
Возрождение Ту-214 как импортозамещение для Sukhoi Superjet 100
Самым перспективным пассажирским самолетом в России считается Sukhoi Superjet 100. Это наша разработка, но по факту, летательный аппарат представляет собой сборную солянку из отечественных и зарубежных деталей, причем последние явно преобладают.
Что касается советской разработки, самолета Ту-214, то он до сих пор производится штучно и только по спецзаказам. Бытует мнение, что эта модель безнадежно устарела и по всем параметрам уступает Sukhoi Superjet 100. Но так ли это на самом деле? Чтобы понять, нужно сначала подробно разобрать каждую модель, а потом просто сравнить их.
Первые сведения о новом советском самолете относятся к 1973 году. Именно тогда появились наброски модели. Летательный аппарат задумывался в качестве замены Ту-154. Интересно, что изначально модель планировалось оснащать тремя двигателями.
Ту-204 в небе. Фото: Youtube.com
Только в 1981 году появился указ «сверху» о необходимости создания нового самолета. Благодаря работам, которые велись уже несколько лет, макет собрали быстро. Но будущего она не имела – от третьего двигателя пришлось отказаться.
Сразу разрабатывалось две модели в рамках одного семейства. Ту-204 был легче и дешевле в производстве, имел меньший взлетный вес. По сути, это один самолет, только в разных комплектациях. Ту-214 получил массу усовершенствований, поэтому еще в СССР считался более перспективным.
Первые две опытные модели попали на испытания в 1989 году. В ходе проверки, летные качества самолета оказались выше, чем ожидалось. Успешно пройдя все испытания, Ту-204 готовился получить сертификат полетов. Но развал СССР и прекращение финансирования чуть было не поставили на проекте крест.
Это Ту-214 собственной персоной. Фото: Youtube.com
Первый Ту-204-200, который потом назвали Ту-214, появился в 1996 году. Но по факту, первые самолеты начали серийно эксплуатироваться только через несколько лет.
Единичные Ту-214 купили следующие компании:
За годы эксплуатации, Ту-214 доказали свою высокую надежность и беспроблемность даже по сравнению с такими общепризнанными лидерами, как Боинг и Аэробус.
Создавая самолеты Ту-204/214, в Советском Союзе применяли компьютерные технологии, что позволило изначально продумать конструкцию. При постройке опытных экземпляров, инженеры постарались максимально использовать композиционные материалы, чтобы облегчить вес самолета.
Сейчас идет сборка двадцати Ту-214. Фото: Youtube.com
Двигатели на Ту-214 отечественной разработки и производства – это ПС-90А Пермского моторного завода. Обшивка самолета собирается с минимумом стыков.
Технические характеристики:
Ту-214 разрабатывался в СССР, поэтому его можно производить силами российских предприятий авиационной промышленности. К сожалению, отечественные авиакомпании предпочитают использовать зарубежные модели.
Согласно программе развития гражданской авиации в России на 2002-2010 годы, основным ближнемагистральным самолетом должен был стать Ту-334. Эта модель была уже готова к запуску в серийное производство.
Sukhoi Superjet 100. Фото: Youtube.com
Но в 2002 году все внезапно изменилось – был объявлен конкурс на новый самолет. Соответственно, КБ Туполева пришлось в срочном порядке разрабатывать новую модель – Ту-414. Их готовый Ту-334 не подходил для конкурса по ряду конструктивных особенностей.
Заявки подали три участника:
Только у последней в списке организации была готовая разработка – RRJ. Потому победа ОКБ «Сухого» стала ожидаемой. Хотя злые языки до сих пор утверждают, что этот конкурс подстроен и проплачен.
В марте 2003 года победитель заключил партнерские соглашения с компанией Boeing, специалисты которой обязались помочь запустить серийное производство Sukhoi Superjet 100. Бюджетные средства стали направлять на разработку новой модели, названную «современной и перспективной». «Устаревший и советский» ТУ-334, на который уже были потрачены деньги, остался за бортом.
Салон Superjet 100. Фото: Youtube.com
Сборка первого RRJ начата в 2006 году. Планировалось, что новые самолеты станут конкурировать с самыми известными мировыми аналогами. Опытный RRJ показан в сентябре 2007 года.
Новый российский самолет является двухмоторным низкопланом. Производитель подчеркивает, что модель построена в соответствии с канонами мирового авиастроения, поэтому в нем использованы узлы и агрегаты от зарубежных компаний.
Самолет получился куда более комфортный для пилотов, чем Ту – тут Superjet 100 вне конкуренции. Это же касается и энергооснащенности модели.
Получается, что Ту-214 устарел и проигрывает? Действительно ли Sukhoi Superjet 100 превосходит российского конкурента и продается на мировых рынках лучше таких популярных моделей, как Airbus A-321 и Boeng 737-900?
Так собирают Ту-214. Фото: Youtube.com
Начнем с вместимости, что сказывается на рентабельности пассажирских авиаперевозок. У Ту-214 она составляет 210 человек при 98 у конкурента.
Можно возразить, что и расход горючего у самолета КБ Туполева более чем в два раза выше – 3 700 против 1 700 кг/ч, но если разделить его на количество пассажиров, то получатся примерно одинаковые цифры. Но это без учета других расходов, связанных с полетами, ведь там, где Ту-214 сделает один рейс, Superjet 100 понадобится больше двух.
Дальность полета самолета Туполева – 6 500 км. У конкурента она более чем в два раза меньше – 3 048 км. Кстати, у Airbus A-321 и Boeng 737-900 параметры тоже не дотягивают – 5 950 и 5 800 км. Скорость Ту-214 и Sukhoi Superjet 100 примерно одинаковая – 850 и 830 км/ч соответственно, но и тут модель Туполева лидирует.
Сотрудничество с Boeing в итоге «вылезло боком» для проекта RRJ. Средний налет в сутки у Sukhoi Superjet, используемых авиакомпаниями – 3 часа против 10 у конкурентов Boeng и Airbus. Это связано с особенностями двигателей SaM-146 на отечественном самолете. Есть четкое ощущение, что делается это иностранными партнерами специально, чтобы устранить конкурента на мировых рынках.
Взлет Sukhoi Superjet 100. Фото: Youtube.com
Отремонтировать вышедшие из строя моторы Superjet 100 в России невозможно – их придется отправлять за границу. Обходится это в сумму от 2 до 5 млн. долларов США за один мотор. Сейчас это и вовсе невозможно из-за экономических санкций, введенных против Российской Федерации.
Ну и последнее – цена. Сколько стоит Ту-214 – нигде не указывается, но по информации на 2017 год, за него просили около 30 млн. долларов. За «Суперджет» в то же время – 35 млн. USD, а сейчас на официальном сайте висит сумма в 50 млн.
Получается, что ТУ-214 по параметрам превосходит Sukhoi Superjet 100, но был несправедливо забыт. Сейчас производство отечественного самолета возрождается – из-за введения экономических санкций, собирать «Суперджет», на 60-80 % состоящий из иностранных деталей, невозможно.
Что касается советской разработки, самолета Ту-214, то он до сих пор производится штучно и только по спецзаказам. Бытует мнение, что эта модель безнадежно устарела и по всем параметрам уступает Sukhoi Superjet 100. Но так ли это на самом деле? Чтобы понять, нужно сначала подробно разобрать каждую модель, а потом просто сравнить их.
История появления Ту-214
Первые сведения о новом советском самолете относятся к 1973 году. Именно тогда появились наброски модели. Летательный аппарат задумывался в качестве замены Ту-154. Интересно, что изначально модель планировалось оснащать тремя двигателями.

Только в 1981 году появился указ «сверху» о необходимости создания нового самолета. Благодаря работам, которые велись уже несколько лет, макет собрали быстро. Но будущего она не имела – от третьего двигателя пришлось отказаться.
В конце 1982 года конструкторы КБ Туполева разработали двухмоторную модель. Двигатели Ту-204-200, именно так изначально назывался самолет, предполагалось крепить под крыльями.
Сразу разрабатывалось две модели в рамках одного семейства. Ту-204 был легче и дешевле в производстве, имел меньший взлетный вес. По сути, это один самолет, только в разных комплектациях. Ту-214 получил массу усовершенствований, поэтому еще в СССР считался более перспективным.
Первые две опытные модели попали на испытания в 1989 году. В ходе проверки, летные качества самолета оказались выше, чем ожидалось. Успешно пройдя все испытания, Ту-204 готовился получить сертификат полетов. Но развал СССР и прекращение финансирования чуть было не поставили на проекте крест.

Первый Ту-204-200, который потом назвали Ту-214, появился в 1996 году. Но по факту, первые самолеты начали серийно эксплуатироваться только через несколько лет.
Единичные Ту-214 купили следующие компании:
- Дальавиа
- ГТК «Россия»
- Aviast Air
- Transaero
За годы эксплуатации, Ту-214 доказали свою высокую надежность и беспроблемность даже по сравнению с такими общепризнанными лидерами, как Боинг и Аэробус.
Особенности Ту-214
Создавая самолеты Ту-204/214, в Советском Союзе применяли компьютерные технологии, что позволило изначально продумать конструкцию. При постройке опытных экземпляров, инженеры постарались максимально использовать композиционные материалы, чтобы облегчить вес самолета.

Двигатели на Ту-214 отечественной разработки и производства – это ПС-90А Пермского моторного завода. Обшивка самолета собирается с минимумом стыков.
Технические характеристики:
- Взлетный вес – до 110 тонн
- Сухая масса – 59 т
- Количество пассажирских мест – 210 человек
- Скорость – до 850 км/ч
- Длина – 46,2 метра
- Размах крыла – 42 м
Ту-214 разрабатывался в СССР, поэтому его можно производить силами российских предприятий авиационной промышленности. К сожалению, отечественные авиакомпании предпочитают использовать зарубежные модели.
История Sukhoi Superjet 100
Согласно программе развития гражданской авиации в России на 2002-2010 годы, основным ближнемагистральным самолетом должен был стать Ту-334. Эта модель была уже готова к запуску в серийное производство.

Но в 2002 году все внезапно изменилось – был объявлен конкурс на новый самолет. Соответственно, КБ Туполева пришлось в срочном порядке разрабатывать новую модель – Ту-414. Их готовый Ту-334 не подходил для конкурса по ряду конструктивных особенностей.
Заявки подали три участника:
- КБ Туполева
- ЭМЗ им. В.М. Мясищева
- ОКБ «Сухого»
Только у последней в списке организации была готовая разработка – RRJ. Потому победа ОКБ «Сухого» стала ожидаемой. Хотя злые языки до сих пор утверждают, что этот конкурс подстроен и проплачен.
В марте 2003 года победитель заключил партнерские соглашения с компанией Boeing, специалисты которой обязались помочь запустить серийное производство Sukhoi Superjet 100. Бюджетные средства стали направлять на разработку новой модели, названную «современной и перспективной». «Устаревший и советский» ТУ-334, на который уже были потрачены деньги, остался за бортом.

Сборка первого RRJ начата в 2006 году. Планировалось, что новые самолеты станут конкурировать с самыми известными мировыми аналогами. Опытный RRJ показан в сентябре 2007 года.
Особенности Sukhoi Superjet 100
Новый российский самолет является двухмоторным низкопланом. Производитель подчеркивает, что модель построена в соответствии с канонами мирового авиастроения, поэтому в нем использованы узлы и агрегаты от зарубежных компаний.
Зато алюминиевые сплавы в конструкции Superjet 100, отечественные. От композитных материалов производитель решил отказаться, заявив, что это увеличит стоимость модели, сделав ее неконкурентоспособной на мировых рынках.
Самолет получился куда более комфортный для пилотов, чем Ту – тут Superjet 100 вне конкуренции. Это же касается и энергооснащенности модели.
Сравнение Ту-214 и Superjet 100
Получается, что Ту-214 устарел и проигрывает? Действительно ли Sukhoi Superjet 100 превосходит российского конкурента и продается на мировых рынках лучше таких популярных моделей, как Airbus A-321 и Boeng 737-900?

Начнем с вместимости, что сказывается на рентабельности пассажирских авиаперевозок. У Ту-214 она составляет 210 человек при 98 у конкурента.
Можно возразить, что и расход горючего у самолета КБ Туполева более чем в два раза выше – 3 700 против 1 700 кг/ч, но если разделить его на количество пассажиров, то получатся примерно одинаковые цифры. Но это без учета других расходов, связанных с полетами, ведь там, где Ту-214 сделает один рейс, Superjet 100 понадобится больше двух.
Дальность полета самолета Туполева – 6 500 км. У конкурента она более чем в два раза меньше – 3 048 км. Кстати, у Airbus A-321 и Boeng 737-900 параметры тоже не дотягивают – 5 950 и 5 800 км. Скорость Ту-214 и Sukhoi Superjet 100 примерно одинаковая – 850 и 830 км/ч соответственно, но и тут модель Туполева лидирует.
Сотрудничество с Boeing в итоге «вылезло боком» для проекта RRJ. Средний налет в сутки у Sukhoi Superjet, используемых авиакомпаниями – 3 часа против 10 у конкурентов Boeng и Airbus. Это связано с особенностями двигателей SaM-146 на отечественном самолете. Есть четкое ощущение, что делается это иностранными партнерами специально, чтобы устранить конкурента на мировых рынках.

Отремонтировать вышедшие из строя моторы Superjet 100 в России невозможно – их придется отправлять за границу. Обходится это в сумму от 2 до 5 млн. долларов США за один мотор. Сейчас это и вовсе невозможно из-за экономических санкций, введенных против Российской Федерации.
Ну и последнее – цена. Сколько стоит Ту-214 – нигде не указывается, но по информации на 2017 год, за него просили около 30 млн. долларов. За «Суперджет» в то же время – 35 млн. USD, а сейчас на официальном сайте висит сумма в 50 млн.
Получается, что ТУ-214 по параметрам превосходит Sukhoi Superjet 100, но был несправедливо забыт. Сейчас производство отечественного самолета возрождается – из-за введения экономических санкций, собирать «Суперджет», на 60-80 % состоящий из иностранных деталей, невозможно.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

Тефлоновые поршни – гениальная идея или очередной провал?
Можно ли улучшить двигатель обычными бытовыми технологиями? В новом видео автор YouTube-канала «Гараж 54» решает провести смелый эксперимент: нанести на поршни...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

MiningWorld Rus 2025 – китайской техники больше, чем российской
Когда речь заходит о развитии горнодобывающей отрасли, ожидания от выставок вроде MiningWorld Rus обычно высоки. Однако в этом году отечественная техника...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

Nissan представил необычный и мощный пикап
Подобную концепцию японский бренд использует впервые за свою историю. Представительство говорит об отсылках к 80-м годам, но визуально в это сложно поверить....