Замена  ШРУС на Гранте – когда менять и какому бренду отдать предпочтение?
52 262

Замена ШРУС на Гранте – когда менять и какому бренду отдать предпочтение?

Этот узел трансмиссии передает крутящий момент от двигателя к передним колесам, одновременно обеспечивая их поворот на необходимый угол. ШРУСы (или по-народному, «гранаты») устанавливают на передне- и полноприводные машины. За всю историю автомобилестроения придумано несколько разновидностей шарниров, но наиболее распространенным является трипоидный тип механизма. В него входит 3 подшипника, способных долгое время работать при высоких нагрузках.


Конструкция


На каждой переднеприводной машине имеется 4 ШРУса: пара наружных и столько же внутренних. Крутящий момент сначала передается от коробки на вал последнего, а затем от него на колесо. Внутренний шарнир имеет несложную конструкцию в виде корпуса («стакана»), в котором размещены игольчатые подшипники. В него вставляется полуось, другой конец которой идет в ступицу. Оба ШРУСа от попадания грязи и пыли, играющих роль абразива, защищены чехлами.

Как определить неисправность наружных шарниров


Самый главный признак – характерный хруст. Особенно явственно он проявляется при максимальной нагрузке – например, при выворачивании колеса до упора в какую-либо сторону на скорости. В этот момент вы можете почувствовать толчки в руль.

Чтобы окончательно убедиться в неисправности наружного ШРУСа, подыщите ровную площадку, чтобы по ней можно было проехаться на машине. Далее выверните руль в одну сторону и резко троньтесь с места – при открытых окнах вы услышите хруст (лучше пригласить помощника), свидетельствующий о необходимости замены механизма.

Порванный пыльник – приговор ШРУСу. Фото: YouTube.com


Второй вариант подразумевает проезд по плохой дороге с выворачиванием руля. Если он находится в крайнем правом положении и появляется посторонний звук, неисправен левый ШРУС, и наоборот: в противоположной ситуации – правый. Но бывают, хоть и редко, исключения, когда хрустит та же сторона, в которую вывернут руль. Поэтому лучший вариант – использовать помощника, чтобы он слушал справа, а вы слева. Впрочем, обычно ШРУСы меняются попарно и, если хрустит один, менять нужно и второй.

Определение неисправности внутреннего шарнира


Здесь способ диагностики несколько иной. Нужно проехаться по неровному, с ухабами проселку или «убитому» асфальту. Неисправный ШРУС обязательно будет стучать. Есть и второй метод. Его суть в том, что при наибольшем изгибе внутренний шарнир нагружается по максимуму. Для «моделирования» подобной ситуации посадите на заднее сиденье людей, уложите багаж и проедьтесь прямо. Хруст «подскажет» о выходе детали из строя.

Универсальный метод определения неисправности


Понадобится площадка – подойдет и гараж. Алгоритм действий:

  • ? вывесите любое переднее колесо
  • ? переведите рычаг коробки в «нейтраль» и затяните «ручник»
  • ? пустите мотор
  • ? выжмите сцепление, включите первую скорость и отпустите медленно педаль
  • ? постепенно жмите на тормоз, чтобы нагрузить ШРУС
  • ? прислушайтесь (попросите помощника) снаружи к звукам со стороны колес
  • ? если появляется стук с одной из сторон, неисправен соответствующий внутренний ШРУС
  • ? отпустите тормоз, выверните руль в одну из сторон и снова нажмите на педаль: добавление к стуку еще одного звука говорит о неисправности и наружного механизма
  • ? повторите процедуру, выворачивая «баранку» в другую сторону


Можно просто поставить автомобиль на смотровую яму, забраться под него и подергать за вал шарнира: большой люфт свидетельствует о необходимости замены узла.

Почему ШРУС выходит из строя?


Если не считать естественного износа, а при условии нормальной эксплуатации он происходит далеко за 100 тыс. км пробега, существует две основных причины. Первая – агрессивная езда. Высокая нагрузка при резких поворотах на скорости никак не способствует долгому сроку службы шарниров. Вторая причина заключается в эксплуатации авто на плохих дорогах. В результате таких поездок:

  • ✅ ШРУСы испытывают ударные нагрузки, особенно при попадании колеса в ямы и наезде на бугор в момент поворота
  • ✅ защитные резиновые чехлы (пыльники), находящиеся в непосредственной близости от дороги, рвутся и песок, грязь начинают играть роль абразива, быстро истирающему «внутренности» шарнира


Преждевременный износ нового шарнира при аккуратной езде по хорошим дорогам говорит только об одном – низком качестве узла.

Езда на «хрустящем» ШРУСе


На первоначальной стадии она допускается, но рекомендуется заняться заменой узла как можно скорее. В первую очередь осмотрите деталь: иногда достаточно заложить в нее смазку и поменять пыльник. Если дело серьезнее, последствия могут быть самыми печальными. И дело не только в лишних расходах: создается риск серьезной аварии, ДТП, угрожающих жизни и здоровью водителя, пассажиров. Последствия езды с неисправными шарнирами:

  • ? заклинивание на скорости может привести к потере контроля над управлением авто
  • ? разрушение наружной обоймы внешнего ШРУСа на ходу также приводит к непредсказуемым последствиям
  • ? поломка полуоси, вала приводит к обездвиживанию машины (необходимо вызывать эвакуатор или дальше ехать на буксире)


Поэтому не стоит ждать, когда разрушение шарнира приведет к самым неприятным последствиям. Лучше заменить деталь уже при первых признаках ее износа. Но тут возникает другая проблема: как выбрать узел? На рынке довольно широкий ассортимент ШРУСов. Стоит рассмотреть подробнее предложения производителей на примере самой популярной российской модели Lada Granta. Наибольшим спросом пользуется продукция от самого производителя – АвтоВАЗа. А что другие?

GKN


Деятельность компании начиналась в Великобритании, но сегодня головной офис в Германии. Сейчас филиалы разбросаны по всему миру, в основном находятся в Европе.

Замена  ШРУС на Гранте – когда менять и какому бренду отдать предпочтение?ШРУС GKN в комплекте. Средняя цена наружного шарнира 3185 руб. Фото: YouTube.com


Изделия не требуют балансировки и отличаются обилием смазки: т. е. при целом пыльнике добавлять ее не нужно в течение всего эксплуатационного срока. В комплекте, помимо шарнира:

  • ✅ стопорное кольцо
  • ✅ смазка
  • ✅ защитный чехол
  • ✅ прокладка
  • ✅ крепеж


Для производства пыльников использован неопрен и качественный пластик, хорошо выдерживающие высокую температуру. Средний ресурс при спокойной эксплуатации по хорошей дороге – от 80 тыс. км пробега.

Hola


Бренд принадлежит компании H&h Groep из Голландии. Все компоненты механизма сделаны из легированной стали. Обработка подшипников производится при высоких температурах, чтобы придать каналам, в которых перемещаются шарики, особую прочность. Сборка механизма идет по принципу селективности (по парам): это гарантирует надежность готового шарнира и его длительный ресурс.

Наружный шарнир от Hola в комплекте. Средняя цена наружного шарнира 2850 руб. Фото: ЯндексМаркет


Изделие имеет хорошие отзывы среди покупателей, относится к средней ценовой категории.

HOFER


Молодая немецкая компания, созданная в 2009 году. Среди предлагаемых товарных позиций – детали подвески, трансмиссии,стартеры, тормозные колодки и иные компоненты авто. Узлы и детали изготавливают для таких марок машин, как Nissan, Chevrolet, Renault, Daewoo, а также КАМАЗ, УАЗ, ВАЗ. Продукция сертифицирована (ISO 9001 2000).

Бюджетный ШРУС HOFER в фирменной упаковке. Средняя цена наружного шарнира 1740 руб. Фото: YouTube.com


В плане цена/качество, пожалуй, наиболее оптимальный выбор. Из минусов стоит отметить сравнительно высокую стоимость. Но по отзывам некоторых автовладельцев ШРУСы от этого производителя "выхаживают" не менее 100 тыс. км.

Trialli


Название бренда в переводе на русский образовано от словосочетания «Тройственный союз». Изначально, в 1995 году, в концерн входили только итальянские компании, но позже присоединились фирмы из других европейских стран: Бельгии, ФРГ, Чехии, РФ, Китая, Франции. Trialli занимается производством и поставками комплектующих к «народным» (т. е. бюджетным) автомобилям.

Недорогой шарнир от Trialli. Средняя цена наружного ШРУСа 1422 руб. Фото: ЯндексМаркет


Отзывы об изделиях бренда довольно противоречивы, хотя положительных больше, чем отрицательных. Зато комплект поставки оказался несколько «расширенным», по сравнению с другими брендами. В упаковке, кроме самого шарнира может быть:

  • ✅ пыльник
  • ✅ в отдельно пакетике – хомуты, метизы
  • ✅ ступичная гайка
  • ✅ тюбик со смазкой
  • ✅ перчатки (!)
  • ✅ руководство и гарантийный талон


В последнем пункте предусмотрено три варианта. Если установка осуществлялась самостоятельно, производитель гарантирует 50 тыс. км пробега, при монтаже в автосервисе – 75 тыс. км, а если в техцентре Trialli, то 100 тыс. км. Только непонятно, куда обращаться при возникновении проблем с деталью.

Существует множество иных компаний, выпускающих шарниры для Lada, в т. ч. Granta. Например, «Белмаг», БРТ, Kroner, Kraft. Когда-то (есть энтузиасты и сейчас) автолюбители ремонтировали ШРУСы. Однако сегодня это делать не имеет смысла: восстановленный узел долго не проходит, а его внезапная поломка чревата ДТП, в «лучшем» случае выходом из строя других, соседних деталей. Так что целесообразнее купить новую деталь. Менять лучше попарно: два наружных и (или) 2 внутренних.
А вы какой бренд выбираете при замене ШРУСа?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....