Как выбрать мотор на катер – нюансы, требующие внимания
Большинство рыбаков обходятся простыми ПВХ лодками, в крайнем случае, моделями из пластика. Но иногда хочется или нужно что-то более скоростное – например, катер.
Но самое главное – это не покупка маломерного судна, а приобретение двигателя. Тут все, как и с любой крупной вещью. Человек приходит в магазин или обращается к производителю, объясняя свои «хотелки». К нему подбегают менеджеры и начинают советовать то, что им нужно продать.
Как правило, предлагается самое дорогое, не ходовое. Нередко при покупке катера его оснащают совершенно не подходящим двигателем. Ну а что – это же менеджер так посоветовал, а он профессионал! Да, он мастер, да только в продажах, а в моторах и катерах такой человек может вообще не разбираться.
Сегодня мы расскажем о нюансах выбора двигателя для маломерного судна. После прочтения статьи вы сами сможете найти оптимальный мотор для катера, не слушая назойливых советов «продажников».
Начнем с азов – двигатели бывают нескольких видов. Самые популярные – это подвесные модели. Они встречаются разной мощности, начиная от 2 и заканчивая 450 л. с., хотя иногда бывают исключения в большую сторону.
Примерно после 135 л. с. на арену в качестве конкурентов выходят поворотно-откидные колонки. Это уже стационарные двигатели, они стоят дороже, даже при условии одинаковой мощности с подвесными силовыми агрегатами.
Самые дешевые моторы – это «двухтактники». Мощность их ограничена на 250 л. с, но, как правило, такие модели встречаются редко.
Достоинства двухтактных моторов:
✅ Дешевизна
✅ Простота конструкции
✅ Ремонтопригодность
✅ Легкость обслуживания
Четырехтактные двигатели, как правило, мощнее. Но отремонтировать их во время плавания вряд ли получится – разве что владелец катера или кто-то из пассажиров окажется профессиональным мотористом.
Плюсы четырехтактных моделей:
✅ Экономичность
✅ Работают тише
✅ Не нуждаются в смешивании масла с бензином
Силовые агрегаты такого типа выбирают для катеров помощнее. При одинаковых с двухтактным мотором ТТХ, четырехтактный выгодно брать для судна, эксплуатируемого ежедневно. За счет низкого расхода топлива и редкого обслуживания можно сэкономить.
Двигатели для катеров бывают как карбюраторные, так и инжекторные. В первом случае они стоят дешевле, но расходуют больше топлива и не отличаются экологичностью. Инжекторный мотор современнее и лишен этих недостатков.
Есть одна негласная формула подбора двигателя для катера – чем он больше и дороже, тем мощнее должен быть силовой агрегат. Согласитесь, что на серьезной модели двухтактник на 5 л. с. выглядит нелепо.
При выборе подвесного двигателя нужно обращать внимание на длину «ноги». Она зависит от модели катера и высоты транца. Данная информация должна быть в технической документации маломерного судна.
Не стоит считать, что катер можно оборудовать только подвесным мотором. Для мощных моделей рекомендуется выбирать поворотно-откидные колонки. Они имеют ряд преимуществ перед подвесными двигателями.
«Колонки» могут быть мощнее в несколько раз. Если у подвесного двигателя максимум находится на отметке в 450 л. с, то для конкурента и 1 500 л. с. далеко не предел.
Поворотно-откидные колонки часто бывают дизельные – это позволяет экономить деньги на заправках при высокой мощности и большом объеме. Подвесные моторы тоже иногда работают на «тяжелом» топливе, но это скорее исключения из правил.
Все силовые агрегаты поворотно-откидного типа всегда имеют более низкий, чем у подвесных моторов, центр тяжести. Эта особенность поможет быстрее выйти на глиссирование и получить комфорт передвижения в этом режиме.
Двигатель находится в корпусе поворотно-откидной колонки – это позволяет «внутренностям» не контактировать с водой. Максимум, что на них может повлиять – это влажность. В любом случае, шансы на счастливую жизнь у такого силового агрегата выше, чем у подвесного.
Не нужно бояться, что поворотно-откидную колонку за короткое время снимут с катера злоумышленники. Конечно, не стоит оставлять судно на ночь или несколько дней без охраны или не запертым в ангаре, но в магазин можно сходить без боязни, что двигатель пропадет. Конечно, это не исключает угон катера, но это уже другой вопрос.
Несмотря на простую конструкцию по сравнению с поворотно-откидными колонками, традиционные двигатели для катеров тоже имеют ряд достоинств. Например, они бюджетнее при условии одинаковой мощности. Если взять два двигателя на 300 л. с, то подвесной будет на 500 000 рублей дешевле.
Простые моторы легче, в случае необходимости их можно оперативно снять, например, для обслуживания и консервации на зиму. Да и места под палубой такие силовые агрегаты не занимают, в отличие от поворотно-откидных колонок.
Теперь нужно разобраться, на каком типе топлива выбрать двигатель для катера. Большинство силовых агрегатов для маломерных судов, которые эксплуатируются в России, бензиновые. Подвесные моторы вообще сплошь такие, хотя в 2016 году появился первый в мире двигатель на дизельном топливе – это Cimco Marine. Другие производители тоже начали осваивать данную нишу.
Главное преимущество дизельных моторов – это экономичность. Далее идет ресурс, который может быть вдвое выше, чем у бензиновых двигателей.
Но силовые агрегаты на тяжелом топливе дороже в ремонте и обслуживании. Брать катер с дизельным мотором рекомендуется тем, у кого плавсредство будет эксплуатироваться ежедневно и на дальние дистанции.
Сейчас набирают популярность двигатели нового типа – электрические. Они позволяют передвигаться бесшумно и не выделяют вредных выбросов, отравляющих атмо и гидросферу.
Электрические двигатели, как правило, не дают возможность развить высокую скорость. Но некоторые катера с подводными крыльями способны разогнаться до 36 узлов – например, российская «Молния».
Главный минус электродвигателей – малый запас хода. Но для среднестатистических рыбалок и развлекательных прогулок его хватит.
Популярны электромоторы Torqeedo. В линейке производителя есть модели, развивающие до 80 л. с.
Начиная с 2014 года выпускаются и пропановые двигатели для катеров. Это золотая середина в плане экологичности между бензиновыми и электрическими моторами. Такие силовые агрегаты работают тише традиционных ДВС, но отличаются высокой стоимостью.
Главная проблема пропановых двигателей – это их малая распространенность. Если такой мотор выйдет из строя, то починить его смогут только редкие специалисты.
Лучшим выбором в соотношении цена/качество для катера станет четырехтактный подвесной мотор. Если его мощность будет превышать 50 л. с, то лучше выбрать инжекторную модификацию. Поворотно-откидные колонки – это выбор для больших каютных катеров или даже яхт.
Самым дешевым вариантом станет двухтактный карбюраторный мотор. Если бюджет ограничен и есть желание смешивать бензин с маслом – лучше выбрать его. Двухтактники часто покупают профессиональные охотники и рыбаки, промышляющие вдали от цивилизации. Им важно иметь такой двигатель, который в случае чего можно самостоятельно отремонтировать даже в поездке.
Но самое главное – это не покупка маломерного судна, а приобретение двигателя. Тут все, как и с любой крупной вещью. Человек приходит в магазин или обращается к производителю, объясняя свои «хотелки». К нему подбегают менеджеры и начинают советовать то, что им нужно продать.
Как правило, предлагается самое дорогое, не ходовое. Нередко при покупке катера его оснащают совершенно не подходящим двигателем. Ну а что – это же менеджер так посоветовал, а он профессионал! Да, он мастер, да только в продажах, а в моторах и катерах такой человек может вообще не разбираться.
Этот двигатель развивает 250 л. с. Фото: Youtube.com
Сегодня мы расскажем о нюансах выбора двигателя для маломерного судна. После прочтения статьи вы сами сможете найти оптимальный мотор для катера, не слушая назойливых советов «продажников».
Какой тип двигателя выбрать?
Начнем с азов – двигатели бывают нескольких видов. Самые популярные – это подвесные модели. Они встречаются разной мощности, начиная от 2 и заканчивая 450 л. с., хотя иногда бывают исключения в большую сторону.
Примерно после 135 л. с. на арену в качестве конкурентов выходят поворотно-откидные колонки. Это уже стационарные двигатели, они стоят дороже, даже при условии одинаковой мощности с подвесными силовыми агрегатами.
Нетипичный подвесной мотор с мощностью в 600(!) л. с. Фото: Youtube.com
Самые дешевые моторы – это «двухтактники». Мощность их ограничена на 250 л. с, но, как правило, такие модели встречаются редко.
Достоинства двухтактных моторов:
✅ Дешевизна
✅ Простота конструкции
✅ Ремонтопригодность
✅ Легкость обслуживания
Четырехтактные двигатели, как правило, мощнее. Но отремонтировать их во время плавания вряд ли получится – разве что владелец катера или кто-то из пассажиров окажется профессиональным мотористом.
Плюсы четырехтактных моделей:
✅ Экономичность
✅ Работают тише
✅ Не нуждаются в смешивании масла с бензином
Силовые агрегаты такого типа выбирают для катеров помощнее. При одинаковых с двухтактным мотором ТТХ, четырехтактный выгодно брать для судна, эксплуатируемого ежедневно. За счет низкого расхода топлива и редкого обслуживания можно сэкономить.
Двигатели для катеров бывают как карбюраторные, так и инжекторные. В первом случае они стоят дешевле, но расходуют больше топлива и не отличаются экологичностью. Инжекторный мотор современнее и лишен этих недостатков.
Российский катер «Молния» полностью на электротяге! Фото: Youtube.com
Есть одна негласная формула подбора двигателя для катера – чем он больше и дороже, тем мощнее должен быть силовой агрегат. Согласитесь, что на серьезной модели двухтактник на 5 л. с. выглядит нелепо.
При выборе подвесного двигателя нужно обращать внимание на длину «ноги». Она зависит от модели катера и высоты транца. Данная информация должна быть в технической документации маломерного судна.
Достоинства поворотно-откидных колонок
Не стоит считать, что катер можно оборудовать только подвесным мотором. Для мощных моделей рекомендуется выбирать поворотно-откидные колонки. Они имеют ряд преимуществ перед подвесными двигателями.
«Колонки» могут быть мощнее в несколько раз. Если у подвесного двигателя максимум находится на отметке в 450 л. с, то для конкурента и 1 500 л. с. далеко не предел.
Поворотно-откидные колонки часто бывают дизельные – это позволяет экономить деньги на заправках при высокой мощности и большом объеме. Подвесные моторы тоже иногда работают на «тяжелом» топливе, но это скорее исключения из правил.
У некоторых «колонок» бывают сдвоенные винты, что улучшает управляемость.
Все силовые агрегаты поворотно-откидного типа всегда имеют более низкий, чем у подвесных моторов, центр тяжести. Эта особенность поможет быстрее выйти на глиссирование и получить комфорт передвижения в этом режиме.
Российский катер Bossforr 740 West. Фото: Youtube.com
Двигатель находится в корпусе поворотно-откидной колонки – это позволяет «внутренностям» не контактировать с водой. Максимум, что на них может повлиять – это влажность. В любом случае, шансы на счастливую жизнь у такого силового агрегата выше, чем у подвесного.
Не нужно бояться, что поворотно-откидную колонку за короткое время снимут с катера злоумышленники. Конечно, не стоит оставлять судно на ночь или несколько дней без охраны или не запертым в ангаре, но в магазин можно сходить без боязни, что двигатель пропадет. Конечно, это не исключает угон катера, но это уже другой вопрос.
Чем подвесные моторы лучше
Несмотря на простую конструкцию по сравнению с поворотно-откидными колонками, традиционные двигатели для катеров тоже имеют ряд достоинств. Например, они бюджетнее при условии одинаковой мощности. Если взять два двигателя на 300 л. с, то подвесной будет на 500 000 рублей дешевле.
Простые моторы легче, в случае необходимости их можно оперативно снять, например, для обслуживания и консервации на зиму. Да и места под палубой такие силовые агрегаты не занимают, в отличие от поворотно-откидных колонок.
Бензин или дизель?
Теперь нужно разобраться, на каком типе топлива выбрать двигатель для катера. Большинство силовых агрегатов для маломерных судов, которые эксплуатируются в России, бензиновые. Подвесные моторы вообще сплошь такие, хотя в 2016 году появился первый в мире двигатель на дизельном топливе – это Cimco Marine. Другие производители тоже начали осваивать данную нишу.
Этот катер оснащен поворотно-откидной колонкой. Фото: Youtube.com
Главное преимущество дизельных моторов – это экономичность. Далее идет ресурс, который может быть вдвое выше, чем у бензиновых двигателей.
Но силовые агрегаты на тяжелом топливе дороже в ремонте и обслуживании. Брать катер с дизельным мотором рекомендуется тем, у кого плавсредство будет эксплуатироваться ежедневно и на дальние дистанции.
Альтернатива традиционным силовым агрегатам
Сейчас набирают популярность двигатели нового типа – электрические. Они позволяют передвигаться бесшумно и не выделяют вредных выбросов, отравляющих атмо и гидросферу.
Электрические двигатели, как правило, не дают возможность развить высокую скорость. Но некоторые катера с подводными крыльями способны разогнаться до 36 узлов – например, российская «Молния».
Главный минус электродвигателей – малый запас хода. Но для среднестатистических рыбалок и развлекательных прогулок его хватит.
Популярны электромоторы Torqeedo. В линейке производителя есть модели, развивающие до 80 л. с.
Начиная с 2014 года выпускаются и пропановые двигатели для катеров. Это золотая середина в плане экологичности между бензиновыми и электрическими моторами. Такие силовые агрегаты работают тише традиционных ДВС, но отличаются высокой стоимостью.
Большому катеру нужен мощный и надежный двигатель. Фото: Youtube.com
Главная проблема пропановых двигателей – это их малая распространенность. Если такой мотор выйдет из строя, то починить его смогут только редкие специалисты.
Так что же выбрать?
Лучшим выбором в соотношении цена/качество для катера станет четырехтактный подвесной мотор. Если его мощность будет превышать 50 л. с, то лучше выбрать инжекторную модификацию. Поворотно-откидные колонки – это выбор для больших каютных катеров или даже яхт.
Самым дешевым вариантом станет двухтактный карбюраторный мотор. Если бюджет ограничен и есть желание смешивать бензин с маслом – лучше выбрать его. Двухтактники часто покупают профессиональные охотники и рыбаки, промышляющие вдали от цивилизации. Им важно иметь такой двигатель, который в случае чего можно самостоятельно отремонтировать даже в поездке.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Есть отзыв от владельца Lada Aura – премиальность экономичного формата
Только недавно флагманская модель АВТОВАЗа, Lada Aura, стала доступной для всех желающих, а автор канала «Клубный сервис» уже ее успел приобрести и...