным.
Другие опции для важных персон
Здесь стоит отметить уже упомянутый стеклоподъемник. Его тоже сложно назвать «предметом роскоши», если он установлен в бронированном автомобиле. Пуленепробиваемые стекла имеют массу в десятки килограмм и поднять их вручную затруднительно. На ГАЗ-13 впервые установили пятидиапазонный радиоприемник АВ-68-ЧД-Т, где поиск станций происходил автоматически.

А на ЗиЛ-111 этот «гаджет» получил дистанционное управление с задних пассажирских кресел. Позже установили и кассетный проигрыватель (сначала он выполнялся, как отдельный блок). На ГАЗ-14 стоял уже стереофонический приемник VEF Radiotehnika RRR, кассетный магнитофон Vilma (все – советского производства).

А дальше – «пошло-поехало»! На «Волга» ГАЗ-3105 уже был «полный электропакет», включавший настройку положений передних кресел. А так и не пошедший в серию ЗиЛ-4102 планировали оснастить бортовым компьютером с голосовым оповещением, который заказали в ФРГ. Последнему советскому лимузину – ЗиЛ-115 (4104) повезло больше – он стал серийным и выпускался до 2002 года. Машина отличалась (как и вышеописанные) не только оснащением технического плана. Все сиденья отделывались кожей, замшей дверные карты – декоративными вставками из карельской березы.

«Опционально» выпустили две специальные модели. Одна – «Фаэтон» для проведения, принятия парадов. Вторая – «Черный доктор», представлявшая собой реанимобиль, присутствовавший в кортежах лидеров КПСС. Любопытно: в 2010 году для проведения юбилейного парада Победы специально сделали пару ЗиЛ-4104, уже не выпускавшихся.

Разумеется, современный Aurus, изготовленный специально для президента и правительства, тоже отличается от машин этой марки, предназначенных «простым смертным». Но главные отличия заключаются не в предметах комфорта, а технической начинке и безопасности.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Трансполярная магистраль: грандиозный проект СССР, который так и не удалось завершить
Железная дорога должна была протянуться от Баренцева моря до Чукотки. Но удалось построить лишь некоторые участки....

Самый большой и тихий «Тасманский» паром спущен на воду
Речь о Hull 096, созданном по заказу компании-оператора Buquebus. Теперь он не только самый крупный — смотрите подробности в нашем материале....

В России сместят предельный срок службы самолетов Як-40
Пока российская авиация ожидает появление Ил-114-300 или ТВРС-44 «Ладога», региональным рейсам приходится эксплуатировать самолеты, созданные в 60-х годах. Еще...

Spartan EV – почему электро УАЗ так и не пошел в «массы»
На бездорожье в Подмосковье осенью 2021 года проходили испытания электрокара UAZ Spartan EV, событие освещалось в прессе, были ожидания… Однако российские...

Поезд-отель: из Москвы в Санкт-Петербург за 350 000 рублей
Путешествия по железной дороге могут быть разными – от простого способа добраться из точки А в точку Б до роскошного приключения. Именно о таком исключительном...

Mooney M20 – некогда самый быстрый из серийных одномоторников
Бренд «Муни» не пользуется особой популярностью в России. Тем не менее в других странах эти легкие самолеты можно назвать в определенной степени...

В поисках альтернативы «Искре» — восстановление старой Subaru Impreza
Давайте начистоту: предположительные 1,6 миллиона «целковых» за автомобиль, сильно напоминающий «Весту», готов выложить далеко не каждый житель нашей страны....

«Валдай-18» официально поступил в продажу
Производитель предлагает гарантию без ограничений по пробегу. В список сильных сторон новинки однозначно стоит отнести пневматическую подвеску....

LADA Vesta Cross с «шестиступкой»: неожиданные итоги тест-драйва
Когда речь заходит о практичных, доступных, и при этом комфортных автомобилях для российских дорог, LADA Vesta Cross с 6-ступенчатой МКПП становится одним из...

Ford Expedition III – когда V8 дешевле, чем V6
Этот огромный рамный внедорожник мало того, что трехрядный – у него еще и большой багажник. Вот только покупать такой нужно с оглядкой....

Первый в мире серийный мотоцикл на метане – как едет и что умеет?
Когда думаешь, что мотоциклы – это два колеса и мотор, на сцене появляется Bajaj Freedom 125 и ломает шаблоны. Это первый в мире серийный мотоцикл, который...

Новая модель Genesis могла быть «круче» BMW М3
Есть небольшое «но»: седан не планируют запускать в серию, хотя авто адаптировано не только для трека, но и для дорог общего пользования...

Nissan успешно конкурирует с китайскими электромобилями на их «поле»
В Поднебесной стартовали продажи нового седана от японского бренда. Модель, на удивление, оказалась востребованной. Как «Ниссан» это удалось?...

Torero MP47: знакомые шины под новым именем
Новое название и уже ставшее «родным» поведение на дороге. Кому стоит брать и покупать ли их вообще?...

Легкий самолет по-африкански – Sling HW
Бренд Sling Aircraft из Южно-Африканской республики начал свою деятельность относительно недавно. Дебютная их модель появилась в 2009 году и носила не совсем...

Дрезина Tatra Т15 или «авто на рельсах»
Дрезины всегда играли важную роль в деятельности железнодорожного транспорта. Иногда их, как и в случае с Tatra Т15, создавали путем переделки исходного...