Самые быстрые действующие поезда в мире
Все наслышаны о скоростных поездах, развивающих свыше 250 км/ч. Но что дальше в плане прогресса? К составам на магнитной подушке в мире сложилось двоякое отношение. Одни страны посчитали технологию бесперспективной и прекратили исследования в этом направлении. Другие, наоборот, стали развивать и совершенствовать т. н. маглевы – поезда, передвигающиеся посредством «магнитной левитации». Одной из стран, проникнувшейся интересом к подобным технологиям, стал Китай с его огромным населением. Здесь проблема быстрого передвижения из одного пункта в другой, стоит как нигде остро. В КНР «изобретать велосипед» не стали и купили готовую систему в ФРГ.
Шпалы и рельсы для этой технологии не нужны. Принцип действия очень прост и многие наверняка в детстве баловались магнитами, которые отталкиваются друг от друга. Нечто подобное лежит в основе рассматриваемой системы. По «железнодорожной ветке» идет один «рельс», представляющий собой электрический магнит. Примерно такой же вмонтирован в нижнюю часть вагона.
Когда по «железнодорожной линии» проходит напряжение, создается силовое поле. Благодаря ему магниты взаимодействуют и вагоны зависают над «рельсом» на высоте 1 сантиметр. Вдоль линии еще проложена и обмотка, создающая магнитное поле, двигающее поезд.
Главное достоинство поездов на магнитной подушке – скорость, недостижимая для обычных составов. Рекорд в этом плане установлен японцами – 603 км/ч (2015 год). Ну а «крейсерская» скорость шанхайского маглева – 350-450 км/ч. Есть и иные достоинства:
✅ небольшое потребление электрической энергии, (в разы!) если сравнивать с авто или самолетом
✅ почти полное отсутствие трения обуславливает и меньшие затраты на техобслуживание, ремонт
✅ нет шума и вибраций
✅ магниты, которыми оснащены вагоны и дорога, создают поле, по силе уступающее даже тому, что имеется в обычных поездах, а это гарантирует безопасность для здоровья пассажиров
✅ из-за малого энергопотребления уменьшается вред, наносимый окружающей среде
А что будет с поездом, если внезапно отключится питание, а он мчится со скоростью 300-4—км/ч? Для подобных ситуаций предусмотрены аварийные аккумуляторы. Они создадут магнитное поле с противоположным вектором, которое замедлит поезд до 10 км/ч, а потом и вовсе остановит его, опустив на «рельс».
Что касается минусов, из основных выделяются два. Первый – высокая стоимость. Точно сказать, во сколько обойдется 1 км такой дороги невозможно: все зависит от местности, по которой прокладывается линия. Например, шанхайскую ветку длиной 30 км делали в болотах, в которые лили бетонные подушки толщиной до 85 м. В итоге километр дороги обошелся в 43,3 млн. долларов.
Еще один минус заключается в том, что кроме состава на магнитной подушке никакой другой транспорт по такой дороге не проедет. Тем не менее она действует и, что очевидно, окупается (а может уже приносит прибыль – официальной информации нет). Но это не значит, что «обычные» поезда больше не производят, по крайней мере, в КНР. Они тоже есть и постоянно совершенствуются. Какие используемые составы в мире развивают наибольшую скорость?
На сегодня это самый быстрый и дорогой действующий «летающий» поезд в мире. Кавычки в слове «летающий» можно и убрать: состав не касается поверхности дороги. Линия была построена в 2001-2003 годах при участии компании Transrapid (ФРГ). Стоимость проекта на конечном этапе достигла 1,3 млрд. долларов. Однако 1.01.2004 года новая дорога открылась.
Ее протяженность – 30 км: от станции метро в Шанхае до аэропорта Пудун. Поезд проезжает этот путь за 7 мин. 20 сек. на крейсерской скорости 250 км/ч. Максимум составляет 431 км/ч, но ехать так быстро можно пару минут – слишком коротка дорожка! Проезд стоит 50 юаней (500 руб.). Если предъявить билет на самолет, когда движетесь в сторону аэропорта, 100 руб. вам «скостят». Для бизнес-пассажиров стоимость – 800 руб. (повторюсь – семь минут езды!). Какой там сервис или что-то еще для деловых людей за 300 лишних руб., можно только гадать.
Пассажиры могут любоваться видами за окном и табло, на котором указывается скорость в режиме онлайн.
Этот поезд разработан благодаря китайской программе «Возрождение», которая подразумевала создание разных поездов, путей сообщения, систем управления взамен устаревших. При этом активно использовался опыт японских и европейских инженеров. Первыми построили составы серий CR400AF, CR400BF. В январе 2017 года был получен соответствующий сертификат на эксплуатацию и одобрение дальнейшего производства поездов этого класса.
Коммерческое использование началось в сентябре 2017 года. Сегодня CR400 Fuxing курсируют между Пекином, Гонконгом и Харбином. Максимальная длина состава – 16 вагонов, в которые помещается до 1200 пассажиров. Скорость достигает 350 км/ч.
Серия поездов, называемых «белые черви» и эксплуатируемые в Германии. Строительство скоростных составов типа ICE началось в 1988-м.
Intercity-Express 3 поступили в эксплуатацию в 2000-м. Изначально транспорт предназначался для перевозки пассажиров из Франкфурта в Кельн и обратно. В 2002 году ICE3 преодолевал это расстояние (180 км) за 62 минуты. Сегодня поезда этой серии успешно соединяют крупнейшие города ФРГ с Брюсселем, Парижем, Амстердамом. Развиваемая составами скорость достигает 330 км/ч.
Современные линии для поездов в Японии называются Shinkansen. В островном государстве железные дороги – одно из основных средств сообщения между городами. Поэтому независимо от дальности поездки в вагонах обязательно наличие туалетов, мягких кресел, городского телефона, кофейных автоматов, информационного табло. Десятивагонный JR East E5 не является исключением: правда здесь предусмотрено 3 класса:
✅ Standart – самый дешевый вариант (с 1-го по 8-ой вагоны)
✅ Green – расстановка мест для сидения менее плотная, спинки откидываются на 31°
✅ Gran – много пространства под ноги, кресла наклоняются назад на 45°
Общая вместимость поезда, развивающего скорость в 360 км/ч (на испытаниях) – 731 пассажир. Общая мощность асинхронных электродвигателей достигает 9,6 тыс. кВт.
Конечно, первый вариант более прогрессивен. Все дело упирается лишь в финансирование. Можно уверенно сказать, что со временем найдут более дешевые способы обустройства транспорта типа «маглев». Но пока подобные поезду курсируют в КНР, Японии, Южной Корее (в ФРГ есть, но не используется, т. к. эксплуатационный ресурс выработан). Что касается России, ответы экспертов пессимистичны. В 90-е годы исследования в этом направлении велись и довольно активно, но по понятным причинам были прекращены. В РФ существуют лишь скоростные рельсовые поезда, при этом происходит их модернизация, хотя закупают и Siemens («Сапсан»). Тоже самое скорее всего произойдет и с поездами на магнитной подушке: только закупят их у китайцев.
Как функционирует магнитная подушка
Шпалы и рельсы для этой технологии не нужны. Принцип действия очень прост и многие наверняка в детстве баловались магнитами, которые отталкиваются друг от друга. Нечто подобное лежит в основе рассматриваемой системы. По «железнодорожной ветке» идет один «рельс», представляющий собой электрический магнит. Примерно такой же вмонтирован в нижнюю часть вагона.
Первый опытный маглев от компании Transrapid (ФРГ, 1971 год). Фото: YouTube.com
Когда по «железнодорожной линии» проходит напряжение, создается силовое поле. Благодаря ему магниты взаимодействуют и вагоны зависают над «рельсом» на высоте 1 сантиметр. Вдоль линии еще проложена и обмотка, создающая магнитное поле, двигающее поезд.
А теперь самое интересное: состав едет без машиниста и управляется из специального центра. От него поступает напряжение на нужный участок и команды для разгона, торможения. По большому счету управлением «занимается» компьютер.
Плюсы и недостатки маглева
Главное достоинство поездов на магнитной подушке – скорость, недостижимая для обычных составов. Рекорд в этом плане установлен японцами – 603 км/ч (2015 год). Ну а «крейсерская» скорость шанхайского маглева – 350-450 км/ч. Есть и иные достоинства:
✅ небольшое потребление электрической энергии, (в разы!) если сравнивать с авто или самолетом
✅ почти полное отсутствие трения обуславливает и меньшие затраты на техобслуживание, ремонт
✅ нет шума и вибраций
✅ магниты, которыми оснащены вагоны и дорога, создают поле, по силе уступающее даже тому, что имеется в обычных поездах, а это гарантирует безопасность для здоровья пассажиров
✅ из-за малого энергопотребления уменьшается вред, наносимый окружающей среде
А что будет с поездом, если внезапно отключится питание, а он мчится со скоростью 300-4—км/ч? Для подобных ситуаций предусмотрены аварийные аккумуляторы. Они создадут магнитное поле с противоположным вектором, которое замедлит поезд до 10 км/ч, а потом и вовсе остановит его, опустив на «рельс».
Что касается минусов, из основных выделяются два. Первый – высокая стоимость. Точно сказать, во сколько обойдется 1 км такой дороги невозможно: все зависит от местности, по которой прокладывается линия. Например, шанхайскую ветку длиной 30 км делали в болотах, в которые лили бетонные подушки толщиной до 85 м. В итоге километр дороги обошелся в 43,3 млн. долларов.
Из окон шанхайского маглева видно: ветка пролегает по болотистой местности. Фото: YouTube.com
Еще один минус заключается в том, что кроме состава на магнитной подушке никакой другой транспорт по такой дороге не проедет. Тем не менее она действует и, что очевидно, окупается (а может уже приносит прибыль – официальной информации нет). Но это не значит, что «обычные» поезда больше не производят, по крайней мере, в КНР. Они тоже есть и постоянно совершенствуются. Какие используемые составы в мире развивают наибольшую скорость?
Шанхайский маглев
На сегодня это самый быстрый и дорогой действующий «летающий» поезд в мире. Кавычки в слове «летающий» можно и убрать: состав не касается поверхности дороги. Линия была построена в 2001-2003 годах при участии компании Transrapid (ФРГ). Стоимость проекта на конечном этапе достигла 1,3 млрд. долларов. Однако 1.01.2004 года новая дорога открылась.
Шанхайский маглев набирает скорость. Фото: YouTube.com
Ее протяженность – 30 км: от станции метро в Шанхае до аэропорта Пудун. Поезд проезжает этот путь за 7 мин. 20 сек. на крейсерской скорости 250 км/ч. Максимум составляет 431 км/ч, но ехать так быстро можно пару минут – слишком коротка дорожка! Проезд стоит 50 юаней (500 руб.). Если предъявить билет на самолет, когда движетесь в сторону аэропорта, 100 руб. вам «скостят». Для бизнес-пассажиров стоимость – 800 руб. (повторюсь – семь минут езды!). Какой там сервис или что-то еще для деловых людей за 300 лишних руб., можно только гадать.
В вагонах показывают реальную скорость состава. Фото: YouTube.com
Пассажиры могут любоваться видами за окном и табло, на котором указывается скорость в режиме онлайн.
CR400 Fuxing
Этот поезд разработан благодаря китайской программе «Возрождение», которая подразумевала создание разных поездов, путей сообщения, систем управления взамен устаревших. При этом активно использовался опыт японских и европейских инженеров. Первыми построили составы серий CR400AF, CR400BF. В январе 2017 года был получен соответствующий сертификат на эксплуатацию и одобрение дальнейшего производства поездов этого класса.
А так выглядит более современный CR400 Fuxing на обычных рельсах (2021 год). Фото: YouTube.com
Коммерческое использование началось в сентябре 2017 года. Сегодня CR400 Fuxing курсируют между Пекином, Гонконгом и Харбином. Максимальная длина состава – 16 вагонов, в которые помещается до 1200 пассажиров. Скорость достигает 350 км/ч.
Intercity-Express 3
Серия поездов, называемых «белые черви» и эксплуатируемые в Германии. Строительство скоростных составов типа ICE началось в 1988-м.
В июне 1998 года ICE1 сошел с рельсов у г. Эшеде и столкнулся с опорой моста. Погибли люди (101 человек), десятки пострадали. После катастрофы, частично связанной с многокомпонентыми колесами, производитель пересмотрел концепцию безопасности, осуществил модернизацию техники: последующие составы стали лучше и подобных бед уже не случалось.
Современный Intercity-Express 3 полностью отвечает требованиям безопасности. Фото: YouTube.com
Intercity-Express 3 поступили в эксплуатацию в 2000-м. Изначально транспорт предназначался для перевозки пассажиров из Франкфурта в Кельн и обратно. В 2002 году ICE3 преодолевал это расстояние (180 км) за 62 минуты. Сегодня поезда этой серии успешно соединяют крупнейшие города ФРГ с Брюсселем, Парижем, Амстердамом. Развиваемая составами скорость достигает 330 км/ч.
JR East E5
Современные линии для поездов в Японии называются Shinkansen. В островном государстве железные дороги – одно из основных средств сообщения между городами. Поэтому независимо от дальности поездки в вагонах обязательно наличие туалетов, мягких кресел, городского телефона, кофейных автоматов, информационного табло. Десятивагонный JR East E5 не является исключением: правда здесь предусмотрено 3 класса:
✅ Standart – самый дешевый вариант (с 1-го по 8-ой вагоны)
✅ Green – расстановка мест для сидения менее плотная, спинки откидываются на 31°
✅ Gran – много пространства под ноги, кресла наклоняются назад на 45°
В поезде JR East E5, вагон Gran class. Фото: YouTube.com
Общая вместимость поезда, развивающего скорость в 360 км/ч (на испытаниях) – 731 пассажир. Общая мощность асинхронных электродвигателей достигает 9,6 тыс. кВт.
Поезда будущего: магнитная подушка или рельсы?
Конечно, первый вариант более прогрессивен. Все дело упирается лишь в финансирование. Можно уверенно сказать, что со временем найдут более дешевые способы обустройства транспорта типа «маглев». Но пока подобные поезду курсируют в КНР, Японии, Южной Корее (в ФРГ есть, но не используется, т. к. эксплуатационный ресурс выработан). Что касается России, ответы экспертов пессимистичны. В 90-е годы исследования в этом направлении велись и довольно активно, но по понятным причинам были прекращены. В РФ существуют лишь скоростные рельсовые поезда, при этом происходит их модернизация, хотя закупают и Siemens («Сапсан»). Тоже самое скорее всего произойдет и с поездами на магнитной подушке: только закупят их у китайцев.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...