M80 Stiletto – боевой корабль или игрушка из Голливуда
Внешне корабль напоминает транспортное средство Бэтмена или технику пришельцев с другой планеты: настолько необычен внешний вид американского военного катера-невидимки M80 Stiletto. Впрочем, ничего удивительного здесь нет, если вспомнить тягу американцев к голливудским фильмам, точнее желанию воплотить их в реальность. Но не только экстерьер привлекает внимание: при создании корабля использованы самые инновационные материалы – в основном композит. А также «на полную катушку» применена знаменитая технология Stels, делающая морское судно невидимым для радаров противника. Есть и иные технические особенности.
Название переводится, как «стилет» или «кинжал». Задумывался проект давно – в 2006 году. Любопытно: изначально он не имел никакого отношения к военным – все дело было в гибнущем городе Венеции. Плавающие по его каналам речные трамвайчики создавали волны, которые разрушали старинные здания, размывая их стены. Требовалось судно, которое не создавало бы за собой кильватерную волну. За выполнение заказа взялась компания M Ship Co. Из США. Однако созданный ими прототип так и не выкупили, а уникальным катером заинтересовались военные. Так появился инновационный проект, в конечном итоге обошедшийся американской казне в десятки миллионов долларов. Впервые судно было замечено во время испытаний около города Вирджиния-Бич.
Если говорить о типе судна, это пентамаран, корпус которого почти полностью выполнен из углеволокна. Внешне он похож не на «кинжал», а на скорее, плотный коробок. Корабль создавался в соответствии с американской военной программой USSOCOM, нацеленной на разработку и внедрение в структуру ВМС США частично и полностью автономных подразделений. Впервые концепция невидимого бесшумного корабля была озвучена более 10 лет назад, а сегодня, благодаря появлению новейших технологий, стала активно развиваться. «Стилет» сейчас является одним из самых крупных военных судов Америки, сделанных из композитов.
Основная особенность водного транспортного средства в военном плане – плохая его видимость радарами. Это стало возможным благодаря применению при постройке судна новых материалов и придания ему особой формы. Основные данные:
✅ размеры – 27 (длина), 12 (ширина) и 5 (высота) метров
✅ водоизмещение – 60 т
✅ масса полезной нагрузки – 37 т
✅ силовая установка состоит из четырех дизельных моторов типа Horsepower (позже – Caterpillar C32), каждый из которых развивает до 1650 «лошадей»
✅ максимально достижимая скорость – 51 узел или 91 км/ч
✅ дальность – 926 км
Крутящий момент от силовых агрегатов передается на 4 гребных винта, которые можно заменить водометами. В соответствии с пожеланиями заказчика судно комплектуется катером Manta, жесткими надувными десантными моторными лодками (11 штук длиной по метру), разведывательными дронами класса Silver Wing. Кроме того, корабль может буксировать груз массой до 20 т. Также на судне имеется небольшая площадка для приема малых вертолетов.
Речь идет об особой технологии, с помощью которых благодаря энергии волны формируется воздушная подушка. Именно она помогает достичь высокой скорости и при этом за катером остается быстро исчезающий слабый кильватерный след, что серьезно затрудняет визуальное обнаружение объекта с воздуха. Если не окунаться в научные подробности, как работает технология, то можно сказать, что корпус и днище имеют довольно сложную конфигурацию в продольном и поперечном сечении. При достижении максимальной скорости судно как бы «выпрыгивает» из воды примерно на полметра.
За свою короткую историю эксплуатации модель M80 Stilletto успела «засветиться» с лучшей стороны. Судно успешно использует береговая охрана США. Благодаря скорости и маневренности корабля, полицейским удалось предотвратить попадание в страну водным путем из Колумбии более 800 кг наркотиков (кокаина).
Но были в истории катера и отрицательные моменты. Например, выяснилось: при сильном волнении судно не может реализовать свои скоростные качества. А имеющийся радар работает нестабильно. Однако американцы проект пока не забросили – судно и сегодня борется с наркотрафиком в Карибском море. Управляют кораблем, оцененного в десять миллионов долларов, всего три человека. Справедливости ради стоит сказать, что попытки создать корабль-невидимку предпринимались и раньше. И об одном таком американском проекте речь пойдет дальше.
Название переводится, как «Морская тень». Часть экспертов данный проект считает очередной неудачей американцев, которые впустую потратили миллиарды долларов. Действительно, в коммерческом плане IX-529 использовался разве что в одном из сериалов про Джеймса Бонда под названием «Завтра не умрет никогда». После ряда неудачных попыток продажи судно отправилось на металлолом. Но «Морская тень» строилась, не как военный корабль, а как чисто экспериментальное судно. Проектом занималась компания, известная по разработкам летательных аппаратов – «Локхид-Мартин». Как раз к началу 90-х в арсенале у нее был F-117, распиаренный по всему миру, как незаметный для радаров военный самолет.
Цели стояли те же, что и при разработке M80 Stiletto: сделать судно незаметным для радаров и минимизировать видимость кильватерного следа. В итоге сверху получилось нечто, напоминающее F-117, а далеко внизу – пара продолговатых корпусов, напоминающих по виду торпеды. Что-то вроде полусамолета-полукорабля. Структура корпуса сделана так, что попадающие на него радиоволны не отображались обратно, неся информацию об объекте, а уходили в сторону. Стоит упомянуть и оригинальную разработку в виде завесы из мельчайших брызг. Они сильно снижали заметность тепла, излучаемого двигателями, а ведь на него реагирует большинство наводимых атакующей стороной ракет.
До 1993 года судно испытывалось в обстановке строгой секретности, пока все-таки не «засветилось». Тогда самый простой звонок в полицию от ошеломленных граждан содержал сообщение об «инопланетном плавучем судне».
Но все кончилось в 2012 году, когда «Морскую тень» разобрали на компоненты. Было много криков о растраченных впустую деньгах. Но факты говорят об обратном. На протяжении чуть ли не 20 лет проводились исследования по созданию формы корпуса корабля, наименее заметного для радаров.
Результаты видны сегодня: достаточно взглянуть на конфигурацию таких современных американских кораблей, как «Замволт», «Фридом». Да и самолет F-35 гораздо лучше в плане незаметности по сравнению с F-22.
То же самое можно сказать и о лодке Stiletto. Даже если она так и не пойдет в серию, имеющиеся наработки при ее испытаниях, которые, заметьте, длятся далеко не один год, наверняка пригодятся при строительстве будущих кораблей. И при этом не стоит забывать: M80 Stiletto – не макет и не демонстрируемый публике статичный концепт, а реально эксплуатирующийся корабль.
Как и когда создавали M80 Stiletto
Название переводится, как «стилет» или «кинжал». Задумывался проект давно – в 2006 году. Любопытно: изначально он не имел никакого отношения к военным – все дело было в гибнущем городе Венеции. Плавающие по его каналам речные трамвайчики создавали волны, которые разрушали старинные здания, размывая их стены. Требовалось судно, которое не создавало бы за собой кильватерную волну. За выполнение заказа взялась компания M Ship Co. Из США. Однако созданный ими прототип так и не выкупили, а уникальным катером заинтересовались военные. Так появился инновационный проект, в конечном итоге обошедшийся американской казне в десятки миллионов долларов. Впервые судно было замечено во время испытаний около города Вирджиния-Бич.
Конструкция M80 Stiletto
Если говорить о типе судна, это пентамаран, корпус которого почти полностью выполнен из углеволокна. Внешне он похож не на «кинжал», а на скорее, плотный коробок. Корабль создавался в соответствии с американской военной программой USSOCOM, нацеленной на разработку и внедрение в структуру ВМС США частично и полностью автономных подразделений. Впервые концепция невидимого бесшумного корабля была озвучена более 10 лет назад, а сегодня, благодаря появлению новейших технологий, стала активно развиваться. «Стилет» сейчас является одним из самых крупных военных судов Америки, сделанных из композитов.
Днище корабля имеет сложную конфигурацию. Фото: YouTube.com
Пентамараном считается судно, состоящее из 5-ти корпусов, соединенных сверху и придающих кораблю повышенную устойчивость и улучшенные ходовые качества.
Технические параметры
Основная особенность водного транспортного средства в военном плане – плохая его видимость радарами. Это стало возможным благодаря применению при постройке судна новых материалов и придания ему особой формы. Основные данные:
✅ размеры – 27 (длина), 12 (ширина) и 5 (высота) метров
✅ водоизмещение – 60 т
✅ масса полезной нагрузки – 37 т
✅ силовая установка состоит из четырех дизельных моторов типа Horsepower (позже – Caterpillar C32), каждый из которых развивает до 1650 «лошадей»
✅ максимально достижимая скорость – 51 узел или 91 км/ч
✅ дальность – 926 км
Крутящий момент от силовых агрегатов передается на 4 гребных винта, которые можно заменить водометами. В соответствии с пожеланиями заказчика судно комплектуется катером Manta, жесткими надувными десантными моторными лодками (11 штук длиной по метру), разведывательными дронами класса Silver Wing. Кроме того, корабль может буксировать груз массой до 20 т. Также на судне имеется небольшая площадка для приема малых вертолетов.
M-hulls
Речь идет об особой технологии, с помощью которых благодаря энергии волны формируется воздушная подушка. Именно она помогает достичь высокой скорости и при этом за катером остается быстро исчезающий слабый кильватерный след, что серьезно затрудняет визуальное обнаружение объекта с воздуха. Если не окунаться в научные подробности, как работает технология, то можно сказать, что корпус и днище имеют довольно сложную конфигурацию в продольном и поперечном сечении. При достижении максимальной скорости судно как бы «выпрыгивает» из воды примерно на полметра.
Создаваемый сзади кильватерный след быстро рассеивался. Фото: YouTube.com
За свою короткую историю эксплуатации модель M80 Stilletto успела «засветиться» с лучшей стороны. Судно успешно использует береговая охрана США. Благодаря скорости и маневренности корабля, полицейским удалось предотвратить попадание в страну водным путем из Колумбии более 800 кг наркотиков (кокаина).
M80 Stilletto и сегодня патрулирует Карибское море. Фото: YouTube.com
Но были в истории катера и отрицательные моменты. Например, выяснилось: при сильном волнении судно не может реализовать свои скоростные качества. А имеющийся радар работает нестабильно. Однако американцы проект пока не забросили – судно и сегодня борется с наркотрафиком в Карибском море. Управляют кораблем, оцененного в десять миллионов долларов, всего три человека. Справедливости ради стоит сказать, что попытки создать корабль-невидимку предпринимались и раньше. И об одном таком американском проекте речь пойдет дальше.
IX-529 Sea Shadow
Название переводится, как «Морская тень». Часть экспертов данный проект считает очередной неудачей американцев, которые впустую потратили миллиарды долларов. Действительно, в коммерческом плане IX-529 использовался разве что в одном из сериалов про Джеймса Бонда под названием «Завтра не умрет никогда». После ряда неудачных попыток продажи судно отправилось на металлолом. Но «Морская тень» строилась, не как военный корабль, а как чисто экспериментальное судно. Проектом занималась компания, известная по разработкам летательных аппаратов – «Локхид-Мартин». Как раз к началу 90-х в арсенале у нее был F-117, распиаренный по всему миру, как незаметный для радаров военный самолет.
Технология «Стелс» нужна не только самолетам. Фото: YouTube.com
Цели стояли те же, что и при разработке M80 Stiletto: сделать судно незаметным для радаров и минимизировать видимость кильватерного следа. В итоге сверху получилось нечто, напоминающее F-117, а далеко внизу – пара продолговатых корпусов, напоминающих по виду торпеды. Что-то вроде полусамолета-полукорабля. Структура корпуса сделана так, что попадающие на него радиоволны не отображались обратно, неся информацию об объекте, а уходили в сторону. Стоит упомянуть и оригинальную разработку в виде завесы из мельчайших брызг. Они сильно снижали заметность тепла, излучаемого двигателями, а ведь на него реагирует большинство наводимых атакующей стороной ракет.
На испытаниях судно спокойно выдерживало шторм в шесть баллов и волны высотой до 5,5 м. Скорость сравнительно невысокая – 28 узлов, но не стоит забывать, что корабль экспериментальный. Для управления судном достаточно 3-4 человек, но разместиться на нем с комфортом могло 12 пассажиров.
НЛО
До 1993 года судно испытывалось в обстановке строгой секретности, пока все-таки не «засветилось». Тогда самый простой звонок в полицию от ошеломленных граждан содержал сообщение об «инопланетном плавучем судне».
IX-529 Sea Shadow в море: ну чем не НЛО! Фото: YouTube.com
Но все кончилось в 2012 году, когда «Морскую тень» разобрали на компоненты. Было много криков о растраченных впустую деньгах. Но факты говорят об обратном. На протяжении чуть ли не 20 лет проводились исследования по созданию формы корпуса корабля, наименее заметного для радаров.
В современных американских военных судах хорошо видны концепции M80 Stiletto и Sea Shadow. Фото: YouTube.com
Результаты видны сегодня: достаточно взглянуть на конфигурацию таких современных американских кораблей, как «Замволт», «Фридом». Да и самолет F-35 гораздо лучше в плане незаметности по сравнению с F-22.
Итоги
То же самое можно сказать и о лодке Stiletto. Даже если она так и не пойдет в серию, имеющиеся наработки при ее испытаниях, которые, заметьте, длятся далеко не один год, наверняка пригодятся при строительстве будущих кораблей. И при этом не стоит забывать: M80 Stiletto – не макет и не демонстрируемый публике статичный концепт, а реально эксплуатирующийся корабль.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Горные дороги Китая: попробуй проедь!
Когда мы говорим о горной трассе, сразу представляется узкий серпантин: одно неверное движение рулем, и вот она – бездонная пропасть. Но, оказывается, в Китае...