Бипланы – начало и современность
Задача первых летчиков заключалась в том, чтобы как можно дольше продержаться в воздухе или преодолеть большее расстояние. Но как это сделать? Двигатели на заре самолетостроения были еще слишком слабыми и поэтому огромное внимание уделялось аэродинамике. Чтобы увеличить подъемную силу, нужно было расширить площадь крыла. Но делать это до бесконечности невозможно: конструкция станет гнуться и просто разрушится. Тогда пошли другим путем – стали над одним крылом надстраивать другое.
Так и появился биплан. Идею пытались «развить», установив друг над другом не 2, а 3 и даже 4 крыла. Но это опять-таки усложняло конструкцию и делало ее ненадежной.
В результате в 10-20-х годах ХХ века в авиации господствовало два типа аэропланов: моно- и бипланы. И те и другие имели свои плюсы, минусы. Какие?
Главное достоинство заключалось в большой площади крыльев. Но здесь были свои нюансы. С первого взгляда кажется, что подъемная сила самолетов с двумя крыльями должна быть соответственно, в 2 раза сильнее. Но на практике это не так: обе плоскости находятся в одном по плотности атмосферном слое и поэтому «мешают» друг другу. В итоге по сравнению с монопланом подъемная сила увеличивается только на 20 %. Есть и иные преимущества:
✅ потребность в меньшей по длине взлетно-посадочной полосе
✅ лучшая маневренность
✅ хорошая устойчивость (уход в штопор случался редко)
✅ большая грузоподъемность
Главный минус заключается в сильном лобовом сопротивлении. Это снижает способность самолета к развитию высокой скорости и увеличивает расход горючего. За рубежом с плюсами и минусами бипланов разобрались уже к середине 30-х и постепенно сокращали их производство. Однако в СССР продолжались попытки модернизации двухкрылых машин посредством установки более мощных двигателей и даже совершенствованием конструкции. Например, создали самолет (единственный в мире) монобиплан. У него после взлета нижнее крыло складывалось, а при посадке распрямлялось. Но в серию такая машина не пошла.
Изначально стали использовать аппараты с толкающим винтом («Вуазены»). Самолеты выполняли в основном разведывательную функцию. Однако с началом Первой мировой войны французы издали даже специальный закон, запрещающий применять аэропланы с толкающим винтом в военных целях.
Причина была банальна: летчик в такой машине не мог отстреливаться от атакующего сзади самолета противника и становился легкой его добычей. Лидирующие позиции в авиастроении в то время занимала Германия. Немцы дальновидно придавали самолетам большое значение: разрабатывали новые модели, делали двигатели и т. д.
Россия тоже не отставала, хотя «своих» самолетов было мало, и то на английских двигателях. В основном использовались машины из Франции. Хотя и были выдающиеся исключения, как, например, биплан «Илья Муромец». Огромная по тем временам машина (в ней даже была душевая комната!), удачная в плане конструкции, оказалась малопригодной к ведению боевых действий: самолет был маломаневренным и быстро становился добычей вражеских истребителей, если летал без «охраны».
В качестве пассажирского лайнера, «Илья Муромец», бесспорно занял бы лидирующие позиции в мире, если бы не война, а затем революция.
В Советском Союзе успехи в самолетостроении были не столь масштабными, как в той же Германии, но хороших результатов советские конструкторы все же добивались. Одним из примеров может служить биплан У-2 («учебный второй»), также известный по второму названию, как По-2. В аббревиатуре заложена фамилия конструктора – Поликарпова. Самолет поднялся в воздух еще в 1927 году и сразу стал объектом внимания военных: для взлета ему было достаточно 15 м. Машина идеально в то время подходила для проведения разведки с аэрофотосъемками, вывоза больных, раненых и даже бомбометания. По-2 успешно использовался в Отечественную войну: благодаря хорошей маневренности, возможности полета на чрезмерно малой высоте, медленной скорости, немецким истребителям было очень сложно «сесть на хвост» разведчику.
В качестве учебного самолет использовался до конца 50-х годов. На нем будущие летчики отрабатывали приемы пилотажа, взлет, посадку.
Говоря о войне, нельзя не упомянуть и еще одного труженика с двумя крыльями – биплан истребитель И-15 (позже И-153), прозванный за характерный изгиб плоскостей «Чайкой». Самолет использовался в сражениях с финнами в 1940-м, потом на фронтах Великой Отечественной.
Однако модель к тому времени явно устарела и могла превосходить противника разве что в маневренности, уступая по другим показателям. К 1945 году «Чайка», и так редко использовавшаяся, перестала участвовать в боевых действиях.
Это легендарный, без всякой натяжки, советский биплан, заслуженно занесенный в Книгу рекордов Гиннесса, как самый многочисленный серийный самолет (18 тыс. штук), выпускавшийся длительное время (с 1947 года). До 1963 года машина выпускалась в СССР, потом лицензию передали полякам и китайцам. По некоторым данным машина до сих пор выпускается в КНР на заводе Шицзячжуан под названием «Юншучжи-5» (сначала был «Фонг Шу-2»).
Самолет получился настолько удачным, что не подвергался модернизации вплоть до 80-х, когда взлетел первый Ан-3, так и не заменивший «кукурузника». Ан-2 использовался и в военных целях: стоял на вооружении (а кое-где применяется и сегодня) 28-ми стран мира: в Африке, Европе, Азии. Его последователь Ан-3 побывал в Антарктиде.
Несмотря на хорошую маневренность, самолеты с парой крыльев не использовались в спортивных целях. Тем не менее такие машины строили и порой получались довольно удачные конструкции, как, например, американский Acro Sport, впервые поднявшийся в небо в 1972 году.
Изначально был выпущен одноместный самолет, однако после успешных продаж через шесть лет он стал рассчитываться на двух человек. Технические данные машины:
✅ размах крыльев – 6,6 м
✅ вес – 397 кг
✅ силовая установка – четырехцилиндровый двигатель Lycoming O-360, развивающий 180 «лошадей»
✅ предельная скорость – 245 км/ч
✅ дальность полета – 692 км
✅ потолок – 6096 м
Биплан настолько прост по конструкции, что даже предлагался в разобранном виде для самостоятельной сборки, а это уменьшало его стоимость и способствовало популярности. Самолет эксплуатируется и сегодня: в основном в США и Канаде.
В 2011 году в РФ поднялась в воздух модернизированная версия «кукурузника» Ан-2МС (ТВС-2МС). Его показ на Международной выставке МАКС-2013 вызвал большой интерес: биплан взлетал чуть ли не с места, а для посадки ему требовалось не более 20 м. При этом самолет летал почти бесшумно и практически зависал в воздухе. Более того: при встречном ветре в 30-40 км/ч биплан и вовсе способен лететь хвостом вперед. Казалось бы, есть все необходимое для модернизации парка устаревших АН-2, если бы не «ложка дегтя»: используемый на усовершенствованном «кукурузнике» двигатель Garrett TPE 331-12 выпускается в США, как и 5-лопастной винт HC-B5MP-5CLX/LM 11692МХ.
Да, есть множество идей, например, электрического биплана. Энтузиасты-одиночки собирают самостоятельно летательные аппараты с парой крыльев. Существует много действующих моделей, макетов. Однако факт – вещь упрямая: официально выпуск АН-3 из-за высокой стоимости (1,3 млн. долларов и выше) прекращен в 2009 году. О новых разработках бипланов ничего неизвестно.
Так и появился биплан. Идею пытались «развить», установив друг над другом не 2, а 3 и даже 4 крыла. Но это опять-таки усложняло конструкцию и делало ее ненадежной.
Итальянский триплан бомбардировщик Капрони Са.4. Фото: YouTube.com
В результате в 10-20-х годах ХХ века в авиации господствовало два типа аэропланов: моно- и бипланы. И те и другие имели свои плюсы, минусы. Какие?
Преимущества и недостатки бипланов
Главное достоинство заключалось в большой площади крыльев. Но здесь были свои нюансы. С первого взгляда кажется, что подъемная сила самолетов с двумя крыльями должна быть соответственно, в 2 раза сильнее. Но на практике это не так: обе плоскости находятся в одном по плотности атмосферном слое и поэтому «мешают» друг другу. В итоге по сравнению с монопланом подъемная сила увеличивается только на 20 %. Есть и иные преимущества:
✅ потребность в меньшей по длине взлетно-посадочной полосе
✅ лучшая маневренность
✅ хорошая устойчивость (уход в штопор случался редко)
✅ большая грузоподъемность
Главный минус заключается в сильном лобовом сопротивлении. Это снижает способность самолета к развитию высокой скорости и увеличивает расход горючего. За рубежом с плюсами и минусами бипланов разобрались уже к середине 30-х и постепенно сокращали их производство. Однако в СССР продолжались попытки модернизации двухкрылых машин посредством установки более мощных двигателей и даже совершенствованием конструкции. Например, создали самолет (единственный в мире) монобиплан. У него после взлета нижнее крыло складывалось, а при посадке распрямлялось. Но в серию такая машина не пошла.
Бипланы на войне
Изначально стали использовать аппараты с толкающим винтом («Вуазены»). Самолеты выполняли в основном разведывательную функцию. Однако с началом Первой мировой войны французы издали даже специальный закон, запрещающий применять аэропланы с толкающим винтом в военных целях.
Самолет с толкающим винтом в Первую мировую использовали мало. Фото: YouTube.com
Причина была банальна: летчик в такой машине не мог отстреливаться от атакующего сзади самолета противника и становился легкой его добычей. Лидирующие позиции в авиастроении в то время занимала Германия. Немцы дальновидно придавали самолетам большое значение: разрабатывали новые модели, делали двигатели и т. д.
Немецкие военные самолеты были одними из лучших. Фото: YouTube.com
Россия тоже не отставала, хотя «своих» самолетов было мало, и то на английских двигателях. В основном использовались машины из Франции. Хотя и были выдающиеся исключения, как, например, биплан «Илья Муромец». Огромная по тем временам машина (в ней даже была душевая комната!), удачная в плане конструкции, оказалась малопригодной к ведению боевых действий: самолет был маломаневренным и быстро становился добычей вражеских истребителей, если летал без «охраны».
Российский «Илья Муромец» – самый большой по тем временам самолет. Фото: YouTube.com
В качестве пассажирского лайнера, «Илья Муромец», бесспорно занял бы лидирующие позиции в мире, если бы не война, а затем революция.
СССР
В Советском Союзе успехи в самолетостроении были не столь масштабными, как в той же Германии, но хороших результатов советские конструкторы все же добивались. Одним из примеров может служить биплан У-2 («учебный второй»), также известный по второму названию, как По-2. В аббревиатуре заложена фамилия конструктора – Поликарпова. Самолет поднялся в воздух еще в 1927 году и сразу стал объектом внимания военных: для взлета ему было достаточно 15 м. Машина идеально в то время подходила для проведения разведки с аэрофотосъемками, вывоза больных, раненых и даже бомбометания. По-2 успешно использовался в Отечественную войну: благодаря хорошей маневренности, возможности полета на чрезмерно малой высоте, медленной скорости, немецким истребителям было очень сложно «сесть на хвост» разведчику.
Неприхотливый По-2 взлетал с любых площадок. Фото: YouTube.com
В качестве учебного самолет использовался до конца 50-х годов. На нем будущие летчики отрабатывали приемы пилотажа, взлет, посадку.
Говоря о войне, нельзя не упомянуть и еще одного труженика с двумя крыльями – биплан истребитель И-15 (позже И-153), прозванный за характерный изгиб плоскостей «Чайкой». Самолет использовался в сражениях с финнами в 1940-м, потом на фронтах Великой Отечественной.
И-153 отличался по характерному изгибу крыльев – как у чайки. Фото: YouTube.com
Однако модель к тому времени явно устарела и могла превосходить противника разве что в маневренности, уступая по другим показателям. К 1945 году «Чайка», и так редко использовавшаяся, перестала участвовать в боевых действиях.
Ан-2
Это легендарный, без всякой натяжки, советский биплан, заслуженно занесенный в Книгу рекордов Гиннесса, как самый многочисленный серийный самолет (18 тыс. штук), выпускавшийся длительное время (с 1947 года). До 1963 года машина выпускалась в СССР, потом лицензию передали полякам и китайцам. По некоторым данным машина до сих пор выпускается в КНР на заводе Шицзячжуан под названием «Юншучжи-5» (сначала был «Фонг Шу-2»).
Биплан Ан-3 в Антарктиде. Фото: YouTube.com
Самолет получился настолько удачным, что не подвергался модернизации вплоть до 80-х, когда взлетел первый Ан-3, так и не заменивший «кукурузника». Ан-2 использовался и в военных целях: стоял на вооружении (а кое-где применяется и сегодня) 28-ми стран мира: в Африке, Европе, Азии. Его последователь Ан-3 побывал в Антарктиде.
Современные бипланы
Несмотря на хорошую маневренность, самолеты с парой крыльев не использовались в спортивных целях. Тем не менее такие машины строили и порой получались довольно удачные конструкции, как, например, американский Acro Sport, впервые поднявшийся в небо в 1972 году.
Если убрать компьютерные планшеты, в кабине Acro Sport все, как в 70-е. Фото: YouTube.com
Изначально был выпущен одноместный самолет, однако после успешных продаж через шесть лет он стал рассчитываться на двух человек. Технические данные машины:
✅ размах крыльев – 6,6 м
✅ вес – 397 кг
✅ силовая установка – четырехцилиндровый двигатель Lycoming O-360, развивающий 180 «лошадей»
✅ предельная скорость – 245 км/ч
✅ дальность полета – 692 км
✅ потолок – 6096 м
Биплан настолько прост по конструкции, что даже предлагался в разобранном виде для самостоятельной сборки, а это уменьшало его стоимость и способствовало популярности. Самолет эксплуатируется и сегодня: в основном в США и Канаде.
Есть ли перспективы у бипланов?
В 2011 году в РФ поднялась в воздух модернизированная версия «кукурузника» Ан-2МС (ТВС-2МС). Его показ на Международной выставке МАКС-2013 вызвал большой интерес: биплан взлетал чуть ли не с места, а для посадки ему требовалось не более 20 м. При этом самолет летал почти бесшумно и практически зависал в воздухе. Более того: при встречном ветре в 30-40 км/ч биплан и вовсе способен лететь хвостом вперед. Казалось бы, есть все необходимое для модернизации парка устаревших АН-2, если бы не «ложка дегтя»: используемый на усовершенствованном «кукурузнике» двигатель Garrett TPE 331-12 выпускается в США, как и 5-лопастной винт HC-B5MP-5CLX/LM 11692МХ.
ТВС-2МС нужен российскому Северу и сегодня. Фото: YouTube.com
Да, есть множество идей, например, электрического биплана. Энтузиасты-одиночки собирают самостоятельно летательные аппараты с парой крыльев. Существует много действующих моделей, макетов. Однако факт – вещь упрямая: официально выпуск АН-3 из-за высокой стоимости (1,3 млн. долларов и выше) прекращен в 2009 году. О новых разработках бипланов ничего неизвестно.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...