Возрождение Ту-214 как импортозамещение для Sukhoi Superjet 100
Самым перспективным пассажирским самолетом в России считается Sukhoi Superjet 100. Это наша разработка, но по факту, летательный аппарат представляет собой сборную солянку из отечественных и зарубежных деталей, причем последние явно преобладают.
Что касается советской разработки, самолета Ту-214, то он до сих пор производится штучно и только по спецзаказам. Бытует мнение, что эта модель безнадежно устарела и по всем параметрам уступает Sukhoi Superjet 100. Но так ли это на самом деле? Чтобы понять, нужно сначала подробно разобрать каждую модель, а потом просто сравнить их.
Первые сведения о новом советском самолете относятся к 1973 году. Именно тогда появились наброски модели. Летательный аппарат задумывался в качестве замены Ту-154. Интересно, что изначально модель планировалось оснащать тремя двигателями.
Только в 1981 году появился указ «сверху» о необходимости создания нового самолета. Благодаря работам, которые велись уже несколько лет, макет собрали быстро. Но будущего она не имела – от третьего двигателя пришлось отказаться.
Сразу разрабатывалось две модели в рамках одного семейства. Ту-204 был легче и дешевле в производстве, имел меньший взлетный вес. По сути, это один самолет, только в разных комплектациях. Ту-214 получил массу усовершенствований, поэтому еще в СССР считался более перспективным.
Первые две опытные модели попали на испытания в 1989 году. В ходе проверки, летные качества самолета оказались выше, чем ожидалось. Успешно пройдя все испытания, Ту-204 готовился получить сертификат полетов. Но развал СССР и прекращение финансирования чуть было не поставили на проекте крест.
Первый Ту-204-200, который потом назвали Ту-214, появился в 1996 году. Но по факту, первые самолеты начали серийно эксплуатироваться только через несколько лет.
Единичные Ту-214 купили следующие компании:
За годы эксплуатации, Ту-214 доказали свою высокую надежность и беспроблемность даже по сравнению с такими общепризнанными лидерами, как Боинг и Аэробус.
Создавая самолеты Ту-204/214, в Советском Союзе применяли компьютерные технологии, что позволило изначально продумать конструкцию. При постройке опытных экземпляров, инженеры постарались максимально использовать композиционные материалы, чтобы облегчить вес самолета.
Двигатели на Ту-214 отечественной разработки и производства – это ПС-90А Пермского моторного завода. Обшивка самолета собирается с минимумом стыков.
Технические характеристики:
Ту-214 разрабатывался в СССР, поэтому его можно производить силами российских предприятий авиационной промышленности. К сожалению, отечественные авиакомпании предпочитают использовать зарубежные модели.
Согласно программе развития гражданской авиации в России на 2002-2010 годы, основным ближнемагистральным самолетом должен был стать Ту-334. Эта модель была уже готова к запуску в серийное производство.
Но в 2002 году все внезапно изменилось – был объявлен конкурс на новый самолет. Соответственно, КБ Туполева пришлось в срочном порядке разрабатывать новую модель – Ту-414. Их готовый Ту-334 не подходил для конкурса по ряду конструктивных особенностей.
Заявки подали три участника:
Только у последней в списке организации была готовая разработка – RRJ. Потому победа ОКБ «Сухого» стала ожидаемой. Хотя злые языки до сих пор утверждают, что этот конкурс подстроен и проплачен.
В марте 2003 года победитель заключил партнерские соглашения с компанией Boeing, специалисты которой обязались помочь запустить серийное производство Sukhoi Superjet 100. Бюджетные средства стали направлять на разработку новой модели, названную «современной и перспективной». «Устаревший и советский» ТУ-334, на который уже были потрачены деньги, остался за бортом.
Сборка первого RRJ начата в 2006 году. Планировалось, что новые самолеты станут конкурировать с самыми известными мировыми аналогами. Опытный RRJ показан в сентябре 2007 года.
Новый российский самолет является двухмоторным низкопланом. Производитель подчеркивает, что модель построена в соответствии с канонами мирового авиастроения, поэтому в нем использованы узлы и агрегаты от зарубежных компаний.
Самолет получился куда более комфортный для пилотов, чем Ту – тут Superjet 100 вне конкуренции. Это же касается и энергооснащенности модели.
Получается, что Ту-214 устарел и проигрывает? Действительно ли Sukhoi Superjet 100 превосходит российского конкурента и продается на мировых рынках лучше таких популярных моделей, как Airbus A-321 и Boeng 737-900?
Начнем с вместимости, что сказывается на рентабельности пассажирских авиаперевозок. У Ту-214 она составляет 210 человек при 98 у конкурента.
Можно возразить, что и расход горючего у самолета КБ Туполева более чем в два раза выше – 3 700 против 1 700 кг/ч, но если разделить его на количество пассажиров, то получатся примерно одинаковые цифры. Но это без учета других расходов, связанных с полетами, ведь там, где Ту-214 сделает один рейс, Superjet 100 понадобится больше двух.
Дальность полета самолета Туполева – 6 500 км. У конкурента она более чем в два раза меньше – 3 048 км. Кстати, у Airbus A-321 и Boeng 737-900 параметры тоже не дотягивают – 5 950 и 5 800 км. Скорость Ту-214 и Sukhoi Superjet 100 примерно одинаковая – 850 и 830 км/ч соответственно, но и тут модель Туполева лидирует.
Сотрудничество с Boeing в итоге «вылезло боком» для проекта RRJ. Средний налет в сутки у Sukhoi Superjet, используемых авиакомпаниями – 3 часа против 10 у конкурентов Boeng и Airbus. Это связано с особенностями двигателей SaM-146 на отечественном самолете. Есть четкое ощущение, что делается это иностранными партнерами специально, чтобы устранить конкурента на мировых рынках.
Отремонтировать вышедшие из строя моторы Superjet 100 в России невозможно – их придется отправлять за границу. Обходится это в сумму от 2 до 5 млн. долларов США за один мотор. Сейчас это и вовсе невозможно из-за экономических санкций, введенных против Российской Федерации.
Ну и последнее – цена. Сколько стоит Ту-214 – нигде не указывается, но по информации на 2017 год, за него просили около 30 млн. долларов. За «Суперджет» в то же время – 35 млн. USD, а сейчас на официальном сайте висит сумма в 50 млн.
Получается, что ТУ-214 по параметрам превосходит Sukhoi Superjet 100, но был несправедливо забыт. Сейчас производство отечественного самолета возрождается – из-за введения экономических санкций, собирать «Суперджет», на 60-80 % состоящий из иностранных деталей, невозможно.
Что касается советской разработки, самолета Ту-214, то он до сих пор производится штучно и только по спецзаказам. Бытует мнение, что эта модель безнадежно устарела и по всем параметрам уступает Sukhoi Superjet 100. Но так ли это на самом деле? Чтобы понять, нужно сначала подробно разобрать каждую модель, а потом просто сравнить их.
История появления Ту-214
Первые сведения о новом советском самолете относятся к 1973 году. Именно тогда появились наброски модели. Летательный аппарат задумывался в качестве замены Ту-154. Интересно, что изначально модель планировалось оснащать тремя двигателями.
Ту-204 в небе. Фото: Youtube.com
Только в 1981 году появился указ «сверху» о необходимости создания нового самолета. Благодаря работам, которые велись уже несколько лет, макет собрали быстро. Но будущего она не имела – от третьего двигателя пришлось отказаться.
В конце 1982 года конструкторы КБ Туполева разработали двухмоторную модель. Двигатели Ту-204-200, именно так изначально назывался самолет, предполагалось крепить под крыльями.
Сразу разрабатывалось две модели в рамках одного семейства. Ту-204 был легче и дешевле в производстве, имел меньший взлетный вес. По сути, это один самолет, только в разных комплектациях. Ту-214 получил массу усовершенствований, поэтому еще в СССР считался более перспективным.
Первые две опытные модели попали на испытания в 1989 году. В ходе проверки, летные качества самолета оказались выше, чем ожидалось. Успешно пройдя все испытания, Ту-204 готовился получить сертификат полетов. Но развал СССР и прекращение финансирования чуть было не поставили на проекте крест.
Это Ту-214 собственной персоной. Фото: Youtube.com
Первый Ту-204-200, который потом назвали Ту-214, появился в 1996 году. Но по факту, первые самолеты начали серийно эксплуатироваться только через несколько лет.
Единичные Ту-214 купили следующие компании:
- Дальавиа
- ГТК «Россия»
- Aviast Air
- Transaero
За годы эксплуатации, Ту-214 доказали свою высокую надежность и беспроблемность даже по сравнению с такими общепризнанными лидерами, как Боинг и Аэробус.
Особенности Ту-214
Создавая самолеты Ту-204/214, в Советском Союзе применяли компьютерные технологии, что позволило изначально продумать конструкцию. При постройке опытных экземпляров, инженеры постарались максимально использовать композиционные материалы, чтобы облегчить вес самолета.
Сейчас идет сборка двадцати Ту-214. Фото: Youtube.com
Двигатели на Ту-214 отечественной разработки и производства – это ПС-90А Пермского моторного завода. Обшивка самолета собирается с минимумом стыков.
Технические характеристики:
- Взлетный вес – до 110 тонн
- Сухая масса – 59 т
- Количество пассажирских мест – 210 человек
- Скорость – до 850 км/ч
- Длина – 46,2 метра
- Размах крыла – 42 м
Ту-214 разрабатывался в СССР, поэтому его можно производить силами российских предприятий авиационной промышленности. К сожалению, отечественные авиакомпании предпочитают использовать зарубежные модели.
История Sukhoi Superjet 100
Согласно программе развития гражданской авиации в России на 2002-2010 годы, основным ближнемагистральным самолетом должен был стать Ту-334. Эта модель была уже готова к запуску в серийное производство.
Sukhoi Superjet 100. Фото: Youtube.com
Но в 2002 году все внезапно изменилось – был объявлен конкурс на новый самолет. Соответственно, КБ Туполева пришлось в срочном порядке разрабатывать новую модель – Ту-414. Их готовый Ту-334 не подходил для конкурса по ряду конструктивных особенностей.
Заявки подали три участника:
- КБ Туполева
- ЭМЗ им. В.М. Мясищева
- ОКБ «Сухого»
Только у последней в списке организации была готовая разработка – RRJ. Потому победа ОКБ «Сухого» стала ожидаемой. Хотя злые языки до сих пор утверждают, что этот конкурс подстроен и проплачен.
В марте 2003 года победитель заключил партнерские соглашения с компанией Boeing, специалисты которой обязались помочь запустить серийное производство Sukhoi Superjet 100. Бюджетные средства стали направлять на разработку новой модели, названную «современной и перспективной». «Устаревший и советский» ТУ-334, на который уже были потрачены деньги, остался за бортом.
Салон Superjet 100. Фото: Youtube.com
Сборка первого RRJ начата в 2006 году. Планировалось, что новые самолеты станут конкурировать с самыми известными мировыми аналогами. Опытный RRJ показан в сентябре 2007 года.
Особенности Sukhoi Superjet 100
Новый российский самолет является двухмоторным низкопланом. Производитель подчеркивает, что модель построена в соответствии с канонами мирового авиастроения, поэтому в нем использованы узлы и агрегаты от зарубежных компаний.
Зато алюминиевые сплавы в конструкции Superjet 100, отечественные. От композитных материалов производитель решил отказаться, заявив, что это увеличит стоимость модели, сделав ее неконкурентоспособной на мировых рынках.
Самолет получился куда более комфортный для пилотов, чем Ту – тут Superjet 100 вне конкуренции. Это же касается и энергооснащенности модели.
Сравнение Ту-214 и Superjet 100
Получается, что Ту-214 устарел и проигрывает? Действительно ли Sukhoi Superjet 100 превосходит российского конкурента и продается на мировых рынках лучше таких популярных моделей, как Airbus A-321 и Boeng 737-900?
Так собирают Ту-214. Фото: Youtube.com
Начнем с вместимости, что сказывается на рентабельности пассажирских авиаперевозок. У Ту-214 она составляет 210 человек при 98 у конкурента.
Можно возразить, что и расход горючего у самолета КБ Туполева более чем в два раза выше – 3 700 против 1 700 кг/ч, но если разделить его на количество пассажиров, то получатся примерно одинаковые цифры. Но это без учета других расходов, связанных с полетами, ведь там, где Ту-214 сделает один рейс, Superjet 100 понадобится больше двух.
Дальность полета самолета Туполева – 6 500 км. У конкурента она более чем в два раза меньше – 3 048 км. Кстати, у Airbus A-321 и Boeng 737-900 параметры тоже не дотягивают – 5 950 и 5 800 км. Скорость Ту-214 и Sukhoi Superjet 100 примерно одинаковая – 850 и 830 км/ч соответственно, но и тут модель Туполева лидирует.
Сотрудничество с Boeing в итоге «вылезло боком» для проекта RRJ. Средний налет в сутки у Sukhoi Superjet, используемых авиакомпаниями – 3 часа против 10 у конкурентов Boeng и Airbus. Это связано с особенностями двигателей SaM-146 на отечественном самолете. Есть четкое ощущение, что делается это иностранными партнерами специально, чтобы устранить конкурента на мировых рынках.
Взлет Sukhoi Superjet 100. Фото: Youtube.com
Отремонтировать вышедшие из строя моторы Superjet 100 в России невозможно – их придется отправлять за границу. Обходится это в сумму от 2 до 5 млн. долларов США за один мотор. Сейчас это и вовсе невозможно из-за экономических санкций, введенных против Российской Федерации.
Ну и последнее – цена. Сколько стоит Ту-214 – нигде не указывается, но по информации на 2017 год, за него просили около 30 млн. долларов. За «Суперджет» в то же время – 35 млн. USD, а сейчас на официальном сайте висит сумма в 50 млн.
Получается, что ТУ-214 по параметрам превосходит Sukhoi Superjet 100, но был несправедливо забыт. Сейчас производство отечественного самолета возрождается – из-за введения экономических санкций, собирать «Суперджет», на 60-80 % состоящий из иностранных деталей, невозможно.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
Grob G850 Strato 2C – «одноразовый» рекордсмен-неудачник
Самолет с поршневыми двигателями, установивший рекорд высоты в последнем своем полете, стал никому не нужен всего через 29 исследовательских рейсов....
Шах и мат, «Газель» – грузовики «Компас» от КАМАЗ резко подешевели
КАМАЗ начал кампанию по резкой стимуляции продаж. Это поможет переманить клиентов ГАЗ....
Белорусские инженеры разработали универсальный газовый двигатель
Новый мотор подойдет для тракторов, грузовиков, автобусов и комбайнов. Его экономичность уже доказана....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Экспорт ГАЗ-69: как СССР помог Исландии в «тресковых войнах»
Экспорт советской техники в капстраны происходил довольно скромными тиражами. Показательны в этом отношении поставки ГАЗ-69, грузовиков и тракторов в островное...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Автокран XCA4000: как Китай ставит рекорды
Китай на сегодня производит самые мощные автокраны: оба рекордсмена поднимают груз свыше 200 т на высоту 170 м. Для чего он нужны и как их используют?...
КАМАЗ-54902 теперь серийный – надежная альтернатива «китайцам»
Российские грузовики выпускаются сейчас на нескольких заводах. Из массовых гигантов мы потеряли только ЗиЛ, остальные же бренды, вроде ГАЗ и КАМАЗ, до сих пор...
Полет на Ан-2 в мороз – для тех, кто скучает по советской авиации
«Кукурузник» – это небольшой самолет, который под этим названием был известен в свое время почти каждому советскому гражданину. Но далеко не все в курсе, что...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....