Дизельный мотор: все плюсы и минусы
Если дизельные моторы устойчиво ассоциируются у вас с тяжелыми грузовиками, автобусами или спецтехникой, эта статья для вас. Сейчас мы разберемся, в чем плюсы и минусы дизеля, следует ли покупать автомобиль с таким двигателем в наши дни, и если да, то с какими проблемами можно столкнуться.
Самое главное преимущество дизельного двигателя, которое лежит на поверхности – это экономия топлива. Расход горючего при прочих равных у такого мотора в среднем на 15-25% меньше, чем у бензинового ДВС. Однако здесь есть и контраргумент: стоимость дизельного топлива отличается от цены бензина уже далеко не так сильно, чтобы быть серьезным подспорьем для покупки машины. Цена ДТ высокого качества почти вплотную подходит к стоимости АИ-95, и уже давно выше АИ-92.
Не одной экономией едины, и в случае с дизельным мотором это проявляется рядом достоинств:
✅ Высокий крутящий момент на низких оборотах. Именно благодаря этому качеству дизели широко распространены в отрасли грузовых автомобилей, коммерческой и специальной техники. Он обеспечивает стабильную разгонную динамику машины с первой же передачи.
✅ Большой ресурс в сравнении с бензиновым ДВС. При соблюдении условий эксплуатации и грамотном обслуживании дизель уверенно прослужит около 350-400 тысяч километров пробега, тогда как капремонт мотору на бензине зачастую нужен уже после 150-200 тысяч.
✅ Низкая токсичность выхлопа. Для многих становится неожиданным тот факт, что дизельный двигатель более экологичен в сравнении с бензиновым. Это обусловлено в том числе более полным сгоранием топлива, да и моторы оснащаются эффективной системой фильтрации.
✅ Нет «болезней» зажигания. Владелец автомобиля с дизельным мотором не понимает, что такое залитые свечи, плохая искра, пробой высоковольтных проводов, так как никогда не сталкивался и не столкнется с подобным. Тут явное преимущество перед бензиновым ДВС.
✅ Высокая мощность. Обусловлена большим КПД – дизельный мотор эффективно сжигает топливо, благодаря чему тепловая энергия по максимуму превращается в механическую, за счет которой и происходит движение колес. Бензиновый двигатель в этом плане уступает.
Так как у дизельного мотора отсутствуют такие детали системы зажигания, как свечи, катушки и высоковольтные провода, автовладельцу не нужно тратиться на их периодическую замену. В то же время есть топливный насос высокого давления, достаточно дорогие и сложные форсунки, а также свечи накаливания, которые прогревают воздух внутри камеры перед холодным запуском ДВС.
К сожалению, придется омрачить пока что позитивную картину, которая складывается при взгляде на автомобили с дизельным двигателем. Недостатков у них не меньше, чем преимуществ, причем в их числе серьезные минусы, а не мелкие недочеты, на которые при желании можно закрыть глаза.
Отличная тяга у дизельного мотора наблюдается только вначале диапазона, тогда как на высоких оборотах он показывает себя далеко не так хорошо. Если на «дизеле» стоит механическая КПП, переключать передачи нужно чаще, чем на бензиновой технике, а автоматическая коробка или тот же «робот» зачастую имеют меньший ресурс из-за работы в условиях большого крутящего момента.
Говоря об экономичности дизельного двигателя, многие забывают о том, что он банально дороже, чем бензиновый ДВС. Разница не самая маленькая – в среднем 25-35% в зависимости от модели и класса автомобиля. В связи с этим обстоятельством начинаешь совсем иначе смотреть на якобы экономию на топливе, тем более с учетом того, что цена последнего неуклонно увеличивается.
Мало того, что дизельный мотор дороже при покупке машины, так он еще и требует больше денег на обслуживание и ремонт, если сравнивать с бензиновым аналогом. Особенно сильно по карману бьют расходы на масло, в отношении которого наблюдается повышенный расход. В России и других странах СНГ межсервисный интервал для дизеля на 40-50% короче, чем для машин на бензине.
Высокое давление топлива внутри цилиндров дизельного мотора – основная причина, по которой узнать звук двигателя без труда сможет даже человек, который плохо разбирается в автомобилях. Отсюда же идут и вполне заметные вибрации, вовсе не добавляющие комфорта людям в салоне. При желании эту проблему можно исправить путем установки дополнительной шумоизоляции.
Этот недостаток больше касается развитых стран Европы, где регулярно появляются зоны, которые нельзя посещать на дизельной технике. В России и в целом по СНГ пока не планируется появление таких территорий, однако в ближайшем будущем перспективы дизеля достаточно туманные.
Продать дизельную машину возрастом более 5-7 лет по хорошей цене очень сложно. Стоимость такой техники на вторичном рынке сильно падает в то время, как бензиновое авто даже спустя 5 лет эксплуатации можно реализовать с куда меньшим дисконтом. Если не уверены, что не будете продавать машину в ближайшие несколько лет, лучше рассмотрите к покупке модель на бензине.
Высокий КПД оборачивается для дизельного мотора таким недостатком, как низкая скорость его прогрева при холодном запуске. Так как практически вся тепловая энергия трансформируется в механическую, на обогрев самого мотора практически ничего не остается. Кстати, именно поэтому нет никакого смысла прогревать дизель на холостых оборотах – это делается только под нагрузкой.
Солярка, используемая в качестве топлива для дизеля, имеет неприятное свойство замерзать и покрываться парафином при отрицательной температуре среды. Для минимизации этой проблемы производители горючего добавляют в него специальные присадки. Таким образом, дизельное топливо делится на летнее и зимнее, и задача автовладельца – не перепутать их во время заправки.
Медленный нагрев салона тесно связан с уже рассмотренной выше проблемой про долгий прогрев самого двигателя. Особенно критичен этот недостаток в северных регионах России, да и в южных, если речь о зиме. Из-за этого водителю и пассажирам приходится или мерзнуть, или придумывать дополнительные способы прогрева салона, например, установку более мощной печи, а это деньги.
Ваш план – купить автомобиль для коммерческого использования, своего рода «рабочую лошадку» для эксплуатации с редкими остановками? Гонитесь не за скоростью, а за хорошей тягой и невысоким расходом? В таком случае дизельный мотор вполне подойдет даже со всеми своими недостатками. Точно так же, как и владельцам крупных внедорожников, полноприводных кроссоверов и минивэнов, масса которых приближается к разрешенным категорией «В» 3,5 тоннам.
Для всех остальных автомобилей, нацеленных на комфорт, быструю и динамичную езду по городу или на трассе, лучшим выбором будет бензиновый мотор. Здесь он проигрывает дизелю только по затратам на топливо, но в последнее время это преимущество постепенно сходит на нет, и терпеть ради него «дизельный дискомфорт» все менее рационально. В любом случае решение за вами.
Достоинства
Самое главное преимущество дизельного двигателя, которое лежит на поверхности – это экономия топлива. Расход горючего при прочих равных у такого мотора в среднем на 15-25% меньше, чем у бензинового ДВС. Однако здесь есть и контраргумент: стоимость дизельного топлива отличается от цены бензина уже далеко не так сильно, чтобы быть серьезным подспорьем для покупки машины. Цена ДТ высокого качества почти вплотную подходит к стоимости АИ-95, и уже давно выше АИ-92.
Плюсы дизеля не ограничиваются экономичностью. Фото: youtube.com
Не одной экономией едины, и в случае с дизельным мотором это проявляется рядом достоинств:
✅ Высокий крутящий момент на низких оборотах. Именно благодаря этому качеству дизели широко распространены в отрасли грузовых автомобилей, коммерческой и специальной техники. Он обеспечивает стабильную разгонную динамику машины с первой же передачи.
✅ Большой ресурс в сравнении с бензиновым ДВС. При соблюдении условий эксплуатации и грамотном обслуживании дизель уверенно прослужит около 350-400 тысяч километров пробега, тогда как капремонт мотору на бензине зачастую нужен уже после 150-200 тысяч.
✅ Низкая токсичность выхлопа. Для многих становится неожиданным тот факт, что дизельный двигатель более экологичен в сравнении с бензиновым. Это обусловлено в том числе более полным сгоранием топлива, да и моторы оснащаются эффективной системой фильтрации.
✅ Нет «болезней» зажигания. Владелец автомобиля с дизельным мотором не понимает, что такое залитые свечи, плохая искра, пробой высоковольтных проводов, так как никогда не сталкивался и не столкнется с подобным. Тут явное преимущество перед бензиновым ДВС.
✅ Высокая мощность. Обусловлена большим КПД – дизельный мотор эффективно сжигает топливо, благодаря чему тепловая энергия по максимуму превращается в механическую, за счет которой и происходит движение колес. Бензиновый двигатель в этом плане уступает.
Так как у дизельного мотора отсутствуют такие детали системы зажигания, как свечи, катушки и высоковольтные провода, автовладельцу не нужно тратиться на их периодическую замену. В то же время есть топливный насос высокого давления, достаточно дорогие и сложные форсунки, а также свечи накаливания, которые прогревают воздух внутри камеры перед холодным запуском ДВС.
Недостатки
К сожалению, придется омрачить пока что позитивную картину, которая складывается при взгляде на автомобили с дизельным двигателем. Недостатков у них не меньше, чем преимуществ, причем в их числе серьезные минусы, а не мелкие недочеты, на которые при желании можно закрыть глаза.
Скромный диапазон оборотов
Отличная тяга у дизельного мотора наблюдается только вначале диапазона, тогда как на высоких оборотах он показывает себя далеко не так хорошо. Если на «дизеле» стоит механическая КПП, переключать передачи нужно чаще, чем на бензиновой технике, а автоматическая коробка или тот же «робот» зачастую имеют меньший ресурс из-за работы в условиях большого крутящего момента.
Относительно высокие затраты
Говоря об экономичности дизельного двигателя, многие забывают о том, что он банально дороже, чем бензиновый ДВС. Разница не самая маленькая – в среднем 25-35% в зависимости от модели и класса автомобиля. В связи с этим обстоятельством начинаешь совсем иначе смотреть на якобы экономию на топливе, тем более с учетом того, что цена последнего неуклонно увеличивается.
Мало того, что дизельный мотор дороже при покупке машины, так он еще и требует больше денег на обслуживание и ремонт, если сравнивать с бензиновым аналогом. Особенно сильно по карману бьют расходы на масло, в отношении которого наблюдается повышенный расход. В России и других странах СНГ межсервисный интервал для дизеля на 40-50% короче, чем для машин на бензине.
Громкие шумы и вибрация
Высокое давление топлива внутри цилиндров дизельного мотора – основная причина, по которой узнать звук двигателя без труда сможет даже человек, который плохо разбирается в автомобилях. Отсюда же идут и вполне заметные вибрации, вовсе не добавляющие комфорта людям в салоне. При желании эту проблему можно исправить путем установки дополнительной шумоизоляции.
Ограничения на проезд
Этот недостаток больше касается развитых стран Европы, где регулярно появляются зоны, которые нельзя посещать на дизельной технике. В России и в целом по СНГ пока не планируется появление таких территорий, однако в ближайшем будущем перспективы дизеля достаточно туманные.
Быстрое падение цены на б/у
Продать дизельную машину возрастом более 5-7 лет по хорошей цене очень сложно. Стоимость такой техники на вторичном рынке сильно падает в то время, как бензиновое авто даже спустя 5 лет эксплуатации можно реализовать с куда меньшим дисконтом. Если не уверены, что не будете продавать машину в ближайшие несколько лет, лучше рассмотрите к покупке модель на бензине.
Медленный прогрев ДВС
Высокий КПД оборачивается для дизельного мотора таким недостатком, как низкая скорость его прогрева при холодном запуске. Так как практически вся тепловая энергия трансформируется в механическую, на обогрев самого мотора практически ничего не остается. Кстати, именно поэтому нет никакого смысла прогревать дизель на холостых оборотах – это делается только под нагрузкой.
Проблемы при холодном пуске
Солярка, используемая в качестве топлива для дизеля, имеет неприятное свойство замерзать и покрываться парафином при отрицательной температуре среды. Для минимизации этой проблемы производители горючего добавляют в него специальные присадки. Таким образом, дизельное топливо делится на летнее и зимнее, и задача автовладельца – не перепутать их во время заправки.
В салоне слишком холодно
Медленный нагрев салона тесно связан с уже рассмотренной выше проблемой про долгий прогрев самого двигателя. Особенно критичен этот недостаток в северных регионах России, да и в южных, если речь о зиме. Из-за этого водителю и пассажирам приходится или мерзнуть, или придумывать дополнительные способы прогрева салона, например, установку более мощной печи, а это деньги.
А стоит ли покупать?
Ваш план – купить автомобиль для коммерческого использования, своего рода «рабочую лошадку» для эксплуатации с редкими остановками? Гонитесь не за скоростью, а за хорошей тягой и невысоким расходом? В таком случае дизельный мотор вполне подойдет даже со всеми своими недостатками. Точно так же, как и владельцам крупных внедорожников, полноприводных кроссоверов и минивэнов, масса которых приближается к разрешенным категорией «В» 3,5 тоннам.
Даже такие компактные авто оснащаются дизельным мотором. Фото: youtube.com
Для всех остальных автомобилей, нацеленных на комфорт, быструю и динамичную езду по городу или на трассе, лучшим выбором будет бензиновый мотор. Здесь он проигрывает дизелю только по затратам на топливо, но в последнее время это преимущество постепенно сходит на нет, и терпеть ради него «дизельный дискомфорт» все менее рационально. В любом случае решение за вами.
- Олег Донской
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Подводный арктический газовоз «Пилигрим» заменит трубопроводы
Доставка углеводородов подводным газовозом, да еще под арктическими льдами – не фантастика ли? О проекте 2019-го года сегодня вспомнили не случайно. Реальная...
Lada Vesta в 2025 году станет не хуже иномарок – готовится глобальное обновление
Наконец дождемся? Или АвтоВАЗ просто вынужден модернизировать автомобили под напором китайских брендов?...
ПД-8 будут испытывать на летающей лаборатории
По сообщению главы Ростеха, ПД-8 проходит последние испытания на стенде и следующий этап – тестирование в полете на Ил-76ЛЛ. Затем двигатель установят на...
Зачем при взлете и посадке стюардессы просят открывать шторки иллюминаторов
Эта неожиданная просьба имеет под собой довольно веские основания, которые, возможно, помогут сберечь здоровье, а то и жизнь пассажиров. Неужели какие-то...
ЯМЗ-535: новая рядная «четверка», которая пестрит отечественными инновациями
В новом видео на YouTube-канале «Автомобильная Россия» представлен дизельный двигатель ЯМЗ-535, который стал улучшенной версией популярного мотора ЯМЗ-534. Это...
ОДК покажет прорывные технологии на примере авиадвигателей ПД-14 и ПД-35
Выставка пройдет в Москве с 23 по 25 декабря. Покажут лучшие достижения в авиастроении....
Новый комбайн от Ростсельмаш – революционное решение для полей
На выставке «Агросалон 2024» в подробностях продемонстрировали долгожданную новинку от завода Ростсельмаш. Ею стал кормоуборочный комбайн F-1500 с двигателем...
У экранопланов, похоже, открывается «второе дыхание»
И снова «в деле» фигурируют водородные технологии. О новых открывающихся перспективах этого надводного транспорта читайте в нашем материале....
Чиновники уточнили сроки производства МС-21-300 и SJ-100
Также стало известно, сколько уже готово единиц МС-21. А еще название лайнера SJ-100 хотят русифицировать. И его выход в серию напрямую зависит от ПД-8....
В России появятся «двойники» аэропортов
Система интерактивная и обеспечивает улучшенный мониторинг работы аэропорта и сопутствующей инфраструктуры. Также технология позволяет оптимизировать...
Hyundai объявляет «войну» мониторам в авто
Все уже привыкли к ярким экранам мультимедиа. Вот только немногие знают, как влияют на безопасность вождения эти устройства и есть ли им альтернатива....
Что будет, если с двигателя Жигулей «срезать» 8 кг запчастей?
Команда YouTube-канала «Гараж 54» пошла на очередной необычный эксперимент, до которого мало кто мог додуматься. Они продемонстрировали проект по созданию...
Первые подробности о красноярском вездеходе Visuva T8
Чтобы управлять этим «монстром» не нужно специальное обучение. В качестве руля – штурвал, а гусеницы изготовлены из композита, которые уменьшают давление на...
Многоосные шасси МЗКТ выходят на гражданский рынок – «Волат» для суровой эксплуатации
Минский завод колесных тягачей известен на просторах бывшего Советского Союза в первую очередь своими многоосными шасси для ракетовозов. Но уже давно...
Представлен «Чистогор» – грузовая новинка с логотипом «КАМАЗ»
Автомобиль создан при совместном сотрудничестве крупнейшего производителя грузовой техники и Центра водородных технологий АФК «Система». Подробнее о проекте...
КАМАЗ представил обновленное шасси К3: новый двигатель, кабина и не только
Благодаря изменениям серия К3 стала ближе к более дорогой линейке К5. Что именно улучшили?...