
Суперскоростные вертолеты – проекты и реальности
Многие читатели наверняка смотрели фантастический фильм «6 дней», где, оторвавшись от земли, вертолеты Wishpercraft летают по небу, подобно реактивным самолетам. Как раз эту идею и хотят реализовать российские авиаконструкторы из КБ Камова. Ка-90 (в некоторых источниках Ка-100) – летательный аппарат с вертикальным взлетом, способный набрать сначала 450 км/ч, а потом сложить свои лопасти в «чехол» и, включив «форсаж», рвануть со скоростью 800 км/ч.
Фильм фильмом, но коллектив конструкторского бюро вдохновило что-то другое, а не только голливудские фантазии: в 2008 году на выставке «ХелиРаша» первый макет прототипа представители КБ им. Камова продемонстрировали широкой публике. Концепция совершенно новая и предполагает отрыв от земли с помощью коротких лопастей винта, разгоняющих потом аппарат до 450 км/ч. Затем они «превращаются» в стреловидное крыло. Далее включается двухконтурный ТРД, посредством которого аппарат набирает скорость в 700-800 км/ч. При этом винты совсем убираются в футляр наверху вертолета. При посадке маршевый двигатель выключается, лопасти «вытаскиваются» наружу, и машина опускается на землю, как обычный вертолет. Такой концепции пока нет ни у кого в мире, включая США.
Предполагается, что в будущем новая машина заменит Ми-8 и будет способна брать на борт до 24-х человек. Вес аппарата, которым управляют два пилота, составит от 10,5 до 11,5 тонн. Диаметр несущего винта – 8 м. Сначала вертолет получит армия, потом создадут и гражданскую версию.
Макет Ка-90. Фото: YouTube.com
Есть и другие вопросы, типа «Для чего нужен такой летательный аппарат?». Не исключено, что ответ придется искать в относительно недавних американских разработках подобных машин. Ниже – обзор одной из наиболее перспективных.
Это тоже скоростная винтокрылая машина, правда с гораздо более скромными предельными значениями, при сравнении с российским проектом. Однако если в РФ это пока что только планы, американцы уже испытывали реальный вертолет. Его сборка началась в 2012 году. Изначально было понятно, что машина делается для армии, о чем говорит и ее название, переводимое, как «разведчик». Новинка призвана заменить модель Bell OH-58 Kiowa Warrio, использовавшуюся еще во вьетнамской войне.
Вертолет разрабатывался на основе Sikorsky X2 – концепта, показанного публике ранее. Эта машина поднималась в воздух 23 раза и достигла скорости 460 км/ч. В 2011-м программу закрыли, а полученные результаты решили использовать при разработке S-97.
Sikorsky S-97 Raider на испытаниях. Фото: YouTube.com
Создавая новую машину, американцы в сущности попытались сконструировать «летающую БМП», обладающую высокой маневренностью и скоростью. Вертолет имеет вооружение, может транспортировать до 6 десантников-разведчиков. Некоторые технические характеристики машины, проходившей испытания 25.06.2019 года в штате Флорида на аэродроме Уэст-Палм-Бич (первый полет состоялся в 2015-м, в 2017-м был неудачным – случилась жесткая посадка):
✅ двигатели и их мощность – General Electric YT706, 2600 «лошадей»
✅ диаметры винтов – 10 м (несущий), 2,1 м (толкающий)
✅ взлетный вес – 4,057 т (нормальный) и 9,99 т (наибольший)
✅ скорость – до 444 км/ч, с полным вооружением 407 км/ч
✅ потолок – 3048 м
✅ дальность – 1140 км
На сегодня о скоростном вертолете ничего неизвестно, есть сведения, что он должен был принимать участие в тендере ВС США по созданию ударно-разведывательного вертолета. Но, очевидно, что-то не удовлетворило военных. А что на это может сказать Россия?
Здесь используется то ж техническое решение, что и у компании «Сикорский». У Ка-92 короткие и более жесткие бесшарнирные лопасти, оснащенные законцовками особой формы. Продвижением летательного аппарата вперед «занимается» толкающий винт, находящийся в задней части машины. Вращает его редукционная система, работающая от единственного двигателя.
Ка-92: макет на столе в КБ. Фото: YouTube.com
Шасси сделали убирающимися. Конструкторы предполагают, что достигнут следующих технических параметров:
✅ двигатель – турбированные агрегаты ВК-3000 мощностью 3200 «лошадей» (на первоначальном этапе поставят ВК-2500):
✅ скорость – до 430 км/ч
✅ наибольший взлетный вес – 16 тыс. кг
✅ дальность – 1400 км
✅ количество пассажиров – до 30 человек
Вертолет предполагается выпускать в нескольких вариантах – военном, спасательном, пассажирском и медицинском. На разработку Ка-92 было выделено в общей сложности около 7,5 млрд. руб. Но что-то не видать и ничего не слыхать о судьбе вертолета или хотя бы подвижках в деле создания летающего прототипа.
Из российских вариантов это попытка КБ им. Миля в виде создания концепта Ми-Х1, разработанного по одноосной схеме. Однако на сегодня никаких реальных результатов по новому вертолету нет. Вместо него продемонстрировали «модернизированный» Ми-24 с новой кабиной и другими лопастями (позже их стали ставить и на Ми-28). Вот насчет последних можно точно сказать – получились. Благодаря им и была достигнута приличная скорость в 380 км/ч. Но на этом дело благополучно и заглохло: дороговатыми получились новые лопасти! Кстати у американцев дела идут не лучше. Собранный по одноосной схеме Х-49A Speedhawk, в отличие от Ми-Х1, успел полетать еще в 2007 году.
Х-49A Speedhawk – американская армия не спешит обзаводится подобными монстрами. Фото: YouTube.com
Попытки его совершенствования только убедили в том, что для вертолетов с таким типом лопастей 400 км/ч – физический предел скорости. Установка несущего винта и даже небольших крыльев не помогли преодолеть данный максимум.
Невольно назревает вопрос: а нужен ли скоростной вертолет «мирной» авиации? Александр Браверман, работающий в КБ им. Миля сделал расчеты, которые показали: лучшие экономические параметры для винтокрылых машин соответствуют скорости в 300-310 км/ч. ее увеличение вызовет лишние расходы на топливо, повышенный шум, вибрацию.
Ми-28НМ с новыми композитными лопастями за «7,5 млрд. руб.» Фото: YouTube.com
Любой реальный самолет, тот же Ан-24, летающий с недостижимой сегодня для вертолетов скоростью 550 км/ч сядет без проблем на грунтовую полосу и взлетит. Но стоит он, как и его эксплуатация, в разы меньше суперскоростного вертолета.
Вроде бы такая машина востребована ими, по крайней мере, Минобороны США (да и наше тоже) интересовалось подобными проектами. Но тут своя «закавыка»: для летательного аппарата ключевое значение имеет его незаметность: чем ниже, тем лучше и надежнее можно обойти ПВО противника. Но это высота 5-15 м, предполагающая скорость 80-100 км/ч. Лететь на таком расстоянии от земли, когда на «спидометре» 400-500 км/ч – чистое самоубийство. В заключение стоит вспомнить выводы вышеназванного академика Бравермана о попытках построения сверхбыстрого вертолета – «повышение скорости потребует увеличения массы» винтокрылой машины. Что убеждает: вряд ли в ближайшем будущем мы что-то услышим о новых сверхскоростных вертолетах.
Концепция
Фильм фильмом, но коллектив конструкторского бюро вдохновило что-то другое, а не только голливудские фантазии: в 2008 году на выставке «ХелиРаша» первый макет прототипа представители КБ им. Камова продемонстрировали широкой публике. Концепция совершенно новая и предполагает отрыв от земли с помощью коротких лопастей винта, разгоняющих потом аппарат до 450 км/ч. Затем они «превращаются» в стреловидное крыло. Далее включается двухконтурный ТРД, посредством которого аппарат набирает скорость в 700-800 км/ч. При этом винты совсем убираются в футляр наверху вертолета. При посадке маршевый двигатель выключается, лопасти «вытаскиваются» наружу, и машина опускается на землю, как обычный вертолет. Такой концепции пока нет ни у кого в мире, включая США.
Предполагается, что в будущем новая машина заменит Ми-8 и будет способна брать на борт до 24-х человек. Вес аппарата, которым управляют два пилота, составит от 10,5 до 11,5 тонн. Диаметр несущего винта – 8 м. Сначала вертолет получит армия, потом создадут и гражданскую версию.

«Точка преткновения» проекта – тип движителя. Непонятно, это будет один или два силовых агрегата (каждый для своего режима). Во втором случае один двигатель будет представлять собой «мертвый груз», балласт. И еще: неясно, что создаст подъемную силу, когда винт перестанет крутиться.
Есть и другие вопросы, типа «Для чего нужен такой летательный аппарат?». Не исключено, что ответ придется искать в относительно недавних американских разработках подобных машин. Ниже – обзор одной из наиболее перспективных.
Sikorsky S-97 Raider
Это тоже скоростная винтокрылая машина, правда с гораздо более скромными предельными значениями, при сравнении с российским проектом. Однако если в РФ это пока что только планы, американцы уже испытывали реальный вертолет. Его сборка началась в 2012 году. Изначально было понятно, что машина делается для армии, о чем говорит и ее название, переводимое, как «разведчик». Новинка призвана заменить модель Bell OH-58 Kiowa Warrio, использовавшуюся еще во вьетнамской войне.
Главная особенность S-97 заключается в возможности полета с высокой для винтокрылых аппаратов скорости 460 км/ч. Этого удалось достичь благодаря использованию в задней части машины толкающего винта.
Вертолет разрабатывался на основе Sikorsky X2 – концепта, показанного публике ранее. Эта машина поднималась в воздух 23 раза и достигла скорости 460 км/ч. В 2011-м программу закрыли, а полученные результаты решили использовать при разработке S-97.

Создавая новую машину, американцы в сущности попытались сконструировать «летающую БМП», обладающую высокой маневренностью и скоростью. Вертолет имеет вооружение, может транспортировать до 6 десантников-разведчиков. Некоторые технические характеристики машины, проходившей испытания 25.06.2019 года в штате Флорида на аэродроме Уэст-Палм-Бич (первый полет состоялся в 2015-м, в 2017-м был неудачным – случилась жесткая посадка):
✅ двигатели и их мощность – General Electric YT706, 2600 «лошадей»
✅ диаметры винтов – 10 м (несущий), 2,1 м (толкающий)
✅ взлетный вес – 4,057 т (нормальный) и 9,99 т (наибольший)
✅ скорость – до 444 км/ч, с полным вооружением 407 км/ч
✅ потолок – 3048 м
✅ дальность – 1140 км
На сегодня о скоростном вертолете ничего неизвестно, есть сведения, что он должен был принимать участие в тендере ВС США по созданию ударно-разведывательного вертолета. Но, очевидно, что-то не удовлетворило военных. А что на это может сказать Россия?
Ка-92
Здесь используется то ж техническое решение, что и у компании «Сикорский». У Ка-92 короткие и более жесткие бесшарнирные лопасти, оснащенные законцовками особой формы. Продвижением летательного аппарата вперед «занимается» толкающий винт, находящийся в задней части машины. Вращает его редукционная система, работающая от единственного двигателя.

Шасси сделали убирающимися. Конструкторы предполагают, что достигнут следующих технических параметров:
✅ двигатель – турбированные агрегаты ВК-3000 мощностью 3200 «лошадей» (на первоначальном этапе поставят ВК-2500):
✅ скорость – до 430 км/ч
✅ наибольший взлетный вес – 16 тыс. кг
✅ дальность – 1400 км
✅ количество пассажиров – до 30 человек
Вертолет предполагается выпускать в нескольких вариантах – военном, спасательном, пассажирском и медицинском. На разработку Ка-92 было выделено в общей сложности около 7,5 млрд. руб. Но что-то не видать и ничего не слыхать о судьбе вертолета или хотя бы подвижках в деле создания летающего прототипа.
Другие проекты
Из российских вариантов это попытка КБ им. Миля в виде создания концепта Ми-Х1, разработанного по одноосной схеме. Однако на сегодня никаких реальных результатов по новому вертолету нет. Вместо него продемонстрировали «модернизированный» Ми-24 с новой кабиной и другими лопастями (позже их стали ставить и на Ми-28). Вот насчет последних можно точно сказать – получились. Благодаря им и была достигнута приличная скорость в 380 км/ч. Но на этом дело благополучно и заглохло: дороговатыми получились новые лопасти! Кстати у американцев дела идут не лучше. Собранный по одноосной схеме Х-49A Speedhawk, в отличие от Ми-Х1, успел полетать еще в 2007 году.

Попытки его совершенствования только убедили в том, что для вертолетов с таким типом лопастей 400 км/ч – физический предел скорости. Установка несущего винта и даже небольших крыльев не помогли преодолеть данный максимум.
«Гражданские» выводы
Невольно назревает вопрос: а нужен ли скоростной вертолет «мирной» авиации? Александр Браверман, работающий в КБ им. Миля сделал расчеты, которые показали: лучшие экономические параметры для винтокрылых машин соответствуют скорости в 300-310 км/ч. ее увеличение вызовет лишние расходы на топливо, повышенный шум, вибрацию.

Любой реальный самолет, тот же Ан-24, летающий с недостижимой сегодня для вертолетов скоростью 550 км/ч сядет без проблем на грунтовую полосу и взлетит. Но стоит он, как и его эксплуатация, в разы меньше суперскоростного вертолета.
А что военные?
Вроде бы такая машина востребована ими, по крайней мере, Минобороны США (да и наше тоже) интересовалось подобными проектами. Но тут своя «закавыка»: для летательного аппарата ключевое значение имеет его незаметность: чем ниже, тем лучше и надежнее можно обойти ПВО противника. Но это высота 5-15 м, предполагающая скорость 80-100 км/ч. Лететь на таком расстоянии от земли, когда на «спидометре» 400-500 км/ч – чистое самоубийство. В заключение стоит вспомнить выводы вышеназванного академика Бравермана о попытках построения сверхбыстрого вертолета – «повышение скорости потребует увеличения массы» винтокрылой машины. Что убеждает: вряд ли в ближайшем будущем мы что-то услышим о новых сверхскоростных вертолетах.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Тефлоновые поршни – гениальная идея или очередной провал?
Можно ли улучшить двигатель обычными бытовыми технологиями? В новом видео автор YouTube-канала «Гараж 54» решает провести смелый эксперимент: нанести на поршни...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

MiningWorld Rus 2025 – китайской техники больше, чем российской
Когда речь заходит о развитии горнодобывающей отрасли, ожидания от выставок вроде MiningWorld Rus обычно высоки. Однако в этом году отечественная техника...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

Nissan представил необычный и мощный пикап
Подобную концепцию японский бренд использует впервые за свою историю. Представительство говорит об отсылках к 80-м годам, но визуально в это сложно поверить....

МАЗ запустил автобусный завод – производственные мощности возрастут в разы
Первые автобусы уже сходят с конвейера. Теперь их будет в два раза больше....