L-410 – «вечная» авиамаршрутка
В конце этого года исполнится полвека, как началась эксплуатация самолета L-410. Это небольшое многоцелевое воздушное судно стало популярным в десятках стран мира, включая СССР и Россию. Однако «сдавать» самолет в утиль еще рано: он производится и сегодня; не исключено, что его еще ждет будущее. Как такое удалось летательному аппарату, поднявшемуся в воздух почти 50 лет назад?
К середине 60-х в огромном Советском Союзе и соцлагере стала остро ощущаться нехватка в небольшом и недорогом самолете, способным обслуживать местные авиалинии. Главные требования: число пассажиров – 15-20, максимальное расстояние – до 600 км. Формированием техзадания для проекта занимался советский ГосНИИ гражданской авиации. Разработка самолета велась одновременно несколькими организациями: разными КБ из СССР и предприятием-заводом «Let» из Чехословакии, расположенным в городе Куновице. Именно оно представило наиболее удачный проект Turbolet (другое название L-410), который решили реализовывать в рамках СЭВ. Через несколько лет уже был готов опытный экземпляр и 16.04.1969 года он поднялся в небо.
Испытания были признаны удачными и самолет запустили в серию. Предполагалось: предприятие будет производить в год до 50 машин, чего должно хватить для удовлетворения потребностей стран, входящих в СЭВ.
«Пилотную» пятерку лайнеров построили в 1969 году. После пробных полетов сразу же появились нововведения, улучшающие характеристики лайнера. Их было так много, что следующей серии воздушных судов было решено присвоить индекс «А». В 1971 году готовые машины стали передавать заказчикам, среди которых первые экземпляры получила компания из Чехословакии Slov-Air.
В основном строили самолеты модификации «А», рассчитанной на 17 пассажиров. Помимо нее производили иные варианты лайнера:
✅ L-410AS – оснащался более комфортабельным салоном, что-то вроде сегодняшнего бизнес-класса
✅ L-410AB с винтами от Hartzell HC-B4TN-3, имевшими 4 лопасти
✅ L-410AG – использовался для проведения аэрофотосъемок
✅ L-410T – транспортный или санитарный, а также десантный вариант судна с более широкой дверью, вмещавший 12 парашютистов
Позже появились и другие версии «авиамаршрутки» (или «чебурашки»), как через некоторое время стали называть L-410. Самолет постоянно совершенствовали и в 1973 году появилась модель, оснащенная новыми двигателями, разработанными в Чехословакии. Моторы назывались M-601A, соответственно воздушному судно, оснащенному ими, присвоили индекс «М».
Всего таких самолетов было выпущено несколько сотен, а в конце 70-х эта серия уступила место следующей – L-410UVP. Любопытно, что стоящая сзади аббревиатура расшифровывается по-русски: «укороченный взлет и посадка». Чтобы модель соответствовала названию, провели модернизацию:
✅ увеличили крыло и поставили на него обновленную механизацию
✅ доработали моторы М-601В
✅ улучшили оперение
✅ поставили более совершенную авионику, в создании которой участвовали советские специалисты
Но даже и этот вариант не стал «статичным». С 80-х «маршрутку» постоянно дорабатывали, улучшали салон, двигатели, создавали транспортную модель. Например, обновленный авиамотор М-601Е имел минимальный срок службы 17 лет (2 тыс. часов). В итоге «рестайлинговый» самолет получил сложный индекс и стал называться L-410UVP-E20. Вот его характеристики:
? мощность двигателей ТВД GE H80-200 – по 800 «лошадей»
? размах крыла – 19,98 м
? длина и высота – 14,42 и 5,83 м
? вес пустого самолета (максимальная взлетная масса) – 4050 (6600) кг
? полезная нагрузка – 19 человек или 1,8 т оборудования, товара
? скорость – 335 км/ч
? дальность – 1500 км
? потолок – 4200 м
? расход горючего – 245 кг/час
? экипаж – 2 пилота
Этого показалось мало и на него установили авиамоторы General Electric H80-200, чтобы осуществлять экспортные поставки. И это удалось! Модель самолета «УВП» стала наиболее востребованной.
К 90-м годам политическая ситуация в Европе радикально изменилась: СССР начал разваливаться, как и СЭВ, соцлагерь «опустел». Самолеты L-410 просто прекратили покупать. Однако чешское предприятие не стало сидеть, ожидая лучших времен: удалось найти новых заказчиков из Латинской Америки, Африки, Азии. Низкая цена и высокие эксплуатационные характеристики – такие качества помогали самолету конкурировать на внешнем рынке с аналогами.
Но потребности бедных стран «третьего мира» были несравнимы с тем количеством ланеров, которое когда-то требовалось СССР и странам СЭВ. За год вместо прежних 50-ти выпускали 3-4 машины. Как-то выжить помогали поставки запчастей, обслуживание ранее проданной техники.
Тем не менее, завод обанкротился, но нашлись желающие его приобрести и предприятие стало называться Aircraft Industries, a.s. Новая Россия не забыла «свой» завод и в 2008 году 51 % акций приобрела Уральская горно-металлургическая компания. Постепенно производство стало налаживаться: в период 2009-2013 годы выпустили примерно 60 единиц техники. Это позволило владельцу контрольного пакета акций выкупить остальные. Так УГМК стал полным собственником авиазавода.
Самолет требовал серьезной модернизации, и он ее получил! В 2015 году в небо взмыл обновленный вариант «маршрутки» L-410 NG. Модель получила полностью переработанные основные узлы, авионику, что серьезно улучшило летно-технические характеристики лайнера. В 2018-м приступили к серийному выпуску L-410NG.
Кстати первый самолет этой серии получил заказчик из России. Всего к старту массового производство имелось 16 заказов из РФ, Польши, Казахстана.
В 2016-м решили наладить выпуск «авиамаршруток» на Уральском заводе гражданской авиации. К концу 2018-го уже построили первые 5 машин, которые успешно прошли испытания. Производство налаживалось, появились заказы, причем достаточно много.
Летом 2020-го руководство завода сообщало о постройке пятидесятого самолета. В основном «маршрутки» заказывают небольшие частные компании.
Производство самолетов L-410, начавшееся полвека назад, чехам удалось сохранить и на сегодня развивать дальше, правда, не без помощи российского предприятия. Выпуск самолетов продолжается и сегодня, как на Урале, так и в г. Куновице: спрос хоть и небольшой, но стабильный. Всего с конца 60-х произведено более 1100 самолетов. Сегодня их можно встретить в Австралии и даже Гренландии. В России лайнеры пользуются спросом в регионах, где плохая дорожная инфраструктура. L-410 есть у компаний ПАНХ (Бурятия), «Оренбуржье», «КрасАэро». Предприятие «Хабаровские авиалинии» использует шесть «маршруток».
Много самолетов в «Архангельском Втором авиаотряде». Как заявил 24 апреля этого года его руководитель, в связи с обстановкой на Украине, чехи отказались ремонтировать L-410. Однако пока сотрудники предприятия обходятся своими силами: самолеты новые, куплены в лизинг. Конечно, самолет морально устарел. Однако применение новых двигателей, постоянные модернизации, приводящие к улучшению характеристик, позволяют машине пока еще уверенно «держаться на плаву». И, учитывая уже существующий парк самолетов, можно уверенно сказать, что спустя полвека в небо продолжат подниматься L-410.
СЭВ и конкурс на лучший проект
К середине 60-х в огромном Советском Союзе и соцлагере стала остро ощущаться нехватка в небольшом и недорогом самолете, способным обслуживать местные авиалинии. Главные требования: число пассажиров – 15-20, максимальное расстояние – до 600 км. Формированием техзадания для проекта занимался советский ГосНИИ гражданской авиации. Разработка самолета велась одновременно несколькими организациями: разными КБ из СССР и предприятием-заводом «Let» из Чехословакии, расположенным в городе Куновице. Именно оно представило наиболее удачный проект Turbolet (другое название L-410), который решили реализовывать в рамках СЭВ. Через несколько лет уже был готов опытный экземпляр и 16.04.1969 года он поднялся в небо.
Сборка самолета в Куновице. Фото: YouTube.com
Испытания были признаны удачными и самолет запустили в серию. Предполагалось: предприятие будет производить в год до 50 машин, чего должно хватить для удовлетворения потребностей стран, входящих в СЭВ.
Серии и модификации Л-410
«Пилотную» пятерку лайнеров построили в 1969 году. После пробных полетов сразу же появились нововведения, улучшающие характеристики лайнера. Их было так много, что следующей серии воздушных судов было решено присвоить индекс «А». В 1971 году готовые машины стали передавать заказчикам, среди которых первые экземпляры получила компания из Чехословакии Slov-Air.
В салоне излишеств нет. Фото: YouTube.com
В основном строили самолеты модификации «А», рассчитанной на 17 пассажиров. Помимо нее производили иные варианты лайнера:
✅ L-410AS – оснащался более комфортабельным салоном, что-то вроде сегодняшнего бизнес-класса
✅ L-410AB с винтами от Hartzell HC-B4TN-3, имевшими 4 лопасти
✅ L-410AG – использовался для проведения аэрофотосъемок
✅ L-410T – транспортный или санитарный, а также десантный вариант судна с более широкой дверью, вмещавший 12 парашютистов
Позже появились и другие версии «авиамаршрутки» (или «чебурашки»), как через некоторое время стали называть L-410. Самолет постоянно совершенствовали и в 1973 году появилась модель, оснащенная новыми двигателями, разработанными в Чехословакии. Моторы назывались M-601A, соответственно воздушному судно, оснащенному ими, присвоили индекс «М».
Северные морозы этому воздушному судну не страшны. Фото: YouTube.com
Всего таких самолетов было выпущено несколько сотен, а в конце 70-х эта серия уступила место следующей – L-410UVP. Любопытно, что стоящая сзади аббревиатура расшифровывается по-русски: «укороченный взлет и посадка». Чтобы модель соответствовала названию, провели модернизацию:
✅ увеличили крыло и поставили на него обновленную механизацию
✅ доработали моторы М-601В
✅ улучшили оперение
✅ поставили более совершенную авионику, в создании которой участвовали советские специалисты
Но даже и этот вариант не стал «статичным». С 80-х «маршрутку» постоянно дорабатывали, улучшали салон, двигатели, создавали транспортную модель. Например, обновленный авиамотор М-601Е имел минимальный срок службы 17 лет (2 тыс. часов). В итоге «рестайлинговый» самолет получил сложный индекс и стал называться L-410UVP-E20. Вот его характеристики:
? мощность двигателей ТВД GE H80-200 – по 800 «лошадей»
? размах крыла – 19,98 м
? длина и высота – 14,42 и 5,83 м
? вес пустого самолета (максимальная взлетная масса) – 4050 (6600) кг
? полезная нагрузка – 19 человек или 1,8 т оборудования, товара
? скорость – 335 км/ч
? дальность – 1500 км
? потолок – 4200 м
? расход горючего – 245 кг/час
? экипаж – 2 пилота
Этого показалось мало и на него установили авиамоторы General Electric H80-200, чтобы осуществлять экспортные поставки. И это удалось! Модель самолета «УВП» стала наиболее востребованной.
Банкротство
К 90-м годам политическая ситуация в Европе радикально изменилась: СССР начал разваливаться, как и СЭВ, соцлагерь «опустел». Самолеты L-410 просто прекратили покупать. Однако чешское предприятие не стало сидеть, ожидая лучших времен: удалось найти новых заказчиков из Латинской Америки, Африки, Азии. Низкая цена и высокие эксплуатационные характеристики – такие качества помогали самолету конкурировать на внешнем рынке с аналогами.
L-410 на поплавковом шасси. Фото: YouTube.com
Но потребности бедных стран «третьего мира» были несравнимы с тем количеством ланеров, которое когда-то требовалось СССР и странам СЭВ. За год вместо прежних 50-ти выпускали 3-4 машины. Как-то выжить помогали поставки запчастей, обслуживание ранее проданной техники.
В 90-е производство самолетов в Чехии сократилось в 10 раз. Фото: YouTube.com
Тем не менее, завод обанкротился, но нашлись желающие его приобрести и предприятие стало называться Aircraft Industries, a.s. Новая Россия не забыла «свой» завод и в 2008 году 51 % акций приобрела Уральская горно-металлургическая компания. Постепенно производство стало налаживаться: в период 2009-2013 годы выпустили примерно 60 единиц техники. Это позволило владельцу контрольного пакета акций выкупить остальные. Так УГМК стал полным собственником авиазавода.
Вперед в будущее
Самолет требовал серьезной модернизации, и он ее получил! В 2015 году в небо взмыл обновленный вариант «маршрутки» L-410 NG. Модель получила полностью переработанные основные узлы, авионику, что серьезно улучшило летно-технические характеристики лайнера. В 2018-м приступили к серийному выпуску L-410NG.
Авионика обновленного самолета впечатляет. Фото: YouTube.com
Кстати первый самолет этой серии получил заказчик из России. Всего к старту массового производство имелось 16 заказов из РФ, Польши, Казахстана.
L-410 в России
В 2016-м решили наладить выпуск «авиамаршруток» на Уральском заводе гражданской авиации. К концу 2018-го уже построили первые 5 машин, которые успешно прошли испытания. Производство налаживалось, появились заказы, причем достаточно много.
Новый самолет выкатывают из ворот УЗГА (Уральский завод гражданской авиации). Фото: YouTube.com
Летом 2020-го руководство завода сообщало о постройке пятидесятого самолета. В основном «маршрутки» заказывают небольшие частные компании.
Что в итоге
Производство самолетов L-410, начавшееся полвека назад, чехам удалось сохранить и на сегодня развивать дальше, правда, не без помощи российского предприятия. Выпуск самолетов продолжается и сегодня, как на Урале, так и в г. Куновице: спрос хоть и небольшой, но стабильный. Всего с конца 60-х произведено более 1100 самолетов. Сегодня их можно встретить в Австралии и даже Гренландии. В России лайнеры пользуются спросом в регионах, где плохая дорожная инфраструктура. L-410 есть у компаний ПАНХ (Бурятия), «Оренбуржье», «КрасАэро». Предприятие «Хабаровские авиалинии» использует шесть «маршруток».
Сборка фюзеляжа самолета на Урале. Фото: YouTube.com
Много самолетов в «Архангельском Втором авиаотряде». Как заявил 24 апреля этого года его руководитель, в связи с обстановкой на Украине, чехи отказались ремонтировать L-410. Однако пока сотрудники предприятия обходятся своими силами: самолеты новые, куплены в лизинг. Конечно, самолет морально устарел. Однако применение новых двигателей, постоянные модернизации, приводящие к улучшению характеристик, позволяют машине пока еще уверенно «держаться на плаву». И, учитывая уже существующий парк самолетов, можно уверенно сказать, что спустя полвека в небо продолжат подниматься L-410.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...