
Какая подвеска лучше для авто – жесткая или мягкая
При обсуждениях в водительской (и не только) среде преимуществ мягкой и жесткой подвесок как-то «автоматически» сложилось однозначное мнение. Первый вариант означает комфорт и плавность хода особенно при езде по ухабам. А жесткая подвеска обеспечивает лучшее сцепление колес с поверхностью и повышенную маневренность авто. Доля правды в этих суждениях имеется, но также есть и множество нюансов, зачастую весьма неожиданных. Так чем же отличается жесткая ходовая часть от мягкой и можно ли ее «модернизировать» самостоятельно, перейдя от одного варианта к другому?
Она не только обеспечивает комфорт и мягкое прохождение неровностей дороги. Среди других функций – предохранение кузова от колебаний, тряски при езде по, например, пересеченной местности или попадании в непонятно откуда взявшуюся ямку. Нормально работающая подвеска увеличит срок службы отдельных деталей: крыльев, порогов и т. п.
В незнакомом городе водителя всегда ждут сюрпризы. Фото: YouTube.com
Вторая функция – уменьшение наклона авто при прохождении поворота, маневрировании. И еще одна задача подвески заключается в поддержании прямолинейного движения машины. Правильно отрегулированная система не «разрешает» колесам уходить в стороны, что вынуждает водителя постоянно подруливать.
Самое главное ее преимущество – комфорт при езде по любой дороге. Такая подвеска сглаживает неровности, «проглатывая» их. Есть и другие плюсы:
✅ в случае резкого маневрировании на относительно небольшой скорости нагрузка равномерно распределяется по всем четырем колесам
✅ шины лучше цепляются за твердую дорожную поверхность при равномерном прямолинейном движении
✅ позвоночник водителя почти не нагружается
Но есть и «куча» отрицательных моментов мягкой подвески авто, которые могут особенно не понравиться любителям экстремальной езды. Это:
✅ риск опрокидывания машины в случае резкого поворота на высокой скорости
✅ ухудшенная динамика – вяловатый разгон и относительно большой тормозной путь
✅ укачивание пассажиров на заднем сиденье при длительном путешествии по ровной качественной трассе
✅ при езде по выбоинам и ухабам управлять машиной становится сложнее – она может потерять курсовую устойчивость
Ну и еще один косвенный недостаток авто с мягкой подвеской – о драг-рейсинге (скоростной заезд на 402 м) можно забыть, если вы его любитель.
Драг-рейсинга иногда подразумевает специальную подвеску. Фото: YouTube.com
Для езды в экстремальных скоростных условиях нужна другая ходовая часть, о которой речь пойдет далее.
Ее изначально устанавливают на машины спортивного типа. Особые элементы системы, ее узлы обеспечивают хороший уровень безопасности и маневренности. Плюсов у жесткой ходовой части хватает:
✅ надежное сцепление колес с дорогой на высокой скорости
✅ почти полное отсутствие наклона при резком повороте
✅ все виды маневров совершаются без усилий
✅ отличная динамика: быстрый разгон и короткий тормозной путь
✅ хорошая устойчивость при езде по влажной или обледенелой дорожной поверхности
А теперь об отрицательных сторонах. В первую очередь, это отсутствие комфорта при езде по плохим дорогам. Позвоночник водителя будет чувствовать каждую ямку и камешек. При постоянной эксплуатации авто в таких условиях не исключено развитие заболеваний в виде остеохондроза и иных неприятных последствий.
Жесткая подвеска нежелательна для водителей с больной спиной или позвоночником. Фото: YouTube.com
Жесткую подвеска придется постоянно проверять: ее ресурс обычно не превышает 70 тыс. км пробега. Первыми, как правило, «сдаются» амортизаторы. Насчет управляемости тоже есть свой нюанс. Если ездить одному, при резком повороте вся масса машины «перекатывается» на одну сторону. «Освобожденное» колесо может и оторваться от поверхности, из-за чего водитель потеряет контроль над управляемостью машиной.
С очень жесткой подвеской одно колесо может и оторваться от земли. Фото: YouTube.com
Каждая компания, выпускающая автотранспортные средства, по-своему настраивает подвеску машин в зависимости от их предназначения. Но заранее знать, где и как будет ездить проданная техника, невозможно. Поэтому зачастую покупателя не удовлетворяет регулировка подвески, которую можно и перенастроить. Сделать это вполне по силам любому автовладельцу, умеющему держать гаечный ключ в руках. Или обратитесь в подходящий сервис.
Чтобы усилить или смягчить ходовую часть, существует ряд проверенных направлений действий. Для получения максимального эффекта стоит применять несколько способов сразу. Если радикальные перемены не требуются, можно воспользоваться одним из них.
Сведущие автолюбители знают: на этих элементах подвески существует цветная маркировка. Причем это не только метки, нанесенные на витки. Оттенок всего изделия тоже имеет значение. Здесь у каждого производителя свои предпочтения: что и как указывать. Например, АвтоВАЗ передние пружины окрашивает в черный цвет (задние в белый или серый). Если шаг изделий переменный, то в синий (голубой). Степень жесткости указывается через поперечные метки на витках определенного оттенка:
✅ жесткие передние пружины (класс «А») – зеленый или без маркировки, мягкие (группа «В») – желтый либо белый
✅ задние жесткие – зеленый, черный, синий (голубой), мягкие – желтый, красный или без маркировки
Можно комбинировать: например, сделать более жесткой только переднюю подвеску или заднюю. Последний вариант используется при частых поездках с полной загрузкой или постоянной транспортировке прицепа. Здесь основное правило заключается в установке на одной оси одинаковых пружин (менять их попарно нужно и при ремонте: например, поломке одной детали).
В подвеске любой конструкции (здесь – МакФерсона) полно деталей. Фото: YouTube.com
При монтаже на заднюю часть более жестких пружин происходит ухудшение устойчивости переднеприводного авто при маневрировании, т. к. из-за тяжелого моторного отсека оно будет раскачиваться. Частично этого можно избежать, если постоянно ездить с пассажирами сзади.
Желтые метки на черной пружине ВАЗ: передние, мягкие. Фото: YouTube.com
Здесь все немного проще: самыми жесткими считаются газовые детали. Для придания авто максимального комфорта при передвижении понадобятся масляные амортизаторы. Но бывает, что автовладельца не устраивает ни первый, ни второй вариант. Тогда есть компромисс – установка газомасляных деталей.
Если вы любитель комфортной езды, можно поставить шины с большим профилем. Чем он меньше, тем руль «острее», машина будет выглядеть «круче», но и все неровности дороги – «ваши». Простой способ смягчить подвеску – снизить давление в шинах. Но тогда их эксплуатационный ресурс снизиться, а расход горючего вырастет. Некоторые любители агрессивного стиля вождения устанавливают более жесткий стабилизатор поперечной устойчивости. Он не «позволяет» колесам на одной оси двигаться вразнобой, не в ритм. Но здесь есть опасность отрыва одного колеса от дорожной поверхности при повороте на угол больше 90°.
Если вы хотите, чтобы подвеска служила долго, не вносите в нее конструктивных изменений. При ремонте устанавливайте то, что было заложено в авто на конвейере. Иное дело, если вас не удовлетворяет подвеска или вы хотите ее постоянно перестраивать. Лучший вариант – установка пневматической системы.
Регулируемая пневмоподвеска в ВАЗ-2107. Фото: YouTube.com
Это дороговато, для кого-то сложно, но в некоторых моделях настраивать подвеску можно из салона (такое делается и самостоятельно!). В других случаях помните: на заводе просчитаны все варианты. И если вы изменили одну характеристику, поменяется и другая. Например, на жесткой подвеске авто лучше управляется, но ресурс деталей уменьшается и наоборот.
На что влияет подвеска авто
Она не только обеспечивает комфорт и мягкое прохождение неровностей дороги. Среди других функций – предохранение кузова от колебаний, тряски при езде по, например, пересеченной местности или попадании в непонятно откуда взявшуюся ямку. Нормально работающая подвеска увеличит срок службы отдельных деталей: крыльев, порогов и т. п.

Вторая функция – уменьшение наклона авто при прохождении поворота, маневрировании. И еще одна задача подвески заключается в поддержании прямолинейного движения машины. Правильно отрегулированная система не «разрешает» колесам уходить в стороны, что вынуждает водителя постоянно подруливать.
Мягкая подвеска
Самое главное ее преимущество – комфорт при езде по любой дороге. Такая подвеска сглаживает неровности, «проглатывая» их. Есть и другие плюсы:
✅ в случае резкого маневрировании на относительно небольшой скорости нагрузка равномерно распределяется по всем четырем колесам
✅ шины лучше цепляются за твердую дорожную поверхность при равномерном прямолинейном движении
✅ позвоночник водителя почти не нагружается
Но есть и «куча» отрицательных моментов мягкой подвески авто, которые могут особенно не понравиться любителям экстремальной езды. Это:
✅ риск опрокидывания машины в случае резкого поворота на высокой скорости
✅ ухудшенная динамика – вяловатый разгон и относительно большой тормозной путь
✅ укачивание пассажиров на заднем сиденье при длительном путешествии по ровной качественной трассе
✅ при езде по выбоинам и ухабам управлять машиной становится сложнее – она может потерять курсовую устойчивость
Ну и еще один косвенный недостаток авто с мягкой подвеской – о драг-рейсинге (скоростной заезд на 402 м) можно забыть, если вы его любитель.

Для езды в экстремальных скоростных условиях нужна другая ходовая часть, о которой речь пойдет далее.
Жесткая подвеска авто
Ее изначально устанавливают на машины спортивного типа. Особые элементы системы, ее узлы обеспечивают хороший уровень безопасности и маневренности. Плюсов у жесткой ходовой части хватает:
✅ надежное сцепление колес с дорогой на высокой скорости
✅ почти полное отсутствие наклона при резком повороте
✅ все виды маневров совершаются без усилий
✅ отличная динамика: быстрый разгон и короткий тормозной путь
✅ хорошая устойчивость при езде по влажной или обледенелой дорожной поверхности
А теперь об отрицательных сторонах. В первую очередь, это отсутствие комфорта при езде по плохим дорогам. Позвоночник водителя будет чувствовать каждую ямку и камешек. При постоянной эксплуатации авто в таких условиях не исключено развитие заболеваний в виде остеохондроза и иных неприятных последствий.

Жесткую подвеска придется постоянно проверять: ее ресурс обычно не превышает 70 тыс. км пробега. Первыми, как правило, «сдаются» амортизаторы. Насчет управляемости тоже есть свой нюанс. Если ездить одному, при резком повороте вся масса машины «перекатывается» на одну сторону. «Освобожденное» колесо может и оторваться от поверхности, из-за чего водитель потеряет контроль над управляемостью машиной.

Каждая компания, выпускающая автотранспортные средства, по-своему настраивает подвеску машин в зависимости от их предназначения. Но заранее знать, где и как будет ездить проданная техника, невозможно. Поэтому зачастую покупателя не удовлетворяет регулировка подвески, которую можно и перенастроить. Сделать это вполне по силам любому автовладельцу, умеющему держать гаечный ключ в руках. Или обратитесь в подходящий сервис.
Как изменить жесткость подвески авто
Чтобы усилить или смягчить ходовую часть, существует ряд проверенных направлений действий. Для получения максимального эффекта стоит применять несколько способов сразу. Если радикальные перемены не требуются, можно воспользоваться одним из них.
Пружины
Сведущие автолюбители знают: на этих элементах подвески существует цветная маркировка. Причем это не только метки, нанесенные на витки. Оттенок всего изделия тоже имеет значение. Здесь у каждого производителя свои предпочтения: что и как указывать. Например, АвтоВАЗ передние пружины окрашивает в черный цвет (задние в белый или серый). Если шаг изделий переменный, то в синий (голубой). Степень жесткости указывается через поперечные метки на витках определенного оттенка:
✅ жесткие передние пружины (класс «А») – зеленый или без маркировки, мягкие (группа «В») – желтый либо белый
✅ задние жесткие – зеленый, черный, синий (голубой), мягкие – желтый, красный или без маркировки
Можно комбинировать: например, сделать более жесткой только переднюю подвеску или заднюю. Последний вариант используется при частых поездках с полной загрузкой или постоянной транспортировке прицепа. Здесь основное правило заключается в установке на одной оси одинаковых пружин (менять их попарно нужно и при ремонте: например, поломке одной детали).

При монтаже на заднюю часть более жестких пружин происходит ухудшение устойчивости переднеприводного авто при маневрировании, т. к. из-за тяжелого моторного отсека оно будет раскачиваться. Частично этого можно избежать, если постоянно ездить с пассажирами сзади.

В идеальном случае пружины на задней и передней оси по жесткости должны совпадать. Изделия с переменным шагом витков делают подвеску мягче.
Замена амортизаторов
Здесь все немного проще: самыми жесткими считаются газовые детали. Для придания авто максимального комфорта при передвижении понадобятся масляные амортизаторы. Но бывает, что автовладельца не устраивает ни первый, ни второй вариант. Тогда есть компромисс – установка газомасляных деталей.
Другие (дополнительные) способы изменения жесткости подвески
Если вы любитель комфортной езды, можно поставить шины с большим профилем. Чем он меньше, тем руль «острее», машина будет выглядеть «круче», но и все неровности дороги – «ваши». Простой способ смягчить подвеску – снизить давление в шинах. Но тогда их эксплуатационный ресурс снизиться, а расход горючего вырастет. Некоторые любители агрессивного стиля вождения устанавливают более жесткий стабилизатор поперечной устойчивости. Он не «позволяет» колесам на одной оси двигаться вразнобой, не в ритм. Но здесь есть опасность отрыва одного колеса от дорожной поверхности при повороте на угол больше 90°.
Выводы
Если вы хотите, чтобы подвеска служила долго, не вносите в нее конструктивных изменений. При ремонте устанавливайте то, что было заложено в авто на конвейере. Иное дело, если вас не удовлетворяет подвеска или вы хотите ее постоянно перестраивать. Лучший вариант – установка пневматической системы.

Это дороговато, для кого-то сложно, но в некоторых моделях настраивать подвеску можно из салона (такое делается и самостоятельно!). В других случаях помните: на заводе просчитаны все варианты. И если вы изменили одну характеристику, поменяется и другая. Например, на жесткой подвеске авто лучше управляется, но ресурс деталей уменьшается и наоборот.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Тефлоновые поршни – гениальная идея или очередной провал?
Можно ли улучшить двигатель обычными бытовыми технологиями? В новом видео автор YouTube-канала «Гараж 54» решает провести смелый эксперимент: нанести на поршни...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

MiningWorld Rus 2025 – китайской техники больше, чем российской
Когда речь заходит о развитии горнодобывающей отрасли, ожидания от выставок вроде MiningWorld Rus обычно высоки. Однако в этом году отечественная техника...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

Nissan представил необычный и мощный пикап
Подобную концепцию японский бренд использует впервые за свою историю. Представительство говорит об отсылках к 80-м годам, но визуально в это сложно поверить....

МАЗ запустил автобусный завод – производственные мощности возрастут в разы
Первые автобусы уже сходят с конвейера. Теперь их будет в два раза больше....