ВАЗ-2104 - самый стильный «жигулевский» универсал
Жившие в советские времена хорошо помнят, что частные торговцы с Кавказа (и не только они) отдавали предпочтение «Волгам» или автомобилям с кузовом универсал. Причина этому была очень проста: туда больше помещается товара. Да, представители солнечного региона привозили в европейскую часть страны цитрусовые и другие фрукты. И, само собой, чем больше привезешь – тем больше и заработаешь.
Но, если мы говорим о «Волге», «Москвиче» с кузовами универсал или ВАЗ-2102, то прекрасная вместимость соседствовала с не очень броским дизайном. Немного лучше в этом отношении выглядела «жигулевская» «четверка». Более современная форма фар, стильная решетка радиатора, в общем, она была ничуть не хуже своей «сестры» - «пятерки».
Советские чиновники от автомобильной промышленности прекрасно понимали, что вместительный автомобиль нужен не только жителям Кавказа. Такая техника была востребована в сельских регионах и больших семьях, которые часто переезжали или любили путешествовать и ездить на отдых. Многие заядлые рыбаки и охотники тоже мечтали об автомобиле именно с таким кузовом. Короче говоря, необходимо было удовлетворять постоянный спрос населения.
Поэтому не удивительно, что уже вторая модель нового завода на Волге имела такой тип кузова. ВАЗ-2102 выпускался в течение 15 лет (с 1971 по 1986 годы). Он производился по лицензии как советский вариант FIAT 124 Familiare. Само название оригинала указывало на то, что мы имеем дело с семейным автомобилем.
Об уровне спроса на такую технику можно судить по тому, что за время выпуска было произведено почти 667 тысяч знаменитых «двоек». Причем в последний год с конвейера сошло всего 156 автомобилей, ведь уже вовсю набирала силу ее преемница – «четверка». После «тройки» с кузовом седан, волжские конструкторы предложили новый симпатичный и вместительный автомобиль, базовым для которого стал другой седан – «пятерка».
Производители придерживались принципа максимальной унификации с другими автомобилями ВАЗ. Поэтому ряд деталей и узлов перекочевал сюда от «двойки», а внешность (за исключением задней части) была полностью от «пятерки». По сути, если смотреть на автомобиль строго прямо и спереди, то невозможно было определить, с какой моделью мы имеем дело. Конечно, без каких-то переделок тоже не обошлось:
✅ удлинена и усилена жесткость крыши
✅ разъем багажной двери сделан по линии пола
✅ установлен обогрев стекла задней двери
✅ топливный бак увеличен до 45 литров
Были и приятные нововведения, которые сразу коснулись не всех. Например, стеклоочистителем задней двери комплектовались только экспортные варианты. Но, спустя 10 лет он все же стал общедоступным. Изменения в конструкции позволили также устанавливать на крыше более длинный багажник. Правда, это был плюс для габаритных, а не тяжелых грузов. Ведь конструкция кузова типа универсал имеет больше стекла и, соответственно, меньший запас жесткости, чем у седана.
В те времена еще была в ходу торговая марка «Жигули», а к ней добавлялся индекс «2104». Автомобиль относился к III группе малого класса. Конструкторы позаботились о том, чтобы «четверка» максимально подходила для туристического или торгового использования. Этому способствовал складывающийся задний диван, увеличивающий объем багажного отсека с 375 до 1340 л. Такой удобный механизм позволял перевозить длинномерные грузы. Иногда для этого даже не закрывали полностью багажную дверь, а прикрывали ее.
Низкая посадка задней двери способствовала удобству погрузочно-разгрузочных работ. Поэтому нередко автомобиль использовали для подвоза небольших партий товара в мелкие торговые точки. Максимальная нагрузка универсала была близка к полутонне (455 кг). Хотя, наши люди, конечно же, умудрялись загрузить в него намного больше.
В целом, оформление салона было идентичным базовому седану, за исключением складывавшегося заднего дивана. Имелось два варианта его комплектации, которые сегодня отнесли бы к категориям эконом и роскошный. В первом случае: минималистическая приборная панель, подголовники, обтянутые искусственной кожей и резиновые коврики для пола. Во втором – обивка из ворсованного трикотажа, коврики из подобного материала и стилистический дизайн руля. Конечно, роскошное оформление появилось не с самого начала выпуска модели, да и стоила такая модификация заметно дороже.
Унификация с базовой моделью касалась не только внешних показателей и оформления салона. «Четверка» также получила идентичный силовой агрегат рабочим объемом 1,3 л. Но, очень скоро на заводе начался выпуск модификаций, которые отличались от оригинала объемом двигателя и некоторыми конструктивными доработками.
Их общее количество за все время производства модели ВАЗ-2104 дошло до десяти. К примеру, автомобиль с индексом «041» имел менее мощный двигатель от «копейки», но в серию он не пошел, ограничившись мелкими партиями. «Сорок вторая» и «сорок третья» модификации, напротив, получили один из самых мощных на то время «вазовских» двигателей от «шестерки», рабочим объемом 1,5 л. Причем, первая из них подготавливалась для экспорта в страны с левосторонним движением, поэтому имела правое расположение руля. А вот ВАЗ-21043 стал одним из долгожителей, который выпускался до самого конца истории «жигулевской» советской классики.
Также экспортными были «сорок четвертая» и «сорок пятая» модификации. Их отличали двигатели с большим объемом (1,7-1,8 л), 5-ступенчатая КПП и моновпрыск топлива. С индекса «21045Д» начались эксперименты с установкой дизельных моторов. Казалось, что относительная дешевизна дизтоплива в то время принесет экономический эффект во время эксплуатации.
Хотя с дизелем попытались попробовать еще раз в модификации «048», но ожидаемого результата это не принесло. Ведь кроме положительных моментов, присутствовала также более низкая мощность дизельного двигателя и большая себестоимость производства. Поэтому в 2004 году производство свернули, а оставшимися дизелями укомплектовали «ноль пятьдесят пятые».
Начиная с индекса «047» все больше деталей интерьера и несущих узлов использовалось от «семерки». У ВАЗ-21041VF даже радиаторная решетка была от этой модели, ведь производство «пятерок» было постепенно свернуто. Кстати, названная модификация, как и «21041i», имела в своем арсенале инжектор.
Включая многочисленные вариации, «четверка» простояла на конвейере около 28 лет. Правда, с 2003 года ее производство перенесли на «Иж-Авто». ВАЗ-21043 в то время выпускался в трех вариантах: «стандарт», «норма» и «люкс». Последний из них отличался более комфортным салоном, взятым от «семерки». Эта модификация была единственной из «четверок», представленной в модельном ряду АО «АвтоВАЗ».
Ижевские сборочные цеха стали последним пристанищем модели. Все эти годы, кроме кризиса 2009/10 годов, автомобиль исправно поставлялся на рынок страны и в ближнее зарубежье. Последним «сердцем четверки» стал двигатель с впрыском топлива, рабочим объемом 1,6 литра и мощностью 73 л. с. За все годы производства было собрано 1,142 млн. автомобилей этой модели.
Но, если мы говорим о «Волге», «Москвиче» с кузовами универсал или ВАЗ-2102, то прекрасная вместимость соседствовала с не очень броским дизайном. Немного лучше в этом отношении выглядела «жигулевская» «четверка». Более современная форма фар, стильная решетка радиатора, в общем, она была ничуть не хуже своей «сестры» - «пятерки».
Универсал от ВАЗ, который наделили приятным дизайном
Советские чиновники от автомобильной промышленности прекрасно понимали, что вместительный автомобиль нужен не только жителям Кавказа. Такая техника была востребована в сельских регионах и больших семьях, которые часто переезжали или любили путешествовать и ездить на отдых. Многие заядлые рыбаки и охотники тоже мечтали об автомобиле именно с таким кузовом. Короче говоря, необходимо было удовлетворять постоянный спрос населения.
Внешние отличия от ВАЗ-2102 были очень заметными. Фото: youtube.com
Поэтому не удивительно, что уже вторая модель нового завода на Волге имела такой тип кузова. ВАЗ-2102 выпускался в течение 15 лет (с 1971 по 1986 годы). Он производился по лицензии как советский вариант FIAT 124 Familiare. Само название оригинала указывало на то, что мы имеем дело с семейным автомобилем.
Об уровне спроса на такую технику можно судить по тому, что за время выпуска было произведено почти 667 тысяч знаменитых «двоек». Причем в последний год с конвейера сошло всего 156 автомобилей, ведь уже вовсю набирала силу ее преемница – «четверка». После «тройки» с кузовом седан, волжские конструкторы предложили новый симпатичный и вместительный автомобиль, базовым для которого стал другой седан – «пятерка».
В серию новинку запустили во второй половине 1984 года. Меньше чем через 2 года он стал единственной моделью завода с кузовом универсал.
Производители придерживались принципа максимальной унификации с другими автомобилями ВАЗ. Поэтому ряд деталей и узлов перекочевал сюда от «двойки», а внешность (за исключением задней части) была полностью от «пятерки». По сути, если смотреть на автомобиль строго прямо и спереди, то невозможно было определить, с какой моделью мы имеем дело. Конечно, без каких-то переделок тоже не обошлось:
✅ удлинена и усилена жесткость крыши
✅ разъем багажной двери сделан по линии пола
✅ установлен обогрев стекла задней двери
✅ топливный бак увеличен до 45 литров
Были и приятные нововведения, которые сразу коснулись не всех. Например, стеклоочистителем задней двери комплектовались только экспортные варианты. Но, спустя 10 лет он все же стал общедоступным. Изменения в конструкции позволили также устанавливать на крыше более длинный багажник. Правда, это был плюс для габаритных, а не тяжелых грузов. Ведь конструкция кузова типа универсал имеет больше стекла и, соответственно, меньший запас жесткости, чем у седана.
Особенности компоновки и оснащения салона
В те времена еще была в ходу торговая марка «Жигули», а к ней добавлялся индекс «2104». Автомобиль относился к III группе малого класса. Конструкторы позаботились о том, чтобы «четверка» максимально подходила для туристического или торгового использования. Этому способствовал складывающийся задний диван, увеличивающий объем багажного отсека с 375 до 1340 л. Такой удобный механизм позволял перевозить длинномерные грузы. Иногда для этого даже не закрывали полностью багажную дверь, а прикрывали ее.
Вот такой длинный багажник устанавливали на крыше. Фото: youtube.com
Низкая посадка задней двери способствовала удобству погрузочно-разгрузочных работ. Поэтому нередко автомобиль использовали для подвоза небольших партий товара в мелкие торговые точки. Максимальная нагрузка универсала была близка к полутонне (455 кг). Хотя, наши люди, конечно же, умудрялись загрузить в него намного больше.
В целом, оформление салона было идентичным базовому седану, за исключением складывавшегося заднего дивана. Имелось два варианта его комплектации, которые сегодня отнесли бы к категориям эконом и роскошный. В первом случае: минималистическая приборная панель, подголовники, обтянутые искусственной кожей и резиновые коврики для пола. Во втором – обивка из ворсованного трикотажа, коврики из подобного материала и стилистический дизайн руля. Конечно, роскошное оформление появилось не с самого начала выпуска модели, да и стоила такая модификация заметно дороже.
Различные модификации и объемы двигателя
Унификация с базовой моделью касалась не только внешних показателей и оформления салона. «Четверка» также получила идентичный силовой агрегат рабочим объемом 1,3 л. Но, очень скоро на заводе начался выпуск модификаций, которые отличались от оригинала объемом двигателя и некоторыми конструктивными доработками.
Багажник универсала мог вместить очень многое. Фото: youtube.com
Их общее количество за все время производства модели ВАЗ-2104 дошло до десяти. К примеру, автомобиль с индексом «041» имел менее мощный двигатель от «копейки», но в серию он не пошел, ограничившись мелкими партиями. «Сорок вторая» и «сорок третья» модификации, напротив, получили один из самых мощных на то время «вазовских» двигателей от «шестерки», рабочим объемом 1,5 л. Причем, первая из них подготавливалась для экспорта в страны с левосторонним движением, поэтому имела правое расположение руля. А вот ВАЗ-21043 стал одним из долгожителей, который выпускался до самого конца истории «жигулевской» советской классики.
Также экспортными были «сорок четвертая» и «сорок пятая» модификации. Их отличали двигатели с большим объемом (1,7-1,8 л), 5-ступенчатая КПП и моновпрыск топлива. С индекса «21045Д» начались эксперименты с установкой дизельных моторов. Казалось, что относительная дешевизна дизтоплива в то время принесет экономический эффект во время эксплуатации.
Хотя с дизелем попытались попробовать еще раз в модификации «048», но ожидаемого результата это не принесло. Ведь кроме положительных моментов, присутствовала также более низкая мощность дизельного двигателя и большая себестоимость производства. Поэтому в 2004 году производство свернули, а оставшимися дизелями укомплектовали «ноль пятьдесят пятые».
Так именовались автомобили, отправлявшиеся на экспорт. Фото: youtube.com
Начиная с индекса «047» все больше деталей интерьера и несущих узлов использовалось от «семерки». У ВАЗ-21041VF даже радиаторная решетка была от этой модели, ведь производство «пятерок» было постепенно свернуто. Кстати, названная модификация, как и «21041i», имела в своем арсенале инжектор.
Завершение долгой истории
Включая многочисленные вариации, «четверка» простояла на конвейере около 28 лет. Правда, с 2003 года ее производство перенесли на «Иж-Авто». ВАЗ-21043 в то время выпускался в трех вариантах: «стандарт», «норма» и «люкс». Последний из них отличался более комфортным салоном, взятым от «семерки». Эта модификация была единственной из «четверок», представленной в модельном ряду АО «АвтоВАЗ».
Последние автомобили с решеткой от ВАЗ-2107. Фото: youtube.com
Ижевские сборочные цеха стали последним пристанищем модели. Все эти годы, кроме кризиса 2009/10 годов, автомобиль исправно поставлялся на рынок страны и в ближнее зарубежье. Последним «сердцем четверки» стал двигатель с впрыском топлива, рабочим объемом 1,6 литра и мощностью 73 л. с. За все годы производства было собрано 1,142 млн. автомобилей этой модели.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...