Nissan, который победил Porsche и Jaguar на гоночном треке
В мире спортивных прототипов первая половина и середина восьмидесятых годов проходили под знаком доминирования Porsche. Немецкие автомобили побеждали и в «группе Ц», и в американском чемпионате IMSA. Porsche тех лет считались непреодолимой силой, ведь и 956, и 962С победить было практически невозможно. Для Америки это было справедливо в период с 1983 по 1987-й год.
В 1984 году Nissan заключил соглашение с фабрикой Electramotive Engineering расположенной в Калифорнии, о постройке спортивного прототипа высшего класса. С ним японцы собирались победить в американской серии IMSA GT, тем самым продвигая бренд Nissan в США. Вот только для того чтобы выиграть, нужно было победить Porsche. С самого начала ставку сделали на серийный мотор спортивного автомобиля Nissan 300ZX. Двигатель представлял собой V-образную шестерку, рабочим объемом три литра, оснащенную турбонаддувом. Разработкой гоночной спецификации этого мотора как раз и занимались в Electramotive Engineering. А вот самостоятельно разрабатывать шасси не рискнули, поэтому заказали его британской фирмы Lola.
Постепенно модернизируя английскую машину, Electramotive Engineering научились разрабатывать шасси самостоятельно, и уже в 1986 году это был 100% Nissan. С этого момента дни славы Porsche 962C были сочтены: в 1987 году лишь проблемы с надежностью у Nissan позволили немецкому прототипу победить в чемпионате, но со следующего сезона, когда Electramotive Engineering повысили надежность, и Porsche просто «потерялись»! Немецкой машине не помогали ни новые, охлаждаемые водой, головки блока цилиндров, ни изменения в аэродинамике – Nissan был быстрее! Еще бы, ведь прижимная сила и мощность Nissan GTP ZX-Turbo была больше, чем у болидов Формулы-1 2020 года!
Сперва, когда никаких ограничений на давление наддува не было, мощность японского движка превышала 1000 лошадиных сил! Но из-а того что скорости становились слишком опасными руководство IMSA решило ввести рестрикторы. Мощность снизилась до 800 лошадей, но, как ни странно, крутящий момент вырос, и в результате Nissan поехал еще быстрее!
Много это, или мало, судите сами: двигатель автомобиля Jaguar XJR-9 развивал «всего» около 750 лошадок, а двигатель Porsche 962 и того меньше: модификация Type 962-72 (3 литра и рестриктор) предлагала своим пилотам только 695 лошадей.
Любопытный факт: и Jaguar и Porsche достигали большей максимальной скорости, несмотря на то, что двигатель Nissan был заметно мощнее. Разница в мощности уходила на преодоление лобового сопротивления. По словам Тревора Харриса, создателя GTP ZX-Turbo, на скорости 320 км/ч. прижимная сила равнялась 4500 килограммам (10000 фунтов), и это больше, чем прижимная сила чемпионского Mercedes-Benz Формулы-1 2020 года!
– Тревор Харрис.
Но главным соперником японского прототипа суждено было стать не Porsche 962C, который на тот момент безнадежно устарел, а болиду из Великобритании: Jaguar XJR-9. Этот прототип оснащался исполинским семилитровым атмосферным двигателем V12. Вот что по поводу этой дуэли рассказывал гонщик команды Nissan Джефф Брэбэм:
Но получилось наоборот: граунд-эффект от двух огромных туннелей Вентури, и «маленький» двигатель Nissan V6 порвали Jaguar на британский флаг!
Машины британской обосновались в IMSA с момента основания этой серии, в 1983 году. Автомобиль, за его постройку которого полностью отвечала американская команда, во главе с Бобом Тулиусом, назвали XJR-5. Практически в то же время, Том Уокиншоу из TWR сумел договориться с Jaguar о постройке прототипов для чемпионата WSC. Таким образом по разные стороны океана Jaguar представляли два разных коллектива. В 1988 году британцы решили объединить силы: вместо «американских» XJR-5, и XJR-6 «группы Ц», TWR поручили разработать единую модель, названную XJR-9. Само собой этот автомобиль оснащался гордостью английского завода – двигателем V12, рабочим объемом 7.0 литра.
Но после того, как этот колосс потерпел поражение от «маленького» Nissan, британцы наступили на горло собственной песне и отказались от V12, в пользу «чужого» V6! «Новый» двигатель, дебютировавший в 1989 году, позаимствовали у раллийного MG Metro 6R4 «Group B». Для IMSA англичане устанавливали трехлитровый вариант, а для WSC рабочий объем довели до 3.5 литра. А V12 в дальнейшем использовался только для марафонских дистанций.
Но двигатель был не единственным оружием британцев. Над шасси и аэродинамикой Jaguar работали Росс Браун и Тони Саутгейт, создатель небезызвестного Arrows А2. Результатом их творчества стало инновационное заднее антикрыло, получившее название «Red Baron» или «биплан». Кроме этого, задние колесные арки закрыли аэродинамическими щитками, для снижения сопротивления воздуха.
Но победить Nissan не получалось: японцы выиграли чемпионат IMSA-GT в 1988, 1989, 1990 и 1991 годах. После двух побед в чемпионате IMSA в 1988 и 1989 годах японцы выкупили Electramotive Engineering и переименовали в Nissan Performance Technology Inc., сокращённо - NPTI. Из-за этого пришлось придумать новый индекс, вместо GTP ZX-T машина стала называться NPT-90. После еще двух лет доминирования, казалось, что Nissan будет побеждать и дальше. Но с этим был не согласен Дэн Герни: прототипы AAR Eagle-Toyota оказались быстрее чем Nissan! Эти автомобили оснащались уже карбоновым монококом, да и передний диффузор был полноценным, в отличии от Nissan.
Прототип Eagle GTP Mk III Toyota оснащался двигателем 3S-GTM, созданным на основе серийного 3S-GTE. В 1992 году его удалось «раздуть» до впечатляющих «800+» лошадей, и это с рестриктором на 54 миллиметра! В 93-м мощность снизилась до «700+» л. с., так как организаторы ввели рестрикторы уже на 52 мм. Но в любом варианте Eagle-Toyota превосходили Nissan.
✅ Аэродинамика: Йоши Сузука. Шасси: Тревор Харрис. Двигатель: Джон Непп.
✅ Шасси: алюминиевый монокок. Кузов: углеродное волокно и кевлар.
✅ Размеры.
✅ Длина: 4800 мм. Ширина: 2007 мм. Высота: 1016 мм. Колесная база: 2705 мм.
✅ Масса: 952 кг.
✅ Двигатель, модель: VG30-GTP
✅ Рабочий объем: 2959 см3.
✅ Конфигурация: V6 60º, с турбокомпрессором Garrett
✅ Мощность без рестриктора: 1000 л. с.
✅ С рестриктором 57 мм: 850 л. с. (1988 год)
✅ С рестриктором 54 мм: 750 л. с. (1989 год)
Это была лучшая гоночная эпоха спортивных прототипов в Америке! Машины были интересны болельщикам, так как были чертовски быстрыми. Да и гоняться на них было одно удовольствие.
- Джефф Брэбэм.
Последний раз Nissan NTP-90 (шасси 90-03) вышел на старт гонки в 1996 году, на марафоне «24 часа Дайтоны». Шасси было модифицировано в соответствии с правилами IMSA WSC, и оснащено двигателем BMW V12. Автомобиль сошел с дистанции после 86 кругов из-за отказа генератора.
В 1984 году Nissan заключил соглашение с фабрикой Electramotive Engineering расположенной в Калифорнии, о постройке спортивного прототипа высшего класса. С ним японцы собирались победить в американской серии IMSA GT, тем самым продвигая бренд Nissan в США. Вот только для того чтобы выиграть, нужно было победить Porsche. С самого начала ставку сделали на серийный мотор спортивного автомобиля Nissan 300ZX. Двигатель представлял собой V-образную шестерку, рабочим объемом три литра, оснащенную турбонаддувом. Разработкой гоночной спецификации этого мотора как раз и занимались в Electramotive Engineering. А вот самостоятельно разрабатывать шасси не рискнули, поэтому заказали его британской фирмы Lola.
Nissan категории GTP для американского чемпионата IMSA. Фото: Youtube.com
Nissan GTP ZX-Turbo
Постепенно модернизируя английскую машину, Electramotive Engineering научились разрабатывать шасси самостоятельно, и уже в 1986 году это был 100% Nissan. С этого момента дни славы Porsche 962C были сочтены: в 1987 году лишь проблемы с надежностью у Nissan позволили немецкому прототипу победить в чемпионате, но со следующего сезона, когда Electramotive Engineering повысили надежность, и Porsche просто «потерялись»! Немецкой машине не помогали ни новые, охлаждаемые водой, головки блока цилиндров, ни изменения в аэродинамике – Nissan был быстрее! Еще бы, ведь прижимная сила и мощность Nissan GTP ZX-Turbo была больше, чем у болидов Формулы-1 2020 года!
Двигатель Nissan VG30
Сперва, когда никаких ограничений на давление наддува не было, мощность японского движка превышала 1000 лошадиных сил! Но из-а того что скорости становились слишком опасными руководство IMSA решило ввести рестрикторы. Мощность снизилась до 800 лошадей, но, как ни странно, крутящий момент вырос, и в результате Nissan поехал еще быстрее!
Много это, или мало, судите сами: двигатель автомобиля Jaguar XJR-9 развивал «всего» около 750 лошадок, а двигатель Porsche 962 и того меньше: модификация Type 962-72 (3 литра и рестриктор) предлагала своим пилотам только 695 лошадей.
Двигатель Nissan VG30GTP выдавал 1000 лошадей! Фото: Youtube.com
Любопытный факт: и Jaguar и Porsche достигали большей максимальной скорости, несмотря на то, что двигатель Nissan был заметно мощнее. Разница в мощности уходила на преодоление лобового сопротивления. По словам Тревора Харриса, создателя GTP ZX-Turbo, на скорости 320 км/ч. прижимная сила равнялась 4500 килограммам (10000 фунтов), и это больше, чем прижимная сила чемпионского Mercedes-Benz Формулы-1 2020 года!
Обычно я использовал столько прижимной силы, сколько возможно было получить. В Дайтоне мы обнаружили что по максималке уступаем Porsche 16 км/ч, при том что время круга у нас по-прежнему было лучше, чем немцев! Безумный уровень прижимной силы помогал держать машину «приклеенной к асфальту» во время сложного, «дорожного», сектора трассы, но он же давал повышенное аэродинамическое сопротивление.
– Тревор Харрис.
Но главным соперником японского прототипа суждено было стать не Porsche 962C, который на тот момент безнадежно устарел, а болиду из Великобритании: Jaguar XJR-9. Этот прототип оснащался исполинским семилитровым атмосферным двигателем V12. Вот что по поводу этой дуэли рассказывал гонщик команды Nissan Джефф Брэбэм:
У нас была серьезная битва с Jaguar в 88-м - это было действительно острое соперничество. Они приехали из Европы, и считали, что их машина намного лучше, чем даже Porsche 962С, не говоря уж про остальных. Jaguar рассчитывали, что чемпионат 1988 года будет для них легкой прогулкой, ведь они уже выиграли Дайтону. Я хорошо помню, как из их гонщиков сказал, что на уличных трассах они легко надерут нам задницу, потому что их атмосферный семилитровый V12, развивающий гигантский крутящий момент с самого «низа», не оставит нашему «турбо V6» шансов.
Но получилось наоборот: граунд-эффект от двух огромных туннелей Вентури, и «маленький» двигатель Nissan V6 порвали Jaguar на британский флаг!
Jaguar XJR-9 оснащался семилитровым V12. Фото: Youtube.com
Jaguar
Машины британской обосновались в IMSA с момента основания этой серии, в 1983 году. Автомобиль, за его постройку которого полностью отвечала американская команда, во главе с Бобом Тулиусом, назвали XJR-5. Практически в то же время, Том Уокиншоу из TWR сумел договориться с Jaguar о постройке прототипов для чемпионата WSC. Таким образом по разные стороны океана Jaguar представляли два разных коллектива. В 1988 году британцы решили объединить силы: вместо «американских» XJR-5, и XJR-6 «группы Ц», TWR поручили разработать единую модель, названную XJR-9. Само собой этот автомобиль оснащался гордостью английского завода – двигателем V12, рабочим объемом 7.0 литра.
Но после того, как этот колосс потерпел поражение от «маленького» Nissan, британцы наступили на горло собственной песне и отказались от V12, в пользу «чужого» V6! «Новый» двигатель, дебютировавший в 1989 году, позаимствовали у раллийного MG Metro 6R4 «Group B». Для IMSA англичане устанавливали трехлитровый вариант, а для WSC рабочий объем довели до 3.5 литра. А V12 в дальнейшем использовался только для марафонских дистанций.
Porsche 962С: один из лучшихй прототипов в истории. Фoто: Youtube.com
Но двигатель был не единственным оружием британцев. Над шасси и аэродинамикой Jaguar работали Росс Браун и Тони Саутгейт, создатель небезызвестного Arrows А2. Результатом их творчества стало инновационное заднее антикрыло, получившее название «Red Baron» или «биплан». Кроме этого, задние колесные арки закрыли аэродинамическими щитками, для снижения сопротивления воздуха.
Триумф «японских» технологий
Но победить Nissan не получалось: японцы выиграли чемпионат IMSA-GT в 1988, 1989, 1990 и 1991 годах. После двух побед в чемпионате IMSA в 1988 и 1989 годах японцы выкупили Electramotive Engineering и переименовали в Nissan Performance Technology Inc., сокращённо - NPTI. Из-за этого пришлось придумать новый индекс, вместо GTP ZX-T машина стала называться NPT-90. После еще двух лет доминирования, казалось, что Nissan будет побеждать и дальше. Но с этим был не согласен Дэн Герни: прототипы AAR Eagle-Toyota оказались быстрее чем Nissan! Эти автомобили оснащались уже карбоновым монококом, да и передний диффузор был полноценным, в отличии от Nissan.
All American Racers
Прототип Eagle GTP Mk III Toyota оснащался двигателем 3S-GTM, созданным на основе серийного 3S-GTE. В 1992 году его удалось «раздуть» до впечатляющих «800+» лошадей, и это с рестриктором на 54 миллиметра! В 93-м мощность снизилась до «700+» л. с., так как организаторы ввели рестрикторы уже на 52 мм. Но в любом варианте Eagle-Toyota превосходили Nissan.
Eagle GTP Mk III Toyota с двигателем «от Celica». Фото: Youtube.com
Технические характеристики Nissan GTP ZX-Turbo
✅ Аэродинамика: Йоши Сузука. Шасси: Тревор Харрис. Двигатель: Джон Непп.
✅ Шасси: алюминиевый монокок. Кузов: углеродное волокно и кевлар.
✅ Размеры.
✅ Длина: 4800 мм. Ширина: 2007 мм. Высота: 1016 мм. Колесная база: 2705 мм.
✅ Масса: 952 кг.
✅ Двигатель, модель: VG30-GTP
✅ Рабочий объем: 2959 см3.
✅ Конфигурация: V6 60º, с турбокомпрессором Garrett
✅ Мощность без рестриктора: 1000 л. с.
✅ С рестриктором 57 мм: 850 л. с. (1988 год)
✅ С рестриктором 54 мм: 750 л. с. (1989 год)
Это была лучшая гоночная эпоха спортивных прототипов в Америке! Машины были интересны болельщикам, так как были чертовски быстрыми. Да и гоняться на них было одно удовольствие.
- Джефф Брэбэм.
В отличии от «американского» прототипа, «японский» Nissan R90CK оснащался двигателем V8 на 3,5 литра. Фото: Youtube.com
Последний раз Nissan NTP-90 (шасси 90-03) вышел на старт гонки в 1996 году, на марафоне «24 часа Дайтоны». Шасси было модифицировано в соответствии с правилами IMSA WSC, и оснащено двигателем BMW V12. Автомобиль сошел с дистанции после 86 кругов из-за отказа генератора.
- Алексей Медведев
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....