Спортивные самолеты ЯК
Когда говорят о самолетах, выпущенных конструкторским бюро Яковлева (сегодня – инженерный Центр компании «Иркут») первое, что приходит в голову – легендарные военные истребители Як-3 и известный по советским временам пассажирский ближнемагистральный лайнер Як-40. Кто-то, может, вспомнит о «курсантском» самолете Як-18, популярным в летных школах. Действительно, конструкторское бюро было «всеядным» – даже выпускало вертолеты. Однако главный упор был сделан на учебно-тренировочную технику: и здесь КБ преуспело: в советское время мало кто из будущих профессиональных летчиков не проходил первичную подготовку на самолетах Як – сначала это были модель 18, потом 30, 50, 52. Несмотря на загруженность, КБ выпускало и спортивные самолеты, которые от учебных отличались дополнительными индексами в названии, но не только ими!
Самый известный моноплан, успешно сменивший устаревшие УТ-2, разработанного Яковлевым же, и По-2 (У-2) Поликарпова. Многие элементы новая машина унаследовала от своего предшественника УТ-2Л. Это закрытая двухместная кабина, капот, где для каждого цилиндра двигателя предусмотрен «свой» обтекатель. Вертикальный тип оперения у Як-18 такой же, как у выпускавшегося серийно УТ-2М. Также стоит отметить фюзеляж, построенный из ферм и крыло с парой лонжеронов.
Летательный аппарат получился крайне удачным и на его базе появилось много модификаций, одна из которых – Як-18П, что значит, «пилотажный». Стоит отметить: до конца 50-х «бочки», «мертвые петли», «иммельманы» и т. п. считались чем-то прикладным, второстепенным. Но состоявшиеся в Праге (1960-й год) соревнования мирового уровня по высшему пилотажу опровергли это мнение. Внезапно оказалось, что в Советском Союзе нет самолета, который отстаивал бы честь государства на подобных состязаниях.
Модель начали разрабатывать на базе Як-18А. Получился одноместный вариант «АП», предназначенный для спортивного пилотирования. Однако это была пробная версия. В дальнейшем провели еще одну модернизацию. В частности, перенесли кабину поближе с носу, переделали шасси, которое стало убираться не вдоль хорды крыла, а к фюзеляжу. После испытаний самолет подтвердил высокие эксплуатационные качества и был поставлен на конвейер с индексом «П». Советские спортсмены, выступавшие на нем в Испании, заняли призовые места. Всего выпустили 120 единиц техники.
Воодушевленные успехом, инженеры КБ им. Яковлева приступили к разработке следующей версии спортивного самолета, названного впоследствии Як-18ПМ. Были внесены изменения:
✅ вместо устаревшего двигателя АИ-14Р (260 л. с.) поставили АИ-14РФ, развивавший 300 «лошадей»
✅ чтобы повысить устойчивость самолета в перевернутом положении, уменьшили угол крыльев (они «отогнулись» назад)
✅ кабину теперь отодвинули к хвосту для лучшей обзорности
✅ усилили часть наружных элементов управления
Что касается общей конструкции, ее основу по-прежнему составляли стальные фермы из труб внутри фюзеляжа. На них крепилась дюралевая обшивка. «Отделка» крыла и хвоста выполнялась полотном. Шасси – трехколесное. Технические параметры (основные) Як-18 ПМ:
✅ размах крыльев – 10,6 м
✅ вес пустого (максимальный) – 810 кг (1110 кг)
✅ силовая установка – триста «лошадей»
✅ скорость – до 320 км/ч
✅ высота – до 4 км
✅ дальность полета – 400 км
В 1966-м стартовал Четвертый мировой чемпионат, где наши летчики далеко опередили соперников. Высший титул у мужчин завоевал В. Мартемьянов, женщин – Г. Корчуганова. Летные «способности» Як-18ПМ высоко оценили зарубежные эксперты: им дали возможность опробовать технику в небе. На этом самолете советские спортсмены принимали участие в Шестом мировом чемпионате (Великобритания, г. Халлавингтон, 1970-й), где и стали абсолютными лидерами, среди которых – Светлана Савицкая (командный зачет) и Игорь Егоров (четыре «золота» в разных дисциплинах). По этому поводу американцы написали («Флайт Интернэшнл»), что «русские относятся к высшему пилотажу серьезнее», чем любая другая «нация».
Позже выпустили Як-18ПС, с которого сняли «лишнее» оборудование и приделали колесо в хвосте. Самолет оказался легче ПМ на 100 кг.
Его разработкой занялись в 1972 году. Проектом руководил Кондратьев В. П. Изначально решили оставить аэродинамическую схему, как у Як-18ПС, без изменений. В качестве силовой установки использовали двигатель М-14П (конструктор Ивченко А. Г.) воздушного охлаждения и винтом с парой лопастей. Фонарь кабины выполнили в виде капли.
Первое «боевое крещение» модели состоялось в 1976 году на соревнованиях соцстран по высшему пилотажу в ЧССР. Всего было тридцать призовых мест, из которых советским летчикам-асам досталось 23, из них восемь – первые. В 1976-м летчик из СССР Виктор Лецко на VIII чемпионате мира в Киеве стал абсолютным победителем. На следующий год наши спортсмены заняли призовые места на европейских соревнованиях во Франции. «Заодно» были зафиксированы рекорды по скорости и подъему. Характеристики Як-50:
✅ размах крыла – 9,5 м
✅ вес без нагрузки (максимальная масса) – 765 кг (900 кг)
✅ силовой агрегат – 360 «лошадей»
✅ скорость – до 420 км/ч
✅ потолок – 5500 м
✅ дальность – 495 км
Самолет экспортировался в Австралию, Англию, ЧССР, ПНР, ГДР, Данию.
После триумфа Як-50 появилась тяга создать более соврешенную модель, получившую индекс «52». Этот самолет не стал «чисто» спортивным: в его «обязанности» входило начальное обучение будущих летчиков, тренировочные полеты, а также буксирование планеров. Требования к Як-52 были универсальными, в результате чего он получил более мощный двигатель, совершенную по тем временам авионику, позволявшую учиться летать «вслепую». А что касается спорта, эта модель стала основой для создания «акробатического» самолета Як-53.
Его разработка началась в 1981 году. В качестве основы использовалась компоновка Як-52. Отличий было не так много: кабину сделали одноместной и убрали все «лишнее», сбавив массу самолета на 100 кг. Для это «модернизировали» крылья, шасси, систему управления. В качестве основного агрегата использовался тот же девятицилиндровый мотор М-14П с винтом из пары лопастей Технические характеристики:
✅ размах крыла – 9,3 м
✅ вес (максимальный) – 900 кг (1060 кг)
✅ двигатель – триста шестьдесят «лошадей»
✅ скорость – до 420 км/ч
✅ потолок – 6000 м
✅ дальность полета – 510 км
На этом самолете, выпущенном в единственном экземпляре, летчиками М. Молчанюк и В. Макагоновым был поставлен рекорд по скорости подъема. Полеты состоялись в 1982 году 15 и 23 февраля. До высоты в 20 тыс. футов (6000 м) самолет «добрался» за 13 мин. 54 сек., а до 3000 м за 5 мин. 5 сек.
Як-18Т, Як-50 и сегодня в строю. На этих самолетах не только обучают курсантов, но и участвуют в состязаниях своего класса. Российские летчики – постоянные участники международных соревнований по высшему пилотажу. Сегодня самолеты другие, но призовые места нас «не забывают». На XIV чемпионате мира в Польше (лето 2021 года) российская сборная «забрала» все золотые медали, заодно став лидером в командном зачете. Абсолютный победитель – Дмитрий Самохвалов, пилотировавший Су-31МХ.
Як-18
Самый известный моноплан, успешно сменивший устаревшие УТ-2, разработанного Яковлевым же, и По-2 (У-2) Поликарпова. Многие элементы новая машина унаследовала от своего предшественника УТ-2Л. Это закрытая двухместная кабина, капот, где для каждого цилиндра двигателя предусмотрен «свой» обтекатель. Вертикальный тип оперения у Як-18 такой же, как у выпускавшегося серийно УТ-2М. Также стоит отметить фюзеляж, построенный из ферм и крыло с парой лонжеронов.
Одна из первых моделей Як-18. Фото: YouTube.com
Як-18 – первый советский учебно-тренировочный самолет, полностью сделанный из металла и оборудованный убираемым шасси. Приборы и оснащение кабины (как бы сейчас сказали, «авионика») позволяли совершать полеты в любое время суток. Если обобщить данные конструкции самолета, можно уверенно сказать, что он похож на истребитель.
Летательный аппарат получился крайне удачным и на его базе появилось много модификаций, одна из которых – Як-18П, что значит, «пилотажный». Стоит отметить: до конца 50-х «бочки», «мертвые петли», «иммельманы» и т. п. считались чем-то прикладным, второстепенным. Но состоявшиеся в Праге (1960-й год) соревнования мирового уровня по высшему пилотажу опровергли это мнение. Внезапно оказалось, что в Советском Союзе нет самолета, который отстаивал бы честь государства на подобных состязаниях.
Як-18П и ПМ
Модель начали разрабатывать на базе Як-18А. Получился одноместный вариант «АП», предназначенный для спортивного пилотирования. Однако это была пробная версия. В дальнейшем провели еще одну модернизацию. В частности, перенесли кабину поближе с носу, переделали шасси, которое стало убираться не вдоль хорды крыла, а к фюзеляжу. После испытаний самолет подтвердил высокие эксплуатационные качества и был поставлен на конвейер с индексом «П». Советские спортсмены, выступавшие на нем в Испании, заняли призовые места. Всего выпустили 120 единиц техники.
Як-18ПМ способен на самые сложные пируэты. Фото: YouTube.com
Воодушевленные успехом, инженеры КБ им. Яковлева приступили к разработке следующей версии спортивного самолета, названного впоследствии Як-18ПМ. Были внесены изменения:
✅ вместо устаревшего двигателя АИ-14Р (260 л. с.) поставили АИ-14РФ, развивавший 300 «лошадей»
✅ чтобы повысить устойчивость самолета в перевернутом положении, уменьшили угол крыльев (они «отогнулись» назад)
✅ кабину теперь отодвинули к хвосту для лучшей обзорности
✅ усилили часть наружных элементов управления
Что касается общей конструкции, ее основу по-прежнему составляли стальные фермы из труб внутри фюзеляжа. На них крепилась дюралевая обшивка. «Отделка» крыла и хвоста выполнялась полотном. Шасси – трехколесное. Технические параметры (основные) Як-18 ПМ:
✅ размах крыльев – 10,6 м
✅ вес пустого (максимальный) – 810 кг (1110 кг)
✅ силовая установка – триста «лошадей»
✅ скорость – до 320 км/ч
✅ высота – до 4 км
✅ дальность полета – 400 км
В 1966-м стартовал Четвертый мировой чемпионат, где наши летчики далеко опередили соперников. Высший титул у мужчин завоевал В. Мартемьянов, женщин – Г. Корчуганова. Летные «способности» Як-18ПМ высоко оценили зарубежные эксперты: им дали возможность опробовать технику в небе. На этом самолете советские спортсмены принимали участие в Шестом мировом чемпионате (Великобритания, г. Халлавингтон, 1970-й), где и стали абсолютными лидерами, среди которых – Светлана Савицкая (командный зачет) и Игорь Егоров (четыре «золота» в разных дисциплинах). По этому поводу американцы написали («Флайт Интернэшнл»), что «русские относятся к высшему пилотажу серьезнее», чем любая другая «нация».
Компьютеры и дисплеи? Забудьте о них в кабине Як-18!. Фото: YouTube.com
Позже выпустили Як-18ПС, с которого сняли «лишнее» оборудование и приделали колесо в хвосте. Самолет оказался легче ПМ на 100 кг.
Як-50
Его разработкой занялись в 1972 году. Проектом руководил Кондратьев В. П. Изначально решили оставить аэродинамическую схему, как у Як-18ПС, без изменений. В качестве силовой установки использовали двигатель М-14П (конструктор Ивченко А. Г.) воздушного охлаждения и винтом с парой лопастей. Фонарь кабины выполнили в виде капли.
Пара Як-50 поднимается в небо. Фото: YouTube.com
Первое «боевое крещение» модели состоялось в 1976 году на соревнованиях соцстран по высшему пилотажу в ЧССР. Всего было тридцать призовых мест, из которых советским летчикам-асам досталось 23, из них восемь – первые. В 1976-м летчик из СССР Виктор Лецко на VIII чемпионате мира в Киеве стал абсолютным победителем. На следующий год наши спортсмены заняли призовые места на европейских соревнованиях во Франции. «Заодно» были зафиксированы рекорды по скорости и подъему. Характеристики Як-50:
✅ размах крыла – 9,5 м
✅ вес без нагрузки (максимальная масса) – 765 кг (900 кг)
✅ силовой агрегат – 360 «лошадей»
✅ скорость – до 420 км/ч
✅ потолок – 5500 м
✅ дальность – 495 км
Самолет экспортировался в Австралию, Англию, ЧССР, ПНР, ГДР, Данию.
Як-53
После триумфа Як-50 появилась тяга создать более соврешенную модель, получившую индекс «52». Этот самолет не стал «чисто» спортивным: в его «обязанности» входило начальное обучение будущих летчиков, тренировочные полеты, а также буксирование планеров. Требования к Як-52 были универсальными, в результате чего он получил более мощный двигатель, совершенную по тем временам авионику, позволявшую учиться летать «вслепую». А что касается спорта, эта модель стала основой для создания «акробатического» самолета Як-53.
В кабине Як-52 во время пилотажа (небо и земля меняются местами!). Фото: YouTube.com
Его разработка началась в 1981 году. В качестве основы использовалась компоновка Як-52. Отличий было не так много: кабину сделали одноместной и убрали все «лишнее», сбавив массу самолета на 100 кг. Для это «модернизировали» крылья, шасси, систему управления. В качестве основного агрегата использовался тот же девятицилиндровый мотор М-14П с винтом из пары лопастей Технические характеристики:
✅ размах крыла – 9,3 м
✅ вес (максимальный) – 900 кг (1060 кг)
✅ двигатель – триста шестьдесят «лошадей»
✅ скорость – до 420 км/ч
✅ потолок – 6000 м
✅ дальность полета – 510 км
На этом самолете, выпущенном в единственном экземпляре, летчиками М. Молчанюк и В. Макагоновым был поставлен рекорд по скорости подъема. Полеты состоялись в 1982 году 15 и 23 февраля. До высоты в 20 тыс. футов (6000 м) самолет «добрался» за 13 мин. 54 сек., а до 3000 м за 5 мин. 5 сек.
Модель того самого Як-53, на котором был установлен рекорд скороподъемности. Фото: YouTube.com
Як-18Т, Як-50 и сегодня в строю. На этих самолетах не только обучают курсантов, но и участвуют в состязаниях своего класса. Российские летчики – постоянные участники международных соревнований по высшему пилотажу. Сегодня самолеты другие, но призовые места нас «не забывают». На XIV чемпионате мира в Польше (лето 2021 года) российская сборная «забрала» все золотые медали, заодно став лидером в командном зачете. Абсолютный победитель – Дмитрий Самохвалов, пилотировавший Су-31МХ.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....