Mazda 787B – покоритель «великанов»
Впервые роторно-поршневые двигатели Mazda появились в Ле-Мане в 1970 году, но после дебюта лишь однажды, в 1974 году, автомобиль с роторным мотором Mazda сумел добраться до финиша. Повторить успех японцам удалось в 1983 году, когда гонщикам на Mazda 717C посчастливилось финишировать на 12 месте. Последующие модели Mazda не могли конкурировать с доминирующими Porsche 956 и 962C, как минимум из-за того, что их «ротор» был в два раза слабее немецкого мотора. В результате Mazda боролась только за победы в своем классе.
Ситуация несколько изменилось с появлением четырехсекционного двигателя в 1988 году. «Роторный» Mazda 13J развивал 450 лошадей, что конечно было меньше, чем 750 л. с. у семилитрового Jaguar V12. В ходе модернизации мощность «ротора» удалось довести до отметки 620 лошадей, правда и этого было недостаточно для борьбы за победу. Поэтому к 1990 году, в рекордно короткие сроки, японцы разработали новый четырехсекционный двигатель. Легкосплавный R26B развивал 700 «лошадей», имел по три свечи на цилиндр, новые карбоновые уплотнения и впускные патрубки переменной длины, которые теперь регулировалась бесступенчато, а не переключались между несколькими фиксированными положениями.
В принципе, этот роторно-поршневой мотор развивал мощность 930 «лошадей». Но для гонок отдачу ограничили до уровня 700 л. с. при 9000 об/мин, а для 24-х часового марафона еще сильнее, до 680 л. с. Но даже с такой мощностью Mazda 787B развивала скорость 340 км/ч.
Как и предыдущие прототипы компании, шасси 787 разработанные Найджелом Страудом строили в Англии на фирме Advanced Composites. Затем монококи отправляли в Японию для окончательной сборки. Что отличало новую Mazda от более ранних разработок, так это использование композитов из углеродного волокна. Страуд провел много часов в аэродинамической трубе комплекса MIRA, чтобы оптимизировать аэродинамику новой Mazda, которая, как и другие автомобили «группы Ц» того времени, основывалась на принципе граунд-эффекта. Благодаря миниатюрным размерам двигателя, «туннели Вентури» проходившие по обе стороны от R26B, получились достаточно большими, в результате прижимная сила достигала 1,2 тонны.
В 1990 году Mazda прибыла в Ле-Ман с двумя 787-ми, но японцам не хватило времени для тестирования новых машин. Окончательные корректировки внесли уже в пятницу вечером, непосредственно перед гонкой. Понятно, что машины были «сырыми», поэтому пилотов попросили ехать настолько быстро, насколько они способны. Это предрешило сход обеих машин: у одной возникли проблемы с электроникой, а у другой с двигателем. Единственной финишировавшей Mazda, была более ранняя модель 767B, занявшая 20-е место в абсолютном зачете и первое место в классе.
Поражение привело к оргвыводам: с подачи своего консультанта Жаки Икса, японцы нашли себе европейского партнера – французскую команду Oreca. Совместно им удалось реформировать классическую систему принятия решения в японских корпорациях. Вместо того, чтобы по каждому поводу звонить в Японию, а иногда и отвозить туда болиды целиком, все решения принимались непосредственно на месте событий. И все равно, из-за скромных результатов Mazda в прошлые годы, японский производитель не считался фаворитом перед гонкой. Главными претендентами на победу в 1991 году считались команды Jaguar, Mercedes-Benz, Toyota и Peugeot.
В 1991 году FISA проводили чемпионат WSC по новому регламенту: «старые» многолитровые прототипы «Группы Ц» получили весовой балласт, в результате чего масса этих автомобилей увеличилась на 200 килограмм, и составляла как минимум тонну. Правда для «роторной» Mazda сделали исключение. Это позволило японцам сохранить вес автомобилей на уровне 830 килограмм: по этому параметру Mazda оказалась с машиной «категории 2», в «категории 1».
В первой категории участвовали автомобили с 3,5 литровыми двигателями «формульного типа», и массой 800 кг, такие как:
✅ Mercedes-Benz C291
✅ Jaguar XJR-14 LM
✅ Peugeot 905
Ко второй группе относились автомобили с многолитровыми двигателями из «прошлого». Все они были с массой в 1000 кг:
✅ Mercedes-Benz C11
✅ Jaguar XJR-12LM
✅ Porsche 962C
✅ Mazda 787B
Для Ле-Мана в 91 году Mazda привезла две 787B, одну 787-ю и один запасной автомобиль. Все машины попали во вторую категорию, вместе с другими участниками «группы Ц прошлого поколения». Тренировки показали, что время и ресурсы потратили не зря, поскольку модификация «B» оказалась более чем на 5 секунд быстрее, чем у 787 1990 года. В частности, немалое преимущество давали «карбоновые» тормоза диаметром 360 миллиметров. На тот момент такие тормозные диски не использовались ни одним производителем в Ле-Мане.
В квалификации Mazda 787B показали 12-е (№55) и 17-е (№18) время, но они должны были стартовать с 19-го и 23-го места соответственно, поскольку правила предписывали с что сперва места на стартовой решетке получат автомобили «первой категории», что выглядело довольно занятно: с результатом 3:31.270 (между прочим быстрейшее время в квалификации) экипаж Mercedes-Benz C11 стартовал лишь с 11-й позиции, позади проехавшего круг за 4:10.607 Spice SE89C Ford.
Важным фактором успеха Mazda стала топливная экономичность: для автомобилей «старой группы Ц» допускалось использовать топливные баки объемом 100 литров, но заправляться по ходу гонки разрешалось не более 25 раз. При подготовке к гонке инженеры Mazdaspeed рассчитали, что им нужно за 24 часа проехать 367 кругов, после чего они приступили к оптимизации Mazda 787B для достижения этой цели. Mazda летели к финишу на полной скорости, а вот гонщикам Jaguar, основными соперниками японцев по ходу гонки, из-за высокого расхода топлива под утро пришлось притормозить.
К победе, несмотря ни на что, шли пилоты Sauber-Mercedes C11. Но сперва на автомобиле №31 Михаэля Шумахера возникли проблемы с КПП, что отбросило их далеко назад. А ближе к финишу из-за перегретого мотора сошел экипаж лидирующего Mercedes-Benz №1. Это вывело Mazda №55, в составе Джонни Херберта, Бертрана Гашо и Фолкера Уайлдера, в лидеры гонки и в конечном итоге позволило победить. Правда Херберт, в момент пересечения финишной линии именно он находился за рулем Mazda 787B, оказался настолько обезвожен, что вместо пьедестала почета, угодил в больницу!
– Джонни Херберт
Вторым, с отставанием в два круга, финишировал семилитровый Jaguar XJR-12 LM Дэйви Джонса, Рауля Боэзела и Мишеля Ферте.
Гонщики, стратеги, а также Жаки Икс и Oreca привели Mazda к победе в 24-х часах Ле-Мана: первой для японского автомобиля, первой для роторного двигателя и первой для «карбоновых» тормозов. Две другие Mazda заняли шестое и восьмое места. Победившую Mazda 787B перевезли в Японию, после чего разобрали на глазах у представителей СМИ. Тщательный осмотр деталей показал, что машина могла без проблем проехать еще одну 24 часовую гонку.
Регламент 1992 года объявил роторно-поршневые двигатели вне закона. Японцы, лишились «ротора», и купили пару прошлогодних Jaguar XJR-14, и оснастили их двигателем Judd GV10. Все это переименовали в Mazda MXR-01, и отправили покорять Ле-Ман: экипаж этой «Mazda» финишировал на 4-м месте, но несмотря на это, в конце года руководство фирмы объявило о закрытии гоночной программы.
Ситуация несколько изменилось с появлением четырехсекционного двигателя в 1988 году. «Роторный» Mazda 13J развивал 450 лошадей, что конечно было меньше, чем 750 л. с. у семилитрового Jaguar V12. В ходе модернизации мощность «ротора» удалось довести до отметки 620 лошадей, правда и этого было недостаточно для борьбы за победу. Поэтому к 1990 году, в рекордно короткие сроки, японцы разработали новый четырехсекционный двигатель. Легкосплавный R26B развивал 700 «лошадей», имел по три свечи на цилиндр, новые карбоновые уплотнения и впускные патрубки переменной длины, которые теперь регулировалась бесступенчато, а не переключались между несколькими фиксированными положениями.
Mazda 787B. Фото: Yoytube.com
В принципе, этот роторно-поршневой мотор развивал мощность 930 «лошадей». Но для гонок отдачу ограничили до уровня 700 л. с. при 9000 об/мин, а для 24-х часового марафона еще сильнее, до 680 л. с. Но даже с такой мощностью Mazda 787B развивала скорость 340 км/ч.
Разработка
Как и предыдущие прототипы компании, шасси 787 разработанные Найджелом Страудом строили в Англии на фирме Advanced Composites. Затем монококи отправляли в Японию для окончательной сборки. Что отличало новую Mazda от более ранних разработок, так это использование композитов из углеродного волокна. Страуд провел много часов в аэродинамической трубе комплекса MIRA, чтобы оптимизировать аэродинамику новой Mazda, которая, как и другие автомобили «группы Ц» того времени, основывалась на принципе граунд-эффекта. Благодаря миниатюрным размерам двигателя, «туннели Вентури» проходившие по обе стороны от R26B, получились достаточно большими, в результате прижимная сила достигала 1,2 тонны.
В 1990 году Mazda прибыла в Ле-Ман с двумя 787-ми, но японцам не хватило времени для тестирования новых машин. Окончательные корректировки внесли уже в пятницу вечером, непосредственно перед гонкой. Понятно, что машины были «сырыми», поэтому пилотов попросили ехать настолько быстро, насколько они способны. Это предрешило сход обеих машин: у одной возникли проблемы с электроникой, а у другой с двигателем. Единственной финишировавшей Mazda, была более ранняя модель 767B, занявшая 20-е место в абсолютном зачете и первое место в классе.
Экипаж №55 на плановом пит-стопе. Фото: Youtube.com
Поражение привело к оргвыводам: с подачи своего консультанта Жаки Икса, японцы нашли себе европейского партнера – французскую команду Oreca. Совместно им удалось реформировать классическую систему принятия решения в японских корпорациях. Вместо того, чтобы по каждому поводу звонить в Японию, а иногда и отвозить туда болиды целиком, все решения принимались непосредственно на месте событий. И все равно, из-за скромных результатов Mazda в прошлые годы, японский производитель не считался фаворитом перед гонкой. Главными претендентами на победу в 1991 году считались команды Jaguar, Mercedes-Benz, Toyota и Peugeot.
Изменения правил
В 1991 году FISA проводили чемпионат WSC по новому регламенту: «старые» многолитровые прототипы «Группы Ц» получили весовой балласт, в результате чего масса этих автомобилей увеличилась на 200 килограмм, и составляла как минимум тонну. Правда для «роторной» Mazda сделали исключение. Это позволило японцам сохранить вес автомобилей на уровне 830 килограмм: по этому параметру Mazda оказалась с машиной «категории 2», в «категории 1».
В первой категории участвовали автомобили с 3,5 литровыми двигателями «формульного типа», и массой 800 кг, такие как:
✅ Mercedes-Benz C291
✅ Jaguar XJR-14 LM
✅ Peugeot 905
Ко второй группе относились автомобили с многолитровыми двигателями из «прошлого». Все они были с массой в 1000 кг:
✅ Mercedes-Benz C11
✅ Jaguar XJR-12LM
✅ Porsche 962C
✅ Mazda 787B
Для Ле-Мана в 91 году Mazda привезла две 787B, одну 787-ю и один запасной автомобиль. Все машины попали во вторую категорию, вместе с другими участниками «группы Ц прошлого поколения». Тренировки показали, что время и ресурсы потратили не зря, поскольку модификация «B» оказалась более чем на 5 секунд быстрее, чем у 787 1990 года. В частности, немалое преимущество давали «карбоновые» тормоза диаметром 360 миллиметров. На тот момент такие тормозные диски не использовались ни одним производителем в Ле-Мане.
Как маленькая Mazda одолела «великанов» Jaguar и Mercedes-Benz
В квалификации Mazda 787B показали 12-е (№55) и 17-е (№18) время, но они должны были стартовать с 19-го и 23-го места соответственно, поскольку правила предписывали с что сперва места на стартовой решетке получат автомобили «первой категории», что выглядело довольно занятно: с результатом 3:31.270 (между прочим быстрейшее время в квалификации) экипаж Mercedes-Benz C11 стартовал лишь с 11-й позиции, позади проехавшего круг за 4:10.607 Spice SE89C Ford.
Силовой агрегат и задняя подвеска Mazda 787B. Фото: Youtube.com
Важным фактором успеха Mazda стала топливная экономичность: для автомобилей «старой группы Ц» допускалось использовать топливные баки объемом 100 литров, но заправляться по ходу гонки разрешалось не более 25 раз. При подготовке к гонке инженеры Mazdaspeed рассчитали, что им нужно за 24 часа проехать 367 кругов, после чего они приступили к оптимизации Mazda 787B для достижения этой цели. Mazda летели к финишу на полной скорости, а вот гонщикам Jaguar, основными соперниками японцев по ходу гонки, из-за высокого расхода топлива под утро пришлось притормозить.
К победе, несмотря ни на что, шли пилоты Sauber-Mercedes C11. Но сперва на автомобиле №31 Михаэля Шумахера возникли проблемы с КПП, что отбросило их далеко назад. А ближе к финишу из-за перегретого мотора сошел экипаж лидирующего Mercedes-Benz №1. Это вывело Mazda №55, в составе Джонни Херберта, Бертрана Гашо и Фолкера Уайлдера, в лидеры гонки и в конечном итоге позволило победить. Правда Херберт, в момент пересечения финишной линии именно он находился за рулем Mazda 787B, оказался настолько обезвожен, что вместо пьедестала почета, угодил в больницу!
На подиуме нет Джонни Херберта, после финиша он потерял сознание от обезвоживания. Фото: Youtube.com
Это был действительно жаркий день, поэтому я выпил всю воду, и в течение последнего часа ощущал ужасное чувство жажды. Чем ближе я приближался к финишу, тем хуже мне становилось. В закрытом парке я вышел из машины и почувствовал себя так, словно забыл в ней свое тело. Я увидел отца, и рухнул к нему на руки. Я пропустил подиум, но это не имело значения, ведь я выиграл Ле-Ман!
– Джонни Херберт
Вторым, с отставанием в два круга, финишировал семилитровый Jaguar XJR-12 LM Дэйви Джонса, Рауля Боэзела и Мишеля Ферте.
Гонщики, стратеги, а также Жаки Икс и Oreca привели Mazda к победе в 24-х часах Ле-Мана: первой для японского автомобиля, первой для роторного двигателя и первой для «карбоновых» тормозов. Две другие Mazda заняли шестое и восьмое места. Победившую Mazda 787B перевезли в Японию, после чего разобрали на глазах у представителей СМИ. Тщательный осмотр деталей показал, что машина могла без проблем проехать еще одну 24 часовую гонку.
Ротор от двигателя Mazda. Фото: Youtube.com
Регламент 1992 года объявил роторно-поршневые двигатели вне закона. Японцы, лишились «ротора», и купили пару прошлогодних Jaguar XJR-14, и оснастили их двигателем Judd GV10. Все это переименовали в Mazda MXR-01, и отправили покорять Ле-Ман: экипаж этой «Mazda» финишировал на 4-м месте, но несмотря на это, в конце года руководство фирмы объявило о закрытии гоночной программы.
- Алексей Медведев
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Горные дороги Китая: попробуй проедь!
Когда мы говорим о горной трассе, сразу представляется узкий серпантин: одно неверное движение рулем, и вот она – бездонная пропасть. Но, оказывается, в Китае...