
История грузовиков TATA – как индийская фирма на рынок РФ выходила
Случается, что профильное производство не приносит компании широкой известности, а вот то, что изначально было второстепенным элементом, со временем разрастается в грандиозный проект. Что-то похожее произошло с индийской TATA. Основанное в 1945 году предприятие имело название TELCO и, сюда из расшифровки («инженерная и локомотивная компания»), намеревалось заниматься изготовлением железнодорожной техники.
Именно такой профиль и соблюдали производители из Мумбаи в течение первого десятилетия. Но, в начале 50-х начался всемирный бум автомобильной техники, и индийцы решили не оставаться в стороне. Сотрудничество с немецкой Daimler-Benz привело к появлению первого коммерческого автомобиля, выпущенного на мумбайских мощностях.
Пробный шар, запущенный в 1954 году, принес заметный успех и открыл путь к дальнейшему развитию. Теперь компания стала ориентированной на выпуск автомобильной техники различных видов и конструкций. Выбор оказался правильным и стал началом пути к всемирной славе и известности.
Чтобы обеспечить бесперебойный выпуск грузовиков, германская сторона была вынуждена поставлять по нескольку тысяч комплектов различных деталей ежегодно. Так продолжалось на протяжении действия всего 15-летнего контракта. После этого в Индии сумели наладить производство почти всех необходимых узлов и комплектующих. Это вывело предприятие на новый уровень.
613-й, хорошо известный и в России. Фото: youtube.com
В начале каждого десятилетия предприятие из Мумбаи покоряло новые высоты. Так в 1961 году стартовал экспорт автомобилей TATA в другие страны. Сначала это были ближайшие азиатские соседи, затем география поставок заметно расширилась. В следующем десятилетии TATA Motors была признана ведущим производителем автомобилей в Индии. Это привело к заметному расширению линейки производимого транспорта и его типов. Со временем среди перечня TATA появились фургоны и пикапы. Очень популярными стали и грузопассажирские модели родом из Индии.
Это обширное разнообразие началось со скромного Tatamobile, показанного широкой публике в 1980 году. Также с этого времени начался ввод в действие новых крупных автомобильных заводов, вошедших в состав компании. Техническая поддержка постоянно осуществлялась партнерами из Mersedes-Benz, владевшими 11,5 % акций индийской компании.
Первым коммерческим транспортом, выпущенном TATA стал среднетоннажный грузовик – копия западногерманского, собранный на заводе г. Пуна в 1960 году. Он получил немало лестных отзывов, которые свело на нет одно «но». Индийское дорожное покрытие оставляло желать лучшего и не могло обеспечить эксплуатацию даже среднетоннажного транспорта. Поэтому производителям пришлось срочно переориентироваться на выпуск автомобилей с гораздо меньшей грузоподъемностью.
Торжественное начало выпуска 407-й модели. Фото: youtube.com
Прототип первого из них – TATA SFC-407, был готов в 1986 году. Грузовик получил 3-литровый, 75-сильный ДВС, соответствующий нормативам Евро-2. Он был собственной конструкции и получил наименование TATA 497 SP. А вот элементы внешней отделки имели немецкое происхождение:
✅ кабина от Hanomag
✅ шасси от Mercedes T2 508D
✅ некоторые детали от других немецких моделей
Стоит добавить, что конструкция кабины был переходного типа – полукапотная. Также имелись рессорные подвески и односкатная конструкция задних колес. Успешная разработка привела к множеству модификаций на ее базе:
✅ армейский грузовик повышенной проходимости
✅ автомобили марки «Аврон»
✅ грузопассажирский вариант
В 1994 году модель пережила модернизацию, которая внешне была не очень глубокой. А вот внутреннее устройство было заметно осовременено. Например, приборная панель пополнилась стационарной магнитолой и USB-разъемом. В то время она была одной из семи базовых моделей TATA, среди которых также имелся и седельный тягач с индексом «2315». Весь ряд большегрузных автомобилей марки комплектовался дизельными двигателями производства СП TATA-Cummins.
Рабочее место водителя мини-грузовика Ace. Фото: youtube.com
Еще одна модель компании будет особенно интересна нашим читателям. Это – малотоннажный грузовик TATA LPT-613. Все дело в том, что именно этот автомобиль стал прототипом для производимого на бывшем Уральском автомоторном заводе с 2004 года АМУР-4346. О его популярности говорит тот факт, что еще раньше его начали выпускать в соседней Украине под маркой БАЗ-Т713 «Подорожник». Этот автомобиль был низкорамным бескапотником, опять-таки, выпускаемым по немецкой лицензии. А вот двигатель, которым он оснащался, был собственной конструкции типа «NA».
И на этом его использование не ограничивалось. На базе автомобиля были изготовлены автобусы, которые в Украине получили маркировку БАЗ-А079 «Эталон». В Волгоградской области, на ВАП «Волжанин» также был освоен выпуск одноименных автобусов с маркировкой «3290».
В начале нового тысячелетия начались работы по созданию прототипа нового мини-грузовика. Им стал TATA Ace. Это был первый автомобиль завода с грузоподъемностью меньше 1 тонны. Такой малотоннажный транспорт задумывался Рави Кантом как реальная замена для широко распространенных в Индии моторикш. Для создания оптимального транспортного средства был проведен опрос среди заинтересованной стороны – водителей. Большинство из них были очень рады сменить трехколесный мототранспорт на полноценный мини-грузовик. Его серийное производство стартовало в мае 2005 года.
Индийский малыш Ace. Фото: youtube.com
Уже через полгода новинка подтвердила правильность выбора: ее реализация увеличила общий объем продажи малотоннажных грузовиков TATA на 36,6 %. С тех пор количество производимых Ace постоянно росло, и несколько лет подряд он был одним из самых популярных в модельном ряду TATA. В конце лета 2008 года компания выпустила 200-тысячный грузовик этой модели. Таких прекрасных темпов производства удалось достичь, в том числе, и благодаря экспорту во многие страны трех континентов: Африки, Европы и Южной Америки. Он имел следующие параметры:
✅ грузоподъемность – не более 1 т.
✅ мощность двигателя – 70 л. с.
✅ объем топливного бака – 38 л.
Кроме названных моделей, компания освоила также выпуск множества автобусов и легковых автомобилей с различным типом кузова. Особняком стоят универсалы, которые TATA часто позиционирует именно как грузопассажирскую технику. Один из самых известных – Gurkha. Выпускался он и как пикап грузоподъемностью до 1 тонны или фургон с полезной нагрузкой до 700 кг. Производство модели было прекращено в 2003 году.
Впервые компания появилась в нашей стране как акционер «Аврон» в 1993 году. Тогда модификации TATA-407 начали производить на российских мощностях, присвоив им вышеназванную марку. Первый блин вышел комом через несколько лет совместный проект сошел на нет. Однако индийцы проявили настойчивость и десятилетие спустя, в 2004 году, подписали договор с ЗАО «Автомобили и моторы Урала». Так появились уже упоминавшиеся АМУРы. Два года спустя на автомобильный рынок России вышли и 613-е модели индийской компании.
Односкатный 407 EX. Фото: youtube.com
TATA процветает и сейчас, являясь одним из крупнейших производителей мира по многим позициям автомобильной техники. Лишним подтверждением этому является попытка индийцев реинкарнировать Gurkha в качестве нового электромобиля TATA Sierra EV. На выставке Expo-2020 был представлен его концепт, а серийное производство должно стартовать уже в 2023 году.
Именно такой профиль и соблюдали производители из Мумбаи в течение первого десятилетия. Но, в начале 50-х начался всемирный бум автомобильной техники, и индийцы решили не оставаться в стороне. Сотрудничество с немецкой Daimler-Benz привело к появлению первого коммерческого автомобиля, выпущенного на мумбайских мощностях.
TATA Motors – смена ориентиров и выход на международный рынок
Пробный шар, запущенный в 1954 году, принес заметный успех и открыл путь к дальнейшему развитию. Теперь компания стала ориентированной на выпуск автомобильной техники различных видов и конструкций. Выбор оказался правильным и стал началом пути к всемирной славе и известности.
Первые грузовики, производимые по немецкой лицензии, были грузоподъемностью 5 и 7 тонн. Они получили наименование TATA-1210 (капотная конструкция) и TATA-1213 (полукапотная кабина). Полноценного бескапотника индийскому рынку пришлось ждать до начала 60-х.
Чтобы обеспечить бесперебойный выпуск грузовиков, германская сторона была вынуждена поставлять по нескольку тысяч комплектов различных деталей ежегодно. Так продолжалось на протяжении действия всего 15-летнего контракта. После этого в Индии сумели наладить производство почти всех необходимых узлов и комплектующих. Это вывело предприятие на новый уровень.

В начале каждого десятилетия предприятие из Мумбаи покоряло новые высоты. Так в 1961 году стартовал экспорт автомобилей TATA в другие страны. Сначала это были ближайшие азиатские соседи, затем география поставок заметно расширилась. В следующем десятилетии TATA Motors была признана ведущим производителем автомобилей в Индии. Это привело к заметному расширению линейки производимого транспорта и его типов. Со временем среди перечня TATA появились фургоны и пикапы. Очень популярными стали и грузопассажирские модели родом из Индии.
Это обширное разнообразие началось со скромного Tatamobile, показанного широкой публике в 1980 году. Также с этого времени начался ввод в действие новых крупных автомобильных заводов, вошедших в состав компании. Техническая поддержка постоянно осуществлялась партнерами из Mersedes-Benz, владевшими 11,5 % акций индийской компании.
Грузовики, выпускавшиеся в разное время
Первым коммерческим транспортом, выпущенном TATA стал среднетоннажный грузовик – копия западногерманского, собранный на заводе г. Пуна в 1960 году. Он получил немало лестных отзывов, которые свело на нет одно «но». Индийское дорожное покрытие оставляло желать лучшего и не могло обеспечить эксплуатацию даже среднетоннажного транспорта. Поэтому производителям пришлось срочно переориентироваться на выпуск автомобилей с гораздо меньшей грузоподъемностью.

Прототип первого из них – TATA SFC-407, был готов в 1986 году. Грузовик получил 3-литровый, 75-сильный ДВС, соответствующий нормативам Евро-2. Он был собственной конструкции и получил наименование TATA 497 SP. А вот элементы внешней отделки имели немецкое происхождение:
✅ кабина от Hanomag
✅ шасси от Mercedes T2 508D
✅ некоторые детали от других немецких моделей
Стоит добавить, что конструкция кабины был переходного типа – полукапотная. Также имелись рессорные подвески и односкатная конструкция задних колес. Успешная разработка привела к множеству модификаций на ее базе:
✅ армейский грузовик повышенной проходимости
✅ автомобили марки «Аврон»
✅ грузопассажирский вариант
В 1994 году модель пережила модернизацию, которая внешне была не очень глубокой. А вот внутреннее устройство было заметно осовременено. Например, приборная панель пополнилась стационарной магнитолой и USB-разъемом. В то время она была одной из семи базовых моделей TATA, среди которых также имелся и седельный тягач с индексом «2315». Весь ряд большегрузных автомобилей марки комплектовался дизельными двигателями производства СП TATA-Cummins.

Еще одна модель компании будет особенно интересна нашим читателям. Это – малотоннажный грузовик TATA LPT-613. Все дело в том, что именно этот автомобиль стал прототипом для производимого на бывшем Уральском автомоторном заводе с 2004 года АМУР-4346. О его популярности говорит тот факт, что еще раньше его начали выпускать в соседней Украине под маркой БАЗ-Т713 «Подорожник». Этот автомобиль был низкорамным бескапотником, опять-таки, выпускаемым по немецкой лицензии. А вот двигатель, которым он оснащался, был собственной конструкции типа «NA».
И на этом его использование не ограничивалось. На базе автомобиля были изготовлены автобусы, которые в Украине получили маркировку БАЗ-А079 «Эталон». В Волгоградской области, на ВАП «Волжанин» также был освоен выпуск одноименных автобусов с маркировкой «3290».
В начале нового тысячелетия начались работы по созданию прототипа нового мини-грузовика. Им стал TATA Ace. Это был первый автомобиль завода с грузоподъемностью меньше 1 тонны. Такой малотоннажный транспорт задумывался Рави Кантом как реальная замена для широко распространенных в Индии моторикш. Для создания оптимального транспортного средства был проведен опрос среди заинтересованной стороны – водителей. Большинство из них были очень рады сменить трехколесный мототранспорт на полноценный мини-грузовик. Его серийное производство стартовало в мае 2005 года.

Уже через полгода новинка подтвердила правильность выбора: ее реализация увеличила общий объем продажи малотоннажных грузовиков TATA на 36,6 %. С тех пор количество производимых Ace постоянно росло, и несколько лет подряд он был одним из самых популярных в модельном ряду TATA. В конце лета 2008 года компания выпустила 200-тысячный грузовик этой модели. Таких прекрасных темпов производства удалось достичь, в том числе, и благодаря экспорту во многие страны трех континентов: Африки, Европы и Южной Америки. Он имел следующие параметры:
✅ грузоподъемность – не более 1 т.
✅ мощность двигателя – 70 л. с.
✅ объем топливного бака – 38 л.
Кроме названных моделей, компания освоила также выпуск множества автобусов и легковых автомобилей с различным типом кузова. Особняком стоят универсалы, которые TATA часто позиционирует именно как грузопассажирскую технику. Один из самых известных – Gurkha. Выпускался он и как пикап грузоподъемностью до 1 тонны или фургон с полезной нагрузкой до 700 кг. Производство модели было прекращено в 2003 году.
TATA в России
Впервые компания появилась в нашей стране как акционер «Аврон» в 1993 году. Тогда модификации TATA-407 начали производить на российских мощностях, присвоив им вышеназванную марку. Первый блин вышел комом через несколько лет совместный проект сошел на нет. Однако индийцы проявили настойчивость и десятилетие спустя, в 2004 году, подписали договор с ЗАО «Автомобили и моторы Урала». Так появились уже упоминавшиеся АМУРы. Два года спустя на автомобильный рынок России вышли и 613-е модели индийской компании.

TATA процветает и сейчас, являясь одним из крупнейших производителей мира по многим позициям автомобильной техники. Лишним подтверждением этому является попытка индийцев реинкарнировать Gurkha в качестве нового электромобиля TATA Sierra EV. На выставке Expo-2020 был представлен его концепт, а серийное производство должно стартовать уже в 2023 году.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

MiningWorld Rus 2025 – китайской техники больше, чем российской
Когда речь заходит о развитии горнодобывающей отрасли, ожидания от выставок вроде MiningWorld Rus обычно высоки. Однако в этом году отечественная техника...

Nissan представил необычный и мощный пикап
Подобную концепцию японский бренд использует впервые за свою историю. Представительство говорит об отсылках к 80-м годам, но визуально в это сложно поверить....