Монорельс – забытое будущее
С внедрением в обыденную жизнь человечества таких изобретений как железная дорога плюс паровой двигатель, научно-технический прогресс в транспортной сфере стал развиваться семимильными шагами. После появления первых паровозов в странах Европы и Америки стали с интересом смотреть на монорельс. Его шествие по миру было стремительным: еще каких-то 100 лет назад ему прочили большое будущее. Но сегодня этот вид транспорта практические забыт, работы по его совершенствованию не ведутся. Так в чем дело?
В 1820 году русский изобретатель Иван Эльманов, живший в деревне Мячково недалеко от столицы, удивил своих односельчан, построив «дорогу на столбах». На них опирался брус с вагончиком, который тянули лошади, находящиеся внизу. Но странный вид транспорта как-то не прижился, в отличие от Англии, где Генри Палмер изобрел нечто подобное и тут же запатентовал устройство. Однако дальнейшая модернизация нового вида транспорта затормозилась на полвека: проблема заключалась в двигателе. Существовавшие тогда паровые системы были слишком громоздкими и «пришлось ждать» появления электромоторов.
В конце 19 века три страны ускоренными темпами разрабатывали проекты новых транспортных систем. Это США, Германия и Россия. В последней 1897 год ознаменовался презентацией Гатчинской дороги, сделанной под руководством инженера И. Романова. Публике был представлен «концепт» в виде вагона, развивавшего 15 км/ч по эстакаде длиной 200 м. Разработка была признана успешной (как и испытания) и имевшей преимущество перед западными проектами. Несмотря на успех, дело «затерли», доводить «проект» до конца не стали. Ситуация, для кого-то знакомая и сегодня.
К тому же питерские улицы были достаточно просторными и обычные трамвайные пути размещались на них без проблем. Иное дело – Германия. Карл Ойген разработал и построил монорельсовую дорогу, которую ввели в эксплуатацию в г. Вупперталь 1.03.1901 года уже после смерти инженера.
Длина линии – 13300 м и проходит она на высоте 12 м через реку, городские улицы. Дорога оказалась настолько удачной, что работает до сих пор! На сегодня это самый старый монорельс в мире.
Здесь все же попытались приспособить паровой двигатель к инновационному виду транспорта. Автор проекта Рой Стоун построил двухъярусный вагон, передвигавшийся по дороге на столбах. Система General Le-Roy Stone была показана на выставке в Филадельфии (1876 год). Но идея дальнейшего развития не получила. Если не считать другие отдельные попытки постройки монорельса, то началом его коммерческой эксплуатации можно считать 1959 год. Тогда была запущена дорога в Диснейленде (Штат Калифорния). В то время этот вид транспорта ассоциировался с чем-то космическим, футуристичным. В 1961 году линию продлили и на сегодня ее длина составляет 3,7 км. По пути есть две станции.
Постройка первого монорельса в парке развлечений сыграла злую шутку с, как тогда казалось, перспективным видом транспорта. В сознании американцев он прочно укоренился, как нечто несерьезное, связанное с детьми, игрушками.
В этой стране монорельсовая дорога Metro Monorail (г. Сидней) была введена в эксплуатацию летом 1988 года и просуществовала до 2013-го. Линия представляла собой петлю протяженностью 3,6 км с восемью станциями, на которой функционировала 6 составов (максимум). Ж/д путь соединял деловые, жилые и торговые районы мегаполиса. Во время следования составов пассажиры могли любоваться местными достопримечательностями: Сиднейским аквариумом, Выставочным центром, Музеем Powerhouse.
По конструкции дорога представляла собой металлическую балку в виде длинной коробки шириной 94 см. Минимальная высота опорных столбов составляла 5,5 м. На остановках поезд стоял по 40 секунд, а общее время следования – 12 минут. Источник энергии – переменное напряжение 500 вольт, подаваемое на трассу. Изначально предполагалось, что монорельсовая дорога будет работать в автономном режиме, однако после ряда поломок машинистов все же решили оставить.
Закрытие монорельсового пути власти обосновывали необходимостью реконструкции, которая окажется чрезмерно дорогой, как и эксплуатация. Проще и дешевле обустроить легкорельсовый ж/д транспорт.
Первая мировая, потом Великая Отечественная война, а также бурное развитие авиации несколько притормозили совершенствование монорельса, но окончательно проект не забыли. А в СССР идеей «транспорта будущего» вдохновился Никита Хрущев. Генсеку в сжатые сроки было представлено сразу несколько проектов. По задумке, монорельсовая дорога должна была появиться в самых крупных городах страны. Но увы: со смертью Хрущева большинство проектов «похоронили», однако кое-что построить успели.
Имеется в виду надземная дорога в Киеве. Но и здесь дело дальше опытных (но реально действующих) образцов не пошло. Монорельс не стал панацеей от проблем с пассажирским транспортом.
И все же сказать, что о нем напрочь забыли, нельзя. В 2004 году открыли Московский монорельс. Его проектирование началось в непростом для страны 1998 году. А в 2000-м уже построили опытный участок трассы. После успешных испытаний через год начали строительство монорельсовой дороги. В качестве подвижного состава планировалось использовать приобретенные ранее вагоны от компании Intamin. Однако линейные двигатели зимой работали плохо, и их пришлось модернизировать силами ИНЦ «ТЭМП».
Сначала трасса функционировала в «экскурсионном», а с 2008 года – «транспортном» режиме. Ее протяженность сейчас составляет 4,7 км по маршруту «ул. Сергея Эйзенштейна – Тимирязевская». Прохождение всей линии сегодня занимает 17 мин. В 2009 году количество перевозимых пассажиров за сутки достигло почти 11,2 тыс. человек. Линия может работать в полностью автономном режиме: управление осуществляется через компьютерную систему, расположенную в депо им. Баумана. Тем не менее состав контролирует машинист: линия функционирует на «полуавтомате». Питание монорельса осуществляется от подстанций, размещенных по пути следования. Каждую ночь бригада ремонтников пешком проходит весь маршрут в целях поиска повреждений.
В 2013 году по инициативе некоторых чиновников монорельс пытались закрыть, обосновывая это введением в эксплуатацию ст. метро «Фонвизинская», из-за чего пассажиропоток на линии упал. Но решение о ликвидации не приняли. Монорельсовую дорогу интегрировали (но не технически) в состав Московского метрополитена.
На Западе интерес к этому виду транспорта вспыхивает время от времени. Например, проект Eco Drive Monorail подразумевает строительство подвесной системы, располагаемой прямо над существующей железной дорогой, чтобы сэкономить средства при строительстве. При этом вагоны будут двухэтажными: одни находятся над, другие – под монорельсом.
Что касается Москвы, эта тема частенько муссируется в СМИ. В 2017-м после падения пассажиропотока ветка опять перешла в экскурсионный режим (состав ходит реже – раз в 30 минут). В 2020-м поднималась тема ликвидации монорельса в СМИ, однако власти ее пока не поддерживают, но и удлинять маршрут не собираются. В плане поездки для пассажира монорельс, конечно, интересен: из окна открываются виды столицы, ход плавный, шума нет. Но в экономическом смысле метро, наверное, выгоднее.
Истоки
В 1820 году русский изобретатель Иван Эльманов, живший в деревне Мячково недалеко от столицы, удивил своих односельчан, построив «дорогу на столбах». На них опирался брус с вагончиком, который тянули лошади, находящиеся внизу. Но странный вид транспорта как-то не прижился, в отличие от Англии, где Генри Палмер изобрел нечто подобное и тут же запатентовал устройство. Однако дальнейшая модернизация нового вида транспорта затормозилась на полвека: проблема заключалась в двигателе. Существовавшие тогда паровые системы были слишком громоздкими и «пришлось ждать» появления электромоторов.
Начало эпохи действующего монорельса
В конце 19 века три страны ускоренными темпами разрабатывали проекты новых транспортных систем. Это США, Германия и Россия. В последней 1897 год ознаменовался презентацией Гатчинской дороги, сделанной под руководством инженера И. Романова. Публике был представлен «концепт» в виде вагона, развивавшего 15 км/ч по эстакаде длиной 200 м. Разработка была признана успешной (как и испытания) и имевшей преимущество перед западными проектами. Несмотря на успех, дело «затерли», доводить «проект» до конца не стали. Ситуация, для кого-то знакомая и сегодня.
В конце 19 века идея монорельса захватила мир: проекты сыпались, как из рога изобилия. Фото: YouTube.com
К тому же питерские улицы были достаточно просторными и обычные трамвайные пути размещались на них без проблем. Иное дело – Германия. Карл Ойген разработал и построил монорельсовую дорогу, которую ввели в эксплуатацию в г. Вупперталь 1.03.1901 года уже после смерти инженера.
Вуппертальсий монорельс проходит прямо над головами прохожих. Фото: YouTube.com
Длина линии – 13300 м и проходит она на высоте 12 м через реку, городские улицы. Дорога оказалась настолько удачной, что работает до сих пор! На сегодня это самый старый монорельс в мире.
В США
Здесь все же попытались приспособить паровой двигатель к инновационному виду транспорта. Автор проекта Рой Стоун построил двухъярусный вагон, передвигавшийся по дороге на столбах. Система General Le-Roy Stone была показана на выставке в Филадельфии (1876 год). Но идея дальнейшего развития не получила. Если не считать другие отдельные попытки постройки монорельса, то началом его коммерческой эксплуатации можно считать 1959 год. Тогда была запущена дорога в Диснейленде (Штат Калифорния). В то время этот вид транспорта ассоциировался с чем-то космическим, футуристичным. В 1961 году линию продлили и на сегодня ее длина составляет 3,7 км. По пути есть две станции.
Современный монорельс в Диснейленде совсем не похож на игрушку. Фото: YouTube.com
Постройка первого монорельса в парке развлечений сыграла злую шутку с, как тогда казалось, перспективным видом транспорта. В сознании американцев он прочно укоренился, как нечто несерьезное, связанное с детьми, игрушками.
Австралия
В этой стране монорельсовая дорога Metro Monorail (г. Сидней) была введена в эксплуатацию летом 1988 года и просуществовала до 2013-го. Линия представляла собой петлю протяженностью 3,6 км с восемью станциями, на которой функционировала 6 составов (максимум). Ж/д путь соединял деловые, жилые и торговые районы мегаполиса. Во время следования составов пассажиры могли любоваться местными достопримечательностями: Сиднейским аквариумом, Выставочным центром, Музеем Powerhouse.
Поначалу монорельс в Сиднее казался необходимым. Фото: YouTube.com
По конструкции дорога представляла собой металлическую балку в виде длинной коробки шириной 94 см. Минимальная высота опорных столбов составляла 5,5 м. На остановках поезд стоял по 40 секунд, а общее время следования – 12 минут. Источник энергии – переменное напряжение 500 вольт, подаваемое на трассу. Изначально предполагалось, что монорельсовая дорога будет работать в автономном режиме, однако после ряда поломок машинистов все же решили оставить.
Существовавший четверть века монорельс в Австралии закрыли (2013 год). Фото: YouTube.com
Закрытие монорельсового пути власти обосновывали необходимостью реконструкции, которая окажется чрезмерно дорогой, как и эксплуатация. Проще и дешевле обустроить легкорельсовый ж/д транспорт.
Советский Союз
Первая мировая, потом Великая Отечественная война, а также бурное развитие авиации несколько притормозили совершенствование монорельса, но окончательно проект не забыли. А в СССР идеей «транспорта будущего» вдохновился Никита Хрущев. Генсеку в сжатые сроки было представлено сразу несколько проектов. По задумке, монорельсовая дорога должна была появиться в самых крупных городах страны. Но увы: со смертью Хрущева большинство проектов «похоронили», однако кое-что построить успели.
При Хрущеве в Киеве планировали открыть монорельсовую дорогу, но дальше экспериментов дело не пошло. Фото: YouTube.com
Имеется в виду надземная дорога в Киеве. Но и здесь дело дальше опытных (но реально действующих) образцов не пошло. Монорельс не стал панацеей от проблем с пассажирским транспортом.
Москва
И все же сказать, что о нем напрочь забыли, нельзя. В 2004 году открыли Московский монорельс. Его проектирование началось в непростом для страны 1998 году. А в 2000-м уже построили опытный участок трассы. После успешных испытаний через год начали строительство монорельсовой дороги. В качестве подвижного состава планировалось использовать приобретенные ранее вагоны от компании Intamin. Однако линейные двигатели зимой работали плохо, и их пришлось модернизировать силами ИНЦ «ТЭМП».
Московский монорельс на стадии эксперимента. Фото: YouTube.com
Сначала трасса функционировала в «экскурсионном», а с 2008 года – «транспортном» режиме. Ее протяженность сейчас составляет 4,7 км по маршруту «ул. Сергея Эйзенштейна – Тимирязевская». Прохождение всей линии сегодня занимает 17 мин. В 2009 году количество перевозимых пассажиров за сутки достигло почти 11,2 тыс. человек. Линия может работать в полностью автономном режиме: управление осуществляется через компьютерную систему, расположенную в депо им. Баумана. Тем не менее состав контролирует машинист: линия функционирует на «полуавтомате». Питание монорельса осуществляется от подстанций, размещенных по пути следования. Каждую ночь бригада ремонтников пешком проходит весь маршрут в целях поиска повреждений.
Столичный монорельс в действии. Фото: YouTube.com
В 2013 году по инициативе некоторых чиновников монорельс пытались закрыть, обосновывая это введением в эксплуатацию ст. метро «Фонвизинская», из-за чего пассажиропоток на линии упал. Но решение о ликвидации не приняли. Монорельсовую дорогу интегрировали (но не технически) в состав Московского метрополитена.
Есть будущее у монорельса
На Западе интерес к этому виду транспорта вспыхивает время от времени. Например, проект Eco Drive Monorail подразумевает строительство подвесной системы, располагаемой прямо над существующей железной дорогой, чтобы сэкономить средства при строительстве. При этом вагоны будут двухэтажными: одни находятся над, другие – под монорельсом.
Наибольшее распространение монорельсовые дороги получили в Азии: в Японии их протяженность составляет 100 км. Фото: YouTube.com
Что касается Москвы, эта тема частенько муссируется в СМИ. В 2017-м после падения пассажиропотока ветка опять перешла в экскурсионный режим (состав ходит реже – раз в 30 минут). В 2020-м поднималась тема ликвидации монорельса в СМИ, однако власти ее пока не поддерживают, но и удлинять маршрут не собираются. В плане поездки для пассажира монорельс, конечно, интересен: из окна открываются виды столицы, ход плавный, шума нет. Но в экономическом смысле метро, наверное, выгоднее.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...