История грузовиков TATA – как индийская фирма на рынок РФ выходила
Случается, что профильное производство не приносит компании широкой известности, а вот то, что изначально было второстепенным элементом, со временем разрастается в грандиозный проект. Что-то похожее произошло с индийской TATA. Основанное в 1945 году предприятие имело название TELCO и, сюда из расшифровки («инженерная и локомотивная компания»), намеревалось заниматься изготовлением железнодорожной техники.
Именно такой профиль и соблюдали производители из Мумбаи в течение первого десятилетия. Но, в начале 50-х начался всемирный бум автомобильной техники, и индийцы решили не оставаться в стороне. Сотрудничество с немецкой Daimler-Benz привело к появлению первого коммерческого автомобиля, выпущенного на мумбайских мощностях.
Пробный шар, запущенный в 1954 году, принес заметный успех и открыл путь к дальнейшему развитию. Теперь компания стала ориентированной на выпуск автомобильной техники различных видов и конструкций. Выбор оказался правильным и стал началом пути к всемирной славе и известности.
Чтобы обеспечить бесперебойный выпуск грузовиков, германская сторона была вынуждена поставлять по нескольку тысяч комплектов различных деталей ежегодно. Так продолжалось на протяжении действия всего 15-летнего контракта. После этого в Индии сумели наладить производство почти всех необходимых узлов и комплектующих. Это вывело предприятие на новый уровень.
В начале каждого десятилетия предприятие из Мумбаи покоряло новые высоты. Так в 1961 году стартовал экспорт автомобилей TATA в другие страны. Сначала это были ближайшие азиатские соседи, затем география поставок заметно расширилась. В следующем десятилетии TATA Motors была признана ведущим производителем автомобилей в Индии. Это привело к заметному расширению линейки производимого транспорта и его типов. Со временем среди перечня TATA появились фургоны и пикапы. Очень популярными стали и грузопассажирские модели родом из Индии.
Это обширное разнообразие началось со скромного Tatamobile, показанного широкой публике в 1980 году. Также с этого времени начался ввод в действие новых крупных автомобильных заводов, вошедших в состав компании. Техническая поддержка постоянно осуществлялась партнерами из Mersedes-Benz, владевшими 11,5 % акций индийской компании.
Первым коммерческим транспортом, выпущенном TATA стал среднетоннажный грузовик – копия западногерманского, собранный на заводе г. Пуна в 1960 году. Он получил немало лестных отзывов, которые свело на нет одно «но». Индийское дорожное покрытие оставляло желать лучшего и не могло обеспечить эксплуатацию даже среднетоннажного транспорта. Поэтому производителям пришлось срочно переориентироваться на выпуск автомобилей с гораздо меньшей грузоподъемностью.
Прототип первого из них – TATA SFC-407, был готов в 1986 году. Грузовик получил 3-литровый, 75-сильный ДВС, соответствующий нормативам Евро-2. Он был собственной конструкции и получил наименование TATA 497 SP. А вот элементы внешней отделки имели немецкое происхождение:
✅ кабина от Hanomag
✅ шасси от Mercedes T2 508D
✅ некоторые детали от других немецких моделей
Стоит добавить, что конструкция кабины был переходного типа – полукапотная. Также имелись рессорные подвески и односкатная конструкция задних колес. Успешная разработка привела к множеству модификаций на ее базе:
✅ армейский грузовик повышенной проходимости
✅ автомобили марки «Аврон»
✅ грузопассажирский вариант
В 1994 году модель пережила модернизацию, которая внешне была не очень глубокой. А вот внутреннее устройство было заметно осовременено. Например, приборная панель пополнилась стационарной магнитолой и USB-разъемом. В то время она была одной из семи базовых моделей TATA, среди которых также имелся и седельный тягач с индексом «2315». Весь ряд большегрузных автомобилей марки комплектовался дизельными двигателями производства СП TATA-Cummins.
Еще одна модель компании будет особенно интересна нашим читателям. Это – малотоннажный грузовик TATA LPT-613. Все дело в том, что именно этот автомобиль стал прототипом для производимого на бывшем Уральском автомоторном заводе с 2004 года АМУР-4346. О его популярности говорит тот факт, что еще раньше его начали выпускать в соседней Украине под маркой БАЗ-Т713 «Подорожник». Этот автомобиль был низкорамным бескапотником, опять-таки, выпускаемым по немецкой лицензии. А вот двигатель, которым он оснащался, был собственной конструкции типа «NA».
И на этом его использование не ограничивалось. На базе автомобиля были изготовлены автобусы, которые в Украине получили маркировку БАЗ-А079 «Эталон». В Волгоградской области, на ВАП «Волжанин» также был освоен выпуск одноименных автобусов с маркировкой «3290».
В начале нового тысячелетия начались работы по созданию прототипа нового мини-грузовика. Им стал TATA Ace. Это был первый автомобиль завода с грузоподъемностью меньше 1 тонны. Такой малотоннажный транспорт задумывался Рави Кантом как реальная замена для широко распространенных в Индии моторикш. Для создания оптимального транспортного средства был проведен опрос среди заинтересованной стороны – водителей. Большинство из них были очень рады сменить трехколесный мототранспорт на полноценный мини-грузовик. Его серийное производство стартовало в мае 2005 года.
Уже через полгода новинка подтвердила правильность выбора: ее реализация увеличила общий объем продажи малотоннажных грузовиков TATA на 36,6 %. С тех пор количество производимых Ace постоянно росло, и несколько лет подряд он был одним из самых популярных в модельном ряду TATA. В конце лета 2008 года компания выпустила 200-тысячный грузовик этой модели. Таких прекрасных темпов производства удалось достичь, в том числе, и благодаря экспорту во многие страны трех континентов: Африки, Европы и Южной Америки. Он имел следующие параметры:
✅ грузоподъемность – не более 1 т.
✅ мощность двигателя – 70 л. с.
✅ объем топливного бака – 38 л.
Кроме названных моделей, компания освоила также выпуск множества автобусов и легковых автомобилей с различным типом кузова. Особняком стоят универсалы, которые TATA часто позиционирует именно как грузопассажирскую технику. Один из самых известных – Gurkha. Выпускался он и как пикап грузоподъемностью до 1 тонны или фургон с полезной нагрузкой до 700 кг. Производство модели было прекращено в 2003 году.
Впервые компания появилась в нашей стране как акционер «Аврон» в 1993 году. Тогда модификации TATA-407 начали производить на российских мощностях, присвоив им вышеназванную марку. Первый блин вышел комом через несколько лет совместный проект сошел на нет. Однако индийцы проявили настойчивость и десятилетие спустя, в 2004 году, подписали договор с ЗАО «Автомобили и моторы Урала». Так появились уже упоминавшиеся АМУРы. Два года спустя на автомобильный рынок России вышли и 613-е модели индийской компании.
TATA процветает и сейчас, являясь одним из крупнейших производителей мира по многим позициям автомобильной техники. Лишним подтверждением этому является попытка индийцев реинкарнировать Gurkha в качестве нового электромобиля TATA Sierra EV. На выставке Expo-2020 был представлен его концепт, а серийное производство должно стартовать уже в 2023 году.
Именно такой профиль и соблюдали производители из Мумбаи в течение первого десятилетия. Но, в начале 50-х начался всемирный бум автомобильной техники, и индийцы решили не оставаться в стороне. Сотрудничество с немецкой Daimler-Benz привело к появлению первого коммерческого автомобиля, выпущенного на мумбайских мощностях.
TATA Motors – смена ориентиров и выход на международный рынок
Пробный шар, запущенный в 1954 году, принес заметный успех и открыл путь к дальнейшему развитию. Теперь компания стала ориентированной на выпуск автомобильной техники различных видов и конструкций. Выбор оказался правильным и стал началом пути к всемирной славе и известности.
Первые грузовики, производимые по немецкой лицензии, были грузоподъемностью 5 и 7 тонн. Они получили наименование TATA-1210 (капотная конструкция) и TATA-1213 (полукапотная кабина). Полноценного бескапотника индийскому рынку пришлось ждать до начала 60-х.
Чтобы обеспечить бесперебойный выпуск грузовиков, германская сторона была вынуждена поставлять по нескольку тысяч комплектов различных деталей ежегодно. Так продолжалось на протяжении действия всего 15-летнего контракта. После этого в Индии сумели наладить производство почти всех необходимых узлов и комплектующих. Это вывело предприятие на новый уровень.
613-й, хорошо известный и в России. Фото: youtube.com
В начале каждого десятилетия предприятие из Мумбаи покоряло новые высоты. Так в 1961 году стартовал экспорт автомобилей TATA в другие страны. Сначала это были ближайшие азиатские соседи, затем география поставок заметно расширилась. В следующем десятилетии TATA Motors была признана ведущим производителем автомобилей в Индии. Это привело к заметному расширению линейки производимого транспорта и его типов. Со временем среди перечня TATA появились фургоны и пикапы. Очень популярными стали и грузопассажирские модели родом из Индии.
Это обширное разнообразие началось со скромного Tatamobile, показанного широкой публике в 1980 году. Также с этого времени начался ввод в действие новых крупных автомобильных заводов, вошедших в состав компании. Техническая поддержка постоянно осуществлялась партнерами из Mersedes-Benz, владевшими 11,5 % акций индийской компании.
Грузовики, выпускавшиеся в разное время
Первым коммерческим транспортом, выпущенном TATA стал среднетоннажный грузовик – копия западногерманского, собранный на заводе г. Пуна в 1960 году. Он получил немало лестных отзывов, которые свело на нет одно «но». Индийское дорожное покрытие оставляло желать лучшего и не могло обеспечить эксплуатацию даже среднетоннажного транспорта. Поэтому производителям пришлось срочно переориентироваться на выпуск автомобилей с гораздо меньшей грузоподъемностью.
Торжественное начало выпуска 407-й модели. Фото: youtube.com
Прототип первого из них – TATA SFC-407, был готов в 1986 году. Грузовик получил 3-литровый, 75-сильный ДВС, соответствующий нормативам Евро-2. Он был собственной конструкции и получил наименование TATA 497 SP. А вот элементы внешней отделки имели немецкое происхождение:
✅ кабина от Hanomag
✅ шасси от Mercedes T2 508D
✅ некоторые детали от других немецких моделей
Стоит добавить, что конструкция кабины был переходного типа – полукапотная. Также имелись рессорные подвески и односкатная конструкция задних колес. Успешная разработка привела к множеству модификаций на ее базе:
✅ армейский грузовик повышенной проходимости
✅ автомобили марки «Аврон»
✅ грузопассажирский вариант
В 1994 году модель пережила модернизацию, которая внешне была не очень глубокой. А вот внутреннее устройство было заметно осовременено. Например, приборная панель пополнилась стационарной магнитолой и USB-разъемом. В то время она была одной из семи базовых моделей TATA, среди которых также имелся и седельный тягач с индексом «2315». Весь ряд большегрузных автомобилей марки комплектовался дизельными двигателями производства СП TATA-Cummins.
Рабочее место водителя мини-грузовика Ace. Фото: youtube.com
Еще одна модель компании будет особенно интересна нашим читателям. Это – малотоннажный грузовик TATA LPT-613. Все дело в том, что именно этот автомобиль стал прототипом для производимого на бывшем Уральском автомоторном заводе с 2004 года АМУР-4346. О его популярности говорит тот факт, что еще раньше его начали выпускать в соседней Украине под маркой БАЗ-Т713 «Подорожник». Этот автомобиль был низкорамным бескапотником, опять-таки, выпускаемым по немецкой лицензии. А вот двигатель, которым он оснащался, был собственной конструкции типа «NA».
И на этом его использование не ограничивалось. На базе автомобиля были изготовлены автобусы, которые в Украине получили маркировку БАЗ-А079 «Эталон». В Волгоградской области, на ВАП «Волжанин» также был освоен выпуск одноименных автобусов с маркировкой «3290».
В начале нового тысячелетия начались работы по созданию прототипа нового мини-грузовика. Им стал TATA Ace. Это был первый автомобиль завода с грузоподъемностью меньше 1 тонны. Такой малотоннажный транспорт задумывался Рави Кантом как реальная замена для широко распространенных в Индии моторикш. Для создания оптимального транспортного средства был проведен опрос среди заинтересованной стороны – водителей. Большинство из них были очень рады сменить трехколесный мототранспорт на полноценный мини-грузовик. Его серийное производство стартовало в мае 2005 года.
Индийский малыш Ace. Фото: youtube.com
Уже через полгода новинка подтвердила правильность выбора: ее реализация увеличила общий объем продажи малотоннажных грузовиков TATA на 36,6 %. С тех пор количество производимых Ace постоянно росло, и несколько лет подряд он был одним из самых популярных в модельном ряду TATA. В конце лета 2008 года компания выпустила 200-тысячный грузовик этой модели. Таких прекрасных темпов производства удалось достичь, в том числе, и благодаря экспорту во многие страны трех континентов: Африки, Европы и Южной Америки. Он имел следующие параметры:
✅ грузоподъемность – не более 1 т.
✅ мощность двигателя – 70 л. с.
✅ объем топливного бака – 38 л.
Кроме названных моделей, компания освоила также выпуск множества автобусов и легковых автомобилей с различным типом кузова. Особняком стоят универсалы, которые TATA часто позиционирует именно как грузопассажирскую технику. Один из самых известных – Gurkha. Выпускался он и как пикап грузоподъемностью до 1 тонны или фургон с полезной нагрузкой до 700 кг. Производство модели было прекращено в 2003 году.
TATA в России
Впервые компания появилась в нашей стране как акционер «Аврон» в 1993 году. Тогда модификации TATA-407 начали производить на российских мощностях, присвоив им вышеназванную марку. Первый блин вышел комом через несколько лет совместный проект сошел на нет. Однако индийцы проявили настойчивость и десятилетие спустя, в 2004 году, подписали договор с ЗАО «Автомобили и моторы Урала». Так появились уже упоминавшиеся АМУРы. Два года спустя на автомобильный рынок России вышли и 613-е модели индийской компании.
Односкатный 407 EX. Фото: youtube.com
TATA процветает и сейчас, являясь одним из крупнейших производителей мира по многим позициям автомобильной техники. Лишним подтверждением этому является попытка индийцев реинкарнировать Gurkha в качестве нового электромобиля TATA Sierra EV. На выставке Expo-2020 был представлен его концепт, а серийное производство должно стартовать уже в 2023 году.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...