Автопром КНДР: на чем ездят в Северной Корее?
49 950

Автопром КНДР: на чем ездят в Северной Корее?

Самая закрытая, изолированная в политическом и экономическом смысле страна выпускает собственные машины – с первого взгляда кажется, что это миф. Как-то принято считать: в КНДР с населением 26 млн. граждан, кроме вооружений ничего не производят. Но в реальности автопром там есть! И даже не один какой-нибудь военный завод, штампующий грузовики для перевозки ракет и пушек, а целых семь. Конечно, в основном они выпускают армейскую технику и общественный транспорт, но и для легковых автомобилей нашлось место на конвейере. Как минимум, три предприятия занимаются их производством в скромных количествах.


Sungri


Завод основан в 1950 году: через 8 лет здесь начали выпускать серийные машины. Что собой они представляли? Это лицензионные копии советских автомобилей. Кстати, их и сейчас очень часто можно увидеть на дорогах КНДР. Например, копию ГАЗ-69 (в корейской «интерпретации» Kaengsaeng 68NA), а также его полноприводный вариант.

В КНДР советский «козлик» чувствует себя неплохо и сегодня. Фото: YouTube.com


А под названием Sungri-58 «прячется» ГАЗ-51. Постепенно корейцы стали делать свою кабину, немного изменили интерьер, но в техническом отношении это грузовик 80-летней давности. Да еще и с пикантной особенностью – с бензином в КНДР туговато, поэтому грузовики ездят на дровах, как в СССР во время Отечественной войны.

Дровами грузовики в КНДР топят до сих пор. Фото: YouTube.com


Позже начали делать аналог «Победы», который в «модернизированном варианте выпускают по сей день. Только под другим, романтическим названием – Achimkoy, что в переводе значит «Утренний цветок». На этом северокорейские производители не остановились и продолжали собирать уже «Волги» всех мастей: от ГАЗ-21 до ГАЗ-3102.

Так выглядит северокорейская «Победа». Фото: YouTube.com


В 80-е годы завод «взял быка за рога» – на предприятии скопировали популярный тогда Mercedes 190 (кузов W201). Для этого специально закупили партию машин с «загнивающего» Запада. Любопытно название скопированного авто, которое переводится, как «Надейся сам на себя» (если в латинице, то Kaengsaeng). И доля правды тут есть! По некоторым данным, гордые северокорейцы отказались от мерседесовского двигателя, впихнув в машину советский мотор от ГАЗ-69.

Северокорейская версия Mercedes 190. Фото: YouTube.com


Есть и другие «особенности» – в легковушке отсутствует печка, а стекла не опускаются никак от слова вообще. Да и боковое зеркало только со стороны водителя – а зачем больше, если машин в стране все равно немного.

Pyeonghwa Motors


Но прогресс и в КНДР не стоит на месте: в 90-х годах было организовано совместное предприятие с Южной Кореей. Да-да, вы не ослышались – война войной, а бизнес бизнесом. Компания выпускает по лицензии автомобили от китайских производителей Brilliance, DanDong и итальянского Fiat. В последнем случае на основе модели Palio/Albea (в России ее тоже когда-то производили на мощностях КАМАЗа) в КНДР создали «свою» легковушку, которую почему-то назвали Huiparam, что значит «свисток».

Huiparam – «свисток» из КНДР. Фото: YouTube.com


С наименованием автомобилей в Северной Корее явно что-то не то, или юмор такой что ли: еще один клон (фургон Fiat Doblo) получил название Ppeokkugi («кукушка»). Однако машины, сделанные по итальянскому образцу, выпускались недолго: видимо, лицензия кончилась или что-то еще.

«Кукушка» -пикап. Фото: YouTube.com


Поэтому следующие «свистки» Huiparam II и III разработали, используя продукцию китайского концерна Brilliance. Здесь основное отличие от оригинала заключалось в наличии иного шильдика. Что касается «кукушек», северокорейцы на полную катушку использовали в качестве «исходника» китайские авто от SG Automotive: кроссоверы, пикапы и т. п. Не чурались копировать и японские, американские автомобили. Общее количество выпускаемых заводом машин в год – примерно 10 тыс. единиц техники.

«Моя страна»


Так переводится название еще одного завода, работающего с 2018 года. Информации о нем крайне мало, однако известно, что четыре года назад была представлена целая линейка автомобилей, среди которых кроссоверы, микроавтобусы, пикапы, обычные легковушки. В экстерьере моделей явственно просматриваются черты китайского FAW.

Новинки от автопрома КНДР напоминают китайские FAW. Фото: YouTube.com


Чтобы официально стать водителем в КНДР нужно пару лет «отпахать» механиком, потом учиться несколько месяцев в автошколе, просиживая там целыми днями.


Однако корейцы этого «не замечают» и главный упор делают на оснащение машины в наивысшей комплектации: кондиционер, электрическими стеклоподъемники, система «старт-стоп», парктроник – невиданная роскошь для корейцев.

Троллейбусный завод


Продукция предприятия смотрится вполне современно. По крайней мере, глядя на выпускаемую технику, чувства ностальгии по 70-м и 80-м не появляется. Более того: в 1989 году Правительство СССР намеревалось закупить партию двенадцатиметровых троллейбусов для Хабаровска.

Эти троллейбусы могли бы ездить в СССР. Фото: YouTube.com


Но что-то не получилось: наверное, набиравшая обороты перестройка и отступление Советского Союза от коммунистических идеалов. Еще из общественного транспорта стоит отметить прошедший модернизацию чешский трамвай Tatra KT4.

Импорт из РФ и других стран сегодня


Не забыли в КНДР и старого друга – Россию. АвтоВаЗ в 2008 году по заказу отправил в страну 850 машин, в 2009 – 530 и в 2011 только 350 автомобилей. Очевидно, налицо конкуренция с КНР. Из автопрома РФ чаще всего на улицах встречается Lada Priora, от китайских товарищей наибольшим спросом пользуется BYD F3.

В российской «Приоре» сам Ким Чен Ын. Фото: YouTube.com


А вот японским автопроизводителям «не повезло»: ввоз машин из Страны Восходящего солнца сейчас запрещен. Причина достойна внимания: когда-то кортежу вождя Ким Чен Ира перегородила путь несчастная сломавшаяся так не вовремя «японка». Лидер страны повелел изъять у населения все машины, произведенные в соседнем островном государстве.

Автопарк Ким Чен Ына


С 2015 года лидер страны передвигается на Mercedes S600 Pullman Guard. Бронированная шестиметровая машина способна ехать на скорости 100 км/ч даже при полностью продырявленных пулями колесах. Такие авто собирают исключительно по предварительному заказу, цена зашкаливает за 1 млн. «зеленых» и это при многолетних санкциях! Руководство Daimler, кстати, всячески открещивается от упреков в поставке, утверждая, что не поддерживает никаких отношений с КНДР.

Mercedes вождя с бегущей охраной. Фото: YouTube.com


Но это не единственная «служебная» машина северокорейского лидера. Недавно был приобретен Rolls-Royce Phantom с мотором в 6,7 л, развивающим 460 «лошадей». Автомобиль «засветился» в 2018-м на встрече Кима с американским госсекретарем. Что касается личного автопарка, по неофициальным данным в нем насчитывается от 100 до 300 дорогих иномарок.

Ничто народное вождю не чуждо! Фото: YouTube.com


Но иногда лидера можно увидеть сидящим куда в более скромной технике. Например, в тракторе «Беларусь» или «Лада Приора».

На каких еще авто ездят в Северной Корее


Ответ однозначный – на чем попало, в т. ч. импортных машинах. Каким образом они попадают в страну при введенных санкциях – загадка. Скорее всего, через Китай, которому корейцы продают рис в огромных количествах, и (или) Вьетнам, с которым КНДР поддерживает отношения.

Количество машин в КНДР по сравнению с численностью населения мизерное – 0,22 авто на 1000 граждан.


Но раньше закупали автомобили и официально. Например, в 1973 году в Швеции было приобретено в долг 1000 автомобилей популярной тогда модели Volvo 144.

Популярная в Европе в начале 70-х Volvo 144. Фото: YouTube.com


Деньги, кстати, не отдали до сих пор: сумма с учетом пени уже превысила 300 млн. долларов. Но шведов это не удивило – их шокировало, что проданные почти полвека назад «Вольво 144» ездят и сегодня.
А вы что думаете о северокорейском автопроме?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....