Суперскоростные вертолеты – проекты и реальности
Многие читатели наверняка смотрели фантастический фильм «6 дней», где, оторвавшись от земли, вертолеты Wishpercraft летают по небу, подобно реактивным самолетам. Как раз эту идею и хотят реализовать российские авиаконструкторы из КБ Камова. Ка-90 (в некоторых источниках Ка-100) – летательный аппарат с вертикальным взлетом, способный набрать сначала 450 км/ч, а потом сложить свои лопасти в «чехол» и, включив «форсаж», рвануть со скоростью 800 км/ч.
Фильм фильмом, но коллектив конструкторского бюро вдохновило что-то другое, а не только голливудские фантазии: в 2008 году на выставке «ХелиРаша» первый макет прототипа представители КБ им. Камова продемонстрировали широкой публике. Концепция совершенно новая и предполагает отрыв от земли с помощью коротких лопастей винта, разгоняющих потом аппарат до 450 км/ч. Затем они «превращаются» в стреловидное крыло. Далее включается двухконтурный ТРД, посредством которого аппарат набирает скорость в 700-800 км/ч. При этом винты совсем убираются в футляр наверху вертолета. При посадке маршевый двигатель выключается, лопасти «вытаскиваются» наружу, и машина опускается на землю, как обычный вертолет. Такой концепции пока нет ни у кого в мире, включая США.
Предполагается, что в будущем новая машина заменит Ми-8 и будет способна брать на борт до 24-х человек. Вес аппарата, которым управляют два пилота, составит от 10,5 до 11,5 тонн. Диаметр несущего винта – 8 м. Сначала вертолет получит армия, потом создадут и гражданскую версию.
Есть и другие вопросы, типа «Для чего нужен такой летательный аппарат?». Не исключено, что ответ придется искать в относительно недавних американских разработках подобных машин. Ниже – обзор одной из наиболее перспективных.
Это тоже скоростная винтокрылая машина, правда с гораздо более скромными предельными значениями, при сравнении с российским проектом. Однако если в РФ это пока что только планы, американцы уже испытывали реальный вертолет. Его сборка началась в 2012 году. Изначально было понятно, что машина делается для армии, о чем говорит и ее название, переводимое, как «разведчик». Новинка призвана заменить модель Bell OH-58 Kiowa Warrio, использовавшуюся еще во вьетнамской войне.
Вертолет разрабатывался на основе Sikorsky X2 – концепта, показанного публике ранее. Эта машина поднималась в воздух 23 раза и достигла скорости 460 км/ч. В 2011-м программу закрыли, а полученные результаты решили использовать при разработке S-97.
Создавая новую машину, американцы в сущности попытались сконструировать «летающую БМП», обладающую высокой маневренностью и скоростью. Вертолет имеет вооружение, может транспортировать до 6 десантников-разведчиков. Некоторые технические характеристики машины, проходившей испытания 25.06.2019 года в штате Флорида на аэродроме Уэст-Палм-Бич (первый полет состоялся в 2015-м, в 2017-м был неудачным – случилась жесткая посадка):
✅ двигатели и их мощность – General Electric YT706, 2600 «лошадей»
✅ диаметры винтов – 10 м (несущий), 2,1 м (толкающий)
✅ взлетный вес – 4,057 т (нормальный) и 9,99 т (наибольший)
✅ скорость – до 444 км/ч, с полным вооружением 407 км/ч
✅ потолок – 3048 м
✅ дальность – 1140 км
На сегодня о скоростном вертолете ничего неизвестно, есть сведения, что он должен был принимать участие в тендере ВС США по созданию ударно-разведывательного вертолета. Но, очевидно, что-то не удовлетворило военных. А что на это может сказать Россия?
Здесь используется то ж техническое решение, что и у компании «Сикорский». У Ка-92 короткие и более жесткие бесшарнирные лопасти, оснащенные законцовками особой формы. Продвижением летательного аппарата вперед «занимается» толкающий винт, находящийся в задней части машины. Вращает его редукционная система, работающая от единственного двигателя.
Шасси сделали убирающимися. Конструкторы предполагают, что достигнут следующих технических параметров:
✅ двигатель – турбированные агрегаты ВК-3000 мощностью 3200 «лошадей» (на первоначальном этапе поставят ВК-2500):
✅ скорость – до 430 км/ч
✅ наибольший взлетный вес – 16 тыс. кг
✅ дальность – 1400 км
✅ количество пассажиров – до 30 человек
Вертолет предполагается выпускать в нескольких вариантах – военном, спасательном, пассажирском и медицинском. На разработку Ка-92 было выделено в общей сложности около 7,5 млрд. руб. Но что-то не видать и ничего не слыхать о судьбе вертолета или хотя бы подвижках в деле создания летающего прототипа.
Из российских вариантов это попытка КБ им. Миля в виде создания концепта Ми-Х1, разработанного по одноосной схеме. Однако на сегодня никаких реальных результатов по новому вертолету нет. Вместо него продемонстрировали «модернизированный» Ми-24 с новой кабиной и другими лопастями (позже их стали ставить и на Ми-28). Вот насчет последних можно точно сказать – получились. Благодаря им и была достигнута приличная скорость в 380 км/ч. Но на этом дело благополучно и заглохло: дороговатыми получились новые лопасти! Кстати у американцев дела идут не лучше. Собранный по одноосной схеме Х-49A Speedhawk, в отличие от Ми-Х1, успел полетать еще в 2007 году.
Попытки его совершенствования только убедили в том, что для вертолетов с таким типом лопастей 400 км/ч – физический предел скорости. Установка несущего винта и даже небольших крыльев не помогли преодолеть данный максимум.
Невольно назревает вопрос: а нужен ли скоростной вертолет «мирной» авиации? Александр Браверман, работающий в КБ им. Миля сделал расчеты, которые показали: лучшие экономические параметры для винтокрылых машин соответствуют скорости в 300-310 км/ч. ее увеличение вызовет лишние расходы на топливо, повышенный шум, вибрацию.
Любой реальный самолет, тот же Ан-24, летающий с недостижимой сегодня для вертолетов скоростью 550 км/ч сядет без проблем на грунтовую полосу и взлетит. Но стоит он, как и его эксплуатация, в разы меньше суперскоростного вертолета.
Вроде бы такая машина востребована ими, по крайней мере, Минобороны США (да и наше тоже) интересовалось подобными проектами. Но тут своя «закавыка»: для летательного аппарата ключевое значение имеет его незаметность: чем ниже, тем лучше и надежнее можно обойти ПВО противника. Но это высота 5-15 м, предполагающая скорость 80-100 км/ч. Лететь на таком расстоянии от земли, когда на «спидометре» 400-500 км/ч – чистое самоубийство. В заключение стоит вспомнить выводы вышеназванного академика Бравермана о попытках построения сверхбыстрого вертолета – «повышение скорости потребует увеличения массы» винтокрылой машины. Что убеждает: вряд ли в ближайшем будущем мы что-то услышим о новых сверхскоростных вертолетах.
Концепция
Фильм фильмом, но коллектив конструкторского бюро вдохновило что-то другое, а не только голливудские фантазии: в 2008 году на выставке «ХелиРаша» первый макет прототипа представители КБ им. Камова продемонстрировали широкой публике. Концепция совершенно новая и предполагает отрыв от земли с помощью коротких лопастей винта, разгоняющих потом аппарат до 450 км/ч. Затем они «превращаются» в стреловидное крыло. Далее включается двухконтурный ТРД, посредством которого аппарат набирает скорость в 700-800 км/ч. При этом винты совсем убираются в футляр наверху вертолета. При посадке маршевый двигатель выключается, лопасти «вытаскиваются» наружу, и машина опускается на землю, как обычный вертолет. Такой концепции пока нет ни у кого в мире, включая США.
Предполагается, что в будущем новая машина заменит Ми-8 и будет способна брать на борт до 24-х человек. Вес аппарата, которым управляют два пилота, составит от 10,5 до 11,5 тонн. Диаметр несущего винта – 8 м. Сначала вертолет получит армия, потом создадут и гражданскую версию.
Макет Ка-90. Фото: YouTube.com
«Точка преткновения» проекта – тип движителя. Непонятно, это будет один или два силовых агрегата (каждый для своего режима). Во втором случае один двигатель будет представлять собой «мертвый груз», балласт. И еще: неясно, что создаст подъемную силу, когда винт перестанет крутиться.
Есть и другие вопросы, типа «Для чего нужен такой летательный аппарат?». Не исключено, что ответ придется искать в относительно недавних американских разработках подобных машин. Ниже – обзор одной из наиболее перспективных.
Sikorsky S-97 Raider
Это тоже скоростная винтокрылая машина, правда с гораздо более скромными предельными значениями, при сравнении с российским проектом. Однако если в РФ это пока что только планы, американцы уже испытывали реальный вертолет. Его сборка началась в 2012 году. Изначально было понятно, что машина делается для армии, о чем говорит и ее название, переводимое, как «разведчик». Новинка призвана заменить модель Bell OH-58 Kiowa Warrio, использовавшуюся еще во вьетнамской войне.
Главная особенность S-97 заключается в возможности полета с высокой для винтокрылых аппаратов скорости 460 км/ч. Этого удалось достичь благодаря использованию в задней части машины толкающего винта.
Вертолет разрабатывался на основе Sikorsky X2 – концепта, показанного публике ранее. Эта машина поднималась в воздух 23 раза и достигла скорости 460 км/ч. В 2011-м программу закрыли, а полученные результаты решили использовать при разработке S-97.
Sikorsky S-97 Raider на испытаниях. Фото: YouTube.com
Создавая новую машину, американцы в сущности попытались сконструировать «летающую БМП», обладающую высокой маневренностью и скоростью. Вертолет имеет вооружение, может транспортировать до 6 десантников-разведчиков. Некоторые технические характеристики машины, проходившей испытания 25.06.2019 года в штате Флорида на аэродроме Уэст-Палм-Бич (первый полет состоялся в 2015-м, в 2017-м был неудачным – случилась жесткая посадка):
✅ двигатели и их мощность – General Electric YT706, 2600 «лошадей»
✅ диаметры винтов – 10 м (несущий), 2,1 м (толкающий)
✅ взлетный вес – 4,057 т (нормальный) и 9,99 т (наибольший)
✅ скорость – до 444 км/ч, с полным вооружением 407 км/ч
✅ потолок – 3048 м
✅ дальность – 1140 км
На сегодня о скоростном вертолете ничего неизвестно, есть сведения, что он должен был принимать участие в тендере ВС США по созданию ударно-разведывательного вертолета. Но, очевидно, что-то не удовлетворило военных. А что на это может сказать Россия?
Ка-92
Здесь используется то ж техническое решение, что и у компании «Сикорский». У Ка-92 короткие и более жесткие бесшарнирные лопасти, оснащенные законцовками особой формы. Продвижением летательного аппарата вперед «занимается» толкающий винт, находящийся в задней части машины. Вращает его редукционная система, работающая от единственного двигателя.
Ка-92: макет на столе в КБ. Фото: YouTube.com
Шасси сделали убирающимися. Конструкторы предполагают, что достигнут следующих технических параметров:
✅ двигатель – турбированные агрегаты ВК-3000 мощностью 3200 «лошадей» (на первоначальном этапе поставят ВК-2500):
✅ скорость – до 430 км/ч
✅ наибольший взлетный вес – 16 тыс. кг
✅ дальность – 1400 км
✅ количество пассажиров – до 30 человек
Вертолет предполагается выпускать в нескольких вариантах – военном, спасательном, пассажирском и медицинском. На разработку Ка-92 было выделено в общей сложности около 7,5 млрд. руб. Но что-то не видать и ничего не слыхать о судьбе вертолета или хотя бы подвижках в деле создания летающего прототипа.
Другие проекты
Из российских вариантов это попытка КБ им. Миля в виде создания концепта Ми-Х1, разработанного по одноосной схеме. Однако на сегодня никаких реальных результатов по новому вертолету нет. Вместо него продемонстрировали «модернизированный» Ми-24 с новой кабиной и другими лопастями (позже их стали ставить и на Ми-28). Вот насчет последних можно точно сказать – получились. Благодаря им и была достигнута приличная скорость в 380 км/ч. Но на этом дело благополучно и заглохло: дороговатыми получились новые лопасти! Кстати у американцев дела идут не лучше. Собранный по одноосной схеме Х-49A Speedhawk, в отличие от Ми-Х1, успел полетать еще в 2007 году.
Х-49A Speedhawk – американская армия не спешит обзаводится подобными монстрами. Фото: YouTube.com
Попытки его совершенствования только убедили в том, что для вертолетов с таким типом лопастей 400 км/ч – физический предел скорости. Установка несущего винта и даже небольших крыльев не помогли преодолеть данный максимум.
«Гражданские» выводы
Невольно назревает вопрос: а нужен ли скоростной вертолет «мирной» авиации? Александр Браверман, работающий в КБ им. Миля сделал расчеты, которые показали: лучшие экономические параметры для винтокрылых машин соответствуют скорости в 300-310 км/ч. ее увеличение вызовет лишние расходы на топливо, повышенный шум, вибрацию.
Ми-28НМ с новыми композитными лопастями за «7,5 млрд. руб.» Фото: YouTube.com
Любой реальный самолет, тот же Ан-24, летающий с недостижимой сегодня для вертолетов скоростью 550 км/ч сядет без проблем на грунтовую полосу и взлетит. Но стоит он, как и его эксплуатация, в разы меньше суперскоростного вертолета.
А что военные?
Вроде бы такая машина востребована ими, по крайней мере, Минобороны США (да и наше тоже) интересовалось подобными проектами. Но тут своя «закавыка»: для летательного аппарата ключевое значение имеет его незаметность: чем ниже, тем лучше и надежнее можно обойти ПВО противника. Но это высота 5-15 м, предполагающая скорость 80-100 км/ч. Лететь на таком расстоянии от земли, когда на «спидометре» 400-500 км/ч – чистое самоубийство. В заключение стоит вспомнить выводы вышеназванного академика Бравермана о попытках построения сверхбыстрого вертолета – «повышение скорости потребует увеличения массы» винтокрылой машины. Что убеждает: вряд ли в ближайшем будущем мы что-то услышим о новых сверхскоростных вертолетах.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...