История грузовиков TATA – как индийская фирма на рынок РФ выходила
Случается, что профильное производство не приносит компании широкой известности, а вот то, что изначально было второстепенным элементом, со временем разрастается в грандиозный проект. Что-то похожее произошло с индийской TATA. Основанное в 1945 году предприятие имело название TELCO и, сюда из расшифровки («инженерная и локомотивная компания»), намеревалось заниматься изготовлением железнодорожной техники.
Именно такой профиль и соблюдали производители из Мумбаи в течение первого десятилетия. Но, в начале 50-х начался всемирный бум автомобильной техники, и индийцы решили не оставаться в стороне. Сотрудничество с немецкой Daimler-Benz привело к появлению первого коммерческого автомобиля, выпущенного на мумбайских мощностях.
Пробный шар, запущенный в 1954 году, принес заметный успех и открыл путь к дальнейшему развитию. Теперь компания стала ориентированной на выпуск автомобильной техники различных видов и конструкций. Выбор оказался правильным и стал началом пути к всемирной славе и известности.
Чтобы обеспечить бесперебойный выпуск грузовиков, германская сторона была вынуждена поставлять по нескольку тысяч комплектов различных деталей ежегодно. Так продолжалось на протяжении действия всего 15-летнего контракта. После этого в Индии сумели наладить производство почти всех необходимых узлов и комплектующих. Это вывело предприятие на новый уровень.
В начале каждого десятилетия предприятие из Мумбаи покоряло новые высоты. Так в 1961 году стартовал экспорт автомобилей TATA в другие страны. Сначала это были ближайшие азиатские соседи, затем география поставок заметно расширилась. В следующем десятилетии TATA Motors была признана ведущим производителем автомобилей в Индии. Это привело к заметному расширению линейки производимого транспорта и его типов. Со временем среди перечня TATA появились фургоны и пикапы. Очень популярными стали и грузопассажирские модели родом из Индии.
Это обширное разнообразие началось со скромного Tatamobile, показанного широкой публике в 1980 году. Также с этого времени начался ввод в действие новых крупных автомобильных заводов, вошедших в состав компании. Техническая поддержка постоянно осуществлялась партнерами из Mersedes-Benz, владевшими 11,5 % акций индийской компании.
Первым коммерческим транспортом, выпущенном TATA стал среднетоннажный грузовик – копия западногерманского, собранный на заводе г. Пуна в 1960 году. Он получил немало лестных отзывов, которые свело на нет одно «но». Индийское дорожное покрытие оставляло желать лучшего и не могло обеспечить эксплуатацию даже среднетоннажного транспорта. Поэтому производителям пришлось срочно переориентироваться на выпуск автомобилей с гораздо меньшей грузоподъемностью.
Прототип первого из них – TATA SFC-407, был готов в 1986 году. Грузовик получил 3-литровый, 75-сильный ДВС, соответствующий нормативам Евро-2. Он был собственной конструкции и получил наименование TATA 497 SP. А вот элементы внешней отделки имели немецкое происхождение:
✅ кабина от Hanomag
✅ шасси от Mercedes T2 508D
✅ некоторые детали от других немецких моделей
Стоит добавить, что конструкция кабины был переходного типа – полукапотная. Также имелись рессорные подвески и односкатная конструкция задних колес. Успешная разработка привела к множеству модификаций на ее базе:
✅ армейский грузовик повышенной проходимости
✅ автомобили марки «Аврон»
✅ грузопассажирский вариант
В 1994 году модель пережила модернизацию, которая внешне была не очень глубокой. А вот внутреннее устройство было заметно осовременено. Например, приборная панель пополнилась стационарной магнитолой и USB-разъемом. В то время она была одной из семи базовых моделей TATA, среди которых также имелся и седельный тягач с индексом «2315». Весь ряд большегрузных автомобилей марки комплектовался дизельными двигателями производства СП TATA-Cummins.
Еще одна модель компании будет особенно интересна нашим читателям. Это – малотоннажный грузовик TATA LPT-613. Все дело в том, что именно этот автомобиль стал прототипом для производимого на бывшем Уральском автомоторном заводе с 2004 года АМУР-4346. О его популярности говорит тот факт, что еще раньше его начали выпускать в соседней Украине под маркой БАЗ-Т713 «Подорожник». Этот автомобиль был низкорамным бескапотником, опять-таки, выпускаемым по немецкой лицензии. А вот двигатель, которым он оснащался, был собственной конструкции типа «NA».
И на этом его использование не ограничивалось. На базе автомобиля были изготовлены автобусы, которые в Украине получили маркировку БАЗ-А079 «Эталон». В Волгоградской области, на ВАП «Волжанин» также был освоен выпуск одноименных автобусов с маркировкой «3290».
В начале нового тысячелетия начались работы по созданию прототипа нового мини-грузовика. Им стал TATA Ace. Это был первый автомобиль завода с грузоподъемностью меньше 1 тонны. Такой малотоннажный транспорт задумывался Рави Кантом как реальная замена для широко распространенных в Индии моторикш. Для создания оптимального транспортного средства был проведен опрос среди заинтересованной стороны – водителей. Большинство из них были очень рады сменить трехколесный мототранспорт на полноценный мини-грузовик. Его серийное производство стартовало в мае 2005 года.
Уже через полгода новинка подтвердила правильность выбора: ее реализация увеличила общий объем продажи малотоннажных грузовиков TATA на 36,6 %. С тех пор количество производимых Ace постоянно росло, и несколько лет подряд он был одним из самых популярных в модельном ряду TATA. В конце лета 2008 года компания выпустила 200-тысячный грузовик этой модели. Таких прекрасных темпов производства удалось достичь, в том числе, и благодаря экспорту во многие страны трех континентов: Африки, Европы и Южной Америки. Он имел следующие параметры:
✅ грузоподъемность – не более 1 т.
✅ мощность двигателя – 70 л. с.
✅ объем топливного бака – 38 л.
Кроме названных моделей, компания освоила также выпуск множества автобусов и легковых автомобилей с различным типом кузова. Особняком стоят универсалы, которые TATA часто позиционирует именно как грузопассажирскую технику. Один из самых известных – Gurkha. Выпускался он и как пикап грузоподъемностью до 1 тонны или фургон с полезной нагрузкой до 700 кг. Производство модели было прекращено в 2003 году.
Впервые компания появилась в нашей стране как акционер «Аврон» в 1993 году. Тогда модификации TATA-407 начали производить на российских мощностях, присвоив им вышеназванную марку. Первый блин вышел комом через несколько лет совместный проект сошел на нет. Однако индийцы проявили настойчивость и десятилетие спустя, в 2004 году, подписали договор с ЗАО «Автомобили и моторы Урала». Так появились уже упоминавшиеся АМУРы. Два года спустя на автомобильный рынок России вышли и 613-е модели индийской компании.
TATA процветает и сейчас, являясь одним из крупнейших производителей мира по многим позициям автомобильной техники. Лишним подтверждением этому является попытка индийцев реинкарнировать Gurkha в качестве нового электромобиля TATA Sierra EV. На выставке Expo-2020 был представлен его концепт, а серийное производство должно стартовать уже в 2023 году.
Именно такой профиль и соблюдали производители из Мумбаи в течение первого десятилетия. Но, в начале 50-х начался всемирный бум автомобильной техники, и индийцы решили не оставаться в стороне. Сотрудничество с немецкой Daimler-Benz привело к появлению первого коммерческого автомобиля, выпущенного на мумбайских мощностях.
TATA Motors – смена ориентиров и выход на международный рынок
Пробный шар, запущенный в 1954 году, принес заметный успех и открыл путь к дальнейшему развитию. Теперь компания стала ориентированной на выпуск автомобильной техники различных видов и конструкций. Выбор оказался правильным и стал началом пути к всемирной славе и известности.
Первые грузовики, производимые по немецкой лицензии, были грузоподъемностью 5 и 7 тонн. Они получили наименование TATA-1210 (капотная конструкция) и TATA-1213 (полукапотная кабина). Полноценного бескапотника индийскому рынку пришлось ждать до начала 60-х.
Чтобы обеспечить бесперебойный выпуск грузовиков, германская сторона была вынуждена поставлять по нескольку тысяч комплектов различных деталей ежегодно. Так продолжалось на протяжении действия всего 15-летнего контракта. После этого в Индии сумели наладить производство почти всех необходимых узлов и комплектующих. Это вывело предприятие на новый уровень.
613-й, хорошо известный и в России. Фото: youtube.com
В начале каждого десятилетия предприятие из Мумбаи покоряло новые высоты. Так в 1961 году стартовал экспорт автомобилей TATA в другие страны. Сначала это были ближайшие азиатские соседи, затем география поставок заметно расширилась. В следующем десятилетии TATA Motors была признана ведущим производителем автомобилей в Индии. Это привело к заметному расширению линейки производимого транспорта и его типов. Со временем среди перечня TATA появились фургоны и пикапы. Очень популярными стали и грузопассажирские модели родом из Индии.
Это обширное разнообразие началось со скромного Tatamobile, показанного широкой публике в 1980 году. Также с этого времени начался ввод в действие новых крупных автомобильных заводов, вошедших в состав компании. Техническая поддержка постоянно осуществлялась партнерами из Mersedes-Benz, владевшими 11,5 % акций индийской компании.
Грузовики, выпускавшиеся в разное время
Первым коммерческим транспортом, выпущенном TATA стал среднетоннажный грузовик – копия западногерманского, собранный на заводе г. Пуна в 1960 году. Он получил немало лестных отзывов, которые свело на нет одно «но». Индийское дорожное покрытие оставляло желать лучшего и не могло обеспечить эксплуатацию даже среднетоннажного транспорта. Поэтому производителям пришлось срочно переориентироваться на выпуск автомобилей с гораздо меньшей грузоподъемностью.
Торжественное начало выпуска 407-й модели. Фото: youtube.com
Прототип первого из них – TATA SFC-407, был готов в 1986 году. Грузовик получил 3-литровый, 75-сильный ДВС, соответствующий нормативам Евро-2. Он был собственной конструкции и получил наименование TATA 497 SP. А вот элементы внешней отделки имели немецкое происхождение:
✅ кабина от Hanomag
✅ шасси от Mercedes T2 508D
✅ некоторые детали от других немецких моделей
Стоит добавить, что конструкция кабины был переходного типа – полукапотная. Также имелись рессорные подвески и односкатная конструкция задних колес. Успешная разработка привела к множеству модификаций на ее базе:
✅ армейский грузовик повышенной проходимости
✅ автомобили марки «Аврон»
✅ грузопассажирский вариант
В 1994 году модель пережила модернизацию, которая внешне была не очень глубокой. А вот внутреннее устройство было заметно осовременено. Например, приборная панель пополнилась стационарной магнитолой и USB-разъемом. В то время она была одной из семи базовых моделей TATA, среди которых также имелся и седельный тягач с индексом «2315». Весь ряд большегрузных автомобилей марки комплектовался дизельными двигателями производства СП TATA-Cummins.
Рабочее место водителя мини-грузовика Ace. Фото: youtube.com
Еще одна модель компании будет особенно интересна нашим читателям. Это – малотоннажный грузовик TATA LPT-613. Все дело в том, что именно этот автомобиль стал прототипом для производимого на бывшем Уральском автомоторном заводе с 2004 года АМУР-4346. О его популярности говорит тот факт, что еще раньше его начали выпускать в соседней Украине под маркой БАЗ-Т713 «Подорожник». Этот автомобиль был низкорамным бескапотником, опять-таки, выпускаемым по немецкой лицензии. А вот двигатель, которым он оснащался, был собственной конструкции типа «NA».
И на этом его использование не ограничивалось. На базе автомобиля были изготовлены автобусы, которые в Украине получили маркировку БАЗ-А079 «Эталон». В Волгоградской области, на ВАП «Волжанин» также был освоен выпуск одноименных автобусов с маркировкой «3290».
В начале нового тысячелетия начались работы по созданию прототипа нового мини-грузовика. Им стал TATA Ace. Это был первый автомобиль завода с грузоподъемностью меньше 1 тонны. Такой малотоннажный транспорт задумывался Рави Кантом как реальная замена для широко распространенных в Индии моторикш. Для создания оптимального транспортного средства был проведен опрос среди заинтересованной стороны – водителей. Большинство из них были очень рады сменить трехколесный мототранспорт на полноценный мини-грузовик. Его серийное производство стартовало в мае 2005 года.
Индийский малыш Ace. Фото: youtube.com
Уже через полгода новинка подтвердила правильность выбора: ее реализация увеличила общий объем продажи малотоннажных грузовиков TATA на 36,6 %. С тех пор количество производимых Ace постоянно росло, и несколько лет подряд он был одним из самых популярных в модельном ряду TATA. В конце лета 2008 года компания выпустила 200-тысячный грузовик этой модели. Таких прекрасных темпов производства удалось достичь, в том числе, и благодаря экспорту во многие страны трех континентов: Африки, Европы и Южной Америки. Он имел следующие параметры:
✅ грузоподъемность – не более 1 т.
✅ мощность двигателя – 70 л. с.
✅ объем топливного бака – 38 л.
Кроме названных моделей, компания освоила также выпуск множества автобусов и легковых автомобилей с различным типом кузова. Особняком стоят универсалы, которые TATA часто позиционирует именно как грузопассажирскую технику. Один из самых известных – Gurkha. Выпускался он и как пикап грузоподъемностью до 1 тонны или фургон с полезной нагрузкой до 700 кг. Производство модели было прекращено в 2003 году.
TATA в России
Впервые компания появилась в нашей стране как акционер «Аврон» в 1993 году. Тогда модификации TATA-407 начали производить на российских мощностях, присвоив им вышеназванную марку. Первый блин вышел комом через несколько лет совместный проект сошел на нет. Однако индийцы проявили настойчивость и десятилетие спустя, в 2004 году, подписали договор с ЗАО «Автомобили и моторы Урала». Так появились уже упоминавшиеся АМУРы. Два года спустя на автомобильный рынок России вышли и 613-е модели индийской компании.
Односкатный 407 EX. Фото: youtube.com
TATA процветает и сейчас, являясь одним из крупнейших производителей мира по многим позициям автомобильной техники. Лишним подтверждением этому является попытка индийцев реинкарнировать Gurkha в качестве нового электромобиля TATA Sierra EV. На выставке Expo-2020 был представлен его концепт, а серийное производство должно стартовать уже в 2023 году.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
В три раза быстрее «Конкорда» – представлен революционный двигатель для гиперзвукового самолета
Он позволит перелететь Атлантический океан всего за час на скорости 6 Мах. Самолет будет не только быстрее, но сможет летать выше Concorde в 2,5 раза....
Если у вас почти нет комплексов и денег, это ваш автомобиль
Это крохотный автомобиль длиной менее 3 метров, который удивляет своей вместимостью: в нем можно ездить вчетвером, хотя в это и сложно поверить, пока не...
Rolls-Royce и будущее авиации: как инновации UltraFan меняют игру в строении авиадвигателей
Бренд Rolls-Royce всегда был синонимом роскоши, инноваций и высоких технологий, но их достижения простираются далеко за пределы автомобилей. Мало кто знает,...
«Такого мотора никогда не было» – первый взгляд на «Ниву Спорт»
«Нива Спорт» вернулась с тестирований в условиях горной местности. Внедорожник сразу попал в руки к автомобильным обозревателям. Чем отличается эта «Нива» от...
В России появился флагманский вертолет «Аурус»
Все комплектующие произведены в России. Воздушное судно можно эксплуатировать в любых климатических и географических зонах....
В России представлен уникальный бульдозер
Новинка относится к десятому тяговому классу и работает на природном газе. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Самолет SSJ-100 становится еще более российским
Проект локализации лайнера продолжается. Теперь еще один элемент фюзеляжа производится в России....
При «вскрытии» Гранта удивила автомеханика
Чем может похвастаться «Гранта», которую в столице продают за 1,6 млн рублей? Конечно же, кондиционером, шестнадцатиклапанным двигателем времен «Приоры»,...
Внедорожники УАЗ оперативно доработали на заводе – критика подействовала
Забеспокоившись из-за критики на правительственном уровне, руководство Sollers поспешило доработать автомобили. И это первый случай массовых переделок из-за...
«В условиях вечной мерзлоты» – на самой сложный трассе России сдали новые участки
Федеральная трасса считалась одной из самых сложных из-за климата, низкого качества покрытия, а также несоответствия стандартам на многих участках. Теперь...
«Ил» - ВАСО представил свой, полностью композитный воздухозаборник авиационного двигателя
С ним, как ожидается, эффективность сохранения тяги самолета улучшится до оптимальных показателей. Подробнее об этом читайте в нашем материале....
ВАЗ-2151 – неизвестный российский универсал
Заднеприводные автомобили марки ВАЗ до сих пор пользуются высокой популярностью в России. Более того, ВАЗ-2107 недавно стал самой распространенной моделью в...
УАЗ анонсировал скорое обновление «Хантера»
И не только. Сразу несколько модернизированных моделей выйдут на рынок с небольшим интервалом. Более подробно об этом читайте в нашем материале....
Jawa против Иж Юпитера – какой из мотоциклов советских времен окажется быстрее?
Споры о том, какой мотоцикл лучше, в советское время возникали периодически. Как правило, велись они в легком и среднем классах. Например, считалось, что...
В Нижнем Новгороде наладят выпуск отсеков для отечественного лайнера
А именно для пассажирского МС-21. Для этого на авиастроительном предприятии «Сокол» откроют новый производственный участок. Подробнее об этом читайте в нашем...
Как поступают владельцы электромобилей, подтопленных во время урагана Милтон
После затопления такие машины пожароопасны. А еще эти авто потом продают.... Риски значительно возросли из-за последствий урагана Милтон....