
McLaren MP4/6 Honda, последний чемпион с V12
В 1988 году в Формуле-1 началась новая эра: 3.5 литровых атмосферных V12. На тот момент существовало три основные концепции силовых агрегатов: V8 – Ford Cosworth, V10 – Honda и Renault, и наконец V12 – Ferrari. У каждой из этих схем есть как достоинства, так и недостатки. Например, “восьмерки” обладая наименьшей мощностью, были самыми экономичными. А двенадцатицилиндровые наоборот – обладая наибольшими возможностями по форсировке, потребляли больше всех топлива. На их фоне, золотой серединой выглядели «десятки»: баланс мощности и экономичности. Глядя на результаты сезона 1989 года, напрашивается вывод, что V10 гораздо предпочтительнее остальных схем: 12 побед, против трех у V12 и одной для V8.
Но по чистой мощности двенадцатицилиндровым не было равных. В 1990 году квалификационный вариант двигателя Ferrari «tipo 036» V12 первым в Формуле-1 достиг заветного уровня 200 л. с. с литра рабочего объема, то есть превзошел отметку в семьсот лошадей! Очевидно, что, наблюдая за прогрессом Ferrari, японцы пришли к выводу, что дальнейший рост мощности с V10 невозможен, и форсировали работы по собственному проекту V12.
С точки зрения статистики, весной McLaren Honda не имела соперников. Сенна победил в четыре раза подряд, по сути, не имея однозначного соперника. Так Williams Найджела Мэнселла выглядел быстрым, но крайне ненадежным. Ален Прост, из Ferrari, и вовсе выбыл из числа претендентов на победу, причем даже на отдельных этапах, не говоря уж о чемпионате. Казалось, что Волшебника ждет легкая прогулка за третьей чемпионской короной, но в команде Williams Renault считали иначе. Перед сезоном 1991 Железному Фрэнку удалось заполучить двух сотрудников, позволивших сделать последний шаг для возвращения на гоночный Олимп.
✅ Во-первых, аэродинамика Эдриана Ньюи – гения, после ухода Гордона Марри, и творческих метаний Джона Барнарда ставшего безоговорочно лучшим конструктором Формулы-1.
✅ Во-вторых, гонщика Найджела Мэнселла. «Биг Найджа» часто недооценивали, но сам Сенна однажды признался, что Мэнселл – единственный пилот, которого он боится.
– Айртон Сенна.
Летом команда McLaren Honda терпела постоянные поражения от Williams Renault. Очевидно, что концептуально новый болид из Уокинга разработанный Нилом Оутли был тупиком: аэродинамическая концепция с плоским полом в носовой части, разработанная Гордоном Марри еще в 1988 году, и с тех пор подвергавшаяся косметическим изменениям, устарела. Начиная с пятого этапа Williams справились с проблемами и целых два месяца подряд пилоты McLaren Honda не могли не то что выиграть гонку, но даже и завоевать поул! В Уокинге и Вако не на шутку обеспокоились: титул ускользал из рук, с увеличивающейся скоростью! И хотя Айртон Сенна сохранял лидерство в личном зачете чемпионата мира, тенденция была в пользу Мэнселла и Williams Renault.
Обратите внимание на руки Айртона – болиды 90-х были безжалостны к своим пилотам! Фото: Youtube.com
Еще одним негативным фактором стал японский двигатель V12. Да, он развивал больше мощности, чем французский Renault V10, но требовал для этого заметно больше топлива! К тому же по приемистости, то есть по способность двигателя набирать обороты, RS3 превосходил RA121E. Плюс полуавтоматическая КПП, установленная на болиды Williams…
Показательным моментом борьбы за титул в сезоне 1991 года, стали квалификационные заезды перед гран-при Великобритании – ровно на экваторе чемпионата мира. Мэнселл и Сенна по очереди выезжали на трассу, чтобы завоевать поул-позицию. Первым лучшее промежуточное время показал Найджел – 1’21.863 секунды. Айртон пробует улучшить, но неудачно – на выходе из поворота Бридж McLaren выходит широко, и цепляет обочину.
За несколько минут до окончания квалификации Сенна предпринимает последнюю попытку. Высекая снопы искр, McLaren летит по трассе! Финишная черта, и – есть улучшение! Сенне удается невозможное: 1’21.618 – это новый промежуточный поул! Мэнселл видя этот результат удивленно качает головой, но все же выезжает еще на одну попытку, и – 1’20.938! Сенна понимает что это конец – бой окончен, его McLaren выжат до предела, ехать быстрее попросту невозможно!
Наджел не только гонщик и полицейский, но и таксист! Сильверстоун '91. Фото: Youtube.com
И если в квалификациях борьба проходила на равных, то в гоночных условиях удержаться за Williams Renault Сенна не смог – расход топлива у обновленного японского двигателя был слишком велик! По ходу гонки Биг-Найдж вез Волшебнику по секунде на круге! Но Айртону не суждено было финишировать даже вторым – McLaren MP4/6 бразильца беспомощно замер, не доехав до финиша пол круга. Закончилось топливо. Тоже самое произошло и на следующем этапе, в Германии.
Пожалуй, сезон 1991 года можно считать первым случаем, когда команды вступили в технологическую войну прямо по ходу чемпионата. Для того, чтобы обогнать Williams Renault, в McLaren Honda создали две тестовые бригады: в Англии и Японии. По свидетельствам журналистов, испытательные заезды останавливались лишь ночью. В результате этой работы, шасси McLaren удалось облегчить на 18 килограмм, а мотористы нашли несколько дополнительных лошадиных сил.
Двигатель V12 был испытан японцами на динамометрическом стенде в октябре 1989 года и тогда же был представлен на автосалоне в Токио. Это произошло всего через 8 месяцев, после получения технического задания. Первые тесты на трассе в Сильверстоуне состоялись через 9 месяцев, в июне 1990 года. Следующие испытания проходили в Монце, Хунгароринге и Эшториле. Такое количество предсезонных испытаний было беспрецедентным в Формуле-1 тех лет.
Двигатель Honda RA121E. Фото: Youtube.com
В начале сезона 1991 года, Honda заявили, что двигатель V12 производит «намного больше мощности», чем прошлогодний V10. Это выглядело странно, так как первая версия RA121E развивала максимальную мощность при 13 000 об/мин, что ниже чем 13 800 об/мин у RA100E, да и гонщики неоднократно заявляли, что новый мотор уступает прошлогоднему.
Под давлением Айртона Сенны, Honda серьезно модернизировали двигатель прямо по ходу сезона. Было увеличено соотношение диаметр цилиндра / ход поршня с изначальных 83/53.8 мм, до 86,5/49,6 мм, также японцы применили изменяемую геометрию впускного коллектора (VIS). Shell так же внесли вклад, разработав новое топливо, добавляющее мотору 50 лошадиных сил, к тому же обладавшее меньшим удельным весом. Выигрыш, при заправке полного бака, составлял 15 килограмм! Эти меры позволили поднять мощность на 90 лошадей!
Айртон Сенна празднует победу в Монако. Фото: Youtube.com
После всех этих усилий, на десятом этапе чемпионата мира в Венгрии Сенне удается прервать череду поражений: поул и победа Волшебника! Дальнейшая борьба шла на равных, с переменным успехом. Как правило Williams выглядел предпочтительнее с точки зрения скорости, но за рулем McLaren сидел Сенна! Плюс традиционно ужасные пит-стопы Williams…
✅ Шасси: углеродное волокно с алюминиевым сотовым монококом.
✅ Габаритные размеры. Длина: 4496 мм. Ширина: 2120 мм. Высота: 965 мм.
✅ Масса (без топлива и гонщика): 505 килограмм.
✅ Двигатель: Honda RA121E, V12 60°, мощностью 770 лошадей.
✅ Главный конструктор: Нил Оутли.
✅ Главный аэродинамик: Андри Дюран
✅Гонщики: Айртон Сенна (7 побед в сезоне – Чемпион мира) и Герхард Бергер (1 победа)
Ни один другой гонщик в мире не смог бы на McLaren MP4/6 обыграть Мэнселла. Айртон смог! Во многом благодаря команде Williams, допустившим ошибку на пит-стопе в Эшториле: один из механиков не сумел прикрутить колесо, и «трехлапый» Williams Найджа беспомощно замер на пит-лейн. Подоспевшие механики прикрутили отвалившееся колесо обратно, но за работы вне отведенного места Мэнселл был дисквалифицирован.
McLaren MP4/6 без внешних аэродинамических панелей. Фото: Youtube.com
Было бы ошибкой считать, что Сенна победил исключительно благодаря «поддержке» Williams. В 1991 году Волшебник изменил свою гоночную философию. Если прежде, он стремился одержать победу в каждой гонке любой ценой, то сейчас все было иначе: главное – корона чемпиона мира, а ее можно завоевать, победив всего на одном этапе из шестнадцати. Похоже, что два года в одной команде с Профессором Простом не прошли даром! «Поздний» Сенна даже внешне изменился, стал спокойнее что ли, заматерел. По-прежнему обладая убийственной скоростью, Айртон научился стратегически планировать ход чемпионата мира. Это умение принесло ему третий титул, а вовсе не «shitbox» от Williams.
Чемпионат 1991 года стал последним в истории Формулы-1, когда победу в личном зачете принес болид, оснащенный двигателем V12. Этот титул также стал последним для механических КПП, болидов «с низким полом» и для Айртона Сенны.
Но по чистой мощности двенадцатицилиндровым не было равных. В 1990 году квалификационный вариант двигателя Ferrari «tipo 036» V12 первым в Формуле-1 достиг заветного уровня 200 л. с. с литра рабочего объема, то есть превзошел отметку в семьсот лошадей! Очевидно, что, наблюдая за прогрессом Ferrari, японцы пришли к выводу, что дальнейший рост мощности с V10 невозможен, и форсировали работы по собственному проекту V12.
Ход чемпионата 1991
С точки зрения статистики, весной McLaren Honda не имела соперников. Сенна победил в четыре раза подряд, по сути, не имея однозначного соперника. Так Williams Найджела Мэнселла выглядел быстрым, но крайне ненадежным. Ален Прост, из Ferrari, и вовсе выбыл из числа претендентов на победу, причем даже на отдельных этапах, не говоря уж о чемпионате. Казалось, что Волшебника ждет легкая прогулка за третьей чемпионской короной, но в команде Williams Renault считали иначе. Перед сезоном 1991 Железному Фрэнку удалось заполучить двух сотрудников, позволивших сделать последний шаг для возвращения на гоночный Олимп.
✅ Во-первых, аэродинамика Эдриана Ньюи – гения, после ухода Гордона Марри, и творческих метаний Джона Барнарда ставшего безоговорочно лучшим конструктором Формулы-1.
✅ Во-вторых, гонщика Найджела Мэнселла. «Биг Найджа» часто недооценивали, но сам Сенна однажды признался, что Мэнселл – единственный пилот, которого он боится.
Когда я вижу Найджела в зеркале заднего вида, то начинаю паниковать, потому что не понимаю, что этот парень сделает в следующий момент!
– Айртон Сенна.
Лето - пора расцвета!
Летом команда McLaren Honda терпела постоянные поражения от Williams Renault. Очевидно, что концептуально новый болид из Уокинга разработанный Нилом Оутли был тупиком: аэродинамическая концепция с плоским полом в носовой части, разработанная Гордоном Марри еще в 1988 году, и с тех пор подвергавшаяся косметическим изменениям, устарела. Начиная с пятого этапа Williams справились с проблемами и целых два месяца подряд пилоты McLaren Honda не могли не то что выиграть гонку, но даже и завоевать поул! В Уокинге и Вако не на шутку обеспокоились: титул ускользал из рук, с увеличивающейся скоростью! И хотя Айртон Сенна сохранял лидерство в личном зачете чемпионата мира, тенденция была в пользу Мэнселла и Williams Renault.

Еще одним негативным фактором стал японский двигатель V12. Да, он развивал больше мощности, чем французский Renault V10, но требовал для этого заметно больше топлива! К тому же по приемистости, то есть по способность двигателя набирать обороты, RS3 превосходил RA121E. Плюс полуавтоматическая КПП, установленная на болиды Williams…
Дуэль в Сильверстоуне
Показательным моментом борьбы за титул в сезоне 1991 года, стали квалификационные заезды перед гран-при Великобритании – ровно на экваторе чемпионата мира. Мэнселл и Сенна по очереди выезжали на трассу, чтобы завоевать поул-позицию. Первым лучшее промежуточное время показал Найджел – 1’21.863 секунды. Айртон пробует улучшить, но неудачно – на выходе из поворота Бридж McLaren выходит широко, и цепляет обочину.
За несколько минут до окончания квалификации Сенна предпринимает последнюю попытку. Высекая снопы искр, McLaren летит по трассе! Финишная черта, и – есть улучшение! Сенне удается невозможное: 1’21.618 – это новый промежуточный поул! Мэнселл видя этот результат удивленно качает головой, но все же выезжает еще на одну попытку, и – 1’20.938! Сенна понимает что это конец – бой окончен, его McLaren выжат до предела, ехать быстрее попросту невозможно!

И если в квалификациях борьба проходила на равных, то в гоночных условиях удержаться за Williams Renault Сенна не смог – расход топлива у обновленного японского двигателя был слишком велик! По ходу гонки Биг-Найдж вез Волшебнику по секунде на круге! Но Айртону не суждено было финишировать даже вторым – McLaren MP4/6 бразильца беспомощно замер, не доехав до финиша пол круга. Закончилось топливо. Тоже самое произошло и на следующем этапе, в Германии.
Гонка обновлений
Пожалуй, сезон 1991 года можно считать первым случаем, когда команды вступили в технологическую войну прямо по ходу чемпионата. Для того, чтобы обогнать Williams Renault, в McLaren Honda создали две тестовые бригады: в Англии и Японии. По свидетельствам журналистов, испытательные заезды останавливались лишь ночью. В результате этой работы, шасси McLaren удалось облегчить на 18 килограмм, а мотористы нашли несколько дополнительных лошадиных сил.
Honda RA121E/B
Двигатель V12 был испытан японцами на динамометрическом стенде в октябре 1989 года и тогда же был представлен на автосалоне в Токио. Это произошло всего через 8 месяцев, после получения технического задания. Первые тесты на трассе в Сильверстоуне состоялись через 9 месяцев, в июне 1990 года. Следующие испытания проходили в Монце, Хунгароринге и Эшториле. Такое количество предсезонных испытаний было беспрецедентным в Формуле-1 тех лет.

В начале сезона 1991 года, Honda заявили, что двигатель V12 производит «намного больше мощности», чем прошлогодний V10. Это выглядело странно, так как первая версия RA121E развивала максимальную мощность при 13 000 об/мин, что ниже чем 13 800 об/мин у RA100E, да и гонщики неоднократно заявляли, что новый мотор уступает прошлогоднему.
Под давлением Айртона Сенны, Honda серьезно модернизировали двигатель прямо по ходу сезона. Было увеличено соотношение диаметр цилиндра / ход поршня с изначальных 83/53.8 мм, до 86,5/49,6 мм, также японцы применили изменяемую геометрию впускного коллектора (VIS). Shell так же внесли вклад, разработав новое топливо, добавляющее мотору 50 лошадиных сил, к тому же обладавшее меньшим удельным весом. Выигрыш, при заправке полного бака, составлял 15 килограмм! Эти меры позволили поднять мощность на 90 лошадей!

После всех этих усилий, на десятом этапе чемпионата мира в Венгрии Сенне удается прервать череду поражений: поул и победа Волшебника! Дальнейшая борьба шла на равных, с переменным успехом. Как правило Williams выглядел предпочтительнее с точки зрения скорости, но за рулем McLaren сидел Сенна! Плюс традиционно ужасные пит-стопы Williams…
McLaren MP4/6 Honda. Технические характеристики.
✅ Шасси: углеродное волокно с алюминиевым сотовым монококом.
✅ Габаритные размеры. Длина: 4496 мм. Ширина: 2120 мм. Высота: 965 мм.
✅ Масса (без топлива и гонщика): 505 килограмм.
✅ Двигатель: Honda RA121E, V12 60°, мощностью 770 лошадей.
✅ Главный конструктор: Нил Оутли.
✅ Главный аэродинамик: Андри Дюран
✅Гонщики: Айртон Сенна (7 побед в сезоне – Чемпион мира) и Герхард Бергер (1 победа)
Ни один другой гонщик в мире не смог бы на McLaren MP4/6 обыграть Мэнселла. Айртон смог! Во многом благодаря команде Williams, допустившим ошибку на пит-стопе в Эшториле: один из механиков не сумел прикрутить колесо, и «трехлапый» Williams Найджа беспомощно замер на пит-лейн. Подоспевшие механики прикрутили отвалившееся колесо обратно, но за работы вне отведенного места Мэнселл был дисквалифицирован.

Было бы ошибкой считать, что Сенна победил исключительно благодаря «поддержке» Williams. В 1991 году Волшебник изменил свою гоночную философию. Если прежде, он стремился одержать победу в каждой гонке любой ценой, то сейчас все было иначе: главное – корона чемпиона мира, а ее можно завоевать, победив всего на одном этапе из шестнадцати. Похоже, что два года в одной команде с Профессором Простом не прошли даром! «Поздний» Сенна даже внешне изменился, стал спокойнее что ли, заматерел. По-прежнему обладая убийственной скоростью, Айртон научился стратегически планировать ход чемпионата мира. Это умение принесло ему третий титул, а вовсе не «shitbox» от Williams.
Чемпионат 1991 года стал последним в истории Формулы-1, когда победу в личном зачете принес болид, оснащенный двигателем V12. Этот титул также стал последним для механических КПП, болидов «с низким полом» и для Айртона Сенны.
- Алексей Медведев
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Трансполярная магистраль: грандиозный проект СССР, который так и не удалось завершить
Железная дорога должна была протянуться от Баренцева моря до Чукотки. Но удалось построить лишь некоторые участки....

Самый большой и тихий «Тасманский» паром спущен на воду
Речь о Hull 096, созданном по заказу компании-оператора Buquebus. Теперь он не только самый крупный — смотрите подробности в нашем материале....

В Ленинградской области в скором времени появится новая магистраль – КАД-2
Специалисты «Автодора» уже взялись за проектирование первого участка....

В России сместят предельный срок службы самолетов Як-40
Пока российская авиация ожидает появление Ил-114-300 или ТВРС-44 «Ладога», региональным рейсам приходится эксплуатировать самолеты, созданные в 60-х годах. Еще...

Поезд-отель: из Москвы в Санкт-Петербург за 350 000 рублей
Путешествия по железной дороге могут быть разными – от простого способа добраться из точки А в точку Б до роскошного приключения. Именно о таком исключительном...

Spartan EV – почему электро УАЗ так и не пошел в «массы»
На бездорожье в Подмосковье осенью 2021 года проходили испытания электрокара UAZ Spartan EV, событие освещалось в прессе, были ожидания… Однако российские...

Mooney M20 – некогда самый быстрый из серийных одномоторников
Бренд «Муни» не пользуется особой популярностью в России. Тем не менее в других странах эти легкие самолеты можно назвать в определенной степени...

«Валдай-18» официально поступил в продажу
Производитель предлагает гарантию без ограничений по пробегу. В список сильных сторон новинки однозначно стоит отнести пневматическую подвеску....

LADA Vesta Cross с «шестиступкой»: неожиданные итоги тест-драйва
Когда речь заходит о практичных, доступных, и при этом комфортных автомобилях для российских дорог, LADA Vesta Cross с 6-ступенчатой МКПП становится одним из...

В поисках альтернативы «Искре» — восстановление старой Subaru Impreza
Давайте начистоту: предположительные 1,6 миллиона «целковых» за автомобиль, сильно напоминающий «Весту», готов выложить далеко не каждый житель нашей страны....

Ford Expedition III – когда V8 дешевле, чем V6
Этот огромный рамный внедорожник мало того, что трехрядный – у него еще и большой багажник. Вот только покупать такой нужно с оглядкой....

Первый в мире серийный мотоцикл на метане – как едет и что умеет?
Когда думаешь, что мотоциклы – это два колеса и мотор, на сцене появляется Bajaj Freedom 125 и ломает шаблоны. Это первый в мире серийный мотоцикл, который...

Первый полностью российский МС-21 поднялся в небо
Самолет пробыл в воздухе 1 час 15 минут. У российского авиастроения есть светлое будущее....

Новая модель Genesis могла быть «круче» BMW М3
Есть небольшое «но»: седан не планируют запускать в серию, хотя авто адаптировано не только для трека, но и для дорог общего пользования...

Citroen обновил свой самый популярный внедорожник
На текущий момент известно о четырех конфигурациях силовых установок. Кроме технической части, автомобиль также заметно изменился в плане дизайна экстерьера и...

Nissan успешно конкурирует с китайскими электромобилями на их «поле»
В Поднебесной стартовали продажи нового седана от японского бренда. Модель, на удивление, оказалась востребованной. Как «Ниссан» это удалось?...