Суперскоростные вертолеты – проекты и реальности
39 282

Суперскоростные вертолеты – проекты и реальности

Многие читатели наверняка смотрели фантастический фильм «6 дней», где, оторвавшись от земли, вертолеты Wishpercraft летают по небу, подобно реактивным самолетам. Как раз эту идею и хотят реализовать российские авиаконструкторы из КБ Камова. Ка-90 (в некоторых источниках Ка-100) – летательный аппарат с вертикальным взлетом, способный набрать сначала 450 км/ч, а потом сложить свои лопасти в «чехол» и, включив «форсаж», рвануть со скоростью 800 км/ч.


Концепция


Фильм фильмом, но коллектив конструкторского бюро вдохновило что-то другое, а не только голливудские фантазии: в 2008 году на выставке «ХелиРаша» первый макет прототипа представители КБ им. Камова продемонстрировали широкой публике. Концепция совершенно новая и предполагает отрыв от земли с помощью коротких лопастей винта, разгоняющих потом аппарат до 450 км/ч. Затем они «превращаются» в стреловидное крыло. Далее включается двухконтурный ТРД, посредством которого аппарат набирает скорость в 700-800 км/ч. При этом винты совсем убираются в футляр наверху вертолета. При посадке маршевый двигатель выключается, лопасти «вытаскиваются» наружу, и машина опускается на землю, как обычный вертолет. Такой концепции пока нет ни у кого в мире, включая США.

Предполагается, что в будущем новая машина заменит Ми-8 и будет способна брать на борт до 24-х человек. Вес аппарата, которым управляют два пилота, составит от 10,5 до 11,5 тонн. Диаметр несущего винта – 8 м. Сначала вертолет получит армия, потом создадут и гражданскую версию.

Суперскоростные вертолеты – проекты и реальностиМакет Ка-90. Фото: YouTube.com


«Точка преткновения» проекта – тип движителя. Непонятно, это будет один или два силовых агрегата (каждый для своего режима). Во втором случае один двигатель будет представлять собой «мертвый груз», балласт. И еще: неясно, что создаст подъемную силу, когда винт перестанет крутиться.


Есть и другие вопросы, типа «Для чего нужен такой летательный аппарат?». Не исключено, что ответ придется искать в относительно недавних американских разработках подобных машин. Ниже – обзор одной из наиболее перспективных.

Sikorsky S-97 Raider


Это тоже скоростная винтокрылая машина, правда с гораздо более скромными предельными значениями, при сравнении с российским проектом. Однако если в РФ это пока что только планы, американцы уже испытывали реальный вертолет. Его сборка началась в 2012 году. Изначально было понятно, что машина делается для армии, о чем говорит и ее название, переводимое, как «разведчик». Новинка призвана заменить модель Bell OH-58 Kiowa Warrio, использовавшуюся еще во вьетнамской войне.

Главная особенность S-97 заключается в возможности полета с высокой для винтокрылых аппаратов скорости 460 км/ч. Этого удалось достичь благодаря использованию в задней части машины толкающего винта.


Вертолет разрабатывался на основе Sikorsky X2 – концепта, показанного публике ранее. Эта машина поднималась в воздух 23 раза и достигла скорости 460 км/ч. В 2011-м программу закрыли, а полученные результаты решили использовать при разработке S-97.

Sikorsky S-97 Raider на испытаниях. Фото: YouTube.com


Создавая новую машину, американцы в сущности попытались сконструировать «летающую БМП», обладающую высокой маневренностью и скоростью. Вертолет имеет вооружение, может транспортировать до 6 десантников-разведчиков. Некоторые технические характеристики машины, проходившей испытания 25.06.2019 года в штате Флорида на аэродроме Уэст-Палм-Бич (первый полет состоялся в 2015-м, в 2017-м был неудачным – случилась жесткая посадка):

✅ двигатели и их мощность – General Electric YT706, 2600 «лошадей»
✅ диаметры винтов – 10 м (несущий), 2,1 м (толкающий)
✅ взлетный вес – 4,057 т (нормальный) и 9,99 т (наибольший)
✅ скорость – до 444 км/ч, с полным вооружением 407 км/ч
✅ потолок – 3048 м
✅ дальность – 1140 км

На сегодня о скоростном вертолете ничего неизвестно, есть сведения, что он должен был принимать участие в тендере ВС США по созданию ударно-разведывательного вертолета. Но, очевидно, что-то не удовлетворило военных. А что на это может сказать Россия?

Ка-92


Здесь используется то ж техническое решение, что и у компании «Сикорский». У Ка-92 короткие и более жесткие бесшарнирные лопасти, оснащенные законцовками особой формы. Продвижением летательного аппарата вперед «занимается» толкающий винт, находящийся в задней части машины. Вращает его редукционная система, работающая от единственного двигателя.

Ка-92: макет на столе в КБ. Фото: YouTube.com


Шасси сделали убирающимися. Конструкторы предполагают, что достигнут следующих технических параметров:

✅ двигатель – турбированные агрегаты ВК-3000 мощностью 3200 «лошадей» (на первоначальном этапе поставят ВК-2500):
✅ скорость – до 430 км/ч
✅ наибольший взлетный вес – 16 тыс. кг
✅ дальность – 1400 км
✅ количество пассажиров – до 30 человек

Вертолет предполагается выпускать в нескольких вариантах – военном, спасательном, пассажирском и медицинском. На разработку Ка-92 было выделено в общей сложности около 7,5 млрд. руб. Но что-то не видать и ничего не слыхать о судьбе вертолета или хотя бы подвижках в деле создания летающего прототипа.

Другие проекты


Из российских вариантов это попытка КБ им. Миля в виде создания концепта Ми-Х1, разработанного по одноосной схеме. Однако на сегодня никаких реальных результатов по новому вертолету нет. Вместо него продемонстрировали «модернизированный» Ми-24 с новой кабиной и другими лопастями (позже их стали ставить и на Ми-28). Вот насчет последних можно точно сказать – получились. Благодаря им и была достигнута приличная скорость в 380 км/ч. Но на этом дело благополучно и заглохло: дороговатыми получились новые лопасти! Кстати у американцев дела идут не лучше. Собранный по одноосной схеме Х-49A Speedhawk, в отличие от Ми-Х1, успел полетать еще в 2007 году.

Х-49A Speedhawk – американская армия не спешит обзаводится подобными монстрами. Фото: YouTube.com


Попытки его совершенствования только убедили в том, что для вертолетов с таким типом лопастей 400 км/ч – физический предел скорости. Установка несущего винта и даже небольших крыльев не помогли преодолеть данный максимум.

«Гражданские» выводы


Невольно назревает вопрос: а нужен ли скоростной вертолет «мирной» авиации? Александр Браверман, работающий в КБ им. Миля сделал расчеты, которые показали: лучшие экономические параметры для винтокрылых машин соответствуют скорости в 300-310 км/ч. ее увеличение вызовет лишние расходы на топливо, повышенный шум, вибрацию.

Ми-28НМ с новыми композитными лопастями за «7,5 млрд. руб.» Фото: YouTube.com


Любой реальный самолет, тот же Ан-24, летающий с недостижимой сегодня для вертолетов скоростью 550 км/ч сядет без проблем на грунтовую полосу и взлетит. Но стоит он, как и его эксплуатация, в разы меньше суперскоростного вертолета.

А что военные?


Вроде бы такая машина востребована ими, по крайней мере, Минобороны США (да и наше тоже) интересовалось подобными проектами. Но тут своя «закавыка»: для летательного аппарата ключевое значение имеет его незаметность: чем ниже, тем лучше и надежнее можно обойти ПВО противника. Но это высота 5-15 м, предполагающая скорость 80-100 км/ч. Лететь на таком расстоянии от земли, когда на «спидометре» 400-500 км/ч – чистое самоубийство. В заключение стоит вспомнить выводы вышеназванного академика Бравермана о попытках построения сверхбыстрого вертолета – «повышение скорости потребует увеличения массы» винтокрылой машины. Что убеждает: вряд ли в ближайшем будущем мы что-то услышим о новых сверхскоростных вертолетах.
А вы что думаете о скоростных вертолетах?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....