Skoda – как появились троллейбусы популярной марки
Когда мы слышим название Skoda, то большинство сразу думает об одной из самых популярных на российском рынке марке легковых автомобилей. Люди постарше, возможно, вспомнят о хорошо зарекомендовавших себя в качестве советских дальнобоев одноименных грузовиках. Конечно, и пассажирские локомотивы этой марки известны многим. На самом деле, продукция, производимая чешским концерном, имеет очень широкий спектр. Это и станки, и различное оборудование. А еще, в прошлом году исполнилось ровно 85 лет с того дня, когда Skoda выпустила свой первый троллейбус. Именно об этой продукции известной марки и пойдет речь сегодня.
Вообще сама история пльзеньского гиганта началась с того, что граф Валдштейн решил некоторые участки литейного производства перебазировать из предместья непосредственно в сам город. Это было машиностроение, занимавшееся изготовлением оборудования для разных отраслей: сахарного производства, паровых механизмов и пивоваренных предприятий. Последнее и не удивительно, ведь чехи – самые заядлые в мире любители пива, а Пльзень – всеобще признанный центр по производству лучшего в мире сорта этого пенного напитка.
Возможно, проект бы и не стал таким успешным, если бы к его реализации не был привлечен талантливый 27-летний инженер Эмиль Шкода. Он так хорошо проявил себя, что уже в возрасте Христа стал полноправным руководителем предприятия. Более того, как мы видим сегодня, сам концерн, со временем стал именоваться его именем. К началу XX века, когда умер Эмиль, в Пльзене был налажен выпуск локомотивов, автомобилей, самолетов и многих других видов техники. До начала производства троллейбусов оставалось еще три с половиной десятилетия.
В чехословацкой столице городе Прага к середине 30-х население приближалось к 900 тыс. Такой большой город нуждался в хорошей транспортной развязке. Поэтому 28 августа 1936 года было принято решение об открытии в нем регулярного троллейбусного движения. Для технического обеспечения проекта был привлечен концерн Skoda. Не имея опыта в этом направлении, заводчане исходили из имеющихся конструкций.
Окраска новинки была выполнена в красно-кремовых тонах, его было видно издалека и многие пражане (особенно, дети) подолгу любовались диковинным для них транспортным средством. Машина прослужила верой и правдой почти 20 лет, после чего была передана в распоряжение местного технического музея. Но там она пробыла всего несколько лет, после чего в 1961 году была утилизирована на металлолом. Конечно, как вы понимаете, на этом история чешских троллейбусов еще не закончилась. Напротив, она только начиналась.
Столичные инженеры и специалисты, проводившие ходовые испытания, получили положительные результаты. Они касались как технических показателей Skoda 1Tr, так и уменьшения транспортного и пассажирского потока на улицах Праги. Троллейбусное производство получило «зеленый свет» и уже в 1938 году (накануне фашистской оккупации и насильственного раздела страны) появилось сразу пять модернизированных машин Skoda 2Tr. Изменения были как конструктивными, так и техническими:
✅ снижен уровень пола в салоне
✅ добавлен второй двигатель
✅ для автономности установлены аккумуляторные батареи
Третье поколение троллейбусов появилось в то время, когда Вторая мировая война была в самом разгаре. Это был 1941 год, но в Чехии была мирная жизнь, которая позволила даже ввести троллейбусное сообщение в Пльзене и отправить туда сразу 6 машин этой серии. Но, военное положение все же сказалось на производстве мирной продукции. Следующие два поколения машин, появлявшиеся с разницей в один год, так и остались в качестве опытных образцов. К сожалению, время требовало только военной техники.
Модель, которая получила возможность выйти в серию, удалось создать уже в мирное время. Она получила порядковый индекс 6Tr. Послевоенный технический подъем вывел и производство чехословацких троллейбусов на качественно новый уровень, внедрив некоторые полезные обновления:
✅ самонесущий стальной кузов
✅ улучшенное качество эксплуатации
✅ поперечные лавки для пассажиров
✅ фирменные барабанные штангоуловители
Эксплуатация этой модели продлилась более 20 лет, и по всему было видно, что конструкторы настроены на дальнюю перспективу. Ведь в 7Tr, который появился уже на следующий год, постарались учитывать пожелания потребителей до мельчайших подробностей. К примеру, обледенение ветровых стекол в зимнее время создавало множество неудобств для водителя троллейбуса и ограничивало его обзор. Проблему решили с помощью небольших обогревателей, установленных рядом с приборной панелью.
Такая щепетильность принесла заслуженную награду. С 1954 года для троллейбусов Skoda открылся международный рынок. Первым клиентом стала польская столица Варшава. Но впереди марку ждала еще большая известность.
Первой моделью завода, получившей всемирную известность, стал Skoda 8Tr. Конечно, большинство потребителей составили страны социалистического лагеря. К Польше присоединились Восточная Германия и Румыния. 28 автобусов было отправлено для двух китайских мегаполисов. Дошли даже до Египта, но основным потребителем продукции стал огромный Советский Союз.
Начало этого сотрудничества положил визит тогдашнего руководителя советской страны Никиты Хрущева в Чехословакию. Это произошло в 1957 году, всего годом позже после начала выпуска «восьмой» модели троллейбуса. Свеженькая машина была представлена Первому секретарю, который оценил ее качество и внешний вид по достоинству. Поэтому очень скоро первая партия 8Tr отправилась в советские города. Ими стали столицы некоторых республик (Украины, Грузии и прибалтийских стран), а также центр курортного Крыма.
Объемы производства заметно возросли и концерн, для которого самым важным было производство автомобильной и железнодорожной техники (а троллейбусы, скорее, как хобби), столкнулся с нехваткой ресурсов. Выход нашли очень быстро. Во второй половине 50-х было принято решение о закрытии Яхимовских урановых рудников, поэтому местная инфраструктура и освободившаяся рабочая сила вполне подходила для переноса сюда троллейбусного производства.
Так Остров-над-Огржи, небольшой городок с несколькими тысячами населения, стал на несколько десятилетий местом, где расположилось предприятие Skoda-Ostrov. Такие перемены поспособствовали тому, что к началу 60-х местное население увеличилось в несколько раз, превысив 16 тысяч. Именно на здешних производственных мощностях в 1961 году появился знаменитый Skoda 9Tr. Он стал самой массовой моделью предприятия и всего зарубежного мира. За двадцать один год производства было изготовлено более 7 тысяч машин (больше только у советских ЗиУ-9).
Львиная доля троллейбусов 9Tr, модернизированных и новых моделей до начала 90-х отправлялась на экспорт в Советский Союз. Больше всего они были распространены в крупных украинских городах. Например, в Киеве основную часть парка составляли именно чехословацкие машины. В некоторых городах их число приближалось к 100 % всего троллейбусного парка.
Позже последовал выпуск еще двух успешных моделей сочлененных троллейбусов – 14 Tr и 15Tr, которые также поставлялись в Союз. Созданы и их успешные модификации для американского города Сан-Франциско. Пришлось им поработать и на самом длинном в мире крымском троллейбусном маршруте. Интересно, что и сегодня модернизированные машины этих моделей трудятся в таких украинских городах, как Тернополь и Ровно.
Но, в 1989 году Чехословакия перешла на капиталистические рельсы, еще через два года исчез СССР, а сама страна, через год пережила «бархатный раздел». С 1993 года коммерческое предприятие по производству троллейбусов оказалось на территории нового государства – Чехии. Изменилась политическая ситуация, исчез основной потребитель продукции, поэтому производство стало постепенно сворачиваться. Оно было полностью остановлено в 2004 года. С этого времени все новые модели троллейбусов производил Skoda-Electric в Пльзене.
Вообще сама история пльзеньского гиганта началась с того, что граф Валдштейн решил некоторые участки литейного производства перебазировать из предместья непосредственно в сам город. Это было машиностроение, занимавшееся изготовлением оборудования для разных отраслей: сахарного производства, паровых механизмов и пивоваренных предприятий. Последнее и не удивительно, ведь чехи – самые заядлые в мире любители пива, а Пльзень – всеобще признанный центр по производству лучшего в мире сорта этого пенного напитка.
Легендарные барабаны на штангах Skoda. Фото: youtube.com
Возможно, проект бы и не стал таким успешным, если бы к его реализации не был привлечен талантливый 27-летний инженер Эмиль Шкода. Он так хорошо проявил себя, что уже в возрасте Христа стал полноправным руководителем предприятия. Более того, как мы видим сегодня, сам концерн, со временем стал именоваться его именем. К началу XX века, когда умер Эмиль, в Пльзене был налажен выпуск локомотивов, автомобилей, самолетов и многих других видов техники. До начала производства троллейбусов оставалось еще три с половиной десятилетия.
Первый троллейбус Skoda
В чехословацкой столице городе Прага к середине 30-х население приближалось к 900 тыс. Такой большой город нуждался в хорошей транспортной развязке. Поэтому 28 августа 1936 года было принято решение об открытии в нем регулярного троллейбусного движения. Для технического обеспечения проекта был привлечен концерн Skoda. Не имея опыта в этом направлении, заводчане исходили из имеющихся конструкций.
За основу было взято шасси грузовика с левосторонним рулем. Так появился Skoda 656P. Тогда применили такую нумерацию, но, после того, как производство троллейбусов было поставлено на поток, ему присвоили другой порядковый номер – «1Tr».
Окраска новинки была выполнена в красно-кремовых тонах, его было видно издалека и многие пражане (особенно, дети) подолгу любовались диковинным для них транспортным средством. Машина прослужила верой и правдой почти 20 лет, после чего была передана в распоряжение местного технического музея. Но там она пробыла всего несколько лет, после чего в 1961 году была утилизирована на металлолом. Конечно, как вы понимаете, на этом история чешских троллейбусов еще не закончилась. Напротив, она только начиналась.
Фирменный значок «крылатая стрела» отличал троллейбусы марки от других. Фото: youtube.com
Столичные инженеры и специалисты, проводившие ходовые испытания, получили положительные результаты. Они касались как технических показателей Skoda 1Tr, так и уменьшения транспортного и пассажирского потока на улицах Праги. Троллейбусное производство получило «зеленый свет» и уже в 1938 году (накануне фашистской оккупации и насильственного раздела страны) появилось сразу пять модернизированных машин Skoda 2Tr. Изменения были как конструктивными, так и техническими:
✅ снижен уровень пола в салоне
✅ добавлен второй двигатель
✅ для автономности установлены аккумуляторные батареи
Третье поколение троллейбусов появилось в то время, когда Вторая мировая война была в самом разгаре. Это был 1941 год, но в Чехии была мирная жизнь, которая позволила даже ввести троллейбусное сообщение в Пльзене и отправить туда сразу 6 машин этой серии. Но, военное положение все же сказалось на производстве мирной продукции. Следующие два поколения машин, появлявшиеся с разницей в один год, так и остались в качестве опытных образцов. К сожалению, время требовало только военной техники.
Модель, которая получила возможность выйти в серию, удалось создать уже в мирное время. Она получила порядковый индекс 6Tr. Послевоенный технический подъем вывел и производство чехословацких троллейбусов на качественно новый уровень, внедрив некоторые полезные обновления:
✅ самонесущий стальной кузов
✅ улучшенное качество эксплуатации
✅ поперечные лавки для пассажиров
✅ фирменные барабанные штангоуловители
Эксплуатация этой модели продлилась более 20 лет, и по всему было видно, что конструкторы настроены на дальнюю перспективу. Ведь в 7Tr, который появился уже на следующий год, постарались учитывать пожелания потребителей до мельчайших подробностей. К примеру, обледенение ветровых стекол в зимнее время создавало множество неудобств для водителя троллейбуса и ограничивало его обзор. Проблему решили с помощью небольших обогревателей, установленных рядом с приборной панелью.
Рабочее место водителя: не слишком просторно, но удобно. Фото: youtube.com
Такая щепетильность принесла заслуженную награду. С 1954 года для троллейбусов Skoda открылся международный рынок. Первым клиентом стала польская столица Варшава. Но впереди марку ждала еще большая известность.
Троллейбусы Skoda для больших советских городов
Первой моделью завода, получившей всемирную известность, стал Skoda 8Tr. Конечно, большинство потребителей составили страны социалистического лагеря. К Польше присоединились Восточная Германия и Румыния. 28 автобусов было отправлено для двух китайских мегаполисов. Дошли даже до Египта, но основным потребителем продукции стал огромный Советский Союз.
Начало этого сотрудничества положил визит тогдашнего руководителя советской страны Никиты Хрущева в Чехословакию. Это произошло в 1957 году, всего годом позже после начала выпуска «восьмой» модели троллейбуса. Свеженькая машина была представлена Первому секретарю, который оценил ее качество и внешний вид по достоинству. Поэтому очень скоро первая партия 8Tr отправилась в советские города. Ими стали столицы некоторых республик (Украины, Грузии и прибалтийских стран), а также центр курортного Крыма.
Объемы производства заметно возросли и концерн, для которого самым важным было производство автомобильной и железнодорожной техники (а троллейбусы, скорее, как хобби), столкнулся с нехваткой ресурсов. Выход нашли очень быстро. Во второй половине 50-х было принято решение о закрытии Яхимовских урановых рудников, поэтому местная инфраструктура и освободившаяся рабочая сила вполне подходила для переноса сюда троллейбусного производства.
Даже по сравнению с современным транспортом Skoda 15Tr выглядит неплохо. Фото: youtube.com
Так Остров-над-Огржи, небольшой городок с несколькими тысячами населения, стал на несколько десятилетий местом, где расположилось предприятие Skoda-Ostrov. Такие перемены поспособствовали тому, что к началу 60-х местное население увеличилось в несколько раз, превысив 16 тысяч. Именно на здешних производственных мощностях в 1961 году появился знаменитый Skoda 9Tr. Он стал самой массовой моделью предприятия и всего зарубежного мира. За двадцать один год производства было изготовлено более 7 тысяч машин (больше только у советских ЗиУ-9).
Взлет застойных времен и дальнейший упадок
Львиная доля троллейбусов 9Tr, модернизированных и новых моделей до начала 90-х отправлялась на экспорт в Советский Союз. Больше всего они были распространены в крупных украинских городах. Например, в Киеве основную часть парка составляли именно чехословацкие машины. В некоторых городах их число приближалось к 100 % всего троллейбусного парка.
Во многих чешских городах троллейбусы марки можно встретить и сегодня (Хомутов). Фото: youtube.com
Позже последовал выпуск еще двух успешных моделей сочлененных троллейбусов – 14 Tr и 15Tr, которые также поставлялись в Союз. Созданы и их успешные модификации для американского города Сан-Франциско. Пришлось им поработать и на самом длинном в мире крымском троллейбусном маршруте. Интересно, что и сегодня модернизированные машины этих моделей трудятся в таких украинских городах, как Тернополь и Ровно.
Но, в 1989 году Чехословакия перешла на капиталистические рельсы, еще через два года исчез СССР, а сама страна, через год пережила «бархатный раздел». С 1993 года коммерческое предприятие по производству троллейбусов оказалось на территории нового государства – Чехии. Изменилась политическая ситуация, исчез основной потребитель продукции, поэтому производство стало постепенно сворачиваться. Оно было полностью остановлено в 2004 года. С этого времени все новые модели троллейбусов производил Skoda-Electric в Пльзене.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Boeing 787: Dreamliner покупают во всем мире, кроме России
К началу апреля 2024 года выпущено 1123 самолета этой марки. Начиная с момента эксплуатации в 2011-м, зафиксировано только одно происшествие с самолетом, да и...
Как в Китае плавают над горами
Корабль, который плывет на высоте несколько километров над уровнем моря – противоестественное зрелище. Тем не менее такое существует. В Китае, где много...
Идеальные посадки Ту-204 – самолет хорош, да и пилоты не подкачали
Ту-204 – это один из красивейших авиалайнеров современности. Появился он еще в Советском Союзе, ближе к концу 80-х годов. Новый самолет должен был стать...
Тутаевский завод наладил серийное производство новейших дизельных двигателей
Они базируются на серии 8481, но имеют серьезные конструктивные изменения. Старшая модель будет оборудована отечественным Common Rail, улучшенным редуктором и...
В Калуге наладят производство конкурента Lada Largus
Peugeot Partner может составить конкуренцию «Ларгусу». Продажи ожидаются в этом году....
Dacia объявила цены на кроссовер Bigster – такой задумывалась новая «Нива»
До 2022 года АВТОВАЗ планировал выпустить «Ниву» второго поколения. И это должна была быть именно перелицованная Dacia Bigster....
Экспорт авиационных комплектующих из России в США значительно подрос
Подтверждением тому служат данные из отчета американской таможни. О том, какие детали пользуются наибольшим спросом читайте в нашем материале....
Boom Supersonic XB-1 из углепластика вплотную приблизился к сверхзвуку – замене Ту-144 быть
Пока это только демонстратор, но производитель уверен – за ним будущее авиации. Boom Supersonic XB-1 совершил уже одиннадцатый полет....
Почему «кей-кары» могут быть востребованы в России
Ответ прост. Это современные и экономичные автомобили за 1 млн рублей....
Fokker 100: стремительный «взлет» и быстрая «посадка»
Создание самолета попало в точку: такие были очень нужны на линиях средней протяженности. Но удача не долго сопутствовала добротной машине....
Как «КАМАЗ» делает новые дизели
КАМАЗ-910 – перспективный российский дизель для грузовых автомобилей, начало производства которого стало важным этапом в развитии отечественного...
Судостроительную сферу России ждут серьезные изменения в новой «пятилетке»
Речь идет о тотальной локализации производства, а также наращивании объемов выпускаемой продукции. План называет конкретные цифры, к которым нужно прийти к...
Уникальный электробус МАЗ-271Е начал перевозить пассажиров
Это тестовая эксплуатация техники в реальном режиме. Таких моделей, как МАЗ-271Е, никто в ЕАЭС больше не выпускает....
Tecnam P2006T: самый легкий в мире двухмоторник выпускают и сегодня
Небольшой самолет от малоизвестной итальянской компании сумел стать востребованным: удачная конструкция, хорошие летные параметры позволяют его выпускать до...
Революция в мире электромоторов – новые модели-колеса выдают мощность до 857 л. с.
И это только одно колесо, весящее 40 кг. А у автомобиля таких может быть два или четыре....
Деревянный поезд в джунглях Эквадора
На фото – не самоделка и не плод творений экстремала, собравшегося попутешествовать в джунглях. Перед вами – «обычный» (так считают местные жители) поезд,...