bibimot

На чем сегодня ездят кубинцы

На чем сегодня ездят кубинцы
Многие автолюбители в сегодняшней Кубе видят настоящий «живой» ретро-музей: – и это вполне справедливо. По дорогам островного государства как ни в чем не бывало, рассекает большое количество машин, которые можно смело отправлять на выставку истории автомобильного транспорта. Но на Кубе они успешно, на протяжении десятилетий, используются по прямому назначению, а не как экспонаты.


Историческая ситуация с транспортом


До революции в 1959 году островом правил Батиста. В то время Куба – полуколониальная аграрная страна, где купить авто обычному жителю было нереально (почти как и сейчас). Но все же машины постепенно стали проникать в хозяйства, заменяя привычных лошадей. На десять особей в то время приходился один автомобиль.

На чем сегодня ездят кубинцыЛошади и сегодня популярный вид транспорта на Кубе. Фото: YouTube,com


И все же нельзя было назвать состояние автопарка Кубы плачевным. Его регулярно «улучшали» шикарные американские лимузины, завозившиеся сюда состоятельными гражданами США, для которых Куба в то время была дешевым курортом. Роскошные Chevrolet Impala, Chrysler Imperial оставшиеся с того времени преспокойно разъезжают по стране и сегодня. К 1919 году остров был одним из лидеров по количеству авто на душу населения. После взятия власти Фиделем Кастро поток машин из соседних Штатов прекратился.

Chrysler Imperial – наследие режима Батисты. Фото: YouTube,com


Кубинцам пришлось ездить на том, что осталось от старого режима. Некоторую помощь оказывали страны соцлагеря: в первую очередь, СССР со своими сначала «Москвичами», а потом «Жигулями», которые фактически меняли на тростниковый сахар. «Шкоды» поставляла Чехословакия, Польша – «Фиаты». Но все это – капли в море для десятимиллионного населения: средний возраст машин каждый год неуклонно рос.

Москвич-2140 с одним стеклоочистителем колоритно смотрится на фоне старого VW Beatle. Фото: YouTube,com


Климат острова очень «лояльно относится» к металлу: машины долго не ржавеют, а при хорошем уходе, кажется, не поддадутся коррозии вообще никогда.


После развала социалистического мира


В 90-е Куба закупает автомобильную технику в уже новой России, Китае, других странах. Бывало даже так, что острову просто дарили машины. Например, Испания передала своей бывшей колонии несколько школьных автобусов, Австрия и Япония – грузовики. Но этого опять-таки крайне мало и сегодня Куба представляет собой реальный заповедник классических авто советского, европейского и американского производства.

Автопром США на Кубе


До революции под предводительством Кастро, 70 % всего экспорта составляли американские товары, и автомобили не были исключением. Иногда даже в Гаване появлялись новинки из Штатов раньше, чем на родине. На Кубе они проходили своеобразную «обкатку»- испытания, а потом продавались по невысокой цене. Этим охотно пользовались граждане США, специально приезжавшие за такими машинами. Вывозили их на пароме, курсировавшему по маршруту Гавана – Флорида.

Хемингуэй, проживший на Кубе 20 лет, распоряжался такими моделями, как Lincoln Cabriolet Continental (кабриолет), лимузин Chrysler New Yorker и другие. Эти марки и сегодня можно встретить на улицах Гаваны. Из автопарка Кубы, насчитывающего примерно 200 тыс. единиц техники, 60 тыс. – американского производства.

Lincoln Continental Cabriolet 1942 года – музейный экспонат, а в Гаване на таких ездят. Фото: YouTube,com


Однако встретить машину, сошедшую с конвейера в 50-60-е годы и сохранившую в целости оригинальный облик, техническую «начинку», очень сложно. Из-за дефицита запчастей под капотом американской (да и любой другой) машины можно обнаружить, например, мотор от «Жигулей». И это еще не самое интересное! Туристов из Европы и США может шокировать дизельный двигатель от прогулочной лодки, вставленный в какой-нибудь «Бьюик» из 50-х или «Понтиак».

Из трех машин собрать одну? Да не вопрос! Фото: YouTube,com


За более чем 60 лет многие кубинцы превратились в виртуозных автомехаников-самоучек, способных, например, из трех машин, выпущенных в разное время и разных странах, собрать одну (непонятно, как их там регистрируют). Но особенных успехов местные «кулибины» достигли в придании машине сверкающего «нового» вида: это настоящие мастера шлифовки, покраски, лакировки.

Что под капотом у этого авто, сказать сложно... Фото: YouTube,com


Некоторые американские компании сегодня специально производят оригинальные запчасти к раритетным автомобилям, чтобы потом продавать их на Кубе.


Европейский транспорт на родине сигар


Первая машина из Старого Света попала на остров в 1898 году, когда шла еще война между американцами и испанцами. Это автомобиль La Parisienne, о котором мало кто слышал. Из европейских стран на протяжении американского эмбарго (сейчас частично снятого) только Франции удавалось поддерживать отношения с островом Свободы. Лидирующие позиции среди «евромарок» – у Peugeot, чаще всего это 403 и 404-я модели.

Peugeot 403 Cabriolet 1959 года – кабриолеты на Кубе пользуются особым спросом. Фото: YouTube.com


Когда в 2011-м на острове разрешили приобретать авто всем гражданам, «Пежо» даже построила первый (на сегодня пока больше нет) дилерский центр. Еще из старых европейских машин часто попадаются Fiat 126 польской сборки. В лидерах на сегодня, кроме «Пежо» еще и «Рено», а также южнокорейский «Киа».

Советские авто на Кубе


Это вся классика, начиная от «Побед», ГАЗ-24, «Москвичей» разного типа, «Жигулей», УАЗиков и заканчивая ГАЗ-51-53, ЗИЛами (130-ми и 131-ми), КАМАЗами и даже КраЗами. Легковые автомобили в основном работают в таксопарках, грузовики – сельском хозяйстве, на «сафари» и армии.

Вот такой кубинский КАМАЗ с эмблемой Mercedes. Фото: YouTube,com


Не забыла Россия Кубу и сегодня. В 2018-м на остров отправили партию Lada Vesta – 344 экземпляра. Предполагалось, что их будут покупать таксисты-частники.

Lada Vesta в кубинском таксопарке. Фото: YouTube,com


Однако у РФ (и не только) имеется серьезный конкурент – Китай, дотянувшийся и до этого острова. Еще ранее, в 2008 году кубинцы закупили для полиции 1500 Geely CK.

Особенности приобретения и езды на машинах


Последнее десятилетие у кубинцев появилась возможность купить автомобиль официально и без разрешений, как это было раньше. Но есть небольшая «загвоздка» – средняя зарплата жителя страны составляет 20-30 долларов. А, например, за двадцатилетний ВАЗ-2105 запрашивают 10 тыс. «зеленых»! Какой-нибудь «Пежо», с трудом продаваемый в Европе за 20 тыс. евро, здесь предлагают за 85 тыс. в той же валюте. Наиболее ценятся американские машины (типа лимузинов): старый автомобиль (не раритетный, а просто старый!) продают за 30-100 тыс. долларов. Чтобы купить «сборную солянку» сорокалетнего возраста, где под капотом и днищем можно увидеть узлы и детали со всего мира, рядовому кубинцу нужно прожить не менее двух жизней.

Таксист – одна из престижных профессий на Кубе. Фото: YouTube,com


И это еще не все: на острове бензин почти в два раза дороже солярки и стоит в районе двух долларов (интересно, как они заправляют тот же 131-й с его расходом 55л/100 км). Когда был жив Уго Чавес, дизельное топливо поставлялось по относительно невысокой цене, но после смерти лидера, «лавочка прикрылась».

А что сегодня?


Куба – страна, где не торопятся, предпочитая спокойный, размеренный ритм быта. Все нововведения проходят постепенно, включая ситуацию с автотранспортом. А она все же улучшается: в 2014 году собственниками новых авто стали 50 человек, а в 2018-м уже 4500. Был спад в пандемийные годы, но спрос восстанавливается: в 2021-м наблюдался рост на 46 % по сравнению с минувшим годом. Лидер продаж – Peugeot, затем идут Kia и BYD из КНР. Не отстает и Renault (модель Sandero).

Ситуация с машинами на Кубе улучшается, но соседство ГАЗ-51 с современным VW – вполне нормальное явление. Фото: YouTube,com


Что станет в будущем с автопарком Кубы, предсказать сложно. Сейчас на остров поступают новые авто, но покупательные способности граждан сильно ограничены. Нужны туристы, новые доходы. А пока кубинцы бесконечно ремонтируют старые автомобили: после смягчения ограничений стали появляться запчасти к поистине музейным экспонатам, и сегодня разъезжающими по дорогам страны.

Автор:

Использованы фотографии: https://youtube.com

А вы что думаете об автомобилях Кубы?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Какие легковые иномарки были в СССР?Как недорого собрать современный шоссейный велосипед на базе ХВЗ Старт Шоссе

[miniposter=shortstory]Первый «турбо» в Формуле-1[/miniposter]

Первый «турбо» в Формуле-1

Считается, что первыми турбонаддув в Формуле-1 в сезоне 1977 года применили Renault, и что RS01 – первый автомобиль оснащенный двигателем с турбокомпрессором в...
  • 1 423