Дизельный мотор: все плюсы и минусы
Если дизельные моторы устойчиво ассоциируются у вас с тяжелыми грузовиками, автобусами или спецтехникой, эта статья для вас. Сейчас мы разберемся, в чем плюсы и минусы дизеля, следует ли покупать автомобиль с таким двигателем в наши дни, и если да, то с какими проблемами можно столкнуться.
Самое главное преимущество дизельного двигателя, которое лежит на поверхности – это экономия топлива. Расход горючего при прочих равных у такого мотора в среднем на 15-25% меньше, чем у бензинового ДВС. Однако здесь есть и контраргумент: стоимость дизельного топлива отличается от цены бензина уже далеко не так сильно, чтобы быть серьезным подспорьем для покупки машины. Цена ДТ высокого качества почти вплотную подходит к стоимости АИ-95, и уже давно выше АИ-92.
Не одной экономией едины, и в случае с дизельным мотором это проявляется рядом достоинств:
✅ Высокий крутящий момент на низких оборотах. Именно благодаря этому качеству дизели широко распространены в отрасли грузовых автомобилей, коммерческой и специальной техники. Он обеспечивает стабильную разгонную динамику машины с первой же передачи.
✅ Большой ресурс в сравнении с бензиновым ДВС. При соблюдении условий эксплуатации и грамотном обслуживании дизель уверенно прослужит около 350-400 тысяч километров пробега, тогда как капремонт мотору на бензине зачастую нужен уже после 150-200 тысяч.
✅ Низкая токсичность выхлопа. Для многих становится неожиданным тот факт, что дизельный двигатель более экологичен в сравнении с бензиновым. Это обусловлено в том числе более полным сгоранием топлива, да и моторы оснащаются эффективной системой фильтрации.
✅ Нет «болезней» зажигания. Владелец автомобиля с дизельным мотором не понимает, что такое залитые свечи, плохая искра, пробой высоковольтных проводов, так как никогда не сталкивался и не столкнется с подобным. Тут явное преимущество перед бензиновым ДВС.
✅ Высокая мощность. Обусловлена большим КПД – дизельный мотор эффективно сжигает топливо, благодаря чему тепловая энергия по максимуму превращается в механическую, за счет которой и происходит движение колес. Бензиновый двигатель в этом плане уступает.
Так как у дизельного мотора отсутствуют такие детали системы зажигания, как свечи, катушки и высоковольтные провода, автовладельцу не нужно тратиться на их периодическую замену. В то же время есть топливный насос высокого давления, достаточно дорогие и сложные форсунки, а также свечи накаливания, которые прогревают воздух внутри камеры перед холодным запуском ДВС.
К сожалению, придется омрачить пока что позитивную картину, которая складывается при взгляде на автомобили с дизельным двигателем. Недостатков у них не меньше, чем преимуществ, причем в их числе серьезные минусы, а не мелкие недочеты, на которые при желании можно закрыть глаза.
Отличная тяга у дизельного мотора наблюдается только вначале диапазона, тогда как на высоких оборотах он показывает себя далеко не так хорошо. Если на «дизеле» стоит механическая КПП, переключать передачи нужно чаще, чем на бензиновой технике, а автоматическая коробка или тот же «робот» зачастую имеют меньший ресурс из-за работы в условиях большого крутящего момента.
Говоря об экономичности дизельного двигателя, многие забывают о том, что он банально дороже, чем бензиновый ДВС. Разница не самая маленькая – в среднем 25-35% в зависимости от модели и класса автомобиля. В связи с этим обстоятельством начинаешь совсем иначе смотреть на якобы экономию на топливе, тем более с учетом того, что цена последнего неуклонно увеличивается.
Мало того, что дизельный мотор дороже при покупке машины, так он еще и требует больше денег на обслуживание и ремонт, если сравнивать с бензиновым аналогом. Особенно сильно по карману бьют расходы на масло, в отношении которого наблюдается повышенный расход. В России и других странах СНГ межсервисный интервал для дизеля на 40-50% короче, чем для машин на бензине.
Высокое давление топлива внутри цилиндров дизельного мотора – основная причина, по которой узнать звук двигателя без труда сможет даже человек, который плохо разбирается в автомобилях. Отсюда же идут и вполне заметные вибрации, вовсе не добавляющие комфорта людям в салоне. При желании эту проблему можно исправить путем установки дополнительной шумоизоляции.
Этот недостаток больше касается развитых стран Европы, где регулярно появляются зоны, которые нельзя посещать на дизельной технике. В России и в целом по СНГ пока не планируется появление таких территорий, однако в ближайшем будущем перспективы дизеля достаточно туманные.
Продать дизельную машину возрастом более 5-7 лет по хорошей цене очень сложно. Стоимость такой техники на вторичном рынке сильно падает в то время, как бензиновое авто даже спустя 5 лет эксплуатации можно реализовать с куда меньшим дисконтом. Если не уверены, что не будете продавать машину в ближайшие несколько лет, лучше рассмотрите к покупке модель на бензине.
Высокий КПД оборачивается для дизельного мотора таким недостатком, как низкая скорость его прогрева при холодном запуске. Так как практически вся тепловая энергия трансформируется в механическую, на обогрев самого мотора практически ничего не остается. Кстати, именно поэтому нет никакого смысла прогревать дизель на холостых оборотах – это делается только под нагрузкой.
Солярка, используемая в качестве топлива для дизеля, имеет неприятное свойство замерзать и покрываться парафином при отрицательной температуре среды. Для минимизации этой проблемы производители горючего добавляют в него специальные присадки. Таким образом, дизельное топливо делится на летнее и зимнее, и задача автовладельца – не перепутать их во время заправки.
Медленный нагрев салона тесно связан с уже рассмотренной выше проблемой про долгий прогрев самого двигателя. Особенно критичен этот недостаток в северных регионах России, да и в южных, если речь о зиме. Из-за этого водителю и пассажирам приходится или мерзнуть, или придумывать дополнительные способы прогрева салона, например, установку более мощной печи, а это деньги.
Ваш план – купить автомобиль для коммерческого использования, своего рода «рабочую лошадку» для эксплуатации с редкими остановками? Гонитесь не за скоростью, а за хорошей тягой и невысоким расходом? В таком случае дизельный мотор вполне подойдет даже со всеми своими недостатками. Точно так же, как и владельцам крупных внедорожников, полноприводных кроссоверов и минивэнов, масса которых приближается к разрешенным категорией «В» 3,5 тоннам.
Для всех остальных автомобилей, нацеленных на комфорт, быструю и динамичную езду по городу или на трассе, лучшим выбором будет бензиновый мотор. Здесь он проигрывает дизелю только по затратам на топливо, но в последнее время это преимущество постепенно сходит на нет, и терпеть ради него «дизельный дискомфорт» все менее рационально. В любом случае решение за вами.
Достоинства
Самое главное преимущество дизельного двигателя, которое лежит на поверхности – это экономия топлива. Расход горючего при прочих равных у такого мотора в среднем на 15-25% меньше, чем у бензинового ДВС. Однако здесь есть и контраргумент: стоимость дизельного топлива отличается от цены бензина уже далеко не так сильно, чтобы быть серьезным подспорьем для покупки машины. Цена ДТ высокого качества почти вплотную подходит к стоимости АИ-95, и уже давно выше АИ-92.
Плюсы дизеля не ограничиваются экономичностью. Фото: youtube.com
Не одной экономией едины, и в случае с дизельным мотором это проявляется рядом достоинств:
✅ Высокий крутящий момент на низких оборотах. Именно благодаря этому качеству дизели широко распространены в отрасли грузовых автомобилей, коммерческой и специальной техники. Он обеспечивает стабильную разгонную динамику машины с первой же передачи.
✅ Большой ресурс в сравнении с бензиновым ДВС. При соблюдении условий эксплуатации и грамотном обслуживании дизель уверенно прослужит около 350-400 тысяч километров пробега, тогда как капремонт мотору на бензине зачастую нужен уже после 150-200 тысяч.
✅ Низкая токсичность выхлопа. Для многих становится неожиданным тот факт, что дизельный двигатель более экологичен в сравнении с бензиновым. Это обусловлено в том числе более полным сгоранием топлива, да и моторы оснащаются эффективной системой фильтрации.
✅ Нет «болезней» зажигания. Владелец автомобиля с дизельным мотором не понимает, что такое залитые свечи, плохая искра, пробой высоковольтных проводов, так как никогда не сталкивался и не столкнется с подобным. Тут явное преимущество перед бензиновым ДВС.
✅ Высокая мощность. Обусловлена большим КПД – дизельный мотор эффективно сжигает топливо, благодаря чему тепловая энергия по максимуму превращается в механическую, за счет которой и происходит движение колес. Бензиновый двигатель в этом плане уступает.
Так как у дизельного мотора отсутствуют такие детали системы зажигания, как свечи, катушки и высоковольтные провода, автовладельцу не нужно тратиться на их периодическую замену. В то же время есть топливный насос высокого давления, достаточно дорогие и сложные форсунки, а также свечи накаливания, которые прогревают воздух внутри камеры перед холодным запуском ДВС.
Недостатки
К сожалению, придется омрачить пока что позитивную картину, которая складывается при взгляде на автомобили с дизельным двигателем. Недостатков у них не меньше, чем преимуществ, причем в их числе серьезные минусы, а не мелкие недочеты, на которые при желании можно закрыть глаза.
Скромный диапазон оборотов
Отличная тяга у дизельного мотора наблюдается только вначале диапазона, тогда как на высоких оборотах он показывает себя далеко не так хорошо. Если на «дизеле» стоит механическая КПП, переключать передачи нужно чаще, чем на бензиновой технике, а автоматическая коробка или тот же «робот» зачастую имеют меньший ресурс из-за работы в условиях большого крутящего момента.
Относительно высокие затраты
Говоря об экономичности дизельного двигателя, многие забывают о том, что он банально дороже, чем бензиновый ДВС. Разница не самая маленькая – в среднем 25-35% в зависимости от модели и класса автомобиля. В связи с этим обстоятельством начинаешь совсем иначе смотреть на якобы экономию на топливе, тем более с учетом того, что цена последнего неуклонно увеличивается.
Мало того, что дизельный мотор дороже при покупке машины, так он еще и требует больше денег на обслуживание и ремонт, если сравнивать с бензиновым аналогом. Особенно сильно по карману бьют расходы на масло, в отношении которого наблюдается повышенный расход. В России и других странах СНГ межсервисный интервал для дизеля на 40-50% короче, чем для машин на бензине.
Громкие шумы и вибрация
Высокое давление топлива внутри цилиндров дизельного мотора – основная причина, по которой узнать звук двигателя без труда сможет даже человек, который плохо разбирается в автомобилях. Отсюда же идут и вполне заметные вибрации, вовсе не добавляющие комфорта людям в салоне. При желании эту проблему можно исправить путем установки дополнительной шумоизоляции.
Ограничения на проезд
Этот недостаток больше касается развитых стран Европы, где регулярно появляются зоны, которые нельзя посещать на дизельной технике. В России и в целом по СНГ пока не планируется появление таких территорий, однако в ближайшем будущем перспективы дизеля достаточно туманные.
Быстрое падение цены на б/у
Продать дизельную машину возрастом более 5-7 лет по хорошей цене очень сложно. Стоимость такой техники на вторичном рынке сильно падает в то время, как бензиновое авто даже спустя 5 лет эксплуатации можно реализовать с куда меньшим дисконтом. Если не уверены, что не будете продавать машину в ближайшие несколько лет, лучше рассмотрите к покупке модель на бензине.
Медленный прогрев ДВС
Высокий КПД оборачивается для дизельного мотора таким недостатком, как низкая скорость его прогрева при холодном запуске. Так как практически вся тепловая энергия трансформируется в механическую, на обогрев самого мотора практически ничего не остается. Кстати, именно поэтому нет никакого смысла прогревать дизель на холостых оборотах – это делается только под нагрузкой.
Проблемы при холодном пуске
Солярка, используемая в качестве топлива для дизеля, имеет неприятное свойство замерзать и покрываться парафином при отрицательной температуре среды. Для минимизации этой проблемы производители горючего добавляют в него специальные присадки. Таким образом, дизельное топливо делится на летнее и зимнее, и задача автовладельца – не перепутать их во время заправки.
В салоне слишком холодно
Медленный нагрев салона тесно связан с уже рассмотренной выше проблемой про долгий прогрев самого двигателя. Особенно критичен этот недостаток в северных регионах России, да и в южных, если речь о зиме. Из-за этого водителю и пассажирам приходится или мерзнуть, или придумывать дополнительные способы прогрева салона, например, установку более мощной печи, а это деньги.
А стоит ли покупать?
Ваш план – купить автомобиль для коммерческого использования, своего рода «рабочую лошадку» для эксплуатации с редкими остановками? Гонитесь не за скоростью, а за хорошей тягой и невысоким расходом? В таком случае дизельный мотор вполне подойдет даже со всеми своими недостатками. Точно так же, как и владельцам крупных внедорожников, полноприводных кроссоверов и минивэнов, масса которых приближается к разрешенным категорией «В» 3,5 тоннам.
Даже такие компактные авто оснащаются дизельным мотором. Фото: youtube.com
Для всех остальных автомобилей, нацеленных на комфорт, быструю и динамичную езду по городу или на трассе, лучшим выбором будет бензиновый мотор. Здесь он проигрывает дизелю только по затратам на топливо, но в последнее время это преимущество постепенно сходит на нет, и терпеть ради него «дизельный дискомфорт» все менее рационально. В любом случае решение за вами.
- Олег Донской
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...