
Самые необычные поезда и их след в истории
До того момента, как ко второй половине ХХ столетия авиация завоевала солидную часть мирового пассажиропотока, на планете одним из господствующих видов транспорта являлась железная дорога. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в 30-50 годы минувшего века во многих странах разрабатывали, строили поезда по самым необычным технологиям. Некоторые из них получились удачными и пошли в серию. Но были и такие, которые иначе, как «странными» назвать сложно.
С немецкого переводится, как «Рельсовый Цеппелин». У этого поезда все было странным: и дизайн и способ приведения в движение. В последнем случае имеется в виду толкающий винт, что для подобного транспортного средства весьма необычно. В Германии «Цеппелинами» называли дирижабли, но тут, видимо, сделали исключение.
Каркас, на который уже установили толкающий винт. Фото: YouTube.com
В 1931 году изготовили каркас и обшили его листами металла. Внешне получилось довольно привлекательно: поезд напоминал транспорт будущего, расписываемый в то время в фантастической литературе. Испытания прошли на «ура»: концепт оправдал ожидания. Локомотиву удалось развить 230 км/ч.
Экспериментальный Schienenzeppelin подходит к станции, народ стоит поодаль – опасно! Фото: YouTube.com
До серийного производства дело не дошло: по мнению экспертов, расположенный сзади винт «мешался». Во-первых, он мог быть опасным для находящихся рядом людей, а во-вторых, к такому локомотиву нельзя было подцепить вагоны. Хотя все это спорно: движитель можно закрыть решетками, а для формирования состава использовать специальную удлиненную сцепку. Тем не менее, проект закрыли.
Первый американский поезд, на который установили двигатель внутреннего сгорания. Это было серьезным достижением, соответственно и дизайнеры постарались: поезд выглядел очень необычно и совсем не напоминал паровоз.
Странный «паровоз» без трубы. Фото: YouTube.com
В свой первый рейс поезд отправился в 1934 году и поначалу служил своеобразной рекламой технических достижений. Его прибытие на крупную станцию становилось сенсацией для местных СМИ. Во время турне состав посетил миллион человек, в т. ч. Франклин Рузвельт.
Сегодня Union Pacific M-10000 стоит в музее. Фото: YouTube.com
В последующем поезд использовался налоговой службой и курсировал между Канзасом и г. Салина. За необычный дизайн состав называли «маленькой застежкой-молнией», «железным червем». Union Pacific M-10000 эксплуатировался до 1941 года, пока не износился его единственный двигатель мощностью 600 л. с. Ставить новый посчитали нецелесообразным.
Идея перенести авиационные технологии на рельсы не давала покоя конструкторам. И в результате на свет появился некий гибрид в виде «Черного Жука» – локомотива под индексом М-497. Для его создания взяли мотрису Budd RDC, работающую на дизельном топливе, и поставили на нее пару моторов, устанавливаемых на бомбардировщик Convair B-36.
«Черный Жук» с движками от бомбардировщика. Фото: YouTube.com
Чего хотели – добились. Поезд действительно показал уникальные для того времени скоростные показатели – 296 км/ч. Посмотрели и …удовлетворились. Модернизировать, подстраивать под «насущные потребности» Black Beetle М-497 не стали, посчитав проект экономически нецелесообразным. А вот зачем тогда строили? Ответа на вопрос так никто и не дал.
Суперкомфортом этого поезда сегодня никого не удивишь. По словам современников, состав по оснащению напоминал круизный лайнер. Внутри были торговые центры, бассейн, санаторий, танцзал, бары, кинотеатр и ресторан. Но главное – в качестве движителя использовался ядерный реактор!
Supertrain так и не дождался настоящих пассажиров. Фото: YouTube.com
Кажется, идея для того времени нормальная. Действительно, во многих странах мира разрабатывали проекты атомных поездов. Однако по соображениям безопасности и из-за дороговизны от них отказались. Что касается Supertrain, это всего лишь телевизионный проект, в котором использовались макеты «поезда мечты» для съемок сериала. Всего построили 3 «прототипа», общей стоимостью (по слухам) до 5 млн. долларов. Телекомпания NBC хорошо вложилась в проект, который оказался убыточным. Сериал, даже при обилии «звезд», никто смотреть не хотел, а один из поездов (на обычной тяге) потерпел крушение. В итоге телевизионщики едва не «вылетели в трубу».
В свой первый путь поезд отправился в 1936 году. Его маршрут – от Чикаго до Лос-Анджелеса имел протяженность 3584 км. По-своему состав был уникальным. Кроме необычного для того времени внешнего вида локомотива, роль силовой установки в нем играл дизель-электрический агрегат, а не угольная топка, как в паровозе. Это позволяло развивать приличную скорость до 160 км/ч. Загадочности поезду добавляло то, что на нем путешествовали голливудские звезды. Соответственно, состав имел суперкомфортабельные купе, которые уместнее называть гостиничными номерами.
Superchief в 50-х. Фото: YouTube.com
Поезд понравился не только актерам, но и кинорежиссерам: на нем была отснята комедия «Трое для спальни», где в главных ролях снимались Глория Свенсон, Дж. Уоррен, Ф. Кларк. «Бренд» Super Chief для поезда, курсировавшего по вышеназванному маршруту, сохранялся до 1974 года.
Еще один интереснейший гибрид. На этот раз поезд плюс автобусы. На выпущенный «в свет» в 1956 году аэросостав возлагали много надежд. Чтобы состав вызывал восхищение, пригласили известного автодизайнера Чака Джордана, который и создал облик этого «чуда».
Aerotrain сделали из автобусов. Фото: YouTube.com
А вот технически ничего необычного или нового в локомотиве не было. Его создатель – автоконцерн «Дженерал Моторз» просто взял несколько своих автобусов и переставил их на железнодорожное шасси. Отличительная особенность Aerotrain, сыгравшая впоследствии злую шутку – относительно малая масса состава: она примерно была меньше в 2 раза по сравнению с серийными паровозами.
Макеты поезда и сегодня пользуются популярностью. Фото: YouTube.com
Всего выпустили пару прототипов для тестирования их ж/д компаниями. Увы! Результаты были более чем плачевными: состав из-за слабых двигателей не мог подняться на крутую возвышенность и развить мало-мальски хорошую скорость. Локомотив был сложен в эксплуатации и обслуживании. Из-за его малой массы пассажиры уверяли, что чувствуют себя внутри, как в грузовике, едущим по кочкам. Aerotrain не наездил и тысячи км: сегодня его можно увидеть в одном из музеев США, посвященном ж/д транспорту. А что необычного пытались в то время сконструировать в СССР?
В Советском Союзе в 70-е была популярна идея применения реактивных двигателей на ж/д локомотивах. Для проведения экспериментов использовали стандартный моторный вагон ЭР22, на который установили турбореактивные (именно такие стояли на самолете Як-40) двигатели АИ-25 и обтекатели.
СВЛ создавался только для исследований. Фото: YouTube.com
В серию «турбопоезд» запускать не собирались. Преследовалась определенная цель: выяснить, как работает при больших нагрузках и скоростях система «рельс-колесо». Впоследствии планировалось, используя полученные результаты, сделать суперскоростной поезд «Русская тройка». Забегая вперед стоит заметить, что полученные результаты впоследствии были использованы при строительстве скоростных ж/д линий и составов, теперь успешно по ним курсирующих.
Сегодня СВЛ можно увидеть, только как памятник. Фото: YouTube.com
Испытания проходили в 1971 году на перегоне Озеры – Голутвин. Изначально была достигнута скорость 187 км/ч, которая затем увеличилась до предела в 249 км/ч. Больших значений не позволяла достичь сама железная дорога. После проведения испытаний, исследований, СВЛ – скоростной вагон-лаборатория был заброшен в районе ст. Дорошиха. Однако позже его нашли, отмыли, покрасили и переднюю часть поставили у проходной Тверского вагоностроительного завода, где он находится и по сей день.
Schienenzeppelin
С немецкого переводится, как «Рельсовый Цеппелин». У этого поезда все было странным: и дизайн и способ приведения в движение. В последнем случае имеется в виду толкающий винт, что для подобного транспортного средства весьма необычно. В Германии «Цеппелинами» называли дирижабли, но тут, видимо, сделали исключение.

В 1931 году изготовили каркас и обшили его листами металла. Внешне получилось довольно привлекательно: поезд напоминал транспорт будущего, расписываемый в то время в фантастической литературе. Испытания прошли на «ура»: концепт оправдал ожидания. Локомотиву удалось развить 230 км/ч.

До серийного производства дело не дошло: по мнению экспертов, расположенный сзади винт «мешался». Во-первых, он мог быть опасным для находящихся рядом людей, а во-вторых, к такому локомотиву нельзя было подцепить вагоны. Хотя все это спорно: движитель можно закрыть решетками, а для формирования состава использовать специальную удлиненную сцепку. Тем не менее, проект закрыли.
Union Pacific M-10000
Первый американский поезд, на который установили двигатель внутреннего сгорания. Это было серьезным достижением, соответственно и дизайнеры постарались: поезд выглядел очень необычно и совсем не напоминал паровоз.

В свой первый рейс поезд отправился в 1934 году и поначалу служил своеобразной рекламой технических достижений. Его прибытие на крупную станцию становилось сенсацией для местных СМИ. Во время турне состав посетил миллион человек, в т. ч. Франклин Рузвельт.

В последующем поезд использовался налоговой службой и курсировал между Канзасом и г. Салина. За необычный дизайн состав называли «маленькой застежкой-молнией», «железным червем». Union Pacific M-10000 эксплуатировался до 1941 года, пока не износился его единственный двигатель мощностью 600 л. с. Ставить новый посчитали нецелесообразным.
Black Beetle М-497
Идея перенести авиационные технологии на рельсы не давала покоя конструкторам. И в результате на свет появился некий гибрид в виде «Черного Жука» – локомотива под индексом М-497. Для его создания взяли мотрису Budd RDC, работающую на дизельном топливе, и поставили на нее пару моторов, устанавливаемых на бомбардировщик Convair B-36.

Чего хотели – добились. Поезд действительно показал уникальные для того времени скоростные показатели – 296 км/ч. Посмотрели и …удовлетворились. Модернизировать, подстраивать под «насущные потребности» Black Beetle М-497 не стали, посчитав проект экономически нецелесообразным. А вот зачем тогда строили? Ответа на вопрос так никто и не дал.
Supertrain
Суперкомфортом этого поезда сегодня никого не удивишь. По словам современников, состав по оснащению напоминал круизный лайнер. Внутри были торговые центры, бассейн, санаторий, танцзал, бары, кинотеатр и ресторан. Но главное – в качестве движителя использовался ядерный реактор!

Кажется, идея для того времени нормальная. Действительно, во многих странах мира разрабатывали проекты атомных поездов. Однако по соображениям безопасности и из-за дороговизны от них отказались. Что касается Supertrain, это всего лишь телевизионный проект, в котором использовались макеты «поезда мечты» для съемок сериала. Всего построили 3 «прототипа», общей стоимостью (по слухам) до 5 млн. долларов. Телекомпания NBC хорошо вложилась в проект, который оказался убыточным. Сериал, даже при обилии «звезд», никто смотреть не хотел, а один из поездов (на обычной тяге) потерпел крушение. В итоге телевизионщики едва не «вылетели в трубу».
Super Chief
В свой первый путь поезд отправился в 1936 году. Его маршрут – от Чикаго до Лос-Анджелеса имел протяженность 3584 км. По-своему состав был уникальным. Кроме необычного для того времени внешнего вида локомотива, роль силовой установки в нем играл дизель-электрический агрегат, а не угольная топка, как в паровозе. Это позволяло развивать приличную скорость до 160 км/ч. Загадочности поезду добавляло то, что на нем путешествовали голливудские звезды. Соответственно, состав имел суперкомфортабельные купе, которые уместнее называть гостиничными номерами.

Поезд понравился не только актерам, но и кинорежиссерам: на нем была отснята комедия «Трое для спальни», где в главных ролях снимались Глория Свенсон, Дж. Уоррен, Ф. Кларк. «Бренд» Super Chief для поезда, курсировавшего по вышеназванному маршруту, сохранялся до 1974 года.
Aerotrain
Еще один интереснейший гибрид. На этот раз поезд плюс автобусы. На выпущенный «в свет» в 1956 году аэросостав возлагали много надежд. Чтобы состав вызывал восхищение, пригласили известного автодизайнера Чака Джордана, который и создал облик этого «чуда».

А вот технически ничего необычного или нового в локомотиве не было. Его создатель – автоконцерн «Дженерал Моторз» просто взял несколько своих автобусов и переставил их на железнодорожное шасси. Отличительная особенность Aerotrain, сыгравшая впоследствии злую шутку – относительно малая масса состава: она примерно была меньше в 2 раза по сравнению с серийными паровозами.

Всего выпустили пару прототипов для тестирования их ж/д компаниями. Увы! Результаты были более чем плачевными: состав из-за слабых двигателей не мог подняться на крутую возвышенность и развить мало-мальски хорошую скорость. Локомотив был сложен в эксплуатации и обслуживании. Из-за его малой массы пассажиры уверяли, что чувствуют себя внутри, как в грузовике, едущим по кочкам. Aerotrain не наездил и тысячи км: сегодня его можно увидеть в одном из музеев США, посвященном ж/д транспорту. А что необычного пытались в то время сконструировать в СССР?
СВЛ (скоростной вагон-лаборатория) и «Русская тройка»
В Советском Союзе в 70-е была популярна идея применения реактивных двигателей на ж/д локомотивах. Для проведения экспериментов использовали стандартный моторный вагон ЭР22, на который установили турбореактивные (именно такие стояли на самолете Як-40) двигатели АИ-25 и обтекатели.

В серию «турбопоезд» запускать не собирались. Преследовалась определенная цель: выяснить, как работает при больших нагрузках и скоростях система «рельс-колесо». Впоследствии планировалось, используя полученные результаты, сделать суперскоростной поезд «Русская тройка». Забегая вперед стоит заметить, что полученные результаты впоследствии были использованы при строительстве скоростных ж/д линий и составов, теперь успешно по ним курсирующих.

Испытания проходили в 1971 году на перегоне Озеры – Голутвин. Изначально была достигнута скорость 187 км/ч, которая затем увеличилась до предела в 249 км/ч. Больших значений не позволяла достичь сама железная дорога. После проведения испытаний, исследований, СВЛ – скоростной вагон-лаборатория был заброшен в районе ст. Дорошиха. Однако позже его нашли, отмыли, покрасили и переднюю часть поставили у проходной Тверского вагоностроительного завода, где он находится и по сей день.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Shacman «приехал» – китайские самосвалы перестанут продавать в России
У Генеральной прокуратуры и главы Минпромторга возникли вопросы к качеству китайской продукции. Все подробности прошедшей проверки можно узнать из нашего...

«Кто крайний?» – строительство нового ракетно-космического комплекса выходит на финишную прямую
И уже формируется очередь из желающих совершить пуски с «Байтерека». Россия оттуда будет запускать свой «Союз-5». Все подробности читайте в нашем материале....

Третьему мосту через Волгу быть – проект одобрен и профинансирован
Президент поспособствовал скорейшему началу возведения. Вместе с ним построят новую магистраль, которая решит транспортные проблемы Ярославля, но не все жители...

Ограничения сняты – ПД-14 получил новый сертификат
Двигатель стал еще на шаг ближе к серийному производству. Силовой установке дали важное разрешение....

МС-21 получит инновационный двигатель
Это будет все тот же ПД-14, но созданный с привлечением новых передовых технологий. Подробнее об этом читайте в нашем материале....

Новый грузовой самолет Nuuva V300 совершил свой первый полет
По сути это беспилотный летательный контейнер, получивший нетипичную для таких аппаратов конструкцию и впечатляющий запас хода. Подробнее о проекте читайте в...

Стало известно, какой ресурс закладывает в новые двигатели АВТОВАЗ – мнения водителей
Инженеры и руководство компании назвали минимальные цифры, на которые нужно ориентироваться. А вот окажутся ли они выше – зависит от множества факторов....

Новинка Алексея Гарагашьяна: что на смену «Шерпа»
Изобретатель, инженер, автогонщик, конструктор. Алексей произвел если не революцию, то уж точно фурор в мире внедорожной техники. При этом скромный и...

В Нижнем Новгороде построят еще 158 кораблей
В их числе сухогрузы и круизные лайнеры. Сумма контракта превышает 162 млрд рублей....

Новый перронный автобус МАЗ умеет то, чего не могут другие
Минский автомобильный завод показал автобус, который может изменить представление о транспорте в аэропортах. На первый взгляд ничего нестандартного. Казалось...

Серийное производство самолетов «Байкал» стартует до конца года
По крайней мере, новый производственный корпус к этому времени построят. И проект контролируется президентом России....

Еще один российский пикап поступил в продажу – у него пять мест и большой грузовой отсек
Это новинка от российского бренда Sollers. Автомобиль, известный как ST8, предлагается с разными типами двигателей....

МАЗ-200 АДС-50: редкое наследие великой страны
Мало кто из современников видел машину воочию, уникальную конструктивно и по функционалу. Разве что посетители саратовского Парка Победы и автомобильного музея...

Новая Honda CR-V – воплощение экономичного и надежного кроссовера
Российский автомобильный рынок давно привык к китайскому автопрому. Поэтому появление новых моделей от ведущих мировых производителей – это всегда событие. Не...

Советские грузовики, которые буквально уничтожали топливо
Советский Союз не страдал от нехватки бензина, поэтому дизельные автомобили там появились достаточно поздно. И не потому, что топливо вдруг начали экономить....

Российский авиалайнер SJ-100 уже почти готов – осталось только совместить два самолета
Сейчас испытания проходят два авиалайнера. Если собрать их в один, получится на 100% импортозамещенный SJ-100....