«Лидер» – самый мощный в мире ледокол
Пятнадцатого января 2020 года согласно Постановлению Правительства РФ, госкорпорация «Росатом» стала заказчиком атомного ледокола проекта «Лидер» (по спецификации – ЛК-120Я). Разработчик ядерной установки – ОКБМ им. Африкантова, подготовительные научные работы осуществляет Крыловский ГНЦ. Застройщиком же является ФГУП «Атомфлот» , в ведении которого находится все ледоколы на ядерном топливе. Новый корабль заложили на верфи судостроительного комплекса «Звезда».
Финансирование строительства уже началось и будет продолжаться вплоть до сдачи судна в 2027 году. Новый ледокол обойдется в баснословную сумму – 127 млрд. 577 млн. руб. Например, строящиеся сегодня суда подобного типа проекта ЛК-60Я требуют вложений 50 млрд. руб.
Скептики у проекта есть. По их мнению, многие современные танкеры и газовозы имеют арктический класс Arc7, благодаря которому при определенных условиях корабли могут самостоятельно пробивать себе дорогу во льдах. При необходимости им помогут уже существующие ледоколы. И примеры таких проходок Севморпути, в т. ч. в восточном направлении, имеются. Но подобные суда не могут ходить по высокоширотным маршрутам круглый год. А создание регулярной линии «Азия-Европа-Азия» подразумевает именно такой режим работы.
Поэтому если Россия хочет «застолбить» свое постоянное присутствие в Арктике, «круглогодичный» ледокол необходим. Он будет способен проводить по Северному морскому пути корабли шириной 35-40 м с дедвейтом (полезная нагрузка без веса самого судна) до 200 тыс. тонн. Предполагается, что основными «клиентами» «Лидера» будут танкеры и газовозы. В зависимости от погодных условий и ледовой обстановки, время прохождения всего Севморпути будет занимать от 15 до 20 суток.
Чтобы сделать маршрут регулярным, согласно расчетам, понадобится не менее трех судов класса «Лидер», что будет реализовано к тридцатым годам (последнее планируют сдать в 2033-м). Для сравнения: протяженность традиционного южного пути из Европы через Суэцкий канал до, например, Японии, составляет 23 тыс. км., а через Северный морской путь – 14 тыс. км. На сегодня ледокольный флот Росси, учитывая ее огромные территории, не так уж и велик – всего лишь 8 ледоколов, из которых только 4 – атомные. Из оставшихся других два используются для прокладки трасс в устьях рек.
Преимущество «Лидера» заключается не только в его мощности и длине, автономности, но и ширине. Это целых 46 метров! Такие габариты означают, что ледокол сможет провести за собой не один корабль, а целый караван крупнотоннажных судов. Например, имеющаяся ныне в строю «Арктика» имеет ширину в 33 м. Но не стоит напрямую сравнивать габариты газовоза и ледокола. Образующаяся за ним свободная полоса воды гораздо шире. Но чем ледокол уже, тем меньше времени она остается чистой, т. к. замерзает, смыкается.
Ледокол строят на Дальневосточном комплексе «Звезда», рядом с г. Большой Камень в 30 км от Владивостока. Выбор не случаен: это самая большая верфь в России, другие просто не подходят для строительства гиганта. Чем же так интересен «Лидер» в техническом плане?
Согласно техзаданию, корабль должен преодолевать льды толщиной до четырех метров. Чтобы добиться такой «силы», корпус судна изготавливается из плакированных (двухслойных) сортов стали. При этом средняя скорость постоянного хода задана в 12 узлов. Проводка крупнотоннажных кораблей подразумевает наличие широкого корпуса. Также заказчик предъявил требования по ресурсу судна, который должен составлять не менее 40 лет. Основные параметры:
Силовая установка – пара атомных реакторов, развивающих мощность 120 МВт (срок замены топлива от 5 до 7 лет), плюс четыре турбины и 4 электрических двигателя. Продолжительность автономного плавания составляет не менее 240 суток. Как и все корабли подобного класса, «Лидер» имеет высокую надстройку, часть площади на носу полностью закрыта.
Сзади предусмотрена площадка для вертолеты и места под возможный монтаж вооружения либо научно-исследовательского оборудования. Корабль будет оснащен всем необходимым в плане комфортного быта, досуга. Помимо экипажа, ледокол может взять на борт научных сотрудников, иных пассажиров.
Его стоит отметить особо: корабль имеет непривычную для ледоколов внутреннюю конструкцию. Она предусматривает установку абсолютно разных шпангоутов («ребра», делящие судно поперек на отсеки). Усложнение формы корпуса позволит повысить проходимость судна во льдах. При сжатии ими оно не раздавится, а будет просто вытеснено наверх
На верфи будет изготовлен устойчивый к давлению льдов корпус, на котором частично смонтируют надстройку, оборудование. Это два паротурбинных агрегата (всего их четыре) и атомный реактор. После схождения ледокола со стапелей установят вторую пару двигателей. Следующий этап будет заключаться в швартовых, а потом и ходовых испытаниях. Затем корабль пройдет Северным морским путем до своего порта приписки – Мурманска.
Судостроительный комплекс «Звезда» ввиду такого большого заказа достраивает необходимую инфраструктуру. На сегодня полностью готов и функционирует блок производств по обработке металлов, монтажу секций кораблей, введен в эксплуатацию покрасочный цех. Сейчас достраиваются помещения для изготовления элементов защиты корпуса ледокола и его реактора. Общая программа модернизации верфи рассчитана до 2024 года.
Одновременно с улучшением инфраструктуры завода строительство кораблей продолжается. Нелишне напомнить: портфель заказов верфи сейчас включает 59 единиц водного транспорта. Из них 28 кораблей заказала «Роснефть». И это не только суда – «Звезда» делает морские платформы, а также технику, которая ранее не изготавливалась в РФ из-за отсутствия мощных гидротехнических комплексов.
Было бы ошибочно думать, что кроме РФ, суда, способные ходить в крайних широтах, нигде не делают. Одна из стран, имеющих выход в Арктику – Канада. Крупнейший ледокол – «Джон Дифенбакер» водоизмещением 23,5 тыс. т длиной 150 м. В движение корабль приводится 5-ю дизелями, толщина разбиваемого льда – до 2,5 м. В Англии имеется судно «Аттенборо» и корабль береговой охраны «Порлар Стар» в/и 14 тыс. т. У шведов и в Норвегии есть ледокольные буксиры – 3 шт. Последняя недавно обзавелась «Кронпринцем Хаконом», способным проделывать трассы при толщине препятствия не более метра.
Строят ледоколы в Китае, Австралии и Чили, а в ЮАР уже есть судно в/и 14 тыс. т. Что касается США, там до сих пор спорят о целесообразности строительства крупных судов подобного класса. Очевидно: по мощности и «способностям» эти корабли даже не приблизились к характеристикам российских арктических кораблей. К этому стоит добавить, что атомные ледоколы кроме России, не строит ни одна страна в мире.
Финансирование строительства уже началось и будет продолжаться вплоть до сдачи судна в 2027 году. Новый ледокол обойдется в баснословную сумму – 127 млрд. 577 млн. руб. Например, строящиеся сегодня суда подобного типа проекта ЛК-60Я требуют вложений 50 млрд. руб.
Зачем нужен такой ледокол?
Скептики у проекта есть. По их мнению, многие современные танкеры и газовозы имеют арктический класс Arc7, благодаря которому при определенных условиях корабли могут самостоятельно пробивать себе дорогу во льдах. При необходимости им помогут уже существующие ледоколы. И примеры таких проходок Севморпути, в т. ч. в восточном направлении, имеются. Но подобные суда не могут ходить по высокоширотным маршрутам круглый год. А создание регулярной линии «Азия-Европа-Азия» подразумевает именно такой режим работы.
Поэтому если Россия хочет «застолбить» свое постоянное присутствие в Арктике, «круглогодичный» ледокол необходим. Он будет способен проводить по Северному морскому пути корабли шириной 35-40 м с дедвейтом (полезная нагрузка без веса самого судна) до 200 тыс. тонн. Предполагается, что основными «клиентами» «Лидера» будут танкеры и газовозы. В зависимости от погодных условий и ледовой обстановки, время прохождения всего Севморпути будет занимать от 15 до 20 суток.
Чтобы сделать маршрут регулярным, согласно расчетам, понадобится не менее трех судов класса «Лидер», что будет реализовано к тридцатым годам (последнее планируют сдать в 2033-м). Для сравнения: протяженность традиционного южного пути из Европы через Суэцкий канал до, например, Японии, составляет 23 тыс. км., а через Северный морской путь – 14 тыс. км. На сегодня ледокольный флот Росси, учитывая ее огромные территории, не так уж и велик – всего лишь 8 ледоколов, из которых только 4 – атомные. Из оставшихся других два используются для прокладки трасс в устьях рек.
Важная особенность конструкции нового корабля заключается в возможности установки на нем артиллерийских и ракетных вооружений, чего не практиковалось в предыдущих проектах.
Преимущество «Лидера» заключается не только в его мощности и длине, автономности, но и ширине. Это целых 46 метров! Такие габариты означают, что ледокол сможет провести за собой не один корабль, а целый караван крупнотоннажных судов. Например, имеющаяся ныне в строю «Арктика» имеет ширину в 33 м. Но не стоит напрямую сравнивать габариты газовоза и ледокола. Образующаяся за ним свободная полоса воды гораздо шире. Но чем ледокол уже, тем меньше времени она остается чистой, т. к. замерзает, смыкается.
Когда возникла необходимость проведения через льды газовоза «Кристоф де Маржери», ему помогло российское судно «Ямал». Однако ширина этого ледокола всего 30 м, а ведомого корабля –50 м. Тем не менее, рейс был успешно осуществлен.
Ледокол строят на Дальневосточном комплексе «Звезда», рядом с г. Большой Камень в 30 км от Владивостока. Выбор не случаен: это самая большая верфь в России, другие просто не подходят для строительства гиганта. Чем же так интересен «Лидер» в техническом плане?
Характеристики ледокола
Согласно техзаданию, корабль должен преодолевать льды толщиной до четырех метров. Чтобы добиться такой «силы», корпус судна изготавливается из плакированных (двухслойных) сортов стали. При этом средняя скорость постоянного хода задана в 12 узлов. Проводка крупнотоннажных кораблей подразумевает наличие широкого корпуса. Также заказчик предъявил требования по ресурсу судна, который должен составлять не менее 40 лет. Основные параметры:
- ? длина, ширина – 209 и 47,7 м
- ? водоизмещение – 69,7 тыс. тонн
- ? осадка – 13 м
- ? максимальная скорость – 22 узла
- ? максимальная толщина проходимого льда – до 4-х м
- ? численность экипажа – 130 человек
Силовая установка – пара атомных реакторов, развивающих мощность 120 МВт (срок замены топлива от 5 до 7 лет), плюс четыре турбины и 4 электрических двигателя. Продолжительность автономного плавания составляет не менее 240 суток. Как и все корабли подобного класса, «Лидер» имеет высокую надстройку, часть площади на носу полностью закрыта.
Сзади предусмотрена площадка для вертолеты и места под возможный монтаж вооружения либо научно-исследовательского оборудования. Корабль будет оснащен всем необходимым в плане комфортного быта, досуга. Помимо экипажа, ледокол может взять на борт научных сотрудников, иных пассажиров.
Корпус
Его стоит отметить особо: корабль имеет непривычную для ледоколов внутреннюю конструкцию. Она предусматривает установку абсолютно разных шпангоутов («ребра», делящие судно поперек на отсеки). Усложнение формы корпуса позволит повысить проходимость судна во льдах. При сжатии ими оно не раздавится, а будет просто вытеснено наверх
Какие работы выполняются в доке «Звезды»?
На верфи будет изготовлен устойчивый к давлению льдов корпус, на котором частично смонтируют надстройку, оборудование. Это два паротурбинных агрегата (всего их четыре) и атомный реактор. После схождения ледокола со стапелей установят вторую пару двигателей. Следующий этап будет заключаться в швартовых, а потом и ходовых испытаниях. Затем корабль пройдет Северным морским путем до своего порта приписки – Мурманска.
Судостроительный комплекс «Звезда» ввиду такого большого заказа достраивает необходимую инфраструктуру. На сегодня полностью готов и функционирует блок производств по обработке металлов, монтажу секций кораблей, введен в эксплуатацию покрасочный цех. Сейчас достраиваются помещения для изготовления элементов защиты корпуса ледокола и его реактора. Общая программа модернизации верфи рассчитана до 2024 года.
Одновременно с улучшением инфраструктуры завода строительство кораблей продолжается. Нелишне напомнить: портфель заказов верфи сейчас включает 59 единиц водного транспорта. Из них 28 кораблей заказала «Роснефть». И это не только суда – «Звезда» делает морские платформы, а также технику, которая ранее не изготавливалась в РФ из-за отсутствия мощных гидротехнических комплексов.
Где еще строят ледоколы
Было бы ошибочно думать, что кроме РФ, суда, способные ходить в крайних широтах, нигде не делают. Одна из стран, имеющих выход в Арктику – Канада. Крупнейший ледокол – «Джон Дифенбакер» водоизмещением 23,5 тыс. т длиной 150 м. В движение корабль приводится 5-ю дизелями, толщина разбиваемого льда – до 2,5 м. В Англии имеется судно «Аттенборо» и корабль береговой охраны «Порлар Стар» в/и 14 тыс. т. У шведов и в Норвегии есть ледокольные буксиры – 3 шт. Последняя недавно обзавелась «Кронпринцем Хаконом», способным проделывать трассы при толщине препятствия не более метра.
Строят ледоколы в Китае, Австралии и Чили, а в ЮАР уже есть судно в/и 14 тыс. т. Что касается США, там до сих пор спорят о целесообразности строительства крупных судов подобного класса. Очевидно: по мощности и «способностям» эти корабли даже не приблизились к характеристикам российских арктических кораблей. К этому стоит добавить, что атомные ледоколы кроме России, не строит ни одна страна в мире.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...