.d-md-none .d-lg-block bibimot

МАЗ-200 – самый перспективный грузовик 50-х для народного хозяйства СССР

МАЗ-200 – самый перспективный грузовик 50-х для народного хозяйства СССР
Советские автомобильные конструкторы, безусловно, имели в своей среде великие таланты. Но, так уж вышло, что лучше всего они раскрывались благодаря симбиозу – когда бралась перспективная иностранная идея и дорабатывалась для наших условий эксплуатации. Именно этот принцип и был применен при создании сегодняшнего героя – грузового автомобиля МАЗ-200.


Разгар Великой Отечественной войны. И армия, и тыл сильно нуждаются в грузовике, обладающем высокой тяговой силой и способном решать задачи повышенного объема транспортировки грузов. Создание такого образца поручено предприятию, находящемуся в глубоком тылу – Ярославскому автомобильному заводу. Времена были очень сложные поэтому, несмотря на четкий приказ «свыше», прототип ОП-200 был изготовлен только ко времени, когда Советская армия вышла на рубежи нашей родины – в середине 1944 года.

МАЗ-200 – самый перспективный грузовик 50-х для народного хозяйства СССРТак выглядели экспортные образцы. Фото:youtube.com


Возможно, сроки были бы затянуты еще сильнее, и опытный образец появился бы уже после победы. Но на заводе побывал нарком Акопов, который рекомендовал максимально ускорить процесс. Конечно, советские автомобилестроители и не думали саботировать проект, просто военное время не позволяло работать в полную силу. К примеру, жестянщики, из-за нехватки материалов, не могли производить штамповку, а фрезеровщикам пришлось непосредственно на станках вырезать оси и оперение грузовика. Были и свои положительные моменты: документация лендлиза помогла конструкторам быстрее находить оптимальные решения и сэкономила их время.

ЯАЗ-200, превратившийся в МАЗ-200


Как это часто бывает в нашей жизни, пот, бессонные ночи и мозоли – достаются одним. А вот лавры и почет пожинают совсем другие. Также случилось и с этой моделью. Даже название, под которым она вошла в историю, отличалось от оригинального.

Во время испытаний динамические качества многотонного грузовика оказались на высоте. Также он показал отличную управляемость. Результатом стал госзаказ для ЯАЗ на ежегодное производство 25 тысяч грузовиков и 40 тысяч серийных двигателей и комплектующих к ним. Это решение совпало по времени с переносом из Ярославля на мощности Минского автомобильного завода 205-й модели.

Строгая приборная панель. Фото:youtube.com


Дальнейшие события показали, что послевоенные условия и мощности ярославского завода не позволят выполнять госзаказ в полной мере. 5 послевоенных лет позволили производить лишь 50-70 % от запланированного количества. В начале 50-х стало понятно, что ЯАЗ не сможет вообще выйти на предполагаемые уровни производства. Поэтому в 1951 году выпуск новой модели был поручен минским коллегам.

Так все лавры ярославских разработок достались белорусским специалистам, а сам автомобиль был переименован в МАЗ-200. Пока производство не было полностью развернуто, в течение года, ЯМЗ также продолжал выпуск грузовиков 200-й модели.


Мощности белорусского завода позволяли надеяться, что народное хозяйство получит так необходимые для его восстановления большегрузные автомобили в полном объеме. Единственным заметным отличием минской версии этой модели стала радиаторная решетка: из горизонтальной она превратилась в вертикальную.

Передовая конструкция и… деревянная кабина


Как уже упоминалось ранее, создатели МАЗ-200 вдохновлялись конструкциями американских грузовиков того времени. К примеру, двигатель новой модели был почти точной копией американского GMC, а вот очертания кабины слишком уж напоминали MACK L предвоенного выпуска. Только вот материал для ее изготовления был выбран, действительно, по-русски.

Нехватка в послевоенной стране стальных листов для изготовления автомобильных кабин привела к необычному решению. Кабину сделали из плотных пород дерева, обив тонкими листами железа. Такой прием оказался очень ходовым. Его применили также при создании вагонов электропоездов Ср3 и некоторых других транспортных средств советского периода. Существовали и другие преимущества модели:

✅ колеса образца Mersedes L4500
✅ синхронизаторы передних передач
✅ тахометр
✅ насос-форсунки

Были в ней и «особенности». Одной из них можно считать очень холодную кабину. Водители тех времен, прошедшие войну, легко решали такую проблему. При эксплуатации в холодное время они просто пробивали деревянную обшивку в районе моторного отсека. Так тепло двигателя проникало внутрь и согревало того, кто управлял грузовиком.

Именно зимняя эксплуатация была самой проблемной для водителя. Фото:youtube.com


Применение передовых заокеанских технологий подняло качественные показатели МАЗ-200 на более высокий уровень, чем у некоторых его европейских коллег того времени. Поэтому не удивительно, что минские грузовики поступали и на экспорт в другие страны. Отличить такие экземпляры очень легко по кабине, окрашенной в голубой цвет. Для внутреннего рынка государства, еще не отошедшего от ужасов войны, производились грузовики защитного цвета. Интересно, что после переноса производства большегрузов из Ярославля в Минск, медведя на эмблеме сменил зубр. Именно последний и стал олицетворением линейки мощных белорусских машин.

Модификации популярной модели


Неизменно сопутствующие автомобилю успех и популярность привели его и на голубые экраны страны. Кроме съемок в «Деле Румянцева», легендарный грузовик засветился и в «Берегись автомобиля!». В фильме появляется изготовленный на его шасси автокран, помогающий выкрасть 21-ю «Волгу» из закрытого гаража. Эпизодическое появление МАЗ-200 случалось и в некоторых других кинолентах тех времен.

На шасси МАЗ-200 производилось много спецавтомобилей. Фото:youtube.com


А надежность и хорошие технические показатели подвигли конструкторов к созданию модификаций на одноименном шасси, используемых для специальных назначений. Практически параллельно был изготовлен вариант грузовика формулы 4х2 для нужд советской армии. Он получил тентованный кузов и откидные скамейки в нем для перевозки военнослужащих.

На следующий год появился более мощный, 135-сильный МАЗ-200В. Этот седельный тягач специально оборудовали более мощным двигателем ЯАЗ-204В (оригинал имел 110/120 л. с.), чтобы буксировать многотонные полуприцепы, также изготавливающиеся Минским заводом. Вообще на базе классического грузовика использовалось немыслимое разнообразие типов кузова:

✅ рефрижераторы
✅ молоковозы
✅ пожарное оборудование разных назначений
✅ автоцистерны
✅ подъемные краны
✅ оборудование для полива улиц

Со временем были созданы специальные автомобили-лесовозы МАЗ-501 и самосвалы МАЗ-205. Именно последняя модель стала самой популярной в этой серии. Ее тираж достиг почти 100 тысяч экземпляров, что значительно превысило количество всех других выпускаемых модификаций.

Окончание выпуска и подготовка новой модели


1962 год стал эпохальным для родоначальника модели, который к тому времени превратился в Ярославский моторный завод. Тогда на свет появился ЯМЗ-236, двигатель, модификации которого используются и шесть десятилетий спустя! Он был не только мощнее (165 л. с.), но и значительно экономичнее предшественника.

Грузовик в пожарной раскраске. Фото:youtube.com


Выпуск МАЗ-200 продолжался до самого последнего дня 1965 года. Общий тираж выпуска составил 230 тысяч экземпляров. После этого его заменил «пятисотый». Но история успешного грузовика на этом не завершилась. Еще целое десятилетие на многих предприятиях он был основным грузовым автомобилем. Местами он использовался и в 80-х. Удивительно, но даже в наше время такой грузовик используется как шасси для генератора аварийной службой компании «Ростелеком» в Нижнем Новгороде.

Автор:

Использованы фотографии: youtube.com

Какой МАЗ, по-вашему, лучше: «двухсотый» или «пятисотый»?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
ГАЗ-18 – первая и единственная малолитражка в истории заводаАвтомобили на службе в РККА в предвоенный период