Лучшие болиды Формулы-1 в истории
В 2014 году болельщики Формулы-1 со стажем загрустили – превосходство команды Mercedes-Benz над соперниками было тотальным! А ведь раньше такого не было, гонки были интересней, да и солнце светило ярче.
Сегодня вашему вниманию предлагается краткий обзор болидов, выигрывающих гонки «в одну калитку», т. е. не оставляющих своим соперникам шансов на победу. На жаргоне "формулистов" такие автомобили называются «самовозы». Но для начала определимся с терминологией. За доминирование будем принимать только такие случаи, когда команде удавалось одержать победы как минимум в половине стартов по ходу сезона.
В первых двух сезонах чемпионата мира в классе Формула-1, алые болиды из Милана с мощными компрессорными восьмерками под капотом, развивающими мощность до 425 лошадей не имели конкурентов. В 1950 году, команда «три Фа» (Фанхио, Фарина и Фаджиоли) на этих Альфах, победила вообще во всех официальных гран-при! Разумеется, за исключением гонки в Индианаполисе, но пилоты Alfa Romeo там и не стартовали.
В 1951 году результат оказался скромнее, но тем не менее четыре раза из восьми возможных побеждали Alfa Romeo! Но по окончании сезона 1951 года миланский производитель решил покинуть Формулу-1, в результате чего в 1952 году в «королеве автоспорта» появилась очередная «непреодолимая сила».
Любопытно что это был единственный автомобиль Формулы-2, которому удалось взять чемпионский титул в «королеве автоспорта»! Да – два сезона в чемпионате мира Формулы-1 использовали технику классом ниже, и оба этих раза в чемпионате побеждали Ferrari.
На фоне Alfa Romeo «Alfetta», автомобиль от Ferrari выглядел скромно – 170 лошадок под капотом. И тем не менее за два года он одержал 14 побед из 15 возможных!
В 1954 году в Формуле-1 дебютировала команда Daimler-Benz. Немецкий болид не был самым мощным – моторы Maserati выдавали больше лошадей, так же он не был лучшим с точки зрения управляемости. Но сочетание хорошего двигателя, шасси и «маэстро» Хуана-Мануэля Фанхио за рулем, не оставляли соперникам вообще никаких шансов на победу. Итог: четыре победы Фанхио, из пяти возможных. На самом деле могло было быть и больше, но новые Mercedes-Benz дебютировали лишь на третьем этапе чемпионата мира. Поэтому в 1955 году результат получился еще более впечатляющим, Фанхио и Мосс одержали пять побед, на шести этапах!
Из-за трагедии в Ле Мане 1955 года, Daimler-Benz объявили, что останавливают гоночную программу. Таким образом пилоты на Mercedes победили в двух чемпионатах мира, и оба раза это удалось сделать Хуану Мануэлю Фанхио.
В чемпионате 1963 года, Джим Кларк победил семь раз на десяти этапах, и еще дважды был на подиуме. Разумеется, что даже «летучий шотландец» не смог бы добиться столь впечатляющих результатов без достойного автомобиля. Им стал Lotus 25, с кузовом типа монокок – первый одноместный болид, применивший эту революционную концепцию шасси! По сравнению с привычными конструкциями использующих пространственные трубчатые рамы, монокок не только давал двукратный выигрыш в массе. Он также позволил значительно увеличить жесткость кузова на кручение, и снизить лобовое сопротивление.
Проходит под звание «лучший самовоз семидесятых» буквально на грани! «Всего» восемь побед, в шестнадцати попытках. Но если бы не традиционно низкая надежность болидов из Этеля, то в 1978 году Марио Андретти и Ронни Петерсон могли бы побеждать гораздо чаще! Пилотам Lotus удалось завоевать одиннадцать поул позиций, что говорит о высокой чистой скорости этого автомобиля.
Наверное, только в Швеции, где Берни Экклстоун решился выставить «вентиляторы» - Brabham BT46C, у гонщиков Колина Чепмена не было шансов на победу, ведь болид конструкции Гордона Марри обладал феноменальной прижимной силой. Впоследствии Ники Лауда вспоминал, что гран-при Швеции стал для него самой лёгкой победой в карьере.
Но речь идет не о «fun car», а о Lotus. Ещё в 1977 году на автомобилях Колина Чепмена появился «граунд-эффект». Эта инновация позволила болидам из Этеля доминировать в 1978 году, и стать одним из первых олицетворений «самовозности».
Команда Рона Денниса совершила очередную революцию в Формуле-1, представив первый композитный монокок. Главный конструктор McLaren, Джон Барнард, решил использовать карбон, вместо привычных клепаных алюминиевых панелей. Так же слагаемыми успеха стали следующие факторы:
В результате команда McLaren победила в 12 гонках из 16.
Несмотря на то, что чемпионом мира 1986 года стал француз Ален Прост, выступавший в команде McLaren, болиды Фрэнка Вильямса были сильнейшими на трассах во второй половине восьмидесятых. Причем везде, от Сильверстоуна до Монако, бороться с Нельсоном Пике и Найджелом Мэнселлом было сложно!
Тотальное невезение и тяжелая травма босса команды, позволили Алену Просту, в 1986 году, увести титул из-под носа «парней Фрэнка». Но в сезоне 1987 года с обновленным Williams не мог соперничать даже профессор Прост. За эти два сезона гонщики Williams победили 18 раз, из 32-х возможных.
В 1988 году пилоты «красно-белых» одержали пятнадцать побед в шестнадцати гонках – рекорд чемпионата мира FIA Formula-1! Лишь в Монце пилоты McLaren упустили победу, да и ту из-за внутреннего спортивного саботажа.
Сезон 1988 запомнился как начало острого соперничества «Профессора» и «Волшебника», но в Италии они подарили миру настоящий стратегический триллер! Со старта в лидеры вырвался Айртон Сенна, в то время как у преследовавшего его Алена Проста сразу начались проблемы с двигателем Honda – японский агрегат вдруг начал жрать топливо сверх меры! Шанса сражаться за победу с таким расходом у Проста не было, и тогда француз решил перехитрить соперника.
Включив движок на полную мощность – погибать так с музыкой, Прост начал методично давить на Сенну. Естественно, что Айртон завелся, и поддался на провокацию. Именно этого Ален и добивался! После обмена быстрыми кругами француз благополучно сошел, а вот Сенна внезапно выяснил, что ему не хватит топлива до конца гонки!
Бразилец перевел двигатель в экономичный режим, стараясь доползти до финиша, но его тут же начал настигать Герхард Бергер, из команды Ferrari. Пытаясь победить любой ценой, Сенна сильно рисковал при обгоне круговых, за что и поплатился, не поделив трассу с Жаном-Луи Шлессером. В итоге сход обеих машин McLaren и победа Ferrari – единственная в том году. Если бы не этот двойной сход, McLaren MP4/4 Honda добился бы 100% результативности.
Благодаря активной подвеске колес, а также мощному мотору Renault, Найджел Мэнселл, самый невезучий топ-пилот после Стирлинга Мосса, все-таки победил в чемпионате мира!
Это был первый случай доминирования в Формуле-1, который мы с вами наблюдали воочию, ведь в 1992 году в России начались прямые трансляции с этапов Чемпионата мира!
Найджел Мэнселл победил девять раз на шестнадцати этапах, и еще один раз это удалось его напарнику – Риккардо Патрезе. Итогом сезона стали десять побед Williams. Но доминирование Williams на этом не закончилось – в следующем сезоне пилоты Фрэнка, а теперь это были Ален Прост и Дэймон Хилл, победили еще в десяти Гран-при!
Девять побед из шестнадцати – именно таким получилось возвращение команды Рона Денниса и Mercedes-Benz на вершину формульного Олимпа! Философия дизайна Эдриана Ньюи, и мощный двигатель с «бериллиевыми» поршнями, принесли Мике Хаккинену победу в чемпионате мира. На следующий год финскому гонщику удалось повторить свое достижение.
В начале «нулевых» итальянская конюшня не имела конкурентов в формуле-1. Правда убедительно доминировать у «красных» почему-то получалось только по четным годам, но и этого хватило для того, чтобы переписать историю автогонок!
В 2002 году Scuderia Ferrari одержала 16 побед, тем самым итальянцам удалось превзойти «вечный рекорд» McLaren Honda 1988 года. Правда была пара отличий.
В 2004 году Ferrari не удалось повторить свой рекорд 2002 года, но тем не менее Шумахер и Баррикелло победили пятнадцать раз, из восемнадцати возможных!
Как вы только что убедились, доминирование одной команды случалось в Формуле-1 и раньше. Правда прежде превосходство не было столь длительным по времени, как в случае с Mercedes-Benz. Ведь немцы не знали себе равных с 2014 по 2020 годы, одержав за это время 106 побед на 138 этапах.
Сегодня вашему вниманию предлагается краткий обзор болидов, выигрывающих гонки «в одну калитку», т. е. не оставляющих своим соперникам шансов на победу. На жаргоне "формулистов" такие автомобили называются «самовозы». Но для начала определимся с терминологией. За доминирование будем принимать только такие случаи, когда команде удавалось одержать победы как минимум в половине стартов по ходу сезона.
Alfa Romeo 158/159 «Alfetta»
В первых двух сезонах чемпионата мира в классе Формула-1, алые болиды из Милана с мощными компрессорными восьмерками под капотом, развивающими мощность до 425 лошадей не имели конкурентов. В 1950 году, команда «три Фа» (Фанхио, Фарина и Фаджиоли) на этих Альфах, победила вообще во всех официальных гран-при! Разумеется, за исключением гонки в Индианаполисе, но пилоты Alfa Romeo там и не стартовали.
В 1951 году результат оказался скромнее, но тем не менее четыре раза из восьми возможных побеждали Alfa Romeo! Но по окончании сезона 1951 года миланский производитель решил покинуть Формулу-1, в результате чего в 1952 году в «королеве автоспорта» появилась очередная «непреодолимая сила».
Ferrari 500 F2
Любопытно что это был единственный автомобиль Формулы-2, которому удалось взять чемпионский титул в «королеве автоспорта»! Да – два сезона в чемпионате мира Формулы-1 использовали технику классом ниже, и оба этих раза в чемпионате побеждали Ferrari.
На фоне Alfa Romeo «Alfetta», автомобиль от Ferrari выглядел скромно – 170 лошадок под капотом. И тем не менее за два года он одержал 14 побед из 15 возможных!
Mercedes-Benz W196
В 1954 году в Формуле-1 дебютировала команда Daimler-Benz. Немецкий болид не был самым мощным – моторы Maserati выдавали больше лошадей, так же он не был лучшим с точки зрения управляемости. Но сочетание хорошего двигателя, шасси и «маэстро» Хуана-Мануэля Фанхио за рулем, не оставляли соперникам вообще никаких шансов на победу. Итог: четыре победы Фанхио, из пяти возможных. На самом деле могло было быть и больше, но новые Mercedes-Benz дебютировали лишь на третьем этапе чемпионата мира. Поэтому в 1955 году результат получился еще более впечатляющим, Фанхио и Мосс одержали пять побед, на шести этапах!
Из-за трагедии в Ле Мане 1955 года, Daimler-Benz объявили, что останавливают гоночную программу. Таким образом пилоты на Mercedes победили в двух чемпионатах мира, и оба раза это удалось сделать Хуану Мануэлю Фанхио.
Lotus 25
В чемпионате 1963 года, Джим Кларк победил семь раз на десяти этапах, и еще дважды был на подиуме. Разумеется, что даже «летучий шотландец» не смог бы добиться столь впечатляющих результатов без достойного автомобиля. Им стал Lotus 25, с кузовом типа монокок – первый одноместный болид, применивший эту революционную концепцию шасси! По сравнению с привычными конструкциями использующих пространственные трубчатые рамы, монокок не только давал двукратный выигрыш в массе. Он также позволил значительно увеличить жесткость кузова на кручение, и снизить лобовое сопротивление.
Lotus 79
Проходит под звание «лучший самовоз семидесятых» буквально на грани! «Всего» восемь побед, в шестнадцати попытках. Но если бы не традиционно низкая надежность болидов из Этеля, то в 1978 году Марио Андретти и Ронни Петерсон могли бы побеждать гораздо чаще! Пилотам Lotus удалось завоевать одиннадцать поул позиций, что говорит о высокой чистой скорости этого автомобиля.
Наверное, только в Швеции, где Берни Экклстоун решился выставить «вентиляторы» - Brabham BT46C, у гонщиков Колина Чепмена не было шансов на победу, ведь болид конструкции Гордона Марри обладал феноменальной прижимной силой. Впоследствии Ники Лауда вспоминал, что гран-при Швеции стал для него самой лёгкой победой в карьере.
Но речь идет не о «fun car», а о Lotus. Ещё в 1977 году на автомобилях Колина Чепмена появился «граунд-эффект». Эта инновация позволила болидам из Этеля доминировать в 1978 году, и стать одним из первых олицетворений «самовозности».
McLaren MP4/2 TAG
Команда Рона Денниса совершила очередную революцию в Формуле-1, представив первый композитный монокок. Главный конструктор McLaren, Джон Барнард, решил использовать карбон, вместо привычных клепаных алюминиевых панелей. Так же слагаемыми успеха стали следующие факторы:
- ? Мощный и экономичный турбодвигатель TAG-Porsche
- ? Шины Michelin
- ? Гонщики. За рулём красно-белых болидов сидели Ники Лауда и Ален Прост.
В результате команда McLaren победила в 12 гонках из 16.
Williams FW11 и FW11B Honda
Несмотря на то, что чемпионом мира 1986 года стал француз Ален Прост, выступавший в команде McLaren, болиды Фрэнка Вильямса были сильнейшими на трассах во второй половине восьмидесятых. Причем везде, от Сильверстоуна до Монако, бороться с Нельсоном Пике и Найджелом Мэнселлом было сложно!
Тотальное невезение и тяжелая травма босса команды, позволили Алену Просту, в 1986 году, увести титул из-под носа «парней Фрэнка». Но в сезоне 1987 года с обновленным Williams не мог соперничать даже профессор Прост. За эти два сезона гонщики Williams победили 18 раз, из 32-х возможных.
McLaren MP4/4 Honda
В 1988 году пилоты «красно-белых» одержали пятнадцать побед в шестнадцати гонках – рекорд чемпионата мира FIA Formula-1! Лишь в Монце пилоты McLaren упустили победу, да и ту из-за внутреннего спортивного саботажа.
Сезон 1988 запомнился как начало острого соперничества «Профессора» и «Волшебника», но в Италии они подарили миру настоящий стратегический триллер! Со старта в лидеры вырвался Айртон Сенна, в то время как у преследовавшего его Алена Проста сразу начались проблемы с двигателем Honda – японский агрегат вдруг начал жрать топливо сверх меры! Шанса сражаться за победу с таким расходом у Проста не было, и тогда француз решил перехитрить соперника.
Включив движок на полную мощность – погибать так с музыкой, Прост начал методично давить на Сенну. Естественно, что Айртон завелся, и поддался на провокацию. Именно этого Ален и добивался! После обмена быстрыми кругами француз благополучно сошел, а вот Сенна внезапно выяснил, что ему не хватит топлива до конца гонки!
Бразилец перевел двигатель в экономичный режим, стараясь доползти до финиша, но его тут же начал настигать Герхард Бергер, из команды Ferrari. Пытаясь победить любой ценой, Сенна сильно рисковал при обгоне круговых, за что и поплатился, не поделив трассу с Жаном-Луи Шлессером. В итоге сход обеих машин McLaren и победа Ferrari – единственная в том году. Если бы не этот двойной сход, McLaren MP4/4 Honda добился бы 100% результативности.
Williams FW14B
Благодаря активной подвеске колес, а также мощному мотору Renault, Найджел Мэнселл, самый невезучий топ-пилот после Стирлинга Мосса, все-таки победил в чемпионате мира!
Это был первый случай доминирования в Формуле-1, который мы с вами наблюдали воочию, ведь в 1992 году в России начались прямые трансляции с этапов Чемпионата мира!
Найджел Мэнселл победил девять раз на шестнадцати этапах, и еще один раз это удалось его напарнику – Риккардо Патрезе. Итогом сезона стали десять побед Williams. Но доминирование Williams на этом не закончилось – в следующем сезоне пилоты Фрэнка, а теперь это были Ален Прост и Дэймон Хилл, победили еще в десяти Гран-при!
McLaren MP 4/13 Mercedes
Девять побед из шестнадцати – именно таким получилось возвращение команды Рона Денниса и Mercedes-Benz на вершину формульного Олимпа! Философия дизайна Эдриана Ньюи, и мощный двигатель с «бериллиевыми» поршнями, принесли Мике Хаккинену победу в чемпионате мира. На следующий год финскому гонщику удалось повторить свое достижение.
Ferrari F2002 и Ferrari F2004
В начале «нулевых» итальянская конюшня не имела конкурентов в формуле-1. Правда убедительно доминировать у «красных» почему-то получалось только по четным годам, но и этого хватило для того, чтобы переписать историю автогонок!
В 2002 году Scuderia Ferrari одержала 16 побед, тем самым итальянцам удалось превзойти «вечный рекорд» McLaren Honda 1988 года. Правда была пара отличий.
- ? Во-первых, в 2002 году в календаре было двадцать гонок, а не шестнадцать.
- ? Во-вторых, за McLaren побеждали Ален Прост и Айртон Сенна, а в Ferrari, по сути, побеждал только Михаэль Шумахер.
В 2004 году Ferrari не удалось повторить свой рекорд 2002 года, но тем не менее Шумахер и Баррикелло победили пятнадцать раз, из восемнадцати возможных!
Как вы только что убедились, доминирование одной команды случалось в Формуле-1 и раньше. Правда прежде превосходство не было столь длительным по времени, как в случае с Mercedes-Benz. Ведь немцы не знали себе равных с 2014 по 2020 годы, одержав за это время 106 побед на 138 этапах.
- Алексей Медведев
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...