«Маршал Рокоссовский» – самый большой паром в России
Морской гигант был заложен на верфи Kuzey Star Shipyard (Турция) в конце 2018 года. Менее чем через пару лет корабль сошел со стапелей. А весной 2021-го уже находился в порту приписки – городе Усть-Луга Калининградской области, где в марте на судне был поднят российский флаг. Сейчас на турецкой верфи продолжается строительство второго парома серии CNF19M, который уже получил название – «Генерал Черняховский» (спуск на воду планируется в конце 2022 года). Изначально на строительство двух судов планировалось потратить 10 млрд. руб. Однако, учитывая российскую практику изначального занижения стоимости, летом 2021 года было добавлено еще 2,55 млрд. руб.
Кто-то может упрекнуть: неужели нельзя в России построить подобное судно? Можно. Причина банальна – негде. Все судоверфи РФ заняты «под завязку» на несколько лет вперед. Чтобы построить такое большое судно, как «Маршал Рокоссовский», пришлось бы долго ждать Это, как минимум, 5 лет. А паром нужен сейчас, сегодня.
Судно будет осуществлять надежную связь между «материком» и российским западным форпостом. Сегодня на калининградском направлении работает пара судов. Одному – железнодорожному парому «Балтийск» уже 37 лет, второму – кораблю со звучным названием «Амбал» – 31 год. Оба транспортных средства строились в ФРГ. И то и другое в холодное время года не в состоянии пересечь Финский залив без помощи ледокола, что поднимает себестоимость транспортируемых грузов.
Поэтому необходимость в замене назрела, тем более, если учитывать сегодняшнюю политическую и экономическую ситуацию, в которой оказалась Россия. Складывается впечатление, что кто-то знал о грядущих неприятностях и заранее к ним подготовился. Сегодня логистическая блокада анклаву не грозит.
О том, что паром крайне необходим, говорит тот факт, что по окончании церемонии поднятия флага началась погрузка судна. По прибытии на маршрутную линию «Маршала Рокоссовского» объемы транспортировок вырастут в полтора раза. Только за первый свой рейс паром доставил по назначению 2600 тонн различных грузов.
«Маршал Черняховский» – первое в РФ судно, работающее на дизельном топливе и сжиженном газе. Он размещается в паре резервуаров общей вместимостью 600 м3. Применение СПГ позволило полностью исключить выбросы в атмосферу сажи и окислов серы и сократить на 90 % выход соединений азота. Также на 25 % меньше стало попадать в окружающую среду углекислоты. Газотурбинные двигатели обеспечивают не только ход судна, но и работу всей электрики на корабле с помощью пары валогенераторов общей мощностью 4800 кВт. Впрочем, на крайний случай приготовлен резервный дизель-генератор, выдающий 400 кВт энергии. Другие технические характеристики парома:
Судно оснащено специальной арктической системой усиления Arc4. Это позволяет преодолевать восьмидесятисантиметровые льды. У парома двойное дно и такие же борта. Для удобства и безопасности при маневрировании, швартовке, корабль оборудован системой регулируемого шага винтов, впереди имеется пара подруливающих механизмов по 1000 кВт.
Проект «Маршал Рокоссовский» разрабатывался с учетом использования автономного судовождения. Управление судном полностью цифровизировано: компьютерные системы произведены в РФ.
Существующий ныне маршрут от Усть-Луги до Балтийска не пользуется особым спросом у граждан. Поэтому пассажирская функция для любого корабля будет дотационной: возить только людей экономически невыгодно.
А ведь при постройке судна обустройство пассажирских кают предполагает особую конструкцию, влияющую на скорость корабля, его вагоновместимость. Поэтому заказчик решил сделать судно «чисто» грузовым, чтобы окупить в кратчайший срок.
Основное предназначение судна – перевозка железнодорожных вагонов со стандартной российской колеей 152 см, размещаемых на главной нижней палубе. На ней можно перевезти:
На верхней палубе размещается колесная техника. Ее погрузка производится через стационарные паромные береговые комплексы или съемные мосты. Процесс осуществляется через рампу с главной палубы. Наверху поместится 40 машин с прицепами длиной 13,5 м. Если размещать технику на основной палубе, без ж/д составов, то войдет 58 автопоездов длиной 16,5 м. Если говорить проще, в среднем паром способен перевезти до 80 вагонов и 78 машин.
Ходовой мостик оснащен одним командным и двумя бортовыми пультами управления. У главного механика – «своя» система контроля над оборудованием судна.
На пароме предусмотрены жилые помещения для экипажа и 12 пассажирских кают. В первом случае это одноместные «номера» с санузлами. Во втором – две четырехместные и пара кают на двоих человек. Всего на пароме 36 мест. Кроме основных помещений, имеется тренажерный зал, бассейн и сауна.
Все трубопроводы, подающие газ и емкости для его хранения снабжены вентиляционными клапанами, чтобы сбрасывать при необходимости давление. Все магистрали – двойные и проходят через закрытые помещения (на открытых местах изолированы). Газовое хранилище оборудовано принудительной вентиляцией и системой контроля – малейшая утечка топлива будет сразу обнаружена. Не забыт и «крайний случай» – в передней части парома по обеим сторонам размещены спасательные шлюпки, каждая из которых рассчитана на 36 человек.
Для этого существуют специальные суда-бункеровщики. Но одних «заправщиков» мало – нужна соответствующая портовая инфраструктура. В правительстве уже обсуждался документ по строительству газовых баз в 15-ти портах. В РФ пока одно специальное судно-бункеровщик, построенное в Сингапуре. Оно способно перевозить до 5800 «кубов» газа и заправлять им пассажирские, грузовые корабли.
Сегодня специалисты тщательно анализируют «поведение» нового парома на линии. Будут сделаны выводы о внесении корректировок в конструкцию судна, а также инфраструктуру портов. Это позволит в будущем эффективнее перевозить грузы, внести дополнения и улучшения в строящиеся суда этого типа.
Появление на линии к концу текущего года еще одного парома «Генерал Черняховский» полностью закроет проблему грузоперевозок по воде в Калининградскую область. Их объем только благодаря «Маршалу Рокоссовскому», вырастет до запланированных 2 млн. тонн. В итоге часть грузов, следующих по суше через границы нескольких стран, зачастую недружественных по отношению к России, будет переориентирована на морской путь.
Имеющаяся на борту нового и строящегося парома антиледовая система Arc 4 позволит осуществлять навигацию весь год. К тому же не стоит забывать и экологической составляющей: благодаря двигателям, работающих на «голубом топливе», количество загрязняющих атмосферу веществ существенно уменьшились: российское судно соответствует требованиям IMO, стандарты которого ограничивают вредные выбросы в Балтийское море.
Кто-то может упрекнуть: неужели нельзя в России построить подобное судно? Можно. Причина банальна – негде. Все судоверфи РФ заняты «под завязку» на несколько лет вперед. Чтобы построить такое большое судно, как «Маршал Рокоссовский», пришлось бы долго ждать Это, как минимум, 5 лет. А паром нужен сейчас, сегодня.
Предназначение
Судно будет осуществлять надежную связь между «материком» и российским западным форпостом. Сегодня на калининградском направлении работает пара судов. Одному – железнодорожному парому «Балтийск» уже 37 лет, второму – кораблю со звучным названием «Амбал» – 31 год. Оба транспортных средства строились в ФРГ. И то и другое в холодное время года не в состоянии пересечь Финский залив без помощи ледокола, что поднимает себестоимость транспортируемых грузов.
Поэтому необходимость в замене назрела, тем более, если учитывать сегодняшнюю политическую и экономическую ситуацию, в которой оказалась Россия. Складывается впечатление, что кто-то знал о грядущих неприятностях и заранее к ним подготовился. Сегодня логистическая блокада анклаву не грозит.
О том, что паром крайне необходим, говорит тот факт, что по окончании церемонии поднятия флага началась погрузка судна. По прибытии на маршрутную линию «Маршала Рокоссовского» объемы транспортировок вырастут в полтора раза. Только за первый свой рейс паром доставил по назначению 2600 тонн различных грузов.
О технических характеристиках и особенностях
«Маршал Черняховский» – первое в РФ судно, работающее на дизельном топливе и сжиженном газе. Он размещается в паре резервуаров общей вместимостью 600 м3. Применение СПГ позволило полностью исключить выбросы в атмосферу сажи и окислов серы и сократить на 90 % выход соединений азота. Также на 25 % меньше стало попадать в окружающую среду углекислоты. Газотурбинные двигатели обеспечивают не только ход судна, но и работу всей электрики на корабле с помощью пары валогенераторов общей мощностью 4800 кВт. Впрочем, на крайний случай приготовлен резервный дизель-генератор, выдающий 400 кВт энергии. Другие технические характеристики парома:
- ? длина, ширина – 199,9 и 27 м
- ? осадка (летом) – 6 м
- ? высота бортов – 14,7 м
- ? силовая установка – пара двигателей по 8158 «лошадей»
- ? скорость – до 16,5 узлов (30,6 км/ч)
- ? расход горючего при крейсерской скорости 15 узлов – 1172 кг/ч
- ? количество членов экипажа – 24 человека
Судно оснащено специальной арктической системой усиления Arc4. Это позволяет преодолевать восьмидесятисантиметровые льды. У парома двойное дно и такие же борта. Для удобства и безопасности при маневрировании, швартовке, корабль оборудован системой регулируемого шага винтов, впереди имеется пара подруливающих механизмов по 1000 кВт.
Использование новейшего оснащения позволило сократить процесс погрузки/разгрузки с 20 обычных до рекордных 5 часов.
Проект «Маршал Рокоссовский» разрабатывался с учетом использования автономного судовождения. Управление судном полностью цифровизировано: компьютерные системы произведены в РФ.
Пассажиры или грузы?
Существующий ныне маршрут от Усть-Луги до Балтийска не пользуется особым спросом у граждан. Поэтому пассажирская функция для любого корабля будет дотационной: возить только людей экономически невыгодно.
А ведь при постройке судна обустройство пассажирских кают предполагает особую конструкцию, влияющую на скорость корабля, его вагоновместимость. Поэтому заказчик решил сделать судно «чисто» грузовым, чтобы окупить в кратчайший срок.
Конструкция «Маршала Рокоссовского»
Основное предназначение судна – перевозка железнодорожных вагонов со стандартной российской колеей 152 см, размещаемых на главной нижней палубе. На ней можно перевезти:
- ? 80 цистерн типа Т-1
- ? 54 полувагона
- ? 36 полных вагона
На верхней палубе размещается колесная техника. Ее погрузка производится через стационарные паромные береговые комплексы или съемные мосты. Процесс осуществляется через рампу с главной палубы. Наверху поместится 40 машин с прицепами длиной 13,5 м. Если размещать технику на основной палубе, без ж/д составов, то войдет 58 автопоездов длиной 16,5 м. Если говорить проще, в среднем паром способен перевезти до 80 вагонов и 78 машин.
Ходовой мостик оснащен одним командным и двумя бортовыми пультами управления. У главного механика – «своя» система контроля над оборудованием судна.
На пароме предусмотрены жилые помещения для экипажа и 12 пассажирских кают. В первом случае это одноместные «номера» с санузлами. Во втором – две четырехместные и пара кают на двоих человек. Всего на пароме 36 мест. Кроме основных помещений, имеется тренажерный зал, бассейн и сауна.
Безопасность
Все трубопроводы, подающие газ и емкости для его хранения снабжены вентиляционными клапанами, чтобы сбрасывать при необходимости давление. Все магистрали – двойные и проходят через закрытые помещения (на открытых местах изолированы). Газовое хранилище оборудовано принудительной вентиляцией и системой контроля – малейшая утечка топлива будет сразу обнаружена. Не забыт и «крайний случай» – в передней части парома по обеим сторонам размещены спасательные шлюпки, каждая из которых рассчитана на 36 человек.
Как заправляют газом?
Для этого существуют специальные суда-бункеровщики. Но одних «заправщиков» мало – нужна соответствующая портовая инфраструктура. В правительстве уже обсуждался документ по строительству газовых баз в 15-ти портах. В РФ пока одно специальное судно-бункеровщик, построенное в Сингапуре. Оно способно перевозить до 5800 «кубов» газа и заправлять им пассажирские, грузовые корабли.
Что дальше?
Сегодня специалисты тщательно анализируют «поведение» нового парома на линии. Будут сделаны выводы о внесении корректировок в конструкцию судна, а также инфраструктуру портов. Это позволит в будущем эффективнее перевозить грузы, внести дополнения и улучшения в строящиеся суда этого типа.
Появление на линии к концу текущего года еще одного парома «Генерал Черняховский» полностью закроет проблему грузоперевозок по воде в Калининградскую область. Их объем только благодаря «Маршалу Рокоссовскому», вырастет до запланированных 2 млн. тонн. В итоге часть грузов, следующих по суше через границы нескольких стран, зачастую недружественных по отношению к России, будет переориентирована на морской путь.
Имеющаяся на борту нового и строящегося парома антиледовая система Arc 4 позволит осуществлять навигацию весь год. К тому же не стоит забывать и экологической составляющей: благодаря двигателям, работающих на «голубом топливе», количество загрязняющих атмосферу веществ существенно уменьшились: российское судно соответствует требованиям IMO, стандарты которого ограничивают вредные выбросы в Балтийское море.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...