Самолет-пуля Celera 500L с автомобильным расходом топлива
22 564

Самолет-пуля Celera 500L с автомобильным расходом топлива

Инновационные разработки в авиационной сфере всегда носили закрытый характер. И дело не только в возможном наличии военной составляющей той или иной технологии. Успехи в создании нового двигателя, фюзеляжа, любого элемента самолета дает серьезные преимущества перед конкурентами. Поэтому новейшие разработки держат в секрете, что и делала малоизвестная компания из США Otto Aviation Group. Новое воздушное судно проектировали в глубокой тайне. И если испытания засекретить не удалось, то официальной информации об их результатах нет и сегодня. Речь идет о Celera 500L – машине, которая сможет сделать чуть ли не революцию в самолетостроении.


Как создавали


Постепенно выяснилось, что вышеназванная компания – собственность Уильяма Отто, хорошо известному в своих кругах физику и сотруднику (в прошлом) фирмы, занимающейся производством самолетов – Rockwell International. Otto Aviation Group начала свою деятельность в конце 2000-х годов и сразу же занялась разработкой самолета, созданного на основе нетрадиционных технологий. На некоторую их часть в 2014-м фирма получила патент, благодаря которому стало хоть что-то известно об изобретении.

Пулеобразная форма фюзеляжа сразу привлекала внимание. Фото: YouTube.com


Но документ «нашелся» только в 2017-м, когда «НЛО» был замечен на калифорнийском аэродроме и летательным аппаратом заинтересовались. Тогда же появились первые снимки самолета, в 2019-м – новые фото. Было замечено: судно с характерным внешним видом делает пробежки по взлетно-посадочной полосе. Это дало повод предположить: летные испытания не за горами. Некоторые данные появились и в реестре Федерального управления гражданской авиации. Попытки обратиться за информацией о летательном аппарате успеха не имели – Otto Aviation Group тогда хранила молчание. Что же удалось узнать?

Конструкция


Если прочитать патент, станет ясно: главная задача проекта заключается в достижении эффективного расходования горючего. Этот параметр должен быть значительно лучше аналогичных показателей любых других современных летательных аппаратов. Чтобы такого добиться, существует несколько способов, но главный из них – оптимизация аэродинамики. Она позволит уменьшить сопротивление воздуху, а значит, отпадет потребность в большой мощности двигателя.

Рассматривая чертежи в патенте, можно уверенно сказать, что при постройке фюзеляжа широко использовались композиты, облегчающие общий вес судна. Для этой же цели использовали минимальный набор продольных и поперечных усилительных элементов (ребер жесткости).


По форме эллипсовидный самолет напоминает яйцо или пулю, имеющую сужающуюся хвостовую часть. Остекление кабины пилотов полностью интегрировано в обводы фюзеляжа и не выступает за его линии. Внутри него – шасси на трех стойках. Для двигателя место нашлось в хвосте. Что само по себе тоже необычно: привычнее видеть толкающий винт на гидросамолетах. Еще на поздних фото Celera 500L видны воздухозаборники, отсутствовавшие на первых снимках.

Аэродинамика – прежде всего! Фото: YouTube.com


Крыло кажется чрезмерно узким, имеет законцовки, торчащие почти вертикально (раньше их тоже не было). Предусмотрена механизация. Имеется ввиду выдвигающиеся закрылки, образующие щели: т. е. все сделано для максимально полного управления воздушным потоком. При этом механизация может быть использована для создания большой подъемной силы, а на высоте крыло делается плоским, с наименьшим сопротивлением воздушному потоку.

Присутствие на последних фото воздузозаборников может свидетельствовать о применении т. н. эффекта Мередита. Воздушный поток проникает сквозь радиаторы мотора, и, прогреваясь, формирует дополнительную тягу, компенсирующую фронтальное сопротивление.


Из привычных деталей можно увидеть разве что хвост, и то, снабженный подфюзеляжным гребнем. Рулей нет, вместо них – цельноповоротные плоскости (оперение горизонтальное).

Испытания


Впервые самолет взмыл в небо в конце 2019 года, к сентябрю следующего был совершен уже тридцать один полет.

Тестирование самолета продолжается и сегодня. Фото: YouTube.com


Наконец-то публика услышала официальное заявление, что испытания успешно пройдены. Авторы проекта считают (и не без серьезных оснований): «эта машина является лучшим, что случилось в авиации за полвека».

Технические параметры


Вот и подошли к самому главному, а именно – расходу топлива. Он не просто восхищает, а изумляет: абсолютно понятно, что основная задача, поставленная перед конструкторами, выполнена. На «сотню» километров Celera 500L тратит, как автомобиль Honda Odissey – от 9 до 13 литров. Приплюсуйте еще недорогой поршневой движок Red A03. Если сравнивать с наиболее популярным бизнес-джетом этого класса Cessna Citation CJ3+, то расходы на эксплуатацию будут меньше почти в 7 (!) раз: 328 и 2100 долларов за час полета соответственно. Не зря так самолет «секретили».

Силовая установка


Она размещена сзади внутри фюзеляжа и передает энергию пятилопастному винту. В патенте описан самолет с двумя двигателями, но, видимо, конструкторы переиграли ситуацию и решили ограничиться одним. Это дизель Raikhlin RED A03, развивающий 550 «лошадей».

Необычный для традиционного самолета толкающий винт. Фото: YouTube.com


Другие характеристики (в скобках данные Cessna Citation CJ3+):

  • крейсерская скорость – 740 км/ч (770 км/ч)
  • расход топлива – 1 галлон (3,78 л) на 70 км (568 кг/ч)
  • потолок – 19600 м (13700 м)
  • дальность – 8300 км (3778 км)
  • для взлета самолету потребуется полоса длиной 900 м (969 м)


Есть и еще одна удивительная характеристика: показатель планирования. У Celera 500L он выражается соотношением 22:1. Говоря простым языком, этот самолет способен с высоты в 10 тыс. м парить в воздухе с выключенным двигателем, пролетая при этом не менее 200 км. Кстати, это хоть какая-то гарантия безопасности, если откажет мотор.

Для взлета самолету достаточно полосы в 900 м. Фото: YouTube.com


Достижения стали возможными из-за уникальной «пулеобразной» формы летательного аппарата с маленькими узкими крыльями и загнутыми вверх их окончаниями. В итоге у джета сопротивляемость воздушному потоку меньше, чем у остальных судов в среднем на 59 %. Жаль, что есть и серьезный минус – самолет невозможно масштабировать, чтобы получить полноразмерный лайнер, т. к. не допускается нарушать соотношение ширины и длины.

Предположительное использование


Самолет изначально планировался, как бизнес-джет, рассчитанный на 6 человек. Отличительная особенность судна – высота внутри салона (188 см, в обычных самолетах такого класса – 145-150 см), позволяющая человеку средней комплекции стоять во весь рост. В опытных образцах иллюминаторы имеются только в двери и у пилотов, однако в финальном варианте самолета они будут и в салоне.

В серийном самолете иллюминаторы сделают по центру фюзеляжа. Фото: YouTube.com


Также не исключена возможность применения Celera 500L, как воздушного такси, беспилотника или грузового судна (для транспортировки контейнеров класса D). Возможно использование в военных целях. Если кто-то скажет, что габариты самолета маловаты, то в будущем планируется аппарат Celera 1000L, который станет на 20 % объемнее первенца.

Так будет выглядеть салон. Фото: YouTube.com


Как утверждает автор проекта Уильям Отто, его самолет смогут зафрахтовать не только состоятельные бизнесмены, но и рядовые граждане: стоимость билета будет примерно такой же, как на пассажирских авиарейсах. В планах компании Otto Aviation – получение сертификата от FAA в следующем, 2023 году. В 2025-м уже предполагается старт массового производства джетов и поставки их покупателям.
А вы что думаете о Celera 500L
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....