.d-md-none .d-lg-block bibimot

«Трабант» из ГДР с кузовом из дюропласта

«Трабант» из ГДР с кузовом из дюропласта
Еще одним ностальгическим воспоминанием о советских временах можно назвать малолитражный автомобиль родом из ГДР. Это – «Трабант», который появился 65 лет назад. Различные модели и модификации этой марки простояли на конвейере завода Sachsenring в саксонском Цвиккау три с половиной десятилетия. Скорее всего, компактный автомобиль продолжили бы выпускать и дальше, если бы не изменение политической ситуации и исчезновение с карты мира страны, для которой он стал своего рода визитной карточкой.


Последнее не было просто напыщенной фразой. Ведь из 41 года существования Германской Демократической Республики только первые восемь лет она провела без автомобиля марки «Трабант». В дальнейшем они шли рука об руку, и почти в одно время завершили свою историю.

Предыстория и прямой предок «Трабанта»


После окончания войны бывшие заводы Horch и Audi оказались в советской зоне оккупации Германии. Это привело к их слиянию и созданию в 1948 году производственного объединения IFA. Через год появилась ГДР, которая и стала наследницей этого автомобильного конгломерата.

«Трабант» из ГДР с кузовом из дюропластаУзнаваемый силуэт автомобиля «Трабант». Фото: youtube.com


Вскоре на обновленном предприятии был начат выпуск легковых автомобилей. Первой моделью стала IFA F8, которая была почти полной копией довоенного DKW. Можно назвать лишь одно заметное отличие, которое в будущем сыграло судьбоносную роль. Кузова новых автомобилей, также как и у DKW F8, были выполнены из дерева, обшитого фанерой и декорированного кожзамом. Чтобы как-то укрепить такую ненадежную конструкцию, крылья и боковины капота изготавливали из стального проката.

В послевоенное время ощущалась катастрофическая нехватка металлов, поэтому пришлось искать нестандартное решение. И к 1953 году оно нашлось. В данном случае очень хорошо сработала поговорка: голь на выдумки хитра. Восточногерманские конструкторы исхитрились изобрести новый материал на основе отходов хлопка, смешанных с фенолформальдегидной смолой. Ноу-хау помогло не только избежать зависимости производителей от стали, но и обеспечить конструкции долговечность, на фоне снижения общего веса автомобиля. Материал получил название дюропласт.

В начале 50-х появилась IFA F9 с цельнометаллическим кузовом и более современным оснащением. Она стала первой ступенькой к созданию в будущем на заводе в Эйзенахе автомобилей марки «Вартбург». К 1955 году появились Sachsenring P240 среднего класса и малолитражный AWZ P70 «Zwickau». Последний имел корпус, частично выполненный из дюропласта и мотоциклетный двигатель с рабочем объемом 700 куб. см. Многие его конструктивные наработки и технологические новинки стали основой для появившейся два годя спустя первой модели «Трабанта».

Многим и сегодня интересно сесть за руль миниатюрного автомобиля. Фото: youtube.com


Что общего у малолитражки из ГДР и космической программы?


В 1957 году СССР, который стремился во всем «догнать и перегнать Америку», смог вывести на орбиту первый искусственный спутник Земли. Это произошло 4 октября, а космическая конструкция получила простое, но с намеком, название – «Спутник-1». Всего 35 дней спустя в ГДР был выпущен первый серийный малолитражный автомобиль новой марки. Его название приурочили к грандиозному событию, подтвердив нерушимую дружбу с советским государством. Маленький автомобиль был назван «Трабант» (что в переводе означало «спутник»).

Это имя стало победителем конкурса, проведенного по всей стране. Новое наименование очень хорошо прижилось, поскольку, кроме основного смысла, могло интерпретироваться как «концертмейстер» или «приятель». Миниатюрный автомобиль и вправду на долгие годы стал добрым другом и членом семьи для многих восточных немцев.


В те времена еще не было современной глобализации, когда кузова для разных марок может изготавливать один и тот же завод. Напротив, чаще всего на автомобильных предприятиях тех времен присутствовал принцип полного цикла производства. Поэтому силуэты кузовов каждой марки имели свои индивидуальные черты, которые позволяли сразу же ее идентифицировать. «Трабант» тоже был из этого числа. Увидев, даже издалека, этого малыша с эмблемой в виде стилизованной латинской буквы «S», вы не спутаете его ни с чем другим.

Модели и модификации разных лет


Первым прототипом новой марки стал P70 1955 года. Он был двухтактной, переднеприводной малолитражкой, с применением силового агрегата довоенной разработки. Маленький автомобиль с кузовом из дюропласта был выпущен в мелкосерийное производство. Микролитражка имела несколько разных типов кузова:

классический 2-дверный седан
комби-универсал
роскошное купе

Остановимся чуть подробнее на последнем. Их было выпущено ограниченное количество – около 1500 штук. P70-купе обладал деревяно-стальным каркасом и выполненными из пластика радиаторной решеткой и крыльями. Остальные детали были ручной работы. Для их изготовления использовалась сталь. Как и на других модификациях, был установлен 700-кубовый двигатель. Следующей моделью завода стал представленный в 1957 году «Трабант P50».

Объединение IFA начало готовить новинку к выпуску, используя мощности обоих бывших заводов. Так на Horch занялись изготовлением шасси, а на Audi выполнили оригинальный кузов, который затем на него и установили. Двигатель был 2-тактным, немного меньшего объема (что можно было легко установить по цифровому индексу в названии), с применением воздушного охлаждения.

500-кубовый агрегат выдавал 18 л. с., а, после модернизации, увеличил показатели на две единицы. Его максимальная скорость приближалась к 95 км/ч, а комплектация имела три вида:

стандарт
люкс (двухцветный кузов)
deluxe (трехцветный вариант)

Последняя версия просуществовала недолго. На выбор материалов, из которых изготовили кузовные детали, повлияли два фактора: послевоенный дефицит металлов и торговое эмбарго, наложенное на ГДР капиталистическими государствами. В Союзе было полно отходов хлопкового волокна, а из восточногерманского бурого угля можно было извлечь фенольную смолу. Эти элементы стали основой для изготовления материала, уже использовавшегося ранее – дюропласта. Именно из него и были сделаны все внешние детали «Трабант P50». Так появилась известная легенда об автомобиле, сделанном из пластмассы.

Оригинальная эмблема марки. Фото: youtube.com


5 лет спустя была предложена новая модель – P60. Она имела двигатель большего объема и мощности (23 л. с.). Изменению подверглась лишь приборная панель, а внешне это был все тот же малыш. В торговую сеть он поступил как «Трабант 600» и выпускался в течение 3 лет, до 1964 года. Впрочем, с этой модели завод стал предлагать вариант автомобиля для летнего отдыха семьей, со складной крышей и шезлонгами – Kombi Camping.

В том же году была представлена последняя версия оригинального «Трабанта», выпуск которой продолжился вплоть до 1990 года. Переднеприводный «Трабант-601» с 500-кубовым, 23-сильным двигателем был представлен в двух вариантах: седан (2 двери) и универсал (3 двери). Спустя 4 года двигатель был форсирован, а мощность выросла до 26 л. с. В модификации, предназначенной для инвалидов, механическую 3-ступенчатую КПП заменили полуавтоматом.

В конце 80-х наступило сильное потепление отношений между двумя Германиями, поэтому появилась возможность оснастить автомобиль 1,1-литровым двигателем от Volkswagen Polo. Он получил индекс 1.1. Несмотря на такой прорыв, на Западе сложилось стойкое мнение что «Трабант» – давно устаревшая техника. Этому способствовал тот факт, что партийная верхушка ГДР долгие годы тормозила процесс модернизации автомобиля. Как результат большинство экспорта модели «Трабант 1.1» пришлось на Венгрию. Модель стала последней для этой марки.

Малолитражка с кузовом универсал. Фото: youtube.com


Остановка производства и попытки возрождения


В начале 90-х старых «друзей» можно было встретить на автомобильных свалках, где старослужащие контингента ГСВГ могли купить «Трабант» за… 10 марок. Покататься и просто разбить. Ведь солдатам срочной службы не разрешалось вывозить автомобили на родину. Германии, которая вновь стала единой, такая техника была ни к чему. 30 апреля 1991 года марка «Трабант» официально прекратила свое существование. За это время она отправила на дороги теперь уже несуществующей страны более 3 млн. малолитражек (львиная доля пришлась на модель «601»), став самым массовым автопроизводителем в республике.

Сегодня он воспринимается как объект ностальгии по старым временам или как способ выделиться из одноликой толпы. Поэтому предпринимались попытки возрождения. В 2009 году появился электромобиль на базе популярной некогда марки. Его представили на выставке IAA-2009, но в серию новый «Трабант» так и не вышел.

Последняя модификация «Трабант 1.1». Фото: youtube.com


Теперь автомобиль все чаще становится предметом коллекционирования. Голливудский актер Том Хенкс приобрел для лос-анжелесского музея в 2014 году премиальный 601-й небесно-голубого цвета. А чешский путешественник Дан Прибан на желтом «Трабанте» объездил почти все континенты. Если в нынешнее время приехать в Германию, то очень велик шанс увидеть маленький «Трабант», ведь около 34 тысяч из них еще колесят по дорогам страны.

Автор:

Использованы фотографии: youtube.com

Можно ли «Трабант» назвать полноценным автомобилем?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Начался прием предзаказов на Audi A8L HorchWartburg 1.3 – чем отличался бюджетный немец от ВАЗ-2105

Т500 – советский трактор из Чебоксар

Т500 – советский трактор из Чебоксар

Хотя Т500 был разработан челябинскими специалистами, на конвейер он встал на новом Чебоксарском тракторном заводе. В результате техника не только простояла на...
  • 278