
Porsche 959: автомобиль мечты
Автомобиль мечты. Какой он? Мощный, красивый, надежный и скоростной! Как в песне: «мой трактор поле переедет, переедет и лес», и чтобы сразу после этого выехать на Нордшляйфе. Возможно ли, две столь противоположные черты характера объединить в одном автомобиле? Ведь «в одну телегу впрячь не можно, коня и трепетную лань». Но современное автомобилестроение приучило нас к смешению жанров, один только Lamborghini Urus чего стоит! Вот только тип кузова у этого Ламбо все же утилитарный, что и зашифровано в названии класса SUV – «sport utility vehicle». Эх, если бы удалось объединить кузов и управляемость суперкара, с проходимостью кроссовера, то получился бы идеальный автомобиль!
Вот и старт проекта 959 стал возможным исключительно благодаря гонкам. В то время Porsche была достаточно активна в кольцевом сегменте автоспорта, участвуя в Формуле-1, в гонках спортивных машин и прототипов. И везде Porsche добивались успеха, ведь эмблема завода из Цуффенхаузена стала своего рода знаком качества, которые несли на себе такие легенды мирового автоспорта как: Porsche 917, 956 и 962, McLaren–Porsche... Но в ралли дела у немцев шли не слишком хорошо. Наверное особенно обидно им было после того, как в Чемпионате мира 1982 года победил Вальтер Рерль, выступающий на немецких автомобилях Opel.
Porsche 959. Фото: Youtube.com
И вот, после того как FISA ввели новые технические требования, немцы решились на создание автомобиля для новой раллийной группы Б. Правда опробовать новую машину в условиях чемпионате мира не решились. Во время ралли Париж-Дакар, в начале 1984 года, зрители впервые увидели новую концепцию Porsche. Тогда немцы выставили три гоночных автомобиля, построенных на базе 911 SC Safari, и получивших название Porsche 911 Carrera 3.2 4x4 Paris-Dakar. Эти машины оснащались упрощенным вариантом новой, для немецкой фирмы, системы полного привода. Так как Porsche рассматривали ралли-рейд как дополнительные испытания для дебюта в группе Б чемпионата мира по ралли, то были несказанно удивлены, когда в Дакаре одна из их машин первой пересекла финишную линию!
Воодушевленные результатами 1984 года, Porsche подготовили три модели 959 к старту в марафоне «Париж – Дакар» 1985 года. Но из-за проблем с надежностью нового двигателя, автомобили оснастили движком мощностью 232 лошади, от Porsche 911 SC. Автомобили отправились на старт ралли рейда Париж – Дакар по сути не пройдя испытаний, в результате чего все три машины сошли с дистанции. Porsche вернулись через год, гораздо лучше подготовленными. Немцы снова выставили три 959-х, но на этот раз с «правильным» двигателем, оснащенным двойным турбонаддувом.
При подготовке к марафону, давление наддува снизили, чтобы моторы работали на низкооктановом африканском топливе без детонации. В результате мощность двигателя снизилась с 450 до 390 л. с. Еще одним отличием раллийного автомобиля от дорожного, стало отсутствие антиблокировочной системы тормозов. Всего 67 из 488 участников сумели финишировать в ралли-рейде «Париж – Дакар» 1986 года. Среди них было три Porsche, финишировавших на первом, втором и на шестом месте! Доказав, что концепция «суперкар для бездорожья» жизнеспособна, Porsche 959 покинула «Дакар»: это был конец раллийной карьеры 959-го. Но не его жизни!
Porsche 959 в боевой раскраске для ралли-рейдов. Фото: Youtube.com
Из-за проблем с конвертацией гоночного двигателя в дорожный, Porsche несколько раз переносили дату запуска в производство серийного автомобиля. После аварии Генри Тойвонена, выпуск омологационных экземпляров, необходимых для участия для группы B, потерял смысл, так как в ралли переключились на группу А. Поэтому инженеры Porsche полностью переключились на создании «самого лучшего дорожного автомобиля», на который только были способны.
Интерьер Porsche 959. Фото: Youtube.com
Окончательная спецификация Porsche 959 включала в себя салон с роскошными кожаными сиденьями, электрическими стеклоподъемниками и кондиционером. Цена, по сравнению с начальными оценками, практически утроилась, достигнув ошеломляющих 420 000 немецких марок. Тем не менее Porsche получили 1600 предварительных заказов! В итоге было принято 250 из них, после того, как клиенты внесли первоначальный взнос 50 000 немецких марок.
Porsche 959 приводится в движение шестицилиндровым оппозитным двигателем с двойным последовательным турбонаддувом. В основе это тот же мотор, что устанавливался на спортивные прототипы группы С, выступавшие в 24-х часовых марафонах в Ле-Мане: Porsche 956 и 962.
Двигатель где-то рядом! Фото: Youtube.com
Любопытной особенностью этих агрегатов было то, что блок цилиндров оснащался воздушным охлаждением: как и положено Porsche! Однако головки оснастили водяным охлаждением, такое решение применяли на гоночных 962С, выступавших в чемпионате IMSA-GTP.
✅ Двигатель: Type 959/50 B6
✅ Конфигурация: оппозитная «шестерка» с двумя турбокомпрессорами, расположенная сзади продольно.
✅ Рабочий объем: 2849 см3.
✅ Мощность: 450 лошадей, при 6500 об/мин, крутящий момент: 500 Нм при 5000 об/мин
✅ Максималка: 317 км/ч
✅ Время разгона от 0 до 100 км/ч: 3,7 секунды
Приборная доска. Четыре лампочки в правом колодце – пиктограммы режимов работы трансмиссии. Фото: Youtube.com
Подвеска колес оснащена гидравлической регулировкой дорожного просвета. С помощью переключателя на центральном тоннеле, водитель устанавливал один из следующих вариантов клиренса:
✅ минимальный: 124 миллиметра
✅ средний: 150 миллиметров
✅ максимальный: 175 миллиметров
Помимо регулировки дорожного просвета, водитель так же выбирал из трех режимов демпфирования: от комфортного, до гоночного.
Две крутилки над рычагом КПП – селекторы выбора жесткости подвески и величины дорожного просвета. Фото: Youtube.com
Крутящий момент между осями распределяла управляемая компьютером межосевая многодисковая муфта, с гидравлическим приводом. Причем она управлялась как с помощью электроники, так и вручную водителем.
✅ Для сухого асфальта
✅ Для мокрого асфальта
✅ Для снега
✅ Режим блокировки межосевого дифференциала, с соотношением тяги 50/50 между осями.
Сегодня Porsche 959 считается одним из лучших и, безусловно, самым передовым автомобилем, построенным в 1980-х годах. В то время как другие суперкары той эпохи были грубыми, сложными в управлении, 959–му удалось совместить в себе динамику, управляемость и комфортабельный, напичканный дополнительным оборудованием салоном.
Это имело свою цену – Porsche теряли деньги на каждом из 292 построенных экземпляров, ведь каждый проданный экземпляр покрывал только четверть своей стоимости! Впрочем, большая часть технологий разработанных для 959–й, впоследствии использовалась в линейке Porsche 911, например, система полного привода, которая теперь входит в стандартную комплектацию моделей Turbo.
Колесный диск – еще одна фишка Porsche 959. Что бы снять колесо, нужно демонтировать центральный колпак, после чего разблокировать центральную гайку ключом зажигания! Фото: Youtube.com
В течение двух десятилетий 959 оставался единственным суперкаром Porsche, лишь в 2003 году у 959–го появился наследник, модель Carrera GT, с кузовом из композитных материалов и двигателем V10.
Что до ответа на вопрос заданного в заголовке, то он звучит так: понижающая первая передача! Как и в случае с Renault Duster, немцы предоставили возможность владельцам 959-го воспользоваться этим «типа демультипликатором» для преодоления тяжелых дорожных условий.
Porsche и гонки – близнецы братья
Вот и старт проекта 959 стал возможным исключительно благодаря гонкам. В то время Porsche была достаточно активна в кольцевом сегменте автоспорта, участвуя в Формуле-1, в гонках спортивных машин и прототипов. И везде Porsche добивались успеха, ведь эмблема завода из Цуффенхаузена стала своего рода знаком качества, которые несли на себе такие легенды мирового автоспорта как: Porsche 917, 956 и 962, McLaren–Porsche... Но в ралли дела у немцев шли не слишком хорошо. Наверное особенно обидно им было после того, как в Чемпионате мира 1982 года победил Вальтер Рерль, выступающий на немецких автомобилях Opel.

И вот, после того как FISA ввели новые технические требования, немцы решились на создание автомобиля для новой раллийной группы Б. Правда опробовать новую машину в условиях чемпионате мира не решились. Во время ралли Париж-Дакар, в начале 1984 года, зрители впервые увидели новую концепцию Porsche. Тогда немцы выставили три гоночных автомобиля, построенных на базе 911 SC Safari, и получивших название Porsche 911 Carrera 3.2 4x4 Paris-Dakar. Эти машины оснащались упрощенным вариантом новой, для немецкой фирмы, системы полного привода. Так как Porsche рассматривали ралли-рейд как дополнительные испытания для дебюта в группе Б чемпионата мира по ралли, то были несказанно удивлены, когда в Дакаре одна из их машин первой пересекла финишную линию!
Воодушевленные результатами 1984 года, Porsche подготовили три модели 959 к старту в марафоне «Париж – Дакар» 1985 года. Но из-за проблем с надежностью нового двигателя, автомобили оснастили движком мощностью 232 лошади, от Porsche 911 SC. Автомобили отправились на старт ралли рейда Париж – Дакар по сути не пройдя испытаний, в результате чего все три машины сошли с дистанции. Porsche вернулись через год, гораздо лучше подготовленными. Немцы снова выставили три 959-х, но на этот раз с «правильным» двигателем, оснащенным двойным турбонаддувом.
При подготовке к марафону, давление наддува снизили, чтобы моторы работали на низкооктановом африканском топливе без детонации. В результате мощность двигателя снизилась с 450 до 390 л. с. Еще одним отличием раллийного автомобиля от дорожного, стало отсутствие антиблокировочной системы тормозов. Всего 67 из 488 участников сумели финишировать в ралли-рейде «Париж – Дакар» 1986 года. Среди них было три Porsche, финишировавших на первом, втором и на шестом месте! Доказав, что концепция «суперкар для бездорожья» жизнеспособна, Porsche 959 покинула «Дакар»: это был конец раллийной карьеры 959-го. Но не его жизни!

Демобилизация
Из-за проблем с конвертацией гоночного двигателя в дорожный, Porsche несколько раз переносили дату запуска в производство серийного автомобиля. После аварии Генри Тойвонена, выпуск омологационных экземпляров, необходимых для участия для группы B, потерял смысл, так как в ралли переключились на группу А. Поэтому инженеры Porsche полностью переключились на создании «самого лучшего дорожного автомобиля», на который только были способны.

Окончательная спецификация Porsche 959 включала в себя салон с роскошными кожаными сиденьями, электрическими стеклоподъемниками и кондиционером. Цена, по сравнению с начальными оценками, практически утроилась, достигнув ошеломляющих 420 000 немецких марок. Тем не менее Porsche получили 1600 предварительных заказов! В итоге было принято 250 из них, после того, как клиенты внесли первоначальный взнос 50 000 немецких марок.
Двигатель
Porsche 959 приводится в движение шестицилиндровым оппозитным двигателем с двойным последовательным турбонаддувом. В основе это тот же мотор, что устанавливался на спортивные прототипы группы С, выступавшие в 24-х часовых марафонах в Ле-Мане: Porsche 956 и 962.

Любопытной особенностью этих агрегатов было то, что блок цилиндров оснащался воздушным охлаждением: как и положено Porsche! Однако головки оснастили водяным охлаждением, такое решение применяли на гоночных 962С, выступавших в чемпионате IMSA-GTP.
Технические характеристики Porsche 959
✅ Двигатель: Type 959/50 B6
✅ Конфигурация: оппозитная «шестерка» с двумя турбокомпрессорами, расположенная сзади продольно.
✅ Рабочий объем: 2849 см3.
✅ Мощность: 450 лошадей, при 6500 об/мин, крутящий момент: 500 Нм при 5000 об/мин
✅ Максималка: 317 км/ч
✅ Время разгона от 0 до 100 км/ч: 3,7 секунды

Подвеска колес оснащена гидравлической регулировкой дорожного просвета. С помощью переключателя на центральном тоннеле, водитель устанавливал один из следующих вариантов клиренса:
✅ минимальный: 124 миллиметра
✅ средний: 150 миллиметров
✅ максимальный: 175 миллиметров
Помимо регулировки дорожного просвета, водитель так же выбирал из трех режимов демпфирования: от комфортного, до гоночного.

Крутящий момент между осями распределяла управляемая компьютером межосевая многодисковая муфта, с гидравлическим приводом. Причем она управлялась как с помощью электроники, так и вручную водителем.
✅ Для сухого асфальта
✅ Для мокрого асфальта
✅ Для снега
✅ Режим блокировки межосевого дифференциала, с соотношением тяги 50/50 между осями.
Сегодня Porsche 959 считается одним из лучших и, безусловно, самым передовым автомобилем, построенным в 1980-х годах. В то время как другие суперкары той эпохи были грубыми, сложными в управлении, 959–му удалось совместить в себе динамику, управляемость и комфортабельный, напичканный дополнительным оборудованием салоном.
Это имело свою цену – Porsche теряли деньги на каждом из 292 построенных экземпляров, ведь каждый проданный экземпляр покрывал только четверть своей стоимости! Впрочем, большая часть технологий разработанных для 959–й, впоследствии использовалась в линейке Porsche 911, например, система полного привода, которая теперь входит в стандартную комплектацию моделей Turbo.

В течение двух десятилетий 959 оставался единственным суперкаром Porsche, лишь в 2003 году у 959–го появился наследник, модель Carrera GT, с кузовом из композитных материалов и двигателем V10.
Что до ответа на вопрос заданного в заголовке, то он звучит так: понижающая первая передача! Как и в случае с Renault Duster, немцы предоставили возможность владельцам 959-го воспользоваться этим «типа демультипликатором» для преодоления тяжелых дорожных условий.
- Алексей Медведев
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Трансполярная магистраль: грандиозный проект СССР, который так и не удалось завершить
Железная дорога должна была протянуться от Баренцева моря до Чукотки. Но удалось построить лишь некоторые участки....

Самый большой и тихий «Тасманский» паром спущен на воду
Речь о Hull 096, созданном по заказу компании-оператора Buquebus. Теперь он не только самый крупный — смотрите подробности в нашем материале....

В России сместят предельный срок службы самолетов Як-40
Пока российская авиация ожидает появление Ил-114-300 или ТВРС-44 «Ладога», региональным рейсам приходится эксплуатировать самолеты, созданные в 60-х годах. Еще...

Поезд-отель: из Москвы в Санкт-Петербург за 350 000 рублей
Путешествия по железной дороге могут быть разными – от простого способа добраться из точки А в точку Б до роскошного приключения. Именно о таком исключительном...

Spartan EV – почему электро УАЗ так и не пошел в «массы»
На бездорожье в Подмосковье осенью 2021 года проходили испытания электрокара UAZ Spartan EV, событие освещалось в прессе, были ожидания… Однако российские...

Mooney M20 – некогда самый быстрый из серийных одномоторников
Бренд «Муни» не пользуется особой популярностью в России. Тем не менее в других странах эти легкие самолеты можно назвать в определенной степени...

«Валдай-18» официально поступил в продажу
Производитель предлагает гарантию без ограничений по пробегу. В список сильных сторон новинки однозначно стоит отнести пневматическую подвеску....

В поисках альтернативы «Искре» — восстановление старой Subaru Impreza
Давайте начистоту: предположительные 1,6 миллиона «целковых» за автомобиль, сильно напоминающий «Весту», готов выложить далеко не каждый житель нашей страны....

LADA Vesta Cross с «шестиступкой»: неожиданные итоги тест-драйва
Когда речь заходит о практичных, доступных, и при этом комфортных автомобилях для российских дорог, LADA Vesta Cross с 6-ступенчатой МКПП становится одним из...

Ford Expedition III – когда V8 дешевле, чем V6
Этот огромный рамный внедорожник мало того, что трехрядный – у него еще и большой багажник. Вот только покупать такой нужно с оглядкой....

Первый в мире серийный мотоцикл на метане – как едет и что умеет?
Когда думаешь, что мотоциклы – это два колеса и мотор, на сцене появляется Bajaj Freedom 125 и ломает шаблоны. Это первый в мире серийный мотоцикл, который...

Новая модель Genesis могла быть «круче» BMW М3
Есть небольшое «но»: седан не планируют запускать в серию, хотя авто адаптировано не только для трека, но и для дорог общего пользования...

Citroen обновил свой самый популярный внедорожник
На текущий момент известно о четырех конфигурациях силовых установок. Кроме технической части, автомобиль также заметно изменился в плане дизайна экстерьера и...

Nissan успешно конкурирует с китайскими электромобилями на их «поле»
В Поднебесной стартовали продажи нового седана от японского бренда. Модель, на удивление, оказалась востребованной. Как «Ниссан» это удалось?...

Новый Alfa Romeo Stelvio – когда отзывчивость важнее диагонали дисплеев
Этот внедорожник предназначен для тех, кому управляемость и уверенность на дороге важнее, чем информационно-развлекательная система. Дизайн экстерьера также...

Torero MP47: знакомые шины под новым именем
Новое название и уже ставшее «родным» поведение на дороге. Кому стоит брать и покупать ли их вообще?...