.d-md-none .d-lg-block bibimot

Skoda - how popular brand trolleybuses appeared

Skoda - how popular brand trolleybuses appeared
When we hear the name Skoda, most people immediately think of one of the most popular car brands on the Russian market. Older people, perhaps, will remember the trucks of the same name that have proven themselves as Soviet long-range trucks. Of course, passenger locomotives of this brand are known to many. In fact, the products manufactured by the Czech concern have a very wide range. These are machines and various equipment. And yet, last year marks exactly 85 years since the day when Skoda released its first trolleybus. It is about this product of a well-known brand that will be discussed today.


In general, the very history of the Pilsen giant began with the fact that Count Waldstein decided to relocate some areas of the foundry from the suburbs directly to the city itself. It was mechanical engineering, engaged in the manufacture of equipment for various industries: sugar production, steam engines and breweries. The latter is not surprising, because the Czechs are the most avid beer lovers in the world, and Pilsen is a universally recognized center for the production of the world's best variety of this foamy drink.

Skoda – как появились троллейбусы популярной маркиLegendary drums on Skoda booms. Photo: youtube.com


Perhaps the project would not have become so successful if the talented 27-year-old engineer Emil Skoda had not been involved in its implementation. He showed himself so well that already at the age of Christ he became a full-fledged head of the enterprise. Moreover, as we see today, the concern itself, over time, began to be named after him. By the beginning of the XNUMXth century, when Emil died, the production of locomotives, cars, aircraft and many other types of equipment was launched in Pilsen. Before the start of production of trolleybuses, there were still three and a half decades.

The first Skoda trolleybus


In the Czechoslovak capital city of Prague, by the mid-30s, the population was approaching 900 thousand. Such a large city needed a good transport interchange. Therefore, on August 28, 1936, it was decided to open a regular trolleybus service in it. The Skoda concern was involved in the technical support of the project. Having no experience in this direction, the factory workers proceeded from the existing designs.

The chassis of a left-hand drive truck was taken as a basis. This is how the Skoda 656P appeared. Then such a numbering was used, but after the production of trolleybuses was put on stream, it was assigned a different serial number - “1Tr”.


The color of the novelty was made in red and cream colors, it was visible from afar and many Praguers (especially children) admired the vehicle outlandish for them for a long time. The car served faithfully for almost 20 years, after which it was transferred to the local technical museum. But she stayed there for only a few years, after which in 1961 she was disposed of for scrap. Of course, as you understand, the history of Czech trolleybuses has not ended yet. On the contrary, it has only just begun.

The corporate badge "winged arrow" distinguished the brand's trolleybuses from others. Photo: youtube.com


The capital's engineers and specialists who conducted sea trials received positive results. They concerned both the technical performance of the Skoda 1Tr and the reduction of traffic and passenger traffic on the streets of Prague. Trolleybus production received a “green light” and already in 1938 (on the eve of the fascist occupation and the forced partition of the country) five modernized Skoda 2Tr cars appeared at once. The changes were both constructive and technical:

✅ reduced floor level in the cabin
✅ added second engine
✅ rechargeable batteries installed for autonomy

The third generation of trolleybuses appeared at a time when the Second World War was in full swing. It was 1941, but there was a peaceful life in the Czech Republic, which even made it possible to introduce a trolleybus service in Pilsen and send 6 cars of this series there at once. But, martial law still affected the production of peaceful products. The next two generations of cars, which appeared with a difference of one year, remained as prototypes. Unfortunately, time required only military equipment.

The model, which got the opportunity to enter the series, was created already in peacetime. She received the ordinal index 6Tr. The post-war technical upsurge brought the production of Czechoslovak trolleybuses to a qualitatively new level, introducing some useful updates:

✅ self-supporting steel body
✅ improved quality of operation
✅ transverse benches for passengers
✅ branded drum rod catchers

The operation of this model lasted more than 20 years, and it was clear from everything that the designers were set up for the long term. Indeed, in 7Tr, which appeared the very next year, they tried to take into account the wishes of consumers to the smallest detail. For example, icing on windshields in winter created a lot of inconvenience for the trolleybus driver and limited his view. The problem was solved with the help of small heaters installed next to the dashboard.

Driver's workplace: not too spacious, but comfortable. Photo: youtube.com


Such scrupulousness brought a well-deserved reward. Since 1954, an international market has opened up for Skoda trolleybuses. The first client was the Polish capital Warsaw. But even greater fame awaited the brand ahead.

Skoda trolleybuses for large Soviet cities


The first model of the plant, which received worldwide fame, was the Skoda 8Tr. Of course, the majority of consumers were countries of the socialist camp. Poland was joined by East Germany and Romania. 28 buses were sent to two Chinese metropolitan areas. They even reached Egypt, but the huge Soviet Union became the main consumer of the products.

The beginning of this cooperation was laid by the visit of the then head of the Soviet country Nikita Khrushchev to Czechoslovakia. This happened in 1957, just a year after the start of production of the "eighth" trolleybus model. The fresh car was presented to the First Secretary, who appreciated its quality and appearance. Therefore, very soon the first batch of 8Tr went to Soviet cities. They were the capitals of some republics (Ukraine, Georgia and the Baltic countries), as well as the center of the resort Crimea.

Production volumes increased noticeably and the concern, for which the most important was the production of automotive and railway equipment (and trolleybuses, rather, as a hobby), faced a lack of resources. The exit was found very quickly. In the second half of the 50s, a decision was made to close the Jachymov uranium mines, so the local infrastructure and the freed workforce were quite suitable for moving trolleybus production here.

Even compared to modern vehicles, the Skoda 15Tr looks good. Photo: youtube.com


So Ostrov nad Ohri, a small town with a few thousand inhabitants, became for several decades the place where the Skoda-Ostrov enterprise was located. Such changes contributed to the fact that by the beginning of the 60s the local population had increased several times, exceeding 16 thousand. It was at the local production facilities that the famous Skoda 1961Tr appeared in 9. It has become the most massive model of the enterprise and the entire foreign world. For twenty-one years of production, more than 7 thousand vehicles were manufactured (only the Soviet ZiU-9 had more).

Rise of stagnant times and further decline


The lion's share of 9Tr trolleybuses, modernized and new models, was exported to the Soviet Union until the early 90s. Most of all they were distributed in large Ukrainian cities. For example, in Kyiv, the main part of the park was precisely Czechoslovak cars. In some cities, their number approached 100% of the entire trolleybus fleet.

In many Czech cities, trolleybuses of the brand can still be found today (Chomutov). Photo: youtube.com


Later, the release of two more successful models of articulated trolleybuses - 14 Tr and 15Tr, which were also supplied to the Union, followed. Their successful modifications were also created for the American city of San Francisco. They also had to work on the longest Crimean trolleybus route in the world. It is interesting that today modernized machines of these models are working in such Ukrainian cities as Ternopil and Rivne.

But, in 1989, Czechoslovakia switched to capitalist rails, two years later the USSR disappeared, and the country itself, a year later, experienced a “velvet partition”. Since 1993, a commercial enterprise for the production of trolleybuses has appeared on the territory of a new state - the Czech Republic. The political situation has changed, the main consumer of the products has disappeared, so production began to gradually curtail. It was completely stopped in 2004. Since that time, all new models of trolleybuses have been produced by Skoda-Electric in Pilsen.

Author:

Photos used: youtube.com

Which trolleybus do you think is better: Skoda or ZiU?

We vote!

We are We are in Yandex Zen
ZiU-682 - a Soviet trolleybus that we often waited at the bus stopSkoda ChS2 - a locomotive for Soviet fast trains

.d-md-none .d-lg-block bibimot

Skoda – как появились троллейбусы популярной марки

Skoda – как появились троллейбусы популярной марки
Когда мы слышим название Skoda, то большинство сразу думает об одной из самых популярных на российском рынке марке легковых автомобилей. Люди постарше, возможно, вспомнят о хорошо зарекомендовавших себя в качестве советских дальнобоев одноименных грузовиках. Конечно, и пассажирские локомотивы этой марки известны многим. На самом деле, продукция, производимая чешским концерном, имеет очень широкий спектр. Это и станки, и различное оборудование. А еще, в прошлом году исполнилось ровно 85 лет с того дня, когда Skoda выпустила свой первый троллейбус. Именно об этой продукции известной марки и пойдет речь сегодня.


Вообще сама история пльзеньского гиганта началась с того, что граф Валдштейн решил некоторые участки литейного производства перебазировать из предместья непосредственно в сам город. Это было машиностроение, занимавшееся изготовлением оборудования для разных отраслей: сахарного производства, паровых механизмов и пивоваренных предприятий. Последнее и не удивительно, ведь чехи – самые заядлые в мире любители пива, а Пльзень – всеобще признанный центр по производству лучшего в мире сорта этого пенного напитка.

Skoda – как появились троллейбусы популярной маркиЛегендарные барабаны на штангах Skoda. Фото: youtube.com


Возможно, проект бы и не стал таким успешным, если бы к его реализации не был привлечен талантливый 27-летний инженер Эмиль Шкода. Он так хорошо проявил себя, что уже в возрасте Христа стал полноправным руководителем предприятия. Более того, как мы видим сегодня, сам концерн, со временем стал именоваться его именем. К началу XX века, когда умер Эмиль, в Пльзене был налажен выпуск локомотивов, автомобилей, самолетов и многих других видов техники. До начала производства троллейбусов оставалось еще три с половиной десятилетия.

Первый троллейбус Skoda


В чехословацкой столице городе Прага к середине 30-х население приближалось к 900 тыс. Такой большой город нуждался в хорошей транспортной развязке. Поэтому 28 августа 1936 года было принято решение об открытии в нем регулярного троллейбусного движения. Для технического обеспечения проекта был привлечен концерн Skoda. Не имея опыта в этом направлении, заводчане исходили из имеющихся конструкций.

За основу было взято шасси грузовика с левосторонним рулем. Так появился Skoda 656P. Тогда применили такую нумерацию, но, после того, как производство троллейбусов было поставлено на поток, ему присвоили другой порядковый номер – «1Tr».


Окраска новинки была выполнена в красно-кремовых тонах, его было видно издалека и многие пражане (особенно, дети) подолгу любовались диковинным для них транспортным средством. Машина прослужила верой и правдой почти 20 лет, после чего была передана в распоряжение местного технического музея. Но там она пробыла всего несколько лет, после чего в 1961 году была утилизирована на металлолом. Конечно, как вы понимаете, на этом история чешских троллейбусов еще не закончилась. Напротив, она только начиналась.

Фирменный значок «крылатая стрела» отличал троллейбусы марки от других. Фото: youtube.com


Столичные инженеры и специалисты, проводившие ходовые испытания, получили положительные результаты. Они касались как технических показателей Skoda 1Tr, так и уменьшения транспортного и пассажирского потока на улицах Праги. Троллейбусное производство получило «зеленый свет» и уже в 1938 году (накануне фашистской оккупации и насильственного раздела страны) появилось сразу пять модернизированных машин Skoda 2Tr. Изменения были как конструктивными, так и техническими:

✅ снижен уровень пола в салоне
✅ добавлен второй двигатель
✅ для автономности установлены аккумуляторные батареи

Третье поколение троллейбусов появилось в то время, когда Вторая мировая война была в самом разгаре. Это был 1941 год, но в Чехии была мирная жизнь, которая позволила даже ввести троллейбусное сообщение в Пльзене и отправить туда сразу 6 машин этой серии. Но, военное положение все же сказалось на производстве мирной продукции. Следующие два поколения машин, появлявшиеся с разницей в один год, так и остались в качестве опытных образцов. К сожалению, время требовало только военной техники.

Модель, которая получила возможность выйти в серию, удалось создать уже в мирное время. Она получила порядковый индекс 6Tr. Послевоенный технический подъем вывел и производство чехословацких троллейбусов на качественно новый уровень, внедрив некоторые полезные обновления:

✅ самонесущий стальной кузов
✅ улучшенное качество эксплуатации
✅ поперечные лавки для пассажиров
✅ фирменные барабанные штангоуловители

Эксплуатация этой модели продлилась более 20 лет, и по всему было видно, что конструкторы настроены на дальнюю перспективу. Ведь в 7Tr, который появился уже на следующий год, постарались учитывать пожелания потребителей до мельчайших подробностей. К примеру, обледенение ветровых стекол в зимнее время создавало множество неудобств для водителя троллейбуса и ограничивало его обзор. Проблему решили с помощью небольших обогревателей, установленных рядом с приборной панелью.

Рабочее место водителя: не слишком просторно, но удобно. Фото: youtube.com


Такая щепетильность принесла заслуженную награду. С 1954 года для троллейбусов Skoda открылся международный рынок. Первым клиентом стала польская столица Варшава. Но впереди марку ждала еще большая известность.

Троллейбусы Skoda для больших советских городов


Первой моделью завода, получившей всемирную известность, стал Skoda 8Tr. Конечно, большинство потребителей составили страны социалистического лагеря. К Польше присоединились Восточная Германия и Румыния. 28 автобусов было отправлено для двух китайских мегаполисов. Дошли даже до Египта, но основным потребителем продукции стал огромный Советский Союз.

Начало этого сотрудничества положил визит тогдашнего руководителя советской страны Никиты Хрущева в Чехословакию. Это произошло в 1957 году, всего годом позже после начала выпуска «восьмой» модели троллейбуса. Свеженькая машина была представлена Первому секретарю, который оценил ее качество и внешний вид по достоинству. Поэтому очень скоро первая партия 8Tr отправилась в советские города. Ими стали столицы некоторых республик (Украины, Грузии и прибалтийских стран), а также центр курортного Крыма.

Объемы производства заметно возросли и концерн, для которого самым важным было производство автомобильной и железнодорожной техники (а троллейбусы, скорее, как хобби), столкнулся с нехваткой ресурсов. Выход нашли очень быстро. Во второй половине 50-х было принято решение о закрытии Яхимовских урановых рудников, поэтому местная инфраструктура и освободившаяся рабочая сила вполне подходила для переноса сюда троллейбусного производства.

Даже по сравнению с современным транспортом Skoda 15Tr выглядит неплохо. Фото: youtube.com


Так Остров-над-Огржи, небольшой городок с несколькими тысячами населения, стал на несколько десятилетий местом, где расположилось предприятие Skoda-Ostrov. Такие перемены поспособствовали тому, что к началу 60-х местное население увеличилось в несколько раз, превысив 16 тысяч. Именно на здешних производственных мощностях в 1961 году появился знаменитый Skoda 9Tr. Он стал самой массовой моделью предприятия и всего зарубежного мира. За двадцать один год производства было изготовлено более 7 тысяч машин (больше только у советских ЗиУ-9).

Взлет застойных времен и дальнейший упадок


Львиная доля троллейбусов 9Tr, модернизированных и новых моделей до начала 90-х отправлялась на экспорт в Советский Союз. Больше всего они были распространены в крупных украинских городах. Например, в Киеве основную часть парка составляли именно чехословацкие машины. В некоторых городах их число приближалось к 100 % всего троллейбусного парка.

Во многих чешских городах троллейбусы марки можно встретить и сегодня (Хомутов). Фото: youtube.com


Позже последовал выпуск еще двух успешных моделей сочлененных троллейбусов – 14 Tr и 15Tr, которые также поставлялись в Союз. Созданы и их успешные модификации для американского города Сан-Франциско. Пришлось им поработать и на самом длинном в мире крымском троллейбусном маршруте. Интересно, что и сегодня модернизированные машины этих моделей трудятся в таких украинских городах, как Тернополь и Ровно.

Но, в 1989 году Чехословакия перешла на капиталистические рельсы, еще через два года исчез СССР, а сама страна, через год пережила «бархатный раздел». С 1993 года коммерческое предприятие по производству троллейбусов оказалось на территории нового государства – Чехии. Изменилась политическая ситуация, исчез основной потребитель продукции, поэтому производство стало постепенно сворачиваться. Оно было полностью остановлено в 2004 года. С этого времени все новые модели троллейбусов производил Skoda-Electric в Пльзене.

Автор:

Использованы фотографии: youtube.com

Какой троллейбус, по-вашему, лучше: Skoda или ЗиУ?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
ЗиУ-682 – советский троллейбус, который мы часто ждали на остановкеSkoda ЧС2 – локомотив для советских скорых поездов

Kawasaki W650 – японский новый Иж для Вьетнама

Kawasaki W650 – японский новый Иж для Вьетнама

Мотоциклы Иж прекратили выпускать вовсе не в 90-х, после развала Советского Союза. Завод не сдавался, хотя дела у предприятия шли с каждым годом все хуже....
  • 1 377
В Беларуси стартовали продажи Voyah Free 2024

В Беларуси стартовали продажи Voyah Free 2024

Люксовый внедорожник там оказался дешевле, чем в России и даже в Китае. При этом автомобиль отличается повышенным запасом хода. Подробнее об этом читайте в...
  • 779