.d-md-none .d-lg-block bibimot

Возрождение Ту-214 как импортозамещение для Sukhoi Superjet 100

Возрождение Ту-214  как импортозамещение для Sukhoi Superjet 100
Самым перспективным пассажирским самолетом в России считается Sukhoi Superjet 100. Это наша разработка, но по факту, летательный аппарат представляет собой сборную солянку из отечественных и зарубежных деталей, причем последние явно преобладают.


Что касается советской разработки, самолета Ту-214, то он до сих пор производится штучно и только по спецзаказам. Бытует мнение, что эта модель безнадежно устарела и по всем параметрам уступает Sukhoi Superjet 100. Но так ли это на самом деле? Чтобы понять, нужно сначала подробно разобрать каждую модель, а потом просто сравнить их.

История появления Ту-214


Первые сведения о новом советском самолете относятся к 1973 году. Именно тогда появились наброски модели. Летательный аппарат задумывался в качестве замены Ту-154. Интересно, что изначально модель планировалось оснащать тремя двигателями.

Возрождение Ту-214  как импортозамещение для Sukhoi Superjet 100Ту-204 в небе. Фото: Youtube.com


Только в 1981 году появился указ «сверху» о необходимости создания нового самолета. Благодаря работам, которые велись уже несколько лет, макет собрали быстро. Но будущего она не имела – от третьего двигателя пришлось отказаться.

В конце 1982 года конструкторы КБ Туполева разработали двухмоторную модель. Двигатели Ту-204-200, именно так изначально назывался самолет, предполагалось крепить под крыльями.


Сразу разрабатывалось две модели в рамках одного семейства. Ту-204 был легче и дешевле в производстве, имел меньший взлетный вес. По сути, это один самолет, только в разных комплектациях. Ту-214 получил массу усовершенствований, поэтому еще в СССР считался более перспективным.

Первые две опытные модели попали на испытания в 1989 году. В ходе проверки, летные качества самолета оказались выше, чем ожидалось. Успешно пройдя все испытания, Ту-204 готовился получить сертификат полетов. Но развал СССР и прекращение финансирования чуть было не поставили на проекте крест.

Это Ту-214 собственной персоной. Фото: Youtube.com


Первый Ту-204-200, который потом назвали Ту-214, появился в 1996 году. Но по факту, первые самолеты начали серийно эксплуатироваться только через несколько лет.

Единичные Ту-214 купили следующие компании:

  • Дальавиа
  • ГТК «Россия»
  • Aviast Air
  • Transaero


За годы эксплуатации, Ту-214 доказали свою высокую надежность и беспроблемность даже по сравнению с такими общепризнанными лидерами, как Боинг и Аэробус.

Особенности Ту-214


Создавая самолеты Ту-204/214, в Советском Союзе применяли компьютерные технологии, что позволило изначально продумать конструкцию. При постройке опытных экземпляров, инженеры постарались максимально использовать композиционные материалы, чтобы облегчить вес самолета.

Сейчас идет сборка двадцати Ту-214. Фото: Youtube.com


Двигатели на Ту-214 отечественной разработки и производства – это ПС-90А Пермского моторного завода. Обшивка самолета собирается с минимумом стыков.

Технические характеристики:

  • Взлетный вес – до 110 тонн
  • Сухая масса – 59 т
  • Количество пассажирских мест – 210 человек
  • Скорость – до 850 км/ч
  • Длина – 46,2 метра
  • Размах крыла – 42 м


Ту-214 разрабатывался в СССР, поэтому его можно производить силами российских предприятий авиационной промышленности. К сожалению, отечественные авиакомпании предпочитают использовать зарубежные модели.

История Sukhoi Superjet 100


Согласно программе развития гражданской авиации в России на 2002-2010 годы, основным ближнемагистральным самолетом должен был стать Ту-334. Эта модель была уже готова к запуску в серийное производство.

Sukhoi Superjet 100. Фото: Youtube.com


Но в 2002 году все внезапно изменилось – был объявлен конкурс на новый самолет. Соответственно, КБ Туполева пришлось в срочном порядке разрабатывать новую модель – Ту-414. Их готовый Ту-334 не подходил для конкурса по ряду конструктивных особенностей.

Заявки подали три участника:

  • КБ Туполева
  • ЭМЗ им. В.М. Мясищева
  • ОКБ «Сухого»


Только у последней в списке организации была готовая разработка – RRJ. Потому победа ОКБ «Сухого» стала ожидаемой. Хотя злые языки до сих пор утверждают, что этот конкурс подстроен и проплачен.

В марте 2003 года победитель заключил партнерские соглашения с компанией Boeing, специалисты которой обязались помочь запустить серийное производство Sukhoi Superjet 100. Бюджетные средства стали направлять на разработку новой модели, названную «современной и перспективной». «Устаревший и советский» ТУ-334, на который уже были потрачены деньги, остался за бортом.

Салон Superjet 100. Фото: Youtube.com


Сборка первого RRJ начата в 2006 году. Планировалось, что новые самолеты станут конкурировать с самыми известными мировыми аналогами. Опытный RRJ показан в сентябре 2007 года.

Особенности Sukhoi Superjet 100


Новый российский самолет является двухмоторным низкопланом. Производитель подчеркивает, что модель построена в соответствии с канонами мирового авиастроения, поэтому в нем использованы узлы и агрегаты от зарубежных компаний.

Зато алюминиевые сплавы в конструкции Superjet 100, отечественные. От композитных материалов производитель решил отказаться, заявив, что это увеличит стоимость модели, сделав ее неконкурентоспособной на мировых рынках.


Самолет получился куда более комфортный для пилотов, чем Ту – тут Superjet 100 вне конкуренции. Это же касается и энергооснащенности модели.

Сравнение Ту-214 и Superjet 100


Получается, что Ту-214 устарел и проигрывает? Действительно ли Sukhoi Superjet 100 превосходит российского конкурента и продается на мировых рынках лучше таких популярных моделей, как Airbus A-321 и Boeng 737-900?

Так собирают Ту-214. Фото: Youtube.com


Начнем с вместимости, что сказывается на рентабельности пассажирских авиаперевозок. У Ту-214 она составляет 210 человек при 98 у конкурента.

Можно возразить, что и расход горючего у самолета КБ Туполева более чем в два раза выше – 3 700 против 1 700 кг/ч, но если разделить его на количество пассажиров, то получатся примерно одинаковые цифры. Но это без учета других расходов, связанных с полетами, ведь там, где Ту-214 сделает один рейс, Superjet 100 понадобится больше двух.

Дальность полета самолета Туполева – 6 500 км. У конкурента она более чем в два раза меньше – 3 048 км. Кстати, у Airbus A-321 и Boeng 737-900 параметры тоже не дотягивают – 5 950 и 5 800 км. Скорость Ту-214 и Sukhoi Superjet 100 примерно одинаковая – 850 и 830 км/ч соответственно, но и тут модель Туполева лидирует.

Сотрудничество с Boeing в итоге «вылезло боком» для проекта RRJ. Средний налет в сутки у Sukhoi Superjet, используемых авиакомпаниями – 3 часа против 10 у конкурентов Boeng и Airbus. Это связано с особенностями двигателей SaM-146 на отечественном самолете. Есть четкое ощущение, что делается это иностранными партнерами специально, чтобы устранить конкурента на мировых рынках.

Взлет Sukhoi Superjet 100. Фото: Youtube.com


Отремонтировать вышедшие из строя моторы Superjet 100 в России невозможно – их придется отправлять за границу. Обходится это в сумму от 2 до 5 млн. долларов США за один мотор. Сейчас это и вовсе невозможно из-за экономических санкций, введенных против Российской Федерации.

Ну и последнее – цена. Сколько стоит Ту-214 – нигде не указывается, но по информации на 2017 год, за него просили около 30 млн. долларов. За «Суперджет» в то же время – 35 млн. USD, а сейчас на официальном сайте висит сумма в 50 млн.

Получается, что ТУ-214 по параметрам превосходит Sukhoi Superjet 100, но был несправедливо забыт. Сейчас производство отечественного самолета возрождается – из-за введения экономических санкций, собирать «Суперджет», на 60-80 % состоящий из иностранных деталей, невозможно.

Автор:

Использованы фотографии: https://youtube.com

А вам какой самолёт больше нравится?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Ту-134 - легенда советской гражданской авиацииПС-90а – моторы, на которых летает борт №1

ГАЗ-34 – неудачный конкурент ЗиЛ-131

ГАЗ-34 – неудачный конкурент ЗиЛ-131

Для чего разрабатывался ГАЗ-34 – трехосный двойник ГАЗ-66, какие имел характеристики и чем от него отличался. Причины непринятия нового грузовика в серию....
  • 26 892
ГАЗ-53 на экспорт – в чем отличия?

ГАЗ-53 на экспорт – в чем отличия?

Все слышали и видели легенду советского, а потом российского автопрома – среднетоннажный грузовик ГАЗ-53. Машину начали производить в промышленном масштабе с...
  • 1 183