Как выбрать мотор на катер – нюансы, требующие внимания
Большинство рыбаков обходятся простыми ПВХ лодками, в крайнем случае, моделями из пластика. Но иногда хочется или нужно что-то более скоростное – например, катер.
Но самое главное – это не покупка маломерного судна, а приобретение двигателя. Тут все, как и с любой крупной вещью. Человек приходит в магазин или обращается к производителю, объясняя свои «хотелки». К нему подбегают менеджеры и начинают советовать то, что им нужно продать.
Как правило, предлагается самое дорогое, не ходовое. Нередко при покупке катера его оснащают совершенно не подходящим двигателем. Ну а что – это же менеджер так посоветовал, а он профессионал! Да, он мастер, да только в продажах, а в моторах и катерах такой человек может вообще не разбираться.
Сегодня мы расскажем о нюансах выбора двигателя для маломерного судна. После прочтения статьи вы сами сможете найти оптимальный мотор для катера, не слушая назойливых советов «продажников».
Начнем с азов – двигатели бывают нескольких видов. Самые популярные – это подвесные модели. Они встречаются разной мощности, начиная от 2 и заканчивая 450 л. с., хотя иногда бывают исключения в большую сторону.
Примерно после 135 л. с. на арену в качестве конкурентов выходят поворотно-откидные колонки. Это уже стационарные двигатели, они стоят дороже, даже при условии одинаковой мощности с подвесными силовыми агрегатами.
Самые дешевые моторы – это «двухтактники». Мощность их ограничена на 250 л. с, но, как правило, такие модели встречаются редко.
Достоинства двухтактных моторов:
✅ Дешевизна
✅ Простота конструкции
✅ Ремонтопригодность
✅ Легкость обслуживания
Четырехтактные двигатели, как правило, мощнее. Но отремонтировать их во время плавания вряд ли получится – разве что владелец катера или кто-то из пассажиров окажется профессиональным мотористом.
Плюсы четырехтактных моделей:
✅ Экономичность
✅ Работают тише
✅ Не нуждаются в смешивании масла с бензином
Силовые агрегаты такого типа выбирают для катеров помощнее. При одинаковых с двухтактным мотором ТТХ, четырехтактный выгодно брать для судна, эксплуатируемого ежедневно. За счет низкого расхода топлива и редкого обслуживания можно сэкономить.
Двигатели для катеров бывают как карбюраторные, так и инжекторные. В первом случае они стоят дешевле, но расходуют больше топлива и не отличаются экологичностью. Инжекторный мотор современнее и лишен этих недостатков.
Есть одна негласная формула подбора двигателя для катера – чем он больше и дороже, тем мощнее должен быть силовой агрегат. Согласитесь, что на серьезной модели двухтактник на 5 л. с. выглядит нелепо.
При выборе подвесного двигателя нужно обращать внимание на длину «ноги». Она зависит от модели катера и высоты транца. Данная информация должна быть в технической документации маломерного судна.
Не стоит считать, что катер можно оборудовать только подвесным мотором. Для мощных моделей рекомендуется выбирать поворотно-откидные колонки. Они имеют ряд преимуществ перед подвесными двигателями.
«Колонки» могут быть мощнее в несколько раз. Если у подвесного двигателя максимум находится на отметке в 450 л. с, то для конкурента и 1 500 л. с. далеко не предел.
Поворотно-откидные колонки часто бывают дизельные – это позволяет экономить деньги на заправках при высокой мощности и большом объеме. Подвесные моторы тоже иногда работают на «тяжелом» топливе, но это скорее исключения из правил.
Все силовые агрегаты поворотно-откидного типа всегда имеют более низкий, чем у подвесных моторов, центр тяжести. Эта особенность поможет быстрее выйти на глиссирование и получить комфорт передвижения в этом режиме.
Двигатель находится в корпусе поворотно-откидной колонки – это позволяет «внутренностям» не контактировать с водой. Максимум, что на них может повлиять – это влажность. В любом случае, шансы на счастливую жизнь у такого силового агрегата выше, чем у подвесного.
Не нужно бояться, что поворотно-откидную колонку за короткое время снимут с катера злоумышленники. Конечно, не стоит оставлять судно на ночь или несколько дней без охраны или не запертым в ангаре, но в магазин можно сходить без боязни, что двигатель пропадет. Конечно, это не исключает угон катера, но это уже другой вопрос.
Несмотря на простую конструкцию по сравнению с поворотно-откидными колонками, традиционные двигатели для катеров тоже имеют ряд достоинств. Например, они бюджетнее при условии одинаковой мощности. Если взять два двигателя на 300 л. с, то подвесной будет на 500 000 рублей дешевле.
Простые моторы легче, в случае необходимости их можно оперативно снять, например, для обслуживания и консервации на зиму. Да и места под палубой такие силовые агрегаты не занимают, в отличие от поворотно-откидных колонок.
Теперь нужно разобраться, на каком типе топлива выбрать двигатель для катера. Большинство силовых агрегатов для маломерных судов, которые эксплуатируются в России, бензиновые. Подвесные моторы вообще сплошь такие, хотя в 2016 году появился первый в мире двигатель на дизельном топливе – это Cimco Marine. Другие производители тоже начали осваивать данную нишу.
Главное преимущество дизельных моторов – это экономичность. Далее идет ресурс, который может быть вдвое выше, чем у бензиновых двигателей.
Но силовые агрегаты на тяжелом топливе дороже в ремонте и обслуживании. Брать катер с дизельным мотором рекомендуется тем, у кого плавсредство будет эксплуатироваться ежедневно и на дальние дистанции.
Сейчас набирают популярность двигатели нового типа – электрические. Они позволяют передвигаться бесшумно и не выделяют вредных выбросов, отравляющих атмо и гидросферу.
Электрические двигатели, как правило, не дают возможность развить высокую скорость. Но некоторые катера с подводными крыльями способны разогнаться до 36 узлов – например, российская «Молния».
Главный минус электродвигателей – малый запас хода. Но для среднестатистических рыбалок и развлекательных прогулок его хватит.
Популярны электромоторы Torqeedo. В линейке производителя есть модели, развивающие до 80 л. с.
Начиная с 2014 года выпускаются и пропановые двигатели для катеров. Это золотая середина в плане экологичности между бензиновыми и электрическими моторами. Такие силовые агрегаты работают тише традиционных ДВС, но отличаются высокой стоимостью.
Главная проблема пропановых двигателей – это их малая распространенность. Если такой мотор выйдет из строя, то починить его смогут только редкие специалисты.
Лучшим выбором в соотношении цена/качество для катера станет четырехтактный подвесной мотор. Если его мощность будет превышать 50 л. с, то лучше выбрать инжекторную модификацию. Поворотно-откидные колонки – это выбор для больших каютных катеров или даже яхт.
Самым дешевым вариантом станет двухтактный карбюраторный мотор. Если бюджет ограничен и есть желание смешивать бензин с маслом – лучше выбрать его. Двухтактники часто покупают профессиональные охотники и рыбаки, промышляющие вдали от цивилизации. Им важно иметь такой двигатель, который в случае чего можно самостоятельно отремонтировать даже в поездке.
Но самое главное – это не покупка маломерного судна, а приобретение двигателя. Тут все, как и с любой крупной вещью. Человек приходит в магазин или обращается к производителю, объясняя свои «хотелки». К нему подбегают менеджеры и начинают советовать то, что им нужно продать.
Как правило, предлагается самое дорогое, не ходовое. Нередко при покупке катера его оснащают совершенно не подходящим двигателем. Ну а что – это же менеджер так посоветовал, а он профессионал! Да, он мастер, да только в продажах, а в моторах и катерах такой человек может вообще не разбираться.
Этот двигатель развивает 250 л. с. Фото: Youtube.com
Сегодня мы расскажем о нюансах выбора двигателя для маломерного судна. После прочтения статьи вы сами сможете найти оптимальный мотор для катера, не слушая назойливых советов «продажников».
Какой тип двигателя выбрать?
Начнем с азов – двигатели бывают нескольких видов. Самые популярные – это подвесные модели. Они встречаются разной мощности, начиная от 2 и заканчивая 450 л. с., хотя иногда бывают исключения в большую сторону.
Примерно после 135 л. с. на арену в качестве конкурентов выходят поворотно-откидные колонки. Это уже стационарные двигатели, они стоят дороже, даже при условии одинаковой мощности с подвесными силовыми агрегатами.
Нетипичный подвесной мотор с мощностью в 600(!) л. с. Фото: Youtube.com
Самые дешевые моторы – это «двухтактники». Мощность их ограничена на 250 л. с, но, как правило, такие модели встречаются редко.
Достоинства двухтактных моторов:
✅ Дешевизна
✅ Простота конструкции
✅ Ремонтопригодность
✅ Легкость обслуживания
Четырехтактные двигатели, как правило, мощнее. Но отремонтировать их во время плавания вряд ли получится – разве что владелец катера или кто-то из пассажиров окажется профессиональным мотористом.
Плюсы четырехтактных моделей:
✅ Экономичность
✅ Работают тише
✅ Не нуждаются в смешивании масла с бензином
Силовые агрегаты такого типа выбирают для катеров помощнее. При одинаковых с двухтактным мотором ТТХ, четырехтактный выгодно брать для судна, эксплуатируемого ежедневно. За счет низкого расхода топлива и редкого обслуживания можно сэкономить.
Двигатели для катеров бывают как карбюраторные, так и инжекторные. В первом случае они стоят дешевле, но расходуют больше топлива и не отличаются экологичностью. Инжекторный мотор современнее и лишен этих недостатков.
Российский катер «Молния» полностью на электротяге! Фото: Youtube.com
Есть одна негласная формула подбора двигателя для катера – чем он больше и дороже, тем мощнее должен быть силовой агрегат. Согласитесь, что на серьезной модели двухтактник на 5 л. с. выглядит нелепо.
При выборе подвесного двигателя нужно обращать внимание на длину «ноги». Она зависит от модели катера и высоты транца. Данная информация должна быть в технической документации маломерного судна.
Достоинства поворотно-откидных колонок
Не стоит считать, что катер можно оборудовать только подвесным мотором. Для мощных моделей рекомендуется выбирать поворотно-откидные колонки. Они имеют ряд преимуществ перед подвесными двигателями.
«Колонки» могут быть мощнее в несколько раз. Если у подвесного двигателя максимум находится на отметке в 450 л. с, то для конкурента и 1 500 л. с. далеко не предел.
Поворотно-откидные колонки часто бывают дизельные – это позволяет экономить деньги на заправках при высокой мощности и большом объеме. Подвесные моторы тоже иногда работают на «тяжелом» топливе, но это скорее исключения из правил.
У некоторых «колонок» бывают сдвоенные винты, что улучшает управляемость.
Все силовые агрегаты поворотно-откидного типа всегда имеют более низкий, чем у подвесных моторов, центр тяжести. Эта особенность поможет быстрее выйти на глиссирование и получить комфорт передвижения в этом режиме.
Российский катер Bossforr 740 West. Фото: Youtube.com
Двигатель находится в корпусе поворотно-откидной колонки – это позволяет «внутренностям» не контактировать с водой. Максимум, что на них может повлиять – это влажность. В любом случае, шансы на счастливую жизнь у такого силового агрегата выше, чем у подвесного.
Не нужно бояться, что поворотно-откидную колонку за короткое время снимут с катера злоумышленники. Конечно, не стоит оставлять судно на ночь или несколько дней без охраны или не запертым в ангаре, но в магазин можно сходить без боязни, что двигатель пропадет. Конечно, это не исключает угон катера, но это уже другой вопрос.
Чем подвесные моторы лучше
Несмотря на простую конструкцию по сравнению с поворотно-откидными колонками, традиционные двигатели для катеров тоже имеют ряд достоинств. Например, они бюджетнее при условии одинаковой мощности. Если взять два двигателя на 300 л. с, то подвесной будет на 500 000 рублей дешевле.
Простые моторы легче, в случае необходимости их можно оперативно снять, например, для обслуживания и консервации на зиму. Да и места под палубой такие силовые агрегаты не занимают, в отличие от поворотно-откидных колонок.
Бензин или дизель?
Теперь нужно разобраться, на каком типе топлива выбрать двигатель для катера. Большинство силовых агрегатов для маломерных судов, которые эксплуатируются в России, бензиновые. Подвесные моторы вообще сплошь такие, хотя в 2016 году появился первый в мире двигатель на дизельном топливе – это Cimco Marine. Другие производители тоже начали осваивать данную нишу.
Этот катер оснащен поворотно-откидной колонкой. Фото: Youtube.com
Главное преимущество дизельных моторов – это экономичность. Далее идет ресурс, который может быть вдвое выше, чем у бензиновых двигателей.
Но силовые агрегаты на тяжелом топливе дороже в ремонте и обслуживании. Брать катер с дизельным мотором рекомендуется тем, у кого плавсредство будет эксплуатироваться ежедневно и на дальние дистанции.
Альтернатива традиционным силовым агрегатам
Сейчас набирают популярность двигатели нового типа – электрические. Они позволяют передвигаться бесшумно и не выделяют вредных выбросов, отравляющих атмо и гидросферу.
Электрические двигатели, как правило, не дают возможность развить высокую скорость. Но некоторые катера с подводными крыльями способны разогнаться до 36 узлов – например, российская «Молния».
Главный минус электродвигателей – малый запас хода. Но для среднестатистических рыбалок и развлекательных прогулок его хватит.
Популярны электромоторы Torqeedo. В линейке производителя есть модели, развивающие до 80 л. с.
Начиная с 2014 года выпускаются и пропановые двигатели для катеров. Это золотая середина в плане экологичности между бензиновыми и электрическими моторами. Такие силовые агрегаты работают тише традиционных ДВС, но отличаются высокой стоимостью.
Большому катеру нужен мощный и надежный двигатель. Фото: Youtube.com
Главная проблема пропановых двигателей – это их малая распространенность. Если такой мотор выйдет из строя, то починить его смогут только редкие специалисты.
Так что же выбрать?
Лучшим выбором в соотношении цена/качество для катера станет четырехтактный подвесной мотор. Если его мощность будет превышать 50 л. с, то лучше выбрать инжекторную модификацию. Поворотно-откидные колонки – это выбор для больших каютных катеров или даже яхт.
Самым дешевым вариантом станет двухтактный карбюраторный мотор. Если бюджет ограничен и есть желание смешивать бензин с маслом – лучше выбрать его. Двухтактники часто покупают профессиональные охотники и рыбаки, промышляющие вдали от цивилизации. Им важно иметь такой двигатель, который в случае чего можно самостоятельно отремонтировать даже в поездке.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Российский самолет успешно прошел летные испытания и выходит «на работу»
Пока мы ждем ЛМС-901 «Байкал», эта машина легкого класса уже полностью готова к эксплуатации. Осталось только передать авиакомпании-заказчику....
«Бурану» быть — на Урале восстанавливают легендарный космический корабль
В России никогда не проводились реставрационные работы такого уровня. Задача сложная, но сдаваться не собираются....
Проблемы из-за ДУА на SSJ100 прекратятся – инженеры «Яковлев» нашли решение
В новых импортозамещающих лайнерах полностью переработали конструкцию. Также изменился подход к версиям с иностранными комплектующими....
Импортозамещение в авиастроении – идем к цели или меняем ее под возможности?
Запланированное соотношение российских и зарубежных деталей в наших самолетах изменилось. Есть некоторые трудности, но и находятся пути их решения....
Apal Jaeger: пластиковая «Нива» для немцев за 2,1 млн рублей
«Русский Гелендваген» уверенно прописался в Германии. Разбираемся, за что его любят немцы....
Советские тракторы, в которых зимой меньше мерзли
Советская сельскохозяйственная и строительная техника не отличалась комфортными кабинами. Более того – изначально последних не было вообще. Максимум тент над...
Старая Mitsubishi Delica 4х4 – таким должен был стать УАЗ «Буханка»
Японские автомобили считаются высокотехнологичными и современными. Но некоторые местные водители устают от этого совершенства. Им необходимо иметь машину...
Серийный выпуск МС-21 снова перенесли
Производство начнется только после завершения сертификационных испытаний. Они продлятся весь 2025 год....
Ждем в салонах – АВТОВАЗ вернулся к выпуску двух версий популярной модели
Автомобили уже собирают «полным ходом». Кроме того, стала известна причина задержки выпуска этой модели....
Большое зимнее испытание – какой из 13 «китайцев» выдержит русское бездорожье
Хотели сделать тест-драйв Jetour Dashing, а получился настоящий снежный «батл» самых популярных китайских внедорожников. На этой «сходке» собрались 13...
Автобусы RTS: почему они стали легендой американского городского транспорта?
Автобусы RTS стали знаковым элементом инфраструктуры мегаполисов США практически сразу же после своего появления, особенно в Нью-Йорке. Их история началась в...
Российский вертопорт проходит испытания
Аналогов в мире нет – так заявляют разработчики автоматизированной станции и уже принимают предварительные заказы. Подробнее об этом читайте в нашем материале....
Новый морской терминал в Калининграде принял первый паром из Санкт-Петербурга
Это важный шаг на пути к развитию морского сообщения с российским эксклавом. Паром будет ходить регулярно в оба направления....
Российский электромотоцикл Aurus Merlon остался «за бортом» президентского кортежа
Потенциальные заказчики забраковали отечественный мотоцикл. Но шансы вернуться у него остались....
Ил-96 и Boeing-747: мастера посадки – кто лучше?
О мастерстве пилота многое расскажет посадка: она беспристрастно продемонстрирует, на что способен летчик, как владеет вверенной машиной. При этом...
Железная дорога: у России – свой путь
В Европе принята более узкая, чем в РФ ширина ж/д колеи: почему не удалось сделать единым этот параметр и как сегодня решают проблему при переезде границ....