Сверхзвуковой самолет Ту-144 – конструкция прошлого века, но даже сейчас поражает воображение
Советская авиация еще в начале 1940-х годов была лучшей в мире. Хватало в стране самолетов новых моделей, да вот только они поставлялись в войска уж слишком в малых количествах. Превосходство немцев в воздухе в Великой Отечественной Войне было связано лишь с внезапным и подлым нападением, когда за первые 8 часов было уничтожено более 1 200 летающих боевых машин Красной Армии.
Высоких показателей достигли советские конструкторы и на стезе гражданской авиации. Например, в конце 1960-х годов появился уникальный самолет Ту-144. Эта модель не просто смогла достигнуть звукового барьера скорости, но и превысила ее более чем в два раза.
Внешне самолет тоже получился запоминающимся – стремительный силуэт с характерной носовой частью напоминает какую-то птицу. Но эта модель хоть и перевозила пассажиров, но недолго – судьба к Ту-144 оказалась не слишком благосклонной.
После окончания Второй Мировой войны реактивная авиация начала бурно развиваться во всех крупных странах. Лидерами стали, естественно, СССР и США. Освоив военную область, инженеры-конструкторы взялись и за гражданскую сферу.
Сверхзвуковые лайнеры должны были закрывать ряд задач:
✅ Сократить время перелетов
✅ Обойтись без нескольких пересадок
✅ Дать пассажирам новый уровень комфорта
Плюс ко всему – это же престижно, сделать серийный гражданский сверхзвуковой самолет.
Но первыми стали не США и СССР, а Англия и Франция. Каждая из двух этих стран поставила перед собой амбициозную цель – сделать самолет, способный перевозить 100 пассажиров со скоростью 2 500 км/ч.
В Соединенных Штатах Америки велись свои разработки над подобной моделью, но с известным американским размахом. Их проект под названием «Supersonic» был рассчитан на 300 пассажиров и скорость около 3 000 км/ч. Размах оказался слишком грандиозным даже для США – в итоге от него отказались.
Зато Советский Союз, который тоже заинтересовался проектом, добился результата. Произошло это благодаря Хрущеву. Он решил, что нельзя допустить такого превосходства капиталистов.
Постановление о создании нового сверхзвукового самолета подписано в 1963 году. Доверили это дело ОКБ Туполева, модель назвали Ту-144.
Конструкторы не стали пытаться повторить «имперские» замашки США, и решили разработать самолет на 100 пассажирских мест, способный разогнаться до 2 700 км/ч с запасом хода 4 500 км.
Главным инженером проекта стал молодой Андрей Туполев. Конечно, подобные военные самолеты уже успешно выпускались, но для создания гражданского лайнера многое пришлось придумывать с нуля.
В середине 1960-х годов в СССР не было мотора, способного обеспечить Ту-144 необходимую скорость вместе с экономичностью. Единственным претендентом, который в итоге выбрали, стал двигатель Куйбышевского завода.
Сконструированный Кузнецовым, этот мотор мог разогнать лайнер до сверхзвуковых скоростей. Конечно, не один, а квартетом из четырех силовых агрегатов.
Но существовала одна серьезная проблема, которая на корню резала бы все попытки использования Ту-144 в перевозках. Моторы Кузнецова работали в режимах форсажа – а это просто дикий расход топлива.
Но сверху пришла резолюция о том, что главное сделать несколько опытных образцов. Это должно было «утереть нос» Западу, а потом уже можно заняться разработкой специальных двигателей, подходящих для экономически обоснованной эксплуатации.
Ту-144 стал действительно всесоюзным проектом. В строительстве лайнера приняли участие сотни предприятий со всех уголков страны. Самолет собирали в Москве, но окончательная доводка модели состоялась на базе в Жуковском.
Это событие активно обсуждалось западной прессой. Основная мысль, которую пытались внушить народу – СССР занимался промышленным шпионажем, за счет чего и обогнал зарубежные страны.
На самом деле, Советский Союз, Англия и Франция тесно сотрудничали между собой во время разработки сверхзвуковых пассажирских самолетов, но этот момент не принято освещать. Основная причина победы СССР в гонке – это работа в три смены без выходных.
Первая особенность Ту-144 – это постройка по бесхвостовой аэродинамической схеме. Фюзеляж выполнен в форме удлиненной трубы-полумонокока.
Обшивка для лайнера разрабатывалась специально – она из дорогостоящих титановых сплавов. На этот шаг пришлось пойти вынужденно – в результате испытаний было доказано, что только такой материал способен выдержать высокотемпературные нагрузки при сверхзвуковых скоростях.
Фюзеляж состоит из трех блоков:
✅ Кабина пилотов с носовым обтекателем
✅ Салон для 90-150 пассажиров
✅ Задняя часть, где размещен основной топливный бак
Электроника Ту-144 по своим параметрам не такая совершенная, как аналогичная система «Конкорда». Зато она проявила себя надежной и беспроблемной.
Что примечательно – последние двигатели разрабатывали для Ту-144. Эти силовые агрегаты были инновационными – они могли разогнать самолет до сверхзвуковых скоростей без использования форсажной камеры, что существенно уменьшало расход топлива.
Шасси для Ту-144 разработали трехопорное с носовой стойкой. Топливные баки в количестве 18 штук разместили в крыльях. Когда лайнер разгонялся до сверхзвуковой скорости, горючее перекачивалось в основной бак.
Скоростные параметры Ту-144 превосходили западный «Конкорд» – 2 300 и 2 150 км/ч соответственно. Советский лайнер рассчитан на 150 пассажиров, против 100 у конкурента.
Все двигатели Ту-144, включая устанавливаемые на опытных экземплярах, превосходили силовые агрегаты «Olympus-593». Хотя не стоит считать, что зарубежные инженеры не могли придумать мощные моторы. В их задачу входило создание сбалансированных двигателей по экологичности и экономичности.
В начале июня 1973 года лайнер показали на международном авиационном салоне. Испытания проходили два дня и закончились катастрофой. Но тогда все списали на человеческий фактор, чтобы не закрывать такой перспективный проект.
В 1975 году Ту-144 совершил первый почтовый рейс. Через пару лет было решено использовать самолет для пассажирских перевозок.
Лайнер совершал рейсы по четвергам на протяжении семи месяцев. Билет стоил 80 рублей против 62 на обычном самолете. Желающих попробовать космические скорости было предостаточно.
Каждый полет Ту-144 был радостью для пассажиров и головной болью для экипажа и диспетчеров. Любая непредвиденная ситуация могла привести к катастрофе.
В мае 1978 года разбился опытный Ту-144, после чего пассажиров на серийных лайнерах перевозить перестали. Связано это скорее с экономической нецелесообразностью полетов – билеты не окупали и малой части расходов.
Самолеты Ту-144 все равно продолжали строить в единичных экземплярах до середины 80-х годов. Они использовались для испытательных полетов и установления мировых рекордов.
Всего было построено 17 самолетов Ту-144. Есть информация о том, что пара-тройка лайнеров до сих пор находятся в работоспособном состоянии, еще несколько можно вернуть в строй, починив. Остальные машины утилизированы.
Высоких показателей достигли советские конструкторы и на стезе гражданской авиации. Например, в конце 1960-х годов появился уникальный самолет Ту-144. Эта модель не просто смогла достигнуть звукового барьера скорости, но и превысила ее более чем в два раза.
Внешне самолет тоже получился запоминающимся – стремительный силуэт с характерной носовой частью напоминает какую-то птицу. Но эта модель хоть и перевозила пассажиров, но недолго – судьба к Ту-144 оказалась не слишком благосклонной.
История «рождения»
После окончания Второй Мировой войны реактивная авиация начала бурно развиваться во всех крупных странах. Лидерами стали, естественно, СССР и США. Освоив военную область, инженеры-конструкторы взялись и за гражданскую сферу.
Внешне самолет похож на хищную птицу. Фото: Youtube.com
Сверхзвуковые лайнеры должны были закрывать ряд задач:
✅ Сократить время перелетов
✅ Обойтись без нескольких пересадок
✅ Дать пассажирам новый уровень комфорта
Плюс ко всему – это же престижно, сделать серийный гражданский сверхзвуковой самолет.
Но первыми стали не США и СССР, а Англия и Франция. Каждая из двух этих стран поставила перед собой амбициозную цель – сделать самолет, способный перевозить 100 пассажиров со скоростью 2 500 км/ч.
После нескольких лет работ стало ясно, что ничего хорошего из этой идеи не выйдет – слишком дорого для таких небольших стран, как Англия и Франция. В итоге они объединились в 1962 году. Так началась история «Конкорда».
В Соединенных Штатах Америки велись свои разработки над подобной моделью, но с известным американским размахом. Их проект под названием «Supersonic» был рассчитан на 300 пассажиров и скорость около 3 000 км/ч. Размах оказался слишком грандиозным даже для США – в итоге от него отказались.
Это главный конкурент Ту-144 – «Конкорд». Фото: Youtube.com
Зато Советский Союз, который тоже заинтересовался проектом, добился результата. Произошло это благодаря Хрущеву. Он решил, что нельзя допустить такого превосходства капиталистов.
Постановление о создании нового сверхзвукового самолета подписано в 1963 году. Доверили это дело ОКБ Туполева, модель назвали Ту-144.
Конструкторы не стали пытаться повторить «имперские» замашки США, и решили разработать самолет на 100 пассажирских мест, способный разогнаться до 2 700 км/ч с запасом хода 4 500 км.
Главным инженером проекта стал молодой Андрей Туполев. Конечно, подобные военные самолеты уже успешно выпускались, но для создания гражданского лайнера многое пришлось придумывать с нуля.
Во время разработки модели конструкторы в первую очередь отказались от хвостового оперения, чтобы максимально облегчить вес лайнера. Затем остро встал вопрос об использовании двигателей.
В середине 1960-х годов в СССР не было мотора, способного обеспечить Ту-144 необходимую скорость вместе с экономичностью. Единственным претендентом, который в итоге выбрали, стал двигатель Куйбышевского завода.
Ту-144 предполагалось широко использовать в пассажирских перевозках. Фото: Youtube.com
Сконструированный Кузнецовым, этот мотор мог разогнать лайнер до сверхзвуковых скоростей. Конечно, не один, а квартетом из четырех силовых агрегатов.
Но существовала одна серьезная проблема, которая на корню резала бы все попытки использования Ту-144 в перевозках. Моторы Кузнецова работали в режимах форсажа – а это просто дикий расход топлива.
Но сверху пришла резолюция о том, что главное сделать несколько опытных образцов. Это должно было «утереть нос» Западу, а потом уже можно заняться разработкой специальных двигателей, подходящих для экономически обоснованной эксплуатации.
Ту-144 стал действительно всесоюзным проектом. В строительстве лайнера приняли участие сотни предприятий со всех уголков страны. Самолет собирали в Москве, но окончательная доводка модели состоялась на базе в Жуковском.
Первый полет Ту-144 совершил в конце декабря 1968 года. Советский лайнер обогнал западный «Конкорд» на 2 месяца. Так СССР победил в неофициальной гонке.
Это событие активно обсуждалось западной прессой. Основная мысль, которую пытались внушить народу – СССР занимался промышленным шпионажем, за счет чего и обогнал зарубежные страны.
Ту-144 в полете. Фото: Youtube.com
На самом деле, Советский Союз, Англия и Франция тесно сотрудничали между собой во время разработки сверхзвуковых пассажирских самолетов, но этот момент не принято освещать. Основная причина победы СССР в гонке – это работа в три смены без выходных.
Конструкция модели
Первая особенность Ту-144 – это постройка по бесхвостовой аэродинамической схеме. Фюзеляж выполнен в форме удлиненной трубы-полумонокока.
Обшивка для лайнера разрабатывалась специально – она из дорогостоящих титановых сплавов. На этот шаг пришлось пойти вынужденно – в результате испытаний было доказано, что только такой материал способен выдержать высокотемпературные нагрузки при сверхзвуковых скоростях.
Фюзеляж состоит из трех блоков:
✅ Кабина пилотов с носовым обтекателем
✅ Салон для 90-150 пассажиров
✅ Задняя часть, где размещен основной топливный бак
Электроника Ту-144 по своим параметрам не такая совершенная, как аналогичная система «Конкорда». Зато она проявила себя надежной и беспроблемной.
Двигатели на опытных Ту-144 использовали куйбышевские. На серийных моделях ставили уже рыбинские моторы.
Что примечательно – последние двигатели разрабатывали для Ту-144. Эти силовые агрегаты были инновационными – они могли разогнать самолет до сверхзвуковых скоростей без использования форсажной камеры, что существенно уменьшало расход топлива.
Шасси для Ту-144 разработали трехопорное с носовой стойкой. Топливные баки в количестве 18 штук разместили в крыльях. Когда лайнер разгонялся до сверхзвуковой скорости, горючее перекачивалось в основной бак.
Лайнер заходит на посадку. Фото: Youtube.com
Скоростные параметры Ту-144 превосходили западный «Конкорд» – 2 300 и 2 150 км/ч соответственно. Советский лайнер рассчитан на 150 пассажиров, против 100 у конкурента.
Все двигатели Ту-144, включая устанавливаемые на опытных экземплярах, превосходили силовые агрегаты «Olympus-593». Хотя не стоит считать, что зарубежные инженеры не могли придумать мощные моторы. В их задачу входило создание сбалансированных двигателей по экологичности и экономичности.
Несчастливая судьба Ту-144
В начале июня 1973 года лайнер показали на международном авиационном салоне. Испытания проходили два дня и закончились катастрофой. Но тогда все списали на человеческий фактор, чтобы не закрывать такой перспективный проект.
В 1975 году Ту-144 совершил первый почтовый рейс. Через пару лет было решено использовать самолет для пассажирских перевозок.
Лайнер совершал рейсы по четвергам на протяжении семи месяцев. Билет стоил 80 рублей против 62 на обычном самолете. Желающих попробовать космические скорости было предостаточно.
Каждый полет Ту-144 был радостью для пассажиров и головной болью для экипажа и диспетчеров. Любая непредвиденная ситуация могла привести к катастрофе.
Взлет Ту-144. Фото: Youtube.com
В мае 1978 года разбился опытный Ту-144, после чего пассажиров на серийных лайнерах перевозить перестали. Связано это скорее с экономической нецелесообразностью полетов – билеты не окупали и малой части расходов.
Самолеты Ту-144 все равно продолжали строить в единичных экземплярах до середины 80-х годов. Они использовались для испытательных полетов и установления мировых рекордов.
Всего было построено 17 самолетов Ту-144. Есть информация о том, что пара-тройка лайнеров до сих пор находятся в работоспособном состоянии, еще несколько можно вернуть в строй, починив. Остальные машины утилизированы.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бурану» быть — на Урале восстанавливают легендарный космический корабль
В России никогда не проводились реставрационные работы такого уровня. Задача сложная, но сдаваться не собираются....
Российский самолет успешно прошел летные испытания и выходит «на работу»
Пока мы ждем ЛМС-901 «Байкал», эта машина легкого класса уже полностью готова к эксплуатации. Осталось только передать авиакомпании-заказчику....
Проблемы из-за ДУА на SSJ100 прекратятся – инженеры «Яковлев» нашли решение
В новых импортозамещающих лайнерах полностью переработали конструкцию. Также изменился подход к версиям с иностранными комплектующими....
Импортозамещение в авиастроении – идем к цели или меняем ее под возможности?
Запланированное соотношение российских и зарубежных деталей в наших самолетах изменилось. Есть некоторые трудности, но и находятся пути их решения....
Apal Jaeger: пластиковая «Нива» для немцев за 2,1 млн рублей
«Русский Гелендваген» уверенно прописался в Германии. Разбираемся, за что его любят немцы....
Советские тракторы, в которых зимой меньше мерзли
Советская сельскохозяйственная и строительная техника не отличалась комфортными кабинами. Более того – изначально последних не было вообще. Максимум тент над...
Старая Mitsubishi Delica 4х4 – таким должен был стать УАЗ «Буханка»
Японские автомобили считаются высокотехнологичными и современными. Но некоторые местные водители устают от этого совершенства. Им необходимо иметь машину...
Серийный выпуск МС-21 снова перенесли
Производство начнется только после завершения сертификационных испытаний. Они продлятся весь 2025 год....
Ждем в салонах – АВТОВАЗ вернулся к выпуску двух версий популярной модели
Автомобили уже собирают «полным ходом». Кроме того, стала известна причина задержки выпуска этой модели....
Большое зимнее испытание – какой из 13 «китайцев» выдержит русское бездорожье
Хотели сделать тест-драйв Jetour Dashing, а получился настоящий снежный «батл» самых популярных китайских внедорожников. На этой «сходке» собрались 13...
Автобусы RTS: почему они стали легендой американского городского транспорта?
Автобусы RTS стали знаковым элементом инфраструктуры мегаполисов США практически сразу же после своего появления, особенно в Нью-Йорке. Их история началась в...
Российский вертопорт проходит испытания
Аналогов в мире нет – так заявляют разработчики автоматизированной станции и уже принимают предварительные заказы. Подробнее об этом читайте в нашем материале....
Новый морской терминал в Калининграде принял первый паром из Санкт-Петербурга
Это важный шаг на пути к развитию морского сообщения с российским эксклавом. Паром будет ходить регулярно в оба направления....
Российский электромотоцикл Aurus Merlon остался «за бортом» президентского кортежа
Потенциальные заказчики забраковали отечественный мотоцикл. Но шансы вернуться у него остались....
Ил-96 и Boeing-747: мастера посадки – кто лучше?
О мастерстве пилота многое расскажет посадка: она беспристрастно продемонстрирует, на что способен летчик, как владеет вверенной машиной. При этом...
Железная дорога: у России – свой путь
В Европе принята более узкая, чем в РФ ширина ж/д колеи: почему не удалось сделать единым этот параметр и как сегодня решают проблему при переезде границ....