Автопром КНДР: на чем ездят в Северной Корее?
Самая закрытая, изолированная в политическом и экономическом смысле страна выпускает собственные машины – с первого взгляда кажется, что это миф. Как-то принято считать: в КНДР с населением 26 млн. граждан, кроме вооружений ничего не производят. Но в реальности автопром там есть! И даже не один какой-нибудь военный завод, штампующий грузовики для перевозки ракет и пушек, а целых семь. Конечно, в основном они выпускают армейскую технику и общественный транспорт, но и для легковых автомобилей нашлось место на конвейере. Как минимум, три предприятия занимаются их производством в скромных количествах.
Завод основан в 1950 году: через 8 лет здесь начали выпускать серийные машины. Что собой они представляли? Это лицензионные копии советских автомобилей. Кстати, их и сейчас очень часто можно увидеть на дорогах КНДР. Например, копию ГАЗ-69 (в корейской «интерпретации» Kaengsaeng 68NA), а также его полноприводный вариант.
А под названием Sungri-58 «прячется» ГАЗ-51. Постепенно корейцы стали делать свою кабину, немного изменили интерьер, но в техническом отношении это грузовик 80-летней давности. Да еще и с пикантной особенностью – с бензином в КНДР туговато, поэтому грузовики ездят на дровах, как в СССР во время Отечественной войны.
Позже начали делать аналог «Победы», который в «модернизированном варианте выпускают по сей день. Только под другим, романтическим названием – Achimkoy, что в переводе значит «Утренний цветок». На этом северокорейские производители не остановились и продолжали собирать уже «Волги» всех мастей: от ГАЗ-21 до ГАЗ-3102.
В 80-е годы завод «взял быка за рога» – на предприятии скопировали популярный тогда Mercedes 190 (кузов W201). Для этого специально закупили партию машин с «загнивающего» Запада. Любопытно название скопированного авто, которое переводится, как «Надейся сам на себя» (если в латинице, то Kaengsaeng). И доля правды тут есть! По некоторым данным, гордые северокорейцы отказались от мерседесовского двигателя, впихнув в машину советский мотор от ГАЗ-69.
Есть и другие «особенности» – в легковушке отсутствует печка, а стекла не опускаются никак от слова вообще. Да и боковое зеркало только со стороны водителя – а зачем больше, если машин в стране все равно немного.
Но прогресс и в КНДР не стоит на месте: в 90-х годах было организовано совместное предприятие с Южной Кореей. Да-да, вы не ослышались – война войной, а бизнес бизнесом. Компания выпускает по лицензии автомобили от китайских производителей Brilliance, DanDong и итальянского Fiat. В последнем случае на основе модели Palio/Albea (в России ее тоже когда-то производили на мощностях КАМАЗа) в КНДР создали «свою» легковушку, которую почему-то назвали Huiparam, что значит «свисток».
С наименованием автомобилей в Северной Корее явно что-то не то, или юмор такой что ли: еще один клон (фургон Fiat Doblo) получил название Ppeokkugi («кукушка»). Однако машины, сделанные по итальянскому образцу, выпускались недолго: видимо, лицензия кончилась или что-то еще.
Поэтому следующие «свистки» Huiparam II и III разработали, используя продукцию китайского концерна Brilliance. Здесь основное отличие от оригинала заключалось в наличии иного шильдика. Что касается «кукушек», северокорейцы на полную катушку использовали в качестве «исходника» китайские авто от SG Automotive: кроссоверы, пикапы и т. п. Не чурались копировать и японские, американские автомобили. Общее количество выпускаемых заводом машин в год – примерно 10 тыс. единиц техники.
Так переводится название еще одного завода, работающего с 2018 года. Информации о нем крайне мало, однако известно, что четыре года назад была представлена целая линейка автомобилей, среди которых кроссоверы, микроавтобусы, пикапы, обычные легковушки. В экстерьере моделей явственно просматриваются черты китайского FAW.
Однако корейцы этого «не замечают» и главный упор делают на оснащение машины в наивысшей комплектации: кондиционер, электрическими стеклоподъемники, система «старт-стоп», парктроник – невиданная роскошь для корейцев.
Продукция предприятия смотрится вполне современно. По крайней мере, глядя на выпускаемую технику, чувства ностальгии по 70-м и 80-м не появляется. Более того: в 1989 году Правительство СССР намеревалось закупить партию двенадцатиметровых троллейбусов для Хабаровска.
Но что-то не получилось: наверное, набиравшая обороты перестройка и отступление Советского Союза от коммунистических идеалов. Еще из общественного транспорта стоит отметить прошедший модернизацию чешский трамвай Tatra KT4.
Не забыли в КНДР и старого друга – Россию. АвтоВаЗ в 2008 году по заказу отправил в страну 850 машин, в 2009 – 530 и в 2011 только 350 автомобилей. Очевидно, налицо конкуренция с КНР. Из автопрома РФ чаще всего на улицах встречается Lada Priora, от китайских товарищей наибольшим спросом пользуется BYD F3.
А вот японским автопроизводителям «не повезло»: ввоз машин из Страны Восходящего солнца сейчас запрещен. Причина достойна внимания: когда-то кортежу вождя Ким Чен Ира перегородила путь несчастная сломавшаяся так не вовремя «японка». Лидер страны повелел изъять у населения все машины, произведенные в соседнем островном государстве.
С 2015 года лидер страны передвигается на Mercedes S600 Pullman Guard. Бронированная шестиметровая машина способна ехать на скорости 100 км/ч даже при полностью продырявленных пулями колесах. Такие авто собирают исключительно по предварительному заказу, цена зашкаливает за 1 млн. «зеленых» и это при многолетних санкциях! Руководство Daimler, кстати, всячески открещивается от упреков в поставке, утверждая, что не поддерживает никаких отношений с КНДР.
Но это не единственная «служебная» машина северокорейского лидера. Недавно был приобретен Rolls-Royce Phantom с мотором в 6,7 л, развивающим 460 «лошадей». Автомобиль «засветился» в 2018-м на встрече Кима с американским госсекретарем. Что касается личного автопарка, по неофициальным данным в нем насчитывается от 100 до 300 дорогих иномарок.
Но иногда лидера можно увидеть сидящим куда в более скромной технике. Например, в тракторе «Беларусь» или «Лада Приора».
Ответ однозначный – на чем попало, в т. ч. импортных машинах. Каким образом они попадают в страну при введенных санкциях – загадка. Скорее всего, через Китай, которому корейцы продают рис в огромных количествах, и (или) Вьетнам, с которым КНДР поддерживает отношения.
Но раньше закупали автомобили и официально. Например, в 1973 году в Швеции было приобретено в долг 1000 автомобилей популярной тогда модели Volvo 144.
Деньги, кстати, не отдали до сих пор: сумма с учетом пени уже превысила 300 млн. долларов. Но шведов это не удивило – их шокировало, что проданные почти полвека назад «Вольво 144» ездят и сегодня.
Sungri
Завод основан в 1950 году: через 8 лет здесь начали выпускать серийные машины. Что собой они представляли? Это лицензионные копии советских автомобилей. Кстати, их и сейчас очень часто можно увидеть на дорогах КНДР. Например, копию ГАЗ-69 (в корейской «интерпретации» Kaengsaeng 68NA), а также его полноприводный вариант.
А под названием Sungri-58 «прячется» ГАЗ-51. Постепенно корейцы стали делать свою кабину, немного изменили интерьер, но в техническом отношении это грузовик 80-летней давности. Да еще и с пикантной особенностью – с бензином в КНДР туговато, поэтому грузовики ездят на дровах, как в СССР во время Отечественной войны.
Позже начали делать аналог «Победы», который в «модернизированном варианте выпускают по сей день. Только под другим, романтическим названием – Achimkoy, что в переводе значит «Утренний цветок». На этом северокорейские производители не остановились и продолжали собирать уже «Волги» всех мастей: от ГАЗ-21 до ГАЗ-3102.
В 80-е годы завод «взял быка за рога» – на предприятии скопировали популярный тогда Mercedes 190 (кузов W201). Для этого специально закупили партию машин с «загнивающего» Запада. Любопытно название скопированного авто, которое переводится, как «Надейся сам на себя» (если в латинице, то Kaengsaeng). И доля правды тут есть! По некоторым данным, гордые северокорейцы отказались от мерседесовского двигателя, впихнув в машину советский мотор от ГАЗ-69.
Есть и другие «особенности» – в легковушке отсутствует печка, а стекла не опускаются никак от слова вообще. Да и боковое зеркало только со стороны водителя – а зачем больше, если машин в стране все равно немного.
Pyeonghwa Motors
Но прогресс и в КНДР не стоит на месте: в 90-х годах было организовано совместное предприятие с Южной Кореей. Да-да, вы не ослышались – война войной, а бизнес бизнесом. Компания выпускает по лицензии автомобили от китайских производителей Brilliance, DanDong и итальянского Fiat. В последнем случае на основе модели Palio/Albea (в России ее тоже когда-то производили на мощностях КАМАЗа) в КНДР создали «свою» легковушку, которую почему-то назвали Huiparam, что значит «свисток».
С наименованием автомобилей в Северной Корее явно что-то не то, или юмор такой что ли: еще один клон (фургон Fiat Doblo) получил название Ppeokkugi («кукушка»). Однако машины, сделанные по итальянскому образцу, выпускались недолго: видимо, лицензия кончилась или что-то еще.
Поэтому следующие «свистки» Huiparam II и III разработали, используя продукцию китайского концерна Brilliance. Здесь основное отличие от оригинала заключалось в наличии иного шильдика. Что касается «кукушек», северокорейцы на полную катушку использовали в качестве «исходника» китайские авто от SG Automotive: кроссоверы, пикапы и т. п. Не чурались копировать и японские, американские автомобили. Общее количество выпускаемых заводом машин в год – примерно 10 тыс. единиц техники.
«Моя страна»
Так переводится название еще одного завода, работающего с 2018 года. Информации о нем крайне мало, однако известно, что четыре года назад была представлена целая линейка автомобилей, среди которых кроссоверы, микроавтобусы, пикапы, обычные легковушки. В экстерьере моделей явственно просматриваются черты китайского FAW.
Чтобы официально стать водителем в КНДР нужно пару лет «отпахать» механиком, потом учиться несколько месяцев в автошколе, просиживая там целыми днями.
Однако корейцы этого «не замечают» и главный упор делают на оснащение машины в наивысшей комплектации: кондиционер, электрическими стеклоподъемники, система «старт-стоп», парктроник – невиданная роскошь для корейцев.
Троллейбусный завод
Продукция предприятия смотрится вполне современно. По крайней мере, глядя на выпускаемую технику, чувства ностальгии по 70-м и 80-м не появляется. Более того: в 1989 году Правительство СССР намеревалось закупить партию двенадцатиметровых троллейбусов для Хабаровска.
Но что-то не получилось: наверное, набиравшая обороты перестройка и отступление Советского Союза от коммунистических идеалов. Еще из общественного транспорта стоит отметить прошедший модернизацию чешский трамвай Tatra KT4.
Импорт из РФ и других стран сегодня
Не забыли в КНДР и старого друга – Россию. АвтоВаЗ в 2008 году по заказу отправил в страну 850 машин, в 2009 – 530 и в 2011 только 350 автомобилей. Очевидно, налицо конкуренция с КНР. Из автопрома РФ чаще всего на улицах встречается Lada Priora, от китайских товарищей наибольшим спросом пользуется BYD F3.
А вот японским автопроизводителям «не повезло»: ввоз машин из Страны Восходящего солнца сейчас запрещен. Причина достойна внимания: когда-то кортежу вождя Ким Чен Ира перегородила путь несчастная сломавшаяся так не вовремя «японка». Лидер страны повелел изъять у населения все машины, произведенные в соседнем островном государстве.
Автопарк Ким Чен Ына
С 2015 года лидер страны передвигается на Mercedes S600 Pullman Guard. Бронированная шестиметровая машина способна ехать на скорости 100 км/ч даже при полностью продырявленных пулями колесах. Такие авто собирают исключительно по предварительному заказу, цена зашкаливает за 1 млн. «зеленых» и это при многолетних санкциях! Руководство Daimler, кстати, всячески открещивается от упреков в поставке, утверждая, что не поддерживает никаких отношений с КНДР.
Но это не единственная «служебная» машина северокорейского лидера. Недавно был приобретен Rolls-Royce Phantom с мотором в 6,7 л, развивающим 460 «лошадей». Автомобиль «засветился» в 2018-м на встрече Кима с американским госсекретарем. Что касается личного автопарка, по неофициальным данным в нем насчитывается от 100 до 300 дорогих иномарок.
Но иногда лидера можно увидеть сидящим куда в более скромной технике. Например, в тракторе «Беларусь» или «Лада Приора».
На каких еще авто ездят в Северной Корее
Ответ однозначный – на чем попало, в т. ч. импортных машинах. Каким образом они попадают в страну при введенных санкциях – загадка. Скорее всего, через Китай, которому корейцы продают рис в огромных количествах, и (или) Вьетнам, с которым КНДР поддерживает отношения.
Количество машин в КНДР по сравнению с численностью населения мизерное – 0,22 авто на 1000 граждан.
Но раньше закупали автомобили и официально. Например, в 1973 году в Швеции было приобретено в долг 1000 автомобилей популярной тогда модели Volvo 144.
Деньги, кстати, не отдали до сих пор: сумма с учетом пени уже превысила 300 млн. долларов. Но шведов это не удивило – их шокировало, что проданные почти полвека назад «Вольво 144» ездят и сегодня.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....