
Какой электромотор выбрать для своего велосипеда?
Зачем покупать электрический велосипед целиком, если можно даже старый советский «велик» за считанные минуты перевести на электротягу и сэкономить десятки, а то и сотни тысяч рублей? Если вы тоже задумались над этим вопросом, наверняка заинтересуетесь покупкой электродвигателя.
И вот здесь начинается самое интересное, так как чудо велосипедной техники важно правильно выбрать. Ассортимент большой, ошибиться легко, особенно если плохо разбираетесь в теме. Прямо сейчас рассмотрим виды электрических двигателей для велосипедов и поймем, какой нужен вам.
В продаже есть как минимум три вида электрических двигателей для велосипеда – редукторный, подвесной и так называемый «прямой привод». Каждый из них имеет свои плюсы и особенности.
Из всех трех типов редукторный мотор самый распространенный, и это не просто так. Его основой, как можно догадаться из названия, является редуктор. Задача – увеличивать крутящий момент, при этом не создавая сопротивления при движении велосипеда накатом при отключенном моторе.
В основе редукторного мотора лежит планетарная передача. Фото: youtube.com
Использование редуктора позволяет выжать максимум скорости и тяги даже из компактного и не очень мощного двигателя. Именно поэтому такие моторы относительно легкие и небольшие, но и это не единственное их преимущество. Их популярность также обусловлена и другими плюсами:
Из недостатков редукторных электромоторов стоит отметить низкую максимальную скорость – в стандартном исполнении без доработок очень редкий двигатель сможет «выжать» более 40 км/ч. Из-за использования пластиковых шестерней страдает надежность, и это еще один важный минус. Мощность редукторов тоже ограничена – без ряда модификаций сложно получить более 1000 Ватт.
Несмотря на все обвинения в ненадежности, ресурс шестеренок в редуктор-моторе составляет в среднем 7-9 тысяч километров пробега. Не каждый человек проезжает столько даже за пару лет, к тому же обслуживание не требует много времени и денег, выполнить его можно самостоятельно.
Мотор-колесо (МК) визуально схоже с редукторным двигателем, но имеет более простое строение. В конструкции есть только ротор и статор, из-за чего он более надежный, нежели редуктор. С другой стороны, в таком колесе установлены датчики Холла, которые обычно и являются слабым звеном.
Такой двигатель однозначно нужен велосипедистам, нацеленным на максимальную мощность и скорость движения. Некоторые модели МК могут вовсе превратить обычный «велик» в скутер или даже электрический мотоцикл. Однако за большую скорость приходится платить рядом неудобств. Например, сложным стартом и заездом в горку, так как на низких оборотах КПД у МК весьма низок.
После установки мотор-колесо выглядит вот так. Фото: youtube.com
Вообще, недостатков у мотор-колес много. Кроме того, что их корпуса громоздкие и тяжелые, двигатель создает сопротивление движению – крутить педали с отключенным агрегатом или же ехать накатом уже не так комфортно, как с редукторным двигателем. Для нормальной работы МК нужен мощный аккумулятор, прочная рама и дорогой контроллер, а это дополнительные расходы.
Важно: при одинаковой паспортной мощности, мотор-колесо с прямым приводом на практике в 100% случаев будет менее мощным, чем редукторный электродвигатель. Разница примерно в два раза. Это значит, что 500 Ватт у мотора с редуктором будет эквивалентно около 1000 Ватт у колеса.
Конечно, кроме недостатков у МК есть и ряд преимуществ, из-за которых они еще используются:
Часто к преимуществам мотор-колес с прямым приводом относят возможность рекуперации – это подзарядка аккумулятора во время торможения, то есть использование двигателя как генератора. На самом деле в случае с электровелосипедами рекуперация имеет низкую эффективность вплоть до отсутствия смысла. Многие крупные производители МК отключают эту функцию по умолчанию.
Моторы такого плана узконаправленные и для переоборудования обычного велосипеда в электрический используются гораздо реже, чем остальные два. Такой вариант подойдет вам, если планируете передвигаться в основном по холмистой или гористой местности. Популярностью кареточные электромоторы пользуются среди любителей экстремальной езды на «двухподвесах», а вот для велопрогулок по лесам или быстрых поездок по городу лучше приобрести мотор-колесо.
Подвесной мотор органично вписывается в каретку велосипеда. Фото: youtube.com
Особенность подвесного двигателя в том, что он устанавливается в районе каретки, то есть там, где находятся педали. Крутящий момент передается на заднее колесо через цепь. Это позволяет гибко управлять скоростью и тягой, используя заводскую трансмиссию велосипеда. Если вам точно нужен такой функционал, кареточный мотор – лучший выбор. В остальных случаях он вряд ли необходим.
Достоинства:
К недостаткам относится высокая цена подвесных моторов, дорогой ремонт и меньший уровень надежности в сравнении с мотор-колесами. Ставить такой двигатель на дешевый велосипед – это не самая хорошая идея, так как для его работы необходима изначально надежная трансмиссия, которая будет быстро и четко отрабатывать переключения. Если ее нет, этот двигатель не подойдет.
Нет идеального веломотора, который одинаково хорошо подойдет и «лихачам», и любителям без излишнего напряжения кататься по лесу, и тем, кто не видит жизни без заездов по бездорожью. Из-за этого первое, что вы должны сделать – определиться с тем, как будете использовать велосипед:
Не забывайте о том, что веломотор – это лишь половина успеха в переводе велосипеда на электрическую тягу. Не менее важно выбрать, купить и установить качественный контроллер и аккумулятор высокой емкости для большого запаса хода. Однако это уже темы для других статей.
И вот здесь начинается самое интересное, так как чудо велосипедной техники важно правильно выбрать. Ассортимент большой, ошибиться легко, особенно если плохо разбираетесь в теме. Прямо сейчас рассмотрим виды электрических двигателей для велосипедов и поймем, какой нужен вам.
Какими бывают электромоторы?
В продаже есть как минимум три вида электрических двигателей для велосипеда – редукторный, подвесной и так называемый «прямой привод». Каждый из них имеет свои плюсы и особенности.
Редукторный
Из всех трех типов редукторный мотор самый распространенный, и это не просто так. Его основой, как можно догадаться из названия, является редуктор. Задача – увеличивать крутящий момент, при этом не создавая сопротивления при движении велосипеда накатом при отключенном моторе.

Использование редуктора позволяет выжать максимум скорости и тяги даже из компактного и не очень мощного двигателя. Именно поэтому такие моторы относительно легкие и небольшие, но и это не единственное их преимущество. Их популярность также обусловлена и другими плюсами:
- ✅ хороший КПД на всем диапазоне доступных скоростей
- ✅ простая разборка для обслуживания без демонтажа
- ✅ высокая тяга как на старте, так и при движении в горку
- ✅ бесшумность за счет применения нейлоновых шестерней
Из недостатков редукторных электромоторов стоит отметить низкую максимальную скорость – в стандартном исполнении без доработок очень редкий двигатель сможет «выжать» более 40 км/ч. Из-за использования пластиковых шестерней страдает надежность, и это еще один важный минус. Мощность редукторов тоже ограничена – без ряда модификаций сложно получить более 1000 Ватт.
Несмотря на все обвинения в ненадежности, ресурс шестеренок в редуктор-моторе составляет в среднем 7-9 тысяч километров пробега. Не каждый человек проезжает столько даже за пару лет, к тому же обслуживание не требует много времени и денег, выполнить его можно самостоятельно.
Прямой привод
Мотор-колесо (МК) визуально схоже с редукторным двигателем, но имеет более простое строение. В конструкции есть только ротор и статор, из-за чего он более надежный, нежели редуктор. С другой стороны, в таком колесе установлены датчики Холла, которые обычно и являются слабым звеном.
Такой двигатель однозначно нужен велосипедистам, нацеленным на максимальную мощность и скорость движения. Некоторые модели МК могут вовсе превратить обычный «велик» в скутер или даже электрический мотоцикл. Однако за большую скорость приходится платить рядом неудобств. Например, сложным стартом и заездом в горку, так как на низких оборотах КПД у МК весьма низок.

Вообще, недостатков у мотор-колес много. Кроме того, что их корпуса громоздкие и тяжелые, двигатель создает сопротивление движению – крутить педали с отключенным агрегатом или же ехать накатом уже не так комфортно, как с редукторным двигателем. Для нормальной работы МК нужен мощный аккумулятор, прочная рама и дорогой контроллер, а это дополнительные расходы.
Важно: при одинаковой паспортной мощности, мотор-колесо с прямым приводом на практике в 100% случаев будет менее мощным, чем редукторный электродвигатель. Разница примерно в два раза. Это значит, что 500 Ватт у мотора с редуктором будет эквивалентно около 1000 Ватт у колеса.
Конечно, кроме недостатков у МК есть и ряд преимуществ, из-за которых они еще используются:
- ? высокая надежность и долгий срок эксплуатации
- ? не нужно проводить техническое обслуживание
- ? легко разогнаться до скорости более чем 40 км/ч
- ? возможно «выжать» свыше 1000 Ватт мощности
Часто к преимуществам мотор-колес с прямым приводом относят возможность рекуперации – это подзарядка аккумулятора во время торможения, то есть использование двигателя как генератора. На самом деле в случае с электровелосипедами рекуперация имеет низкую эффективность вплоть до отсутствия смысла. Многие крупные производители МК отключают эту функцию по умолчанию.
Подвесной
Моторы такого плана узконаправленные и для переоборудования обычного велосипеда в электрический используются гораздо реже, чем остальные два. Такой вариант подойдет вам, если планируете передвигаться в основном по холмистой или гористой местности. Популярностью кареточные электромоторы пользуются среди любителей экстремальной езды на «двухподвесах», а вот для велопрогулок по лесам или быстрых поездок по городу лучше приобрести мотор-колесо.

Особенность подвесного двигателя в том, что он устанавливается в районе каретки, то есть там, где находятся педали. Крутящий момент передается на заднее колесо через цепь. Это позволяет гибко управлять скоростью и тягой, используя заводскую трансмиссию велосипеда. Если вам точно нужен такой функционал, кареточный мотор – лучший выбор. В остальных случаях он вряд ли необходим.
Достоинства:
- ★ широкий диапазон передач – от большой тяги до высокой скорости
- ★ полный контроль велосипедиста над работой электродвигателя
- ★ лучшая развесовка, силовой агрегат стоит в центре масс велосипеда
К недостаткам относится высокая цена подвесных моторов, дорогой ремонт и меньший уровень надежности в сравнении с мотор-колесами. Ставить такой двигатель на дешевый велосипед – это не самая хорошая идея, так как для его работы необходима изначально надежная трансмиссия, которая будет быстро и четко отрабатывать переключения. Если ее нет, этот двигатель не подойдет.
Определите свои приоритеты
Нет идеального веломотора, который одинаково хорошо подойдет и «лихачам», и любителям без излишнего напряжения кататься по лесу, и тем, кто не видит жизни без заездов по бездорожью. Из-за этого первое, что вы должны сделать – определиться с тем, как будете использовать велосипед:
- ✪ Ровная местность в городе. Неважно, это велосипедные прогулки или езда на работу через мегаполис – лучшим выбором будет редукторный мотор мощностью в районе 250 Вт. Этого хватит, чтобы уже с учетом нагрузки в виде велосипедиста разгонять «велик» до 35 км/ч. Именно с этой скоростью передвигаются более 90% владельцев велосипедов во всем мире.
- ✪ Холмистая местность в городе. Чтобы комфортно забираться на подъемы, обратите свое внимание на редукторные и прямые мотор-колеса мощностью в диапазоне от 1000 до 1500 Вт. Если готовы сами крутить педали на старте, можете купить именно прямоприводный двигатель. В противном случае берите редуктор на 500 Вт – он резво стартует под горку.
- ✪ Скоростные заезды. Здесь уже не обойтись без мотор-колеса прямого привода. Оно может разогнать велосипед вплоть до 90 км/ч. Однако для монтажа мощного и тяжелого мотора придется серьезно модернизировать раму – ставить дропауты, менять задние перья и даже устанавливать мотоциклетный маятник. Будьте готовы к дополнительным вложениям.
Не забывайте о том, что веломотор – это лишь половина успеха в переводе велосипеда на электрическую тягу. Не менее важно выбрать, купить и установить качественный контроллер и аккумулятор высокой емкости для большого запаса хода. Однако это уже темы для других статей.
- Олег Донской
- youtube.com
Рекомендуем для вас

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Тефлоновые поршни – гениальная идея или очередной провал?
Можно ли улучшить двигатель обычными бытовыми технологиями? В новом видео автор YouTube-канала «Гараж 54» решает провести смелый эксперимент: нанести на поршни...

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

MiningWorld Rus 2025 – китайской техники больше, чем российской
Когда речь заходит о развитии горнодобывающей отрасли, ожидания от выставок вроде MiningWorld Rus обычно высоки. Однако в этом году отечественная техника...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

Nissan представил необычный и мощный пикап
Подобную концепцию японский бренд использует впервые за свою историю. Представительство говорит об отсылках к 80-м годам, но визуально в это сложно поверить....