Самые быстрые действующие поезда в мире
Все наслышаны о скоростных поездах, развивающих свыше 250 км/ч. Но что дальше в плане прогресса? К составам на магнитной подушке в мире сложилось двоякое отношение. Одни страны посчитали технологию бесперспективной и прекратили исследования в этом направлении. Другие, наоборот, стали развивать и совершенствовать т. н. маглевы – поезда, передвигающиеся посредством «магнитной левитации». Одной из стран, проникнувшейся интересом к подобным технологиям, стал Китай с его огромным населением. Здесь проблема быстрого передвижения из одного пункта в другой, стоит как нигде остро. В КНР «изобретать велосипед» не стали и купили готовую систему в ФРГ.
Шпалы и рельсы для этой технологии не нужны. Принцип действия очень прост и многие наверняка в детстве баловались магнитами, которые отталкиваются друг от друга. Нечто подобное лежит в основе рассматриваемой системы. По «железнодорожной ветке» идет один «рельс», представляющий собой электрический магнит. Примерно такой же вмонтирован в нижнюю часть вагона.
Когда по «железнодорожной линии» проходит напряжение, создается силовое поле. Благодаря ему магниты взаимодействуют и вагоны зависают над «рельсом» на высоте 1 сантиметр. Вдоль линии еще проложена и обмотка, создающая магнитное поле, двигающее поезд.
Главное достоинство поездов на магнитной подушке – скорость, недостижимая для обычных составов. Рекорд в этом плане установлен японцами – 603 км/ч (2015 год). Ну а «крейсерская» скорость шанхайского маглева – 350-450 км/ч. Есть и иные достоинства:
✅ небольшое потребление электрической энергии, (в разы!) если сравнивать с авто или самолетом
✅ почти полное отсутствие трения обуславливает и меньшие затраты на техобслуживание, ремонт
✅ нет шума и вибраций
✅ магниты, которыми оснащены вагоны и дорога, создают поле, по силе уступающее даже тому, что имеется в обычных поездах, а это гарантирует безопасность для здоровья пассажиров
✅ из-за малого энергопотребления уменьшается вред, наносимый окружающей среде
А что будет с поездом, если внезапно отключится питание, а он мчится со скоростью 300-4—км/ч? Для подобных ситуаций предусмотрены аварийные аккумуляторы. Они создадут магнитное поле с противоположным вектором, которое замедлит поезд до 10 км/ч, а потом и вовсе остановит его, опустив на «рельс».
Что касается минусов, из основных выделяются два. Первый – высокая стоимость. Точно сказать, во сколько обойдется 1 км такой дороги невозможно: все зависит от местности, по которой прокладывается линия. Например, шанхайскую ветку длиной 30 км делали в болотах, в которые лили бетонные подушки толщиной до 85 м. В итоге километр дороги обошелся в 43,3 млн. долларов.
Еще один минус заключается в том, что кроме состава на магнитной подушке никакой другой транспорт по такой дороге не проедет. Тем не менее она действует и, что очевидно, окупается (а может уже приносит прибыль – официальной информации нет). Но это не значит, что «обычные» поезда больше не производят, по крайней мере, в КНР. Они тоже есть и постоянно совершенствуются. Какие используемые составы в мире развивают наибольшую скорость?
На сегодня это самый быстрый и дорогой действующий «летающий» поезд в мире. Кавычки в слове «летающий» можно и убрать: состав не касается поверхности дороги. Линия была построена в 2001-2003 годах при участии компании Transrapid (ФРГ). Стоимость проекта на конечном этапе достигла 1,3 млрд. долларов. Однако 1.01.2004 года новая дорога открылась.
Ее протяженность – 30 км: от станции метро в Шанхае до аэропорта Пудун. Поезд проезжает этот путь за 7 мин. 20 сек. на крейсерской скорости 250 км/ч. Максимум составляет 431 км/ч, но ехать так быстро можно пару минут – слишком коротка дорожка! Проезд стоит 50 юаней (500 руб.). Если предъявить билет на самолет, когда движетесь в сторону аэропорта, 100 руб. вам «скостят». Для бизнес-пассажиров стоимость – 800 руб. (повторюсь – семь минут езды!). Какой там сервис или что-то еще для деловых людей за 300 лишних руб., можно только гадать.
Пассажиры могут любоваться видами за окном и табло, на котором указывается скорость в режиме онлайн.
Этот поезд разработан благодаря китайской программе «Возрождение», которая подразумевала создание разных поездов, путей сообщения, систем управления взамен устаревших. При этом активно использовался опыт японских и европейских инженеров. Первыми построили составы серий CR400AF, CR400BF. В январе 2017 года был получен соответствующий сертификат на эксплуатацию и одобрение дальнейшего производства поездов этого класса.
Коммерческое использование началось в сентябре 2017 года. Сегодня CR400 Fuxing курсируют между Пекином, Гонконгом и Харбином. Максимальная длина состава – 16 вагонов, в которые помещается до 1200 пассажиров. Скорость достигает 350 км/ч.
Серия поездов, называемых «белые черви» и эксплуатируемые в Германии. Строительство скоростных составов типа ICE началось в 1988-м.
Intercity-Express 3 поступили в эксплуатацию в 2000-м. Изначально транспорт предназначался для перевозки пассажиров из Франкфурта в Кельн и обратно. В 2002 году ICE3 преодолевал это расстояние (180 км) за 62 минуты. Сегодня поезда этой серии успешно соединяют крупнейшие города ФРГ с Брюсселем, Парижем, Амстердамом. Развиваемая составами скорость достигает 330 км/ч.
Современные линии для поездов в Японии называются Shinkansen. В островном государстве железные дороги – одно из основных средств сообщения между городами. Поэтому независимо от дальности поездки в вагонах обязательно наличие туалетов, мягких кресел, городского телефона, кофейных автоматов, информационного табло. Десятивагонный JR East E5 не является исключением: правда здесь предусмотрено 3 класса:
✅ Standart – самый дешевый вариант (с 1-го по 8-ой вагоны)
✅ Green – расстановка мест для сидения менее плотная, спинки откидываются на 31°
✅ Gran – много пространства под ноги, кресла наклоняются назад на 45°
Общая вместимость поезда, развивающего скорость в 360 км/ч (на испытаниях) – 731 пассажир. Общая мощность асинхронных электродвигателей достигает 9,6 тыс. кВт.
Конечно, первый вариант более прогрессивен. Все дело упирается лишь в финансирование. Можно уверенно сказать, что со временем найдут более дешевые способы обустройства транспорта типа «маглев». Но пока подобные поезду курсируют в КНР, Японии, Южной Корее (в ФРГ есть, но не используется, т. к. эксплуатационный ресурс выработан). Что касается России, ответы экспертов пессимистичны. В 90-е годы исследования в этом направлении велись и довольно активно, но по понятным причинам были прекращены. В РФ существуют лишь скоростные рельсовые поезда, при этом происходит их модернизация, хотя закупают и Siemens («Сапсан»). Тоже самое скорее всего произойдет и с поездами на магнитной подушке: только закупят их у китайцев.
Как функционирует магнитная подушка
Шпалы и рельсы для этой технологии не нужны. Принцип действия очень прост и многие наверняка в детстве баловались магнитами, которые отталкиваются друг от друга. Нечто подобное лежит в основе рассматриваемой системы. По «железнодорожной ветке» идет один «рельс», представляющий собой электрический магнит. Примерно такой же вмонтирован в нижнюю часть вагона.
Первый опытный маглев от компании Transrapid (ФРГ, 1971 год). Фото: YouTube.com
Когда по «железнодорожной линии» проходит напряжение, создается силовое поле. Благодаря ему магниты взаимодействуют и вагоны зависают над «рельсом» на высоте 1 сантиметр. Вдоль линии еще проложена и обмотка, создающая магнитное поле, двигающее поезд.
А теперь самое интересное: состав едет без машиниста и управляется из специального центра. От него поступает напряжение на нужный участок и команды для разгона, торможения. По большому счету управлением «занимается» компьютер.
Плюсы и недостатки маглева
Главное достоинство поездов на магнитной подушке – скорость, недостижимая для обычных составов. Рекорд в этом плане установлен японцами – 603 км/ч (2015 год). Ну а «крейсерская» скорость шанхайского маглева – 350-450 км/ч. Есть и иные достоинства:
✅ небольшое потребление электрической энергии, (в разы!) если сравнивать с авто или самолетом
✅ почти полное отсутствие трения обуславливает и меньшие затраты на техобслуживание, ремонт
✅ нет шума и вибраций
✅ магниты, которыми оснащены вагоны и дорога, создают поле, по силе уступающее даже тому, что имеется в обычных поездах, а это гарантирует безопасность для здоровья пассажиров
✅ из-за малого энергопотребления уменьшается вред, наносимый окружающей среде
А что будет с поездом, если внезапно отключится питание, а он мчится со скоростью 300-4—км/ч? Для подобных ситуаций предусмотрены аварийные аккумуляторы. Они создадут магнитное поле с противоположным вектором, которое замедлит поезд до 10 км/ч, а потом и вовсе остановит его, опустив на «рельс».
Что касается минусов, из основных выделяются два. Первый – высокая стоимость. Точно сказать, во сколько обойдется 1 км такой дороги невозможно: все зависит от местности, по которой прокладывается линия. Например, шанхайскую ветку длиной 30 км делали в болотах, в которые лили бетонные подушки толщиной до 85 м. В итоге километр дороги обошелся в 43,3 млн. долларов.
Из окон шанхайского маглева видно: ветка пролегает по болотистой местности. Фото: YouTube.com
Еще один минус заключается в том, что кроме состава на магнитной подушке никакой другой транспорт по такой дороге не проедет. Тем не менее она действует и, что очевидно, окупается (а может уже приносит прибыль – официальной информации нет). Но это не значит, что «обычные» поезда больше не производят, по крайней мере, в КНР. Они тоже есть и постоянно совершенствуются. Какие используемые составы в мире развивают наибольшую скорость?
Шанхайский маглев
На сегодня это самый быстрый и дорогой действующий «летающий» поезд в мире. Кавычки в слове «летающий» можно и убрать: состав не касается поверхности дороги. Линия была построена в 2001-2003 годах при участии компании Transrapid (ФРГ). Стоимость проекта на конечном этапе достигла 1,3 млрд. долларов. Однако 1.01.2004 года новая дорога открылась.
Шанхайский маглев набирает скорость. Фото: YouTube.com
Ее протяженность – 30 км: от станции метро в Шанхае до аэропорта Пудун. Поезд проезжает этот путь за 7 мин. 20 сек. на крейсерской скорости 250 км/ч. Максимум составляет 431 км/ч, но ехать так быстро можно пару минут – слишком коротка дорожка! Проезд стоит 50 юаней (500 руб.). Если предъявить билет на самолет, когда движетесь в сторону аэропорта, 100 руб. вам «скостят». Для бизнес-пассажиров стоимость – 800 руб. (повторюсь – семь минут езды!). Какой там сервис или что-то еще для деловых людей за 300 лишних руб., можно только гадать.
В вагонах показывают реальную скорость состава. Фото: YouTube.com
Пассажиры могут любоваться видами за окном и табло, на котором указывается скорость в режиме онлайн.
CR400 Fuxing
Этот поезд разработан благодаря китайской программе «Возрождение», которая подразумевала создание разных поездов, путей сообщения, систем управления взамен устаревших. При этом активно использовался опыт японских и европейских инженеров. Первыми построили составы серий CR400AF, CR400BF. В январе 2017 года был получен соответствующий сертификат на эксплуатацию и одобрение дальнейшего производства поездов этого класса.
А так выглядит более современный CR400 Fuxing на обычных рельсах (2021 год). Фото: YouTube.com
Коммерческое использование началось в сентябре 2017 года. Сегодня CR400 Fuxing курсируют между Пекином, Гонконгом и Харбином. Максимальная длина состава – 16 вагонов, в которые помещается до 1200 пассажиров. Скорость достигает 350 км/ч.
Intercity-Express 3
Серия поездов, называемых «белые черви» и эксплуатируемые в Германии. Строительство скоростных составов типа ICE началось в 1988-м.
В июне 1998 года ICE1 сошел с рельсов у г. Эшеде и столкнулся с опорой моста. Погибли люди (101 человек), десятки пострадали. После катастрофы, частично связанной с многокомпонентыми колесами, производитель пересмотрел концепцию безопасности, осуществил модернизацию техники: последующие составы стали лучше и подобных бед уже не случалось.
Современный Intercity-Express 3 полностью отвечает требованиям безопасности. Фото: YouTube.com
Intercity-Express 3 поступили в эксплуатацию в 2000-м. Изначально транспорт предназначался для перевозки пассажиров из Франкфурта в Кельн и обратно. В 2002 году ICE3 преодолевал это расстояние (180 км) за 62 минуты. Сегодня поезда этой серии успешно соединяют крупнейшие города ФРГ с Брюсселем, Парижем, Амстердамом. Развиваемая составами скорость достигает 330 км/ч.
JR East E5
Современные линии для поездов в Японии называются Shinkansen. В островном государстве железные дороги – одно из основных средств сообщения между городами. Поэтому независимо от дальности поездки в вагонах обязательно наличие туалетов, мягких кресел, городского телефона, кофейных автоматов, информационного табло. Десятивагонный JR East E5 не является исключением: правда здесь предусмотрено 3 класса:
✅ Standart – самый дешевый вариант (с 1-го по 8-ой вагоны)
✅ Green – расстановка мест для сидения менее плотная, спинки откидываются на 31°
✅ Gran – много пространства под ноги, кресла наклоняются назад на 45°
В поезде JR East E5, вагон Gran class. Фото: YouTube.com
Общая вместимость поезда, развивающего скорость в 360 км/ч (на испытаниях) – 731 пассажир. Общая мощность асинхронных электродвигателей достигает 9,6 тыс. кВт.
Поезда будущего: магнитная подушка или рельсы?
Конечно, первый вариант более прогрессивен. Все дело упирается лишь в финансирование. Можно уверенно сказать, что со временем найдут более дешевые способы обустройства транспорта типа «маглев». Но пока подобные поезду курсируют в КНР, Японии, Южной Корее (в ФРГ есть, но не используется, т. к. эксплуатационный ресурс выработан). Что касается России, ответы экспертов пессимистичны. В 90-е годы исследования в этом направлении велись и довольно активно, но по понятным причинам были прекращены. В РФ существуют лишь скоростные рельсовые поезда, при этом происходит их модернизация, хотя закупают и Siemens («Сапсан»). Тоже самое скорее всего произойдет и с поездами на магнитной подушке: только закупят их у китайцев.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Российский самолет успешно прошел летные испытания и выходит «на работу»
Пока мы ждем ЛМС-901 «Байкал», эта машина легкого класса уже полностью готова к эксплуатации. Осталось только передать авиакомпании-заказчику....
«Бурану» быть — на Урале восстанавливают легендарный космический корабль
В России никогда не проводились реставрационные работы такого уровня. Задача сложная, но сдаваться не собираются....
Проблемы из-за ДУА на SSJ100 прекратятся – инженеры «Яковлев» нашли решение
В новых импортозамещающих лайнерах полностью переработали конструкцию. Также изменился подход к версиям с иностранными комплектующими....
Импортозамещение в авиастроении – идем к цели или меняем ее под возможности?
Запланированное соотношение российских и зарубежных деталей в наших самолетах изменилось. Есть некоторые трудности, но и находятся пути их решения....
Apal Jaeger: пластиковая «Нива» для немцев за 2,1 млн рублей
«Русский Гелендваген» уверенно прописался в Германии. Разбираемся, за что его любят немцы....
Советские тракторы, в которых зимой меньше мерзли
Советская сельскохозяйственная и строительная техника не отличалась комфортными кабинами. Более того – изначально последних не было вообще. Максимум тент над...
Старая Mitsubishi Delica 4х4 – таким должен был стать УАЗ «Буханка»
Японские автомобили считаются высокотехнологичными и современными. Но некоторые местные водители устают от этого совершенства. Им необходимо иметь машину...
Серийный выпуск МС-21 снова перенесли
Производство начнется только после завершения сертификационных испытаний. Они продлятся весь 2025 год....
Ждем в салонах – АВТОВАЗ вернулся к выпуску двух версий популярной модели
Автомобили уже собирают «полным ходом». Кроме того, стала известна причина задержки выпуска этой модели....
Большое зимнее испытание – какой из 13 «китайцев» выдержит русское бездорожье
Хотели сделать тест-драйв Jetour Dashing, а получился настоящий снежный «батл» самых популярных китайских внедорожников. На этой «сходке» собрались 13...
Автобусы RTS: почему они стали легендой американского городского транспорта?
Автобусы RTS стали знаковым элементом инфраструктуры мегаполисов США практически сразу же после своего появления, особенно в Нью-Йорке. Их история началась в...
Российский вертопорт проходит испытания
Аналогов в мире нет – так заявляют разработчики автоматизированной станции и уже принимают предварительные заказы. Подробнее об этом читайте в нашем материале....
Новый морской терминал в Калининграде принял первый паром из Санкт-Петербурга
Это важный шаг на пути к развитию морского сообщения с российским эксклавом. Паром будет ходить регулярно в оба направления....
Российский электромотоцикл Aurus Merlon остался «за бортом» президентского кортежа
Потенциальные заказчики забраковали отечественный мотоцикл. Но шансы вернуться у него остались....
Ил-96 и Boeing-747: мастера посадки – кто лучше?
О мастерстве пилота многое расскажет посадка: она беспристрастно продемонстрирует, на что способен летчик, как владеет вверенной машиной. При этом...
Железная дорога: у России – свой путь
В Европе принята более узкая, чем в РФ ширина ж/д колеи: почему не удалось сделать единым этот параметр и как сегодня решают проблему при переезде границ....