Какой электромотор выбрать для своего велосипеда?
Зачем покупать электрический велосипед целиком, если можно даже старый советский «велик» за считанные минуты перевести на электротягу и сэкономить десятки, а то и сотни тысяч рублей? Если вы тоже задумались над этим вопросом, наверняка заинтересуетесь покупкой электродвигателя.
И вот здесь начинается самое интересное, так как чудо велосипедной техники важно правильно выбрать. Ассортимент большой, ошибиться легко, особенно если плохо разбираетесь в теме. Прямо сейчас рассмотрим виды электрических двигателей для велосипедов и поймем, какой нужен вам.
В продаже есть как минимум три вида электрических двигателей для велосипеда – редукторный, подвесной и так называемый «прямой привод». Каждый из них имеет свои плюсы и особенности.
Из всех трех типов редукторный мотор самый распространенный, и это не просто так. Его основой, как можно догадаться из названия, является редуктор. Задача – увеличивать крутящий момент, при этом не создавая сопротивления при движении велосипеда накатом при отключенном моторе.
Использование редуктора позволяет выжать максимум скорости и тяги даже из компактного и не очень мощного двигателя. Именно поэтому такие моторы относительно легкие и небольшие, но и это не единственное их преимущество. Их популярность также обусловлена и другими плюсами:
Из недостатков редукторных электромоторов стоит отметить низкую максимальную скорость – в стандартном исполнении без доработок очень редкий двигатель сможет «выжать» более 40 км/ч. Из-за использования пластиковых шестерней страдает надежность, и это еще один важный минус. Мощность редукторов тоже ограничена – без ряда модификаций сложно получить более 1000 Ватт.
Несмотря на все обвинения в ненадежности, ресурс шестеренок в редуктор-моторе составляет в среднем 7-9 тысяч километров пробега. Не каждый человек проезжает столько даже за пару лет, к тому же обслуживание не требует много времени и денег, выполнить его можно самостоятельно.
Мотор-колесо (МК) визуально схоже с редукторным двигателем, но имеет более простое строение. В конструкции есть только ротор и статор, из-за чего он более надежный, нежели редуктор. С другой стороны, в таком колесе установлены датчики Холла, которые обычно и являются слабым звеном.
Такой двигатель однозначно нужен велосипедистам, нацеленным на максимальную мощность и скорость движения. Некоторые модели МК могут вовсе превратить обычный «велик» в скутер или даже электрический мотоцикл. Однако за большую скорость приходится платить рядом неудобств. Например, сложным стартом и заездом в горку, так как на низких оборотах КПД у МК весьма низок.
Вообще, недостатков у мотор-колес много. Кроме того, что их корпуса громоздкие и тяжелые, двигатель создает сопротивление движению – крутить педали с отключенным агрегатом или же ехать накатом уже не так комфортно, как с редукторным двигателем. Для нормальной работы МК нужен мощный аккумулятор, прочная рама и дорогой контроллер, а это дополнительные расходы.
Важно: при одинаковой паспортной мощности, мотор-колесо с прямым приводом на практике в 100% случаев будет менее мощным, чем редукторный электродвигатель. Разница примерно в два раза. Это значит, что 500 Ватт у мотора с редуктором будет эквивалентно около 1000 Ватт у колеса.
Конечно, кроме недостатков у МК есть и ряд преимуществ, из-за которых они еще используются:
Часто к преимуществам мотор-колес с прямым приводом относят возможность рекуперации – это подзарядка аккумулятора во время торможения, то есть использование двигателя как генератора. На самом деле в случае с электровелосипедами рекуперация имеет низкую эффективность вплоть до отсутствия смысла. Многие крупные производители МК отключают эту функцию по умолчанию.
Моторы такого плана узконаправленные и для переоборудования обычного велосипеда в электрический используются гораздо реже, чем остальные два. Такой вариант подойдет вам, если планируете передвигаться в основном по холмистой или гористой местности. Популярностью кареточные электромоторы пользуются среди любителей экстремальной езды на «двухподвесах», а вот для велопрогулок по лесам или быстрых поездок по городу лучше приобрести мотор-колесо.
Особенность подвесного двигателя в том, что он устанавливается в районе каретки, то есть там, где находятся педали. Крутящий момент передается на заднее колесо через цепь. Это позволяет гибко управлять скоростью и тягой, используя заводскую трансмиссию велосипеда. Если вам точно нужен такой функционал, кареточный мотор – лучший выбор. В остальных случаях он вряд ли необходим.
Достоинства:
К недостаткам относится высокая цена подвесных моторов, дорогой ремонт и меньший уровень надежности в сравнении с мотор-колесами. Ставить такой двигатель на дешевый велосипед – это не самая хорошая идея, так как для его работы необходима изначально надежная трансмиссия, которая будет быстро и четко отрабатывать переключения. Если ее нет, этот двигатель не подойдет.
Нет идеального веломотора, который одинаково хорошо подойдет и «лихачам», и любителям без излишнего напряжения кататься по лесу, и тем, кто не видит жизни без заездов по бездорожью. Из-за этого первое, что вы должны сделать – определиться с тем, как будете использовать велосипед:
Не забывайте о том, что веломотор – это лишь половина успеха в переводе велосипеда на электрическую тягу. Не менее важно выбрать, купить и установить качественный контроллер и аккумулятор высокой емкости для большого запаса хода. Однако это уже темы для других статей.
И вот здесь начинается самое интересное, так как чудо велосипедной техники важно правильно выбрать. Ассортимент большой, ошибиться легко, особенно если плохо разбираетесь в теме. Прямо сейчас рассмотрим виды электрических двигателей для велосипедов и поймем, какой нужен вам.
Какими бывают электромоторы?
В продаже есть как минимум три вида электрических двигателей для велосипеда – редукторный, подвесной и так называемый «прямой привод». Каждый из них имеет свои плюсы и особенности.
Редукторный
Из всех трех типов редукторный мотор самый распространенный, и это не просто так. Его основой, как можно догадаться из названия, является редуктор. Задача – увеличивать крутящий момент, при этом не создавая сопротивления при движении велосипеда накатом при отключенном моторе.
В основе редукторного мотора лежит планетарная передача. Фото: youtube.com
Использование редуктора позволяет выжать максимум скорости и тяги даже из компактного и не очень мощного двигателя. Именно поэтому такие моторы относительно легкие и небольшие, но и это не единственное их преимущество. Их популярность также обусловлена и другими плюсами:
- ✅ хороший КПД на всем диапазоне доступных скоростей
- ✅ простая разборка для обслуживания без демонтажа
- ✅ высокая тяга как на старте, так и при движении в горку
- ✅ бесшумность за счет применения нейлоновых шестерней
Из недостатков редукторных электромоторов стоит отметить низкую максимальную скорость – в стандартном исполнении без доработок очень редкий двигатель сможет «выжать» более 40 км/ч. Из-за использования пластиковых шестерней страдает надежность, и это еще один важный минус. Мощность редукторов тоже ограничена – без ряда модификаций сложно получить более 1000 Ватт.
Несмотря на все обвинения в ненадежности, ресурс шестеренок в редуктор-моторе составляет в среднем 7-9 тысяч километров пробега. Не каждый человек проезжает столько даже за пару лет, к тому же обслуживание не требует много времени и денег, выполнить его можно самостоятельно.
Прямой привод
Мотор-колесо (МК) визуально схоже с редукторным двигателем, но имеет более простое строение. В конструкции есть только ротор и статор, из-за чего он более надежный, нежели редуктор. С другой стороны, в таком колесе установлены датчики Холла, которые обычно и являются слабым звеном.
Такой двигатель однозначно нужен велосипедистам, нацеленным на максимальную мощность и скорость движения. Некоторые модели МК могут вовсе превратить обычный «велик» в скутер или даже электрический мотоцикл. Однако за большую скорость приходится платить рядом неудобств. Например, сложным стартом и заездом в горку, так как на низких оборотах КПД у МК весьма низок.
После установки мотор-колесо выглядит вот так. Фото: youtube.com
Вообще, недостатков у мотор-колес много. Кроме того, что их корпуса громоздкие и тяжелые, двигатель создает сопротивление движению – крутить педали с отключенным агрегатом или же ехать накатом уже не так комфортно, как с редукторным двигателем. Для нормальной работы МК нужен мощный аккумулятор, прочная рама и дорогой контроллер, а это дополнительные расходы.
Важно: при одинаковой паспортной мощности, мотор-колесо с прямым приводом на практике в 100% случаев будет менее мощным, чем редукторный электродвигатель. Разница примерно в два раза. Это значит, что 500 Ватт у мотора с редуктором будет эквивалентно около 1000 Ватт у колеса.
Конечно, кроме недостатков у МК есть и ряд преимуществ, из-за которых они еще используются:
- ? высокая надежность и долгий срок эксплуатации
- ? не нужно проводить техническое обслуживание
- ? легко разогнаться до скорости более чем 40 км/ч
- ? возможно «выжать» свыше 1000 Ватт мощности
Часто к преимуществам мотор-колес с прямым приводом относят возможность рекуперации – это подзарядка аккумулятора во время торможения, то есть использование двигателя как генератора. На самом деле в случае с электровелосипедами рекуперация имеет низкую эффективность вплоть до отсутствия смысла. Многие крупные производители МК отключают эту функцию по умолчанию.
Подвесной
Моторы такого плана узконаправленные и для переоборудования обычного велосипеда в электрический используются гораздо реже, чем остальные два. Такой вариант подойдет вам, если планируете передвигаться в основном по холмистой или гористой местности. Популярностью кареточные электромоторы пользуются среди любителей экстремальной езды на «двухподвесах», а вот для велопрогулок по лесам или быстрых поездок по городу лучше приобрести мотор-колесо.
Подвесной мотор органично вписывается в каретку велосипеда. Фото: youtube.com
Особенность подвесного двигателя в том, что он устанавливается в районе каретки, то есть там, где находятся педали. Крутящий момент передается на заднее колесо через цепь. Это позволяет гибко управлять скоростью и тягой, используя заводскую трансмиссию велосипеда. Если вам точно нужен такой функционал, кареточный мотор – лучший выбор. В остальных случаях он вряд ли необходим.
Достоинства:
- ★ широкий диапазон передач – от большой тяги до высокой скорости
- ★ полный контроль велосипедиста над работой электродвигателя
- ★ лучшая развесовка, силовой агрегат стоит в центре масс велосипеда
К недостаткам относится высокая цена подвесных моторов, дорогой ремонт и меньший уровень надежности в сравнении с мотор-колесами. Ставить такой двигатель на дешевый велосипед – это не самая хорошая идея, так как для его работы необходима изначально надежная трансмиссия, которая будет быстро и четко отрабатывать переключения. Если ее нет, этот двигатель не подойдет.
Определите свои приоритеты
Нет идеального веломотора, который одинаково хорошо подойдет и «лихачам», и любителям без излишнего напряжения кататься по лесу, и тем, кто не видит жизни без заездов по бездорожью. Из-за этого первое, что вы должны сделать – определиться с тем, как будете использовать велосипед:
- ✪ Ровная местность в городе. Неважно, это велосипедные прогулки или езда на работу через мегаполис – лучшим выбором будет редукторный мотор мощностью в районе 250 Вт. Этого хватит, чтобы уже с учетом нагрузки в виде велосипедиста разгонять «велик» до 35 км/ч. Именно с этой скоростью передвигаются более 90% владельцев велосипедов во всем мире.
- ✪ Холмистая местность в городе. Чтобы комфортно забираться на подъемы, обратите свое внимание на редукторные и прямые мотор-колеса мощностью в диапазоне от 1000 до 1500 Вт. Если готовы сами крутить педали на старте, можете купить именно прямоприводный двигатель. В противном случае берите редуктор на 500 Вт – он резво стартует под горку.
- ✪ Скоростные заезды. Здесь уже не обойтись без мотор-колеса прямого привода. Оно может разогнать велосипед вплоть до 90 км/ч. Однако для монтажа мощного и тяжелого мотора придется серьезно модернизировать раму – ставить дропауты, менять задние перья и даже устанавливать мотоциклетный маятник. Будьте готовы к дополнительным вложениям.
Не забывайте о том, что веломотор – это лишь половина успеха в переводе велосипеда на электрическую тягу. Не менее важно выбрать, купить и установить качественный контроллер и аккумулятор высокой емкости для большого запаса хода. Однако это уже темы для других статей.
- Олег Донской
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...