M80 Stiletto – боевой корабль или игрушка из Голливуда
Внешне корабль напоминает транспортное средство Бэтмена или технику пришельцев с другой планеты: настолько необычен внешний вид американского военного катера-невидимки M80 Stiletto. Впрочем, ничего удивительного здесь нет, если вспомнить тягу американцев к голливудским фильмам, точнее желанию воплотить их в реальность. Но не только экстерьер привлекает внимание: при создании корабля использованы самые инновационные материалы – в основном композит. А также «на полную катушку» применена знаменитая технология Stels, делающая морское судно невидимым для радаров противника. Есть и иные технические особенности.
Название переводится, как «стилет» или «кинжал». Задумывался проект давно – в 2006 году. Любопытно: изначально он не имел никакого отношения к военным – все дело было в гибнущем городе Венеции. Плавающие по его каналам речные трамвайчики создавали волны, которые разрушали старинные здания, размывая их стены. Требовалось судно, которое не создавало бы за собой кильватерную волну. За выполнение заказа взялась компания M Ship Co. Из США. Однако созданный ими прототип так и не выкупили, а уникальным катером заинтересовались военные. Так появился инновационный проект, в конечном итоге обошедшийся американской казне в десятки миллионов долларов. Впервые судно было замечено во время испытаний около города Вирджиния-Бич.
Если говорить о типе судна, это пентамаран, корпус которого почти полностью выполнен из углеволокна. Внешне он похож не на «кинжал», а на скорее, плотный коробок. Корабль создавался в соответствии с американской военной программой USSOCOM, нацеленной на разработку и внедрение в структуру ВМС США частично и полностью автономных подразделений. Впервые концепция невидимого бесшумного корабля была озвучена более 10 лет назад, а сегодня, благодаря появлению новейших технологий, стала активно развиваться. «Стилет» сейчас является одним из самых крупных военных судов Америки, сделанных из композитов.
Основная особенность водного транспортного средства в военном плане – плохая его видимость радарами. Это стало возможным благодаря применению при постройке судна новых материалов и придания ему особой формы. Основные данные:
✅ размеры – 27 (длина), 12 (ширина) и 5 (высота) метров
✅ водоизмещение – 60 т
✅ масса полезной нагрузки – 37 т
✅ силовая установка состоит из четырех дизельных моторов типа Horsepower (позже – Caterpillar C32), каждый из которых развивает до 1650 «лошадей»
✅ максимально достижимая скорость – 51 узел или 91 км/ч
✅ дальность – 926 км
Крутящий момент от силовых агрегатов передается на 4 гребных винта, которые можно заменить водометами. В соответствии с пожеланиями заказчика судно комплектуется катером Manta, жесткими надувными десантными моторными лодками (11 штук длиной по метру), разведывательными дронами класса Silver Wing. Кроме того, корабль может буксировать груз массой до 20 т. Также на судне имеется небольшая площадка для приема малых вертолетов.
Речь идет об особой технологии, с помощью которых благодаря энергии волны формируется воздушная подушка. Именно она помогает достичь высокой скорости и при этом за катером остается быстро исчезающий слабый кильватерный след, что серьезно затрудняет визуальное обнаружение объекта с воздуха. Если не окунаться в научные подробности, как работает технология, то можно сказать, что корпус и днище имеют довольно сложную конфигурацию в продольном и поперечном сечении. При достижении максимальной скорости судно как бы «выпрыгивает» из воды примерно на полметра.
За свою короткую историю эксплуатации модель M80 Stilletto успела «засветиться» с лучшей стороны. Судно успешно использует береговая охрана США. Благодаря скорости и маневренности корабля, полицейским удалось предотвратить попадание в страну водным путем из Колумбии более 800 кг наркотиков (кокаина).
Но были в истории катера и отрицательные моменты. Например, выяснилось: при сильном волнении судно не может реализовать свои скоростные качества. А имеющийся радар работает нестабильно. Однако американцы проект пока не забросили – судно и сегодня борется с наркотрафиком в Карибском море. Управляют кораблем, оцененного в десять миллионов долларов, всего три человека. Справедливости ради стоит сказать, что попытки создать корабль-невидимку предпринимались и раньше. И об одном таком американском проекте речь пойдет дальше.
Название переводится, как «Морская тень». Часть экспертов данный проект считает очередной неудачей американцев, которые впустую потратили миллиарды долларов. Действительно, в коммерческом плане IX-529 использовался разве что в одном из сериалов про Джеймса Бонда под названием «Завтра не умрет никогда». После ряда неудачных попыток продажи судно отправилось на металлолом. Но «Морская тень» строилась, не как военный корабль, а как чисто экспериментальное судно. Проектом занималась компания, известная по разработкам летательных аппаратов – «Локхид-Мартин». Как раз к началу 90-х в арсенале у нее был F-117, распиаренный по всему миру, как незаметный для радаров военный самолет.
Цели стояли те же, что и при разработке M80 Stiletto: сделать судно незаметным для радаров и минимизировать видимость кильватерного следа. В итоге сверху получилось нечто, напоминающее F-117, а далеко внизу – пара продолговатых корпусов, напоминающих по виду торпеды. Что-то вроде полусамолета-полукорабля. Структура корпуса сделана так, что попадающие на него радиоволны не отображались обратно, неся информацию об объекте, а уходили в сторону. Стоит упомянуть и оригинальную разработку в виде завесы из мельчайших брызг. Они сильно снижали заметность тепла, излучаемого двигателями, а ведь на него реагирует большинство наводимых атакующей стороной ракет.
До 1993 года судно испытывалось в обстановке строгой секретности, пока все-таки не «засветилось». Тогда самый простой звонок в полицию от ошеломленных граждан содержал сообщение об «инопланетном плавучем судне».
Но все кончилось в 2012 году, когда «Морскую тень» разобрали на компоненты. Было много криков о растраченных впустую деньгах. Но факты говорят об обратном. На протяжении чуть ли не 20 лет проводились исследования по созданию формы корпуса корабля, наименее заметного для радаров.
Результаты видны сегодня: достаточно взглянуть на конфигурацию таких современных американских кораблей, как «Замволт», «Фридом». Да и самолет F-35 гораздо лучше в плане незаметности по сравнению с F-22.
То же самое можно сказать и о лодке Stiletto. Даже если она так и не пойдет в серию, имеющиеся наработки при ее испытаниях, которые, заметьте, длятся далеко не один год, наверняка пригодятся при строительстве будущих кораблей. И при этом не стоит забывать: M80 Stiletto – не макет и не демонстрируемый публике статичный концепт, а реально эксплуатирующийся корабль.
Как и когда создавали M80 Stiletto
Название переводится, как «стилет» или «кинжал». Задумывался проект давно – в 2006 году. Любопытно: изначально он не имел никакого отношения к военным – все дело было в гибнущем городе Венеции. Плавающие по его каналам речные трамвайчики создавали волны, которые разрушали старинные здания, размывая их стены. Требовалось судно, которое не создавало бы за собой кильватерную волну. За выполнение заказа взялась компания M Ship Co. Из США. Однако созданный ими прототип так и не выкупили, а уникальным катером заинтересовались военные. Так появился инновационный проект, в конечном итоге обошедшийся американской казне в десятки миллионов долларов. Впервые судно было замечено во время испытаний около города Вирджиния-Бич.
Конструкция M80 Stiletto
Если говорить о типе судна, это пентамаран, корпус которого почти полностью выполнен из углеволокна. Внешне он похож не на «кинжал», а на скорее, плотный коробок. Корабль создавался в соответствии с американской военной программой USSOCOM, нацеленной на разработку и внедрение в структуру ВМС США частично и полностью автономных подразделений. Впервые концепция невидимого бесшумного корабля была озвучена более 10 лет назад, а сегодня, благодаря появлению новейших технологий, стала активно развиваться. «Стилет» сейчас является одним из самых крупных военных судов Америки, сделанных из композитов.
Днище корабля имеет сложную конфигурацию. Фото: YouTube.com
Пентамараном считается судно, состоящее из 5-ти корпусов, соединенных сверху и придающих кораблю повышенную устойчивость и улучшенные ходовые качества.
Технические параметры
Основная особенность водного транспортного средства в военном плане – плохая его видимость радарами. Это стало возможным благодаря применению при постройке судна новых материалов и придания ему особой формы. Основные данные:
✅ размеры – 27 (длина), 12 (ширина) и 5 (высота) метров
✅ водоизмещение – 60 т
✅ масса полезной нагрузки – 37 т
✅ силовая установка состоит из четырех дизельных моторов типа Horsepower (позже – Caterpillar C32), каждый из которых развивает до 1650 «лошадей»
✅ максимально достижимая скорость – 51 узел или 91 км/ч
✅ дальность – 926 км
Крутящий момент от силовых агрегатов передается на 4 гребных винта, которые можно заменить водометами. В соответствии с пожеланиями заказчика судно комплектуется катером Manta, жесткими надувными десантными моторными лодками (11 штук длиной по метру), разведывательными дронами класса Silver Wing. Кроме того, корабль может буксировать груз массой до 20 т. Также на судне имеется небольшая площадка для приема малых вертолетов.
M-hulls
Речь идет об особой технологии, с помощью которых благодаря энергии волны формируется воздушная подушка. Именно она помогает достичь высокой скорости и при этом за катером остается быстро исчезающий слабый кильватерный след, что серьезно затрудняет визуальное обнаружение объекта с воздуха. Если не окунаться в научные подробности, как работает технология, то можно сказать, что корпус и днище имеют довольно сложную конфигурацию в продольном и поперечном сечении. При достижении максимальной скорости судно как бы «выпрыгивает» из воды примерно на полметра.
Создаваемый сзади кильватерный след быстро рассеивался. Фото: YouTube.com
За свою короткую историю эксплуатации модель M80 Stilletto успела «засветиться» с лучшей стороны. Судно успешно использует береговая охрана США. Благодаря скорости и маневренности корабля, полицейским удалось предотвратить попадание в страну водным путем из Колумбии более 800 кг наркотиков (кокаина).
M80 Stilletto и сегодня патрулирует Карибское море. Фото: YouTube.com
Но были в истории катера и отрицательные моменты. Например, выяснилось: при сильном волнении судно не может реализовать свои скоростные качества. А имеющийся радар работает нестабильно. Однако американцы проект пока не забросили – судно и сегодня борется с наркотрафиком в Карибском море. Управляют кораблем, оцененного в десять миллионов долларов, всего три человека. Справедливости ради стоит сказать, что попытки создать корабль-невидимку предпринимались и раньше. И об одном таком американском проекте речь пойдет дальше.
IX-529 Sea Shadow
Название переводится, как «Морская тень». Часть экспертов данный проект считает очередной неудачей американцев, которые впустую потратили миллиарды долларов. Действительно, в коммерческом плане IX-529 использовался разве что в одном из сериалов про Джеймса Бонда под названием «Завтра не умрет никогда». После ряда неудачных попыток продажи судно отправилось на металлолом. Но «Морская тень» строилась, не как военный корабль, а как чисто экспериментальное судно. Проектом занималась компания, известная по разработкам летательных аппаратов – «Локхид-Мартин». Как раз к началу 90-х в арсенале у нее был F-117, распиаренный по всему миру, как незаметный для радаров военный самолет.
Технология «Стелс» нужна не только самолетам. Фото: YouTube.com
Цели стояли те же, что и при разработке M80 Stiletto: сделать судно незаметным для радаров и минимизировать видимость кильватерного следа. В итоге сверху получилось нечто, напоминающее F-117, а далеко внизу – пара продолговатых корпусов, напоминающих по виду торпеды. Что-то вроде полусамолета-полукорабля. Структура корпуса сделана так, что попадающие на него радиоволны не отображались обратно, неся информацию об объекте, а уходили в сторону. Стоит упомянуть и оригинальную разработку в виде завесы из мельчайших брызг. Они сильно снижали заметность тепла, излучаемого двигателями, а ведь на него реагирует большинство наводимых атакующей стороной ракет.
На испытаниях судно спокойно выдерживало шторм в шесть баллов и волны высотой до 5,5 м. Скорость сравнительно невысокая – 28 узлов, но не стоит забывать, что корабль экспериментальный. Для управления судном достаточно 3-4 человек, но разместиться на нем с комфортом могло 12 пассажиров.
НЛО
До 1993 года судно испытывалось в обстановке строгой секретности, пока все-таки не «засветилось». Тогда самый простой звонок в полицию от ошеломленных граждан содержал сообщение об «инопланетном плавучем судне».
IX-529 Sea Shadow в море: ну чем не НЛО! Фото: YouTube.com
Но все кончилось в 2012 году, когда «Морскую тень» разобрали на компоненты. Было много криков о растраченных впустую деньгах. Но факты говорят об обратном. На протяжении чуть ли не 20 лет проводились исследования по созданию формы корпуса корабля, наименее заметного для радаров.
В современных американских военных судах хорошо видны концепции M80 Stiletto и Sea Shadow. Фото: YouTube.com
Результаты видны сегодня: достаточно взглянуть на конфигурацию таких современных американских кораблей, как «Замволт», «Фридом». Да и самолет F-35 гораздо лучше в плане незаметности по сравнению с F-22.
Итоги
То же самое можно сказать и о лодке Stiletto. Даже если она так и не пойдет в серию, имеющиеся наработки при ее испытаниях, которые, заметьте, длятся далеко не один год, наверняка пригодятся при строительстве будущих кораблей. И при этом не стоит забывать: M80 Stiletto – не макет и не демонстрируемый публике статичный концепт, а реально эксплуатирующийся корабль.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...