
Nissan, который победил Porsche и Jaguar на гоночном треке
В мире спортивных прототипов первая половина и середина восьмидесятых годов проходили под знаком доминирования Porsche. Немецкие автомобили побеждали и в «группе Ц», и в американском чемпионате IMSA. Porsche тех лет считались непреодолимой силой, ведь и 956, и 962С победить было практически невозможно. Для Америки это было справедливо в период с 1983 по 1987-й год.
В 1984 году Nissan заключил соглашение с фабрикой Electramotive Engineering расположенной в Калифорнии, о постройке спортивного прототипа высшего класса. С ним японцы собирались победить в американской серии IMSA GT, тем самым продвигая бренд Nissan в США. Вот только для того чтобы выиграть, нужно было победить Porsche. С самого начала ставку сделали на серийный мотор спортивного автомобиля Nissan 300ZX. Двигатель представлял собой V-образную шестерку, рабочим объемом три литра, оснащенную турбонаддувом. Разработкой гоночной спецификации этого мотора как раз и занимались в Electramotive Engineering. А вот самостоятельно разрабатывать шасси не рискнули, поэтому заказали его британской фирмы Lola.
Nissan категории GTP для американского чемпионата IMSA. Фото: Youtube.com
Постепенно модернизируя английскую машину, Electramotive Engineering научились разрабатывать шасси самостоятельно, и уже в 1986 году это был 100% Nissan. С этого момента дни славы Porsche 962C были сочтены: в 1987 году лишь проблемы с надежностью у Nissan позволили немецкому прототипу победить в чемпионате, но со следующего сезона, когда Electramotive Engineering повысили надежность, и Porsche просто «потерялись»! Немецкой машине не помогали ни новые, охлаждаемые водой, головки блока цилиндров, ни изменения в аэродинамике – Nissan был быстрее! Еще бы, ведь прижимная сила и мощность Nissan GTP ZX-Turbo была больше, чем у болидов Формулы-1 2020 года!
Сперва, когда никаких ограничений на давление наддува не было, мощность японского движка превышала 1000 лошадиных сил! Но из-а того что скорости становились слишком опасными руководство IMSA решило ввести рестрикторы. Мощность снизилась до 800 лошадей, но, как ни странно, крутящий момент вырос, и в результате Nissan поехал еще быстрее!
Много это, или мало, судите сами: двигатель автомобиля Jaguar XJR-9 развивал «всего» около 750 лошадок, а двигатель Porsche 962 и того меньше: модификация Type 962-72 (3 литра и рестриктор) предлагала своим пилотам только 695 лошадей.
Двигатель Nissan VG30GTP выдавал 1000 лошадей! Фото: Youtube.com
Любопытный факт: и Jaguar и Porsche достигали большей максимальной скорости, несмотря на то, что двигатель Nissan был заметно мощнее. Разница в мощности уходила на преодоление лобового сопротивления. По словам Тревора Харриса, создателя GTP ZX-Turbo, на скорости 320 км/ч. прижимная сила равнялась 4500 килограммам (10000 фунтов), и это больше, чем прижимная сила чемпионского Mercedes-Benz Формулы-1 2020 года!
– Тревор Харрис.
Но главным соперником японского прототипа суждено было стать не Porsche 962C, который на тот момент безнадежно устарел, а болиду из Великобритании: Jaguar XJR-9. Этот прототип оснащался исполинским семилитровым атмосферным двигателем V12. Вот что по поводу этой дуэли рассказывал гонщик команды Nissan Джефф Брэбэм:
Но получилось наоборот: граунд-эффект от двух огромных туннелей Вентури, и «маленький» двигатель Nissan V6 порвали Jaguar на британский флаг!
Jaguar XJR-9 оснащался семилитровым V12. Фото: Youtube.com
Машины британской обосновались в IMSA с момента основания этой серии, в 1983 году. Автомобиль, за его постройку которого полностью отвечала американская команда, во главе с Бобом Тулиусом, назвали XJR-5. Практически в то же время, Том Уокиншоу из TWR сумел договориться с Jaguar о постройке прототипов для чемпионата WSC. Таким образом по разные стороны океана Jaguar представляли два разных коллектива. В 1988 году британцы решили объединить силы: вместо «американских» XJR-5, и XJR-6 «группы Ц», TWR поручили разработать единую модель, названную XJR-9. Само собой этот автомобиль оснащался гордостью английского завода – двигателем V12, рабочим объемом 7.0 литра.
Но после того, как этот колосс потерпел поражение от «маленького» Nissan, британцы наступили на горло собственной песне и отказались от V12, в пользу «чужого» V6! «Новый» двигатель, дебютировавший в 1989 году, позаимствовали у раллийного MG Metro 6R4 «Group B». Для IMSA англичане устанавливали трехлитровый вариант, а для WSC рабочий объем довели до 3.5 литра. А V12 в дальнейшем использовался только для марафонских дистанций.
Porsche 962С: один из лучшихй прототипов в истории. Фoто: Youtube.com
Но двигатель был не единственным оружием британцев. Над шасси и аэродинамикой Jaguar работали Росс Браун и Тони Саутгейт, создатель небезызвестного Arrows А2. Результатом их творчества стало инновационное заднее антикрыло, получившее название «Red Baron» или «биплан». Кроме этого, задние колесные арки закрыли аэродинамическими щитками, для снижения сопротивления воздуха.
Но победить Nissan не получалось: японцы выиграли чемпионат IMSA-GT в 1988, 1989, 1990 и 1991 годах. После двух побед в чемпионате IMSA в 1988 и 1989 годах японцы выкупили Electramotive Engineering и переименовали в Nissan Performance Technology Inc., сокращённо - NPTI. Из-за этого пришлось придумать новый индекс, вместо GTP ZX-T машина стала называться NPT-90. После еще двух лет доминирования, казалось, что Nissan будет побеждать и дальше. Но с этим был не согласен Дэн Герни: прототипы AAR Eagle-Toyota оказались быстрее чем Nissan! Эти автомобили оснащались уже карбоновым монококом, да и передний диффузор был полноценным, в отличии от Nissan.
Прототип Eagle GTP Mk III Toyota оснащался двигателем 3S-GTM, созданным на основе серийного 3S-GTE. В 1992 году его удалось «раздуть» до впечатляющих «800+» лошадей, и это с рестриктором на 54 миллиметра! В 93-м мощность снизилась до «700+» л. с., так как организаторы ввели рестрикторы уже на 52 мм. Но в любом варианте Eagle-Toyota превосходили Nissan.
Eagle GTP Mk III Toyota с двигателем «от Celica». Фото: Youtube.com
✅ Аэродинамика: Йоши Сузука. Шасси: Тревор Харрис. Двигатель: Джон Непп.
✅ Шасси: алюминиевый монокок. Кузов: углеродное волокно и кевлар.
✅ Размеры.
✅ Длина: 4800 мм. Ширина: 2007 мм. Высота: 1016 мм. Колесная база: 2705 мм.
✅ Масса: 952 кг.
✅ Двигатель, модель: VG30-GTP
✅ Рабочий объем: 2959 см3.
✅ Конфигурация: V6 60º, с турбокомпрессором Garrett
✅ Мощность без рестриктора: 1000 л. с.
✅ С рестриктором 57 мм: 850 л. с. (1988 год)
✅ С рестриктором 54 мм: 750 л. с. (1989 год)
Это была лучшая гоночная эпоха спортивных прототипов в Америке! Машины были интересны болельщикам, так как были чертовски быстрыми. Да и гоняться на них было одно удовольствие.
- Джефф Брэбэм.
В отличии от «американского» прототипа, «японский» Nissan R90CK оснащался двигателем V8 на 3,5 литра. Фото: Youtube.com
Последний раз Nissan NTP-90 (шасси 90-03) вышел на старт гонки в 1996 году, на марафоне «24 часа Дайтоны». Шасси было модифицировано в соответствии с правилами IMSA WSC, и оснащено двигателем BMW V12. Автомобиль сошел с дистанции после 86 кругов из-за отказа генератора.
В 1984 году Nissan заключил соглашение с фабрикой Electramotive Engineering расположенной в Калифорнии, о постройке спортивного прототипа высшего класса. С ним японцы собирались победить в американской серии IMSA GT, тем самым продвигая бренд Nissan в США. Вот только для того чтобы выиграть, нужно было победить Porsche. С самого начала ставку сделали на серийный мотор спортивного автомобиля Nissan 300ZX. Двигатель представлял собой V-образную шестерку, рабочим объемом три литра, оснащенную турбонаддувом. Разработкой гоночной спецификации этого мотора как раз и занимались в Electramotive Engineering. А вот самостоятельно разрабатывать шасси не рискнули, поэтому заказали его британской фирмы Lola.

Nissan GTP ZX-Turbo
Постепенно модернизируя английскую машину, Electramotive Engineering научились разрабатывать шасси самостоятельно, и уже в 1986 году это был 100% Nissan. С этого момента дни славы Porsche 962C были сочтены: в 1987 году лишь проблемы с надежностью у Nissan позволили немецкому прототипу победить в чемпионате, но со следующего сезона, когда Electramotive Engineering повысили надежность, и Porsche просто «потерялись»! Немецкой машине не помогали ни новые, охлаждаемые водой, головки блока цилиндров, ни изменения в аэродинамике – Nissan был быстрее! Еще бы, ведь прижимная сила и мощность Nissan GTP ZX-Turbo была больше, чем у болидов Формулы-1 2020 года!
Двигатель Nissan VG30
Сперва, когда никаких ограничений на давление наддува не было, мощность японского движка превышала 1000 лошадиных сил! Но из-а того что скорости становились слишком опасными руководство IMSA решило ввести рестрикторы. Мощность снизилась до 800 лошадей, но, как ни странно, крутящий момент вырос, и в результате Nissan поехал еще быстрее!
Много это, или мало, судите сами: двигатель автомобиля Jaguar XJR-9 развивал «всего» около 750 лошадок, а двигатель Porsche 962 и того меньше: модификация Type 962-72 (3 литра и рестриктор) предлагала своим пилотам только 695 лошадей.

Любопытный факт: и Jaguar и Porsche достигали большей максимальной скорости, несмотря на то, что двигатель Nissan был заметно мощнее. Разница в мощности уходила на преодоление лобового сопротивления. По словам Тревора Харриса, создателя GTP ZX-Turbo, на скорости 320 км/ч. прижимная сила равнялась 4500 килограммам (10000 фунтов), и это больше, чем прижимная сила чемпионского Mercedes-Benz Формулы-1 2020 года!
Обычно я использовал столько прижимной силы, сколько возможно было получить. В Дайтоне мы обнаружили что по максималке уступаем Porsche 16 км/ч, при том что время круга у нас по-прежнему было лучше, чем немцев! Безумный уровень прижимной силы помогал держать машину «приклеенной к асфальту» во время сложного, «дорожного», сектора трассы, но он же давал повышенное аэродинамическое сопротивление.
– Тревор Харрис.
Но главным соперником японского прототипа суждено было стать не Porsche 962C, который на тот момент безнадежно устарел, а болиду из Великобритании: Jaguar XJR-9. Этот прототип оснащался исполинским семилитровым атмосферным двигателем V12. Вот что по поводу этой дуэли рассказывал гонщик команды Nissan Джефф Брэбэм:
У нас была серьезная битва с Jaguar в 88-м - это было действительно острое соперничество. Они приехали из Европы, и считали, что их машина намного лучше, чем даже Porsche 962С, не говоря уж про остальных. Jaguar рассчитывали, что чемпионат 1988 года будет для них легкой прогулкой, ведь они уже выиграли Дайтону. Я хорошо помню, как из их гонщиков сказал, что на уличных трассах они легко надерут нам задницу, потому что их атмосферный семилитровый V12, развивающий гигантский крутящий момент с самого «низа», не оставит нашему «турбо V6» шансов.
Но получилось наоборот: граунд-эффект от двух огромных туннелей Вентури, и «маленький» двигатель Nissan V6 порвали Jaguar на британский флаг!

Jaguar
Машины британской обосновались в IMSA с момента основания этой серии, в 1983 году. Автомобиль, за его постройку которого полностью отвечала американская команда, во главе с Бобом Тулиусом, назвали XJR-5. Практически в то же время, Том Уокиншоу из TWR сумел договориться с Jaguar о постройке прототипов для чемпионата WSC. Таким образом по разные стороны океана Jaguar представляли два разных коллектива. В 1988 году британцы решили объединить силы: вместо «американских» XJR-5, и XJR-6 «группы Ц», TWR поручили разработать единую модель, названную XJR-9. Само собой этот автомобиль оснащался гордостью английского завода – двигателем V12, рабочим объемом 7.0 литра.
Но после того, как этот колосс потерпел поражение от «маленького» Nissan, британцы наступили на горло собственной песне и отказались от V12, в пользу «чужого» V6! «Новый» двигатель, дебютировавший в 1989 году, позаимствовали у раллийного MG Metro 6R4 «Group B». Для IMSA англичане устанавливали трехлитровый вариант, а для WSC рабочий объем довели до 3.5 литра. А V12 в дальнейшем использовался только для марафонских дистанций.

Но двигатель был не единственным оружием британцев. Над шасси и аэродинамикой Jaguar работали Росс Браун и Тони Саутгейт, создатель небезызвестного Arrows А2. Результатом их творчества стало инновационное заднее антикрыло, получившее название «Red Baron» или «биплан». Кроме этого, задние колесные арки закрыли аэродинамическими щитками, для снижения сопротивления воздуха.
Триумф «японских» технологий
Но победить Nissan не получалось: японцы выиграли чемпионат IMSA-GT в 1988, 1989, 1990 и 1991 годах. После двух побед в чемпионате IMSA в 1988 и 1989 годах японцы выкупили Electramotive Engineering и переименовали в Nissan Performance Technology Inc., сокращённо - NPTI. Из-за этого пришлось придумать новый индекс, вместо GTP ZX-T машина стала называться NPT-90. После еще двух лет доминирования, казалось, что Nissan будет побеждать и дальше. Но с этим был не согласен Дэн Герни: прототипы AAR Eagle-Toyota оказались быстрее чем Nissan! Эти автомобили оснащались уже карбоновым монококом, да и передний диффузор был полноценным, в отличии от Nissan.
All American Racers
Прототип Eagle GTP Mk III Toyota оснащался двигателем 3S-GTM, созданным на основе серийного 3S-GTE. В 1992 году его удалось «раздуть» до впечатляющих «800+» лошадей, и это с рестриктором на 54 миллиметра! В 93-м мощность снизилась до «700+» л. с., так как организаторы ввели рестрикторы уже на 52 мм. Но в любом варианте Eagle-Toyota превосходили Nissan.

Технические характеристики Nissan GTP ZX-Turbo
✅ Аэродинамика: Йоши Сузука. Шасси: Тревор Харрис. Двигатель: Джон Непп.
✅ Шасси: алюминиевый монокок. Кузов: углеродное волокно и кевлар.
✅ Размеры.
✅ Длина: 4800 мм. Ширина: 2007 мм. Высота: 1016 мм. Колесная база: 2705 мм.
✅ Масса: 952 кг.
✅ Двигатель, модель: VG30-GTP
✅ Рабочий объем: 2959 см3.
✅ Конфигурация: V6 60º, с турбокомпрессором Garrett
✅ Мощность без рестриктора: 1000 л. с.
✅ С рестриктором 57 мм: 850 л. с. (1988 год)
✅ С рестриктором 54 мм: 750 л. с. (1989 год)
Это была лучшая гоночная эпоха спортивных прототипов в Америке! Машины были интересны болельщикам, так как были чертовски быстрыми. Да и гоняться на них было одно удовольствие.
- Джефф Брэбэм.

Последний раз Nissan NTP-90 (шасси 90-03) вышел на старт гонки в 1996 году, на марафоне «24 часа Дайтоны». Шасси было модифицировано в соответствии с правилами IMSA WSC, и оснащено двигателем BMW V12. Автомобиль сошел с дистанции после 86 кругов из-за отказа генератора.
- Алексей Медведев
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Трансполярная магистраль: грандиозный проект СССР, который так и не удалось завершить
Железная дорога должна была протянуться от Баренцева моря до Чукотки. Но удалось построить лишь некоторые участки....

Самый большой и тихий «Тасманский» паром спущен на воду
Речь о Hull 096, созданном по заказу компании-оператора Buquebus. Теперь он не только самый крупный — смотрите подробности в нашем материале....

В России сместят предельный срок службы самолетов Як-40
Пока российская авиация ожидает появление Ил-114-300 или ТВРС-44 «Ладога», региональным рейсам приходится эксплуатировать самолеты, созданные в 60-х годах. Еще...

Spartan EV – почему электро УАЗ так и не пошел в «массы»
На бездорожье в Подмосковье осенью 2021 года проходили испытания электрокара UAZ Spartan EV, событие освещалось в прессе, были ожидания… Однако российские...

Поезд-отель: из Москвы в Санкт-Петербург за 350 000 рублей
Путешествия по железной дороге могут быть разными – от простого способа добраться из точки А в точку Б до роскошного приключения. Именно о таком исключительном...

Mooney M20 – некогда самый быстрый из серийных одномоторников
Бренд «Муни» не пользуется особой популярностью в России. Тем не менее в других странах эти легкие самолеты можно назвать в определенной степени...

В поисках альтернативы «Искре» — восстановление старой Subaru Impreza
Давайте начистоту: предположительные 1,6 миллиона «целковых» за автомобиль, сильно напоминающий «Весту», готов выложить далеко не каждый житель нашей страны....

«Валдай-18» официально поступил в продажу
Производитель предлагает гарантию без ограничений по пробегу. В список сильных сторон новинки однозначно стоит отнести пневматическую подвеску....

LADA Vesta Cross с «шестиступкой»: неожиданные итоги тест-драйва
Когда речь заходит о практичных, доступных, и при этом комфортных автомобилях для российских дорог, LADA Vesta Cross с 6-ступенчатой МКПП становится одним из...

Ford Expedition III – когда V8 дешевле, чем V6
Этот огромный рамный внедорожник мало того, что трехрядный – у него еще и большой багажник. Вот только покупать такой нужно с оглядкой....

Первый в мире серийный мотоцикл на метане – как едет и что умеет?
Когда думаешь, что мотоциклы – это два колеса и мотор, на сцене появляется Bajaj Freedom 125 и ломает шаблоны. Это первый в мире серийный мотоцикл, который...

Новая модель Genesis могла быть «круче» BMW М3
Есть небольшое «но»: седан не планируют запускать в серию, хотя авто адаптировано не только для трека, но и для дорог общего пользования...

Nissan успешно конкурирует с китайскими электромобилями на их «поле»
В Поднебесной стартовали продажи нового седана от японского бренда. Модель, на удивление, оказалась востребованной. Как «Ниссан» это удалось?...

Torero MP47: знакомые шины под новым именем
Новое название и уже ставшее «родным» поведение на дороге. Кому стоит брать и покупать ли их вообще?...

Легкий самолет по-африкански – Sling HW
Бренд Sling Aircraft из Южно-Африканской республики начал свою деятельность относительно недавно. Дебютная их модель появилась в 2009 году и носила не совсем...

Дрезина Tatra Т15 или «авто на рельсах»
Дрезины всегда играли важную роль в деятельности железнодорожного транспорта. Иногда их, как и в случае с Tatra Т15, создавали путем переделки исходного...