«Маршал Рокоссовский» – самый большой паром в России
11 766

«Маршал Рокоссовский» – самый большой паром в России

Морской гигант был заложен на верфи Kuzey Star Shipyard (Турция) в конце 2018 года. Менее чем через пару лет корабль сошел со стапелей. А весной 2021-го уже находился в порту приписки – городе Усть-Луга Калининградской области, где в марте на судне был поднят российский флаг. Сейчас на турецкой верфи продолжается строительство второго парома серии CNF19M, который уже получил название – «Генерал Черняховский» (спуск на воду планируется в конце 2022 года). Изначально на строительство двух судов планировалось потратить 10 млрд. руб. Однако, учитывая российскую практику изначального занижения стоимости, летом 2021 года было добавлено еще 2,55 млрд. руб.


Кто-то может упрекнуть: неужели нельзя в России построить подобное судно? Можно. Причина банальна – негде. Все судоверфи РФ заняты «под завязку» на несколько лет вперед. Чтобы построить такое большое судно, как «Маршал Рокоссовский», пришлось бы долго ждать Это, как минимум, 5 лет. А паром нужен сейчас, сегодня.

Предназначение


Судно будет осуществлять надежную связь между «материком» и российским западным форпостом. Сегодня на калининградском направлении работает пара судов. Одному – железнодорожному парому «Балтийск» уже 37 лет, второму – кораблю со звучным названием «Амбал» – 31 год. Оба транспортных средства строились в ФРГ. И то и другое в холодное время года не в состоянии пересечь Финский залив без помощи ледокола, что поднимает себестоимость транспортируемых грузов.

«Балтийску» – 37 лет и «пенсия» не за горами. Фото: YouTube.com


Поэтому необходимость в замене назрела, тем более, если учитывать сегодняшнюю политическую и экономическую ситуацию, в которой оказалась Россия. Складывается впечатление, что кто-то знал о грядущих неприятностях и заранее к ним подготовился. Сегодня логистическая блокада анклаву не грозит.

Паром уходит из Турции домой. Фото: YouTube.com


О том, что паром крайне необходим, говорит тот факт, что по окончании церемонии поднятия флага началась погрузка судна. По прибытии на маршрутную линию «Маршала Рокоссовского» объемы транспортировок вырастут в полтора раза. Только за первый свой рейс паром доставил по назначению 2600 тонн различных грузов.

О технических характеристиках и особенностях


«Маршал Черняховский» – первое в РФ судно, работающее на дизельном топливе и сжиженном газе. Он размещается в паре резервуаров общей вместимостью 600 м3. Применение СПГ позволило полностью исключить выбросы в атмосферу сажи и окислов серы и сократить на 90 % выход соединений азота. Также на 25 % меньше стало попадать в окружающую среду углекислоты. Газотурбинные двигатели обеспечивают не только ход судна, но и работу всей электрики на корабле с помощью пары валогенераторов общей мощностью 4800 кВт. Впрочем, на крайний случай приготовлен резервный дизель-генератор, выдающий 400 кВт энергии. Другие технические характеристики парома:

  • ? длина, ширина – 199,9 и 27 м
  • ? осадка (летом) – 6 м
  • ? высота бортов – 14,7 м
  • ? силовая установка – пара двигателей по 8158 «лошадей»
  • ? скорость – до 16,5 узлов (30,6 км/ч)
  • ? расход горючего при крейсерской скорости 15 узлов – 1172 кг/ч
  • ? количество членов экипажа – 24 человека


Судно оснащено специальной арктической системой усиления Arc4. Это позволяет преодолевать восьмидесятисантиметровые льды. У парома двойное дно и такие же борта. Для удобства и безопасности при маневрировании, швартовке, корабль оборудован системой регулируемого шага винтов, впереди имеется пара подруливающих механизмов по 1000 кВт.

Использование новейшего оснащения позволило сократить процесс погрузки/разгрузки с 20 обычных до рекордных 5 часов.


Проект «Маршал Рокоссовский» разрабатывался с учетом использования автономного судовождения. Управление судном полностью цифровизировано: компьютерные системы произведены в РФ.

Пассажиры или грузы?


Существующий ныне маршрут от Усть-Луги до Балтийска не пользуется особым спросом у граждан. Поэтому пассажирская функция для любого корабля будет дотационной: возить только людей экономически невыгодно.

Паром в основном рассчитан на перевозку ж/д составов. Фото: YouTube.com


А ведь при постройке судна обустройство пассажирских кают предполагает особую конструкцию, влияющую на скорость корабля, его вагоновместимость. Поэтому заказчик решил сделать судно «чисто» грузовым, чтобы окупить в кратчайший срок.

Конструкция «Маршала Рокоссовского»


Основное предназначение судна – перевозка железнодорожных вагонов со стандартной российской колеей 152 см, размещаемых на главной нижней палубе. На ней можно перевезти:

  • ? 80 цистерн типа Т-1
  • ? 54 полувагона
  • ? 36 полных вагона


На верхней палубе размещается колесная техника. Ее погрузка производится через стационарные паромные береговые комплексы или съемные мосты. Процесс осуществляется через рампу с главной палубы. Наверху поместится 40 машин с прицепами длиной 13,5 м. Если размещать технику на основной палубе, без ж/д составов, то войдет 58 автопоездов длиной 16,5 м. Если говорить проще, в среднем паром способен перевезти до 80 вагонов и 78 машин.

Фуры-длинномеры выезжают из чрева парома. Фото: YouTube.com


Ходовой мостик оснащен одним командным и двумя бортовыми пультами управления. У главного механика – «своя» система контроля над оборудованием судна.

Система управления кораблем – самая современная. Фото: YouTube.com


На пароме предусмотрены жилые помещения для экипажа и 12 пассажирских кают. В первом случае это одноместные «номера» с санузлами. Во втором – две четырехместные и пара кают на двоих человек. Всего на пароме 36 мест. Кроме основных помещений, имеется тренажерный зал, бассейн и сауна.

Безопасность


Все трубопроводы, подающие газ и емкости для его хранения снабжены вентиляционными клапанами, чтобы сбрасывать при необходимости давление. Все магистрали – двойные и проходят через закрытые помещения (на открытых местах изолированы). Газовое хранилище оборудовано принудительной вентиляцией и системой контроля – малейшая утечка топлива будет сразу обнаружена. Не забыт и «крайний случай» – в передней части парома по обеим сторонам размещены спасательные шлюпки, каждая из которых рассчитана на 36 человек.

Как заправляют газом?


Для этого существуют специальные суда-бункеровщики. Но одних «заправщиков» мало – нужна соответствующая портовая инфраструктура. В правительстве уже обсуждался документ по строительству газовых баз в 15-ти портах. В РФ пока одно специальное судно-бункеровщик, построенное в Сингапуре. Оно способно перевозить до 5800 «кубов» газа и заправлять им пассажирские, грузовые корабли.

Что дальше?


Сегодня специалисты тщательно анализируют «поведение» нового парома на линии. Будут сделаны выводы о внесении корректировок в конструкцию судна, а также инфраструктуру портов. Это позволит в будущем эффективнее перевозить грузы, внести дополнения и улучшения в строящиеся суда этого типа.

Зима парому не страшна. Фото: YouTube.com


Появление на линии к концу текущего года еще одного парома «Генерал Черняховский» полностью закроет проблему грузоперевозок по воде в Калининградскую область. Их объем только благодаря «Маршалу Рокоссовскому», вырастет до запланированных 2 млн. тонн. В итоге часть грузов, следующих по суше через границы нескольких стран, зачастую недружественных по отношению к России, будет переориентирована на морской путь.

Имеющаяся на борту нового и строящегося парома антиледовая система Arc 4 позволит осуществлять навигацию весь год. К тому же не стоит забывать и экологической составляющей: благодаря двигателям, работающих на «голубом топливе», количество загрязняющих атмосферу веществ существенно уменьшились: российское судно соответствует требованиям IMO, стандарты которого ограничивают вредные выбросы в Балтийское море.
А вы что думаете о пароме «Маршал Рокоссовский»?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....