Как создавали
Постепенно выяснилось, что вышеназванная компания – собственность Уильяма Отто, хорошо известному в своих кругах физику и сотруднику (в прошлом) фирмы, занимающейся производством самолетов – Rockwell International. Otto Aviation Group начала свою деятельность в конце 2000-х годов и сразу же занялась разработкой самолета, созданного на основе нетрадиционных технологий. На некоторую их часть в 2014-м фирма получила патент, благодаря которому стало хоть что-то известно об изобретении.
Но документ «нашелся» только в 2017-м, когда «НЛО» был замечен на калифорнийском аэродроме и летательным аппаратом заинтересовались. Тогда же появились первые снимки самолета, в 2019-м – новые фото. Было замечено: судно с характерным внешним видом делает пробежки по взлетно-посадочной полосе. Это дало повод предположить: летные испытания не за горами. Некоторые данные появились и в реестре Федерального управления гражданской авиации. Попытки обратиться за информацией о летательном аппарате успеха не имели – Otto Aviation Group тогда хранила молчание. Что же удалось узнать?
Конструкция
Если прочитать патент, станет ясно: главная задача проекта заключается в достижении эффективного расходования горючего. Этот параметр должен быть значительно лучше аналогичных показателей любых других современных летательных аппаратов. Чтобы такого добиться, существует несколько способов, но главный из них – оптимизация аэродинамики. Она позволит уменьшить сопротивление воздуху, а значит, отпадет потребность в большой мощности двигателя.
Рассматривая чертежи в патенте, можно уверенно сказать, что при постройке фюзеляжа широко использовались композиты, облегчающие общий вес судна. Для этой же цели использовали минимальный набор продольных и поперечных усилительных элементов (ребер жесткости).
По форме эллипсовидный самолет напоминает яйцо или пулю, имеющую сужающуюся хвостовую часть. Остекление кабины пилотов полностью интегрировано в обводы фюзеляжа и не выступает за его линии. Внутри него – шасси на трех стойках. Для двигателя место нашлось в хвосте. Что само по себе тоже необычно: привычнее видеть толкающий винт на гидросамолетах. Еще на поздних фото Celera 500L видны воздухозаборники, отсутствовавшие на первых снимках.
Крыло кажется чрезмерно узким, имеет законцовки, торчащие почти вертикально (раньше их тоже не было). Предусмотрена механизация. Имеется ввиду выдвигающиеся закрылки, образующие щели: т. е. все сделано для максимально полного управления воздушным потоком. При этом механизация может быть использована для создания большой подъемной силы, а на высоте крыло делается плоским, с наименьшим сопротивлением воздушному потоку.
Присутствие на последних фото воздузозаборников может свидетельствовать о применении т. н. эффекта Мередита. Воздушный поток проникает сквозь радиаторы мотора, и, прогреваясь, формирует дополнительную тягу, компенсирующую фронтальное сопротивление.
Из привычных деталей можно увидеть разве что хвост, и то, снабженный подфюзеляжным гребнем. Рулей нет, вместо них – цельноповоротные плоскости (оперение горизонтальное).
Испытания
Впервые самолет взмыл в небо в конце 2019 года, к сентябрю следующего был совершен уже тридцать один полет.
Наконец-то публика услышала официальное заявление, что испытания успешно пройдены. Авторы проекта считают (и не без серьезных оснований): «эта машина является лучшим, что случилось в авиации за полвека».
Технические параметры
Вот и подошли к самому главному, а именно – расходу топлива. Он не просто восхищает, а изумляет: абсолютно понятно, что основная задача, поставленная перед конструкторами, выполнена. На «сотню» километров Celera 500L тратит, как автомобиль Honda Odissey – от 9 до 13 литров. Приплюсуйте еще недорогой поршневой движок Red A03. Если сравнивать с наиболее популярным бизнес-джетом этого класса Cessna Citation CJ3+, то расходы на эксплуатацию будут меньше почти в 7 (!) раз: 328 и 2100 долларов за час полета соответственно. Не зря так самолет «секретили».
Силовая установка
Она размещена сзади внутри фюзеляжа и передает энергию пятилопастному винту. В патенте описан самолет с двумя двигателями, но, видимо, конструкторы переиграли ситуацию и решили ограничиться одним. Это дизель Raikhlin RED A03, развивающий 550 «лошадей».
Другие характеристики (в скобках данные Cessna Citation CJ3+):
- крейсерская скорость – 740 км/ч (770 км/ч)
- расход топлива – 1 галлон (3,78 л) на 70 км (568 кг/ч)
- потолок – 19600 м (13700 м)
- дальность – 8300 км (3778 км)
- для взлета самолету потребуется полоса длиной 900 м (969 м)
Есть и еще одна удивительная характеристика: показатель планирования. У Celera 500L он выражается соотношением 22:1. Говоря простым языком, этот самолет способен с высоты в 10 тыс. м парить в воздухе с выключенным двигателем, пролетая при этом не менее 200 км. Кстати, это хоть какая-то гарантия безопасности, если откажет мотор.
Достижения стали возможными из-за уникальной «пулеобразной» формы летательного аппарата с маленькими узкими крыльями и загнутыми вверх их окончаниями. В итоге у джета сопротивляемость воздушному потоку меньше, чем у остальных судов в среднем на 59 %. Жаль, что есть и серьезный минус – самолет невозможно масштабировать, чтобы получить полноразмерный лайнер, т. к. не допускается нарушать соотношение ширины и длины.
Предположительное использование
Самолет изначально планировался, как бизнес-джет, рассчитанный на 6 человек. Отличительная особенность судна – высота внутри салона (188 см, в обычных самолетах такого класса – 145-150 см), позволяющая человеку средней комплекции стоять во весь рост. В опытных образцах иллюминаторы имеются только в двери и у пилотов, однако в финальном варианте самолета они будут и в салоне.
Также не исключена возможность применения Celera 500L, как воздушного такси, беспилотника или грузового судна (для транспортировки контейнеров класса D). Возможно использование в военных целях. Если кто-то скажет, что габариты самолета маловаты, то в будущем планируется аппарат Celera 1000L, который станет на 20 % объемнее первенца.
Как утверждает автор проекта Уильям Отто, его самолет смогут зафрахтовать не только состоятельные бизнесмены, но и рядовые граждане: стоимость билета будет примерно такой же, как на пассажирских авиарейсах. В планах компании Otto Aviation – получение сертификата от FAA в следующем, 2023 году. В 2025-м уже предполагается старт массового производства джетов и поставки их покупателям.