ВАЗ-2104 - самый стильный «жигулевский» универсал
Жившие в советские времена хорошо помнят, что частные торговцы с Кавказа (и не только они) отдавали предпочтение «Волгам» или автомобилям с кузовом универсал. Причина этому была очень проста: туда больше помещается товара. Да, представители солнечного региона привозили в европейскую часть страны цитрусовые и другие фрукты. И, само собой, чем больше привезешь – тем больше и заработаешь.
Но, если мы говорим о «Волге», «Москвиче» с кузовами универсал или ВАЗ-2102, то прекрасная вместимость соседствовала с не очень броским дизайном. Немного лучше в этом отношении выглядела «жигулевская» «четверка». Более современная форма фар, стильная решетка радиатора, в общем, она была ничуть не хуже своей «сестры» - «пятерки».
Советские чиновники от автомобильной промышленности прекрасно понимали, что вместительный автомобиль нужен не только жителям Кавказа. Такая техника была востребована в сельских регионах и больших семьях, которые часто переезжали или любили путешествовать и ездить на отдых. Многие заядлые рыбаки и охотники тоже мечтали об автомобиле именно с таким кузовом. Короче говоря, необходимо было удовлетворять постоянный спрос населения.
Поэтому не удивительно, что уже вторая модель нового завода на Волге имела такой тип кузова. ВАЗ-2102 выпускался в течение 15 лет (с 1971 по 1986 годы). Он производился по лицензии как советский вариант FIAT 124 Familiare. Само название оригинала указывало на то, что мы имеем дело с семейным автомобилем.
Об уровне спроса на такую технику можно судить по тому, что за время выпуска было произведено почти 667 тысяч знаменитых «двоек». Причем в последний год с конвейера сошло всего 156 автомобилей, ведь уже вовсю набирала силу ее преемница – «четверка». После «тройки» с кузовом седан, волжские конструкторы предложили новый симпатичный и вместительный автомобиль, базовым для которого стал другой седан – «пятерка».
Производители придерживались принципа максимальной унификации с другими автомобилями ВАЗ. Поэтому ряд деталей и узлов перекочевал сюда от «двойки», а внешность (за исключением задней части) была полностью от «пятерки». По сути, если смотреть на автомобиль строго прямо и спереди, то невозможно было определить, с какой моделью мы имеем дело. Конечно, без каких-то переделок тоже не обошлось:
✅ удлинена и усилена жесткость крыши
✅ разъем багажной двери сделан по линии пола
✅ установлен обогрев стекла задней двери
✅ топливный бак увеличен до 45 литров
Были и приятные нововведения, которые сразу коснулись не всех. Например, стеклоочистителем задней двери комплектовались только экспортные варианты. Но, спустя 10 лет он все же стал общедоступным. Изменения в конструкции позволили также устанавливать на крыше более длинный багажник. Правда, это был плюс для габаритных, а не тяжелых грузов. Ведь конструкция кузова типа универсал имеет больше стекла и, соответственно, меньший запас жесткости, чем у седана.
В те времена еще была в ходу торговая марка «Жигули», а к ней добавлялся индекс «2104». Автомобиль относился к III группе малого класса. Конструкторы позаботились о том, чтобы «четверка» максимально подходила для туристического или торгового использования. Этому способствовал складывающийся задний диван, увеличивающий объем багажного отсека с 375 до 1340 л. Такой удобный механизм позволял перевозить длинномерные грузы. Иногда для этого даже не закрывали полностью багажную дверь, а прикрывали ее.
Низкая посадка задней двери способствовала удобству погрузочно-разгрузочных работ. Поэтому нередко автомобиль использовали для подвоза небольших партий товара в мелкие торговые точки. Максимальная нагрузка универсала была близка к полутонне (455 кг). Хотя, наши люди, конечно же, умудрялись загрузить в него намного больше.
В целом, оформление салона было идентичным базовому седану, за исключением складывавшегося заднего дивана. Имелось два варианта его комплектации, которые сегодня отнесли бы к категориям эконом и роскошный. В первом случае: минималистическая приборная панель, подголовники, обтянутые искусственной кожей и резиновые коврики для пола. Во втором – обивка из ворсованного трикотажа, коврики из подобного материала и стилистический дизайн руля. Конечно, роскошное оформление появилось не с самого начала выпуска модели, да и стоила такая модификация заметно дороже.
Унификация с базовой моделью касалась не только внешних показателей и оформления салона. «Четверка» также получила идентичный силовой агрегат рабочим объемом 1,3 л. Но, очень скоро на заводе начался выпуск модификаций, которые отличались от оригинала объемом двигателя и некоторыми конструктивными доработками.
Их общее количество за все время производства модели ВАЗ-2104 дошло до десяти. К примеру, автомобиль с индексом «041» имел менее мощный двигатель от «копейки», но в серию он не пошел, ограничившись мелкими партиями. «Сорок вторая» и «сорок третья» модификации, напротив, получили один из самых мощных на то время «вазовских» двигателей от «шестерки», рабочим объемом 1,5 л. Причем, первая из них подготавливалась для экспорта в страны с левосторонним движением, поэтому имела правое расположение руля. А вот ВАЗ-21043 стал одним из долгожителей, который выпускался до самого конца истории «жигулевской» советской классики.
Также экспортными были «сорок четвертая» и «сорок пятая» модификации. Их отличали двигатели с большим объемом (1,7-1,8 л), 5-ступенчатая КПП и моновпрыск топлива. С индекса «21045Д» начались эксперименты с установкой дизельных моторов. Казалось, что относительная дешевизна дизтоплива в то время принесет экономический эффект во время эксплуатации.
Хотя с дизелем попытались попробовать еще раз в модификации «048», но ожидаемого результата это не принесло. Ведь кроме положительных моментов, присутствовала также более низкая мощность дизельного двигателя и большая себестоимость производства. Поэтому в 2004 году производство свернули, а оставшимися дизелями укомплектовали «ноль пятьдесят пятые».
Начиная с индекса «047» все больше деталей интерьера и несущих узлов использовалось от «семерки». У ВАЗ-21041VF даже радиаторная решетка была от этой модели, ведь производство «пятерок» было постепенно свернуто. Кстати, названная модификация, как и «21041i», имела в своем арсенале инжектор.
Включая многочисленные вариации, «четверка» простояла на конвейере около 28 лет. Правда, с 2003 года ее производство перенесли на «Иж-Авто». ВАЗ-21043 в то время выпускался в трех вариантах: «стандарт», «норма» и «люкс». Последний из них отличался более комфортным салоном, взятым от «семерки». Эта модификация была единственной из «четверок», представленной в модельном ряду АО «АвтоВАЗ».
Ижевские сборочные цеха стали последним пристанищем модели. Все эти годы, кроме кризиса 2009/10 годов, автомобиль исправно поставлялся на рынок страны и в ближнее зарубежье. Последним «сердцем четверки» стал двигатель с впрыском топлива, рабочим объемом 1,6 литра и мощностью 73 л. с. За все годы производства было собрано 1,142 млн. автомобилей этой модели.
Но, если мы говорим о «Волге», «Москвиче» с кузовами универсал или ВАЗ-2102, то прекрасная вместимость соседствовала с не очень броским дизайном. Немного лучше в этом отношении выглядела «жигулевская» «четверка». Более современная форма фар, стильная решетка радиатора, в общем, она была ничуть не хуже своей «сестры» - «пятерки».
Универсал от ВАЗ, который наделили приятным дизайном
Советские чиновники от автомобильной промышленности прекрасно понимали, что вместительный автомобиль нужен не только жителям Кавказа. Такая техника была востребована в сельских регионах и больших семьях, которые часто переезжали или любили путешествовать и ездить на отдых. Многие заядлые рыбаки и охотники тоже мечтали об автомобиле именно с таким кузовом. Короче говоря, необходимо было удовлетворять постоянный спрос населения.
Внешние отличия от ВАЗ-2102 были очень заметными. Фото: youtube.com
Поэтому не удивительно, что уже вторая модель нового завода на Волге имела такой тип кузова. ВАЗ-2102 выпускался в течение 15 лет (с 1971 по 1986 годы). Он производился по лицензии как советский вариант FIAT 124 Familiare. Само название оригинала указывало на то, что мы имеем дело с семейным автомобилем.
Об уровне спроса на такую технику можно судить по тому, что за время выпуска было произведено почти 667 тысяч знаменитых «двоек». Причем в последний год с конвейера сошло всего 156 автомобилей, ведь уже вовсю набирала силу ее преемница – «четверка». После «тройки» с кузовом седан, волжские конструкторы предложили новый симпатичный и вместительный автомобиль, базовым для которого стал другой седан – «пятерка».
В серию новинку запустили во второй половине 1984 года. Меньше чем через 2 года он стал единственной моделью завода с кузовом универсал.
Производители придерживались принципа максимальной унификации с другими автомобилями ВАЗ. Поэтому ряд деталей и узлов перекочевал сюда от «двойки», а внешность (за исключением задней части) была полностью от «пятерки». По сути, если смотреть на автомобиль строго прямо и спереди, то невозможно было определить, с какой моделью мы имеем дело. Конечно, без каких-то переделок тоже не обошлось:
✅ удлинена и усилена жесткость крыши
✅ разъем багажной двери сделан по линии пола
✅ установлен обогрев стекла задней двери
✅ топливный бак увеличен до 45 литров
Были и приятные нововведения, которые сразу коснулись не всех. Например, стеклоочистителем задней двери комплектовались только экспортные варианты. Но, спустя 10 лет он все же стал общедоступным. Изменения в конструкции позволили также устанавливать на крыше более длинный багажник. Правда, это был плюс для габаритных, а не тяжелых грузов. Ведь конструкция кузова типа универсал имеет больше стекла и, соответственно, меньший запас жесткости, чем у седана.
Особенности компоновки и оснащения салона
В те времена еще была в ходу торговая марка «Жигули», а к ней добавлялся индекс «2104». Автомобиль относился к III группе малого класса. Конструкторы позаботились о том, чтобы «четверка» максимально подходила для туристического или торгового использования. Этому способствовал складывающийся задний диван, увеличивающий объем багажного отсека с 375 до 1340 л. Такой удобный механизм позволял перевозить длинномерные грузы. Иногда для этого даже не закрывали полностью багажную дверь, а прикрывали ее.
Вот такой длинный багажник устанавливали на крыше. Фото: youtube.com
Низкая посадка задней двери способствовала удобству погрузочно-разгрузочных работ. Поэтому нередко автомобиль использовали для подвоза небольших партий товара в мелкие торговые точки. Максимальная нагрузка универсала была близка к полутонне (455 кг). Хотя, наши люди, конечно же, умудрялись загрузить в него намного больше.
В целом, оформление салона было идентичным базовому седану, за исключением складывавшегося заднего дивана. Имелось два варианта его комплектации, которые сегодня отнесли бы к категориям эконом и роскошный. В первом случае: минималистическая приборная панель, подголовники, обтянутые искусственной кожей и резиновые коврики для пола. Во втором – обивка из ворсованного трикотажа, коврики из подобного материала и стилистический дизайн руля. Конечно, роскошное оформление появилось не с самого начала выпуска модели, да и стоила такая модификация заметно дороже.
Различные модификации и объемы двигателя
Унификация с базовой моделью касалась не только внешних показателей и оформления салона. «Четверка» также получила идентичный силовой агрегат рабочим объемом 1,3 л. Но, очень скоро на заводе начался выпуск модификаций, которые отличались от оригинала объемом двигателя и некоторыми конструктивными доработками.
Багажник универсала мог вместить очень многое. Фото: youtube.com
Их общее количество за все время производства модели ВАЗ-2104 дошло до десяти. К примеру, автомобиль с индексом «041» имел менее мощный двигатель от «копейки», но в серию он не пошел, ограничившись мелкими партиями. «Сорок вторая» и «сорок третья» модификации, напротив, получили один из самых мощных на то время «вазовских» двигателей от «шестерки», рабочим объемом 1,5 л. Причем, первая из них подготавливалась для экспорта в страны с левосторонним движением, поэтому имела правое расположение руля. А вот ВАЗ-21043 стал одним из долгожителей, который выпускался до самого конца истории «жигулевской» советской классики.
Также экспортными были «сорок четвертая» и «сорок пятая» модификации. Их отличали двигатели с большим объемом (1,7-1,8 л), 5-ступенчатая КПП и моновпрыск топлива. С индекса «21045Д» начались эксперименты с установкой дизельных моторов. Казалось, что относительная дешевизна дизтоплива в то время принесет экономический эффект во время эксплуатации.
Хотя с дизелем попытались попробовать еще раз в модификации «048», но ожидаемого результата это не принесло. Ведь кроме положительных моментов, присутствовала также более низкая мощность дизельного двигателя и большая себестоимость производства. Поэтому в 2004 году производство свернули, а оставшимися дизелями укомплектовали «ноль пятьдесят пятые».
Так именовались автомобили, отправлявшиеся на экспорт. Фото: youtube.com
Начиная с индекса «047» все больше деталей интерьера и несущих узлов использовалось от «семерки». У ВАЗ-21041VF даже радиаторная решетка была от этой модели, ведь производство «пятерок» было постепенно свернуто. Кстати, названная модификация, как и «21041i», имела в своем арсенале инжектор.
Завершение долгой истории
Включая многочисленные вариации, «четверка» простояла на конвейере около 28 лет. Правда, с 2003 года ее производство перенесли на «Иж-Авто». ВАЗ-21043 в то время выпускался в трех вариантах: «стандарт», «норма» и «люкс». Последний из них отличался более комфортным салоном, взятым от «семерки». Эта модификация была единственной из «четверок», представленной в модельном ряду АО «АвтоВАЗ».
Последние автомобили с решеткой от ВАЗ-2107. Фото: youtube.com
Ижевские сборочные цеха стали последним пристанищем модели. Все эти годы, кроме кризиса 2009/10 годов, автомобиль исправно поставлялся на рынок страны и в ближнее зарубежье. Последним «сердцем четверки» стал двигатель с впрыском топлива, рабочим объемом 1,6 литра и мощностью 73 л. с. За все годы производства было собрано 1,142 млн. автомобилей этой модели.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...