
Jeep Grand Cherokee ZJ: стоит ли покупать легендарный внедорожник девяностых в 2022 году
Первый Jeep Grand Cherokee доказал, что внедорожники, предлагая роскошный и комфортабельный салон, способны предоставить своему владельцу и выдающиеся внедорожные и динамические качества. В то время как Jeep Grand Wagoneer и его единственный конкурент Range Rover обладали рамной конструкцией, для Гранд Чероки поколения ZJ разработали несущий кузов, и трансмиссию с постоянным полным приводом. Это сочетание привело к тому, что новый Grand Cherokee отлично подходил как для асфальта, так и для бездорожья.
Появление в 1993 году Grand Cherokee ZJ стало поворотным моментом для Jeep. Новая модель обладая большими размерами чем Cherokee XJ, обладала лучшей управляемостью, экономичностью чем Grand Wagoneer.
Jeep Grand Cherokee ZJ. Фото: Youtube.com
При этом «Большой Чероки» выглядел гораздо современней, и предоставляли возможность пользоваться полным приводом без ущерба для комфорта. ZJ стал для автомобилистов всего мира откровением!
Задача, стоявшая перед конструкторами Jeep Grand Cherokee ZJ, была простой: увеличить существующую модель Cherokee, создав более крупный кузов. Да – Гранд Чероки изначально предназначался для замены Cherokee, и только высокие продажи позволили этому компактному внедорожнику оставаться на рынке еще десять лет. А еще этот Jeep обладал уникальной компоновкой: несущий кузов сочетался с полностью зависимой подвеской колес: на ZJ использовали неразрезные мосты спереди и сзади.
Базовым двигателем для ZJ стал рядный шестицилиндровый двигатель «AMC 242» объемом 4,0 литра и мощностью от 170 до 184 лошадиных силы. У этого чугунного мотора практически нет слабых мест, разве что на дорестайлинговых машинах может лопнуть впускной коллектор. Зато этот двигатель выдерживает любые издевательства, «пьет» любой бензин и согласен на любое, в том числе минеральное масло. Еще одним недостатком является износ маслосъемных колпачков, после чего двигатель начнет дымить. И это единственные проблемы этого мотора.
Подкапотное пространство Grand Cherokee. Фото: Youtube.com
«Магнум» несколько более проблемный, чем «AMC». Например, у него иногда у него прогорает прокладка впускного коллектора, что приводит к неприятным последствиям: снижается мощность, холостой ход становится нестабильным. Самая большая проблема в том, что заменить их сложно. Еще одним минусом, по сравнению с шестицилиндровым вариантом, является большая тепловая напряженность этого агрегата, а из-за перегрева ГБЦ на V8 появляются трещины в рубашке охлаждения, между впускными и выпускными клапанами.
Самый мощный из Jeep Grand Cherokee первого поколения оснащался двигателем рабочим объемом 5,9 литра, и мощностью от 241 до 248 лошадей. Это не самый лучший выбор для экономного владельца: «заряженный» Гранд Чероки требует применения бензина с октановым числом не менее 98 единиц. Впрочем, с любым из вариантов будущий владелец должен приготовиться к расходу топлива как минимум 20 литров на 100 километров. Самый экономичный вариант ZJ, с итальянским дизельным движком VM-Motori не лучший вариант для «Гранда». Даже когда он был новым, его часто меняли по гарантии целиком, что уж говорить о автомобилях в столь солидном возрасте. К тому же он банально слабоват для «легенды лихих девяностых».
Jeep Grand Cherokee ZJ оснащался автоматической четырехступенчатой коробкой передач и при условии своевременного обслуживания, то есть замены масла каждые 30 тысяч километров, агрегаты эти надежны. Редкие пятиступенчатые КПП Aisin как правило устанавливались на младшие моторы R6 и на дизели, и то только до 1995 года. Существовало несколько вариантов «автоматов»:
✅ 4-х ступенчатые АКПП «Chrysler A500», они же 40RH, 42RE, 44RE, родом из шестидесятых.
✅ «Chrysler A518» (46RE, 46RH), также четырехступенчатые.
«46-е» коробки выносливей предыдущих, ведь их применяли даже на восьмилитровых пикапах Dodge, с моторами V10.
Салон «Гранда» и сейчас выглядит круто! Фото: Youtube.com
Раздаточных коробок также было несколько. Самым простым был вариант без «раздатки», с задним приводом, поэтому при покупке Grand Cherokee важно, как минимум, заглянуть в салон и убедиться, что рычаг на месте. Полноприводных вариантов также было несколько.
Рентген-схема Grand Cherokee ZJ. Источник: Youtube.com
Базовый вариант полного привода, «Command-Trac» (NP–321), не оснащался межосевым дифференциалом, поэтому на такой «раздатке» по твердым покрытиям можно ездить только на заднем приводе, а полный подключать только на бездорожье или на скользком покрытии. Как на нашем УАЗ-469.
Следующий вариант, с пятипозиционным рычагом селектора, означал что на машине установлен «Selec-Trac». Эта «раздатка» аналогична системе «Super Select» от Mitsubishi. С такой трансмиссией движение происходило как на заднем, так и на постоянном полном приводе, подключенному через межосевой дифференциал, с возможностью блокировки «центра».
Последний вариант назывался «Quadra-Trac», оснащался раздаткой NV249 с тремя режимами работы:
✅ 4 All Time – постоянный полный привод
✅ N – нейтральное положение
✅ 4 Lo – полный привод, с включенной понижающей передачей.
В последней варианте межосевой дифференциал блокировался вискомуфтой, включающем блокировку при пробуксовке любого из колес на передней или задней оси автомобиля. В «раздатке» NV249OD вискомуфту установили уже вместо межосевого дифференциала. Пожалуй, это наиболее неудачный вариант полноприводный трансмиссии для подержанного ZJ, так как при отказе вискомуфта жестко блокируется, что приводит к повышенному износу цепи, карданов и их шарниров. С такой «раздаткой» нельзя устанавливать шины разной размерности на переднюю и заднюю ось автомобиля, так как это приводит к выводу ее из строя.
Все варианты полноприводной трансмиссии оснащались демультипликатором.
Багажник на ZJ не очень большой, к тому же его объем отъедает запаска. Фото: Youtube.com
Наблюдаемые экземпляры с пробегом, способные к самостоятельному передвижению, продавцы оценивают в 150 тысяч рублей. Взяв такой автомобиль вы с высокой долей вероятности поставите его «к забору» уже через месяц после покупки. Также до сих высок шанс нарваться на краденую машину, с перебитыми номерами: в девяностые Grand Cherokee был лакомым кусочком для угонщиков!
«Идеальные» экземпляры продают за миллион рублей – немалая цена для как минимум двадцатипятилетней машины! Золотой серединой станет покупка «Зи-Джея» в среднем ценовом диапазоне, c последующей реставрацией. Это недешево, и само собой здесь и другие подводные камни: модель банально старая, и найти к ним запчасти на разборках уже сложней чем прежде. А заказывать из США, с учетом последних событий, вариант рискованный и дорогой.
Круче только горы! Фото: Youtube.com
В этом случае совет будет банальным: если знаете, для чего вам нужен Grand Cherokee ZJ, и главное – если удастся отыскать живой экземпляр, то, наверное, стоит. В любом другом случае вас ждет разочарование: ведь по стандартам нынешнего дня единственное, что может привлечь случайного водителя «Гранда» – всеядная подвеска. А остальное, включая расход топлива, скорей станет поводом для расстройства.
Появление в 1993 году Grand Cherokee ZJ стало поворотным моментом для Jeep. Новая модель обладая большими размерами чем Cherokee XJ, обладала лучшей управляемостью, экономичностью чем Grand Wagoneer.

При этом «Большой Чероки» выглядел гораздо современней, и предоставляли возможность пользоваться полным приводом без ущерба для комфорта. ZJ стал для автомобилистов всего мира откровением!
Рождение «Зи-Джея»
Задача, стоявшая перед конструкторами Jeep Grand Cherokee ZJ, была простой: увеличить существующую модель Cherokee, создав более крупный кузов. Да – Гранд Чероки изначально предназначался для замены Cherokee, и только высокие продажи позволили этому компактному внедорожнику оставаться на рынке еще десять лет. А еще этот Jeep обладал уникальной компоновкой: несущий кузов сочетался с полностью зависимой подвеской колес: на ZJ использовали неразрезные мосты спереди и сзади.
Двигатели
Базовым двигателем для ZJ стал рядный шестицилиндровый двигатель «AMC 242» объемом 4,0 литра и мощностью от 170 до 184 лошадиных силы. У этого чугунного мотора практически нет слабых мест, разве что на дорестайлинговых машинах может лопнуть впускной коллектор. Зато этот двигатель выдерживает любые издевательства, «пьет» любой бензин и согласен на любое, в том числе минеральное масло. Еще одним недостатком является износ маслосъемных колпачков, после чего двигатель начнет дымить. И это единственные проблемы этого мотора.

Через год после начала выпуска, Jeep предложил клиентам 220-сильный 5,2-литровый двигатель V8 «Магнум», а к 1998 году и 5,9-литровый V8, мощностью 245 лошадей.
«Магнум» несколько более проблемный, чем «AMC». Например, у него иногда у него прогорает прокладка впускного коллектора, что приводит к неприятным последствиям: снижается мощность, холостой ход становится нестабильным. Самая большая проблема в том, что заменить их сложно. Еще одним минусом, по сравнению с шестицилиндровым вариантом, является большая тепловая напряженность этого агрегата, а из-за перегрева ГБЦ на V8 появляются трещины в рубашке охлаждения, между впускными и выпускными клапанами.
Самый мощный из Jeep Grand Cherokee первого поколения оснащался двигателем рабочим объемом 5,9 литра, и мощностью от 241 до 248 лошадей. Это не самый лучший выбор для экономного владельца: «заряженный» Гранд Чероки требует применения бензина с октановым числом не менее 98 единиц. Впрочем, с любым из вариантов будущий владелец должен приготовиться к расходу топлива как минимум 20 литров на 100 километров. Самый экономичный вариант ZJ, с итальянским дизельным движком VM-Motori не лучший вариант для «Гранда». Даже когда он был новым, его часто меняли по гарантии целиком, что уж говорить о автомобилях в столь солидном возрасте. К тому же он банально слабоват для «легенды лихих девяностых».
Трансмиссия
Jeep Grand Cherokee ZJ оснащался автоматической четырехступенчатой коробкой передач и при условии своевременного обслуживания, то есть замены масла каждые 30 тысяч километров, агрегаты эти надежны. Редкие пятиступенчатые КПП Aisin как правило устанавливались на младшие моторы R6 и на дизели, и то только до 1995 года. Существовало несколько вариантов «автоматов»:
✅ 4-х ступенчатые АКПП «Chrysler A500», они же 40RH, 42RE, 44RE, родом из шестидесятых.
✅ «Chrysler A518» (46RE, 46RH), также четырехступенчатые.
«46-е» коробки выносливей предыдущих, ведь их применяли даже на восьмилитровых пикапах Dodge, с моторами V10.

Раздаточных коробок также было несколько. Самым простым был вариант без «раздатки», с задним приводом, поэтому при покупке Grand Cherokee важно, как минимум, заглянуть в салон и убедиться, что рычаг на месте. Полноприводных вариантов также было несколько.

Базовый вариант полного привода, «Command-Trac» (NP–321), не оснащался межосевым дифференциалом, поэтому на такой «раздатке» по твердым покрытиям можно ездить только на заднем приводе, а полный подключать только на бездорожье или на скользком покрытии. Как на нашем УАЗ-469.
Следующий вариант, с пятипозиционным рычагом селектора, означал что на машине установлен «Selec-Trac». Эта «раздатка» аналогична системе «Super Select» от Mitsubishi. С такой трансмиссией движение происходило как на заднем, так и на постоянном полном приводе, подключенному через межосевой дифференциал, с возможностью блокировки «центра».
Последний вариант назывался «Quadra-Trac», оснащался раздаткой NV249 с тремя режимами работы:
✅ 4 All Time – постоянный полный привод
✅ N – нейтральное положение
✅ 4 Lo – полный привод, с включенной понижающей передачей.
В последней варианте межосевой дифференциал блокировался вискомуфтой, включающем блокировку при пробуксовке любого из колес на передней или задней оси автомобиля. В «раздатке» NV249OD вискомуфту установили уже вместо межосевого дифференциала. Пожалуй, это наиболее неудачный вариант полноприводный трансмиссии для подержанного ZJ, так как при отказе вискомуфта жестко блокируется, что приводит к повышенному износу цепи, карданов и их шарниров. С такой «раздаткой» нельзя устанавливать шины разной размерности на переднюю и заднюю ось автомобиля, так как это приводит к выводу ее из строя.
Все варианты полноприводной трансмиссии оснащались демультипликатором.

Цена вопроса
Наблюдаемые экземпляры с пробегом, способные к самостоятельному передвижению, продавцы оценивают в 150 тысяч рублей. Взяв такой автомобиль вы с высокой долей вероятности поставите его «к забору» уже через месяц после покупки. Также до сих высок шанс нарваться на краденую машину, с перебитыми номерами: в девяностые Grand Cherokee был лакомым кусочком для угонщиков!
«Идеальные» экземпляры продают за миллион рублей – немалая цена для как минимум двадцатипятилетней машины! Золотой серединой станет покупка «Зи-Джея» в среднем ценовом диапазоне, c последующей реставрацией. Это недешево, и само собой здесь и другие подводные камни: модель банально старая, и найти к ним запчасти на разборках уже сложней чем прежде. А заказывать из США, с учетом последних событий, вариант рискованный и дорогой.

Cтоит ли покупать Jeep Grand Cherokee ZJ
В этом случае совет будет банальным: если знаете, для чего вам нужен Grand Cherokee ZJ, и главное – если удастся отыскать живой экземпляр, то, наверное, стоит. В любом другом случае вас ждет разочарование: ведь по стандартам нынешнего дня единственное, что может привлечь случайного водителя «Гранда» – всеядная подвеска. А остальное, включая расход топлива, скорей станет поводом для расстройства.
- Алексей Медведев
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

MiningWorld Rus 2025 – китайской техники больше, чем российской
Когда речь заходит о развитии горнодобывающей отрасли, ожидания от выставок вроде MiningWorld Rus обычно высоки. Однако в этом году отечественная техника...