Бипланы – начало и современность
Задача первых летчиков заключалась в том, чтобы как можно дольше продержаться в воздухе или преодолеть большее расстояние. Но как это сделать? Двигатели на заре самолетостроения были еще слишком слабыми и поэтому огромное внимание уделялось аэродинамике. Чтобы увеличить подъемную силу, нужно было расширить площадь крыла. Но делать это до бесконечности невозможно: конструкция станет гнуться и просто разрушится. Тогда пошли другим путем – стали над одним крылом надстраивать другое.
Так и появился биплан. Идею пытались «развить», установив друг над другом не 2, а 3 и даже 4 крыла. Но это опять-таки усложняло конструкцию и делало ее ненадежной.
В результате в 10-20-х годах ХХ века в авиации господствовало два типа аэропланов: моно- и бипланы. И те и другие имели свои плюсы, минусы. Какие?
Главное достоинство заключалось в большой площади крыльев. Но здесь были свои нюансы. С первого взгляда кажется, что подъемная сила самолетов с двумя крыльями должна быть соответственно, в 2 раза сильнее. Но на практике это не так: обе плоскости находятся в одном по плотности атмосферном слое и поэтому «мешают» друг другу. В итоге по сравнению с монопланом подъемная сила увеличивается только на 20 %. Есть и иные преимущества:
✅ потребность в меньшей по длине взлетно-посадочной полосе
✅ лучшая маневренность
✅ хорошая устойчивость (уход в штопор случался редко)
✅ большая грузоподъемность
Главный минус заключается в сильном лобовом сопротивлении. Это снижает способность самолета к развитию высокой скорости и увеличивает расход горючего. За рубежом с плюсами и минусами бипланов разобрались уже к середине 30-х и постепенно сокращали их производство. Однако в СССР продолжались попытки модернизации двухкрылых машин посредством установки более мощных двигателей и даже совершенствованием конструкции. Например, создали самолет (единственный в мире) монобиплан. У него после взлета нижнее крыло складывалось, а при посадке распрямлялось. Но в серию такая машина не пошла.
Изначально стали использовать аппараты с толкающим винтом («Вуазены»). Самолеты выполняли в основном разведывательную функцию. Однако с началом Первой мировой войны французы издали даже специальный закон, запрещающий применять аэропланы с толкающим винтом в военных целях.
Причина была банальна: летчик в такой машине не мог отстреливаться от атакующего сзади самолета противника и становился легкой его добычей. Лидирующие позиции в авиастроении в то время занимала Германия. Немцы дальновидно придавали самолетам большое значение: разрабатывали новые модели, делали двигатели и т. д.
Россия тоже не отставала, хотя «своих» самолетов было мало, и то на английских двигателях. В основном использовались машины из Франции. Хотя и были выдающиеся исключения, как, например, биплан «Илья Муромец». Огромная по тем временам машина (в ней даже была душевая комната!), удачная в плане конструкции, оказалась малопригодной к ведению боевых действий: самолет был маломаневренным и быстро становился добычей вражеских истребителей, если летал без «охраны».
В качестве пассажирского лайнера, «Илья Муромец», бесспорно занял бы лидирующие позиции в мире, если бы не война, а затем революция.
В Советском Союзе успехи в самолетостроении были не столь масштабными, как в той же Германии, но хороших результатов советские конструкторы все же добивались. Одним из примеров может служить биплан У-2 («учебный второй»), также известный по второму названию, как По-2. В аббревиатуре заложена фамилия конструктора – Поликарпова. Самолет поднялся в воздух еще в 1927 году и сразу стал объектом внимания военных: для взлета ему было достаточно 15 м. Машина идеально в то время подходила для проведения разведки с аэрофотосъемками, вывоза больных, раненых и даже бомбометания. По-2 успешно использовался в Отечественную войну: благодаря хорошей маневренности, возможности полета на чрезмерно малой высоте, медленной скорости, немецким истребителям было очень сложно «сесть на хвост» разведчику.
В качестве учебного самолет использовался до конца 50-х годов. На нем будущие летчики отрабатывали приемы пилотажа, взлет, посадку.
Говоря о войне, нельзя не упомянуть и еще одного труженика с двумя крыльями – биплан истребитель И-15 (позже И-153), прозванный за характерный изгиб плоскостей «Чайкой». Самолет использовался в сражениях с финнами в 1940-м, потом на фронтах Великой Отечественной.
Однако модель к тому времени явно устарела и могла превосходить противника разве что в маневренности, уступая по другим показателям. К 1945 году «Чайка», и так редко использовавшаяся, перестала участвовать в боевых действиях.
Это легендарный, без всякой натяжки, советский биплан, заслуженно занесенный в Книгу рекордов Гиннесса, как самый многочисленный серийный самолет (18 тыс. штук), выпускавшийся длительное время (с 1947 года). До 1963 года машина выпускалась в СССР, потом лицензию передали полякам и китайцам. По некоторым данным машина до сих пор выпускается в КНР на заводе Шицзячжуан под названием «Юншучжи-5» (сначала был «Фонг Шу-2»).
Самолет получился настолько удачным, что не подвергался модернизации вплоть до 80-х, когда взлетел первый Ан-3, так и не заменивший «кукурузника». Ан-2 использовался и в военных целях: стоял на вооружении (а кое-где применяется и сегодня) 28-ми стран мира: в Африке, Европе, Азии. Его последователь Ан-3 побывал в Антарктиде.
Несмотря на хорошую маневренность, самолеты с парой крыльев не использовались в спортивных целях. Тем не менее такие машины строили и порой получались довольно удачные конструкции, как, например, американский Acro Sport, впервые поднявшийся в небо в 1972 году.
Изначально был выпущен одноместный самолет, однако после успешных продаж через шесть лет он стал рассчитываться на двух человек. Технические данные машины:
✅ размах крыльев – 6,6 м
✅ вес – 397 кг
✅ силовая установка – четырехцилиндровый двигатель Lycoming O-360, развивающий 180 «лошадей»
✅ предельная скорость – 245 км/ч
✅ дальность полета – 692 км
✅ потолок – 6096 м
Биплан настолько прост по конструкции, что даже предлагался в разобранном виде для самостоятельной сборки, а это уменьшало его стоимость и способствовало популярности. Самолет эксплуатируется и сегодня: в основном в США и Канаде.
В 2011 году в РФ поднялась в воздух модернизированная версия «кукурузника» Ан-2МС (ТВС-2МС). Его показ на Международной выставке МАКС-2013 вызвал большой интерес: биплан взлетал чуть ли не с места, а для посадки ему требовалось не более 20 м. При этом самолет летал почти бесшумно и практически зависал в воздухе. Более того: при встречном ветре в 30-40 км/ч биплан и вовсе способен лететь хвостом вперед. Казалось бы, есть все необходимое для модернизации парка устаревших АН-2, если бы не «ложка дегтя»: используемый на усовершенствованном «кукурузнике» двигатель Garrett TPE 331-12 выпускается в США, как и 5-лопастной винт HC-B5MP-5CLX/LM 11692МХ.
Да, есть множество идей, например, электрического биплана. Энтузиасты-одиночки собирают самостоятельно летательные аппараты с парой крыльев. Существует много действующих моделей, макетов. Однако факт – вещь упрямая: официально выпуск АН-3 из-за высокой стоимости (1,3 млн. долларов и выше) прекращен в 2009 году. О новых разработках бипланов ничего неизвестно.
Так и появился биплан. Идею пытались «развить», установив друг над другом не 2, а 3 и даже 4 крыла. Но это опять-таки усложняло конструкцию и делало ее ненадежной.
Итальянский триплан бомбардировщик Капрони Са.4. Фото: YouTube.com
В результате в 10-20-х годах ХХ века в авиации господствовало два типа аэропланов: моно- и бипланы. И те и другие имели свои плюсы, минусы. Какие?
Преимущества и недостатки бипланов
Главное достоинство заключалось в большой площади крыльев. Но здесь были свои нюансы. С первого взгляда кажется, что подъемная сила самолетов с двумя крыльями должна быть соответственно, в 2 раза сильнее. Но на практике это не так: обе плоскости находятся в одном по плотности атмосферном слое и поэтому «мешают» друг другу. В итоге по сравнению с монопланом подъемная сила увеличивается только на 20 %. Есть и иные преимущества:
✅ потребность в меньшей по длине взлетно-посадочной полосе
✅ лучшая маневренность
✅ хорошая устойчивость (уход в штопор случался редко)
✅ большая грузоподъемность
Главный минус заключается в сильном лобовом сопротивлении. Это снижает способность самолета к развитию высокой скорости и увеличивает расход горючего. За рубежом с плюсами и минусами бипланов разобрались уже к середине 30-х и постепенно сокращали их производство. Однако в СССР продолжались попытки модернизации двухкрылых машин посредством установки более мощных двигателей и даже совершенствованием конструкции. Например, создали самолет (единственный в мире) монобиплан. У него после взлета нижнее крыло складывалось, а при посадке распрямлялось. Но в серию такая машина не пошла.
Бипланы на войне
Изначально стали использовать аппараты с толкающим винтом («Вуазены»). Самолеты выполняли в основном разведывательную функцию. Однако с началом Первой мировой войны французы издали даже специальный закон, запрещающий применять аэропланы с толкающим винтом в военных целях.
Самолет с толкающим винтом в Первую мировую использовали мало. Фото: YouTube.com
Причина была банальна: летчик в такой машине не мог отстреливаться от атакующего сзади самолета противника и становился легкой его добычей. Лидирующие позиции в авиастроении в то время занимала Германия. Немцы дальновидно придавали самолетам большое значение: разрабатывали новые модели, делали двигатели и т. д.
Немецкие военные самолеты были одними из лучших. Фото: YouTube.com
Россия тоже не отставала, хотя «своих» самолетов было мало, и то на английских двигателях. В основном использовались машины из Франции. Хотя и были выдающиеся исключения, как, например, биплан «Илья Муромец». Огромная по тем временам машина (в ней даже была душевая комната!), удачная в плане конструкции, оказалась малопригодной к ведению боевых действий: самолет был маломаневренным и быстро становился добычей вражеских истребителей, если летал без «охраны».
Российский «Илья Муромец» – самый большой по тем временам самолет. Фото: YouTube.com
В качестве пассажирского лайнера, «Илья Муромец», бесспорно занял бы лидирующие позиции в мире, если бы не война, а затем революция.
СССР
В Советском Союзе успехи в самолетостроении были не столь масштабными, как в той же Германии, но хороших результатов советские конструкторы все же добивались. Одним из примеров может служить биплан У-2 («учебный второй»), также известный по второму названию, как По-2. В аббревиатуре заложена фамилия конструктора – Поликарпова. Самолет поднялся в воздух еще в 1927 году и сразу стал объектом внимания военных: для взлета ему было достаточно 15 м. Машина идеально в то время подходила для проведения разведки с аэрофотосъемками, вывоза больных, раненых и даже бомбометания. По-2 успешно использовался в Отечественную войну: благодаря хорошей маневренности, возможности полета на чрезмерно малой высоте, медленной скорости, немецким истребителям было очень сложно «сесть на хвост» разведчику.
Неприхотливый По-2 взлетал с любых площадок. Фото: YouTube.com
В качестве учебного самолет использовался до конца 50-х годов. На нем будущие летчики отрабатывали приемы пилотажа, взлет, посадку.
Говоря о войне, нельзя не упомянуть и еще одного труженика с двумя крыльями – биплан истребитель И-15 (позже И-153), прозванный за характерный изгиб плоскостей «Чайкой». Самолет использовался в сражениях с финнами в 1940-м, потом на фронтах Великой Отечественной.
И-153 отличался по характерному изгибу крыльев – как у чайки. Фото: YouTube.com
Однако модель к тому времени явно устарела и могла превосходить противника разве что в маневренности, уступая по другим показателям. К 1945 году «Чайка», и так редко использовавшаяся, перестала участвовать в боевых действиях.
Ан-2
Это легендарный, без всякой натяжки, советский биплан, заслуженно занесенный в Книгу рекордов Гиннесса, как самый многочисленный серийный самолет (18 тыс. штук), выпускавшийся длительное время (с 1947 года). До 1963 года машина выпускалась в СССР, потом лицензию передали полякам и китайцам. По некоторым данным машина до сих пор выпускается в КНР на заводе Шицзячжуан под названием «Юншучжи-5» (сначала был «Фонг Шу-2»).
Биплан Ан-3 в Антарктиде. Фото: YouTube.com
Самолет получился настолько удачным, что не подвергался модернизации вплоть до 80-х, когда взлетел первый Ан-3, так и не заменивший «кукурузника». Ан-2 использовался и в военных целях: стоял на вооружении (а кое-где применяется и сегодня) 28-ми стран мира: в Африке, Европе, Азии. Его последователь Ан-3 побывал в Антарктиде.
Современные бипланы
Несмотря на хорошую маневренность, самолеты с парой крыльев не использовались в спортивных целях. Тем не менее такие машины строили и порой получались довольно удачные конструкции, как, например, американский Acro Sport, впервые поднявшийся в небо в 1972 году.
Если убрать компьютерные планшеты, в кабине Acro Sport все, как в 70-е. Фото: YouTube.com
Изначально был выпущен одноместный самолет, однако после успешных продаж через шесть лет он стал рассчитываться на двух человек. Технические данные машины:
✅ размах крыльев – 6,6 м
✅ вес – 397 кг
✅ силовая установка – четырехцилиндровый двигатель Lycoming O-360, развивающий 180 «лошадей»
✅ предельная скорость – 245 км/ч
✅ дальность полета – 692 км
✅ потолок – 6096 м
Биплан настолько прост по конструкции, что даже предлагался в разобранном виде для самостоятельной сборки, а это уменьшало его стоимость и способствовало популярности. Самолет эксплуатируется и сегодня: в основном в США и Канаде.
Есть ли перспективы у бипланов?
В 2011 году в РФ поднялась в воздух модернизированная версия «кукурузника» Ан-2МС (ТВС-2МС). Его показ на Международной выставке МАКС-2013 вызвал большой интерес: биплан взлетал чуть ли не с места, а для посадки ему требовалось не более 20 м. При этом самолет летал почти бесшумно и практически зависал в воздухе. Более того: при встречном ветре в 30-40 км/ч биплан и вовсе способен лететь хвостом вперед. Казалось бы, есть все необходимое для модернизации парка устаревших АН-2, если бы не «ложка дегтя»: используемый на усовершенствованном «кукурузнике» двигатель Garrett TPE 331-12 выпускается в США, как и 5-лопастной винт HC-B5MP-5CLX/LM 11692МХ.
ТВС-2МС нужен российскому Северу и сегодня. Фото: YouTube.com
Да, есть множество идей, например, электрического биплана. Энтузиасты-одиночки собирают самостоятельно летательные аппараты с парой крыльев. Существует много действующих моделей, макетов. Однако факт – вещь упрямая: официально выпуск АН-3 из-за высокой стоимости (1,3 млн. долларов и выше) прекращен в 2009 году. О новых разработках бипланов ничего неизвестно.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...