
Иж-49 – самый красивый советский мотоцикл
Мотоциклы в СССР после Второй Мировой войны были популярны. Дело в том, что автомобилей не хватало, да и стоили они дорого, общественный транспорт тогда еще только развивался.
А вот мотоциклы были доступны по цене. Выпуск байков быстро наладили благодаря вывезенному из Германии оборудованию. Самым красивым серийным мотоциклом советского производства стал Иж-49 – в этой статье будет подробно рассказано о нем.
Истоки послевоенных байков Иж начинаются с немецкого DKW 350. Этот мотоцикл скопирован в СССР и производился в городе Ижевске. Естественно, модель переименовали в Иж-350, но по факту это чистый DKW 350, сделанный на немецком оборудовании.
Интересный факт – помогал налаживать выпуск модели Герман Вебер, инженер, разработавший оригинальный германский байк.
В конце 1940-х годов Иж-350 был модернизирован в соответствии с современными требованиями. Мотоцикл, дебютировавший в 1950 г. назвали Иж-49. Выпускалась модель серийно с 1951 по 1958 годы.
Красавец, ничего не скажешь! Фото: Youtube.com
Байк получил ряд усовершенствований:
Все это сделало мотоцикл более комфортабельным и приспособленным к сельской местности.
Сейчас многие считают Иж-49 самым красивым байком Ижевского завода. В модели удалось совместить классический немецкий дизайн DKW 350 и современные инженерные решения.
Мотоцикл получился надежным – это следствие использования зарубежного оборудования. Кстати, Иж-56, который начали выпускать позднее, изготавливался уже на советских станках, вследствие чего надежность упала.
Привести мотоцикл в такое состояние будет нелегко. Фото: Youtube.com
Особенности дизайна:
Производство Иж-49 продолжалось до 1958 года, последние два из них модель выпускалась вместе с Иж-56. Первое время покупатели начали брать новую модификацию, но мотоцикл по уровню сборки оказался не таким качественным.
Для своего времени Иж-49 был современным мотоциклом с высокой степенью надежности. Советские конструкторы поступили так, как делали японцы через 20 лет – взяли модель, скопировали и усовершенствовали.
Спидометр в фаре. Фото: Youtube.com
Двигатель одноцилиндровый двухтактный, работает на смеси бензина с маслом. Охлаждение воздушное, рабочий объем 346 см3. Мощность мотора всего 11,5 л. с., но для тех лет этого хватало. Максимальная скорость – около 90 км/ч.
Родной карбюратор – это К-28Б, но вместо него часто ставят любой другой, подходящий для мотоциклов Иж.
Коробка передач – четырехступенчатая, и это было прорывом для начала 1950-х годов. Тогда байки зарубежного производства оснащались 3-МКПП. Впрочем, четвертая передача прямая, так что она применялась только на трассе, после достижения скорости выше 60 км/ч. Переключаться можно как вручную, так и ногой.
По ходовой части Иж-49 простейший:
По сравнению с Иж-350 подвеска стала мягче. Но сейчас подключение маятниковой вилки посреди амортизатора смотрится нелепо. Конструкция придумана советскими инженерами, она оказалась неудачной – стойки текли, подвеска была «дубовой».
Двигатель простейший. Фото: Youtube.com
Никаких электрических изысков на Иж-49 нет. С завода тут устанавливалась шестивольтовая система питания с АКБ. Многие утверждают, что никого аккумулятора на советский мотоцикл не ставили. Дескать, у отца или деда был такой байк без АКБ.
На самом деле, это уже сельские переделки, на которые ставили генераторы с самовозбуждением от малокубатурных мотоциклов Минск.
Вес без коляски – всего 150 кг, то есть чуть больше, чем у современных байков такого объема. Расход топлива двухтактников традиционно высок – около 6-7 литров на 100 км пробега. Двигатель рассчитан на низкооктановый бензин, но при желании его можно перевести на АИ-92.
Управляемость у мотоцикла специфическая, ее несложно описать несколькими словами – хорошо едет по прямой. Низкая жесткость рамы и примитивные подвески не добавляют уверенности в поворотах.
В России мотоцикл еще попадается в продаже на рынке б/у. Стоимость Иж-49 зависит от ряда факторов, таких как «хотелки» владельца, техническое состояние, наличие документов. Цена начинается от 50 000 рублей и заканчивается на уровне 400 000 р.
Редкая модель с коляской. Фото: Youtube.com
Дорогие экземпляры – это отреставрированные байки в оригинальном состоянии, они выглядят так, как будто только сошли с заводского конвейера.
За минимальную цену, скорее всего, мотоцикл будет неким монстром, составленным из деталей от Иж-49/56 и «Планет» разных годов и моделей. Хотя иногда за 70-80 тыс. рублей попадаются варианты в идеальном состоянии. Скорее всего, владельцы продают их в связи с жизненными обстоятельствами.
Отремонтировать старый советский Иж в принципе несложно, если стоит задача просто поставить его «на ход». А вот привести мотоцикл в «стоковое» состояние – это уже проблема. Оригинальные запчасти придется искать по всем странам СНГ, часть из них заказывать на заводах по чертежам.
Тюнинг советских мотоциклов – это дело неблагодарное и душевредное. К сожалению, каплевидный бак Иж-49 некоторым навевает крамольные мысли о переделке в чоппер. На такие мотоциклы больно смотреть – и круизеры из них получаются не очень, и теряется красота заводской модели.
Вид спереди. Фото: Youtube.com
Иж-49 красив в стоке. Но надо постараться приобрести вариант в цене под 100 000 рублей, отреставрировать ее и сохранить для потомков.
Мало кто знает, но Иж-49 выпускался в нескольких модификациях, кроме стоковой и с коляской.
Версии мотоцикла:
Сложно говорить о плюсах и минусах антикварной техники. Поэтому сравнивать мотоцикл лучше с моделями тех же лет выпуска.
Плюсы Иж-49:
Минусы:
Неплохой вариант для реставрации. Фото: Youtube.com
Рассматривать Иж-49 в качестве мотоцикла на каждый день не стоит – это раритетная техника. А вот в качестве байка выходного дня «старичок» подойдет. Будьте уверены, что Иж-49 обязательно привлечет внимание окружающих!
А вот мотоциклы были доступны по цене. Выпуск байков быстро наладили благодаря вывезенному из Германии оборудованию. Самым красивым серийным мотоциклом советского производства стал Иж-49 – в этой статье будет подробно рассказано о нем.
История модели
Истоки послевоенных байков Иж начинаются с немецкого DKW 350. Этот мотоцикл скопирован в СССР и производился в городе Ижевске. Естественно, модель переименовали в Иж-350, но по факту это чистый DKW 350, сделанный на немецком оборудовании.
Интересный факт – помогал налаживать выпуск модели Герман Вебер, инженер, разработавший оригинальный германский байк.
В конце 1940-х годов Иж-350 был модернизирован в соответствии с современными требованиями. Мотоцикл, дебютировавший в 1950 г. назвали Иж-49. Выпускалась модель серийно с 1951 по 1958 годы.

Байк получил ряд усовершенствований:
- ? Переднюю вилку телескопического типа – это было для тех лет новшеством
- ? Заднюю подвеску с гидравлическими амортизаторами
Все это сделало мотоцикл более комфортабельным и приспособленным к сельской местности.
Дизайн мотоцикла
Сейчас многие считают Иж-49 самым красивым байком Ижевского завода. В модели удалось совместить классический немецкий дизайн DKW 350 и современные инженерные решения.
Мотоцикл получился надежным – это следствие использования зарубежного оборудования. Кстати, Иж-56, который начали выпускать позднее, изготавливался уже на советских станках, вследствие чего надежность упала.

Особенности дизайна:
- ? Каплевидный бензобак
- ? Стильные трубы-глушители типа «рыбий хвост»
- ? Раздельные сиденья
- ? Рычаг переключения передач на баке, дублированный ножной лапкой
Производство Иж-49 продолжалось до 1958 года, последние два из них модель выпускалась вместе с Иж-56. Первое время покупатели начали брать новую модификацию, но мотоцикл по уровню сборки оказался не таким качественным.
Кстати, Иж-49 стал первым байком завода, на который устанавливалась коляска. Судя по всему, «люльки» появились с 1956 года, когда дебютировал Иж-56. Новая модель разрабатывалась в двух версиях – одиночка и с коляской.
Технические особенности
Для своего времени Иж-49 был современным мотоциклом с высокой степенью надежности. Советские конструкторы поступили так, как делали японцы через 20 лет – взяли модель, скопировали и усовершенствовали.

Двигатель одноцилиндровый двухтактный, работает на смеси бензина с маслом. Охлаждение воздушное, рабочий объем 346 см3. Мощность мотора всего 11,5 л. с., но для тех лет этого хватало. Максимальная скорость – около 90 км/ч.
Двигатель низкооборотистый, тянет байк отлично. Высокие обороты мотоцикл не любит – мотор перегревается, особенно летом.
Родной карбюратор – это К-28Б, но вместо него часто ставят любой другой, подходящий для мотоциклов Иж.
Коробка передач – четырехступенчатая, и это было прорывом для начала 1950-х годов. Тогда байки зарубежного производства оснащались 3-МКПП. Впрочем, четвертая передача прямая, так что она применялась только на трассе, после достижения скорости выше 60 км/ч. Переключаться можно как вручную, так и ногой.
По ходовой части Иж-49 простейший:
- ? Стальная рама
- ? Пружинно-гидравлические амортизаторы
- ? Барабанные тормоза
По сравнению с Иж-350 подвеска стала мягче. Но сейчас подключение маятниковой вилки посреди амортизатора смотрится нелепо. Конструкция придумана советскими инженерами, она оказалась неудачной – стойки текли, подвеска была «дубовой».

Никаких электрических изысков на Иж-49 нет. С завода тут устанавливалась шестивольтовая система питания с АКБ. Многие утверждают, что никого аккумулятора на советский мотоцикл не ставили. Дескать, у отца или деда был такой байк без АКБ.
На самом деле, это уже сельские переделки, на которые ставили генераторы с самовозбуждением от малокубатурных мотоциклов Минск.
Поворотников для Иж-49 не предусмотрено
Вес без коляски – всего 150 кг, то есть чуть больше, чем у современных байков такого объема. Расход топлива двухтактников традиционно высок – около 6-7 литров на 100 км пробега. Двигатель рассчитан на низкооктановый бензин, но при желании его можно перевести на АИ-92.
Управляемость у мотоцикла специфическая, ее несложно описать несколькими словами – хорошо едет по прямой. Низкая жесткость рамы и примитивные подвески не добавляют уверенности в поворотах.
Можно ли купить Иж-49 и за сколько?
В России мотоцикл еще попадается в продаже на рынке б/у. Стоимость Иж-49 зависит от ряда факторов, таких как «хотелки» владельца, техническое состояние, наличие документов. Цена начинается от 50 000 рублей и заканчивается на уровне 400 000 р.

Дорогие экземпляры – это отреставрированные байки в оригинальном состоянии, они выглядят так, как будто только сошли с заводского конвейера.
За минимальную цену, скорее всего, мотоцикл будет неким монстром, составленным из деталей от Иж-49/56 и «Планет» разных годов и моделей. Хотя иногда за 70-80 тыс. рублей попадаются варианты в идеальном состоянии. Скорее всего, владельцы продают их в связи с жизненными обстоятельствами.
Ремонт и переделка
Отремонтировать старый советский Иж в принципе несложно, если стоит задача просто поставить его «на ход». А вот привести мотоцикл в «стоковое» состояние – это уже проблема. Оригинальные запчасти придется искать по всем странам СНГ, часть из них заказывать на заводах по чертежам.
Стоимость «родных» деталей высока, лучше приобрести старый Иж-49 в качестве донора, и снимать с него то, что понадобится в процессе ремонта.
Тюнинг советских мотоциклов – это дело неблагодарное и душевредное. К сожалению, каплевидный бак Иж-49 некоторым навевает крамольные мысли о переделке в чоппер. На такие мотоциклы больно смотреть – и круизеры из них получаются не очень, и теряется красота заводской модели.

Иж-49 красив в стоке. Но надо постараться приобрести вариант в цене под 100 000 рублей, отреставрировать ее и сохранить для потомков.
Модификации
Мало кто знает, но Иж-49 выпускался в нескольких модификациях, кроме стоковой и с коляской.
Версии мотоцикла:
- ? Иж-50 – спортивная модель для соревнований, выпускалась штучно. Шла только в мотошколы, в частные руки не продавалась
- ? Иж-51М – специальная модификация для участия в шоссейно-кольцевых гонках. На эти байки устанавливался экспериментальный двигатель
- ? Иж-54 – гоночная версия, очень редкая, считается, что до наших дней не сохранилась
- ? Иж-55 – кроссовый мотоцикл
Достоинства и недостатки
Сложно говорить о плюсах и минусах антикварной техники. Поэтому сравнивать мотоцикл лучше с моделями тех же лет выпуска.
Плюсы Иж-49:
- ? Надежность и качество
- ? Простота конструкции и высокая ремонтопригодность
- ? Внешний вид
Минусы:
- ? Преклонные годы
- ? Проблемы с поиском запчастей
- ? Двухтактный двигатель
- ? Отсутствие поворотников

Рассматривать Иж-49 в качестве мотоцикла на каждый день не стоит – это раритетная техника. А вот в качестве байка выходного дня «старичок» подойдет. Будьте уверены, что Иж-49 обязательно привлечет внимание окружающих!
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Shacman «приехал» – китайские самосвалы перестанут продавать в России
У Генеральной прокуратуры и главы Минпромторга возникли вопросы к качеству китайской продукции. Все подробности прошедшей проверки можно узнать из нашего...

«Кто крайний?» – строительство нового ракетно-космического комплекса выходит на финишную прямую
И уже формируется очередь из желающих совершить пуски с «Байтерека». Россия оттуда будет запускать свой «Союз-5». Все подробности читайте в нашем материале....

Третьему мосту через Волгу быть – проект одобрен и профинансирован
Президент поспособствовал скорейшему началу возведения. Вместе с ним построят новую магистраль, которая решит транспортные проблемы Ярославля, но не все жители...

Ограничения сняты – ПД-14 получил новый сертификат
Двигатель стал еще на шаг ближе к серийному производству. Силовой установке дали важное разрешение....

МС-21 получит инновационный двигатель
Это будет все тот же ПД-14, но созданный с привлечением новых передовых технологий. Подробнее об этом читайте в нашем материале....

Новый грузовой самолет Nuuva V300 совершил свой первый полет
По сути это беспилотный летательный контейнер, получивший нетипичную для таких аппаратов конструкцию и впечатляющий запас хода. Подробнее о проекте читайте в...

Стало известно, какой ресурс закладывает в новые двигатели АВТОВАЗ – мнения водителей
Инженеры и руководство компании назвали минимальные цифры, на которые нужно ориентироваться. А вот окажутся ли они выше – зависит от множества факторов....

Новинка Алексея Гарагашьяна: что на смену «Шерпа»
Изобретатель, инженер, автогонщик, конструктор. Алексей произвел если не революцию, то уж точно фурор в мире внедорожной техники. При этом скромный и...

В Нижнем Новгороде построят еще 158 кораблей
В их числе сухогрузы и круизные лайнеры. Сумма контракта превышает 162 млрд рублей....

Новый перронный автобус МАЗ умеет то, чего не могут другие
Минский автомобильный завод показал автобус, который может изменить представление о транспорте в аэропортах. На первый взгляд ничего нестандартного. Казалось...

Серийное производство самолетов «Байкал» стартует до конца года
По крайней мере, новый производственный корпус к этому времени построят. И проект контролируется президентом России....

Еще один российский пикап поступил в продажу – у него пять мест и большой грузовой отсек
Это новинка от российского бренда Sollers. Автомобиль, известный как ST8, предлагается с разными типами двигателей....

МАЗ-200 АДС-50: редкое наследие великой страны
Мало кто из современников видел машину воочию, уникальную конструктивно и по функционалу. Разве что посетители саратовского Парка Победы и автомобильного музея...

Новая Honda CR-V – воплощение экономичного и надежного кроссовера
Российский автомобильный рынок давно привык к китайскому автопрому. Поэтому появление новых моделей от ведущих мировых производителей – это всегда событие. Не...

Советские грузовики, которые буквально уничтожали топливо
Советский Союз не страдал от нехватки бензина, поэтому дизельные автомобили там появились достаточно поздно. И не потому, что топливо вдруг начали экономить....

Российский авиалайнер SJ-100 уже почти готов – осталось только совместить два самолета
Сейчас испытания проходят два авиалайнера. Если собрать их в один, получится на 100% импортозамещенный SJ-100....