Самолет-пуля Celera 500L с автомобильным расходом топлива
Инновационные разработки в авиационной сфере всегда носили закрытый характер. И дело не только в возможном наличии военной составляющей той или иной технологии. Успехи в создании нового двигателя, фюзеляжа, любого элемента самолета дает серьезные преимущества перед конкурентами. Поэтому новейшие разработки держат в секрете, что и делала малоизвестная компания из США Otto Aviation Group. Новое воздушное судно проектировали в глубокой тайне. И если испытания засекретить не удалось, то официальной информации об их результатах нет и сегодня. Речь идет о Celera 500L – машине, которая сможет сделать чуть ли не революцию в самолетостроении.
Постепенно выяснилось, что вышеназванная компания – собственность Уильяма Отто, хорошо известному в своих кругах физику и сотруднику (в прошлом) фирмы, занимающейся производством самолетов – Rockwell International. Otto Aviation Group начала свою деятельность в конце 2000-х годов и сразу же занялась разработкой самолета, созданного на основе нетрадиционных технологий. На некоторую их часть в 2014-м фирма получила патент, благодаря которому стало хоть что-то известно об изобретении.
Но документ «нашелся» только в 2017-м, когда «НЛО» был замечен на калифорнийском аэродроме и летательным аппаратом заинтересовались. Тогда же появились первые снимки самолета, в 2019-м – новые фото. Было замечено: судно с характерным внешним видом делает пробежки по взлетно-посадочной полосе. Это дало повод предположить: летные испытания не за горами. Некоторые данные появились и в реестре Федерального управления гражданской авиации. Попытки обратиться за информацией о летательном аппарате успеха не имели – Otto Aviation Group тогда хранила молчание. Что же удалось узнать?
Если прочитать патент, станет ясно: главная задача проекта заключается в достижении эффективного расходования горючего. Этот параметр должен быть значительно лучше аналогичных показателей любых других современных летательных аппаратов. Чтобы такого добиться, существует несколько способов, но главный из них – оптимизация аэродинамики. Она позволит уменьшить сопротивление воздуху, а значит, отпадет потребность в большой мощности двигателя.
По форме эллипсовидный самолет напоминает яйцо или пулю, имеющую сужающуюся хвостовую часть. Остекление кабины пилотов полностью интегрировано в обводы фюзеляжа и не выступает за его линии. Внутри него – шасси на трех стойках. Для двигателя место нашлось в хвосте. Что само по себе тоже необычно: привычнее видеть толкающий винт на гидросамолетах. Еще на поздних фото Celera 500L видны воздухозаборники, отсутствовавшие на первых снимках.
Крыло кажется чрезмерно узким, имеет законцовки, торчащие почти вертикально (раньше их тоже не было). Предусмотрена механизация. Имеется ввиду выдвигающиеся закрылки, образующие щели: т. е. все сделано для максимально полного управления воздушным потоком. При этом механизация может быть использована для создания большой подъемной силы, а на высоте крыло делается плоским, с наименьшим сопротивлением воздушному потоку.
Из привычных деталей можно увидеть разве что хвост, и то, снабженный подфюзеляжным гребнем. Рулей нет, вместо них – цельноповоротные плоскости (оперение горизонтальное).
Впервые самолет взмыл в небо в конце 2019 года, к сентябрю следующего был совершен уже тридцать один полет.
Наконец-то публика услышала официальное заявление, что испытания успешно пройдены. Авторы проекта считают (и не без серьезных оснований): «эта машина является лучшим, что случилось в авиации за полвека».
Вот и подошли к самому главному, а именно – расходу топлива. Он не просто восхищает, а изумляет: абсолютно понятно, что основная задача, поставленная перед конструкторами, выполнена. На «сотню» километров Celera 500L тратит, как автомобиль Honda Odissey – от 9 до 13 литров. Приплюсуйте еще недорогой поршневой движок Red A03. Если сравнивать с наиболее популярным бизнес-джетом этого класса Cessna Citation CJ3+, то расходы на эксплуатацию будут меньше почти в 7 (!) раз: 328 и 2100 долларов за час полета соответственно. Не зря так самолет «секретили».
Она размещена сзади внутри фюзеляжа и передает энергию пятилопастному винту. В патенте описан самолет с двумя двигателями, но, видимо, конструкторы переиграли ситуацию и решили ограничиться одним. Это дизель Raikhlin RED A03, развивающий 550 «лошадей».
Другие характеристики (в скобках данные Cessna Citation CJ3+):
Есть и еще одна удивительная характеристика: показатель планирования. У Celera 500L он выражается соотношением 22:1. Говоря простым языком, этот самолет способен с высоты в 10 тыс. м парить в воздухе с выключенным двигателем, пролетая при этом не менее 200 км. Кстати, это хоть какая-то гарантия безопасности, если откажет мотор.
Достижения стали возможными из-за уникальной «пулеобразной» формы летательного аппарата с маленькими узкими крыльями и загнутыми вверх их окончаниями. В итоге у джета сопротивляемость воздушному потоку меньше, чем у остальных судов в среднем на 59 %. Жаль, что есть и серьезный минус – самолет невозможно масштабировать, чтобы получить полноразмерный лайнер, т. к. не допускается нарушать соотношение ширины и длины.
Самолет изначально планировался, как бизнес-джет, рассчитанный на 6 человек. Отличительная особенность судна – высота внутри салона (188 см, в обычных самолетах такого класса – 145-150 см), позволяющая человеку средней комплекции стоять во весь рост. В опытных образцах иллюминаторы имеются только в двери и у пилотов, однако в финальном варианте самолета они будут и в салоне.
Также не исключена возможность применения Celera 500L, как воздушного такси, беспилотника или грузового судна (для транспортировки контейнеров класса D). Возможно использование в военных целях. Если кто-то скажет, что габариты самолета маловаты, то в будущем планируется аппарат Celera 1000L, который станет на 20 % объемнее первенца.
Как утверждает автор проекта Уильям Отто, его самолет смогут зафрахтовать не только состоятельные бизнесмены, но и рядовые граждане: стоимость билета будет примерно такой же, как на пассажирских авиарейсах. В планах компании Otto Aviation – получение сертификата от FAA в следующем, 2023 году. В 2025-м уже предполагается старт массового производства джетов и поставки их покупателям.
Как создавали
Постепенно выяснилось, что вышеназванная компания – собственность Уильяма Отто, хорошо известному в своих кругах физику и сотруднику (в прошлом) фирмы, занимающейся производством самолетов – Rockwell International. Otto Aviation Group начала свою деятельность в конце 2000-х годов и сразу же занялась разработкой самолета, созданного на основе нетрадиционных технологий. На некоторую их часть в 2014-м фирма получила патент, благодаря которому стало хоть что-то известно об изобретении.
Но документ «нашелся» только в 2017-м, когда «НЛО» был замечен на калифорнийском аэродроме и летательным аппаратом заинтересовались. Тогда же появились первые снимки самолета, в 2019-м – новые фото. Было замечено: судно с характерным внешним видом делает пробежки по взлетно-посадочной полосе. Это дало повод предположить: летные испытания не за горами. Некоторые данные появились и в реестре Федерального управления гражданской авиации. Попытки обратиться за информацией о летательном аппарате успеха не имели – Otto Aviation Group тогда хранила молчание. Что же удалось узнать?
Конструкция
Если прочитать патент, станет ясно: главная задача проекта заключается в достижении эффективного расходования горючего. Этот параметр должен быть значительно лучше аналогичных показателей любых других современных летательных аппаратов. Чтобы такого добиться, существует несколько способов, но главный из них – оптимизация аэродинамики. Она позволит уменьшить сопротивление воздуху, а значит, отпадет потребность в большой мощности двигателя.
Рассматривая чертежи в патенте, можно уверенно сказать, что при постройке фюзеляжа широко использовались композиты, облегчающие общий вес судна. Для этой же цели использовали минимальный набор продольных и поперечных усилительных элементов (ребер жесткости).
По форме эллипсовидный самолет напоминает яйцо или пулю, имеющую сужающуюся хвостовую часть. Остекление кабины пилотов полностью интегрировано в обводы фюзеляжа и не выступает за его линии. Внутри него – шасси на трех стойках. Для двигателя место нашлось в хвосте. Что само по себе тоже необычно: привычнее видеть толкающий винт на гидросамолетах. Еще на поздних фото Celera 500L видны воздухозаборники, отсутствовавшие на первых снимках.
Крыло кажется чрезмерно узким, имеет законцовки, торчащие почти вертикально (раньше их тоже не было). Предусмотрена механизация. Имеется ввиду выдвигающиеся закрылки, образующие щели: т. е. все сделано для максимально полного управления воздушным потоком. При этом механизация может быть использована для создания большой подъемной силы, а на высоте крыло делается плоским, с наименьшим сопротивлением воздушному потоку.
Присутствие на последних фото воздузозаборников может свидетельствовать о применении т. н. эффекта Мередита. Воздушный поток проникает сквозь радиаторы мотора, и, прогреваясь, формирует дополнительную тягу, компенсирующую фронтальное сопротивление.
Из привычных деталей можно увидеть разве что хвост, и то, снабженный подфюзеляжным гребнем. Рулей нет, вместо них – цельноповоротные плоскости (оперение горизонтальное).
Испытания
Впервые самолет взмыл в небо в конце 2019 года, к сентябрю следующего был совершен уже тридцать один полет.
Наконец-то публика услышала официальное заявление, что испытания успешно пройдены. Авторы проекта считают (и не без серьезных оснований): «эта машина является лучшим, что случилось в авиации за полвека».
Технические параметры
Вот и подошли к самому главному, а именно – расходу топлива. Он не просто восхищает, а изумляет: абсолютно понятно, что основная задача, поставленная перед конструкторами, выполнена. На «сотню» километров Celera 500L тратит, как автомобиль Honda Odissey – от 9 до 13 литров. Приплюсуйте еще недорогой поршневой движок Red A03. Если сравнивать с наиболее популярным бизнес-джетом этого класса Cessna Citation CJ3+, то расходы на эксплуатацию будут меньше почти в 7 (!) раз: 328 и 2100 долларов за час полета соответственно. Не зря так самолет «секретили».
Силовая установка
Она размещена сзади внутри фюзеляжа и передает энергию пятилопастному винту. В патенте описан самолет с двумя двигателями, но, видимо, конструкторы переиграли ситуацию и решили ограничиться одним. Это дизель Raikhlin RED A03, развивающий 550 «лошадей».
Другие характеристики (в скобках данные Cessna Citation CJ3+):
- крейсерская скорость – 740 км/ч (770 км/ч)
- расход топлива – 1 галлон (3,78 л) на 70 км (568 кг/ч)
- потолок – 19600 м (13700 м)
- дальность – 8300 км (3778 км)
- для взлета самолету потребуется полоса длиной 900 м (969 м)
Есть и еще одна удивительная характеристика: показатель планирования. У Celera 500L он выражается соотношением 22:1. Говоря простым языком, этот самолет способен с высоты в 10 тыс. м парить в воздухе с выключенным двигателем, пролетая при этом не менее 200 км. Кстати, это хоть какая-то гарантия безопасности, если откажет мотор.
Достижения стали возможными из-за уникальной «пулеобразной» формы летательного аппарата с маленькими узкими крыльями и загнутыми вверх их окончаниями. В итоге у джета сопротивляемость воздушному потоку меньше, чем у остальных судов в среднем на 59 %. Жаль, что есть и серьезный минус – самолет невозможно масштабировать, чтобы получить полноразмерный лайнер, т. к. не допускается нарушать соотношение ширины и длины.
Предположительное использование
Самолет изначально планировался, как бизнес-джет, рассчитанный на 6 человек. Отличительная особенность судна – высота внутри салона (188 см, в обычных самолетах такого класса – 145-150 см), позволяющая человеку средней комплекции стоять во весь рост. В опытных образцах иллюминаторы имеются только в двери и у пилотов, однако в финальном варианте самолета они будут и в салоне.
Также не исключена возможность применения Celera 500L, как воздушного такси, беспилотника или грузового судна (для транспортировки контейнеров класса D). Возможно использование в военных целях. Если кто-то скажет, что габариты самолета маловаты, то в будущем планируется аппарат Celera 1000L, который станет на 20 % объемнее первенца.
Как утверждает автор проекта Уильям Отто, его самолет смогут зафрахтовать не только состоятельные бизнесмены, но и рядовые граждане: стоимость билета будет примерно такой же, как на пассажирских авиарейсах. В планах компании Otto Aviation – получение сертификата от FAA в следующем, 2023 году. В 2025-м уже предполагается старт массового производства джетов и поставки их покупателям.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...