ВАЗ-2104 - самый стильный «жигулевский» универсал
Жившие в советские времена хорошо помнят, что частные торговцы с Кавказа (и не только они) отдавали предпочтение «Волгам» или автомобилям с кузовом универсал. Причина этому была очень проста: туда больше помещается товара. Да, представители солнечного региона привозили в европейскую часть страны цитрусовые и другие фрукты. И, само собой, чем больше привезешь – тем больше и заработаешь.
Но, если мы говорим о «Волге», «Москвиче» с кузовами универсал или ВАЗ-2102, то прекрасная вместимость соседствовала с не очень броским дизайном. Немного лучше в этом отношении выглядела «жигулевская» «четверка». Более современная форма фар, стильная решетка радиатора, в общем, она была ничуть не хуже своей «сестры» - «пятерки».
Советские чиновники от автомобильной промышленности прекрасно понимали, что вместительный автомобиль нужен не только жителям Кавказа. Такая техника была востребована в сельских регионах и больших семьях, которые часто переезжали или любили путешествовать и ездить на отдых. Многие заядлые рыбаки и охотники тоже мечтали об автомобиле именно с таким кузовом. Короче говоря, необходимо было удовлетворять постоянный спрос населения.
Поэтому не удивительно, что уже вторая модель нового завода на Волге имела такой тип кузова. ВАЗ-2102 выпускался в течение 15 лет (с 1971 по 1986 годы). Он производился по лицензии как советский вариант FIAT 124 Familiare. Само название оригинала указывало на то, что мы имеем дело с семейным автомобилем.
Об уровне спроса на такую технику можно судить по тому, что за время выпуска было произведено почти 667 тысяч знаменитых «двоек». Причем в последний год с конвейера сошло всего 156 автомобилей, ведь уже вовсю набирала силу ее преемница – «четверка». После «тройки» с кузовом седан, волжские конструкторы предложили новый симпатичный и вместительный автомобиль, базовым для которого стал другой седан – «пятерка».
Производители придерживались принципа максимальной унификации с другими автомобилями ВАЗ. Поэтому ряд деталей и узлов перекочевал сюда от «двойки», а внешность (за исключением задней части) была полностью от «пятерки». По сути, если смотреть на автомобиль строго прямо и спереди, то невозможно было определить, с какой моделью мы имеем дело. Конечно, без каких-то переделок тоже не обошлось:
✅ удлинена и усилена жесткость крыши
✅ разъем багажной двери сделан по линии пола
✅ установлен обогрев стекла задней двери
✅ топливный бак увеличен до 45 литров
Были и приятные нововведения, которые сразу коснулись не всех. Например, стеклоочистителем задней двери комплектовались только экспортные варианты. Но, спустя 10 лет он все же стал общедоступным. Изменения в конструкции позволили также устанавливать на крыше более длинный багажник. Правда, это был плюс для габаритных, а не тяжелых грузов. Ведь конструкция кузова типа универсал имеет больше стекла и, соответственно, меньший запас жесткости, чем у седана.
В те времена еще была в ходу торговая марка «Жигули», а к ней добавлялся индекс «2104». Автомобиль относился к III группе малого класса. Конструкторы позаботились о том, чтобы «четверка» максимально подходила для туристического или торгового использования. Этому способствовал складывающийся задний диван, увеличивающий объем багажного отсека с 375 до 1340 л. Такой удобный механизм позволял перевозить длинномерные грузы. Иногда для этого даже не закрывали полностью багажную дверь, а прикрывали ее.
Низкая посадка задней двери способствовала удобству погрузочно-разгрузочных работ. Поэтому нередко автомобиль использовали для подвоза небольших партий товара в мелкие торговые точки. Максимальная нагрузка универсала была близка к полутонне (455 кг). Хотя, наши люди, конечно же, умудрялись загрузить в него намного больше.
В целом, оформление салона было идентичным базовому седану, за исключением складывавшегося заднего дивана. Имелось два варианта его комплектации, которые сегодня отнесли бы к категориям эконом и роскошный. В первом случае: минималистическая приборная панель, подголовники, обтянутые искусственной кожей и резиновые коврики для пола. Во втором – обивка из ворсованного трикотажа, коврики из подобного материала и стилистический дизайн руля. Конечно, роскошное оформление появилось не с самого начала выпуска модели, да и стоила такая модификация заметно дороже.
Унификация с базовой моделью касалась не только внешних показателей и оформления салона. «Четверка» также получила идентичный силовой агрегат рабочим объемом 1,3 л. Но, очень скоро на заводе начался выпуск модификаций, которые отличались от оригинала объемом двигателя и некоторыми конструктивными доработками.
Их общее количество за все время производства модели ВАЗ-2104 дошло до десяти. К примеру, автомобиль с индексом «041» имел менее мощный двигатель от «копейки», но в серию он не пошел, ограничившись мелкими партиями. «Сорок вторая» и «сорок третья» модификации, напротив, получили один из самых мощных на то время «вазовских» двигателей от «шестерки», рабочим объемом 1,5 л. Причем, первая из них подготавливалась для экспорта в страны с левосторонним движением, поэтому имела правое расположение руля. А вот ВАЗ-21043 стал одним из долгожителей, который выпускался до самого конца истории «жигулевской» советской классики.
Также экспортными были «сорок четвертая» и «сорок пятая» модификации. Их отличали двигатели с большим объемом (1,7-1,8 л), 5-ступенчатая КПП и моновпрыск топлива. С индекса «21045Д» начались эксперименты с установкой дизельных моторов. Казалось, что относительная дешевизна дизтоплива в то время принесет экономический эффект во время эксплуатации.
Хотя с дизелем попытались попробовать еще раз в модификации «048», но ожидаемого результата это не принесло. Ведь кроме положительных моментов, присутствовала также более низкая мощность дизельного двигателя и большая себестоимость производства. Поэтому в 2004 году производство свернули, а оставшимися дизелями укомплектовали «ноль пятьдесят пятые».
Начиная с индекса «047» все больше деталей интерьера и несущих узлов использовалось от «семерки». У ВАЗ-21041VF даже радиаторная решетка была от этой модели, ведь производство «пятерок» было постепенно свернуто. Кстати, названная модификация, как и «21041i», имела в своем арсенале инжектор.
Включая многочисленные вариации, «четверка» простояла на конвейере около 28 лет. Правда, с 2003 года ее производство перенесли на «Иж-Авто». ВАЗ-21043 в то время выпускался в трех вариантах: «стандарт», «норма» и «люкс». Последний из них отличался более комфортным салоном, взятым от «семерки». Эта модификация была единственной из «четверок», представленной в модельном ряду АО «АвтоВАЗ».
Ижевские сборочные цеха стали последним пристанищем модели. Все эти годы, кроме кризиса 2009/10 годов, автомобиль исправно поставлялся на рынок страны и в ближнее зарубежье. Последним «сердцем четверки» стал двигатель с впрыском топлива, рабочим объемом 1,6 литра и мощностью 73 л. с. За все годы производства было собрано 1,142 млн. автомобилей этой модели.
Но, если мы говорим о «Волге», «Москвиче» с кузовами универсал или ВАЗ-2102, то прекрасная вместимость соседствовала с не очень броским дизайном. Немного лучше в этом отношении выглядела «жигулевская» «четверка». Более современная форма фар, стильная решетка радиатора, в общем, она была ничуть не хуже своей «сестры» - «пятерки».
Универсал от ВАЗ, который наделили приятным дизайном
Советские чиновники от автомобильной промышленности прекрасно понимали, что вместительный автомобиль нужен не только жителям Кавказа. Такая техника была востребована в сельских регионах и больших семьях, которые часто переезжали или любили путешествовать и ездить на отдых. Многие заядлые рыбаки и охотники тоже мечтали об автомобиле именно с таким кузовом. Короче говоря, необходимо было удовлетворять постоянный спрос населения.
Внешние отличия от ВАЗ-2102 были очень заметными. Фото: youtube.com
Поэтому не удивительно, что уже вторая модель нового завода на Волге имела такой тип кузова. ВАЗ-2102 выпускался в течение 15 лет (с 1971 по 1986 годы). Он производился по лицензии как советский вариант FIAT 124 Familiare. Само название оригинала указывало на то, что мы имеем дело с семейным автомобилем.
Об уровне спроса на такую технику можно судить по тому, что за время выпуска было произведено почти 667 тысяч знаменитых «двоек». Причем в последний год с конвейера сошло всего 156 автомобилей, ведь уже вовсю набирала силу ее преемница – «четверка». После «тройки» с кузовом седан, волжские конструкторы предложили новый симпатичный и вместительный автомобиль, базовым для которого стал другой седан – «пятерка».
В серию новинку запустили во второй половине 1984 года. Меньше чем через 2 года он стал единственной моделью завода с кузовом универсал.
Производители придерживались принципа максимальной унификации с другими автомобилями ВАЗ. Поэтому ряд деталей и узлов перекочевал сюда от «двойки», а внешность (за исключением задней части) была полностью от «пятерки». По сути, если смотреть на автомобиль строго прямо и спереди, то невозможно было определить, с какой моделью мы имеем дело. Конечно, без каких-то переделок тоже не обошлось:
✅ удлинена и усилена жесткость крыши
✅ разъем багажной двери сделан по линии пола
✅ установлен обогрев стекла задней двери
✅ топливный бак увеличен до 45 литров
Были и приятные нововведения, которые сразу коснулись не всех. Например, стеклоочистителем задней двери комплектовались только экспортные варианты. Но, спустя 10 лет он все же стал общедоступным. Изменения в конструкции позволили также устанавливать на крыше более длинный багажник. Правда, это был плюс для габаритных, а не тяжелых грузов. Ведь конструкция кузова типа универсал имеет больше стекла и, соответственно, меньший запас жесткости, чем у седана.
Особенности компоновки и оснащения салона
В те времена еще была в ходу торговая марка «Жигули», а к ней добавлялся индекс «2104». Автомобиль относился к III группе малого класса. Конструкторы позаботились о том, чтобы «четверка» максимально подходила для туристического или торгового использования. Этому способствовал складывающийся задний диван, увеличивающий объем багажного отсека с 375 до 1340 л. Такой удобный механизм позволял перевозить длинномерные грузы. Иногда для этого даже не закрывали полностью багажную дверь, а прикрывали ее.
Вот такой длинный багажник устанавливали на крыше. Фото: youtube.com
Низкая посадка задней двери способствовала удобству погрузочно-разгрузочных работ. Поэтому нередко автомобиль использовали для подвоза небольших партий товара в мелкие торговые точки. Максимальная нагрузка универсала была близка к полутонне (455 кг). Хотя, наши люди, конечно же, умудрялись загрузить в него намного больше.
В целом, оформление салона было идентичным базовому седану, за исключением складывавшегося заднего дивана. Имелось два варианта его комплектации, которые сегодня отнесли бы к категориям эконом и роскошный. В первом случае: минималистическая приборная панель, подголовники, обтянутые искусственной кожей и резиновые коврики для пола. Во втором – обивка из ворсованного трикотажа, коврики из подобного материала и стилистический дизайн руля. Конечно, роскошное оформление появилось не с самого начала выпуска модели, да и стоила такая модификация заметно дороже.
Различные модификации и объемы двигателя
Унификация с базовой моделью касалась не только внешних показателей и оформления салона. «Четверка» также получила идентичный силовой агрегат рабочим объемом 1,3 л. Но, очень скоро на заводе начался выпуск модификаций, которые отличались от оригинала объемом двигателя и некоторыми конструктивными доработками.
Багажник универсала мог вместить очень многое. Фото: youtube.com
Их общее количество за все время производства модели ВАЗ-2104 дошло до десяти. К примеру, автомобиль с индексом «041» имел менее мощный двигатель от «копейки», но в серию он не пошел, ограничившись мелкими партиями. «Сорок вторая» и «сорок третья» модификации, напротив, получили один из самых мощных на то время «вазовских» двигателей от «шестерки», рабочим объемом 1,5 л. Причем, первая из них подготавливалась для экспорта в страны с левосторонним движением, поэтому имела правое расположение руля. А вот ВАЗ-21043 стал одним из долгожителей, который выпускался до самого конца истории «жигулевской» советской классики.
Также экспортными были «сорок четвертая» и «сорок пятая» модификации. Их отличали двигатели с большим объемом (1,7-1,8 л), 5-ступенчатая КПП и моновпрыск топлива. С индекса «21045Д» начались эксперименты с установкой дизельных моторов. Казалось, что относительная дешевизна дизтоплива в то время принесет экономический эффект во время эксплуатации.
Хотя с дизелем попытались попробовать еще раз в модификации «048», но ожидаемого результата это не принесло. Ведь кроме положительных моментов, присутствовала также более низкая мощность дизельного двигателя и большая себестоимость производства. Поэтому в 2004 году производство свернули, а оставшимися дизелями укомплектовали «ноль пятьдесят пятые».
Так именовались автомобили, отправлявшиеся на экспорт. Фото: youtube.com
Начиная с индекса «047» все больше деталей интерьера и несущих узлов использовалось от «семерки». У ВАЗ-21041VF даже радиаторная решетка была от этой модели, ведь производство «пятерок» было постепенно свернуто. Кстати, названная модификация, как и «21041i», имела в своем арсенале инжектор.
Завершение долгой истории
Включая многочисленные вариации, «четверка» простояла на конвейере около 28 лет. Правда, с 2003 года ее производство перенесли на «Иж-Авто». ВАЗ-21043 в то время выпускался в трех вариантах: «стандарт», «норма» и «люкс». Последний из них отличался более комфортным салоном, взятым от «семерки». Эта модификация была единственной из «четверок», представленной в модельном ряду АО «АвтоВАЗ».
Последние автомобили с решеткой от ВАЗ-2107. Фото: youtube.com
Ижевские сборочные цеха стали последним пристанищем модели. Все эти годы, кроме кризиса 2009/10 годов, автомобиль исправно поставлялся на рынок страны и в ближнее зарубежье. Последним «сердцем четверки» стал двигатель с впрыском топлива, рабочим объемом 1,6 литра и мощностью 73 л. с. За все годы производства было собрано 1,142 млн. автомобилей этой модели.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
ПД-8: новому «Суперджету» быть?
Двигатель ПД-8 с момента своего появления позиционируется как один из ключевых элементов российской программы импортозамещения в гражданской авиации....
Кому нужны российско-белорусские легкие самолеты L-410?
И вообще, нужны ли они нашей стране? Судя по сложившейся ситуации, особо Россия в них не заинтересована....
Российская авиация пополнится универсальными и многозадачными дирижаблями
Первый шаг для этого уже сделан – разработан уникальный аэростат. Осталось только организовать его серийное производство....
«Урал» с двумя колясками – «новое слово» в мототехнике
Кому и как только могло это прийти в голову? Трехколесный мотоцикл или велосипед – тут ничего удивительного нет, но, чтобы «Урал» с парой колясок по бокам –...
Советские паровозы: красные колеса, проблемы утилизации и прочие ж/д загадки
Становление и развитие советского паровозостроения – яркая, захватывающая и героическая страница истории страны. Об этом и не только в нашем материале....
В ПД-35 установили лопатки вентилятора из прорывного материала
Отечественная промышленность продолжает осваивать инновационные материалы. Разработку уже адаптировали для использования на ПД-35, который успешно прошел...
Доступный российский гибрид скоро начнут выпускать в Тульской области
Благодарить за это следует Haval. Представители компании хотят оперативно занять нишу....
Мотоциклы «Урал» станут доступней – производство новой модификации стартовало
Внешне это почти тот же советский мотоцикл с коляской. Только он куда надежней и заводится с кнопки....
УАЗ «Патриот» ждут серьезные изменения
Ульяновский завод готовит масштабное обновление отечественного внедорожника. Свежие подробности новых изменений читайте в нашем материале....
Самый большой в истории мировой авиации самолет с электроприводом совсем скоро поднимется в воздух
Как это может повлиять на «расклад сил» в сфере услуг авиаперевозок внутри страны, и кто еще «наступает на пятки» создателям крупнейшего электрического...
Старыми тракторами тащим новый супердорогой экскаватор
Вот так вот запросто 20 млн рублей барахтаются в грязи. Экскаватор надо вытаскивать – но в распоряжении спасателей-энтузиастов не так много техники: в...
Ремонт ГТТ – исправляем оплошности советских инженеров
ГТТ – популярный и проходимый вездеход, используемый до сих пор. Но у него, еще со времен СССР, имеется недостаток: сползание гусеницы из-за неудачной...
Мировой рекордсмен – 4,2-литровый 48-цилиндровый Kawasaki
Сколько по времени, и, главное, для чего собирался этот уникальный «экспонат», на котором, к слову, некоторым счастливцам даже довелось прокатиться, читайте в...
Собираем клюкву трактором
Выращивание этой ягоды в промышленных масштабах требует специального оборудования, навешиваемого на трактор. Однако не каждая модель подойдет для этого....
Авиалайнеры SSJ100 успешно эксплуатируются уже 14 лет – появилась официальная статистика
И никакие антироссийские санкции не мешают этому. Более того – импортозамещение стремительно наращивает темпы....
Купил ржавый МАЗ-5551 по цене металлолома и зарабатывает
Это только на первый взгляд кажется, что попасть обычному человеку в категорию владельцев грузовиков сложно. На самом деле, для того, кто не боится трудностей,...