Как выбрать мотор на катер – нюансы, требующие внимания
Большинство рыбаков обходятся простыми ПВХ лодками, в крайнем случае, моделями из пластика. Но иногда хочется или нужно что-то более скоростное – например, катер.
Но самое главное – это не покупка маломерного судна, а приобретение двигателя. Тут все, как и с любой крупной вещью. Человек приходит в магазин или обращается к производителю, объясняя свои «хотелки». К нему подбегают менеджеры и начинают советовать то, что им нужно продать.
Как правило, предлагается самое дорогое, не ходовое. Нередко при покупке катера его оснащают совершенно не подходящим двигателем. Ну а что – это же менеджер так посоветовал, а он профессионал! Да, он мастер, да только в продажах, а в моторах и катерах такой человек может вообще не разбираться.
Сегодня мы расскажем о нюансах выбора двигателя для маломерного судна. После прочтения статьи вы сами сможете найти оптимальный мотор для катера, не слушая назойливых советов «продажников».
Начнем с азов – двигатели бывают нескольких видов. Самые популярные – это подвесные модели. Они встречаются разной мощности, начиная от 2 и заканчивая 450 л. с., хотя иногда бывают исключения в большую сторону.
Примерно после 135 л. с. на арену в качестве конкурентов выходят поворотно-откидные колонки. Это уже стационарные двигатели, они стоят дороже, даже при условии одинаковой мощности с подвесными силовыми агрегатами.
Самые дешевые моторы – это «двухтактники». Мощность их ограничена на 250 л. с, но, как правило, такие модели встречаются редко.
Достоинства двухтактных моторов:
✅ Дешевизна
✅ Простота конструкции
✅ Ремонтопригодность
✅ Легкость обслуживания
Четырехтактные двигатели, как правило, мощнее. Но отремонтировать их во время плавания вряд ли получится – разве что владелец катера или кто-то из пассажиров окажется профессиональным мотористом.
Плюсы четырехтактных моделей:
✅ Экономичность
✅ Работают тише
✅ Не нуждаются в смешивании масла с бензином
Силовые агрегаты такого типа выбирают для катеров помощнее. При одинаковых с двухтактным мотором ТТХ, четырехтактный выгодно брать для судна, эксплуатируемого ежедневно. За счет низкого расхода топлива и редкого обслуживания можно сэкономить.
Двигатели для катеров бывают как карбюраторные, так и инжекторные. В первом случае они стоят дешевле, но расходуют больше топлива и не отличаются экологичностью. Инжекторный мотор современнее и лишен этих недостатков.
Есть одна негласная формула подбора двигателя для катера – чем он больше и дороже, тем мощнее должен быть силовой агрегат. Согласитесь, что на серьезной модели двухтактник на 5 л. с. выглядит нелепо.
При выборе подвесного двигателя нужно обращать внимание на длину «ноги». Она зависит от модели катера и высоты транца. Данная информация должна быть в технической документации маломерного судна.
Не стоит считать, что катер можно оборудовать только подвесным мотором. Для мощных моделей рекомендуется выбирать поворотно-откидные колонки. Они имеют ряд преимуществ перед подвесными двигателями.
«Колонки» могут быть мощнее в несколько раз. Если у подвесного двигателя максимум находится на отметке в 450 л. с, то для конкурента и 1 500 л. с. далеко не предел.
Поворотно-откидные колонки часто бывают дизельные – это позволяет экономить деньги на заправках при высокой мощности и большом объеме. Подвесные моторы тоже иногда работают на «тяжелом» топливе, но это скорее исключения из правил.
Все силовые агрегаты поворотно-откидного типа всегда имеют более низкий, чем у подвесных моторов, центр тяжести. Эта особенность поможет быстрее выйти на глиссирование и получить комфорт передвижения в этом режиме.
Двигатель находится в корпусе поворотно-откидной колонки – это позволяет «внутренностям» не контактировать с водой. Максимум, что на них может повлиять – это влажность. В любом случае, шансы на счастливую жизнь у такого силового агрегата выше, чем у подвесного.
Не нужно бояться, что поворотно-откидную колонку за короткое время снимут с катера злоумышленники. Конечно, не стоит оставлять судно на ночь или несколько дней без охраны или не запертым в ангаре, но в магазин можно сходить без боязни, что двигатель пропадет. Конечно, это не исключает угон катера, но это уже другой вопрос.
Несмотря на простую конструкцию по сравнению с поворотно-откидными колонками, традиционные двигатели для катеров тоже имеют ряд достоинств. Например, они бюджетнее при условии одинаковой мощности. Если взять два двигателя на 300 л. с, то подвесной будет на 500 000 рублей дешевле.
Простые моторы легче, в случае необходимости их можно оперативно снять, например, для обслуживания и консервации на зиму. Да и места под палубой такие силовые агрегаты не занимают, в отличие от поворотно-откидных колонок.
Теперь нужно разобраться, на каком типе топлива выбрать двигатель для катера. Большинство силовых агрегатов для маломерных судов, которые эксплуатируются в России, бензиновые. Подвесные моторы вообще сплошь такие, хотя в 2016 году появился первый в мире двигатель на дизельном топливе – это Cimco Marine. Другие производители тоже начали осваивать данную нишу.
Главное преимущество дизельных моторов – это экономичность. Далее идет ресурс, который может быть вдвое выше, чем у бензиновых двигателей.
Но силовые агрегаты на тяжелом топливе дороже в ремонте и обслуживании. Брать катер с дизельным мотором рекомендуется тем, у кого плавсредство будет эксплуатироваться ежедневно и на дальние дистанции.
Сейчас набирают популярность двигатели нового типа – электрические. Они позволяют передвигаться бесшумно и не выделяют вредных выбросов, отравляющих атмо и гидросферу.
Электрические двигатели, как правило, не дают возможность развить высокую скорость. Но некоторые катера с подводными крыльями способны разогнаться до 36 узлов – например, российская «Молния».
Главный минус электродвигателей – малый запас хода. Но для среднестатистических рыбалок и развлекательных прогулок его хватит.
Популярны электромоторы Torqeedo. В линейке производителя есть модели, развивающие до 80 л. с.
Начиная с 2014 года выпускаются и пропановые двигатели для катеров. Это золотая середина в плане экологичности между бензиновыми и электрическими моторами. Такие силовые агрегаты работают тише традиционных ДВС, но отличаются высокой стоимостью.
Главная проблема пропановых двигателей – это их малая распространенность. Если такой мотор выйдет из строя, то починить его смогут только редкие специалисты.
Лучшим выбором в соотношении цена/качество для катера станет четырехтактный подвесной мотор. Если его мощность будет превышать 50 л. с, то лучше выбрать инжекторную модификацию. Поворотно-откидные колонки – это выбор для больших каютных катеров или даже яхт.
Самым дешевым вариантом станет двухтактный карбюраторный мотор. Если бюджет ограничен и есть желание смешивать бензин с маслом – лучше выбрать его. Двухтактники часто покупают профессиональные охотники и рыбаки, промышляющие вдали от цивилизации. Им важно иметь такой двигатель, который в случае чего можно самостоятельно отремонтировать даже в поездке.
Но самое главное – это не покупка маломерного судна, а приобретение двигателя. Тут все, как и с любой крупной вещью. Человек приходит в магазин или обращается к производителю, объясняя свои «хотелки». К нему подбегают менеджеры и начинают советовать то, что им нужно продать.
Как правило, предлагается самое дорогое, не ходовое. Нередко при покупке катера его оснащают совершенно не подходящим двигателем. Ну а что – это же менеджер так посоветовал, а он профессионал! Да, он мастер, да только в продажах, а в моторах и катерах такой человек может вообще не разбираться.
Этот двигатель развивает 250 л. с. Фото: Youtube.com
Сегодня мы расскажем о нюансах выбора двигателя для маломерного судна. После прочтения статьи вы сами сможете найти оптимальный мотор для катера, не слушая назойливых советов «продажников».
Какой тип двигателя выбрать?
Начнем с азов – двигатели бывают нескольких видов. Самые популярные – это подвесные модели. Они встречаются разной мощности, начиная от 2 и заканчивая 450 л. с., хотя иногда бывают исключения в большую сторону.
Примерно после 135 л. с. на арену в качестве конкурентов выходят поворотно-откидные колонки. Это уже стационарные двигатели, они стоят дороже, даже при условии одинаковой мощности с подвесными силовыми агрегатами.
Нетипичный подвесной мотор с мощностью в 600(!) л. с. Фото: Youtube.com
Самые дешевые моторы – это «двухтактники». Мощность их ограничена на 250 л. с, но, как правило, такие модели встречаются редко.
Достоинства двухтактных моторов:
✅ Дешевизна
✅ Простота конструкции
✅ Ремонтопригодность
✅ Легкость обслуживания
Четырехтактные двигатели, как правило, мощнее. Но отремонтировать их во время плавания вряд ли получится – разве что владелец катера или кто-то из пассажиров окажется профессиональным мотористом.
Плюсы четырехтактных моделей:
✅ Экономичность
✅ Работают тише
✅ Не нуждаются в смешивании масла с бензином
Силовые агрегаты такого типа выбирают для катеров помощнее. При одинаковых с двухтактным мотором ТТХ, четырехтактный выгодно брать для судна, эксплуатируемого ежедневно. За счет низкого расхода топлива и редкого обслуживания можно сэкономить.
Двигатели для катеров бывают как карбюраторные, так и инжекторные. В первом случае они стоят дешевле, но расходуют больше топлива и не отличаются экологичностью. Инжекторный мотор современнее и лишен этих недостатков.
Российский катер «Молния» полностью на электротяге! Фото: Youtube.com
Есть одна негласная формула подбора двигателя для катера – чем он больше и дороже, тем мощнее должен быть силовой агрегат. Согласитесь, что на серьезной модели двухтактник на 5 л. с. выглядит нелепо.
При выборе подвесного двигателя нужно обращать внимание на длину «ноги». Она зависит от модели катера и высоты транца. Данная информация должна быть в технической документации маломерного судна.
Достоинства поворотно-откидных колонок
Не стоит считать, что катер можно оборудовать только подвесным мотором. Для мощных моделей рекомендуется выбирать поворотно-откидные колонки. Они имеют ряд преимуществ перед подвесными двигателями.
«Колонки» могут быть мощнее в несколько раз. Если у подвесного двигателя максимум находится на отметке в 450 л. с, то для конкурента и 1 500 л. с. далеко не предел.
Поворотно-откидные колонки часто бывают дизельные – это позволяет экономить деньги на заправках при высокой мощности и большом объеме. Подвесные моторы тоже иногда работают на «тяжелом» топливе, но это скорее исключения из правил.
У некоторых «колонок» бывают сдвоенные винты, что улучшает управляемость.
Все силовые агрегаты поворотно-откидного типа всегда имеют более низкий, чем у подвесных моторов, центр тяжести. Эта особенность поможет быстрее выйти на глиссирование и получить комфорт передвижения в этом режиме.
Российский катер Bossforr 740 West. Фото: Youtube.com
Двигатель находится в корпусе поворотно-откидной колонки – это позволяет «внутренностям» не контактировать с водой. Максимум, что на них может повлиять – это влажность. В любом случае, шансы на счастливую жизнь у такого силового агрегата выше, чем у подвесного.
Не нужно бояться, что поворотно-откидную колонку за короткое время снимут с катера злоумышленники. Конечно, не стоит оставлять судно на ночь или несколько дней без охраны или не запертым в ангаре, но в магазин можно сходить без боязни, что двигатель пропадет. Конечно, это не исключает угон катера, но это уже другой вопрос.
Чем подвесные моторы лучше
Несмотря на простую конструкцию по сравнению с поворотно-откидными колонками, традиционные двигатели для катеров тоже имеют ряд достоинств. Например, они бюджетнее при условии одинаковой мощности. Если взять два двигателя на 300 л. с, то подвесной будет на 500 000 рублей дешевле.
Простые моторы легче, в случае необходимости их можно оперативно снять, например, для обслуживания и консервации на зиму. Да и места под палубой такие силовые агрегаты не занимают, в отличие от поворотно-откидных колонок.
Бензин или дизель?
Теперь нужно разобраться, на каком типе топлива выбрать двигатель для катера. Большинство силовых агрегатов для маломерных судов, которые эксплуатируются в России, бензиновые. Подвесные моторы вообще сплошь такие, хотя в 2016 году появился первый в мире двигатель на дизельном топливе – это Cimco Marine. Другие производители тоже начали осваивать данную нишу.
Этот катер оснащен поворотно-откидной колонкой. Фото: Youtube.com
Главное преимущество дизельных моторов – это экономичность. Далее идет ресурс, который может быть вдвое выше, чем у бензиновых двигателей.
Но силовые агрегаты на тяжелом топливе дороже в ремонте и обслуживании. Брать катер с дизельным мотором рекомендуется тем, у кого плавсредство будет эксплуатироваться ежедневно и на дальние дистанции.
Альтернатива традиционным силовым агрегатам
Сейчас набирают популярность двигатели нового типа – электрические. Они позволяют передвигаться бесшумно и не выделяют вредных выбросов, отравляющих атмо и гидросферу.
Электрические двигатели, как правило, не дают возможность развить высокую скорость. Но некоторые катера с подводными крыльями способны разогнаться до 36 узлов – например, российская «Молния».
Главный минус электродвигателей – малый запас хода. Но для среднестатистических рыбалок и развлекательных прогулок его хватит.
Популярны электромоторы Torqeedo. В линейке производителя есть модели, развивающие до 80 л. с.
Начиная с 2014 года выпускаются и пропановые двигатели для катеров. Это золотая середина в плане экологичности между бензиновыми и электрическими моторами. Такие силовые агрегаты работают тише традиционных ДВС, но отличаются высокой стоимостью.
Большому катеру нужен мощный и надежный двигатель. Фото: Youtube.com
Главная проблема пропановых двигателей – это их малая распространенность. Если такой мотор выйдет из строя, то починить его смогут только редкие специалисты.
Так что же выбрать?
Лучшим выбором в соотношении цена/качество для катера станет четырехтактный подвесной мотор. Если его мощность будет превышать 50 л. с, то лучше выбрать инжекторную модификацию. Поворотно-откидные колонки – это выбор для больших каютных катеров или даже яхт.
Самым дешевым вариантом станет двухтактный карбюраторный мотор. Если бюджет ограничен и есть желание смешивать бензин с маслом – лучше выбрать его. Двухтактники часто покупают профессиональные охотники и рыбаки, промышляющие вдали от цивилизации. Им важно иметь такой двигатель, который в случае чего можно самостоятельно отремонтировать даже в поездке.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...