Сверхзвуковой самолет Ту-144 – конструкция прошлого века, но даже сейчас поражает воображение
Советская авиация еще в начале 1940-х годов была лучшей в мире. Хватало в стране самолетов новых моделей, да вот только они поставлялись в войска уж слишком в малых количествах. Превосходство немцев в воздухе в Великой Отечественной Войне было связано лишь с внезапным и подлым нападением, когда за первые 8 часов было уничтожено более 1 200 летающих боевых машин Красной Армии.
Высоких показателей достигли советские конструкторы и на стезе гражданской авиации. Например, в конце 1960-х годов появился уникальный самолет Ту-144. Эта модель не просто смогла достигнуть звукового барьера скорости, но и превысила ее более чем в два раза.
Внешне самолет тоже получился запоминающимся – стремительный силуэт с характерной носовой частью напоминает какую-то птицу. Но эта модель хоть и перевозила пассажиров, но недолго – судьба к Ту-144 оказалась не слишком благосклонной.
После окончания Второй Мировой войны реактивная авиация начала бурно развиваться во всех крупных странах. Лидерами стали, естественно, СССР и США. Освоив военную область, инженеры-конструкторы взялись и за гражданскую сферу.
Сверхзвуковые лайнеры должны были закрывать ряд задач:
✅ Сократить время перелетов
✅ Обойтись без нескольких пересадок
✅ Дать пассажирам новый уровень комфорта
Плюс ко всему – это же престижно, сделать серийный гражданский сверхзвуковой самолет.
Но первыми стали не США и СССР, а Англия и Франция. Каждая из двух этих стран поставила перед собой амбициозную цель – сделать самолет, способный перевозить 100 пассажиров со скоростью 2 500 км/ч.
В Соединенных Штатах Америки велись свои разработки над подобной моделью, но с известным американским размахом. Их проект под названием «Supersonic» был рассчитан на 300 пассажиров и скорость около 3 000 км/ч. Размах оказался слишком грандиозным даже для США – в итоге от него отказались.
Зато Советский Союз, который тоже заинтересовался проектом, добился результата. Произошло это благодаря Хрущеву. Он решил, что нельзя допустить такого превосходства капиталистов.
Постановление о создании нового сверхзвукового самолета подписано в 1963 году. Доверили это дело ОКБ Туполева, модель назвали Ту-144.
Конструкторы не стали пытаться повторить «имперские» замашки США, и решили разработать самолет на 100 пассажирских мест, способный разогнаться до 2 700 км/ч с запасом хода 4 500 км.
Главным инженером проекта стал молодой Андрей Туполев. Конечно, подобные военные самолеты уже успешно выпускались, но для создания гражданского лайнера многое пришлось придумывать с нуля.
В середине 1960-х годов в СССР не было мотора, способного обеспечить Ту-144 необходимую скорость вместе с экономичностью. Единственным претендентом, который в итоге выбрали, стал двигатель Куйбышевского завода.
Сконструированный Кузнецовым, этот мотор мог разогнать лайнер до сверхзвуковых скоростей. Конечно, не один, а квартетом из четырех силовых агрегатов.
Но существовала одна серьезная проблема, которая на корню резала бы все попытки использования Ту-144 в перевозках. Моторы Кузнецова работали в режимах форсажа – а это просто дикий расход топлива.
Но сверху пришла резолюция о том, что главное сделать несколько опытных образцов. Это должно было «утереть нос» Западу, а потом уже можно заняться разработкой специальных двигателей, подходящих для экономически обоснованной эксплуатации.
Ту-144 стал действительно всесоюзным проектом. В строительстве лайнера приняли участие сотни предприятий со всех уголков страны. Самолет собирали в Москве, но окончательная доводка модели состоялась на базе в Жуковском.
Это событие активно обсуждалось западной прессой. Основная мысль, которую пытались внушить народу – СССР занимался промышленным шпионажем, за счет чего и обогнал зарубежные страны.
На самом деле, Советский Союз, Англия и Франция тесно сотрудничали между собой во время разработки сверхзвуковых пассажирских самолетов, но этот момент не принято освещать. Основная причина победы СССР в гонке – это работа в три смены без выходных.
Первая особенность Ту-144 – это постройка по бесхвостовой аэродинамической схеме. Фюзеляж выполнен в форме удлиненной трубы-полумонокока.
Обшивка для лайнера разрабатывалась специально – она из дорогостоящих титановых сплавов. На этот шаг пришлось пойти вынужденно – в результате испытаний было доказано, что только такой материал способен выдержать высокотемпературные нагрузки при сверхзвуковых скоростях.
Фюзеляж состоит из трех блоков:
✅ Кабина пилотов с носовым обтекателем
✅ Салон для 90-150 пассажиров
✅ Задняя часть, где размещен основной топливный бак
Электроника Ту-144 по своим параметрам не такая совершенная, как аналогичная система «Конкорда». Зато она проявила себя надежной и беспроблемной.
Что примечательно – последние двигатели разрабатывали для Ту-144. Эти силовые агрегаты были инновационными – они могли разогнать самолет до сверхзвуковых скоростей без использования форсажной камеры, что существенно уменьшало расход топлива.
Шасси для Ту-144 разработали трехопорное с носовой стойкой. Топливные баки в количестве 18 штук разместили в крыльях. Когда лайнер разгонялся до сверхзвуковой скорости, горючее перекачивалось в основной бак.
Скоростные параметры Ту-144 превосходили западный «Конкорд» – 2 300 и 2 150 км/ч соответственно. Советский лайнер рассчитан на 150 пассажиров, против 100 у конкурента.
Все двигатели Ту-144, включая устанавливаемые на опытных экземплярах, превосходили силовые агрегаты «Olympus-593». Хотя не стоит считать, что зарубежные инженеры не могли придумать мощные моторы. В их задачу входило создание сбалансированных двигателей по экологичности и экономичности.
В начале июня 1973 года лайнер показали на международном авиационном салоне. Испытания проходили два дня и закончились катастрофой. Но тогда все списали на человеческий фактор, чтобы не закрывать такой перспективный проект.
В 1975 году Ту-144 совершил первый почтовый рейс. Через пару лет было решено использовать самолет для пассажирских перевозок.
Лайнер совершал рейсы по четвергам на протяжении семи месяцев. Билет стоил 80 рублей против 62 на обычном самолете. Желающих попробовать космические скорости было предостаточно.
Каждый полет Ту-144 был радостью для пассажиров и головной болью для экипажа и диспетчеров. Любая непредвиденная ситуация могла привести к катастрофе.
В мае 1978 года разбился опытный Ту-144, после чего пассажиров на серийных лайнерах перевозить перестали. Связано это скорее с экономической нецелесообразностью полетов – билеты не окупали и малой части расходов.
Самолеты Ту-144 все равно продолжали строить в единичных экземплярах до середины 80-х годов. Они использовались для испытательных полетов и установления мировых рекордов.
Всего было построено 17 самолетов Ту-144. Есть информация о том, что пара-тройка лайнеров до сих пор находятся в работоспособном состоянии, еще несколько можно вернуть в строй, починив. Остальные машины утилизированы.
Высоких показателей достигли советские конструкторы и на стезе гражданской авиации. Например, в конце 1960-х годов появился уникальный самолет Ту-144. Эта модель не просто смогла достигнуть звукового барьера скорости, но и превысила ее более чем в два раза.
Внешне самолет тоже получился запоминающимся – стремительный силуэт с характерной носовой частью напоминает какую-то птицу. Но эта модель хоть и перевозила пассажиров, но недолго – судьба к Ту-144 оказалась не слишком благосклонной.
История «рождения»
После окончания Второй Мировой войны реактивная авиация начала бурно развиваться во всех крупных странах. Лидерами стали, естественно, СССР и США. Освоив военную область, инженеры-конструкторы взялись и за гражданскую сферу.
Внешне самолет похож на хищную птицу. Фото: Youtube.com
Сверхзвуковые лайнеры должны были закрывать ряд задач:
✅ Сократить время перелетов
✅ Обойтись без нескольких пересадок
✅ Дать пассажирам новый уровень комфорта
Плюс ко всему – это же престижно, сделать серийный гражданский сверхзвуковой самолет.
Но первыми стали не США и СССР, а Англия и Франция. Каждая из двух этих стран поставила перед собой амбициозную цель – сделать самолет, способный перевозить 100 пассажиров со скоростью 2 500 км/ч.
После нескольких лет работ стало ясно, что ничего хорошего из этой идеи не выйдет – слишком дорого для таких небольших стран, как Англия и Франция. В итоге они объединились в 1962 году. Так началась история «Конкорда».
В Соединенных Штатах Америки велись свои разработки над подобной моделью, но с известным американским размахом. Их проект под названием «Supersonic» был рассчитан на 300 пассажиров и скорость около 3 000 км/ч. Размах оказался слишком грандиозным даже для США – в итоге от него отказались.
Это главный конкурент Ту-144 – «Конкорд». Фото: Youtube.com
Зато Советский Союз, который тоже заинтересовался проектом, добился результата. Произошло это благодаря Хрущеву. Он решил, что нельзя допустить такого превосходства капиталистов.
Постановление о создании нового сверхзвукового самолета подписано в 1963 году. Доверили это дело ОКБ Туполева, модель назвали Ту-144.
Конструкторы не стали пытаться повторить «имперские» замашки США, и решили разработать самолет на 100 пассажирских мест, способный разогнаться до 2 700 км/ч с запасом хода 4 500 км.
Главным инженером проекта стал молодой Андрей Туполев. Конечно, подобные военные самолеты уже успешно выпускались, но для создания гражданского лайнера многое пришлось придумывать с нуля.
Во время разработки модели конструкторы в первую очередь отказались от хвостового оперения, чтобы максимально облегчить вес лайнера. Затем остро встал вопрос об использовании двигателей.
В середине 1960-х годов в СССР не было мотора, способного обеспечить Ту-144 необходимую скорость вместе с экономичностью. Единственным претендентом, который в итоге выбрали, стал двигатель Куйбышевского завода.
Ту-144 предполагалось широко использовать в пассажирских перевозках. Фото: Youtube.com
Сконструированный Кузнецовым, этот мотор мог разогнать лайнер до сверхзвуковых скоростей. Конечно, не один, а квартетом из четырех силовых агрегатов.
Но существовала одна серьезная проблема, которая на корню резала бы все попытки использования Ту-144 в перевозках. Моторы Кузнецова работали в режимах форсажа – а это просто дикий расход топлива.
Но сверху пришла резолюция о том, что главное сделать несколько опытных образцов. Это должно было «утереть нос» Западу, а потом уже можно заняться разработкой специальных двигателей, подходящих для экономически обоснованной эксплуатации.
Ту-144 стал действительно всесоюзным проектом. В строительстве лайнера приняли участие сотни предприятий со всех уголков страны. Самолет собирали в Москве, но окончательная доводка модели состоялась на базе в Жуковском.
Первый полет Ту-144 совершил в конце декабря 1968 года. Советский лайнер обогнал западный «Конкорд» на 2 месяца. Так СССР победил в неофициальной гонке.
Это событие активно обсуждалось западной прессой. Основная мысль, которую пытались внушить народу – СССР занимался промышленным шпионажем, за счет чего и обогнал зарубежные страны.
Ту-144 в полете. Фото: Youtube.com
На самом деле, Советский Союз, Англия и Франция тесно сотрудничали между собой во время разработки сверхзвуковых пассажирских самолетов, но этот момент не принято освещать. Основная причина победы СССР в гонке – это работа в три смены без выходных.
Конструкция модели
Первая особенность Ту-144 – это постройка по бесхвостовой аэродинамической схеме. Фюзеляж выполнен в форме удлиненной трубы-полумонокока.
Обшивка для лайнера разрабатывалась специально – она из дорогостоящих титановых сплавов. На этот шаг пришлось пойти вынужденно – в результате испытаний было доказано, что только такой материал способен выдержать высокотемпературные нагрузки при сверхзвуковых скоростях.
Фюзеляж состоит из трех блоков:
✅ Кабина пилотов с носовым обтекателем
✅ Салон для 90-150 пассажиров
✅ Задняя часть, где размещен основной топливный бак
Электроника Ту-144 по своим параметрам не такая совершенная, как аналогичная система «Конкорда». Зато она проявила себя надежной и беспроблемной.
Двигатели на опытных Ту-144 использовали куйбышевские. На серийных моделях ставили уже рыбинские моторы.
Что примечательно – последние двигатели разрабатывали для Ту-144. Эти силовые агрегаты были инновационными – они могли разогнать самолет до сверхзвуковых скоростей без использования форсажной камеры, что существенно уменьшало расход топлива.
Шасси для Ту-144 разработали трехопорное с носовой стойкой. Топливные баки в количестве 18 штук разместили в крыльях. Когда лайнер разгонялся до сверхзвуковой скорости, горючее перекачивалось в основной бак.
Лайнер заходит на посадку. Фото: Youtube.com
Скоростные параметры Ту-144 превосходили западный «Конкорд» – 2 300 и 2 150 км/ч соответственно. Советский лайнер рассчитан на 150 пассажиров, против 100 у конкурента.
Все двигатели Ту-144, включая устанавливаемые на опытных экземплярах, превосходили силовые агрегаты «Olympus-593». Хотя не стоит считать, что зарубежные инженеры не могли придумать мощные моторы. В их задачу входило создание сбалансированных двигателей по экологичности и экономичности.
Несчастливая судьба Ту-144
В начале июня 1973 года лайнер показали на международном авиационном салоне. Испытания проходили два дня и закончились катастрофой. Но тогда все списали на человеческий фактор, чтобы не закрывать такой перспективный проект.
В 1975 году Ту-144 совершил первый почтовый рейс. Через пару лет было решено использовать самолет для пассажирских перевозок.
Лайнер совершал рейсы по четвергам на протяжении семи месяцев. Билет стоил 80 рублей против 62 на обычном самолете. Желающих попробовать космические скорости было предостаточно.
Каждый полет Ту-144 был радостью для пассажиров и головной болью для экипажа и диспетчеров. Любая непредвиденная ситуация могла привести к катастрофе.
Взлет Ту-144. Фото: Youtube.com
В мае 1978 года разбился опытный Ту-144, после чего пассажиров на серийных лайнерах перевозить перестали. Связано это скорее с экономической нецелесообразностью полетов – билеты не окупали и малой части расходов.
Самолеты Ту-144 все равно продолжали строить в единичных экземплярах до середины 80-х годов. Они использовались для испытательных полетов и установления мировых рекордов.
Всего было построено 17 самолетов Ту-144. Есть информация о том, что пара-тройка лайнеров до сих пор находятся в работоспособном состоянии, еще несколько можно вернуть в строй, починив. Остальные машины утилизированы.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...