
L-410 – «вечная» авиамаршрутка
В конце этого года исполнится полвека, как началась эксплуатация самолета L-410. Это небольшое многоцелевое воздушное судно стало популярным в десятках стран мира, включая СССР и Россию. Однако «сдавать» самолет в утиль еще рано: он производится и сегодня; не исключено, что его еще ждет будущее. Как такое удалось летательному аппарату, поднявшемуся в воздух почти 50 лет назад?
К середине 60-х в огромном Советском Союзе и соцлагере стала остро ощущаться нехватка в небольшом и недорогом самолете, способным обслуживать местные авиалинии. Главные требования: число пассажиров – 15-20, максимальное расстояние – до 600 км. Формированием техзадания для проекта занимался советский ГосНИИ гражданской авиации. Разработка самолета велась одновременно несколькими организациями: разными КБ из СССР и предприятием-заводом «Let» из Чехословакии, расположенным в городе Куновице. Именно оно представило наиболее удачный проект Turbolet (другое название L-410), который решили реализовывать в рамках СЭВ. Через несколько лет уже был готов опытный экземпляр и 16.04.1969 года он поднялся в небо.
Сборка самолета в Куновице. Фото: YouTube.com
Испытания были признаны удачными и самолет запустили в серию. Предполагалось: предприятие будет производить в год до 50 машин, чего должно хватить для удовлетворения потребностей стран, входящих в СЭВ.
«Пилотную» пятерку лайнеров построили в 1969 году. После пробных полетов сразу же появились нововведения, улучшающие характеристики лайнера. Их было так много, что следующей серии воздушных судов было решено присвоить индекс «А». В 1971 году готовые машины стали передавать заказчикам, среди которых первые экземпляры получила компания из Чехословакии Slov-Air.
В салоне излишеств нет. Фото: YouTube.com
В основном строили самолеты модификации «А», рассчитанной на 17 пассажиров. Помимо нее производили иные варианты лайнера:
✅ L-410AS – оснащался более комфортабельным салоном, что-то вроде сегодняшнего бизнес-класса
✅ L-410AB с винтами от Hartzell HC-B4TN-3, имевшими 4 лопасти
✅ L-410AG – использовался для проведения аэрофотосъемок
✅ L-410T – транспортный или санитарный, а также десантный вариант судна с более широкой дверью, вмещавший 12 парашютистов
Позже появились и другие версии «авиамаршрутки» (или «чебурашки»), как через некоторое время стали называть L-410. Самолет постоянно совершенствовали и в 1973 году появилась модель, оснащенная новыми двигателями, разработанными в Чехословакии. Моторы назывались M-601A, соответственно воздушному судно, оснащенному ими, присвоили индекс «М».
Северные морозы этому воздушному судну не страшны. Фото: YouTube.com
Всего таких самолетов было выпущено несколько сотен, а в конце 70-х эта серия уступила место следующей – L-410UVP. Любопытно, что стоящая сзади аббревиатура расшифровывается по-русски: «укороченный взлет и посадка». Чтобы модель соответствовала названию, провели модернизацию:
✅ увеличили крыло и поставили на него обновленную механизацию
✅ доработали моторы М-601В
✅ улучшили оперение
✅ поставили более совершенную авионику, в создании которой участвовали советские специалисты
Но даже и этот вариант не стал «статичным». С 80-х «маршрутку» постоянно дорабатывали, улучшали салон, двигатели, создавали транспортную модель. Например, обновленный авиамотор М-601Е имел минимальный срок службы 17 лет (2 тыс. часов). В итоге «рестайлинговый» самолет получил сложный индекс и стал называться L-410UVP-E20. Вот его характеристики:
? мощность двигателей ТВД GE H80-200 – по 800 «лошадей»
? размах крыла – 19,98 м
? длина и высота – 14,42 и 5,83 м
? вес пустого самолета (максимальная взлетная масса) – 4050 (6600) кг
? полезная нагрузка – 19 человек или 1,8 т оборудования, товара
? скорость – 335 км/ч
? дальность – 1500 км
? потолок – 4200 м
? расход горючего – 245 кг/час
? экипаж – 2 пилота
Этого показалось мало и на него установили авиамоторы General Electric H80-200, чтобы осуществлять экспортные поставки. И это удалось! Модель самолета «УВП» стала наиболее востребованной.
К 90-м годам политическая ситуация в Европе радикально изменилась: СССР начал разваливаться, как и СЭВ, соцлагерь «опустел». Самолеты L-410 просто прекратили покупать. Однако чешское предприятие не стало сидеть, ожидая лучших времен: удалось найти новых заказчиков из Латинской Америки, Африки, Азии. Низкая цена и высокие эксплуатационные характеристики – такие качества помогали самолету конкурировать на внешнем рынке с аналогами.
L-410 на поплавковом шасси. Фото: YouTube.com
Но потребности бедных стран «третьего мира» были несравнимы с тем количеством ланеров, которое когда-то требовалось СССР и странам СЭВ. За год вместо прежних 50-ти выпускали 3-4 машины. Как-то выжить помогали поставки запчастей, обслуживание ранее проданной техники.
В 90-е производство самолетов в Чехии сократилось в 10 раз. Фото: YouTube.com
Тем не менее, завод обанкротился, но нашлись желающие его приобрести и предприятие стало называться Aircraft Industries, a.s. Новая Россия не забыла «свой» завод и в 2008 году 51 % акций приобрела Уральская горно-металлургическая компания. Постепенно производство стало налаживаться: в период 2009-2013 годы выпустили примерно 60 единиц техники. Это позволило владельцу контрольного пакета акций выкупить остальные. Так УГМК стал полным собственником авиазавода.
Самолет требовал серьезной модернизации, и он ее получил! В 2015 году в небо взмыл обновленный вариант «маршрутки» L-410 NG. Модель получила полностью переработанные основные узлы, авионику, что серьезно улучшило летно-технические характеристики лайнера. В 2018-м приступили к серийному выпуску L-410NG.
Авионика обновленного самолета впечатляет. Фото: YouTube.com
Кстати первый самолет этой серии получил заказчик из России. Всего к старту массового производство имелось 16 заказов из РФ, Польши, Казахстана.
В 2016-м решили наладить выпуск «авиамаршруток» на Уральском заводе гражданской авиации. К концу 2018-го уже построили первые 5 машин, которые успешно прошли испытания. Производство налаживалось, появились заказы, причем достаточно много.
Новый самолет выкатывают из ворот УЗГА (Уральский завод гражданской авиации). Фото: YouTube.com
Летом 2020-го руководство завода сообщало о постройке пятидесятого самолета. В основном «маршрутки» заказывают небольшие частные компании.
Производство самолетов L-410, начавшееся полвека назад, чехам удалось сохранить и на сегодня развивать дальше, правда, не без помощи российского предприятия. Выпуск самолетов продолжается и сегодня, как на Урале, так и в г. Куновице: спрос хоть и небольшой, но стабильный. Всего с конца 60-х произведено более 1100 самолетов. Сегодня их можно встретить в Австралии и даже Гренландии. В России лайнеры пользуются спросом в регионах, где плохая дорожная инфраструктура. L-410 есть у компаний ПАНХ (Бурятия), «Оренбуржье», «КрасАэро». Предприятие «Хабаровские авиалинии» использует шесть «маршруток».
Сборка фюзеляжа самолета на Урале. Фото: YouTube.com
Много самолетов в «Архангельском Втором авиаотряде». Как заявил 24 апреля этого года его руководитель, в связи с обстановкой на Украине, чехи отказались ремонтировать L-410. Однако пока сотрудники предприятия обходятся своими силами: самолеты новые, куплены в лизинг. Конечно, самолет морально устарел. Однако применение новых двигателей, постоянные модернизации, приводящие к улучшению характеристик, позволяют машине пока еще уверенно «держаться на плаву». И, учитывая уже существующий парк самолетов, можно уверенно сказать, что спустя полвека в небо продолжат подниматься L-410.
СЭВ и конкурс на лучший проект
К середине 60-х в огромном Советском Союзе и соцлагере стала остро ощущаться нехватка в небольшом и недорогом самолете, способным обслуживать местные авиалинии. Главные требования: число пассажиров – 15-20, максимальное расстояние – до 600 км. Формированием техзадания для проекта занимался советский ГосНИИ гражданской авиации. Разработка самолета велась одновременно несколькими организациями: разными КБ из СССР и предприятием-заводом «Let» из Чехословакии, расположенным в городе Куновице. Именно оно представило наиболее удачный проект Turbolet (другое название L-410), который решили реализовывать в рамках СЭВ. Через несколько лет уже был готов опытный экземпляр и 16.04.1969 года он поднялся в небо.

Испытания были признаны удачными и самолет запустили в серию. Предполагалось: предприятие будет производить в год до 50 машин, чего должно хватить для удовлетворения потребностей стран, входящих в СЭВ.
Серии и модификации Л-410
«Пилотную» пятерку лайнеров построили в 1969 году. После пробных полетов сразу же появились нововведения, улучшающие характеристики лайнера. Их было так много, что следующей серии воздушных судов было решено присвоить индекс «А». В 1971 году готовые машины стали передавать заказчикам, среди которых первые экземпляры получила компания из Чехословакии Slov-Air.

В основном строили самолеты модификации «А», рассчитанной на 17 пассажиров. Помимо нее производили иные варианты лайнера:
✅ L-410AS – оснащался более комфортабельным салоном, что-то вроде сегодняшнего бизнес-класса
✅ L-410AB с винтами от Hartzell HC-B4TN-3, имевшими 4 лопасти
✅ L-410AG – использовался для проведения аэрофотосъемок
✅ L-410T – транспортный или санитарный, а также десантный вариант судна с более широкой дверью, вмещавший 12 парашютистов
Позже появились и другие версии «авиамаршрутки» (или «чебурашки»), как через некоторое время стали называть L-410. Самолет постоянно совершенствовали и в 1973 году появилась модель, оснащенная новыми двигателями, разработанными в Чехословакии. Моторы назывались M-601A, соответственно воздушному судно, оснащенному ими, присвоили индекс «М».

Всего таких самолетов было выпущено несколько сотен, а в конце 70-х эта серия уступила место следующей – L-410UVP. Любопытно, что стоящая сзади аббревиатура расшифровывается по-русски: «укороченный взлет и посадка». Чтобы модель соответствовала названию, провели модернизацию:
✅ увеличили крыло и поставили на него обновленную механизацию
✅ доработали моторы М-601В
✅ улучшили оперение
✅ поставили более совершенную авионику, в создании которой участвовали советские специалисты
Но даже и этот вариант не стал «статичным». С 80-х «маршрутку» постоянно дорабатывали, улучшали салон, двигатели, создавали транспортную модель. Например, обновленный авиамотор М-601Е имел минимальный срок службы 17 лет (2 тыс. часов). В итоге «рестайлинговый» самолет получил сложный индекс и стал называться L-410UVP-E20. Вот его характеристики:
? мощность двигателей ТВД GE H80-200 – по 800 «лошадей»
? размах крыла – 19,98 м
? длина и высота – 14,42 и 5,83 м
? вес пустого самолета (максимальная взлетная масса) – 4050 (6600) кг
? полезная нагрузка – 19 человек или 1,8 т оборудования, товара
? скорость – 335 км/ч
? дальность – 1500 км
? потолок – 4200 м
? расход горючего – 245 кг/час
? экипаж – 2 пилота
Этого показалось мало и на него установили авиамоторы General Electric H80-200, чтобы осуществлять экспортные поставки. И это удалось! Модель самолета «УВП» стала наиболее востребованной.
Банкротство
К 90-м годам политическая ситуация в Европе радикально изменилась: СССР начал разваливаться, как и СЭВ, соцлагерь «опустел». Самолеты L-410 просто прекратили покупать. Однако чешское предприятие не стало сидеть, ожидая лучших времен: удалось найти новых заказчиков из Латинской Америки, Африки, Азии. Низкая цена и высокие эксплуатационные характеристики – такие качества помогали самолету конкурировать на внешнем рынке с аналогами.

Но потребности бедных стран «третьего мира» были несравнимы с тем количеством ланеров, которое когда-то требовалось СССР и странам СЭВ. За год вместо прежних 50-ти выпускали 3-4 машины. Как-то выжить помогали поставки запчастей, обслуживание ранее проданной техники.

Тем не менее, завод обанкротился, но нашлись желающие его приобрести и предприятие стало называться Aircraft Industries, a.s. Новая Россия не забыла «свой» завод и в 2008 году 51 % акций приобрела Уральская горно-металлургическая компания. Постепенно производство стало налаживаться: в период 2009-2013 годы выпустили примерно 60 единиц техники. Это позволило владельцу контрольного пакета акций выкупить остальные. Так УГМК стал полным собственником авиазавода.
Вперед в будущее
Самолет требовал серьезной модернизации, и он ее получил! В 2015 году в небо взмыл обновленный вариант «маршрутки» L-410 NG. Модель получила полностью переработанные основные узлы, авионику, что серьезно улучшило летно-технические характеристики лайнера. В 2018-м приступили к серийному выпуску L-410NG.

Кстати первый самолет этой серии получил заказчик из России. Всего к старту массового производство имелось 16 заказов из РФ, Польши, Казахстана.
L-410 в России
В 2016-м решили наладить выпуск «авиамаршруток» на Уральском заводе гражданской авиации. К концу 2018-го уже построили первые 5 машин, которые успешно прошли испытания. Производство налаживалось, появились заказы, причем достаточно много.

Летом 2020-го руководство завода сообщало о постройке пятидесятого самолета. В основном «маршрутки» заказывают небольшие частные компании.
Что в итоге
Производство самолетов L-410, начавшееся полвека назад, чехам удалось сохранить и на сегодня развивать дальше, правда, не без помощи российского предприятия. Выпуск самолетов продолжается и сегодня, как на Урале, так и в г. Куновице: спрос хоть и небольшой, но стабильный. Всего с конца 60-х произведено более 1100 самолетов. Сегодня их можно встретить в Австралии и даже Гренландии. В России лайнеры пользуются спросом в регионах, где плохая дорожная инфраструктура. L-410 есть у компаний ПАНХ (Бурятия), «Оренбуржье», «КрасАэро». Предприятие «Хабаровские авиалинии» использует шесть «маршруток».

Много самолетов в «Архангельском Втором авиаотряде». Как заявил 24 апреля этого года его руководитель, в связи с обстановкой на Украине, чехи отказались ремонтировать L-410. Однако пока сотрудники предприятия обходятся своими силами: самолеты новые, куплены в лизинг. Конечно, самолет морально устарел. Однако применение новых двигателей, постоянные модернизации, приводящие к улучшению характеристик, позволяют машине пока еще уверенно «держаться на плаву». И, учитывая уже существующий парк самолетов, можно уверенно сказать, что спустя полвека в небо продолжат подниматься L-410.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....