Городской автобус ЛиАЗ-5256 – эту модель сняли с производства только в 2021 году
Советские автобусы почти пропали с улиц российских городов. Но есть одна модель, которую начали производить во второй половине 1980-х и выпускали до середины 2021 года. Это ЛиАЗ-5256 – автобус, ставший для многих символом «перестройки» и мостиком между советской и российской эпохами.
Модель, которая в 1980-х годах даже на фоне «Икарусов» смотрелась свежо и современно, а в 90-х была уже обыденностью, выпускалась на Ликинском заводе, где до сих пор производят запчасти для нее. ЛиАЗ-5256 не смог добиться такой массовости, как «Луноход» модели 677, но все равно запомнился пассажирам – он выглядел необычно и современно.
Но самое – главное автобус был скоростной. Двигатель КамАЗ, а потом и Caterpillar разгоняли эту технику с такой динамикой, что и не снилась «Икарусам», ЛАЗ-695, а тем более ЛиАЗ-677.
Разработку новой модели городского автобуса в Советском Союзе начали примерно в середине 1970-х годов. К тому времени только пару лет назад удалось перевести ЛиАЗ-677 на конвейер и обеспечить его крупносерийное производство. Но еще раньше стало ясно – большим городам таких автобусов не хватает. Конструкторы ошиблись в расчетах – нужно было изначально разрабатывать модели с большей вместимостью.
Именно из-за тесных советских автобусов ЛиАЗ и ЛАЗ стране пришлось массово закупать венгерские «Икарусы», которые поставляли в СССР с конца 1960-х годов. Создание новой, просторной модели с мощным дизельным двигателем должно было решить эту проблему.
Автобус начали разрабатывать силами конструкторско-экспериментального института это было целое семейство.
В рамках проекта планировалось выпускать несколько моделей автобусов:
От идеи к непосредственным работам перешли только к концу 1970-х. Критической надобности для СССР в таких автобусах не было – «Икарусы» поставлялись в страну регулярно.
Первый прототип ЛиАЗ-5256 собрали в 1979 году. Потом их несколько лет дорабатывали, избавляясь от конструктивных недостатков. В 1985 году производитель уже успел собрать опытную партию городских машин.
Они эксплуатировались на маршрутах в ряде советских городов. Если проанализировать географическое положение, то становится понятно, что автобусы испытывали в разных климатических условиях.
Конструктивно ЛиАЗ-5256 имеет много общего с «Икарусами» серии 412/415 – это похожая крупносекционная современная на то время схема. Если сравнить ранние Ikarus-412 с опытными автобусами Ликинского завода, то они внешне похожи. Даже места крепления под двигатель предусматривали установку не только КамАЗ-740, но и Raba-MAN.
Испытания прошли успешно и в 1986 году началось серийное производство. Коробки передач изначально планировалось ставить только гидромеханические автоматические. Но они получились проблемными, поэтому в Советском Союзе на все серийные ЛиАЗ-5256 ставились только механические КПП. Автоматы начали устанавливать ближе к концу 1990-х годов.
Начиная с 1989 года, модель начали выпускать крупносерийно и поставлять в автобусные парки разных советских городов. Только машина первые годы не пользовалась популярностью. Модели были «сырыми», но главная причина – это незнание особенностей конструкции и отсутствие б/у запчастей, которые можно снять с отслужившего свой ресурс автобуса.
Водителям ЛиАЗ-5256 тоже изначально не нравился, особенно тем, кто работал в городе. Механическая коробка передач, функционирующая в связке с двигателем КамАЗ, для плотного городского потока подходила слабо.
Объемы производства постепенно нарастали, но развал Советского Союза оставил завод почти без заказов. Хотя автобусы продолжали покупать, объемы упали в десятки раз. Последний удар нанес пожар на КамАЗе, после чего поставки недорогих двигателей прекратились. В 1996 году производство модели свернули из-за недостатка финансов.
К началу XXI века производство модернизировали и возобновили. Это были машины совсем другого уровня – с двигателями ЯМЗ, Cummins, Caterpillar и АКПП от компании Voith.
В 2005 году появился новый ЛиАЗ-5293. Он смог потеснить долгожителя на конвейере, но из-за более высокой цены не пользовался популярностью. В это же время был проведен второй рестайлинг ЛиАЗ-5256, после чего он получил переднюю часть от модели 5293. Таким автобус и выпускался до окончания производства в 2021 году.
ЛиАЗ-5256 это городской автобус с высокой пассажировместимостью. Первые модели не отличались надежностью, но после модернизации завода, они стали пользоваться спросом не только в России, но и в других странах бывшего Советского Союза.
Автобусы с зарубежными двигателями и АКПП полюбились водителям – в отличие от «Икарусов» и ЛАЗ, управлять ими было легче. После того, как модель стала массовой, ее охотно брали и предприятия общественного городского транспорта. Главным преимуществом ЛиАЗ-5256 перед конкурентами того же класса была низкая стоимость.
Главным минусом модели считался высокий расход топлива отечественных двигателей ЯМЗ и КамАЗ-740. Последние моторы недолюбливали из-за их постоянной «сопливости».
У старых автобусов часто возникали проблемы с проникающими в салон выхлопными газами.
Главное отличие ЛиАЗ-5256 от других советских автобусов – это просторный салон, рассчитанный на 117 пассажиров. Внутри было всего 23 сидячих места, остальные стоячие.
Вентиляция салона происходила через потолочные люки и боковые форточки. Кондиционеры на ЛиАЗ-5256 не устанавливали – только на междугородные модификации этой линейки.
Комфортным для пассажиров автобус назвать сложно – это детище позднего СССР, рассчитанное на максимальный пассажиропоток, таким оно и осталось до конца производства в 2021 году.
Кузов у ЛиАЗ-5256 несущий, вагонного типа с двухстворчатыми поворотными дверями. Длина кузова – 11 400 мм при колесной базе в 5 840 мм.
Тормоза на всех колесах барабанные с пневмоприводом. Есть стояночная и вспомогательная системы. Основные тормоза с самоподводом были капризными. Этот недостаток устранили только ближе к 2000 году. Да и вообще, недоработок у моделей первых лет выпуска было много, за что их и не любили.
Двигатели на городской автобус сразу устанавливали КамАЗ-740 с мощностью 240 л. с.
Потом появились силовые агрегаты зарубежного производства. Они были беспроблемными, но ремонт по затратам отличался на порядок, да и стоимость автобуса увеличивал.
Максимальная мощность моторов зарубежного производства, устанавливаемых на ЛиАЗ-5256 – это 340 л. с. Более производительные двигатели на бюджетный городской автобус не ставили – это бы увеличило стоимость техники.
ЛиАЗ-5256 еще встречаются на пригородных маршрутах, но время этой модели ушло. Но эти автобусы помнят миллионы россиян и жителей СНГ – они десятилетиями ездили в них на работу, по личным делам и даже на свидания.
Модель, которая в 1980-х годах даже на фоне «Икарусов» смотрелась свежо и современно, а в 90-х была уже обыденностью, выпускалась на Ликинском заводе, где до сих пор производят запчасти для нее. ЛиАЗ-5256 не смог добиться такой массовости, как «Луноход» модели 677, но все равно запомнился пассажирам – он выглядел необычно и современно.
Но самое – главное автобус был скоростной. Двигатель КамАЗ, а потом и Caterpillar разгоняли эту технику с такой динамикой, что и не снилась «Икарусам», ЛАЗ-695, а тем более ЛиАЗ-677.
История появления
Разработку новой модели городского автобуса в Советском Союзе начали примерно в середине 1970-х годов. К тому времени только пару лет назад удалось перевести ЛиАЗ-677 на конвейер и обеспечить его крупносерийное производство. Но еще раньше стало ясно – большим городам таких автобусов не хватает. Конструкторы ошиблись в расчетах – нужно было изначально разрабатывать модели с большей вместимостью.
Междугородняя модификация автобуса. Фото: Youtube.com
Именно из-за тесных советских автобусов ЛиАЗ и ЛАЗ стране пришлось массово закупать венгерские «Икарусы», которые поставляли в СССР с конца 1960-х годов. Создание новой, просторной модели с мощным дизельным двигателем должно было решить эту проблему.
Автобус начали разрабатывать силами конструкторско-экспериментального института это было целое семейство.
В рамках проекта планировалось выпускать несколько моделей автобусов:
- ? Городские
- ? Пригородные
- ? Туристические
От идеи к непосредственным работам перешли только к концу 1970-х. Критической надобности для СССР в таких автобусах не было – «Икарусы» поставлялись в страну регулярно.
Редчайшая передвижная столовая. Фото: Youtube.com
Первый прототип ЛиАЗ-5256 собрали в 1979 году. Потом их несколько лет дорабатывали, избавляясь от конструктивных недостатков. В 1985 году производитель уже успел собрать опытную партию городских машин.
Они эксплуатировались на маршрутах в ряде советских городов. Если проанализировать географическое положение, то становится понятно, что автобусы испытывали в разных климатических условиях.
Конструктивно ЛиАЗ-5256 имеет много общего с «Икарусами» серии 412/415 – это похожая крупносекционная современная на то время схема. Если сравнить ранние Ikarus-412 с опытными автобусами Ликинского завода, то они внешне похожи. Даже места крепления под двигатель предусматривали установку не только КамАЗ-740, но и Raba-MAN.
Испытания прошли успешно и в 1986 году началось серийное производство. Коробки передач изначально планировалось ставить только гидромеханические автоматические. Но они получились проблемными, поэтому в Советском Союзе на все серийные ЛиАЗ-5256 ставились только механические КПП. Автоматы начали устанавливать ближе к концу 1990-х годов.
Начиная с 1989 года, модель начали выпускать крупносерийно и поставлять в автобусные парки разных советских городов. Только машина первые годы не пользовалась популярностью. Модели были «сырыми», но главная причина – это незнание особенностей конструкции и отсутствие б/у запчастей, которые можно снять с отслужившего свой ресурс автобуса.
Процесс гальванической обработки каркаса кузова. Фото: Youtube.com
Водителям ЛиАЗ-5256 тоже изначально не нравился, особенно тем, кто работал в городе. Механическая коробка передач, функционирующая в связке с двигателем КамАЗ, для плотного городского потока подходила слабо.
Объемы производства постепенно нарастали, но развал Советского Союза оставил завод почти без заказов. Хотя автобусы продолжали покупать, объемы упали в десятки раз. Последний удар нанес пожар на КамАЗе, после чего поставки недорогих двигателей прекратились. В 1996 году производство модели свернули из-за недостатка финансов.
К началу XXI века производство модернизировали и возобновили. Это были машины совсем другого уровня – с двигателями ЯМЗ, Cummins, Caterpillar и АКПП от компании Voith.
В 2003 году автобус был подвергнут внешнему рестайлингу.
В 2005 году появился новый ЛиАЗ-5293. Он смог потеснить долгожителя на конвейере, но из-за более высокой цены не пользовался популярностью. В это же время был проведен второй рестайлинг ЛиАЗ-5256, после чего он получил переднюю часть от модели 5293. Таким автобус и выпускался до окончания производства в 2021 году.
Особенности модели
ЛиАЗ-5256 это городской автобус с высокой пассажировместимостью. Первые модели не отличались надежностью, но после модернизации завода, они стали пользоваться спросом не только в России, но и в других странах бывшего Советского Союза.
Просторный салон ЛиАЗ-5256. Фото: Youtube.com
Автобусы с зарубежными двигателями и АКПП полюбились водителям – в отличие от «Икарусов» и ЛАЗ, управлять ими было легче. После того, как модель стала массовой, ее охотно брали и предприятия общественного городского транспорта. Главным преимуществом ЛиАЗ-5256 перед конкурентами того же класса была низкая стоимость.
Главным минусом модели считался высокий расход топлива отечественных двигателей ЯМЗ и КамАЗ-740. Последние моторы недолюбливали из-за их постоянной «сопливости».
Москва отказывалась от покупки ЛиАЗ-5256 до тех пор, пока их не начали комплектовать моторами зарубежного производства.
У старых автобусов часто возникали проблемы с проникающими в салон выхлопными газами.
Салон
Главное отличие ЛиАЗ-5256 от других советских автобусов – это просторный салон, рассчитанный на 117 пассажиров. Внутри было всего 23 сидячих места, остальные стоячие.
Вентиляция салона происходила через потолочные люки и боковые форточки. Кондиционеры на ЛиАЗ-5256 не устанавливали – только на междугородные модификации этой линейки.
Этот дизайн перекочевал на большинство современных моделей городских автобусов. Фото: Youtube.com
Комфортным для пассажиров автобус назвать сложно – это детище позднего СССР, рассчитанное на максимальный пассажиропоток, таким оно и осталось до конца производства в 2021 году.
Технические особенности
Кузов у ЛиАЗ-5256 несущий, вагонного типа с двухстворчатыми поворотными дверями. Длина кузова – 11 400 мм при колесной базе в 5 840 мм.
Тормоза на всех колесах барабанные с пневмоприводом. Есть стояночная и вспомогательная системы. Основные тормоза с самоподводом были капризными. Этот недостаток устранили только ближе к 2000 году. Да и вообще, недоработок у моделей первых лет выпуска было много, за что их и не любили.
Трехдверная модификация ЛиАЗа. Фото: Youtube.com
Двигатели на городской автобус сразу устанавливали КамАЗ-740 с мощностью 240 л. с.
Потом появились силовые агрегаты зарубежного производства. Они были беспроблемными, но ремонт по затратам отличался на порядок, да и стоимость автобуса увеличивал.
Максимальная мощность моторов зарубежного производства, устанавливаемых на ЛиАЗ-5256 – это 340 л. с. Более производительные двигатели на бюджетный городской автобус не ставили – это бы увеличило стоимость техники.
ЛиАЗ-5256 еще встречаются на пригородных маршрутах, но время этой модели ушло. Но эти автобусы помнят миллионы россиян и жителей СНГ – они десятилетиями ездили в них на работу, по личным делам и даже на свидания.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...