Автоопции в СССР – только для избранных
1 573

Автоопции в СССР – только для избранных

Одним из доказательств того, что «ты умеешь жить», в СССР являлся автомобиль. Причем изначально марка даже была не важна: главное, что в официальной собственности имеется легковая машина. Большинство счастливых обладателей транспортных средств считало: все авто одинаковые, как внутри, так и снаружи. И отчасти это было правдой. Однако позже машины, и в первую очередь те, на которых передвигалась партийная элита, стала оснащаться «элементами роскоши», или, как сейчас сказали бы, опциями. Чем же конкретно выделялись такие автомобили?


Коробка-«автомат»


Это полезное устройство пытались внедрять в машины чуть ли не сразу после их появления. Впервые агрегат, представлявший собой усовершенствованную МКПП продемонстрировали в 1904 году братья Стартенвент (США). Однако реальная коробка, принципы действия которой используются и сегодня, была запатентована в 1935-м Асатуром Сарафяном (в США он взял имя Оскар Бэнкер).

В СССР АКПП стали разрабатывать после окончания Великой Отечественной войны, ближе к концу 40-х, когда советские инженеры получили доступ к технической документации BMW, Opel. Первый экспериментальные «автоматы» устанавливали на мотоциклы М-72, автобусы ЗИС-155 и позже – на «Москвичи».

Автоопции в СССР – только для избранныхПервый советский автобус с АКПП ЗиС-155. Фото: YouTube.com


Но все это были опытные, единичные машины, на которых ездили для испытаний. Наконец, «обкатки» завершены и первую советскую АКПП поставили на серийную машину – правительственный ГАЗ-12 (ЗИМ). Хотя полноценным «автоматом» имеющийся на нем агрегат называть было нельзя. Использовалась «механика», работавшая в «связке» с гидромуфтой. Но даже и этого было достаточно, чтобы ход у машины стал плавным. В коробке – только 3 передачи: съезжать с места можно на любой из них и мотор при этом не глох. Такая АКПП отличалась высокой надежностью и длительным сроком службы, чего нельзя сказать о последующих разработках в этом направлении.

В 70-е «автоматы» ставили (и довольно успешно) на хорошо знакомые советским гражданам автобусы ЛиАЗ, прозванными в народе «луноходами» или «скотовозами».

АКПП – единственное, что было общего у народного автобуса и правительственного лимузина. Фото: YouTube.com


Первой полноценной АКПП стали комплектовать серийную «Волгу» – ГАЗ-21. И здесь тоже не обошлось без заимствований: устройство гидротрансформатора и «планетарки» фактически скопировали у американского Ford Mainline.

Тот самый Ford Mainline – ну чем не ГАЗ-21, если поменять решетку радиатора? Фото: YouTube.com


Кстати, во времена Хрущева это не единственная американская машина, приобретенная «для изучения». Были закуплены самые последние модели Dodge, Chrysler, Ford, Cadillac. В итоге создали коробку, имеющую 3 передачи вперед и одну назад. «Волги» с АКПП малыми партиями начали выпускаться с 1957 года. Однако перейти на расширенное производство так и не решились. Преимущества «автомата» в виде плавности хода, более эффективного торможения двигателем, не смогли перекрыть недостатки. К ним относится необходимость обслуживания агрегата в особых условиях и применение специального масла.

Подрульный переключатель скоростей в ГАЗ-21. Фото: YouTube.com


Минусы в то время на уровне обычных автовладельцев исправить было невозможно. Но это не имело отношения к правительственным машинам, которые обслуживались по высшему разряду и для которых нужное масло доставлялось в требуемых объемах.

Пульт управления АКПП в ЗиЛ-111. Фото: YouTube.com


Следующие «обладатели» автоматической трансмиссии – ГАЗ-13 и 14 («Чайки»), а позже – ЗиЛ-111, 114, 117.

Кондиционер


Впервые это устройство поставили на машину американцы в 30-е годы. Condition – тогда это было очень «круто»! Однако стоит заметить: первые агрегат занимали практически весь багажник. Но уже к 50-м кондиционер стал просто популярной опцией. Из советских граждан ее особо оценил Никита Хрущев в ходе визита в США. Первый автомобильные «охладители» в СССР устанавливали с 1959 года на машины, «паркующиеся» в правительственном гараже. И то не на все. В число «счастливчиков» сначала попал только ЗИЛ-111А.

Водительское место ЗиЛ-111Д, оснащенного кондиционером. Фото: YouTube.com


Одну «Чайку» ГАЗ-13 «не штатно» кондиционером все-таки оснастили, по заказу …вьетнамцев. В случае войны с Китаем они хотели эвакуировать тело Хо Ши Мина из усыпальницы. А для этого была нужна температура не выше +16°, что в тропиках – редкость. На ГАЗе сделали пару черных «Чаек» с кузовом «универсал», оснастили японскими кондиционерами.

В таком ГАЗ-13 должны были перевозить тело Хо Ши Мина. Фото: YouTube.com


Охлажденный воздух подавался только к задним пассажирам, каждый из которых мог лично устанавливать нужную ему температуру. Чтобы добиться такого комфорта, конструкторы усилили задние стойки. Холодильный агрегат весил 150 кг и занимал основную площадь в багажном отсеке. Впрочем, кроме него и «запаски», там ничего и не возили.


Кондиционерами стали комплектовать и все последующие модели ЗиЛ. В дополнение к нему «придавали» аж 3 печки. Что с учетом сурового российского климата и объема автомобиля, было совсем нелишним. Даже в сильный мороз машина прогревалась моментально, а летом в ней было не жарко. В 1977 году кондиционер получила и более «простая» правительственная техника – ГАЗ-14. Правда, отопителя было только два. Зато все оборудование – от компании Nippon Denso (Япония).

Гидроусилитель руля


Для правительственных машин это уже не роскошь, а необходимость. Автомобили подобного класса бронированные, что серьезно увеличивает массу. Приплюсуйте сюда вес множественных «опциональных» устройств. Например, на ГАЗ-14 было 17 (!) электродвигателей, отвечающих за стеклоподъемники, центральные замки, антенны, стеклянную перегородку между пассажирами и водителем и т. д. Поэтому управлять такими авто без усилителя руля сложно даже профессионалам, что понижало безопасность поездок.

Все советские лимузины, начиная от «Чаек» и заканчивая ЗиЛ-41047 (на фото), оснащались ГУРами. Фото: YouTube.com


У ГУРов того времени был только один недостаток – агрегат не мог «информировать» водителя о характере дорожной поверхности. Однако правительственные лимузины по грунтовкам не ездили и этот минус оказался неактуальным.

Другие опции для важных персон


Здесь стоит отметить уже упомянутый стеклоподъемник. Его тоже сложно назвать «предметом роскоши», если он установлен в бронированном автомобиле. Пуленепробиваемые стекла имеют массу в десятки килограмм и поднять их вручную затруднительно. На ГАЗ-13 впервые установили пятидиапазонный радиоприемник АВ-68-ЧД-Т, где поиск станций происходил автоматически.

АВ-68 (1968 год) – автомобильный приемник. Фото: YouTube.com


А на ЗиЛ-111 этот «гаджет» получил дистанционное управление с задних пассажирских кресел. Позже установили и кассетный проигрыватель (сначала он выполнялся, как отдельный блок). На ГАЗ-14 стоял уже стереофонический приемник VEF Radiotehnika RRR, кассетный магнитофон Vilma (все – советского производства).

А такие магнитолы ставили уже в ЗиЛ-115. Фото: YouTube.com


А дальше – «пошло-поехало»! На «Волга» ГАЗ-3105 уже был «полный электропакет», включавший настройку положений передних кресел. А так и не пошедший в серию ЗиЛ-4102 планировали оснастить бортовым компьютером с голосовым оповещением, который заказали в ФРГ. Последнему советскому лимузину – ЗиЛ-115 (4104) повезло больше – он стал серийным и выпускался до 2002 года. Машина отличалась (как и вышеописанные) не только оснащением технического плана. Все сиденья отделывались кожей, замшей дверные карты – декоративными вставками из карельской березы.

Задние места в ЗиЛ-4104. Фото: YouTube.com


«Опционально» выпустили две специальные модели. Одна – «Фаэтон» для проведения, принятия парадов. Вторая – «Черный доктор», представлявшая собой реанимобиль, присутствовавший в кортежах лидеров КПСС. Любопытно: в 2010 году для проведения юбилейного парада Победы специально сделали пару ЗиЛ-4104, уже не выпускавшихся.

«Черный доктор» ждет клиента из Кремля. Фото: YouTube.com


Разумеется, современный Aurus, изготовленный специально для президента и правительства, тоже отличается от машин этой марки, предназначенных «простым смертным». Но главные отличия заключаются не в предметах комфорта, а технической начинке и безопасности.
А вы что думаете об автоопциях для элиты прошлого?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....