
«Маршал Рокоссовский» – самый большой паром в России
Морской гигант был заложен на верфи Kuzey Star Shipyard (Турция) в конце 2018 года. Менее чем через пару лет корабль сошел со стапелей. А весной 2021-го уже находился в порту приписки – городе Усть-Луга Калининградской области, где в марте на судне был поднят российский флаг. Сейчас на турецкой верфи продолжается строительство второго парома серии CNF19M, который уже получил название – «Генерал Черняховский» (спуск на воду планируется в конце 2022 года). Изначально на строительство двух судов планировалось потратить 10 млрд. руб. Однако, учитывая российскую практику изначального занижения стоимости, летом 2021 года было добавлено еще 2,55 млрд. руб.
Кто-то может упрекнуть: неужели нельзя в России построить подобное судно? Можно. Причина банальна – негде. Все судоверфи РФ заняты «под завязку» на несколько лет вперед. Чтобы построить такое большое судно, как «Маршал Рокоссовский», пришлось бы долго ждать Это, как минимум, 5 лет. А паром нужен сейчас, сегодня.
Судно будет осуществлять надежную связь между «материком» и российским западным форпостом. Сегодня на калининградском направлении работает пара судов. Одному – железнодорожному парому «Балтийск» уже 37 лет, второму – кораблю со звучным названием «Амбал» – 31 год. Оба транспортных средства строились в ФРГ. И то и другое в холодное время года не в состоянии пересечь Финский залив без помощи ледокола, что поднимает себестоимость транспортируемых грузов.
Поэтому необходимость в замене назрела, тем более, если учитывать сегодняшнюю политическую и экономическую ситуацию, в которой оказалась Россия. Складывается впечатление, что кто-то знал о грядущих неприятностях и заранее к ним подготовился. Сегодня логистическая блокада анклаву не грозит.
О том, что паром крайне необходим, говорит тот факт, что по окончании церемонии поднятия флага началась погрузка судна. По прибытии на маршрутную линию «Маршала Рокоссовского» объемы транспортировок вырастут в полтора раза. Только за первый свой рейс паром доставил по назначению 2600 тонн различных грузов.
«Маршал Черняховский» – первое в РФ судно, работающее на дизельном топливе и сжиженном газе. Он размещается в паре резервуаров общей вместимостью 600 м3. Применение СПГ позволило полностью исключить выбросы в атмосферу сажи и окислов серы и сократить на 90 % выход соединений азота. Также на 25 % меньше стало попадать в окружающую среду углекислоты. Газотурбинные двигатели обеспечивают не только ход судна, но и работу всей электрики на корабле с помощью пары валогенераторов общей мощностью 4800 кВт. Впрочем, на крайний случай приготовлен резервный дизель-генератор, выдающий 400 кВт энергии. Другие технические характеристики парома:
Судно оснащено специальной арктической системой усиления Arc4. Это позволяет преодолевать восьмидесятисантиметровые льды. У парома двойное дно и такие же борта. Для удобства и безопасности при маневрировании, швартовке, корабль оборудован системой регулируемого шага винтов, впереди имеется пара подруливающих механизмов по 1000 кВт.
Проект «Маршал Рокоссовский» разрабатывался с учетом использования автономного судовождения. Управление судном полностью цифровизировано: компьютерные системы произведены в РФ.
Существующий ныне маршрут от Усть-Луги до Балтийска не пользуется особым спросом у граждан. Поэтому пассажирская функция для любого корабля будет дотационной: возить только людей экономически невыгодно.
А ведь при постройке судна обустройство пассажирских кают предполагает особую конструкцию, влияющую на скорость корабля, его вагоновместимость. Поэтому заказчик решил сделать судно «чисто» грузовым, чтобы окупить в кратчайший срок.
Основное предназначение судна – перевозка железнодорожных вагонов со стандартной российской колеей 152 см, размещаемых на главной нижней палубе. На ней можно перевезти:
На верхней палубе размещается колесная техника. Ее погрузка производится через стационарные паромные береговые комплексы или съемные мосты. Процесс осуществляется через рампу с главной палубы. Наверху поместится 40 машин с прицепами длиной 13,5 м. Если размещать технику на основной палубе, без ж/д составов, то войдет 58 автопоездов длиной 16,5 м. Если говорить проще, в среднем паром способен перевезти до 80 вагонов и 78 машин.
Ходовой мостик оснащен одним командным и двумя бортовыми пультами управления. У главного механика – «своя» система контроля над оборудованием судна.
На пароме предусмотрены жилые помещения для экипажа и 12 пассажирских кают. В первом случае это одноместные «номера» с санузлами. Во втором – две четырехместные и пара кают на двоих человек. Всего на пароме 36 мест. Кроме основных помещений, имеется тренажерный зал, бассейн и сауна.
Все трубопроводы, подающие газ и емкости для его хранения снабжены вентиляционными клапанами, чтобы сбрасывать при необходимости давление. Все магистрали – двойные и проходят через закрытые помещения (на открытых местах изолированы). Газовое хранилище оборудовано принудительной вентиляцией и системой контроля – малейшая утечка топлива будет сразу обнаружена. Не забыт и «крайний случай» – в передней части парома по обеим сторонам размещены спасательные шлюпки, каждая из которых рассчитана на 36 человек.
Для этого существуют специальные суда-бункеровщики. Но одних «заправщиков» мало – нужна соответствующая портовая инфраструктура. В правительстве уже обсуждался документ по строительству газовых баз в 15-ти портах. В РФ пока одно специальное судно-бункеровщик, построенное в Сингапуре. Оно способно перевозить до 5800 «кубов» газа и заправлять им пассажирские, грузовые корабли.
Сегодня специалисты тщательно анализируют «поведение» нового парома на линии. Будут сделаны выводы о внесении корректировок в конструкцию судна, а также инфраструктуру портов. Это позволит в будущем эффективнее перевозить грузы, внести дополнения и улучшения в строящиеся суда этого типа.
Появление на линии к концу текущего года еще одного парома «Генерал Черняховский» полностью закроет проблему грузоперевозок по воде в Калининградскую область. Их объем только благодаря «Маршалу Рокоссовскому», вырастет до запланированных 2 млн. тонн. В итоге часть грузов, следующих по суше через границы нескольких стран, зачастую недружественных по отношению к России, будет переориентирована на морской путь.
Имеющаяся на борту нового и строящегося парома антиледовая система Arc 4 позволит осуществлять навигацию весь год. К тому же не стоит забывать и экологической составляющей: благодаря двигателям, работающих на «голубом топливе», количество загрязняющих атмосферу веществ существенно уменьшились: российское судно соответствует требованиям IMO, стандарты которого ограничивают вредные выбросы в Балтийское море.
Кто-то может упрекнуть: неужели нельзя в России построить подобное судно? Можно. Причина банальна – негде. Все судоверфи РФ заняты «под завязку» на несколько лет вперед. Чтобы построить такое большое судно, как «Маршал Рокоссовский», пришлось бы долго ждать Это, как минимум, 5 лет. А паром нужен сейчас, сегодня.
Предназначение
Судно будет осуществлять надежную связь между «материком» и российским западным форпостом. Сегодня на калининградском направлении работает пара судов. Одному – железнодорожному парому «Балтийск» уже 37 лет, второму – кораблю со звучным названием «Амбал» – 31 год. Оба транспортных средства строились в ФРГ. И то и другое в холодное время года не в состоянии пересечь Финский залив без помощи ледокола, что поднимает себестоимость транспортируемых грузов.
Поэтому необходимость в замене назрела, тем более, если учитывать сегодняшнюю политическую и экономическую ситуацию, в которой оказалась Россия. Складывается впечатление, что кто-то знал о грядущих неприятностях и заранее к ним подготовился. Сегодня логистическая блокада анклаву не грозит.
О том, что паром крайне необходим, говорит тот факт, что по окончании церемонии поднятия флага началась погрузка судна. По прибытии на маршрутную линию «Маршала Рокоссовского» объемы транспортировок вырастут в полтора раза. Только за первый свой рейс паром доставил по назначению 2600 тонн различных грузов.
О технических характеристиках и особенностях
«Маршал Черняховский» – первое в РФ судно, работающее на дизельном топливе и сжиженном газе. Он размещается в паре резервуаров общей вместимостью 600 м3. Применение СПГ позволило полностью исключить выбросы в атмосферу сажи и окислов серы и сократить на 90 % выход соединений азота. Также на 25 % меньше стало попадать в окружающую среду углекислоты. Газотурбинные двигатели обеспечивают не только ход судна, но и работу всей электрики на корабле с помощью пары валогенераторов общей мощностью 4800 кВт. Впрочем, на крайний случай приготовлен резервный дизель-генератор, выдающий 400 кВт энергии. Другие технические характеристики парома:
- ? длина, ширина – 199,9 и 27 м
- ? осадка (летом) – 6 м
- ? высота бортов – 14,7 м
- ? силовая установка – пара двигателей по 8158 «лошадей»
- ? скорость – до 16,5 узлов (30,6 км/ч)
- ? расход горючего при крейсерской скорости 15 узлов – 1172 кг/ч
- ? количество членов экипажа – 24 человека
Судно оснащено специальной арктической системой усиления Arc4. Это позволяет преодолевать восьмидесятисантиметровые льды. У парома двойное дно и такие же борта. Для удобства и безопасности при маневрировании, швартовке, корабль оборудован системой регулируемого шага винтов, впереди имеется пара подруливающих механизмов по 1000 кВт.
Использование новейшего оснащения позволило сократить процесс погрузки/разгрузки с 20 обычных до рекордных 5 часов.
Проект «Маршал Рокоссовский» разрабатывался с учетом использования автономного судовождения. Управление судном полностью цифровизировано: компьютерные системы произведены в РФ.
Пассажиры или грузы?
Существующий ныне маршрут от Усть-Луги до Балтийска не пользуется особым спросом у граждан. Поэтому пассажирская функция для любого корабля будет дотационной: возить только людей экономически невыгодно.
А ведь при постройке судна обустройство пассажирских кают предполагает особую конструкцию, влияющую на скорость корабля, его вагоновместимость. Поэтому заказчик решил сделать судно «чисто» грузовым, чтобы окупить в кратчайший срок.
Конструкция «Маршала Рокоссовского»
Основное предназначение судна – перевозка железнодорожных вагонов со стандартной российской колеей 152 см, размещаемых на главной нижней палубе. На ней можно перевезти:
- ? 80 цистерн типа Т-1
- ? 54 полувагона
- ? 36 полных вагона
На верхней палубе размещается колесная техника. Ее погрузка производится через стационарные паромные береговые комплексы или съемные мосты. Процесс осуществляется через рампу с главной палубы. Наверху поместится 40 машин с прицепами длиной 13,5 м. Если размещать технику на основной палубе, без ж/д составов, то войдет 58 автопоездов длиной 16,5 м. Если говорить проще, в среднем паром способен перевезти до 80 вагонов и 78 машин.
Ходовой мостик оснащен одним командным и двумя бортовыми пультами управления. У главного механика – «своя» система контроля над оборудованием судна.
На пароме предусмотрены жилые помещения для экипажа и 12 пассажирских кают. В первом случае это одноместные «номера» с санузлами. Во втором – две четырехместные и пара кают на двоих человек. Всего на пароме 36 мест. Кроме основных помещений, имеется тренажерный зал, бассейн и сауна.
Безопасность
Все трубопроводы, подающие газ и емкости для его хранения снабжены вентиляционными клапанами, чтобы сбрасывать при необходимости давление. Все магистрали – двойные и проходят через закрытые помещения (на открытых местах изолированы). Газовое хранилище оборудовано принудительной вентиляцией и системой контроля – малейшая утечка топлива будет сразу обнаружена. Не забыт и «крайний случай» – в передней части парома по обеим сторонам размещены спасательные шлюпки, каждая из которых рассчитана на 36 человек.
Как заправляют газом?
Для этого существуют специальные суда-бункеровщики. Но одних «заправщиков» мало – нужна соответствующая портовая инфраструктура. В правительстве уже обсуждался документ по строительству газовых баз в 15-ти портах. В РФ пока одно специальное судно-бункеровщик, построенное в Сингапуре. Оно способно перевозить до 5800 «кубов» газа и заправлять им пассажирские, грузовые корабли.
Что дальше?
Сегодня специалисты тщательно анализируют «поведение» нового парома на линии. Будут сделаны выводы о внесении корректировок в конструкцию судна, а также инфраструктуру портов. Это позволит в будущем эффективнее перевозить грузы, внести дополнения и улучшения в строящиеся суда этого типа.
Появление на линии к концу текущего года еще одного парома «Генерал Черняховский» полностью закроет проблему грузоперевозок по воде в Калининградскую область. Их объем только благодаря «Маршалу Рокоссовскому», вырастет до запланированных 2 млн. тонн. В итоге часть грузов, следующих по суше через границы нескольких стран, зачастую недружественных по отношению к России, будет переориентирована на морской путь.
Имеющаяся на борту нового и строящегося парома антиледовая система Arc 4 позволит осуществлять навигацию весь год. К тому же не стоит забывать и экологической составляющей: благодаря двигателям, работающих на «голубом топливе», количество загрязняющих атмосферу веществ существенно уменьшились: российское судно соответствует требованиям IMO, стандарты которого ограничивают вредные выбросы в Балтийское море.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Тефлоновые поршни – гениальная идея или очередной провал?
Можно ли улучшить двигатель обычными бытовыми технологиями? В новом видео автор YouTube-канала «Гараж 54» решает провести смелый эксперимент: нанести на поршни...

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

MiningWorld Rus 2025 – китайской техники больше, чем российской
Когда речь заходит о развитии горнодобывающей отрасли, ожидания от выставок вроде MiningWorld Rus обычно высоки. Однако в этом году отечественная техника...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

Nissan представил необычный и мощный пикап
Подобную концепцию японский бренд использует впервые за свою историю. Представительство говорит об отсылках к 80-м годам, но визуально в это сложно поверить....