Сверхзвуковой самолет Ту-144 – конструкция прошлого века, но даже сейчас поражает воображение
Советская авиация еще в начале 1940-х годов была лучшей в мире. Хватало в стране самолетов новых моделей, да вот только они поставлялись в войска уж слишком в малых количествах. Превосходство немцев в воздухе в Великой Отечественной Войне было связано лишь с внезапным и подлым нападением, когда за первые 8 часов было уничтожено более 1 200 летающих боевых машин Красной Армии.
Высоких показателей достигли советские конструкторы и на стезе гражданской авиации. Например, в конце 1960-х годов появился уникальный самолет Ту-144. Эта модель не просто смогла достигнуть звукового барьера скорости, но и превысила ее более чем в два раза.
Внешне самолет тоже получился запоминающимся – стремительный силуэт с характерной носовой частью напоминает какую-то птицу. Но эта модель хоть и перевозила пассажиров, но недолго – судьба к Ту-144 оказалась не слишком благосклонной.
После окончания Второй Мировой войны реактивная авиация начала бурно развиваться во всех крупных странах. Лидерами стали, естественно, СССР и США. Освоив военную область, инженеры-конструкторы взялись и за гражданскую сферу.
Сверхзвуковые лайнеры должны были закрывать ряд задач:
✅ Сократить время перелетов
✅ Обойтись без нескольких пересадок
✅ Дать пассажирам новый уровень комфорта
Плюс ко всему – это же престижно, сделать серийный гражданский сверхзвуковой самолет.
Но первыми стали не США и СССР, а Англия и Франция. Каждая из двух этих стран поставила перед собой амбициозную цель – сделать самолет, способный перевозить 100 пассажиров со скоростью 2 500 км/ч.
В Соединенных Штатах Америки велись свои разработки над подобной моделью, но с известным американским размахом. Их проект под названием «Supersonic» был рассчитан на 300 пассажиров и скорость около 3 000 км/ч. Размах оказался слишком грандиозным даже для США – в итоге от него отказались.
Зато Советский Союз, который тоже заинтересовался проектом, добился результата. Произошло это благодаря Хрущеву. Он решил, что нельзя допустить такого превосходства капиталистов.
Постановление о создании нового сверхзвукового самолета подписано в 1963 году. Доверили это дело ОКБ Туполева, модель назвали Ту-144.
Конструкторы не стали пытаться повторить «имперские» замашки США, и решили разработать самолет на 100 пассажирских мест, способный разогнаться до 2 700 км/ч с запасом хода 4 500 км.
Главным инженером проекта стал молодой Андрей Туполев. Конечно, подобные военные самолеты уже успешно выпускались, но для создания гражданского лайнера многое пришлось придумывать с нуля.
В середине 1960-х годов в СССР не было мотора, способного обеспечить Ту-144 необходимую скорость вместе с экономичностью. Единственным претендентом, который в итоге выбрали, стал двигатель Куйбышевского завода.
Сконструированный Кузнецовым, этот мотор мог разогнать лайнер до сверхзвуковых скоростей. Конечно, не один, а квартетом из четырех силовых агрегатов.
Но существовала одна серьезная проблема, которая на корню резала бы все попытки использования Ту-144 в перевозках. Моторы Кузнецова работали в режимах форсажа – а это просто дикий расход топлива.
Но сверху пришла резолюция о том, что главное сделать несколько опытных образцов. Это должно было «утереть нос» Западу, а потом уже можно заняться разработкой специальных двигателей, подходящих для экономически обоснованной эксплуатации.
Ту-144 стал действительно всесоюзным проектом. В строительстве лайнера приняли участие сотни предприятий со всех уголков страны. Самолет собирали в Москве, но окончательная доводка модели состоялась на базе в Жуковском.
Это событие активно обсуждалось западной прессой. Основная мысль, которую пытались внушить народу – СССР занимался промышленным шпионажем, за счет чего и обогнал зарубежные страны.
На самом деле, Советский Союз, Англия и Франция тесно сотрудничали между собой во время разработки сверхзвуковых пассажирских самолетов, но этот момент не принято освещать. Основная причина победы СССР в гонке – это работа в три смены без выходных.
Первая особенность Ту-144 – это постройка по бесхвостовой аэродинамической схеме. Фюзеляж выполнен в форме удлиненной трубы-полумонокока.
Обшивка для лайнера разрабатывалась специально – она из дорогостоящих титановых сплавов. На этот шаг пришлось пойти вынужденно – в результате испытаний было доказано, что только такой материал способен выдержать высокотемпературные нагрузки при сверхзвуковых скоростях.
Фюзеляж состоит из трех блоков:
✅ Кабина пилотов с носовым обтекателем
✅ Салон для 90-150 пассажиров
✅ Задняя часть, где размещен основной топливный бак
Электроника Ту-144 по своим параметрам не такая совершенная, как аналогичная система «Конкорда». Зато она проявила себя надежной и беспроблемной.
Что примечательно – последние двигатели разрабатывали для Ту-144. Эти силовые агрегаты были инновационными – они могли разогнать самолет до сверхзвуковых скоростей без использования форсажной камеры, что существенно уменьшало расход топлива.
Шасси для Ту-144 разработали трехопорное с носовой стойкой. Топливные баки в количестве 18 штук разместили в крыльях. Когда лайнер разгонялся до сверхзвуковой скорости, горючее перекачивалось в основной бак.
Скоростные параметры Ту-144 превосходили западный «Конкорд» – 2 300 и 2 150 км/ч соответственно. Советский лайнер рассчитан на 150 пассажиров, против 100 у конкурента.
Все двигатели Ту-144, включая устанавливаемые на опытных экземплярах, превосходили силовые агрегаты «Olympus-593». Хотя не стоит считать, что зарубежные инженеры не могли придумать мощные моторы. В их задачу входило создание сбалансированных двигателей по экологичности и экономичности.
В начале июня 1973 года лайнер показали на международном авиационном салоне. Испытания проходили два дня и закончились катастрофой. Но тогда все списали на человеческий фактор, чтобы не закрывать такой перспективный проект.
В 1975 году Ту-144 совершил первый почтовый рейс. Через пару лет было решено использовать самолет для пассажирских перевозок.
Лайнер совершал рейсы по четвергам на протяжении семи месяцев. Билет стоил 80 рублей против 62 на обычном самолете. Желающих попробовать космические скорости было предостаточно.
Каждый полет Ту-144 был радостью для пассажиров и головной болью для экипажа и диспетчеров. Любая непредвиденная ситуация могла привести к катастрофе.
В мае 1978 года разбился опытный Ту-144, после чего пассажиров на серийных лайнерах перевозить перестали. Связано это скорее с экономической нецелесообразностью полетов – билеты не окупали и малой части расходов.
Самолеты Ту-144 все равно продолжали строить в единичных экземплярах до середины 80-х годов. Они использовались для испытательных полетов и установления мировых рекордов.
Всего было построено 17 самолетов Ту-144. Есть информация о том, что пара-тройка лайнеров до сих пор находятся в работоспособном состоянии, еще несколько можно вернуть в строй, починив. Остальные машины утилизированы.
Высоких показателей достигли советские конструкторы и на стезе гражданской авиации. Например, в конце 1960-х годов появился уникальный самолет Ту-144. Эта модель не просто смогла достигнуть звукового барьера скорости, но и превысила ее более чем в два раза.
Внешне самолет тоже получился запоминающимся – стремительный силуэт с характерной носовой частью напоминает какую-то птицу. Но эта модель хоть и перевозила пассажиров, но недолго – судьба к Ту-144 оказалась не слишком благосклонной.
История «рождения»
После окончания Второй Мировой войны реактивная авиация начала бурно развиваться во всех крупных странах. Лидерами стали, естественно, СССР и США. Освоив военную область, инженеры-конструкторы взялись и за гражданскую сферу.
Внешне самолет похож на хищную птицу. Фото: Youtube.com
Сверхзвуковые лайнеры должны были закрывать ряд задач:
✅ Сократить время перелетов
✅ Обойтись без нескольких пересадок
✅ Дать пассажирам новый уровень комфорта
Плюс ко всему – это же престижно, сделать серийный гражданский сверхзвуковой самолет.
Но первыми стали не США и СССР, а Англия и Франция. Каждая из двух этих стран поставила перед собой амбициозную цель – сделать самолет, способный перевозить 100 пассажиров со скоростью 2 500 км/ч.
После нескольких лет работ стало ясно, что ничего хорошего из этой идеи не выйдет – слишком дорого для таких небольших стран, как Англия и Франция. В итоге они объединились в 1962 году. Так началась история «Конкорда».
В Соединенных Штатах Америки велись свои разработки над подобной моделью, но с известным американским размахом. Их проект под названием «Supersonic» был рассчитан на 300 пассажиров и скорость около 3 000 км/ч. Размах оказался слишком грандиозным даже для США – в итоге от него отказались.
Это главный конкурент Ту-144 – «Конкорд». Фото: Youtube.com
Зато Советский Союз, который тоже заинтересовался проектом, добился результата. Произошло это благодаря Хрущеву. Он решил, что нельзя допустить такого превосходства капиталистов.
Постановление о создании нового сверхзвукового самолета подписано в 1963 году. Доверили это дело ОКБ Туполева, модель назвали Ту-144.
Конструкторы не стали пытаться повторить «имперские» замашки США, и решили разработать самолет на 100 пассажирских мест, способный разогнаться до 2 700 км/ч с запасом хода 4 500 км.
Главным инженером проекта стал молодой Андрей Туполев. Конечно, подобные военные самолеты уже успешно выпускались, но для создания гражданского лайнера многое пришлось придумывать с нуля.
Во время разработки модели конструкторы в первую очередь отказались от хвостового оперения, чтобы максимально облегчить вес лайнера. Затем остро встал вопрос об использовании двигателей.
В середине 1960-х годов в СССР не было мотора, способного обеспечить Ту-144 необходимую скорость вместе с экономичностью. Единственным претендентом, который в итоге выбрали, стал двигатель Куйбышевского завода.
Ту-144 предполагалось широко использовать в пассажирских перевозках. Фото: Youtube.com
Сконструированный Кузнецовым, этот мотор мог разогнать лайнер до сверхзвуковых скоростей. Конечно, не один, а квартетом из четырех силовых агрегатов.
Но существовала одна серьезная проблема, которая на корню резала бы все попытки использования Ту-144 в перевозках. Моторы Кузнецова работали в режимах форсажа – а это просто дикий расход топлива.
Но сверху пришла резолюция о том, что главное сделать несколько опытных образцов. Это должно было «утереть нос» Западу, а потом уже можно заняться разработкой специальных двигателей, подходящих для экономически обоснованной эксплуатации.
Ту-144 стал действительно всесоюзным проектом. В строительстве лайнера приняли участие сотни предприятий со всех уголков страны. Самолет собирали в Москве, но окончательная доводка модели состоялась на базе в Жуковском.
Первый полет Ту-144 совершил в конце декабря 1968 года. Советский лайнер обогнал западный «Конкорд» на 2 месяца. Так СССР победил в неофициальной гонке.
Это событие активно обсуждалось западной прессой. Основная мысль, которую пытались внушить народу – СССР занимался промышленным шпионажем, за счет чего и обогнал зарубежные страны.
Ту-144 в полете. Фото: Youtube.com
На самом деле, Советский Союз, Англия и Франция тесно сотрудничали между собой во время разработки сверхзвуковых пассажирских самолетов, но этот момент не принято освещать. Основная причина победы СССР в гонке – это работа в три смены без выходных.
Конструкция модели
Первая особенность Ту-144 – это постройка по бесхвостовой аэродинамической схеме. Фюзеляж выполнен в форме удлиненной трубы-полумонокока.
Обшивка для лайнера разрабатывалась специально – она из дорогостоящих титановых сплавов. На этот шаг пришлось пойти вынужденно – в результате испытаний было доказано, что только такой материал способен выдержать высокотемпературные нагрузки при сверхзвуковых скоростях.
Фюзеляж состоит из трех блоков:
✅ Кабина пилотов с носовым обтекателем
✅ Салон для 90-150 пассажиров
✅ Задняя часть, где размещен основной топливный бак
Электроника Ту-144 по своим параметрам не такая совершенная, как аналогичная система «Конкорда». Зато она проявила себя надежной и беспроблемной.
Двигатели на опытных Ту-144 использовали куйбышевские. На серийных моделях ставили уже рыбинские моторы.
Что примечательно – последние двигатели разрабатывали для Ту-144. Эти силовые агрегаты были инновационными – они могли разогнать самолет до сверхзвуковых скоростей без использования форсажной камеры, что существенно уменьшало расход топлива.
Шасси для Ту-144 разработали трехопорное с носовой стойкой. Топливные баки в количестве 18 штук разместили в крыльях. Когда лайнер разгонялся до сверхзвуковой скорости, горючее перекачивалось в основной бак.
Лайнер заходит на посадку. Фото: Youtube.com
Скоростные параметры Ту-144 превосходили западный «Конкорд» – 2 300 и 2 150 км/ч соответственно. Советский лайнер рассчитан на 150 пассажиров, против 100 у конкурента.
Все двигатели Ту-144, включая устанавливаемые на опытных экземплярах, превосходили силовые агрегаты «Olympus-593». Хотя не стоит считать, что зарубежные инженеры не могли придумать мощные моторы. В их задачу входило создание сбалансированных двигателей по экологичности и экономичности.
Несчастливая судьба Ту-144
В начале июня 1973 года лайнер показали на международном авиационном салоне. Испытания проходили два дня и закончились катастрофой. Но тогда все списали на человеческий фактор, чтобы не закрывать такой перспективный проект.
В 1975 году Ту-144 совершил первый почтовый рейс. Через пару лет было решено использовать самолет для пассажирских перевозок.
Лайнер совершал рейсы по четвергам на протяжении семи месяцев. Билет стоил 80 рублей против 62 на обычном самолете. Желающих попробовать космические скорости было предостаточно.
Каждый полет Ту-144 был радостью для пассажиров и головной болью для экипажа и диспетчеров. Любая непредвиденная ситуация могла привести к катастрофе.
Взлет Ту-144. Фото: Youtube.com
В мае 1978 года разбился опытный Ту-144, после чего пассажиров на серийных лайнерах перевозить перестали. Связано это скорее с экономической нецелесообразностью полетов – билеты не окупали и малой части расходов.
Самолеты Ту-144 все равно продолжали строить в единичных экземплярах до середины 80-х годов. Они использовались для испытательных полетов и установления мировых рекордов.
Всего было построено 17 самолетов Ту-144. Есть информация о том, что пара-тройка лайнеров до сих пор находятся в работоспособном состоянии, еще несколько можно вернуть в строй, починив. Остальные машины утилизированы.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....