Городской автобус ЛиАЗ-5256 – эту модель сняли с производства только в 2021 году
11 728

Городской автобус ЛиАЗ-5256 – эту модель сняли с производства только в 2021 году

Советские автобусы почти пропали с улиц российских городов. Но есть одна модель, которую начали производить во второй половине 1980-х и выпускали до середины 2021 года. Это ЛиАЗ-5256 – автобус, ставший для многих символом «перестройки» и мостиком между советской и российской эпохами.


Модель, которая в 1980-х годах даже на фоне «Икарусов» смотрелась свежо и современно, а в 90-х была уже обыденностью, выпускалась на Ликинском заводе, где до сих пор производят запчасти для нее. ЛиАЗ-5256 не смог добиться такой массовости, как «Луноход» модели 677, но все равно запомнился пассажирам – он выглядел необычно и современно.

Но самое – главное автобус был скоростной. Двигатель КамАЗ, а потом и Caterpillar разгоняли эту технику с такой динамикой, что и не снилась «Икарусам», ЛАЗ-695, а тем более ЛиАЗ-677.

История появления


Разработку новой модели городского автобуса в Советском Союзе начали примерно в середине 1970-х годов. К тому времени только пару лет назад удалось перевести ЛиАЗ-677 на конвейер и обеспечить его крупносерийное производство. Но еще раньше стало ясно – большим городам таких автобусов не хватает. Конструкторы ошиблись в расчетах – нужно было изначально разрабатывать модели с большей вместимостью.

Городской автобус ЛиАЗ-5256 – эту модель сняли с производства только в 2021 годуМеждугородняя модификация автобуса. Фото: Youtube.com


Именно из-за тесных советских автобусов ЛиАЗ и ЛАЗ стране пришлось массово закупать венгерские «Икарусы», которые поставляли в СССР с конца 1960-х годов. Создание новой, просторной модели с мощным дизельным двигателем должно было решить эту проблему.

Автобус начали разрабатывать силами конструкторско-экспериментального института это было целое семейство.

В рамках проекта планировалось выпускать несколько моделей автобусов:

  • ? Городские
  • ? Пригородные
  • ? Туристические


От идеи к непосредственным работам перешли только к концу 1970-х. Критической надобности для СССР в таких автобусах не было – «Икарусы» поставлялись в страну регулярно.

Редчайшая передвижная столовая. Фото: Youtube.com


Первый прототип ЛиАЗ-5256 собрали в 1979 году. Потом их несколько лет дорабатывали, избавляясь от конструктивных недостатков. В 1985 году производитель уже успел собрать опытную партию городских машин.

Они эксплуатировались на маршрутах в ряде советских городов. Если проанализировать географическое положение, то становится понятно, что автобусы испытывали в разных климатических условиях.

Конструктивно ЛиАЗ-5256 имеет много общего с «Икарусами» серии 412/415 – это похожая крупносекционная современная на то время схема. Если сравнить ранние Ikarus-412 с опытными автобусами Ликинского завода, то они внешне похожи. Даже места крепления под двигатель предусматривали установку не только КамАЗ-740, но и Raba-MAN.

Испытания прошли успешно и в 1986 году началось серийное производство. Коробки передач изначально планировалось ставить только гидромеханические автоматические. Но они получились проблемными, поэтому в Советском Союзе на все серийные ЛиАЗ-5256 ставились только механические КПП. Автоматы начали устанавливать ближе к концу 1990-х годов.

Начиная с 1989 года, модель начали выпускать крупносерийно и поставлять в автобусные парки разных советских городов. Только машина первые годы не пользовалась популярностью. Модели были «сырыми», но главная причина – это незнание особенностей конструкции и отсутствие б/у запчастей, которые можно снять с отслужившего свой ресурс автобуса.

Процесс гальванической обработки каркаса кузова. Фото: Youtube.com


Водителям ЛиАЗ-5256 тоже изначально не нравился, особенно тем, кто работал в городе. Механическая коробка передач, функционирующая в связке с двигателем КамАЗ, для плотного городского потока подходила слабо.

Объемы производства постепенно нарастали, но развал Советского Союза оставил завод почти без заказов. Хотя автобусы продолжали покупать, объемы упали в десятки раз. Последний удар нанес пожар на КамАЗе, после чего поставки недорогих двигателей прекратились. В 1996 году производство модели свернули из-за недостатка финансов.

К началу XXI века производство модернизировали и возобновили. Это были машины совсем другого уровня – с двигателями ЯМЗ, Cummins, Caterpillar и АКПП от компании Voith.

В 2003 году автобус был подвергнут внешнему рестайлингу.


В 2005 году появился новый ЛиАЗ-5293. Он смог потеснить долгожителя на конвейере, но из-за более высокой цены не пользовался популярностью. В это же время был проведен второй рестайлинг ЛиАЗ-5256, после чего он получил переднюю часть от модели 5293. Таким автобус и выпускался до окончания производства в 2021 году.

Особенности модели


ЛиАЗ-5256 это городской автобус с высокой пассажировместимостью. Первые модели не отличались надежностью, но после модернизации завода, они стали пользоваться спросом не только в России, но и в других странах бывшего Советского Союза.

Просторный салон ЛиАЗ-5256. Фото: Youtube.com


Автобусы с зарубежными двигателями и АКПП полюбились водителям – в отличие от «Икарусов» и ЛАЗ, управлять ими было легче. После того, как модель стала массовой, ее охотно брали и предприятия общественного городского транспорта. Главным преимуществом ЛиАЗ-5256 перед конкурентами того же класса была низкая стоимость.

Главным минусом модели считался высокий расход топлива отечественных двигателей ЯМЗ и КамАЗ-740. Последние моторы недолюбливали из-за их постоянной «сопливости».

Москва отказывалась от покупки ЛиАЗ-5256 до тех пор, пока их не начали комплектовать моторами зарубежного производства.


У старых автобусов часто возникали проблемы с проникающими в салон выхлопными газами.

Салон


Главное отличие ЛиАЗ-5256 от других советских автобусов – это просторный салон, рассчитанный на 117 пассажиров. Внутри было всего 23 сидячих места, остальные стоячие.

Вентиляция салона происходила через потолочные люки и боковые форточки. Кондиционеры на ЛиАЗ-5256 не устанавливали – только на междугородные модификации этой линейки.

Этот дизайн перекочевал на большинство современных моделей городских автобусов. Фото: Youtube.com


Комфортным для пассажиров автобус назвать сложно – это детище позднего СССР, рассчитанное на максимальный пассажиропоток, таким оно и осталось до конца производства в 2021 году.

Технические особенности


Кузов у ЛиАЗ-5256 несущий, вагонного типа с двухстворчатыми поворотными дверями. Длина кузова – 11 400 мм при колесной базе в 5 840 мм.

Тормоза на всех колесах барабанные с пневмоприводом. Есть стояночная и вспомогательная системы. Основные тормоза с самоподводом были капризными. Этот недостаток устранили только ближе к 2000 году. Да и вообще, недоработок у моделей первых лет выпуска было много, за что их и не любили.

Трехдверная модификация ЛиАЗа. Фото: Youtube.com


Двигатели на городской автобус сразу устанавливали КамАЗ-740 с мощностью 240 л. с.
Потом появились силовые агрегаты зарубежного производства. Они были беспроблемными, но ремонт по затратам отличался на порядок, да и стоимость автобуса увеличивал.

Максимальная мощность моторов зарубежного производства, устанавливаемых на ЛиАЗ-5256 – это 340 л. с. Более производительные двигатели на бюджетный городской автобус не ставили – это бы увеличило стоимость техники.

ЛиАЗ-5256 еще встречаются на пригородных маршрутах, но время этой модели ушло. Но эти автобусы помнят миллионы россиян и жителей СНГ – они десятилетиями ездили в них на работу, по личным делам и даже на свидания.
А вы вспоминаете ЛиАЗ-5256?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....