
StratoLanch - самый большой в мире самолет-носитель
В декабре 2011 года в США было официально объявлено о старте проекта Stratolaunch – строительстве специального огромного двухфюзеляжного самолета для запуска ракет со спутниками в космос с воздуха. Реализация замысла осуществлялась в ангаре, выстроенным для этой цели в г. Мохава, штат Калифорния. Предполагалось, что коммерческие запуски с самолета начнутся в 2020 году. Однако, несмотря на успешные испытания, этот раздел программы пока не выполнен. Как строился и для чего все-таки нужен дорогущий гигантский авиалайнер Stratolaunch Model 351, пока никак не используемый?
Это концепция, известная с 30-х годов минувшего века. Тогда схема двухфюзеляжного самолета использовалась для размещения ракеты (обтекатель плюс разгонный блок). Однако конкретных успехов в то время эта технология не имела. Вспомнили о ней лишь спустя десятилетия. Первопроходцами в системе «воздушный старт» смело можно назвать компании Virgin Galactic (Великобритания) и Scaled Composites (США). В двухтысячных им удалось разработать, построить самолет с парой фюзеляжей White Knight Two, с помощью которого планировалось регулярно запускать суборбитальные «шаттлы» типа SpaceShipOne. Испытательный полет состоялся в конце 2008-го.
Испытательный полет White Knight Two, между крыльями которого SpaceShipOne. Фото: YoyTube.com
Результаты не удовлетворили разработчиков: пришлось модернизировать систему управления. Второй старт произошел 5.04.2018-го: полет длился полминуты. Трудности не обескуражили конструкторов и работы продолжались.
Один из его инвесторов – Пол Аллен, участвовавший в основании Microsoft. Его «толика» в проект – 200 млн. долларов. Бизнесмен заявил, что двухфюзеляжный Stratolaunch станет «аэропортом для спутников». Конструкторское бюро возглавил Бёрт Рутан.
Как мыслили разработчики, воздушное судно будет подниматься на девятикилометровую высоту – оптимальный «потолок» для запуска «нагрузки». В момент «Х» ракета активизирует свои двигатели и доставляет в космос находящиеся на ней спутники. Роль полезной нагрузки должны играть легкие Pegasus XL, производимые корпорацией Orbital Sciences Corporation. Одна такая ракета весит 443 кг. Всего Stratolaunch может нести до трех «Пегасов». В общей сложности двухфюзеляжный самолет способствует запуску до 10 спутников.
Минус проекта заключается в ограниченности количества аэродромов под этот самолет. Для его взлета потребуется полоса длиной не менее 4-х км. Перебросить этот летательный аппарат в другое место без предварительной подготовки соответствующей инфраструктуры не получится.
Если брать размах крыла в 117 м, самолет можно считать самым большим на планете. Однако по длине и взлетной массе он уступает Ан-225 («Мрия»): 84 м против 73-х и 590 тонн перед 640 т. Размах крыльев у детища Туполевского КБ – 88,4 м. В воздух Stratolaunch Model 351 поднимают 6 турбореактивных моторов Pratt & Whitney PW4056, которыми оснащают Boeing 747-400. Другие характеристики:
✅ тяга двигателей – 25 тонн
✅ дальность полета – 3800 км
✅ наивысшая скорость – 345 км/ч
✅ шасси имеет 28 колес
Ракета подвешивается между фюзеляжами под самым центром крыла. Воздушный старт происходит на высоте 9000-10500 м.
Изначально планировалось использовать SpaceX Falcon 9 Air, позже передумали и решили к самолету-носителю подвешивать Orbital ATK Pegasus II. Но и этот вариант разработчиков почему-то не устроил. В итоге выбор пал на «хорошо себя зарекомендовавшую» Orbital ATK Pegasus XL. Эта ракета со стартовой массой в 23,2 т способна нести полезную нагрузку всего 443 кг. Она использовалась еще в начале 90-х и могла стартовать с «обычных» самолетов.
Как и Pegasus XL, ракета Launcher one тоже могла стартовать из-под фюзеляжа самолета. Фото: YouTube.com
Тогда возникает логичный вопрос, зачем нужен Stratolaunch? Разработчики уверяли, что с него возможен пуск сразу трех ракет Pegasus XL. Тем не менее, перспективы проекта не очень ясны – плюс, «масла в огонь» подлила смерть одного из главных энтузиастов амбициозной разработки – Пола Аллена.
Впервые Stratolaunch выкатили из ангара и показали публике в мае 2017 года. На торжественном мероприятии глава одноименной компании заметил, что самолет открывает новую эпоху, которая ознаменуется «надежным, быстрым и удобным способом доставки грузов на орбиту».
Гиганта впервые показывают публике, выкатывая из огромного ангара-эллинга. Фото: YouTube.com
В этом же году провели испытания. Сначала запускали двигатель, потом самолет совершал пробежки по взлетно-посадочной полосе. Полученные результаты анализировали, проводили доработки и вновь «гоняли» самолет по ВПП. Подняться в небо Stratolaunch Model 351 удалось только 13.04.2019 года. В ходе испытательного полета, длившегося 2,5 ч самолет развил максимальную скорость в 345 км/ч и поднялся на высоту 5200 м.
На первом этапе испытаний самолет катался по взлетно-посадочной полосе. Фото: YouTube.com
А что говорят эксперты об испытаниях двухфюзеляжного американского самолета? Мнение однозначное – впереди очень много работы. Сейчас фактически всего лишь подняли судно в небо. А предстоят запуски ракет-носителей, множество полетов для сертификации воздушного судна.
В воздух самолет поднимают 6 двигателей от Boeing 747-400. Фото: YouTube.com
На разработку свое отрицательное воздействие оказывают непомерные траты: например, стоимость одной ракеты – сорок миллионов «зеленых». А сколько из запусков будет неудачными? Тоже вопрос. Вывод очевиден: опытно-конструкторский этап протянется на несколько лет, а расходы достигнут миллиардов долларов.
Одно из информационных агентств, освещавших проект Stratolaunch, как-то обратило внимание своих пользователей на отсутствие потенциальных покупателей Model 351. Это дало повод засомневаться в коммерческих целях разработчиков. У журналистов появилось предположение, что в проекте заинтересовано американское Минобороны, рассматривающее Stratolaunch, как способ борьбы со спутниками. Версия вполне правдоподобна, особенно если вспомнить о посещении объекта главой ВВС и вице-президентом США.
Stratolaunch может использоваться и в военных целях. Фото: YouTube.com
К тому же в совет директоров компании Stratolaunch Systems входил Майкл Гриффин, сегодня занимающий пост главы отдела Пентагона по разработкам и исследованиям. Как уверены многие эксперты, версия создания и продолжения проекта исключительно в коммерческих целях вряд ли соответствует истине, по крайней мере, сегодня. Скорее всего здесь двойное назначение: с помощью Model 351 (сегодня его называют Stratolaunch Roc) можно запускать как спутники, так и баллистические ракеты. А еще самолет подойдет в качестве перевозчика-транспортника для ВВС. Тем не менее, в плане окупаемости перспективы самолета-гиганты туманны.
Компанию, уже задумавшуюся о банкротстве, купил концерн Cerberus Capital Management. В минувшем году 29 апреля на аэродроме в Мохаве, где был построен Stratolaunch Roc, состоялся его второй полет. Цель испытаний не озвучивалась, как и будущее предназначение двухфюзеляжного самолета. Однако появилась новая версия дальнейшей судьбы носителя: часть экспертов полагает, что он может стать «площадкой» для проведения испытаний гиперзвукового оружия, которым США, в отличие от России, на данный момент не обладают.
Начало: что такое воздушный старт
Это концепция, известная с 30-х годов минувшего века. Тогда схема двухфюзеляжного самолета использовалась для размещения ракеты (обтекатель плюс разгонный блок). Однако конкретных успехов в то время эта технология не имела. Вспомнили о ней лишь спустя десятилетия. Первопроходцами в системе «воздушный старт» смело можно назвать компании Virgin Galactic (Великобритания) и Scaled Composites (США). В двухтысячных им удалось разработать, построить самолет с парой фюзеляжей White Knight Two, с помощью которого планировалось регулярно запускать суборбитальные «шаттлы» типа SpaceShipOne. Испытательный полет состоялся в конце 2008-го.

Результаты не удовлетворили разработчиков: пришлось модернизировать систему управления. Второй старт произошел 5.04.2018-го: полет длился полминуты. Трудности не обескуражили конструкторов и работы продолжались.
Проект Stratolaunch
Один из его инвесторов – Пол Аллен, участвовавший в основании Microsoft. Его «толика» в проект – 200 млн. долларов. Бизнесмен заявил, что двухфюзеляжный Stratolaunch станет «аэропортом для спутников». Конструкторское бюро возглавил Бёрт Рутан.
Для чего строили Model 351
Как мыслили разработчики, воздушное судно будет подниматься на девятикилометровую высоту – оптимальный «потолок» для запуска «нагрузки». В момент «Х» ракета активизирует свои двигатели и доставляет в космос находящиеся на ней спутники. Роль полезной нагрузки должны играть легкие Pegasus XL, производимые корпорацией Orbital Sciences Corporation. Одна такая ракета весит 443 кг. Всего Stratolaunch может нести до трех «Пегасов». В общей сложности двухфюзеляжный самолет способствует запуску до 10 спутников.
Проще говоря, Stratolaunch востребован для вывода на орбиту небольших объектов. Многие из них весят совсем мало, буквально десятки кг. Зачастую приходится долго ждать, пока запустят большую ракету-носитель с космодрома, чтобы она взяла «попутный груз».
Минус проекта заключается в ограниченности количества аэродромов под этот самолет. Для его взлета потребуется полоса длиной не менее 4-х км. Перебросить этот летательный аппарат в другое место без предварительной подготовки соответствующей инфраструктуры не получится.
Характеристики
Если брать размах крыла в 117 м, самолет можно считать самым большим на планете. Однако по длине и взлетной массе он уступает Ан-225 («Мрия»): 84 м против 73-х и 590 тонн перед 640 т. Размах крыльев у детища Туполевского КБ – 88,4 м. В воздух Stratolaunch Model 351 поднимают 6 турбореактивных моторов Pratt & Whitney PW4056, которыми оснащают Boeing 747-400. Другие характеристики:
✅ тяга двигателей – 25 тонн
✅ дальность полета – 3800 км
✅ наивысшая скорость – 345 км/ч
✅ шасси имеет 28 колес
Ракета подвешивается между фюзеляжами под самым центром крыла. Воздушный старт происходит на высоте 9000-10500 м.
Полезная нагрузка
Изначально планировалось использовать SpaceX Falcon 9 Air, позже передумали и решили к самолету-носителю подвешивать Orbital ATK Pegasus II. Но и этот вариант разработчиков почему-то не устроил. В итоге выбор пал на «хорошо себя зарекомендовавшую» Orbital ATK Pegasus XL. Эта ракета со стартовой массой в 23,2 т способна нести полезную нагрузку всего 443 кг. Она использовалась еще в начале 90-х и могла стартовать с «обычных» самолетов.

Тогда возникает логичный вопрос, зачем нужен Stratolaunch? Разработчики уверяли, что с него возможен пуск сразу трех ракет Pegasus XL. Тем не менее, перспективы проекта не очень ясны – плюс, «масла в огонь» подлила смерть одного из главных энтузиастов амбициозной разработки – Пола Аллена.
Презентация
Впервые Stratolaunch выкатили из ангара и показали публике в мае 2017 года. На торжественном мероприятии глава одноименной компании заметил, что самолет открывает новую эпоху, которая ознаменуется «надежным, быстрым и удобным способом доставки грузов на орбиту».

В этом же году провели испытания. Сначала запускали двигатель, потом самолет совершал пробежки по взлетно-посадочной полосе. Полученные результаты анализировали, проводили доработки и вновь «гоняли» самолет по ВПП. Подняться в небо Stratolaunch Model 351 удалось только 13.04.2019 года. В ходе испытательного полета, длившегося 2,5 ч самолет развил максимальную скорость в 345 км/ч и поднялся на высоту 5200 м.

А что говорят эксперты об испытаниях двухфюзеляжного американского самолета? Мнение однозначное – впереди очень много работы. Сейчас фактически всего лишь подняли судно в небо. А предстоят запуски ракет-носителей, множество полетов для сертификации воздушного судна.

На разработку свое отрицательное воздействие оказывают непомерные траты: например, стоимость одной ракеты – сорок миллионов «зеленых». А сколько из запусков будет неудачными? Тоже вопрос. Вывод очевиден: опытно-конструкторский этап протянется на несколько лет, а расходы достигнут миллиардов долларов.
Интересы военных
Одно из информационных агентств, освещавших проект Stratolaunch, как-то обратило внимание своих пользователей на отсутствие потенциальных покупателей Model 351. Это дало повод засомневаться в коммерческих целях разработчиков. У журналистов появилось предположение, что в проекте заинтересовано американское Минобороны, рассматривающее Stratolaunch, как способ борьбы со спутниками. Версия вполне правдоподобна, особенно если вспомнить о посещении объекта главой ВВС и вице-президентом США.

К тому же в совет директоров компании Stratolaunch Systems входил Майкл Гриффин, сегодня занимающий пост главы отдела Пентагона по разработкам и исследованиям. Как уверены многие эксперты, версия создания и продолжения проекта исключительно в коммерческих целях вряд ли соответствует истине, по крайней мере, сегодня. Скорее всего здесь двойное назначение: с помощью Model 351 (сегодня его называют Stratolaunch Roc) можно запускать как спутники, так и баллистические ракеты. А еще самолет подойдет в качестве перевозчика-транспортника для ВВС. Тем не менее, в плане окупаемости перспективы самолета-гиганты туманны.
Что сегодня?
Компанию, уже задумавшуюся о банкротстве, купил концерн Cerberus Capital Management. В минувшем году 29 апреля на аэродроме в Мохаве, где был построен Stratolaunch Roc, состоялся его второй полет. Цель испытаний не озвучивалась, как и будущее предназначение двухфюзеляжного самолета. Однако появилась новая версия дальнейшей судьбы носителя: часть экспертов полагает, что он может стать «площадкой» для проведения испытаний гиперзвукового оружия, которым США, в отличие от России, на данный момент не обладают.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Трансполярная магистраль: грандиозный проект СССР, который так и не удалось завершить
Железная дорога должна была протянуться от Баренцева моря до Чукотки. Но удалось построить лишь некоторые участки....

Самый большой и тихий «Тасманский» паром спущен на воду
Речь о Hull 096, созданном по заказу компании-оператора Buquebus. Теперь он не только самый крупный — смотрите подробности в нашем материале....

В Ленинградской области в скором времени появится новая магистраль – КАД-2
Специалисты «Автодора» уже взялись за проектирование первого участка....

В России сместят предельный срок службы самолетов Як-40
Пока российская авиация ожидает появление Ил-114-300 или ТВРС-44 «Ладога», региональным рейсам приходится эксплуатировать самолеты, созданные в 60-х годах. Еще...

Поезд-отель: из Москвы в Санкт-Петербург за 350 000 рублей
Путешествия по железной дороге могут быть разными – от простого способа добраться из точки А в точку Б до роскошного приключения. Именно о таком исключительном...

Spartan EV – почему электро УАЗ так и не пошел в «массы»
На бездорожье в Подмосковье осенью 2021 года проходили испытания электрокара UAZ Spartan EV, событие освещалось в прессе, были ожидания… Однако российские...

Mooney M20 – некогда самый быстрый из серийных одномоторников
Бренд «Муни» не пользуется особой популярностью в России. Тем не менее в других странах эти легкие самолеты можно назвать в определенной степени...

«Валдай-18» официально поступил в продажу
Производитель предлагает гарантию без ограничений по пробегу. В список сильных сторон новинки однозначно стоит отнести пневматическую подвеску....

LADA Vesta Cross с «шестиступкой»: неожиданные итоги тест-драйва
Когда речь заходит о практичных, доступных, и при этом комфортных автомобилях для российских дорог, LADA Vesta Cross с 6-ступенчатой МКПП становится одним из...

В поисках альтернативы «Искре» — восстановление старой Subaru Impreza
Давайте начистоту: предположительные 1,6 миллиона «целковых» за автомобиль, сильно напоминающий «Весту», готов выложить далеко не каждый житель нашей страны....

Ford Expedition III – когда V8 дешевле, чем V6
Этот огромный рамный внедорожник мало того, что трехрядный – у него еще и большой багажник. Вот только покупать такой нужно с оглядкой....

Первый в мире серийный мотоцикл на метане – как едет и что умеет?
Когда думаешь, что мотоциклы – это два колеса и мотор, на сцене появляется Bajaj Freedom 125 и ломает шаблоны. Это первый в мире серийный мотоцикл, который...

Первый полностью российский МС-21 поднялся в небо
Самолет пробыл в воздухе 1 час 15 минут. У российского авиастроения есть светлое будущее....

Citroen обновил свой самый популярный внедорожник
На текущий момент известно о четырех конфигурациях силовых установок. Кроме технической части, автомобиль также заметно изменился в плане дизайна экстерьера и...

Новая модель Genesis могла быть «круче» BMW М3
Есть небольшое «но»: седан не планируют запускать в серию, хотя авто адаптировано не только для трека, но и для дорог общего пользования...

Nissan успешно конкурирует с китайскими электромобилями на их «поле»
В Поднебесной стартовали продажи нового седана от японского бренда. Модель, на удивление, оказалась востребованной. Как «Ниссан» это удалось?...