История грузовиков TATA – как индийская фирма на рынок РФ выходила
3 627

История грузовиков TATA – как индийская фирма на рынок РФ выходила

Случается, что профильное производство не приносит компании широкой известности, а вот то, что изначально было второстепенным элементом, со временем разрастается в грандиозный проект. Что-то похожее произошло с индийской TATA. Основанное в 1945 году предприятие имело название TELCO и, сюда из расшифровки («инженерная и локомотивная компания»), намеревалось заниматься изготовлением железнодорожной техники.


Именно такой профиль и соблюдали производители из Мумбаи в течение первого десятилетия. Но, в начале 50-х начался всемирный бум автомобильной техники, и индийцы решили не оставаться в стороне. Сотрудничество с немецкой Daimler-Benz привело к появлению первого коммерческого автомобиля, выпущенного на мумбайских мощностях.

TATA Motors – смена ориентиров и выход на международный рынок


Пробный шар, запущенный в 1954 году, принес заметный успех и открыл путь к дальнейшему развитию. Теперь компания стала ориентированной на выпуск автомобильной техники различных видов и конструкций. Выбор оказался правильным и стал началом пути к всемирной славе и известности.

Первые грузовики, производимые по немецкой лицензии, были грузоподъемностью 5 и 7 тонн. Они получили наименование TATA-1210 (капотная конструкция) и TATA-1213 (полукапотная кабина). Полноценного бескапотника индийскому рынку пришлось ждать до начала 60-х.


Чтобы обеспечить бесперебойный выпуск грузовиков, германская сторона была вынуждена поставлять по нескольку тысяч комплектов различных деталей ежегодно. Так продолжалось на протяжении действия всего 15-летнего контракта. После этого в Индии сумели наладить производство почти всех необходимых узлов и комплектующих. Это вывело предприятие на новый уровень.

История грузовиков TATA – как индийская фирма на рынок РФ выходила613-й, хорошо известный и в России. Фото: youtube.com


В начале каждого десятилетия предприятие из Мумбаи покоряло новые высоты. Так в 1961 году стартовал экспорт автомобилей TATA в другие страны. Сначала это были ближайшие азиатские соседи, затем география поставок заметно расширилась. В следующем десятилетии TATA Motors была признана ведущим производителем автомобилей в Индии. Это привело к заметному расширению линейки производимого транспорта и его типов. Со временем среди перечня TATA появились фургоны и пикапы. Очень популярными стали и грузопассажирские модели родом из Индии.

Это обширное разнообразие началось со скромного Tatamobile, показанного широкой публике в 1980 году. Также с этого времени начался ввод в действие новых крупных автомобильных заводов, вошедших в состав компании. Техническая поддержка постоянно осуществлялась партнерами из Mersedes-Benz, владевшими 11,5 % акций индийской компании.

Грузовики, выпускавшиеся в разное время


Первым коммерческим транспортом, выпущенном TATA стал среднетоннажный грузовик – копия западногерманского, собранный на заводе г. Пуна в 1960 году. Он получил немало лестных отзывов, которые свело на нет одно «но». Индийское дорожное покрытие оставляло желать лучшего и не могло обеспечить эксплуатацию даже среднетоннажного транспорта. Поэтому производителям пришлось срочно переориентироваться на выпуск автомобилей с гораздо меньшей грузоподъемностью.

Торжественное начало выпуска 407-й модели. Фото: youtube.com


Прототип первого из них – TATA SFC-407, был готов в 1986 году. Грузовик получил 3-литровый, 75-сильный ДВС, соответствующий нормативам Евро-2. Он был собственной конструкции и получил наименование TATA 497 SP. А вот элементы внешней отделки имели немецкое происхождение:

✅ кабина от Hanomag
✅ шасси от Mercedes T2 508D
✅ некоторые детали от других немецких моделей

Стоит добавить, что конструкция кабины был переходного типа – полукапотная. Также имелись рессорные подвески и односкатная конструкция задних колес. Успешная разработка привела к множеству модификаций на ее базе:

✅ армейский грузовик повышенной проходимости
✅ автомобили марки «Аврон»
✅ грузопассажирский вариант

В 1994 году модель пережила модернизацию, которая внешне была не очень глубокой. А вот внутреннее устройство было заметно осовременено. Например, приборная панель пополнилась стационарной магнитолой и USB-разъемом. В то время она была одной из семи базовых моделей TATA, среди которых также имелся и седельный тягач с индексом «2315». Весь ряд большегрузных автомобилей марки комплектовался дизельными двигателями производства СП TATA-Cummins.

Рабочее место водителя мини-грузовика Ace. Фото: youtube.com


Еще одна модель компании будет особенно интересна нашим читателям. Это – малотоннажный грузовик TATA LPT-613. Все дело в том, что именно этот автомобиль стал прототипом для производимого на бывшем Уральском автомоторном заводе с 2004 года АМУР-4346. О его популярности говорит тот факт, что еще раньше его начали выпускать в соседней Украине под маркой БАЗ-Т713 «Подорожник». Этот автомобиль был низкорамным бескапотником, опять-таки, выпускаемым по немецкой лицензии. А вот двигатель, которым он оснащался, был собственной конструкции типа «NA».

И на этом его использование не ограничивалось. На базе автомобиля были изготовлены автобусы, которые в Украине получили маркировку БАЗ-А079 «Эталон». В Волгоградской области, на ВАП «Волжанин» также был освоен выпуск одноименных автобусов с маркировкой «3290».

В начале нового тысячелетия начались работы по созданию прототипа нового мини-грузовика. Им стал TATA Ace. Это был первый автомобиль завода с грузоподъемностью меньше 1 тонны. Такой малотоннажный транспорт задумывался Рави Кантом как реальная замена для широко распространенных в Индии моторикш. Для создания оптимального транспортного средства был проведен опрос среди заинтересованной стороны – водителей. Большинство из них были очень рады сменить трехколесный мототранспорт на полноценный мини-грузовик. Его серийное производство стартовало в мае 2005 года.

Индийский малыш Ace. Фото: youtube.com


Уже через полгода новинка подтвердила правильность выбора: ее реализация увеличила общий объем продажи малотоннажных грузовиков TATA на 36,6 %. С тех пор количество производимых Ace постоянно росло, и несколько лет подряд он был одним из самых популярных в модельном ряду TATA. В конце лета 2008 года компания выпустила 200-тысячный грузовик этой модели. Таких прекрасных темпов производства удалось достичь, в том числе, и благодаря экспорту во многие страны трех континентов: Африки, Европы и Южной Америки. Он имел следующие параметры:

✅ грузоподъемность – не более 1 т.
✅ мощность двигателя – 70 л. с.
✅ объем топливного бака – 38 л.

Кроме названных моделей, компания освоила также выпуск множества автобусов и легковых автомобилей с различным типом кузова. Особняком стоят универсалы, которые TATA часто позиционирует именно как грузопассажирскую технику. Один из самых известных – Gurkha. Выпускался он и как пикап грузоподъемностью до 1 тонны или фургон с полезной нагрузкой до 700 кг. Производство модели было прекращено в 2003 году.

TATA в России


Впервые компания появилась в нашей стране как акционер «Аврон» в 1993 году. Тогда модификации TATA-407 начали производить на российских мощностях, присвоив им вышеназванную марку. Первый блин вышел комом через несколько лет совместный проект сошел на нет. Однако индийцы проявили настойчивость и десятилетие спустя, в 2004 году, подписали договор с ЗАО «Автомобили и моторы Урала». Так появились уже упоминавшиеся АМУРы. Два года спустя на автомобильный рынок России вышли и 613-е модели индийской компании.

Односкатный 407 EX. Фото: youtube.com


TATA процветает и сейчас, являясь одним из крупнейших производителей мира по многим позициям автомобильной техники. Лишним подтверждением этому является попытка индийцев реинкарнировать Gurkha в качестве нового электромобиля TATA Sierra EV. На выставке Expo-2020 был представлен его концепт, а серийное производство должно стартовать уже в 2023 году.
Что выберете вы – TATA или «Бычок»?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....