Спортивные самолеты ЯК
15 227

Спортивные самолеты ЯК

Когда говорят о самолетах, выпущенных конструкторским бюро Яковлева (сегодня – инженерный Центр компании «Иркут») первое, что приходит в голову – легендарные военные истребители Як-3 и известный по советским временам пассажирский ближнемагистральный лайнер Як-40. Кто-то, может, вспомнит о «курсантском» самолете Як-18, популярным в летных школах. Действительно, конструкторское бюро было «всеядным» – даже выпускало вертолеты. Однако главный упор был сделан на учебно-тренировочную технику: и здесь КБ преуспело: в советское время мало кто из будущих профессиональных летчиков не проходил первичную подготовку на самолетах Як – сначала это были модель 18, потом 30, 50, 52. Несмотря на загруженность, КБ выпускало и спортивные самолеты, которые от учебных отличались дополнительными индексами в названии, но не только ими!


Як-18


Самый известный моноплан, успешно сменивший устаревшие УТ-2, разработанного Яковлевым же, и По-2 (У-2) Поликарпова. Многие элементы новая машина унаследовала от своего предшественника УТ-2Л. Это закрытая двухместная кабина, капот, где для каждого цилиндра двигателя предусмотрен «свой» обтекатель. Вертикальный тип оперения у Як-18 такой же, как у выпускавшегося серийно УТ-2М. Также стоит отметить фюзеляж, построенный из ферм и крыло с парой лонжеронов.

Спортивные самолеты ЯКОдна из первых моделей Як-18. Фото: YouTube.com


Як-18 – первый советский учебно-тренировочный самолет, полностью сделанный из металла и оборудованный убираемым шасси. Приборы и оснащение кабины (как бы сейчас сказали, «авионика») позволяли совершать полеты в любое время суток. Если обобщить данные конструкции самолета, можно уверенно сказать, что он похож на истребитель.


Летательный аппарат получился крайне удачным и на его базе появилось много модификаций, одна из которых – Як-18П, что значит, «пилотажный». Стоит отметить: до конца 50-х «бочки», «мертвые петли», «иммельманы» и т. п. считались чем-то прикладным, второстепенным. Но состоявшиеся в Праге (1960-й год) соревнования мирового уровня по высшему пилотажу опровергли это мнение. Внезапно оказалось, что в Советском Союзе нет самолета, который отстаивал бы честь государства на подобных состязаниях.

Як-18П и ПМ


Модель начали разрабатывать на базе Як-18А. Получился одноместный вариант «АП», предназначенный для спортивного пилотирования. Однако это была пробная версия. В дальнейшем провели еще одну модернизацию. В частности, перенесли кабину поближе с носу, переделали шасси, которое стало убираться не вдоль хорды крыла, а к фюзеляжу. После испытаний самолет подтвердил высокие эксплуатационные качества и был поставлен на конвейер с индексом «П». Советские спортсмены, выступавшие на нем в Испании, заняли призовые места. Всего выпустили 120 единиц техники.

Як-18ПМ способен на самые сложные пируэты. Фото: YouTube.com


Воодушевленные успехом, инженеры КБ им. Яковлева приступили к разработке следующей версии спортивного самолета, названного впоследствии Як-18ПМ. Были внесены изменения:

✅ вместо устаревшего двигателя АИ-14Р (260 л. с.) поставили АИ-14РФ, развивавший 300 «лошадей»
✅ чтобы повысить устойчивость самолета в перевернутом положении, уменьшили угол крыльев (они «отогнулись» назад)
✅ кабину теперь отодвинули к хвосту для лучшей обзорности
✅ усилили часть наружных элементов управления

Что касается общей конструкции, ее основу по-прежнему составляли стальные фермы из труб внутри фюзеляжа. На них крепилась дюралевая обшивка. «Отделка» крыла и хвоста выполнялась полотном. Шасси – трехколесное. Технические параметры (основные) Як-18 ПМ:

✅ размах крыльев – 10,6 м
✅ вес пустого (максимальный) – 810 кг (1110 кг)
✅ силовая установка – триста «лошадей»
✅ скорость – до 320 км/ч
✅ высота – до 4 км
✅ дальность полета – 400 км

В 1966-м стартовал Четвертый мировой чемпионат, где наши летчики далеко опередили соперников. Высший титул у мужчин завоевал В. Мартемьянов, женщин – Г. Корчуганова. Летные «способности» Як-18ПМ высоко оценили зарубежные эксперты: им дали возможность опробовать технику в небе. На этом самолете советские спортсмены принимали участие в Шестом мировом чемпионате (Великобритания, г. Халлавингтон, 1970-й), где и стали абсолютными лидерами, среди которых – Светлана Савицкая (командный зачет) и Игорь Егоров (четыре «золота» в разных дисциплинах). По этому поводу американцы написали («Флайт Интернэшнл»), что «русские относятся к высшему пилотажу серьезнее», чем любая другая «нация».

Компьютеры и дисплеи? Забудьте о них в кабине Як-18!. Фото: YouTube.com


Позже выпустили Як-18ПС, с которого сняли «лишнее» оборудование и приделали колесо в хвосте. Самолет оказался легче ПМ на 100 кг.

Як-50


Его разработкой занялись в 1972 году. Проектом руководил Кондратьев В. П. Изначально решили оставить аэродинамическую схему, как у Як-18ПС, без изменений. В качестве силовой установки использовали двигатель М-14П (конструктор Ивченко А. Г.) воздушного охлаждения и винтом с парой лопастей. Фонарь кабины выполнили в виде капли.

Пара Як-50 поднимается в небо. Фото: YouTube.com


Первое «боевое крещение» модели состоялось в 1976 году на соревнованиях соцстран по высшему пилотажу в ЧССР. Всего было тридцать призовых мест, из которых советским летчикам-асам досталось 23, из них восемь – первые. В 1976-м летчик из СССР Виктор Лецко на VIII чемпионате мира в Киеве стал абсолютным победителем. На следующий год наши спортсмены заняли призовые места на европейских соревнованиях во Франции. «Заодно» были зафиксированы рекорды по скорости и подъему. Характеристики Як-50:

✅ размах крыла – 9,5 м
✅ вес без нагрузки (максимальная масса) – 765 кг (900 кг)
✅ силовой агрегат – 360 «лошадей»
✅ скорость – до 420 км/ч
✅ потолок – 5500 м
✅ дальность – 495 км

Самолет экспортировался в Австралию, Англию, ЧССР, ПНР, ГДР, Данию.

Як-53


После триумфа Як-50 появилась тяга создать более соврешенную модель, получившую индекс «52». Этот самолет не стал «чисто» спортивным: в его «обязанности» входило начальное обучение будущих летчиков, тренировочные полеты, а также буксирование планеров. Требования к Як-52 были универсальными, в результате чего он получил более мощный двигатель, совершенную по тем временам авионику, позволявшую учиться летать «вслепую». А что касается спорта, эта модель стала основой для создания «акробатического» самолета Як-53.

В кабине Як-52 во время пилотажа (небо и земля меняются местами!). Фото: YouTube.com


Его разработка началась в 1981 году. В качестве основы использовалась компоновка Як-52. Отличий было не так много: кабину сделали одноместной и убрали все «лишнее», сбавив массу самолета на 100 кг. Для это «модернизировали» крылья, шасси, систему управления. В качестве основного агрегата использовался тот же девятицилиндровый мотор М-14П с винтом из пары лопастей Технические характеристики:

✅ размах крыла – 9,3 м
✅ вес (максимальный) – 900 кг (1060 кг)
✅ двигатель – триста шестьдесят «лошадей»
✅ скорость – до 420 км/ч
✅ потолок – 6000 м
✅ дальность полета – 510 км

На этом самолете, выпущенном в единственном экземпляре, летчиками М. Молчанюк и В. Макагоновым был поставлен рекорд по скорости подъема. Полеты состоялись в 1982 году 15 и 23 февраля. До высоты в 20 тыс. футов (6000 м) самолет «добрался» за 13 мин. 54 сек., а до 3000 м за 5 мин. 5 сек.

Модель того самого Як-53, на котором был установлен рекорд скороподъемности. Фото: YouTube.com


Як-18Т, Як-50 и сегодня в строю. На этих самолетах не только обучают курсантов, но и участвуют в состязаниях своего класса. Российские летчики – постоянные участники международных соревнований по высшему пилотажу. Сегодня самолеты другие, но призовые места нас «не забывают». На XIV чемпионате мира в Польше (лето 2021 года) российская сборная «забрала» все золотые медали, заодно став лидером в командном зачете. Абсолютный победитель – Дмитрий Самохвалов, пилотировавший Су-31МХ.
А вы что думаете о спортивных самолетах Як?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....