L-410 – «вечная»  авиамаршрутка
36 350

L-410 – «вечная» авиамаршрутка

В конце этого года исполнится полвека, как началась эксплуатация самолета L-410. Это небольшое многоцелевое воздушное судно стало популярным в десятках стран мира, включая СССР и Россию. Однако «сдавать» самолет в утиль еще рано: он производится и сегодня; не исключено, что его еще ждет будущее. Как такое удалось летательному аппарату, поднявшемуся в воздух почти 50 лет назад?


СЭВ и конкурс на лучший проект


К середине 60-х в огромном Советском Союзе и соцлагере стала остро ощущаться нехватка в небольшом и недорогом самолете, способным обслуживать местные авиалинии. Главные требования: число пассажиров – 15-20, максимальное расстояние – до 600 км. Формированием техзадания для проекта занимался советский ГосНИИ гражданской авиации. Разработка самолета велась одновременно несколькими организациями: разными КБ из СССР и предприятием-заводом «Let» из Чехословакии, расположенным в городе Куновице. Именно оно представило наиболее удачный проект Turbolet (другое название L-410), который решили реализовывать в рамках СЭВ. Через несколько лет уже был готов опытный экземпляр и 16.04.1969 года он поднялся в небо.

L-410 – «вечная»  авиамаршруткаСборка самолета в Куновице. Фото: YouTube.com


Испытания были признаны удачными и самолет запустили в серию. Предполагалось: предприятие будет производить в год до 50 машин, чего должно хватить для удовлетворения потребностей стран, входящих в СЭВ.

Серии и модификации Л-410


«Пилотную» пятерку лайнеров построили в 1969 году. После пробных полетов сразу же появились нововведения, улучшающие характеристики лайнера. Их было так много, что следующей серии воздушных судов было решено присвоить индекс «А». В 1971 году готовые машины стали передавать заказчикам, среди которых первые экземпляры получила компания из Чехословакии Slov-Air.

В салоне излишеств нет. Фото: YouTube.com


В основном строили самолеты модификации «А», рассчитанной на 17 пассажиров. Помимо нее производили иные варианты лайнера:

✅ L-410AS – оснащался более комфортабельным салоном, что-то вроде сегодняшнего бизнес-класса
✅ L-410AB с винтами от Hartzell HC-B4TN-3, имевшими 4 лопасти
✅ L-410AG – использовался для проведения аэрофотосъемок
✅ L-410T – транспортный или санитарный, а также десантный вариант судна с более широкой дверью, вмещавший 12 парашютистов

Позже появились и другие версии «авиамаршрутки» (или «чебурашки»), как через некоторое время стали называть L-410. Самолет постоянно совершенствовали и в 1973 году появилась модель, оснащенная новыми двигателями, разработанными в Чехословакии. Моторы назывались M-601A, соответственно воздушному судно, оснащенному ими, присвоили индекс «М».

Северные морозы этому воздушному судну не страшны. Фото: YouTube.com


Всего таких самолетов было выпущено несколько сотен, а в конце 70-х эта серия уступила место следующей – L-410UVP. Любопытно, что стоящая сзади аббревиатура расшифровывается по-русски: «укороченный взлет и посадка». Чтобы модель соответствовала названию, провели модернизацию:

✅ увеличили крыло и поставили на него обновленную механизацию
✅ доработали моторы М-601В
✅ улучшили оперение
✅ поставили более совершенную авионику, в создании которой участвовали советские специалисты

Но даже и этот вариант не стал «статичным». С 80-х «маршрутку» постоянно дорабатывали, улучшали салон, двигатели, создавали транспортную модель. Например, обновленный авиамотор М-601Е имел минимальный срок службы 17 лет (2 тыс. часов). В итоге «рестайлинговый» самолет получил сложный индекс и стал называться L-410UVP-E20. Вот его характеристики:

? мощность двигателей ТВД GE H80-200 – по 800 «лошадей»
? размах крыла – 19,98 м
? длина и высота – 14,42 и 5,83 м
? вес пустого самолета (максимальная взлетная масса) – 4050 (6600) кг
? полезная нагрузка – 19 человек или 1,8 т оборудования, товара
? скорость – 335 км/ч
? дальность – 1500 км
? потолок – 4200 м
? расход горючего – 245 кг/час
? экипаж – 2 пилота

Этого показалось мало и на него установили авиамоторы General Electric H80-200, чтобы осуществлять экспортные поставки. И это удалось! Модель самолета «УВП» стала наиболее востребованной.

Банкротство


К 90-м годам политическая ситуация в Европе радикально изменилась: СССР начал разваливаться, как и СЭВ, соцлагерь «опустел». Самолеты L-410 просто прекратили покупать. Однако чешское предприятие не стало сидеть, ожидая лучших времен: удалось найти новых заказчиков из Латинской Америки, Африки, Азии. Низкая цена и высокие эксплуатационные характеристики – такие качества помогали самолету конкурировать на внешнем рынке с аналогами.

L-410 на поплавковом шасси. Фото: YouTube.com


Но потребности бедных стран «третьего мира» были несравнимы с тем количеством ланеров, которое когда-то требовалось СССР и странам СЭВ. За год вместо прежних 50-ти выпускали 3-4 машины. Как-то выжить помогали поставки запчастей, обслуживание ранее проданной техники.

В 90-е производство самолетов в Чехии сократилось в 10 раз. Фото: YouTube.com


Тем не менее, завод обанкротился, но нашлись желающие его приобрести и предприятие стало называться Aircraft Industries, a.s. Новая Россия не забыла «свой» завод и в 2008 году 51 % акций приобрела Уральская горно-металлургическая компания. Постепенно производство стало налаживаться: в период 2009-2013 годы выпустили примерно 60 единиц техники. Это позволило владельцу контрольного пакета акций выкупить остальные. Так УГМК стал полным собственником авиазавода.

Вперед в будущее


Самолет требовал серьезной модернизации, и он ее получил! В 2015 году в небо взмыл обновленный вариант «маршрутки» L-410 NG. Модель получила полностью переработанные основные узлы, авионику, что серьезно улучшило летно-технические характеристики лайнера. В 2018-м приступили к серийному выпуску L-410NG.

Авионика обновленного самолета впечатляет. Фото: YouTube.com


Кстати первый самолет этой серии получил заказчик из России. Всего к старту массового производство имелось 16 заказов из РФ, Польши, Казахстана.

L-410 в России


В 2016-м решили наладить выпуск «авиамаршруток» на Уральском заводе гражданской авиации. К концу 2018-го уже построили первые 5 машин, которые успешно прошли испытания. Производство налаживалось, появились заказы, причем достаточно много.

Новый самолет выкатывают из ворот УЗГА (Уральский завод гражданской авиации). Фото: YouTube.com


Летом 2020-го руководство завода сообщало о постройке пятидесятого самолета. В основном «маршрутки» заказывают небольшие частные компании.

Что в итоге


Производство самолетов L-410, начавшееся полвека назад, чехам удалось сохранить и на сегодня развивать дальше, правда, не без помощи российского предприятия. Выпуск самолетов продолжается и сегодня, как на Урале, так и в г. Куновице: спрос хоть и небольшой, но стабильный. Всего с конца 60-х произведено более 1100 самолетов. Сегодня их можно встретить в Австралии и даже Гренландии. В России лайнеры пользуются спросом в регионах, где плохая дорожная инфраструктура. L-410 есть у компаний ПАНХ (Бурятия), «Оренбуржье», «КрасАэро». Предприятие «Хабаровские авиалинии» использует шесть «маршруток».

Сборка фюзеляжа самолета на Урале. Фото: YouTube.com


Много самолетов в «Архангельском Втором авиаотряде». Как заявил 24 апреля этого года его руководитель, в связи с обстановкой на Украине, чехи отказались ремонтировать L-410. Однако пока сотрудники предприятия обходятся своими силами: самолеты новые, куплены в лизинг. Конечно, самолет морально устарел. Однако применение новых двигателей, постоянные модернизации, приводящие к улучшению характеристик, позволяют машине пока еще уверенно «держаться на плаву». И, учитывая уже существующий парк самолетов, можно уверенно сказать, что спустя полвека в небо продолжат подниматься L-410.
А вы что думаете о L-410?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....