Замена ШРУС на Гранте – когда менять и какому бренду отдать предпочтение?
Этот узел трансмиссии передает крутящий момент от двигателя к передним колесам, одновременно обеспечивая их поворот на необходимый угол. ШРУСы (или по-народному, «гранаты») устанавливают на передне- и полноприводные машины. За всю историю автомобилестроения придумано несколько разновидностей шарниров, но наиболее распространенным является трипоидный тип механизма. В него входит 3 подшипника, способных долгое время работать при высоких нагрузках.
На каждой переднеприводной машине имеется 4 ШРУса: пара наружных и столько же внутренних. Крутящий момент сначала передается от коробки на вал последнего, а затем от него на колесо. Внутренний шарнир имеет несложную конструкцию в виде корпуса («стакана»), в котором размещены игольчатые подшипники. В него вставляется полуось, другой конец которой идет в ступицу. Оба ШРУСа от попадания грязи и пыли, играющих роль абразива, защищены чехлами.
Самый главный признак – характерный хруст. Особенно явственно он проявляется при максимальной нагрузке – например, при выворачивании колеса до упора в какую-либо сторону на скорости. В этот момент вы можете почувствовать толчки в руль.
Чтобы окончательно убедиться в неисправности наружного ШРУСа, подыщите ровную площадку, чтобы по ней можно было проехаться на машине. Далее выверните руль в одну сторону и резко троньтесь с места – при открытых окнах вы услышите хруст (лучше пригласить помощника), свидетельствующий о необходимости замены механизма.
Второй вариант подразумевает проезд по плохой дороге с выворачиванием руля. Если он находится в крайнем правом положении и появляется посторонний звук, неисправен левый ШРУС, и наоборот: в противоположной ситуации – правый. Но бывают, хоть и редко, исключения, когда хрустит та же сторона, в которую вывернут руль. Поэтому лучший вариант – использовать помощника, чтобы он слушал справа, а вы слева. Впрочем, обычно ШРУСы меняются попарно и, если хрустит один, менять нужно и второй.
Здесь способ диагностики несколько иной. Нужно проехаться по неровному, с ухабами проселку или «убитому» асфальту. Неисправный ШРУС обязательно будет стучать. Есть и второй метод. Его суть в том, что при наибольшем изгибе внутренний шарнир нагружается по максимуму. Для «моделирования» подобной ситуации посадите на заднее сиденье людей, уложите багаж и проедьтесь прямо. Хруст «подскажет» о выходе детали из строя.
Понадобится площадка – подойдет и гараж. Алгоритм действий:
Можно просто поставить автомобиль на смотровую яму, забраться под него и подергать за вал шарнира: большой люфт свидетельствует о необходимости замены узла.
Если не считать естественного износа, а при условии нормальной эксплуатации он происходит далеко за 100 тыс. км пробега, существует две основных причины. Первая – агрессивная езда. Высокая нагрузка при резких поворотах на скорости никак не способствует долгому сроку службы шарниров. Вторая причина заключается в эксплуатации авто на плохих дорогах. В результате таких поездок:
Преждевременный износ нового шарнира при аккуратной езде по хорошим дорогам говорит только об одном – низком качестве узла.
На первоначальной стадии она допускается, но рекомендуется заняться заменой узла как можно скорее. В первую очередь осмотрите деталь: иногда достаточно заложить в нее смазку и поменять пыльник. Если дело серьезнее, последствия могут быть самыми печальными. И дело не только в лишних расходах: создается риск серьезной аварии, ДТП, угрожающих жизни и здоровью водителя, пассажиров. Последствия езды с неисправными шарнирами:
Поэтому не стоит ждать, когда разрушение шарнира приведет к самым неприятным последствиям. Лучше заменить деталь уже при первых признаках ее износа. Но тут возникает другая проблема: как выбрать узел? На рынке довольно широкий ассортимент ШРУСов. Стоит рассмотреть подробнее предложения производителей на примере самой популярной российской модели Lada Granta. Наибольшим спросом пользуется продукция от самого производителя – АвтоВАЗа. А что другие?
Деятельность компании начиналась в Великобритании, но сегодня головной офис в Германии. Сейчас филиалы разбросаны по всему миру, в основном находятся в Европе.
Изделия не требуют балансировки и отличаются обилием смазки: т. е. при целом пыльнике добавлять ее не нужно в течение всего эксплуатационного срока. В комплекте, помимо шарнира:
Для производства пыльников использован неопрен и качественный пластик, хорошо выдерживающие высокую температуру. Средний ресурс при спокойной эксплуатации по хорошей дороге – от 80 тыс. км пробега.
Бренд принадлежит компании H&h Groep из Голландии. Все компоненты механизма сделаны из легированной стали. Обработка подшипников производится при высоких температурах, чтобы придать каналам, в которых перемещаются шарики, особую прочность. Сборка механизма идет по принципу селективности (по парам): это гарантирует надежность готового шарнира и его длительный ресурс.
Изделие имеет хорошие отзывы среди покупателей, относится к средней ценовой категории.
Молодая немецкая компания, созданная в 2009 году. Среди предлагаемых товарных позиций – детали подвески, трансмиссии,стартеры, тормозные колодки и иные компоненты авто. Узлы и детали изготавливают для таких марок машин, как Nissan, Chevrolet, Renault, Daewoo, а также КАМАЗ, УАЗ, ВАЗ. Продукция сертифицирована (ISO 9001 2000).
В плане цена/качество, пожалуй, наиболее оптимальный выбор. Из минусов стоит отметить сравнительно высокую стоимость. Но по отзывам некоторых автовладельцев ШРУСы от этого производителя "выхаживают" не менее 100 тыс. км.
Название бренда в переводе на русский образовано от словосочетания «Тройственный союз». Изначально, в 1995 году, в концерн входили только итальянские компании, но позже присоединились фирмы из других европейских стран: Бельгии, ФРГ, Чехии, РФ, Китая, Франции. Trialli занимается производством и поставками комплектующих к «народным» (т. е. бюджетным) автомобилям.
Отзывы об изделиях бренда довольно противоречивы, хотя положительных больше, чем отрицательных. Зато комплект поставки оказался несколько «расширенным», по сравнению с другими брендами. В упаковке, кроме самого шарнира может быть:
В последнем пункте предусмотрено три варианта. Если установка осуществлялась самостоятельно, производитель гарантирует 50 тыс. км пробега, при монтаже в автосервисе – 75 тыс. км, а если в техцентре Trialli, то 100 тыс. км. Только непонятно, куда обращаться при возникновении проблем с деталью.
Существует множество иных компаний, выпускающих шарниры для Lada, в т. ч. Granta. Например, «Белмаг», БРТ, Kroner, Kraft. Когда-то (есть энтузиасты и сейчас) автолюбители ремонтировали ШРУСы. Однако сегодня это делать не имеет смысла: восстановленный узел долго не проходит, а его внезапная поломка чревата ДТП, в «лучшем» случае выходом из строя других, соседних деталей. Так что целесообразнее купить новую деталь. Менять лучше попарно: два наружных и (или) 2 внутренних.
Конструкция
На каждой переднеприводной машине имеется 4 ШРУса: пара наружных и столько же внутренних. Крутящий момент сначала передается от коробки на вал последнего, а затем от него на колесо. Внутренний шарнир имеет несложную конструкцию в виде корпуса («стакана»), в котором размещены игольчатые подшипники. В него вставляется полуось, другой конец которой идет в ступицу. Оба ШРУСа от попадания грязи и пыли, играющих роль абразива, защищены чехлами.
Как определить неисправность наружных шарниров
Самый главный признак – характерный хруст. Особенно явственно он проявляется при максимальной нагрузке – например, при выворачивании колеса до упора в какую-либо сторону на скорости. В этот момент вы можете почувствовать толчки в руль.
Чтобы окончательно убедиться в неисправности наружного ШРУСа, подыщите ровную площадку, чтобы по ней можно было проехаться на машине. Далее выверните руль в одну сторону и резко троньтесь с места – при открытых окнах вы услышите хруст (лучше пригласить помощника), свидетельствующий о необходимости замены механизма.
Второй вариант подразумевает проезд по плохой дороге с выворачиванием руля. Если он находится в крайнем правом положении и появляется посторонний звук, неисправен левый ШРУС, и наоборот: в противоположной ситуации – правый. Но бывают, хоть и редко, исключения, когда хрустит та же сторона, в которую вывернут руль. Поэтому лучший вариант – использовать помощника, чтобы он слушал справа, а вы слева. Впрочем, обычно ШРУСы меняются попарно и, если хрустит один, менять нужно и второй.
Определение неисправности внутреннего шарнира
Здесь способ диагностики несколько иной. Нужно проехаться по неровному, с ухабами проселку или «убитому» асфальту. Неисправный ШРУС обязательно будет стучать. Есть и второй метод. Его суть в том, что при наибольшем изгибе внутренний шарнир нагружается по максимуму. Для «моделирования» подобной ситуации посадите на заднее сиденье людей, уложите багаж и проедьтесь прямо. Хруст «подскажет» о выходе детали из строя.
Универсальный метод определения неисправности
Понадобится площадка – подойдет и гараж. Алгоритм действий:
- ? вывесите любое переднее колесо
- ? переведите рычаг коробки в «нейтраль» и затяните «ручник»
- ? пустите мотор
- ? выжмите сцепление, включите первую скорость и отпустите медленно педаль
- ? постепенно жмите на тормоз, чтобы нагрузить ШРУС
- ? прислушайтесь (попросите помощника) снаружи к звукам со стороны колес
- ? если появляется стук с одной из сторон, неисправен соответствующий внутренний ШРУС
- ? отпустите тормоз, выверните руль в одну из сторон и снова нажмите на педаль: добавление к стуку еще одного звука говорит о неисправности и наружного механизма
- ? повторите процедуру, выворачивая «баранку» в другую сторону
Можно просто поставить автомобиль на смотровую яму, забраться под него и подергать за вал шарнира: большой люфт свидетельствует о необходимости замены узла.
Почему ШРУС выходит из строя?
Если не считать естественного износа, а при условии нормальной эксплуатации он происходит далеко за 100 тыс. км пробега, существует две основных причины. Первая – агрессивная езда. Высокая нагрузка при резких поворотах на скорости никак не способствует долгому сроку службы шарниров. Вторая причина заключается в эксплуатации авто на плохих дорогах. В результате таких поездок:
- ✅ ШРУСы испытывают ударные нагрузки, особенно при попадании колеса в ямы и наезде на бугор в момент поворота
- ✅ защитные резиновые чехлы (пыльники), находящиеся в непосредственной близости от дороги, рвутся и песок, грязь начинают играть роль абразива, быстро истирающему «внутренности» шарнира
Преждевременный износ нового шарнира при аккуратной езде по хорошим дорогам говорит только об одном – низком качестве узла.
Езда на «хрустящем» ШРУСе
На первоначальной стадии она допускается, но рекомендуется заняться заменой узла как можно скорее. В первую очередь осмотрите деталь: иногда достаточно заложить в нее смазку и поменять пыльник. Если дело серьезнее, последствия могут быть самыми печальными. И дело не только в лишних расходах: создается риск серьезной аварии, ДТП, угрожающих жизни и здоровью водителя, пассажиров. Последствия езды с неисправными шарнирами:
- ? заклинивание на скорости может привести к потере контроля над управлением авто
- ? разрушение наружной обоймы внешнего ШРУСа на ходу также приводит к непредсказуемым последствиям
- ? поломка полуоси, вала приводит к обездвиживанию машины (необходимо вызывать эвакуатор или дальше ехать на буксире)
Поэтому не стоит ждать, когда разрушение шарнира приведет к самым неприятным последствиям. Лучше заменить деталь уже при первых признаках ее износа. Но тут возникает другая проблема: как выбрать узел? На рынке довольно широкий ассортимент ШРУСов. Стоит рассмотреть подробнее предложения производителей на примере самой популярной российской модели Lada Granta. Наибольшим спросом пользуется продукция от самого производителя – АвтоВАЗа. А что другие?
GKN
Деятельность компании начиналась в Великобритании, но сегодня головной офис в Германии. Сейчас филиалы разбросаны по всему миру, в основном находятся в Европе.
ШРУС GKN в комплекте. Средняя цена наружного шарнира 3185 руб. Фото: YouTube.com
Изделия не требуют балансировки и отличаются обилием смазки: т. е. при целом пыльнике добавлять ее не нужно в течение всего эксплуатационного срока. В комплекте, помимо шарнира:
- ✅ стопорное кольцо
- ✅ смазка
- ✅ защитный чехол
- ✅ прокладка
- ✅ крепеж
Для производства пыльников использован неопрен и качественный пластик, хорошо выдерживающие высокую температуру. Средний ресурс при спокойной эксплуатации по хорошей дороге – от 80 тыс. км пробега.
Hola
Бренд принадлежит компании H&h Groep из Голландии. Все компоненты механизма сделаны из легированной стали. Обработка подшипников производится при высоких температурах, чтобы придать каналам, в которых перемещаются шарики, особую прочность. Сборка механизма идет по принципу селективности (по парам): это гарантирует надежность готового шарнира и его длительный ресурс.
Наружный шарнир от Hola в комплекте. Средняя цена наружного шарнира 2850 руб. Фото: ЯндексМаркет
Изделие имеет хорошие отзывы среди покупателей, относится к средней ценовой категории.
HOFER
Молодая немецкая компания, созданная в 2009 году. Среди предлагаемых товарных позиций – детали подвески, трансмиссии,стартеры, тормозные колодки и иные компоненты авто. Узлы и детали изготавливают для таких марок машин, как Nissan, Chevrolet, Renault, Daewoo, а также КАМАЗ, УАЗ, ВАЗ. Продукция сертифицирована (ISO 9001 2000).
Бюджетный ШРУС HOFER в фирменной упаковке. Средняя цена наружного шарнира 1740 руб. Фото: YouTube.com
В плане цена/качество, пожалуй, наиболее оптимальный выбор. Из минусов стоит отметить сравнительно высокую стоимость. Но по отзывам некоторых автовладельцев ШРУСы от этого производителя "выхаживают" не менее 100 тыс. км.
Trialli
Название бренда в переводе на русский образовано от словосочетания «Тройственный союз». Изначально, в 1995 году, в концерн входили только итальянские компании, но позже присоединились фирмы из других европейских стран: Бельгии, ФРГ, Чехии, РФ, Китая, Франции. Trialli занимается производством и поставками комплектующих к «народным» (т. е. бюджетным) автомобилям.
Отзывы об изделиях бренда довольно противоречивы, хотя положительных больше, чем отрицательных. Зато комплект поставки оказался несколько «расширенным», по сравнению с другими брендами. В упаковке, кроме самого шарнира может быть:
- ✅ пыльник
- ✅ в отдельно пакетике – хомуты, метизы
- ✅ ступичная гайка
- ✅ тюбик со смазкой
- ✅ перчатки (!)
- ✅ руководство и гарантийный талон
В последнем пункте предусмотрено три варианта. Если установка осуществлялась самостоятельно, производитель гарантирует 50 тыс. км пробега, при монтаже в автосервисе – 75 тыс. км, а если в техцентре Trialli, то 100 тыс. км. Только непонятно, куда обращаться при возникновении проблем с деталью.
Существует множество иных компаний, выпускающих шарниры для Lada, в т. ч. Granta. Например, «Белмаг», БРТ, Kroner, Kraft. Когда-то (есть энтузиасты и сейчас) автолюбители ремонтировали ШРУСы. Однако сегодня это делать не имеет смысла: восстановленный узел долго не проходит, а его внезапная поломка чревата ДТП, в «лучшем» случае выходом из строя других, соседних деталей. Так что целесообразнее купить новую деталь. Менять лучше попарно: два наружных и (или) 2 внутренних.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...