McLaren MP4/6 Honda, последний чемпион с V12
В 1988 году в Формуле-1 началась новая эра: 3.5 литровых атмосферных V12. На тот момент существовало три основные концепции силовых агрегатов: V8 – Ford Cosworth, V10 – Honda и Renault, и наконец V12 – Ferrari. У каждой из этих схем есть как достоинства, так и недостатки. Например, “восьмерки” обладая наименьшей мощностью, были самыми экономичными. А двенадцатицилиндровые наоборот – обладая наибольшими возможностями по форсировке, потребляли больше всех топлива. На их фоне, золотой серединой выглядели «десятки»: баланс мощности и экономичности. Глядя на результаты сезона 1989 года, напрашивается вывод, что V10 гораздо предпочтительнее остальных схем: 12 побед, против трех у V12 и одной для V8.
Но по чистой мощности двенадцатицилиндровым не было равных. В 1990 году квалификационный вариант двигателя Ferrari «tipo 036» V12 первым в Формуле-1 достиг заветного уровня 200 л. с. с литра рабочего объема, то есть превзошел отметку в семьсот лошадей! Очевидно, что, наблюдая за прогрессом Ferrari, японцы пришли к выводу, что дальнейший рост мощности с V10 невозможен, и форсировали работы по собственному проекту V12.
С точки зрения статистики, весной McLaren Honda не имела соперников. Сенна победил в четыре раза подряд, по сути, не имея однозначного соперника. Так Williams Найджела Мэнселла выглядел быстрым, но крайне ненадежным. Ален Прост, из Ferrari, и вовсе выбыл из числа претендентов на победу, причем даже на отдельных этапах, не говоря уж о чемпионате. Казалось, что Волшебника ждет легкая прогулка за третьей чемпионской короной, но в команде Williams Renault считали иначе. Перед сезоном 1991 Железному Фрэнку удалось заполучить двух сотрудников, позволивших сделать последний шаг для возвращения на гоночный Олимп.
✅ Во-первых, аэродинамика Эдриана Ньюи – гения, после ухода Гордона Марри, и творческих метаний Джона Барнарда ставшего безоговорочно лучшим конструктором Формулы-1.
✅ Во-вторых, гонщика Найджела Мэнселла. «Биг Найджа» часто недооценивали, но сам Сенна однажды признался, что Мэнселл – единственный пилот, которого он боится.
– Айртон Сенна.
Летом команда McLaren Honda терпела постоянные поражения от Williams Renault. Очевидно, что концептуально новый болид из Уокинга разработанный Нилом Оутли был тупиком: аэродинамическая концепция с плоским полом в носовой части, разработанная Гордоном Марри еще в 1988 году, и с тех пор подвергавшаяся косметическим изменениям, устарела. Начиная с пятого этапа Williams справились с проблемами и целых два месяца подряд пилоты McLaren Honda не могли не то что выиграть гонку, но даже и завоевать поул! В Уокинге и Вако не на шутку обеспокоились: титул ускользал из рук, с увеличивающейся скоростью! И хотя Айртон Сенна сохранял лидерство в личном зачете чемпионата мира, тенденция была в пользу Мэнселла и Williams Renault.
Еще одним негативным фактором стал японский двигатель V12. Да, он развивал больше мощности, чем французский Renault V10, но требовал для этого заметно больше топлива! К тому же по приемистости, то есть по способность двигателя набирать обороты, RS3 превосходил RA121E. Плюс полуавтоматическая КПП, установленная на болиды Williams…
Показательным моментом борьбы за титул в сезоне 1991 года, стали квалификационные заезды перед гран-при Великобритании – ровно на экваторе чемпионата мира. Мэнселл и Сенна по очереди выезжали на трассу, чтобы завоевать поул-позицию. Первым лучшее промежуточное время показал Найджел – 1’21.863 секунды. Айртон пробует улучшить, но неудачно – на выходе из поворота Бридж McLaren выходит широко, и цепляет обочину.
За несколько минут до окончания квалификации Сенна предпринимает последнюю попытку. Высекая снопы искр, McLaren летит по трассе! Финишная черта, и – есть улучшение! Сенне удается невозможное: 1’21.618 – это новый промежуточный поул! Мэнселл видя этот результат удивленно качает головой, но все же выезжает еще на одну попытку, и – 1’20.938! Сенна понимает что это конец – бой окончен, его McLaren выжат до предела, ехать быстрее попросту невозможно!
И если в квалификациях борьба проходила на равных, то в гоночных условиях удержаться за Williams Renault Сенна не смог – расход топлива у обновленного японского двигателя был слишком велик! По ходу гонки Биг-Найдж вез Волшебнику по секунде на круге! Но Айртону не суждено было финишировать даже вторым – McLaren MP4/6 бразильца беспомощно замер, не доехав до финиша пол круга. Закончилось топливо. Тоже самое произошло и на следующем этапе, в Германии.
Пожалуй, сезон 1991 года можно считать первым случаем, когда команды вступили в технологическую войну прямо по ходу чемпионата. Для того, чтобы обогнать Williams Renault, в McLaren Honda создали две тестовые бригады: в Англии и Японии. По свидетельствам журналистов, испытательные заезды останавливались лишь ночью. В результате этой работы, шасси McLaren удалось облегчить на 18 килограмм, а мотористы нашли несколько дополнительных лошадиных сил.
Двигатель V12 был испытан японцами на динамометрическом стенде в октябре 1989 года и тогда же был представлен на автосалоне в Токио. Это произошло всего через 8 месяцев, после получения технического задания. Первые тесты на трассе в Сильверстоуне состоялись через 9 месяцев, в июне 1990 года. Следующие испытания проходили в Монце, Хунгароринге и Эшториле. Такое количество предсезонных испытаний было беспрецедентным в Формуле-1 тех лет.
В начале сезона 1991 года, Honda заявили, что двигатель V12 производит «намного больше мощности», чем прошлогодний V10. Это выглядело странно, так как первая версия RA121E развивала максимальную мощность при 13 000 об/мин, что ниже чем 13 800 об/мин у RA100E, да и гонщики неоднократно заявляли, что новый мотор уступает прошлогоднему.
Под давлением Айртона Сенны, Honda серьезно модернизировали двигатель прямо по ходу сезона. Было увеличено соотношение диаметр цилиндра / ход поршня с изначальных 83/53.8 мм, до 86,5/49,6 мм, также японцы применили изменяемую геометрию впускного коллектора (VIS). Shell так же внесли вклад, разработав новое топливо, добавляющее мотору 50 лошадиных сил, к тому же обладавшее меньшим удельным весом. Выигрыш, при заправке полного бака, составлял 15 килограмм! Эти меры позволили поднять мощность на 90 лошадей!
После всех этих усилий, на десятом этапе чемпионата мира в Венгрии Сенне удается прервать череду поражений: поул и победа Волшебника! Дальнейшая борьба шла на равных, с переменным успехом. Как правило Williams выглядел предпочтительнее с точки зрения скорости, но за рулем McLaren сидел Сенна! Плюс традиционно ужасные пит-стопы Williams…
✅ Шасси: углеродное волокно с алюминиевым сотовым монококом.
✅ Габаритные размеры. Длина: 4496 мм. Ширина: 2120 мм. Высота: 965 мм.
✅ Масса (без топлива и гонщика): 505 килограмм.
✅ Двигатель: Honda RA121E, V12 60°, мощностью 770 лошадей.
✅ Главный конструктор: Нил Оутли.
✅ Главный аэродинамик: Андри Дюран
✅Гонщики: Айртон Сенна (7 побед в сезоне – Чемпион мира) и Герхард Бергер (1 победа)
Ни один другой гонщик в мире не смог бы на McLaren MP4/6 обыграть Мэнселла. Айртон смог! Во многом благодаря команде Williams, допустившим ошибку на пит-стопе в Эшториле: один из механиков не сумел прикрутить колесо, и «трехлапый» Williams Найджа беспомощно замер на пит-лейн. Подоспевшие механики прикрутили отвалившееся колесо обратно, но за работы вне отведенного места Мэнселл был дисквалифицирован.
Было бы ошибкой считать, что Сенна победил исключительно благодаря «поддержке» Williams. В 1991 году Волшебник изменил свою гоночную философию. Если прежде, он стремился одержать победу в каждой гонке любой ценой, то сейчас все было иначе: главное – корона чемпиона мира, а ее можно завоевать, победив всего на одном этапе из шестнадцати. Похоже, что два года в одной команде с Профессором Простом не прошли даром! «Поздний» Сенна даже внешне изменился, стал спокойнее что ли, заматерел. По-прежнему обладая убийственной скоростью, Айртон научился стратегически планировать ход чемпионата мира. Это умение принесло ему третий титул, а вовсе не «shitbox» от Williams.
Чемпионат 1991 года стал последним в истории Формулы-1, когда победу в личном зачете принес болид, оснащенный двигателем V12. Этот титул также стал последним для механических КПП, болидов «с низким полом» и для Айртона Сенны.
Но по чистой мощности двенадцатицилиндровым не было равных. В 1990 году квалификационный вариант двигателя Ferrari «tipo 036» V12 первым в Формуле-1 достиг заветного уровня 200 л. с. с литра рабочего объема, то есть превзошел отметку в семьсот лошадей! Очевидно, что, наблюдая за прогрессом Ferrari, японцы пришли к выводу, что дальнейший рост мощности с V10 невозможен, и форсировали работы по собственному проекту V12.
Ход чемпионата 1991
С точки зрения статистики, весной McLaren Honda не имела соперников. Сенна победил в четыре раза подряд, по сути, не имея однозначного соперника. Так Williams Найджела Мэнселла выглядел быстрым, но крайне ненадежным. Ален Прост, из Ferrari, и вовсе выбыл из числа претендентов на победу, причем даже на отдельных этапах, не говоря уж о чемпионате. Казалось, что Волшебника ждет легкая прогулка за третьей чемпионской короной, но в команде Williams Renault считали иначе. Перед сезоном 1991 Железному Фрэнку удалось заполучить двух сотрудников, позволивших сделать последний шаг для возвращения на гоночный Олимп.
✅ Во-первых, аэродинамика Эдриана Ньюи – гения, после ухода Гордона Марри, и творческих метаний Джона Барнарда ставшего безоговорочно лучшим конструктором Формулы-1.
✅ Во-вторых, гонщика Найджела Мэнселла. «Биг Найджа» часто недооценивали, но сам Сенна однажды признался, что Мэнселл – единственный пилот, которого он боится.
Когда я вижу Найджела в зеркале заднего вида, то начинаю паниковать, потому что не понимаю, что этот парень сделает в следующий момент!
– Айртон Сенна.
Лето - пора расцвета!
Летом команда McLaren Honda терпела постоянные поражения от Williams Renault. Очевидно, что концептуально новый болид из Уокинга разработанный Нилом Оутли был тупиком: аэродинамическая концепция с плоским полом в носовой части, разработанная Гордоном Марри еще в 1988 году, и с тех пор подвергавшаяся косметическим изменениям, устарела. Начиная с пятого этапа Williams справились с проблемами и целых два месяца подряд пилоты McLaren Honda не могли не то что выиграть гонку, но даже и завоевать поул! В Уокинге и Вако не на шутку обеспокоились: титул ускользал из рук, с увеличивающейся скоростью! И хотя Айртон Сенна сохранял лидерство в личном зачете чемпионата мира, тенденция была в пользу Мэнселла и Williams Renault.
Обратите внимание на руки Айртона – болиды 90-х были безжалостны к своим пилотам! Фото: Youtube.com
Еще одним негативным фактором стал японский двигатель V12. Да, он развивал больше мощности, чем французский Renault V10, но требовал для этого заметно больше топлива! К тому же по приемистости, то есть по способность двигателя набирать обороты, RS3 превосходил RA121E. Плюс полуавтоматическая КПП, установленная на болиды Williams…
Дуэль в Сильверстоуне
Показательным моментом борьбы за титул в сезоне 1991 года, стали квалификационные заезды перед гран-при Великобритании – ровно на экваторе чемпионата мира. Мэнселл и Сенна по очереди выезжали на трассу, чтобы завоевать поул-позицию. Первым лучшее промежуточное время показал Найджел – 1’21.863 секунды. Айртон пробует улучшить, но неудачно – на выходе из поворота Бридж McLaren выходит широко, и цепляет обочину.
За несколько минут до окончания квалификации Сенна предпринимает последнюю попытку. Высекая снопы искр, McLaren летит по трассе! Финишная черта, и – есть улучшение! Сенне удается невозможное: 1’21.618 – это новый промежуточный поул! Мэнселл видя этот результат удивленно качает головой, но все же выезжает еще на одну попытку, и – 1’20.938! Сенна понимает что это конец – бой окончен, его McLaren выжат до предела, ехать быстрее попросту невозможно!
Наджел не только гонщик и полицейский, но и таксист! Сильверстоун '91. Фото: Youtube.com
И если в квалификациях борьба проходила на равных, то в гоночных условиях удержаться за Williams Renault Сенна не смог – расход топлива у обновленного японского двигателя был слишком велик! По ходу гонки Биг-Найдж вез Волшебнику по секунде на круге! Но Айртону не суждено было финишировать даже вторым – McLaren MP4/6 бразильца беспомощно замер, не доехав до финиша пол круга. Закончилось топливо. Тоже самое произошло и на следующем этапе, в Германии.
Гонка обновлений
Пожалуй, сезон 1991 года можно считать первым случаем, когда команды вступили в технологическую войну прямо по ходу чемпионата. Для того, чтобы обогнать Williams Renault, в McLaren Honda создали две тестовые бригады: в Англии и Японии. По свидетельствам журналистов, испытательные заезды останавливались лишь ночью. В результате этой работы, шасси McLaren удалось облегчить на 18 килограмм, а мотористы нашли несколько дополнительных лошадиных сил.
Honda RA121E/B
Двигатель V12 был испытан японцами на динамометрическом стенде в октябре 1989 года и тогда же был представлен на автосалоне в Токио. Это произошло всего через 8 месяцев, после получения технического задания. Первые тесты на трассе в Сильверстоуне состоялись через 9 месяцев, в июне 1990 года. Следующие испытания проходили в Монце, Хунгароринге и Эшториле. Такое количество предсезонных испытаний было беспрецедентным в Формуле-1 тех лет.
Двигатель Honda RA121E. Фото: Youtube.com
В начале сезона 1991 года, Honda заявили, что двигатель V12 производит «намного больше мощности», чем прошлогодний V10. Это выглядело странно, так как первая версия RA121E развивала максимальную мощность при 13 000 об/мин, что ниже чем 13 800 об/мин у RA100E, да и гонщики неоднократно заявляли, что новый мотор уступает прошлогоднему.
Под давлением Айртона Сенны, Honda серьезно модернизировали двигатель прямо по ходу сезона. Было увеличено соотношение диаметр цилиндра / ход поршня с изначальных 83/53.8 мм, до 86,5/49,6 мм, также японцы применили изменяемую геометрию впускного коллектора (VIS). Shell так же внесли вклад, разработав новое топливо, добавляющее мотору 50 лошадиных сил, к тому же обладавшее меньшим удельным весом. Выигрыш, при заправке полного бака, составлял 15 килограмм! Эти меры позволили поднять мощность на 90 лошадей!
Айртон Сенна празднует победу в Монако. Фото: Youtube.com
После всех этих усилий, на десятом этапе чемпионата мира в Венгрии Сенне удается прервать череду поражений: поул и победа Волшебника! Дальнейшая борьба шла на равных, с переменным успехом. Как правило Williams выглядел предпочтительнее с точки зрения скорости, но за рулем McLaren сидел Сенна! Плюс традиционно ужасные пит-стопы Williams…
McLaren MP4/6 Honda. Технические характеристики.
✅ Шасси: углеродное волокно с алюминиевым сотовым монококом.
✅ Габаритные размеры. Длина: 4496 мм. Ширина: 2120 мм. Высота: 965 мм.
✅ Масса (без топлива и гонщика): 505 килограмм.
✅ Двигатель: Honda RA121E, V12 60°, мощностью 770 лошадей.
✅ Главный конструктор: Нил Оутли.
✅ Главный аэродинамик: Андри Дюран
✅Гонщики: Айртон Сенна (7 побед в сезоне – Чемпион мира) и Герхард Бергер (1 победа)
Ни один другой гонщик в мире не смог бы на McLaren MP4/6 обыграть Мэнселла. Айртон смог! Во многом благодаря команде Williams, допустившим ошибку на пит-стопе в Эшториле: один из механиков не сумел прикрутить колесо, и «трехлапый» Williams Найджа беспомощно замер на пит-лейн. Подоспевшие механики прикрутили отвалившееся колесо обратно, но за работы вне отведенного места Мэнселл был дисквалифицирован.
McLaren MP4/6 без внешних аэродинамических панелей. Фото: Youtube.com
Было бы ошибкой считать, что Сенна победил исключительно благодаря «поддержке» Williams. В 1991 году Волшебник изменил свою гоночную философию. Если прежде, он стремился одержать победу в каждой гонке любой ценой, то сейчас все было иначе: главное – корона чемпиона мира, а ее можно завоевать, победив всего на одном этапе из шестнадцати. Похоже, что два года в одной команде с Профессором Простом не прошли даром! «Поздний» Сенна даже внешне изменился, стал спокойнее что ли, заматерел. По-прежнему обладая убийственной скоростью, Айртон научился стратегически планировать ход чемпионата мира. Это умение принесло ему третий титул, а вовсе не «shitbox» от Williams.
Чемпионат 1991 года стал последним в истории Формулы-1, когда победу в личном зачете принес болид, оснащенный двигателем V12. Этот титул также стал последним для механических КПП, болидов «с низким полом» и для Айртона Сенны.
- Алексей Медведев
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...