Иж-49 – самый красивый советский мотоцикл
31 042

Иж-49 – самый красивый советский мотоцикл

Мотоциклы в СССР после Второй Мировой войны были популярны. Дело в том, что автомобилей не хватало, да и стоили они дорого, общественный транспорт тогда еще только развивался.


А вот мотоциклы были доступны по цене. Выпуск байков быстро наладили благодаря вывезенному из Германии оборудованию. Самым красивым серийным мотоциклом советского производства стал Иж-49 – в этой статье будет подробно рассказано о нем.

История модели


Истоки послевоенных байков Иж начинаются с немецкого DKW 350. Этот мотоцикл скопирован в СССР и производился в городе Ижевске. Естественно, модель переименовали в Иж-350, но по факту это чистый DKW 350, сделанный на немецком оборудовании.

Интересный факт – помогал налаживать выпуск модели Герман Вебер, инженер, разработавший оригинальный германский байк.
В конце 1940-х годов Иж-350 был модернизирован в соответствии с современными требованиями. Мотоцикл, дебютировавший в 1950 г. назвали Иж-49. Выпускалась модель серийно с 1951 по 1958 годы.

Иж-49 – самый красивый советский мотоциклКрасавец, ничего не скажешь! Фото: Youtube.com


Байк получил ряд усовершенствований:

  • ? Переднюю вилку телескопического типа – это было для тех лет новшеством
  • ? Заднюю подвеску с гидравлическими амортизаторами


Все это сделало мотоцикл более комфортабельным и приспособленным к сельской местности.

Дизайн мотоцикла


Сейчас многие считают Иж-49 самым красивым байком Ижевского завода. В модели удалось совместить классический немецкий дизайн DKW 350 и современные инженерные решения.

Мотоцикл получился надежным – это следствие использования зарубежного оборудования. Кстати, Иж-56, который начали выпускать позднее, изготавливался уже на советских станках, вследствие чего надежность упала.

Привести мотоцикл в такое состояние будет нелегко. Фото: Youtube.com


Особенности дизайна:

  • ? Каплевидный бензобак
  • ? Стильные трубы-глушители типа «рыбий хвост»
  • ? Раздельные сиденья
  • ? Рычаг переключения передач на баке, дублированный ножной лапкой


Производство Иж-49 продолжалось до 1958 года, последние два из них модель выпускалась вместе с Иж-56. Первое время покупатели начали брать новую модификацию, но мотоцикл по уровню сборки оказался не таким качественным.

Кстати, Иж-49 стал первым байком завода, на который устанавливалась коляска. Судя по всему, «люльки» появились с 1956 года, когда дебютировал Иж-56. Новая модель разрабатывалась в двух версиях – одиночка и с коляской.


Технические особенности


Для своего времени Иж-49 был современным мотоциклом с высокой степенью надежности. Советские конструкторы поступили так, как делали японцы через 20 лет – взяли модель, скопировали и усовершенствовали.

Спидометр в фаре. Фото: Youtube.com


Двигатель одноцилиндровый двухтактный, работает на смеси бензина с маслом. Охлаждение воздушное, рабочий объем 346 см3. Мощность мотора всего 11,5 л. с., но для тех лет этого хватало. Максимальная скорость – около 90 км/ч.

Двигатель низкооборотистый, тянет байк отлично. Высокие обороты мотоцикл не любит – мотор перегревается, особенно летом.


Родной карбюратор – это К-28Б, но вместо него часто ставят любой другой, подходящий для мотоциклов Иж.

Коробка передач – четырехступенчатая, и это было прорывом для начала 1950-х годов. Тогда байки зарубежного производства оснащались 3-МКПП. Впрочем, четвертая передача прямая, так что она применялась только на трассе, после достижения скорости выше 60 км/ч. Переключаться можно как вручную, так и ногой.

По ходовой части Иж-49 простейший:

  • ? Стальная рама
  • ? Пружинно-гидравлические амортизаторы
  • ? Барабанные тормоза


По сравнению с Иж-350 подвеска стала мягче. Но сейчас подключение маятниковой вилки посреди амортизатора смотрится нелепо. Конструкция придумана советскими инженерами, она оказалась неудачной – стойки текли, подвеска была «дубовой».

Двигатель простейший. Фото: Youtube.com


Никаких электрических изысков на Иж-49 нет. С завода тут устанавливалась шестивольтовая система питания с АКБ. Многие утверждают, что никого аккумулятора на советский мотоцикл не ставили. Дескать, у отца или деда был такой байк без АКБ.

На самом деле, это уже сельские переделки, на которые ставили генераторы с самовозбуждением от малокубатурных мотоциклов Минск.

Поворотников для Иж-49 не предусмотрено



Вес без коляски – всего 150 кг, то есть чуть больше, чем у современных байков такого объема. Расход топлива двухтактников традиционно высок – около 6-7 литров на 100 км пробега. Двигатель рассчитан на низкооктановый бензин, но при желании его можно перевести на АИ-92.

Управляемость у мотоцикла специфическая, ее несложно описать несколькими словами – хорошо едет по прямой. Низкая жесткость рамы и примитивные подвески не добавляют уверенности в поворотах.

Можно ли купить Иж-49 и за сколько?


В России мотоцикл еще попадается в продаже на рынке б/у. Стоимость Иж-49 зависит от ряда факторов, таких как «хотелки» владельца, техническое состояние, наличие документов. Цена начинается от 50 000 рублей и заканчивается на уровне 400 000 р.

Редкая модель с коляской. Фото: Youtube.com


Дорогие экземпляры – это отреставрированные байки в оригинальном состоянии, они выглядят так, как будто только сошли с заводского конвейера.

За минимальную цену, скорее всего, мотоцикл будет неким монстром, составленным из деталей от Иж-49/56 и «Планет» разных годов и моделей. Хотя иногда за 70-80 тыс. рублей попадаются варианты в идеальном состоянии. Скорее всего, владельцы продают их в связи с жизненными обстоятельствами.

Ремонт и переделка


Отремонтировать старый советский Иж в принципе несложно, если стоит задача просто поставить его «на ход». А вот привести мотоцикл в «стоковое» состояние – это уже проблема. Оригинальные запчасти придется искать по всем странам СНГ, часть из них заказывать на заводах по чертежам.

Стоимость «родных» деталей высока, лучше приобрести старый Иж-49 в качестве донора, и снимать с него то, что понадобится в процессе ремонта.


Тюнинг советских мотоциклов – это дело неблагодарное и душевредное. К сожалению, каплевидный бак Иж-49 некоторым навевает крамольные мысли о переделке в чоппер. На такие мотоциклы больно смотреть – и круизеры из них получаются не очень, и теряется красота заводской модели.

Вид спереди. Фото: Youtube.com


Иж-49 красив в стоке. Но надо постараться приобрести вариант в цене под 100 000 рублей, отреставрировать ее и сохранить для потомков.

Модификации


Мало кто знает, но Иж-49 выпускался в нескольких модификациях, кроме стоковой и с коляской.

Версии мотоцикла:

  • ? Иж-50 – спортивная модель для соревнований, выпускалась штучно. Шла только в мотошколы, в частные руки не продавалась
  • ? Иж-51М – специальная модификация для участия в шоссейно-кольцевых гонках. На эти байки устанавливался экспериментальный двигатель
  • ? Иж-54 – гоночная версия, очень редкая, считается, что до наших дней не сохранилась
  • ? Иж-55 – кроссовый мотоцикл


Достоинства и недостатки


Сложно говорить о плюсах и минусах антикварной техники. Поэтому сравнивать мотоцикл лучше с моделями тех же лет выпуска.

Плюсы Иж-49:

  • ? Надежность и качество
  • ? Простота конструкции и высокая ремонтопригодность
  • ? Внешний вид


Минусы:

  • ? Преклонные годы
  • ? Проблемы с поиском запчастей
  • ? Двухтактный двигатель
  • ? Отсутствие поворотников


Неплохой вариант для реставрации. Фото: Youtube.com


Рассматривать Иж-49 в качестве мотоцикла на каждый день не стоит – это раритетная техника. А вот в качестве байка выходного дня «старичок» подойдет. Будьте уверены, что Иж-49 обязательно привлечет внимание окружающих!
А вы считаете Иж-49 самым красивым мотоциклом СССР?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
«Сапсаны» хотят ускорить

«Сапсаны» хотят ускорить

Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....