Что дает спойлер
Один из ответов на этот вопрос можно найти в переводе слова, которое означает «помеха». Любой серьезный поклонник литературы, кинематографа скажет вам, что такое «спойлер». Это когда вам заранее рассказывают, чем закончится кино, повесть, роман, т. е. испортят удовольствие (помешают ему) от предвкушения просмотра, прочтения. Задача автомобильного спойлера – помешать воздушному потоку, проходящему под днищем кузова, приподнять машину вверх, лишив ее устойчивости.

Особенно от этого аэродинамического «казуса» страдает задняя часть транспортного средства, не нагруженная двигателем или пассажирами. Чтобы не создавалась подъемная сила, устанавливают «антикрыло», работающее по противоположному принципу, если сравнивать с самолетами, где эта деталь способствует парению в воздухе.
Какие спойлеры бывают и где их ставят
Аэродинамические элементы кузова могут быть где угодно: спереди, на «корме», с боков. В первом случае это низкий широкий бампер особой конфигурации, препятствующий прониканию входного потока под днище авто. Спойлер на задней части машины знаком большинству, как дополнительный элемент декора, делающий «тачку крутой». Сбоку это могут быть «юбки» у порогов.

Для гоночных болидов, разгоняющихся до высоких скоростей, наличие спойлера обязательно. Его отсутствие отрицательно сказывается на устойчивости и управляемости машины: при сильном разгоне она станет «меньше весить». Но если увеличить ее массу, это приведет к лишнему расходу топлива, ухудшению маневренности и т. п. Вот конструкторы и используют спойлеры, которые имеют очень малый вес.

Наиболее эффективными считаются настраиваемые аэродинамические элементы. У них можно изменить, например, угол наклона (на стоянке или прямо во время движения). Некоторые спойлеры имеют автоматическую регулировку: корректировка положения детали производится в зависимости от скорости, иных условий, складывающихся на трассе.

Ручное увеличение или уменьшение прижимной силы помогает гонщику найти ее оптимальное значение на высокой скорости.
Сомнения при установке спойлера
Что может помешать монтажу «крутого» элемента дизайна? Казалось бы, ничего! Но если деталь не предусмотрена заводской конструкцией, стоит учитывать ряд моментов, иначе можно добиться прямо противоположного результата вместо желаемого.
Нелепый экстерьер
Устанавливаемый спойлер должен внешне совпадать с общим дизайном машины. И по цвету тоже. Впрочем, тут есть свои нюансы. Совсем необязательно ставить деталь такого же оттенка: можно сделать упор и на контрастность. Если у вас авто белое, спойлер будет черным и наоборот.

Все зависит от вкуса и предпочтений. Бывает, что добавление спойлера действительно улучшает внешний вид автомобиля, но иногда здорово портит дизайн и транспортное средство выглядит нелепо.

А, например, слишком массивный элемент на скромном багажнике малолитражки в кузове хетчбэк будет выглядеть в лучшем случае странно, в худшем – по-дурацки.
Возможные повреждения
Эта проблема относится к переднему спойлеру. Его установка уменьшает дорожный просвет – клиренс, и это нужно учитывать, собираясь в поездку за пределы ровненьких асфальтированных магистралей. Не стоит забывать и о новой детали в городе: зачастую даже малейшее касание бордюра, иного препятствия вызывает царапины, сколы, трещины.

Так что нужно быть готовым к расходам на бесконечные подкраски и заделки. Это может сильно подпортить «чувство глубокого удовлетворения» от монтажа «крутой» детали.
Сложности установки
Не все автомобили рассчитаны на эксплуатацию со спойлером. Поэтому монтаж может вызвать затруднения. Здесь разумнее будет обратиться в профильную мастерскую. В противном случае есть риск остаться с дырявой крышкой багажника и без спойлера. Неправильно или неудачно поставленный элемент может закрыть вид сзади.

При частых поездках по бездорожью торчащий спойлер может задевать за ветки деревьев, кусты, а в случае непрочной фиксации и оторваться, повредив лакокрасочное покрытие кузова или автомобиль, идущий сзади.
Стоимость
Если отмести варианты дешевых аэродинамических элементов, которые техническую функцию не выполняют или «делают» это плохо, качественная деталь может стоить дорого.

Есть, конечно, бюджетные варианты аэродинамической детали, как на фото выше. Но если спойлер заказывать в индивидуальном порядке для конкретной марки, модели машины, это будет стоить дорого
Преимущества
Да, они, конечно же есть и среди них выделяются два основных: формирование прижимной силы на высокой скорости и улучшение внешнего вида авто. Но есть и иные, менее заметные плюсы. Например, передний спойлер понижает сопротивление кузова воздуху, что ведет к уменьшению расхода топлива. В итоге – экономия денег, плюс для экологии (меньше выхлопных газов). Получается интересный парадокс или явление, в которое трудно поверить. На большой скорости машина испытывает меньшее притяжение: колеса хоть и прижимаются к земле, но не так сильно, а тут еще снижение сопротивления встречному потоку. В итоге авто как бы теряет в весе, что снижает трение, увеличивает ресурс деталей.

Второе преимущество – улучшение безопасности. На приземистой машине спойлер лучше видно приближающемуся водителю, к тому же деталь зачастую оборудуется стоп-сигналами, иногда «габаритами». Элементы, изготовленные из полимеров, почти не увеличивают массу авто, зато улучшают его управляемость. Зимой уменьшается тормозной путь, особенно, если наряду с деталью, установленной сзади, с боков имеются т. н. пороговые расширители. И еще один маленький плюсик – у некоторых моделей авто спойлер препятствует загрязнению заднего стекла.
Так ставить или нет?
Когда на заводе разрабатывают модель авто, тщательно просчитывают его аэродинамическое сопротивление, а потом, чтобы убедиться в верности вычислений, испытывают макет машины в специальной трубе. Конфигурация кузова, решетки радиатора, расположение фар, дверные ручки, бамперы – все влияет на прохождение воздуха под днищем, над крышей и с боков автомобиля. При спокойной езде (вы не любитель гонок), когда основное время в машине проходит в городских условиях (дом, работа, магазин и т. п.), стоит задуматься, нужна ли эта штуковина? Если спойлер не был установлен на заводе, но вы приняли решение исправить эту «оплошность», аэродинамический элемент пойдет на пользу, если:
✅ изготовлен из легких прочных материалов и технологически правильно, по принципу антикрыла, а не просто в виде плоской детали
✅ будет уместно смотреться на машине: сочетаться с дизайном кузова и его оттенком
✅ монтаж производится сведущими в подобных делах людьми
Несоблюдение хотя бы одного из требований приведет к излишней головной «боли». Вместо радости вы получите проблемы, а то и едкие шутки от друзей и знакомых.