
Спортивные самолеты ЯК
Когда говорят о самолетах, выпущенных конструкторским бюро Яковлева (сегодня – инженерный Центр компании «Иркут») первое, что приходит в голову – легендарные военные истребители Як-3 и известный по советским временам пассажирский ближнемагистральный лайнер Як-40. Кто-то, может, вспомнит о «курсантском» самолете Як-18, популярным в летных школах. Действительно, конструкторское бюро было «всеядным» – даже выпускало вертолеты. Однако главный упор был сделан на учебно-тренировочную технику: и здесь КБ преуспело: в советское время мало кто из будущих профессиональных летчиков не проходил первичную подготовку на самолетах Як – сначала это были модель 18, потом 30, 50, 52. Несмотря на загруженность, КБ выпускало и спортивные самолеты, которые от учебных отличались дополнительными индексами в названии, но не только ими!
Самый известный моноплан, успешно сменивший устаревшие УТ-2, разработанного Яковлевым же, и По-2 (У-2) Поликарпова. Многие элементы новая машина унаследовала от своего предшественника УТ-2Л. Это закрытая двухместная кабина, капот, где для каждого цилиндра двигателя предусмотрен «свой» обтекатель. Вертикальный тип оперения у Як-18 такой же, как у выпускавшегося серийно УТ-2М. Также стоит отметить фюзеляж, построенный из ферм и крыло с парой лонжеронов.
Одна из первых моделей Як-18. Фото: YouTube.com
Летательный аппарат получился крайне удачным и на его базе появилось много модификаций, одна из которых – Як-18П, что значит, «пилотажный». Стоит отметить: до конца 50-х «бочки», «мертвые петли», «иммельманы» и т. п. считались чем-то прикладным, второстепенным. Но состоявшиеся в Праге (1960-й год) соревнования мирового уровня по высшему пилотажу опровергли это мнение. Внезапно оказалось, что в Советском Союзе нет самолета, который отстаивал бы честь государства на подобных состязаниях.
Модель начали разрабатывать на базе Як-18А. Получился одноместный вариант «АП», предназначенный для спортивного пилотирования. Однако это была пробная версия. В дальнейшем провели еще одну модернизацию. В частности, перенесли кабину поближе с носу, переделали шасси, которое стало убираться не вдоль хорды крыла, а к фюзеляжу. После испытаний самолет подтвердил высокие эксплуатационные качества и был поставлен на конвейер с индексом «П». Советские спортсмены, выступавшие на нем в Испании, заняли призовые места. Всего выпустили 120 единиц техники.
Як-18ПМ способен на самые сложные пируэты. Фото: YouTube.com
Воодушевленные успехом, инженеры КБ им. Яковлева приступили к разработке следующей версии спортивного самолета, названного впоследствии Як-18ПМ. Были внесены изменения:
✅ вместо устаревшего двигателя АИ-14Р (260 л. с.) поставили АИ-14РФ, развивавший 300 «лошадей»
✅ чтобы повысить устойчивость самолета в перевернутом положении, уменьшили угол крыльев (они «отогнулись» назад)
✅ кабину теперь отодвинули к хвосту для лучшей обзорности
✅ усилили часть наружных элементов управления
Что касается общей конструкции, ее основу по-прежнему составляли стальные фермы из труб внутри фюзеляжа. На них крепилась дюралевая обшивка. «Отделка» крыла и хвоста выполнялась полотном. Шасси – трехколесное. Технические параметры (основные) Як-18 ПМ:
✅ размах крыльев – 10,6 м
✅ вес пустого (максимальный) – 810 кг (1110 кг)
✅ силовая установка – триста «лошадей»
✅ скорость – до 320 км/ч
✅ высота – до 4 км
✅ дальность полета – 400 км
В 1966-м стартовал Четвертый мировой чемпионат, где наши летчики далеко опередили соперников. Высший титул у мужчин завоевал В. Мартемьянов, женщин – Г. Корчуганова. Летные «способности» Як-18ПМ высоко оценили зарубежные эксперты: им дали возможность опробовать технику в небе. На этом самолете советские спортсмены принимали участие в Шестом мировом чемпионате (Великобритания, г. Халлавингтон, 1970-й), где и стали абсолютными лидерами, среди которых – Светлана Савицкая (командный зачет) и Игорь Егоров (четыре «золота» в разных дисциплинах). По этому поводу американцы написали («Флайт Интернэшнл»), что «русские относятся к высшему пилотажу серьезнее», чем любая другая «нация».
Компьютеры и дисплеи? Забудьте о них в кабине Як-18!. Фото: YouTube.com
Позже выпустили Як-18ПС, с которого сняли «лишнее» оборудование и приделали колесо в хвосте. Самолет оказался легче ПМ на 100 кг.
Его разработкой занялись в 1972 году. Проектом руководил Кондратьев В. П. Изначально решили оставить аэродинамическую схему, как у Як-18ПС, без изменений. В качестве силовой установки использовали двигатель М-14П (конструктор Ивченко А. Г.) воздушного охлаждения и винтом с парой лопастей. Фонарь кабины выполнили в виде капли.
Пара Як-50 поднимается в небо. Фото: YouTube.com
Первое «боевое крещение» модели состоялось в 1976 году на соревнованиях соцстран по высшему пилотажу в ЧССР. Всего было тридцать призовых мест, из которых советским летчикам-асам досталось 23, из них восемь – первые. В 1976-м летчик из СССР Виктор Лецко на VIII чемпионате мира в Киеве стал абсолютным победителем. На следующий год наши спортсмены заняли призовые места на европейских соревнованиях во Франции. «Заодно» были зафиксированы рекорды по скорости и подъему. Характеристики Як-50:
✅ размах крыла – 9,5 м
✅ вес без нагрузки (максимальная масса) – 765 кг (900 кг)
✅ силовой агрегат – 360 «лошадей»
✅ скорость – до 420 км/ч
✅ потолок – 5500 м
✅ дальность – 495 км
Самолет экспортировался в Австралию, Англию, ЧССР, ПНР, ГДР, Данию.
После триумфа Як-50 появилась тяга создать более соврешенную модель, получившую индекс «52». Этот самолет не стал «чисто» спортивным: в его «обязанности» входило начальное обучение будущих летчиков, тренировочные полеты, а также буксирование планеров. Требования к Як-52 были универсальными, в результате чего он получил более мощный двигатель, совершенную по тем временам авионику, позволявшую учиться летать «вслепую». А что касается спорта, эта модель стала основой для создания «акробатического» самолета Як-53.
В кабине Як-52 во время пилотажа (небо и земля меняются местами!). Фото: YouTube.com
Его разработка началась в 1981 году. В качестве основы использовалась компоновка Як-52. Отличий было не так много: кабину сделали одноместной и убрали все «лишнее», сбавив массу самолета на 100 кг. Для это «модернизировали» крылья, шасси, систему управления. В качестве основного агрегата использовался тот же девятицилиндровый мотор М-14П с винтом из пары лопастей Технические характеристики:
✅ размах крыла – 9,3 м
✅ вес (максимальный) – 900 кг (1060 кг)
✅ двигатель – триста шестьдесят «лошадей»
✅ скорость – до 420 км/ч
✅ потолок – 6000 м
✅ дальность полета – 510 км
На этом самолете, выпущенном в единственном экземпляре, летчиками М. Молчанюк и В. Макагоновым был поставлен рекорд по скорости подъема. Полеты состоялись в 1982 году 15 и 23 февраля. До высоты в 20 тыс. футов (6000 м) самолет «добрался» за 13 мин. 54 сек., а до 3000 м за 5 мин. 5 сек.
Модель того самого Як-53, на котором был установлен рекорд скороподъемности. Фото: YouTube.com
Як-18Т, Як-50 и сегодня в строю. На этих самолетах не только обучают курсантов, но и участвуют в состязаниях своего класса. Российские летчики – постоянные участники международных соревнований по высшему пилотажу. Сегодня самолеты другие, но призовые места нас «не забывают». На XIV чемпионате мира в Польше (лето 2021 года) российская сборная «забрала» все золотые медали, заодно став лидером в командном зачете. Абсолютный победитель – Дмитрий Самохвалов, пилотировавший Су-31МХ.
Як-18
Самый известный моноплан, успешно сменивший устаревшие УТ-2, разработанного Яковлевым же, и По-2 (У-2) Поликарпова. Многие элементы новая машина унаследовала от своего предшественника УТ-2Л. Это закрытая двухместная кабина, капот, где для каждого цилиндра двигателя предусмотрен «свой» обтекатель. Вертикальный тип оперения у Як-18 такой же, как у выпускавшегося серийно УТ-2М. Также стоит отметить фюзеляж, построенный из ферм и крыло с парой лонжеронов.

Як-18 – первый советский учебно-тренировочный самолет, полностью сделанный из металла и оборудованный убираемым шасси. Приборы и оснащение кабины (как бы сейчас сказали, «авионика») позволяли совершать полеты в любое время суток. Если обобщить данные конструкции самолета, можно уверенно сказать, что он похож на истребитель.
Летательный аппарат получился крайне удачным и на его базе появилось много модификаций, одна из которых – Як-18П, что значит, «пилотажный». Стоит отметить: до конца 50-х «бочки», «мертвые петли», «иммельманы» и т. п. считались чем-то прикладным, второстепенным. Но состоявшиеся в Праге (1960-й год) соревнования мирового уровня по высшему пилотажу опровергли это мнение. Внезапно оказалось, что в Советском Союзе нет самолета, который отстаивал бы честь государства на подобных состязаниях.
Як-18П и ПМ
Модель начали разрабатывать на базе Як-18А. Получился одноместный вариант «АП», предназначенный для спортивного пилотирования. Однако это была пробная версия. В дальнейшем провели еще одну модернизацию. В частности, перенесли кабину поближе с носу, переделали шасси, которое стало убираться не вдоль хорды крыла, а к фюзеляжу. После испытаний самолет подтвердил высокие эксплуатационные качества и был поставлен на конвейер с индексом «П». Советские спортсмены, выступавшие на нем в Испании, заняли призовые места. Всего выпустили 120 единиц техники.

Воодушевленные успехом, инженеры КБ им. Яковлева приступили к разработке следующей версии спортивного самолета, названного впоследствии Як-18ПМ. Были внесены изменения:
✅ вместо устаревшего двигателя АИ-14Р (260 л. с.) поставили АИ-14РФ, развивавший 300 «лошадей»
✅ чтобы повысить устойчивость самолета в перевернутом положении, уменьшили угол крыльев (они «отогнулись» назад)
✅ кабину теперь отодвинули к хвосту для лучшей обзорности
✅ усилили часть наружных элементов управления
Что касается общей конструкции, ее основу по-прежнему составляли стальные фермы из труб внутри фюзеляжа. На них крепилась дюралевая обшивка. «Отделка» крыла и хвоста выполнялась полотном. Шасси – трехколесное. Технические параметры (основные) Як-18 ПМ:
✅ размах крыльев – 10,6 м
✅ вес пустого (максимальный) – 810 кг (1110 кг)
✅ силовая установка – триста «лошадей»
✅ скорость – до 320 км/ч
✅ высота – до 4 км
✅ дальность полета – 400 км
В 1966-м стартовал Четвертый мировой чемпионат, где наши летчики далеко опередили соперников. Высший титул у мужчин завоевал В. Мартемьянов, женщин – Г. Корчуганова. Летные «способности» Як-18ПМ высоко оценили зарубежные эксперты: им дали возможность опробовать технику в небе. На этом самолете советские спортсмены принимали участие в Шестом мировом чемпионате (Великобритания, г. Халлавингтон, 1970-й), где и стали абсолютными лидерами, среди которых – Светлана Савицкая (командный зачет) и Игорь Егоров (четыре «золота» в разных дисциплинах). По этому поводу американцы написали («Флайт Интернэшнл»), что «русские относятся к высшему пилотажу серьезнее», чем любая другая «нация».

Позже выпустили Як-18ПС, с которого сняли «лишнее» оборудование и приделали колесо в хвосте. Самолет оказался легче ПМ на 100 кг.
Як-50
Его разработкой занялись в 1972 году. Проектом руководил Кондратьев В. П. Изначально решили оставить аэродинамическую схему, как у Як-18ПС, без изменений. В качестве силовой установки использовали двигатель М-14П (конструктор Ивченко А. Г.) воздушного охлаждения и винтом с парой лопастей. Фонарь кабины выполнили в виде капли.

Первое «боевое крещение» модели состоялось в 1976 году на соревнованиях соцстран по высшему пилотажу в ЧССР. Всего было тридцать призовых мест, из которых советским летчикам-асам досталось 23, из них восемь – первые. В 1976-м летчик из СССР Виктор Лецко на VIII чемпионате мира в Киеве стал абсолютным победителем. На следующий год наши спортсмены заняли призовые места на европейских соревнованиях во Франции. «Заодно» были зафиксированы рекорды по скорости и подъему. Характеристики Як-50:
✅ размах крыла – 9,5 м
✅ вес без нагрузки (максимальная масса) – 765 кг (900 кг)
✅ силовой агрегат – 360 «лошадей»
✅ скорость – до 420 км/ч
✅ потолок – 5500 м
✅ дальность – 495 км
Самолет экспортировался в Австралию, Англию, ЧССР, ПНР, ГДР, Данию.
Як-53
После триумфа Як-50 появилась тяга создать более соврешенную модель, получившую индекс «52». Этот самолет не стал «чисто» спортивным: в его «обязанности» входило начальное обучение будущих летчиков, тренировочные полеты, а также буксирование планеров. Требования к Як-52 были универсальными, в результате чего он получил более мощный двигатель, совершенную по тем временам авионику, позволявшую учиться летать «вслепую». А что касается спорта, эта модель стала основой для создания «акробатического» самолета Як-53.

Его разработка началась в 1981 году. В качестве основы использовалась компоновка Як-52. Отличий было не так много: кабину сделали одноместной и убрали все «лишнее», сбавив массу самолета на 100 кг. Для это «модернизировали» крылья, шасси, систему управления. В качестве основного агрегата использовался тот же девятицилиндровый мотор М-14П с винтом из пары лопастей Технические характеристики:
✅ размах крыла – 9,3 м
✅ вес (максимальный) – 900 кг (1060 кг)
✅ двигатель – триста шестьдесят «лошадей»
✅ скорость – до 420 км/ч
✅ потолок – 6000 м
✅ дальность полета – 510 км
На этом самолете, выпущенном в единственном экземпляре, летчиками М. Молчанюк и В. Макагоновым был поставлен рекорд по скорости подъема. Полеты состоялись в 1982 году 15 и 23 февраля. До высоты в 20 тыс. футов (6000 м) самолет «добрался» за 13 мин. 54 сек., а до 3000 м за 5 мин. 5 сек.

Як-18Т, Як-50 и сегодня в строю. На этих самолетах не только обучают курсантов, но и участвуют в состязаниях своего класса. Российские летчики – постоянные участники международных соревнований по высшему пилотажу. Сегодня самолеты другие, но призовые места нас «не забывают». На XIV чемпионате мира в Польше (лето 2021 года) российская сборная «забрала» все золотые медали, заодно став лидером в командном зачете. Абсолютный победитель – Дмитрий Самохвалов, пилотировавший Су-31МХ.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

MiningWorld Rus 2025 – китайской техники больше, чем российской
Когда речь заходит о развитии горнодобывающей отрасли, ожидания от выставок вроде MiningWorld Rus обычно высоки. Однако в этом году отечественная техника...

Тефлоновые поршни – гениальная идея или очередной провал?
Можно ли улучшить двигатель обычными бытовыми технологиями? В новом видео автор YouTube-канала «Гараж 54» решает провести смелый эксперимент: нанести на поршни...

Nissan представил необычный и мощный пикап
Подобную концепцию японский бренд использует впервые за свою историю. Представительство говорит об отсылках к 80-м годам, но визуально в это сложно поверить....