Какой электромотор выбрать для своего велосипеда?
5 631

Какой электромотор выбрать для своего велосипеда?

Зачем покупать электрический велосипед целиком, если можно даже старый советский «велик» за считанные минуты перевести на электротягу и сэкономить десятки, а то и сотни тысяч рублей? Если вы тоже задумались над этим вопросом, наверняка заинтересуетесь покупкой электродвигателя.


И вот здесь начинается самое интересное, так как чудо велосипедной техники важно правильно выбрать. Ассортимент большой, ошибиться легко, особенно если плохо разбираетесь в теме. Прямо сейчас рассмотрим виды электрических двигателей для велосипедов и поймем, какой нужен вам.

Какими бывают электромоторы?


В продаже есть как минимум три вида электрических двигателей для велосипеда – редукторный, подвесной и так называемый «прямой привод». Каждый из них имеет свои плюсы и особенности.

Редукторный


Из всех трех типов редукторный мотор самый распространенный, и это не просто так. Его основой, как можно догадаться из названия, является редуктор. Задача – увеличивать крутящий момент, при этом не создавая сопротивления при движении велосипеда накатом при отключенном моторе.

Какой электромотор выбрать для своего велосипеда?В основе редукторного мотора лежит планетарная передача. Фото: youtube.com


Использование редуктора позволяет выжать максимум скорости и тяги даже из компактного и не очень мощного двигателя. Именно поэтому такие моторы относительно легкие и небольшие, но и это не единственное их преимущество. Их популярность также обусловлена и другими плюсами:

  • ✅ хороший КПД на всем диапазоне доступных скоростей
  • ✅ простая разборка для обслуживания без демонтажа
  • ✅ высокая тяга как на старте, так и при движении в горку
  • ✅ бесшумность за счет применения нейлоновых шестерней


Из недостатков редукторных электромоторов стоит отметить низкую максимальную скорость – в стандартном исполнении без доработок очень редкий двигатель сможет «выжать» более 40 км/ч. Из-за использования пластиковых шестерней страдает надежность, и это еще один важный минус. Мощность редукторов тоже ограничена – без ряда модификаций сложно получить более 1000 Ватт.

Несмотря на все обвинения в ненадежности, ресурс шестеренок в редуктор-моторе составляет в среднем 7-9 тысяч километров пробега. Не каждый человек проезжает столько даже за пару лет, к тому же обслуживание не требует много времени и денег, выполнить его можно самостоятельно.

Прямой привод


Мотор-колесо (МК) визуально схоже с редукторным двигателем, но имеет более простое строение. В конструкции есть только ротор и статор, из-за чего он более надежный, нежели редуктор. С другой стороны, в таком колесе установлены датчики Холла, которые обычно и являются слабым звеном.

Такой двигатель однозначно нужен велосипедистам, нацеленным на максимальную мощность и скорость движения. Некоторые модели МК могут вовсе превратить обычный «велик» в скутер или даже электрический мотоцикл. Однако за большую скорость приходится платить рядом неудобств. Например, сложным стартом и заездом в горку, так как на низких оборотах КПД у МК весьма низок.

После установки мотор-колесо выглядит вот так. Фото: youtube.com


Вообще, недостатков у мотор-колес много. Кроме того, что их корпуса громоздкие и тяжелые, двигатель создает сопротивление движению – крутить педали с отключенным агрегатом или же ехать накатом уже не так комфортно, как с редукторным двигателем. Для нормальной работы МК нужен мощный аккумулятор, прочная рама и дорогой контроллер, а это дополнительные расходы.

Важно: при одинаковой паспортной мощности, мотор-колесо с прямым приводом на практике в 100% случаев будет менее мощным, чем редукторный электродвигатель. Разница примерно в два раза. Это значит, что 500 Ватт у мотора с редуктором будет эквивалентно около 1000 Ватт у колеса.

Конечно, кроме недостатков у МК есть и ряд преимуществ, из-за которых они еще используются:

  • ? высокая надежность и долгий срок эксплуатации
  • ? не нужно проводить техническое обслуживание
  • ? легко разогнаться до скорости более чем 40 км/ч
  • ? возможно «выжать» свыше 1000 Ватт мощности


Часто к преимуществам мотор-колес с прямым приводом относят возможность рекуперации – это подзарядка аккумулятора во время торможения, то есть использование двигателя как генератора. На самом деле в случае с электровелосипедами рекуперация имеет низкую эффективность вплоть до отсутствия смысла. Многие крупные производители МК отключают эту функцию по умолчанию.

Подвесной


Моторы такого плана узконаправленные и для переоборудования обычного велосипеда в электрический используются гораздо реже, чем остальные два. Такой вариант подойдет вам, если планируете передвигаться в основном по холмистой или гористой местности. Популярностью кареточные электромоторы пользуются среди любителей экстремальной езды на «двухподвесах», а вот для велопрогулок по лесам или быстрых поездок по городу лучше приобрести мотор-колесо.

Подвесной мотор органично вписывается в каретку велосипеда. Фото: youtube.com


Особенность подвесного двигателя в том, что он устанавливается в районе каретки, то есть там, где находятся педали. Крутящий момент передается на заднее колесо через цепь. Это позволяет гибко управлять скоростью и тягой, используя заводскую трансмиссию велосипеда. Если вам точно нужен такой функционал, кареточный мотор – лучший выбор. В остальных случаях он вряд ли необходим.

Достоинства:

  • ★ широкий диапазон передач – от большой тяги до высокой скорости
  • ★ полный контроль велосипедиста над работой электродвигателя
  • ★ лучшая развесовка, силовой агрегат стоит в центре масс велосипеда


К недостаткам относится высокая цена подвесных моторов, дорогой ремонт и меньший уровень надежности в сравнении с мотор-колесами. Ставить такой двигатель на дешевый велосипед – это не самая хорошая идея, так как для его работы необходима изначально надежная трансмиссия, которая будет быстро и четко отрабатывать переключения. Если ее нет, этот двигатель не подойдет.

Определите свои приоритеты


Нет идеального веломотора, который одинаково хорошо подойдет и «лихачам», и любителям без излишнего напряжения кататься по лесу, и тем, кто не видит жизни без заездов по бездорожью. Из-за этого первое, что вы должны сделать – определиться с тем, как будете использовать велосипед:

  • ✪ Ровная местность в городе. Неважно, это велосипедные прогулки или езда на работу через мегаполис – лучшим выбором будет редукторный мотор мощностью в районе 250 Вт. Этого хватит, чтобы уже с учетом нагрузки в виде велосипедиста разгонять «велик» до 35 км/ч. Именно с этой скоростью передвигаются более 90% владельцев велосипедов во всем мире.
  • ✪ Холмистая местность в городе. Чтобы комфортно забираться на подъемы, обратите свое внимание на редукторные и прямые мотор-колеса мощностью в диапазоне от 1000 до 1500 Вт. Если готовы сами крутить педали на старте, можете купить именно прямоприводный двигатель. В противном случае берите редуктор на 500 Вт – он резво стартует под горку.
  • ✪ Скоростные заезды. Здесь уже не обойтись без мотор-колеса прямого привода. Оно может разогнать велосипед вплоть до 90 км/ч. Однако для монтажа мощного и тяжелого мотора придется серьезно модернизировать раму – ставить дропауты, менять задние перья и даже устанавливать мотоциклетный маятник. Будьте готовы к дополнительным вложениям.


Не забывайте о том, что веломотор – это лишь половина успеха в переводе велосипеда на электрическую тягу. Не менее важно выбрать, купить и установить качественный контроллер и аккумулятор высокой емкости для большого запаса хода. Однако это уже темы для других статей.
Как вы думаете, какой мотор вам подходит?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....