МАЗ-200 – самый перспективный грузовик 50-х для народного хозяйства СССР
Советские автомобильные конструкторы, безусловно, имели в своей среде великие таланты. Но, так уж вышло, что лучше всего они раскрывались благодаря симбиозу – когда бралась перспективная иностранная идея и дорабатывалась для наших условий эксплуатации. Именно этот принцип и был применен при создании сегодняшнего героя – грузового автомобиля МАЗ-200.
Разгар Великой Отечественной войны. И армия, и тыл сильно нуждаются в грузовике, обладающем высокой тяговой силой и способном решать задачи повышенного объема транспортировки грузов. Создание такого образца поручено предприятию, находящемуся в глубоком тылу – Ярославскому автомобильному заводу. Времена были очень сложные поэтому, несмотря на четкий приказ «свыше», прототип ОП-200 был изготовлен только ко времени, когда Советская армия вышла на рубежи нашей родины – в середине 1944 года.
Возможно, сроки были бы затянуты еще сильнее, и опытный образец появился бы уже после победы. Но на заводе побывал нарком Акопов, который рекомендовал максимально ускорить процесс. Конечно, советские автомобилестроители и не думали саботировать проект, просто военное время не позволяло работать в полную силу. К примеру, жестянщики, из-за нехватки материалов, не могли производить штамповку, а фрезеровщикам пришлось непосредственно на станках вырезать оси и оперение грузовика. Были и свои положительные моменты: документация лендлиза помогла конструкторам быстрее находить оптимальные решения и сэкономила их время.
Как это часто бывает в нашей жизни, пот, бессонные ночи и мозоли – достаются одним. А вот лавры и почет пожинают совсем другие. Также случилось и с этой моделью. Даже название, под которым она вошла в историю, отличалось от оригинального.
Во время испытаний динамические качества многотонного грузовика оказались на высоте. Также он показал отличную управляемость. Результатом стал госзаказ для ЯАЗ на ежегодное производство 25 тысяч грузовиков и 40 тысяч серийных двигателей и комплектующих к ним. Это решение совпало по времени с переносом из Ярославля на мощности Минского автомобильного завода 205-й модели.
Дальнейшие события показали, что послевоенные условия и мощности ярославского завода не позволят выполнять госзаказ в полной мере. 5 послевоенных лет позволили производить лишь 50-70 % от запланированного количества. В начале 50-х стало понятно, что ЯАЗ не сможет вообще выйти на предполагаемые уровни производства. Поэтому в 1951 году выпуск новой модели был поручен минским коллегам.
Мощности белорусского завода позволяли надеяться, что народное хозяйство получит так необходимые для его восстановления большегрузные автомобили в полном объеме. Единственным заметным отличием минской версии этой модели стала радиаторная решетка: из горизонтальной она превратилась в вертикальную.
Как уже упоминалось ранее, создатели МАЗ-200 вдохновлялись конструкциями американских грузовиков того времени. К примеру, двигатель новой модели был почти точной копией американского GMC, а вот очертания кабины слишком уж напоминали MACK L предвоенного выпуска. Только вот материал для ее изготовления был выбран, действительно, по-русски.
Нехватка в послевоенной стране стальных листов для изготовления автомобильных кабин привела к необычному решению. Кабину сделали из плотных пород дерева, обив тонкими листами железа. Такой прием оказался очень ходовым. Его применили также при создании вагонов электропоездов Ср3 и некоторых других транспортных средств советского периода. Существовали и другие преимущества модели:
✅ колеса образца Mersedes L4500
✅ синхронизаторы передних передач
✅ тахометр
✅ насос-форсунки
Были в ней и «особенности». Одной из них можно считать очень холодную кабину. Водители тех времен, прошедшие войну, легко решали такую проблему. При эксплуатации в холодное время они просто пробивали деревянную обшивку в районе моторного отсека. Так тепло двигателя проникало внутрь и согревало того, кто управлял грузовиком.
Применение передовых заокеанских технологий подняло качественные показатели МАЗ-200 на более высокий уровень, чем у некоторых его европейских коллег того времени. Поэтому не удивительно, что минские грузовики поступали и на экспорт в другие страны. Отличить такие экземпляры очень легко по кабине, окрашенной в голубой цвет. Для внутреннего рынка государства, еще не отошедшего от ужасов войны, производились грузовики защитного цвета. Интересно, что после переноса производства большегрузов из Ярославля в Минск, медведя на эмблеме сменил зубр. Именно последний и стал олицетворением линейки мощных белорусских машин.
Неизменно сопутствующие автомобилю успех и популярность привели его и на голубые экраны страны. Кроме съемок в «Деле Румянцева», легендарный грузовик засветился и в «Берегись автомобиля!». В фильме появляется изготовленный на его шасси автокран, помогающий выкрасть 21-ю «Волгу» из закрытого гаража. Эпизодическое появление МАЗ-200 случалось и в некоторых других кинолентах тех времен.
А надежность и хорошие технические показатели подвигли конструкторов к созданию модификаций на одноименном шасси, используемых для специальных назначений. Практически параллельно был изготовлен вариант грузовика формулы 4х2 для нужд советской армии. Он получил тентованный кузов и откидные скамейки в нем для перевозки военнослужащих.
На следующий год появился более мощный, 135-сильный МАЗ-200В. Этот седельный тягач специально оборудовали более мощным двигателем ЯАЗ-204В (оригинал имел 110/120 л. с.), чтобы буксировать многотонные полуприцепы, также изготавливающиеся Минским заводом. Вообще на базе классического грузовика использовалось немыслимое разнообразие типов кузова:
✅ рефрижераторы
✅ молоковозы
✅ пожарное оборудование разных назначений
✅ автоцистерны
✅ подъемные краны
✅ оборудование для полива улиц
Со временем были созданы специальные автомобили-лесовозы МАЗ-501 и самосвалы МАЗ-205. Именно последняя модель стала самой популярной в этой серии. Ее тираж достиг почти 100 тысяч экземпляров, что значительно превысило количество всех других выпускаемых модификаций.
1962 год стал эпохальным для родоначальника модели, который к тому времени превратился в Ярославский моторный завод. Тогда на свет появился ЯМЗ-236, двигатель, модификации которого используются и шесть десятилетий спустя! Он был не только мощнее (165 л. с.), но и значительно экономичнее предшественника.
Выпуск МАЗ-200 продолжался до самого последнего дня 1965 года. Общий тираж выпуска составил 230 тысяч экземпляров. После этого его заменил «пятисотый». Но история успешного грузовика на этом не завершилась. Еще целое десятилетие на многих предприятиях он был основным грузовым автомобилем. Местами он использовался и в 80-х. Удивительно, но даже в наше время такой грузовик используется как шасси для генератора аварийной службой компании «Ростелеком» в Нижнем Новгороде.
Разгар Великой Отечественной войны. И армия, и тыл сильно нуждаются в грузовике, обладающем высокой тяговой силой и способном решать задачи повышенного объема транспортировки грузов. Создание такого образца поручено предприятию, находящемуся в глубоком тылу – Ярославскому автомобильному заводу. Времена были очень сложные поэтому, несмотря на четкий приказ «свыше», прототип ОП-200 был изготовлен только ко времени, когда Советская армия вышла на рубежи нашей родины – в середине 1944 года.
Так выглядели экспортные образцы. Фото:youtube.com
Возможно, сроки были бы затянуты еще сильнее, и опытный образец появился бы уже после победы. Но на заводе побывал нарком Акопов, который рекомендовал максимально ускорить процесс. Конечно, советские автомобилестроители и не думали саботировать проект, просто военное время не позволяло работать в полную силу. К примеру, жестянщики, из-за нехватки материалов, не могли производить штамповку, а фрезеровщикам пришлось непосредственно на станках вырезать оси и оперение грузовика. Были и свои положительные моменты: документация лендлиза помогла конструкторам быстрее находить оптимальные решения и сэкономила их время.
ЯАЗ-200, превратившийся в МАЗ-200
Как это часто бывает в нашей жизни, пот, бессонные ночи и мозоли – достаются одним. А вот лавры и почет пожинают совсем другие. Также случилось и с этой моделью. Даже название, под которым она вошла в историю, отличалось от оригинального.
Во время испытаний динамические качества многотонного грузовика оказались на высоте. Также он показал отличную управляемость. Результатом стал госзаказ для ЯАЗ на ежегодное производство 25 тысяч грузовиков и 40 тысяч серийных двигателей и комплектующих к ним. Это решение совпало по времени с переносом из Ярославля на мощности Минского автомобильного завода 205-й модели.
Строгая приборная панель. Фото:youtube.com
Дальнейшие события показали, что послевоенные условия и мощности ярославского завода не позволят выполнять госзаказ в полной мере. 5 послевоенных лет позволили производить лишь 50-70 % от запланированного количества. В начале 50-х стало понятно, что ЯАЗ не сможет вообще выйти на предполагаемые уровни производства. Поэтому в 1951 году выпуск новой модели был поручен минским коллегам.
Так все лавры ярославских разработок достались белорусским специалистам, а сам автомобиль был переименован в МАЗ-200. Пока производство не было полностью развернуто, в течение года, ЯМЗ также продолжал выпуск грузовиков 200-й модели.
Мощности белорусского завода позволяли надеяться, что народное хозяйство получит так необходимые для его восстановления большегрузные автомобили в полном объеме. Единственным заметным отличием минской версии этой модели стала радиаторная решетка: из горизонтальной она превратилась в вертикальную.
Передовая конструкция и… деревянная кабина
Как уже упоминалось ранее, создатели МАЗ-200 вдохновлялись конструкциями американских грузовиков того времени. К примеру, двигатель новой модели был почти точной копией американского GMC, а вот очертания кабины слишком уж напоминали MACK L предвоенного выпуска. Только вот материал для ее изготовления был выбран, действительно, по-русски.
Нехватка в послевоенной стране стальных листов для изготовления автомобильных кабин привела к необычному решению. Кабину сделали из плотных пород дерева, обив тонкими листами железа. Такой прием оказался очень ходовым. Его применили также при создании вагонов электропоездов Ср3 и некоторых других транспортных средств советского периода. Существовали и другие преимущества модели:
✅ колеса образца Mersedes L4500
✅ синхронизаторы передних передач
✅ тахометр
✅ насос-форсунки
Были в ней и «особенности». Одной из них можно считать очень холодную кабину. Водители тех времен, прошедшие войну, легко решали такую проблему. При эксплуатации в холодное время они просто пробивали деревянную обшивку в районе моторного отсека. Так тепло двигателя проникало внутрь и согревало того, кто управлял грузовиком.
Именно зимняя эксплуатация была самой проблемной для водителя. Фото:youtube.com
Применение передовых заокеанских технологий подняло качественные показатели МАЗ-200 на более высокий уровень, чем у некоторых его европейских коллег того времени. Поэтому не удивительно, что минские грузовики поступали и на экспорт в другие страны. Отличить такие экземпляры очень легко по кабине, окрашенной в голубой цвет. Для внутреннего рынка государства, еще не отошедшего от ужасов войны, производились грузовики защитного цвета. Интересно, что после переноса производства большегрузов из Ярославля в Минск, медведя на эмблеме сменил зубр. Именно последний и стал олицетворением линейки мощных белорусских машин.
Модификации популярной модели
Неизменно сопутствующие автомобилю успех и популярность привели его и на голубые экраны страны. Кроме съемок в «Деле Румянцева», легендарный грузовик засветился и в «Берегись автомобиля!». В фильме появляется изготовленный на его шасси автокран, помогающий выкрасть 21-ю «Волгу» из закрытого гаража. Эпизодическое появление МАЗ-200 случалось и в некоторых других кинолентах тех времен.
На шасси МАЗ-200 производилось много спецавтомобилей. Фото:youtube.com
А надежность и хорошие технические показатели подвигли конструкторов к созданию модификаций на одноименном шасси, используемых для специальных назначений. Практически параллельно был изготовлен вариант грузовика формулы 4х2 для нужд советской армии. Он получил тентованный кузов и откидные скамейки в нем для перевозки военнослужащих.
На следующий год появился более мощный, 135-сильный МАЗ-200В. Этот седельный тягач специально оборудовали более мощным двигателем ЯАЗ-204В (оригинал имел 110/120 л. с.), чтобы буксировать многотонные полуприцепы, также изготавливающиеся Минским заводом. Вообще на базе классического грузовика использовалось немыслимое разнообразие типов кузова:
✅ рефрижераторы
✅ молоковозы
✅ пожарное оборудование разных назначений
✅ автоцистерны
✅ подъемные краны
✅ оборудование для полива улиц
Со временем были созданы специальные автомобили-лесовозы МАЗ-501 и самосвалы МАЗ-205. Именно последняя модель стала самой популярной в этой серии. Ее тираж достиг почти 100 тысяч экземпляров, что значительно превысило количество всех других выпускаемых модификаций.
Окончание выпуска и подготовка новой модели
1962 год стал эпохальным для родоначальника модели, который к тому времени превратился в Ярославский моторный завод. Тогда на свет появился ЯМЗ-236, двигатель, модификации которого используются и шесть десятилетий спустя! Он был не только мощнее (165 л. с.), но и значительно экономичнее предшественника.
Грузовик в пожарной раскраске. Фото:youtube.com
Выпуск МАЗ-200 продолжался до самого последнего дня 1965 года. Общий тираж выпуска составил 230 тысяч экземпляров. После этого его заменил «пятисотый». Но история успешного грузовика на этом не завершилась. Еще целое десятилетие на многих предприятиях он был основным грузовым автомобилем. Местами он использовался и в 80-х. Удивительно, но даже в наше время такой грузовик используется как шасси для генератора аварийной службой компании «Ростелеком» в Нижнем Новгороде.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....