«Маршал Рокоссовский» – самый большой паром в России
Морской гигант был заложен на верфи Kuzey Star Shipyard (Турция) в конце 2018 года. Менее чем через пару лет корабль сошел со стапелей. А весной 2021-го уже находился в порту приписки – городе Усть-Луга Калининградской области, где в марте на судне был поднят российский флаг. Сейчас на турецкой верфи продолжается строительство второго парома серии CNF19M, который уже получил название – «Генерал Черняховский» (спуск на воду планируется в конце 2022 года). Изначально на строительство двух судов планировалось потратить 10 млрд. руб. Однако, учитывая российскую практику изначального занижения стоимости, летом 2021 года было добавлено еще 2,55 млрд. руб.
Кто-то может упрекнуть: неужели нельзя в России построить подобное судно? Можно. Причина банальна – негде. Все судоверфи РФ заняты «под завязку» на несколько лет вперед. Чтобы построить такое большое судно, как «Маршал Рокоссовский», пришлось бы долго ждать Это, как минимум, 5 лет. А паром нужен сейчас, сегодня.
Судно будет осуществлять надежную связь между «материком» и российским западным форпостом. Сегодня на калининградском направлении работает пара судов. Одному – железнодорожному парому «Балтийск» уже 37 лет, второму – кораблю со звучным названием «Амбал» – 31 год. Оба транспортных средства строились в ФРГ. И то и другое в холодное время года не в состоянии пересечь Финский залив без помощи ледокола, что поднимает себестоимость транспортируемых грузов.
Поэтому необходимость в замене назрела, тем более, если учитывать сегодняшнюю политическую и экономическую ситуацию, в которой оказалась Россия. Складывается впечатление, что кто-то знал о грядущих неприятностях и заранее к ним подготовился. Сегодня логистическая блокада анклаву не грозит.
О том, что паром крайне необходим, говорит тот факт, что по окончании церемонии поднятия флага началась погрузка судна. По прибытии на маршрутную линию «Маршала Рокоссовского» объемы транспортировок вырастут в полтора раза. Только за первый свой рейс паром доставил по назначению 2600 тонн различных грузов.
«Маршал Черняховский» – первое в РФ судно, работающее на дизельном топливе и сжиженном газе. Он размещается в паре резервуаров общей вместимостью 600 м3. Применение СПГ позволило полностью исключить выбросы в атмосферу сажи и окислов серы и сократить на 90 % выход соединений азота. Также на 25 % меньше стало попадать в окружающую среду углекислоты. Газотурбинные двигатели обеспечивают не только ход судна, но и работу всей электрики на корабле с помощью пары валогенераторов общей мощностью 4800 кВт. Впрочем, на крайний случай приготовлен резервный дизель-генератор, выдающий 400 кВт энергии. Другие технические характеристики парома:
Судно оснащено специальной арктической системой усиления Arc4. Это позволяет преодолевать восьмидесятисантиметровые льды. У парома двойное дно и такие же борта. Для удобства и безопасности при маневрировании, швартовке, корабль оборудован системой регулируемого шага винтов, впереди имеется пара подруливающих механизмов по 1000 кВт.
Проект «Маршал Рокоссовский» разрабатывался с учетом использования автономного судовождения. Управление судном полностью цифровизировано: компьютерные системы произведены в РФ.
Существующий ныне маршрут от Усть-Луги до Балтийска не пользуется особым спросом у граждан. Поэтому пассажирская функция для любого корабля будет дотационной: возить только людей экономически невыгодно.
А ведь при постройке судна обустройство пассажирских кают предполагает особую конструкцию, влияющую на скорость корабля, его вагоновместимость. Поэтому заказчик решил сделать судно «чисто» грузовым, чтобы окупить в кратчайший срок.
Основное предназначение судна – перевозка железнодорожных вагонов со стандартной российской колеей 152 см, размещаемых на главной нижней палубе. На ней можно перевезти:
На верхней палубе размещается колесная техника. Ее погрузка производится через стационарные паромные береговые комплексы или съемные мосты. Процесс осуществляется через рампу с главной палубы. Наверху поместится 40 машин с прицепами длиной 13,5 м. Если размещать технику на основной палубе, без ж/д составов, то войдет 58 автопоездов длиной 16,5 м. Если говорить проще, в среднем паром способен перевезти до 80 вагонов и 78 машин.
Ходовой мостик оснащен одним командным и двумя бортовыми пультами управления. У главного механика – «своя» система контроля над оборудованием судна.
На пароме предусмотрены жилые помещения для экипажа и 12 пассажирских кают. В первом случае это одноместные «номера» с санузлами. Во втором – две четырехместные и пара кают на двоих человек. Всего на пароме 36 мест. Кроме основных помещений, имеется тренажерный зал, бассейн и сауна.
Все трубопроводы, подающие газ и емкости для его хранения снабжены вентиляционными клапанами, чтобы сбрасывать при необходимости давление. Все магистрали – двойные и проходят через закрытые помещения (на открытых местах изолированы). Газовое хранилище оборудовано принудительной вентиляцией и системой контроля – малейшая утечка топлива будет сразу обнаружена. Не забыт и «крайний случай» – в передней части парома по обеим сторонам размещены спасательные шлюпки, каждая из которых рассчитана на 36 человек.
Для этого существуют специальные суда-бункеровщики. Но одних «заправщиков» мало – нужна соответствующая портовая инфраструктура. В правительстве уже обсуждался документ по строительству газовых баз в 15-ти портах. В РФ пока одно специальное судно-бункеровщик, построенное в Сингапуре. Оно способно перевозить до 5800 «кубов» газа и заправлять им пассажирские, грузовые корабли.
Сегодня специалисты тщательно анализируют «поведение» нового парома на линии. Будут сделаны выводы о внесении корректировок в конструкцию судна, а также инфраструктуру портов. Это позволит в будущем эффективнее перевозить грузы, внести дополнения и улучшения в строящиеся суда этого типа.
Появление на линии к концу текущего года еще одного парома «Генерал Черняховский» полностью закроет проблему грузоперевозок по воде в Калининградскую область. Их объем только благодаря «Маршалу Рокоссовскому», вырастет до запланированных 2 млн. тонн. В итоге часть грузов, следующих по суше через границы нескольких стран, зачастую недружественных по отношению к России, будет переориентирована на морской путь.
Имеющаяся на борту нового и строящегося парома антиледовая система Arc 4 позволит осуществлять навигацию весь год. К тому же не стоит забывать и экологической составляющей: благодаря двигателям, работающих на «голубом топливе», количество загрязняющих атмосферу веществ существенно уменьшились: российское судно соответствует требованиям IMO, стандарты которого ограничивают вредные выбросы в Балтийское море.
Кто-то может упрекнуть: неужели нельзя в России построить подобное судно? Можно. Причина банальна – негде. Все судоверфи РФ заняты «под завязку» на несколько лет вперед. Чтобы построить такое большое судно, как «Маршал Рокоссовский», пришлось бы долго ждать Это, как минимум, 5 лет. А паром нужен сейчас, сегодня.
Предназначение
Судно будет осуществлять надежную связь между «материком» и российским западным форпостом. Сегодня на калининградском направлении работает пара судов. Одному – железнодорожному парому «Балтийск» уже 37 лет, второму – кораблю со звучным названием «Амбал» – 31 год. Оба транспортных средства строились в ФРГ. И то и другое в холодное время года не в состоянии пересечь Финский залив без помощи ледокола, что поднимает себестоимость транспортируемых грузов.
Поэтому необходимость в замене назрела, тем более, если учитывать сегодняшнюю политическую и экономическую ситуацию, в которой оказалась Россия. Складывается впечатление, что кто-то знал о грядущих неприятностях и заранее к ним подготовился. Сегодня логистическая блокада анклаву не грозит.
О том, что паром крайне необходим, говорит тот факт, что по окончании церемонии поднятия флага началась погрузка судна. По прибытии на маршрутную линию «Маршала Рокоссовского» объемы транспортировок вырастут в полтора раза. Только за первый свой рейс паром доставил по назначению 2600 тонн различных грузов.
О технических характеристиках и особенностях
«Маршал Черняховский» – первое в РФ судно, работающее на дизельном топливе и сжиженном газе. Он размещается в паре резервуаров общей вместимостью 600 м3. Применение СПГ позволило полностью исключить выбросы в атмосферу сажи и окислов серы и сократить на 90 % выход соединений азота. Также на 25 % меньше стало попадать в окружающую среду углекислоты. Газотурбинные двигатели обеспечивают не только ход судна, но и работу всей электрики на корабле с помощью пары валогенераторов общей мощностью 4800 кВт. Впрочем, на крайний случай приготовлен резервный дизель-генератор, выдающий 400 кВт энергии. Другие технические характеристики парома:
- ? длина, ширина – 199,9 и 27 м
- ? осадка (летом) – 6 м
- ? высота бортов – 14,7 м
- ? силовая установка – пара двигателей по 8158 «лошадей»
- ? скорость – до 16,5 узлов (30,6 км/ч)
- ? расход горючего при крейсерской скорости 15 узлов – 1172 кг/ч
- ? количество членов экипажа – 24 человека
Судно оснащено специальной арктической системой усиления Arc4. Это позволяет преодолевать восьмидесятисантиметровые льды. У парома двойное дно и такие же борта. Для удобства и безопасности при маневрировании, швартовке, корабль оборудован системой регулируемого шага винтов, впереди имеется пара подруливающих механизмов по 1000 кВт.
Использование новейшего оснащения позволило сократить процесс погрузки/разгрузки с 20 обычных до рекордных 5 часов.
Проект «Маршал Рокоссовский» разрабатывался с учетом использования автономного судовождения. Управление судном полностью цифровизировано: компьютерные системы произведены в РФ.
Пассажиры или грузы?
Существующий ныне маршрут от Усть-Луги до Балтийска не пользуется особым спросом у граждан. Поэтому пассажирская функция для любого корабля будет дотационной: возить только людей экономически невыгодно.
А ведь при постройке судна обустройство пассажирских кают предполагает особую конструкцию, влияющую на скорость корабля, его вагоновместимость. Поэтому заказчик решил сделать судно «чисто» грузовым, чтобы окупить в кратчайший срок.
Конструкция «Маршала Рокоссовского»
Основное предназначение судна – перевозка железнодорожных вагонов со стандартной российской колеей 152 см, размещаемых на главной нижней палубе. На ней можно перевезти:
- ? 80 цистерн типа Т-1
- ? 54 полувагона
- ? 36 полных вагона
На верхней палубе размещается колесная техника. Ее погрузка производится через стационарные паромные береговые комплексы или съемные мосты. Процесс осуществляется через рампу с главной палубы. Наверху поместится 40 машин с прицепами длиной 13,5 м. Если размещать технику на основной палубе, без ж/д составов, то войдет 58 автопоездов длиной 16,5 м. Если говорить проще, в среднем паром способен перевезти до 80 вагонов и 78 машин.
Ходовой мостик оснащен одним командным и двумя бортовыми пультами управления. У главного механика – «своя» система контроля над оборудованием судна.
На пароме предусмотрены жилые помещения для экипажа и 12 пассажирских кают. В первом случае это одноместные «номера» с санузлами. Во втором – две четырехместные и пара кают на двоих человек. Всего на пароме 36 мест. Кроме основных помещений, имеется тренажерный зал, бассейн и сауна.
Безопасность
Все трубопроводы, подающие газ и емкости для его хранения снабжены вентиляционными клапанами, чтобы сбрасывать при необходимости давление. Все магистрали – двойные и проходят через закрытые помещения (на открытых местах изолированы). Газовое хранилище оборудовано принудительной вентиляцией и системой контроля – малейшая утечка топлива будет сразу обнаружена. Не забыт и «крайний случай» – в передней части парома по обеим сторонам размещены спасательные шлюпки, каждая из которых рассчитана на 36 человек.
Как заправляют газом?
Для этого существуют специальные суда-бункеровщики. Но одних «заправщиков» мало – нужна соответствующая портовая инфраструктура. В правительстве уже обсуждался документ по строительству газовых баз в 15-ти портах. В РФ пока одно специальное судно-бункеровщик, построенное в Сингапуре. Оно способно перевозить до 5800 «кубов» газа и заправлять им пассажирские, грузовые корабли.
Что дальше?
Сегодня специалисты тщательно анализируют «поведение» нового парома на линии. Будут сделаны выводы о внесении корректировок в конструкцию судна, а также инфраструктуру портов. Это позволит в будущем эффективнее перевозить грузы, внести дополнения и улучшения в строящиеся суда этого типа.
Появление на линии к концу текущего года еще одного парома «Генерал Черняховский» полностью закроет проблему грузоперевозок по воде в Калининградскую область. Их объем только благодаря «Маршалу Рокоссовскому», вырастет до запланированных 2 млн. тонн. В итоге часть грузов, следующих по суше через границы нескольких стран, зачастую недружественных по отношению к России, будет переориентирована на морской путь.
Имеющаяся на борту нового и строящегося парома антиледовая система Arc 4 позволит осуществлять навигацию весь год. К тому же не стоит забывать и экологической составляющей: благодаря двигателям, работающих на «голубом топливе», количество загрязняющих атмосферу веществ существенно уменьшились: российское судно соответствует требованиям IMO, стандарты которого ограничивают вредные выбросы в Балтийское море.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Boeing 787: Dreamliner покупают во всем мире, кроме России
К началу апреля 2024 года выпущено 1123 самолета этой марки. Начиная с момента эксплуатации в 2011-м, зафиксировано только одно происшествие с самолетом, да и...
Как в Китае плавают над горами
Корабль, который плывет на высоте несколько километров над уровнем моря – противоестественное зрелище. Тем не менее такое существует. В Китае, где много...
Идеальные посадки Ту-204 – самолет хорош, да и пилоты не подкачали
Ту-204 – это один из красивейших авиалайнеров современности. Появился он еще в Советском Союзе, ближе к концу 80-х годов. Новый самолет должен был стать...
В Калуге наладят производство конкурента Lada Largus
Peugeot Partner может составить конкуренцию «Ларгусу». Продажи ожидаются в этом году....
Тутаевский завод наладил серийное производство новейших дизельных двигателей
Они базируются на серии 8481, но имеют серьезные конструктивные изменения. Старшая модель будет оборудована отечественным Common Rail, улучшенным редуктором и...
Dacia объявила цены на кроссовер Bigster – такой задумывалась новая «Нива»
До 2022 года АВТОВАЗ планировал выпустить «Ниву» второго поколения. И это должна была быть именно перелицованная Dacia Bigster....
Китайский пассажирский авиалайнер COMAC C919 собирается покорять страны ЕС
Есть мнение, что эти самолеты будут массово закупать и в России. Тем более, производитель планирует многократное увеличение объемов производства....
Почему «кей-кары» могут быть востребованы в России
Ответ прост. Это современные и экономичные автомобили за 1 млн рублей....
Fokker 100: стремительный «взлет» и быстрая «посадка»
Создание самолета попало в точку: такие были очень нужны на линиях средней протяженности. Но удача не долго сопутствовала добротной машине....
Как «КАМАЗ» делает новые дизели
КАМАЗ-910 – перспективный российский дизель для грузовых автомобилей, начало производства которого стало важным этапом в развитии отечественного...
Экспорт авиационных комплектующих из России в США значительно подрос
Подтверждением тому служат данные из отчета американской таможни. О том, какие детали пользуются наибольшим спросом читайте в нашем материале....
Tecnam P2006T: самый легкий в мире двухмоторник выпускают и сегодня
Небольшой самолет от малоизвестной итальянской компании сумел стать востребованным: удачная конструкция, хорошие летные параметры позволяют его выпускать до...
Уникальный электробус МАЗ-271Е начал перевозить пассажиров
Это тестовая эксплуатация техники в реальном режиме. Таких моделей, как МАЗ-271Е, никто в ЕАЭС больше не выпускает....
Судостроительную сферу России ждут серьезные изменения в новой «пятилетке»
Речь идет о тотальной локализации производства, а также наращивании объемов выпускаемой продукции. План называет конкретные цифры, к которым нужно прийти к...
Boom Supersonic XB-1 из углепластика вплотную приблизился к сверхзвуку – замене Ту-144 быть
Пока это только демонстратор, но производитель уверен – за ним будущее авиации. Boom Supersonic XB-1 совершил уже одиннадцатый полет....
Революция в мире электромоторов – новые модели-колеса выдают мощность до 857 л. с.
И это только одно колесо, весящее 40 кг. А у автомобиля таких может быть два или четыре....