
Автопром КНДР: на чем ездят в Северной Корее?
Самая закрытая, изолированная в политическом и экономическом смысле страна выпускает собственные машины – с первого взгляда кажется, что это миф. Как-то принято считать: в КНДР с населением 26 млн. граждан, кроме вооружений ничего не производят. Но в реальности автопром там есть! И даже не один какой-нибудь военный завод, штампующий грузовики для перевозки ракет и пушек, а целых семь. Конечно, в основном они выпускают армейскую технику и общественный транспорт, но и для легковых автомобилей нашлось место на конвейере. Как минимум, три предприятия занимаются их производством в скромных количествах.
Завод основан в 1950 году: через 8 лет здесь начали выпускать серийные машины. Что собой они представляли? Это лицензионные копии советских автомобилей. Кстати, их и сейчас очень часто можно увидеть на дорогах КНДР. Например, копию ГАЗ-69 (в корейской «интерпретации» Kaengsaeng 68NA), а также его полноприводный вариант.
А под названием Sungri-58 «прячется» ГАЗ-51. Постепенно корейцы стали делать свою кабину, немного изменили интерьер, но в техническом отношении это грузовик 80-летней давности. Да еще и с пикантной особенностью – с бензином в КНДР туговато, поэтому грузовики ездят на дровах, как в СССР во время Отечественной войны.
Позже начали делать аналог «Победы», который в «модернизированном варианте выпускают по сей день. Только под другим, романтическим названием – Achimkoy, что в переводе значит «Утренний цветок». На этом северокорейские производители не остановились и продолжали собирать уже «Волги» всех мастей: от ГАЗ-21 до ГАЗ-3102.
В 80-е годы завод «взял быка за рога» – на предприятии скопировали популярный тогда Mercedes 190 (кузов W201). Для этого специально закупили партию машин с «загнивающего» Запада. Любопытно название скопированного авто, которое переводится, как «Надейся сам на себя» (если в латинице, то Kaengsaeng). И доля правды тут есть! По некоторым данным, гордые северокорейцы отказались от мерседесовского двигателя, впихнув в машину советский мотор от ГАЗ-69.
Есть и другие «особенности» – в легковушке отсутствует печка, а стекла не опускаются никак от слова вообще. Да и боковое зеркало только со стороны водителя – а зачем больше, если машин в стране все равно немного.
Но прогресс и в КНДР не стоит на месте: в 90-х годах было организовано совместное предприятие с Южной Кореей. Да-да, вы не ослышались – война войной, а бизнес бизнесом. Компания выпускает по лицензии автомобили от китайских производителей Brilliance, DanDong и итальянского Fiat. В последнем случае на основе модели Palio/Albea (в России ее тоже когда-то производили на мощностях КАМАЗа) в КНДР создали «свою» легковушку, которую почему-то назвали Huiparam, что значит «свисток».
С наименованием автомобилей в Северной Корее явно что-то не то, или юмор такой что ли: еще один клон (фургон Fiat Doblo) получил название Ppeokkugi («кукушка»). Однако машины, сделанные по итальянскому образцу, выпускались недолго: видимо, лицензия кончилась или что-то еще.
Поэтому следующие «свистки» Huiparam II и III разработали, используя продукцию китайского концерна Brilliance. Здесь основное отличие от оригинала заключалось в наличии иного шильдика. Что касается «кукушек», северокорейцы на полную катушку использовали в качестве «исходника» китайские авто от SG Automotive: кроссоверы, пикапы и т. п. Не чурались копировать и японские, американские автомобили. Общее количество выпускаемых заводом машин в год – примерно 10 тыс. единиц техники.
Так переводится название еще одного завода, работающего с 2018 года. Информации о нем крайне мало, однако известно, что четыре года назад была представлена целая линейка автомобилей, среди которых кроссоверы, микроавтобусы, пикапы, обычные легковушки. В экстерьере моделей явственно просматриваются черты китайского FAW.
Однако корейцы этого «не замечают» и главный упор делают на оснащение машины в наивысшей комплектации: кондиционер, электрическими стеклоподъемники, система «старт-стоп», парктроник – невиданная роскошь для корейцев.
Продукция предприятия смотрится вполне современно. По крайней мере, глядя на выпускаемую технику, чувства ностальгии по 70-м и 80-м не появляется. Более того: в 1989 году Правительство СССР намеревалось закупить партию двенадцатиметровых троллейбусов для Хабаровска.
Но что-то не получилось: наверное, набиравшая обороты перестройка и отступление Советского Союза от коммунистических идеалов. Еще из общественного транспорта стоит отметить прошедший модернизацию чешский трамвай Tatra KT4.
Не забыли в КНДР и старого друга – Россию. АвтоВаЗ в 2008 году по заказу отправил в страну 850 машин, в 2009 – 530 и в 2011 только 350 автомобилей. Очевидно, налицо конкуренция с КНР. Из автопрома РФ чаще всего на улицах встречается Lada Priora, от китайских товарищей наибольшим спросом пользуется BYD F3.
А вот японским автопроизводителям «не повезло»: ввоз машин из Страны Восходящего солнца сейчас запрещен. Причина достойна внимания: когда-то кортежу вождя Ким Чен Ира перегородила путь несчастная сломавшаяся так не вовремя «японка». Лидер страны повелел изъять у населения все машины, произведенные в соседнем островном государстве.
С 2015 года лидер страны передвигается на Mercedes S600 Pullman Guard. Бронированная шестиметровая машина способна ехать на скорости 100 км/ч даже при полностью продырявленных пулями колесах. Такие авто собирают исключительно по предварительному заказу, цена зашкаливает за 1 млн. «зеленых» и это при многолетних санкциях! Руководство Daimler, кстати, всячески открещивается от упреков в поставке, утверждая, что не поддерживает никаких отношений с КНДР.
Но это не единственная «служебная» машина северокорейского лидера. Недавно был приобретен Rolls-Royce Phantom с мотором в 6,7 л, развивающим 460 «лошадей». Автомобиль «засветился» в 2018-м на встрече Кима с американским госсекретарем. Что касается личного автопарка, по неофициальным данным в нем насчитывается от 100 до 300 дорогих иномарок.
Но иногда лидера можно увидеть сидящим куда в более скромной технике. Например, в тракторе «Беларусь» или «Лада Приора».
Ответ однозначный – на чем попало, в т. ч. импортных машинах. Каким образом они попадают в страну при введенных санкциях – загадка. Скорее всего, через Китай, которому корейцы продают рис в огромных количествах, и (или) Вьетнам, с которым КНДР поддерживает отношения.
Но раньше закупали автомобили и официально. Например, в 1973 году в Швеции было приобретено в долг 1000 автомобилей популярной тогда модели Volvo 144.
Деньги, кстати, не отдали до сих пор: сумма с учетом пени уже превысила 300 млн. долларов. Но шведов это не удивило – их шокировало, что проданные почти полвека назад «Вольво 144» ездят и сегодня.
Sungri
Завод основан в 1950 году: через 8 лет здесь начали выпускать серийные машины. Что собой они представляли? Это лицензионные копии советских автомобилей. Кстати, их и сейчас очень часто можно увидеть на дорогах КНДР. Например, копию ГАЗ-69 (в корейской «интерпретации» Kaengsaeng 68NA), а также его полноприводный вариант.
А под названием Sungri-58 «прячется» ГАЗ-51. Постепенно корейцы стали делать свою кабину, немного изменили интерьер, но в техническом отношении это грузовик 80-летней давности. Да еще и с пикантной особенностью – с бензином в КНДР туговато, поэтому грузовики ездят на дровах, как в СССР во время Отечественной войны.
Позже начали делать аналог «Победы», который в «модернизированном варианте выпускают по сей день. Только под другим, романтическим названием – Achimkoy, что в переводе значит «Утренний цветок». На этом северокорейские производители не остановились и продолжали собирать уже «Волги» всех мастей: от ГАЗ-21 до ГАЗ-3102.
В 80-е годы завод «взял быка за рога» – на предприятии скопировали популярный тогда Mercedes 190 (кузов W201). Для этого специально закупили партию машин с «загнивающего» Запада. Любопытно название скопированного авто, которое переводится, как «Надейся сам на себя» (если в латинице, то Kaengsaeng). И доля правды тут есть! По некоторым данным, гордые северокорейцы отказались от мерседесовского двигателя, впихнув в машину советский мотор от ГАЗ-69.
Есть и другие «особенности» – в легковушке отсутствует печка, а стекла не опускаются никак от слова вообще. Да и боковое зеркало только со стороны водителя – а зачем больше, если машин в стране все равно немного.
Pyeonghwa Motors
Но прогресс и в КНДР не стоит на месте: в 90-х годах было организовано совместное предприятие с Южной Кореей. Да-да, вы не ослышались – война войной, а бизнес бизнесом. Компания выпускает по лицензии автомобили от китайских производителей Brilliance, DanDong и итальянского Fiat. В последнем случае на основе модели Palio/Albea (в России ее тоже когда-то производили на мощностях КАМАЗа) в КНДР создали «свою» легковушку, которую почему-то назвали Huiparam, что значит «свисток».
С наименованием автомобилей в Северной Корее явно что-то не то, или юмор такой что ли: еще один клон (фургон Fiat Doblo) получил название Ppeokkugi («кукушка»). Однако машины, сделанные по итальянскому образцу, выпускались недолго: видимо, лицензия кончилась или что-то еще.
Поэтому следующие «свистки» Huiparam II и III разработали, используя продукцию китайского концерна Brilliance. Здесь основное отличие от оригинала заключалось в наличии иного шильдика. Что касается «кукушек», северокорейцы на полную катушку использовали в качестве «исходника» китайские авто от SG Automotive: кроссоверы, пикапы и т. п. Не чурались копировать и японские, американские автомобили. Общее количество выпускаемых заводом машин в год – примерно 10 тыс. единиц техники.
«Моя страна»
Так переводится название еще одного завода, работающего с 2018 года. Информации о нем крайне мало, однако известно, что четыре года назад была представлена целая линейка автомобилей, среди которых кроссоверы, микроавтобусы, пикапы, обычные легковушки. В экстерьере моделей явственно просматриваются черты китайского FAW.
Чтобы официально стать водителем в КНДР нужно пару лет «отпахать» механиком, потом учиться несколько месяцев в автошколе, просиживая там целыми днями.
Однако корейцы этого «не замечают» и главный упор делают на оснащение машины в наивысшей комплектации: кондиционер, электрическими стеклоподъемники, система «старт-стоп», парктроник – невиданная роскошь для корейцев.
Троллейбусный завод
Продукция предприятия смотрится вполне современно. По крайней мере, глядя на выпускаемую технику, чувства ностальгии по 70-м и 80-м не появляется. Более того: в 1989 году Правительство СССР намеревалось закупить партию двенадцатиметровых троллейбусов для Хабаровска.
Но что-то не получилось: наверное, набиравшая обороты перестройка и отступление Советского Союза от коммунистических идеалов. Еще из общественного транспорта стоит отметить прошедший модернизацию чешский трамвай Tatra KT4.
Импорт из РФ и других стран сегодня
Не забыли в КНДР и старого друга – Россию. АвтоВаЗ в 2008 году по заказу отправил в страну 850 машин, в 2009 – 530 и в 2011 только 350 автомобилей. Очевидно, налицо конкуренция с КНР. Из автопрома РФ чаще всего на улицах встречается Lada Priora, от китайских товарищей наибольшим спросом пользуется BYD F3.
А вот японским автопроизводителям «не повезло»: ввоз машин из Страны Восходящего солнца сейчас запрещен. Причина достойна внимания: когда-то кортежу вождя Ким Чен Ира перегородила путь несчастная сломавшаяся так не вовремя «японка». Лидер страны повелел изъять у населения все машины, произведенные в соседнем островном государстве.
Автопарк Ким Чен Ына
С 2015 года лидер страны передвигается на Mercedes S600 Pullman Guard. Бронированная шестиметровая машина способна ехать на скорости 100 км/ч даже при полностью продырявленных пулями колесах. Такие авто собирают исключительно по предварительному заказу, цена зашкаливает за 1 млн. «зеленых» и это при многолетних санкциях! Руководство Daimler, кстати, всячески открещивается от упреков в поставке, утверждая, что не поддерживает никаких отношений с КНДР.
Но это не единственная «служебная» машина северокорейского лидера. Недавно был приобретен Rolls-Royce Phantom с мотором в 6,7 л, развивающим 460 «лошадей». Автомобиль «засветился» в 2018-м на встрече Кима с американским госсекретарем. Что касается личного автопарка, по неофициальным данным в нем насчитывается от 100 до 300 дорогих иномарок.
Но иногда лидера можно увидеть сидящим куда в более скромной технике. Например, в тракторе «Беларусь» или «Лада Приора».
На каких еще авто ездят в Северной Корее
Ответ однозначный – на чем попало, в т. ч. импортных машинах. Каким образом они попадают в страну при введенных санкциях – загадка. Скорее всего, через Китай, которому корейцы продают рис в огромных количествах, и (или) Вьетнам, с которым КНДР поддерживает отношения.
Количество машин в КНДР по сравнению с численностью населения мизерное – 0,22 авто на 1000 граждан.
Но раньше закупали автомобили и официально. Например, в 1973 году в Швеции было приобретено в долг 1000 автомобилей популярной тогда модели Volvo 144.
Деньги, кстати, не отдали до сих пор: сумма с учетом пени уже превысила 300 млн. долларов. Но шведов это не удивило – их шокировало, что проданные почти полвека назад «Вольво 144» ездят и сегодня.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

MiningWorld Rus 2025 – китайской техники больше, чем российской
Когда речь заходит о развитии горнодобывающей отрасли, ожидания от выставок вроде MiningWorld Rus обычно высоки. Однако в этом году отечественная техника...