.d-md-none .d-lg-block bibimot

«Лидер» – самый мощный в мире ледокол

«Лидер» – самый мощный в мире ледокол
Пятнадцатого января 2020 года согласно Постановлению Правительства РФ, госкорпорация «Росатом» стала заказчиком атомного ледокола проекта «Лидер» (по спецификации – ЛК-120Я). Разработчик ядерной установки – ОКБМ им. Африкантова, подготовительные научные работы осуществляет Крыловский ГНЦ. Застройщиком же является ФГУП «Атомфлот» , в ведении которого находится все ледоколы на ядерном топливе. Новый корабль заложили на верфи судостроительного комплекса «Звезда».


Финансирование строительства уже началось и будет продолжаться вплоть до сдачи судна в 2027 году. Новый ледокол обойдется в баснословную сумму – 127 млрд. 577 млн. руб. Например, строящиеся сегодня суда подобного типа проекта ЛК-60Я требуют вложений 50 млрд. руб.

Зачем нужен такой ледокол?


Скептики у проекта есть. По их мнению, многие современные танкеры и газовозы имеют арктический класс Arc7, благодаря которому при определенных условиях корабли могут самостоятельно пробивать себе дорогу во льдах. При необходимости им помогут уже существующие ледоколы. И примеры таких проходок Севморпути, в т. ч. в восточном направлении, имеются. Но подобные суда не могут ходить по высокоширотным маршрутам круглый год. А создание регулярной линии «Азия-Европа-Азия» подразумевает именно такой режим работы.

Газовоз у причала. Фото: YouTube.com


Поэтому если Россия хочет «застолбить» свое постоянное присутствие в Арктике, «круглогодичный» ледокол необходим. Он будет способен проводить по Северному морскому пути корабли шириной 35-40 м с дедвейтом (полезная нагрузка без веса самого судна) до 200 тыс. тонн. Предполагается, что основными «клиентами» «Лидера» будут танкеры и газовозы. В зависимости от погодных условий и ледовой обстановки, время прохождения всего Севморпути будет занимать от 15 до 20 суток.

Северный морской путь должен работать круглый год. Фото: YouTube.com


Чтобы сделать маршрут регулярным, согласно расчетам, понадобится не менее трех судов класса «Лидер», что будет реализовано к тридцатым годам (последнее планируют сдать в 2033-м). Для сравнения: протяженность традиционного южного пути из Европы через Суэцкий канал до, например, Японии, составляет 23 тыс. км., а через Северный морской путь – 14 тыс. км. На сегодня ледокольный флот Росси, учитывая ее огромные территории, не так уж и велик – всего лишь 8 ледоколов, из которых только 4 – атомные. Из оставшихся других два используются для прокладки трасс в устьях рек.

Важная особенность конструкции нового корабля заключается в возможности установки на нем артиллерийских и ракетных вооружений, чего не практиковалось в предыдущих проектах.


Преимущество «Лидера» заключается не только в его мощности и длине, автономности, но и ширине. Это целых 46 метров! Такие габариты означают, что ледокол сможет провести за собой не один корабль, а целый караван крупнотоннажных судов. Например, имеющаяся ныне в строю «Арктика» имеет ширину в 33 м. Но не стоит напрямую сравнивать габариты газовоза и ледокола. Образующаяся за ним свободная полоса воды гораздо шире. Но чем ледокол уже, тем меньше времени она остается чистой, т. к. замерзает, смыкается.

Прокладка пути во льдах – особое искусство. Фото: YouTube.com


Когда возникла необходимость проведения через льды газовоза «Кристоф де Маржери», ему помогло российское судно «Ямал». Однако ширина этого ледокола всего 30 м, а ведомого корабля –50 м. Тем не менее, рейс был успешно осуществлен.


Ледокол строят на Дальневосточном комплексе «Звезда», рядом с г. Большой Камень в 30 км от Владивостока. Выбор не случаен: это самая большая верфь в России, другие просто не подходят для строительства гиганта. Чем же так интересен «Лидер» в техническом плане?

Характеристики ледокола


Согласно техзаданию, корабль должен преодолевать льды толщиной до четырех метров. Чтобы добиться такой «силы», корпус судна изготавливается из плакированных (двухслойных) сортов стали. При этом средняя скорость постоянного хода задана в 12 узлов. Проводка крупнотоннажных кораблей подразумевает наличие широкого корпуса. Также заказчик предъявил требования по ресурсу судна, который должен составлять не менее 40 лет. Основные параметры:

  • ? длина, ширина – 209 и 47,7 м
  • ? водоизмещение – 69,7 тыс. тонн
  • ? осадка – 13 м
  • ? максимальная скорость – 22 узла
  • ? максимальная толщина проходимого льда – до 4-х м
  • ? численность экипажа – 130 человек


Силовая установка – пара атомных реакторов, развивающих мощность 120 МВт (срок замены топлива от 5 до 7 лет), плюс четыре турбины и 4 электрических двигателя. Продолжительность автономного плавания составляет не менее 240 суток. Как и все корабли подобного класса, «Лидер» имеет высокую надстройку, часть площади на носу полностью закрыта.

Продолжительность автономного плавания – 8 месяцев. Фото: YouTube.com


Сзади предусмотрена площадка для вертолеты и места под возможный монтаж вооружения либо научно-исследовательского оборудования. Корабль будет оснащен всем необходимым в плане комфортного быта, досуга. Помимо экипажа, ледокол может взять на борт научных сотрудников, иных пассажиров.

Корпус


Его стоит отметить особо: корабль имеет непривычную для ледоколов внутреннюю конструкцию. Она предусматривает установку абсолютно разных шпангоутов («ребра», делящие судно поперек на отсеки). Усложнение формы корпуса позволит повысить проходимость судна во льдах. При сжатии ими оно не раздавится, а будет просто вытеснено наверх

Какие работы выполняются в доке «Звезды»?


На верфи будет изготовлен устойчивый к давлению льдов корпус, на котором частично смонтируют надстройку, оборудование. Это два паротурбинных агрегата (всего их четыре) и атомный реактор. После схождения ледокола со стапелей установят вторую пару двигателей. Следующий этап будет заключаться в швартовых, а потом и ходовых испытаниях. Затем корабль пройдет Северным морским путем до своего порта приписки – Мурманска.

Судостроительный комплекс «Звезда» ввиду такого большого заказа достраивает необходимую инфраструктуру. На сегодня полностью готов и функционирует блок производств по обработке металлов, монтажу секций кораблей, введен в эксплуатацию покрасочный цех. Сейчас достраиваются помещения для изготовления элементов защиты корпуса ледокола и его реактора. Общая программа модернизации верфи рассчитана до 2024 года.

Судоверфь «Звезда» без заказов не останется. Фото: YouTube.com


Одновременно с улучшением инфраструктуры завода строительство кораблей продолжается. Нелишне напомнить: портфель заказов верфи сейчас включает 59 единиц водного транспорта. Из них 28 кораблей заказала «Роснефть». И это не только суда – «Звезда» делает морские платформы, а также технику, которая ранее не изготавливалась в РФ из-за отсутствия мощных гидротехнических комплексов.

Где еще строят ледоколы


Было бы ошибочно думать, что кроме РФ, суда, способные ходить в крайних широтах, нигде не делают. Одна из стран, имеющих выход в Арктику – Канада. Крупнейший ледокол – «Джон Дифенбакер» водоизмещением 23,5 тыс. т длиной 150 м. В движение корабль приводится 5-ю дизелями, толщина разбиваемого льда – до 2,5 м. В Англии имеется судно «Аттенборо» и корабль береговой охраны «Порлар Стар» в/и 14 тыс. т. У шведов и в Норвегии есть ледокольные буксиры – 3 шт. Последняя недавно обзавелась «Кронпринцем Хаконом», способным проделывать трассы при толщине препятствия не более метра.

Polar Star – «игрушка» по сравнению с российской «Арктикой». Фото: YouTube.com


Строят ледоколы в Китае, Австралии и Чили, а в ЮАР уже есть судно в/и 14 тыс. т. Что касается США, там до сих пор спорят о целесообразности строительства крупных судов подобного класса. Очевидно: по мощности и «способностям» эти корабли даже не приблизились к характеристикам российских арктических кораблей. К этому стоит добавить, что атомные ледоколы кроме России, не строит ни одна страна в мире.

Автор:

Использованы фотографии: https://youtube.com

А вы что думаете о ледоколе «Лидер»?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
«Маршал Рокоссовский» – самый большой паром в РоссииPrelude FNLG – самое длинное в мире судно