Урал-4320 - лучший российский грузовик
17 765

Урал-4320 - лучший российский грузовик

Военный грузовик Урал-4320 выпускается почти 45 лет. Это показатель удачной конструкции автомобиля. Кроме армии, модель нашла применение в разных сферах гражданской жизни. То, что грузовик до сих пор с удовольствием покупают за границей, говорит о многом. Особенно популярен вездеход у путешественников.


История модели


История армейского «проходимца» из Миасса началась в далеком 1961 году. Тогда военные получили первые грузовики Урал-375Д. Модель была проходимой, прижилась не только в армии, но и у нефтяников, геологов и лесозаготовителей.

Вот только расход бензина сильно напрягал даже для Советского Союза – 50 литров минимум. И это по трассе, на бездорожье легко переваливало за сотню. Не зря грузовик быстро получил меткое прозвище «Обжора».


Если военных бензиновый Урал не напрягал, то гражданские организации роптали на неэкономный V8. По этой причине в середине 1960-х годов инженеры начали разрабатывать дизельный двигатель для внедорожного автомобиля.

Мотор Урал-640, работающий на тяжелом топливе, был готов для внедрения в серийное производство к концу 1960-х, но не подошел грузовику, проявив себя крайне ненадежным.

Урал-4320 - лучший российский грузовикДля этого грузовика дороги не нужны! Фото: Youtube.com


Пришлось разрабатывать все сначала, не только двигатель, но и переделывать автомобиль под дизель. Работы решили передать профессионалам – Ярославскому моторному заводу.

К 1975 году предсерийный Урал-4320 прошел все заводские и государственные испытания, а в 1977 его начали выпускать крупными партиями.
Что интересно – бензиновый грузовик оказался по проходимости лучше своего модернизированного собрата! Он вытягивал на минимальных оборотах в грязи, тогда как дизельная версия отличалась мощностью и так и норовила уйти в пробуксовку.

Это и стало причиной выпуска Урал-375Д до 1992 года – автомобиль поставляли в армию. Гражданские службы от «Обжоры» отказывались.

Особенности конструкции


Для большинства людей Уралом будет грузовик характерной капотной компоновки, включая ЗиЛ-131 и КрАЗ. Кто-то отличает автомобили из Миасса, но все равно, не делает отличий между модификациями. Не касаясь даже модели 375, Урал-4320 тоже выпускался в нескольких вариантах.

И в лесу как дома! Фото: Youtube.com


Модификации дизельного грузовика:

  • ? Ранние версии с моторами КамАЗ-740 – их можно отличить по отсутствию воздушного фильтра на крыле
  • ? Короткий капот до 2000 года говорит о том, что под ним стоит дизель ЯМЗ-236
  • ? «Длинный нос» получили грузовики с ярославским двигателем ЯМЗ-238, после 2000 года все автомобили выпускались с такой компоновкой


Модель с длинным капотом является самой распространенной. Это классический Урал-4320.


Грузовик подготовлен к бездорожью. Сколько бы не ломали копья на форумах в интернете, давно уже доказано, что именно Урал является лучшим по проходимости автомобилем. Никакой ЗиЛ, КрАЗ и даже ГАЗ-66 не может превзойти модель 4320 на бездорожье. Испытания проводились как в СССР, так и в наше время.

Заглянув под капот, можно увидеть удачные конструкторские решения:

  • ? Генератор установлен вверху, чтобы его не замочило при форсировании водных преград
  • ? Воздухозаборник выше крыла
  • ? Специальное пусковое устройство для запуска двигателя в мороз


Еще стоит упомянуть систему централизованной подкачки шин. На первый взгляд, эта опция должна помочь водителю добраться до места назначения если колеса прострелят. На самом деле, это скорее побочная функция. Основная задача подкачки – это обеспечить проходимость по разным типам дорожного покрытия за счет понижения или повышения давления.

Что в кабине у Урала?


Ждать какого-то уровня комфорта от военного грузовика не приходится. Но в кабине Урал-4320 неожиданно обнаруживается, что сиденья имеют систему регулировок. И двигаются они в разных направлениях, а не только вперед и назад. Разве что все на механике, и разобраться с первого раза не так уж и просто.

В кабине места много! Фото: Youtube.com


В кабине три полноценных места, и даже второй пассажир не чувствует себя обделенным и ущемленным. Внутри комфорт спартанский, без всяких пластиковых панелей, все стальное, как и положено военной технике.

Двигатели


Самые популярные двигатели на Урале – это ЯМЗ-236/238 в различных модификациях, отличающиеся мощностью. Они надежные, выносливые, имеют огромный ресурс и очень ремонтопригодны.

Еще под капотом встречаются моторы ЯМЗ 65654 и 5362, ну и редко – старые КамАЗ-740.10.

Как он едет?


Дизельные двигатели серий 236/238 Ярославского моторного завода запускаются с пол-оборота. Не важно, какой именно агрегат под капотом, 11/15 литров рабочего объема хватает, чтобы сдвинуть многотонный грузовик с места.

Обзор неожиданно замечательный, другие участники дорожного движения видны сверху, как на ладони. Вот только маневрировать на Урал-4320 активно не стоит – этот грузовик создан не для игры «в пятнашки» на трассе, а тем более в городе.

Пока есть такие машины, дороги в принципе не нужны. Фото: Youtube.com


Рулевое управление с гидроусилителем, но работает он вовсе не так, как на легковых автомобилях. Одной рукой крутить «баранку» на месте не получится, разве что на ходу. А вот педали выжимаются легко, хотя от такого грузовика военного предназначения изначально ждешь подвоха.

Скорость УРАЛ-4320 – 85 км/ч, и он легко ее набирает. А вот разворачиваться и маневрировать на грузовике сложно, особенно в городских условиях. Длинный капот этому никак не способствует, с непривычки легко ошибиться в определении габаритов передка, и вписаться во что-нибудь.


Конечно, такого «вояку», как Урал, эти шрамы только украсят, но разносить дома и припаркованные автомобили все же не стоит.
А вот тормоза у военного грузовика работают хорошо. Пустой Урал-4320 останавливается, как вкопанный, так что с педалью лучше быть аккуратнее.

А что на бездорожье?


Стоит съехать на проселочную дорогу или в поле, как все становится на свои места, и военный грузовик едет вперед, как гусеничная бронетехника. Советские инженеры отлично поработали над ходовкой.

Колесная формула 6х6 тут далеко не все. Мосты проходного типа имеют двухступенчатую главную передачу, расположенную вертикально. Из-за этого картеры редукторов высоко, как и карданы, что обеспечивает максимальный дорожный просвет.

Расконсервация двигателя. Фото: Youtube.com


Подвески надежные и беспроблемные. Коробка передач стандартная от ЯМЗ, может похвастаться только синхронизаторами. А вот раздатка изготавливалась специально для Урала – она с несимметричным дифференциалом.

Кстати, передний мост у Урала не отключается, хотя было время в первой половине 1960-х годов, когда планировалось делать что-то типа Super Select.


Принудительная блокировка межосевого дифференциала тут, естественно, имеется, а вот межколесных не предусмотрено. Да она по факту и не нужна – специальная резина с агрессивным «вездеходным» протектором делает все и так.

Дорожный просвет у Урал-4320 – 400 мм.

Несмотря на дизельные двигатели, рабочий объем в 11/15 литров все равно делает грузовик прожорливым. 50 по бездорожью – это не предел. Хотя, по сравнению с бензиновой версией, экономия в два раза получается.

Не только танки грязи не боятся. Фото: Youtube.com


Дизельный Урал – это грузовик на все случаи жизни, хотя, в городе ему делать нечего. Многообразие модификаций превращает автомобиль в универсального помощника в самых сложных дорожных условиях и сферах.
Как вам Урал-4320?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
«Сапсаны» хотят ускорить

«Сапсаны» хотят ускорить

Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....