
Городской автобус ЛиАЗ-5256 – эту модель сняли с производства только в 2021 году
Советские автобусы почти пропали с улиц российских городов. Но есть одна модель, которую начали производить во второй половине 1980-х и выпускали до середины 2021 года. Это ЛиАЗ-5256 – автобус, ставший для многих символом «перестройки» и мостиком между советской и российской эпохами.
Модель, которая в 1980-х годах даже на фоне «Икарусов» смотрелась свежо и современно, а в 90-х была уже обыденностью, выпускалась на Ликинском заводе, где до сих пор производят запчасти для нее. ЛиАЗ-5256 не смог добиться такой массовости, как «Луноход» модели 677, но все равно запомнился пассажирам – он выглядел необычно и современно.
Но самое – главное автобус был скоростной. Двигатель КамАЗ, а потом и Caterpillar разгоняли эту технику с такой динамикой, что и не снилась «Икарусам», ЛАЗ-695, а тем более ЛиАЗ-677.
Разработку новой модели городского автобуса в Советском Союзе начали примерно в середине 1970-х годов. К тому времени только пару лет назад удалось перевести ЛиАЗ-677 на конвейер и обеспечить его крупносерийное производство. Но еще раньше стало ясно – большим городам таких автобусов не хватает. Конструкторы ошиблись в расчетах – нужно было изначально разрабатывать модели с большей вместимостью.
Междугородняя модификация автобуса. Фото: Youtube.com
Именно из-за тесных советских автобусов ЛиАЗ и ЛАЗ стране пришлось массово закупать венгерские «Икарусы», которые поставляли в СССР с конца 1960-х годов. Создание новой, просторной модели с мощным дизельным двигателем должно было решить эту проблему.
Автобус начали разрабатывать силами конструкторско-экспериментального института это было целое семейство.
В рамках проекта планировалось выпускать несколько моделей автобусов:
От идеи к непосредственным работам перешли только к концу 1970-х. Критической надобности для СССР в таких автобусах не было – «Икарусы» поставлялись в страну регулярно.
Редчайшая передвижная столовая. Фото: Youtube.com
Первый прототип ЛиАЗ-5256 собрали в 1979 году. Потом их несколько лет дорабатывали, избавляясь от конструктивных недостатков. В 1985 году производитель уже успел собрать опытную партию городских машин.
Они эксплуатировались на маршрутах в ряде советских городов. Если проанализировать географическое положение, то становится понятно, что автобусы испытывали в разных климатических условиях.
Конструктивно ЛиАЗ-5256 имеет много общего с «Икарусами» серии 412/415 – это похожая крупносекционная современная на то время схема. Если сравнить ранние Ikarus-412 с опытными автобусами Ликинского завода, то они внешне похожи. Даже места крепления под двигатель предусматривали установку не только КамАЗ-740, но и Raba-MAN.
Испытания прошли успешно и в 1986 году началось серийное производство. Коробки передач изначально планировалось ставить только гидромеханические автоматические. Но они получились проблемными, поэтому в Советском Союзе на все серийные ЛиАЗ-5256 ставились только механические КПП. Автоматы начали устанавливать ближе к концу 1990-х годов.
Начиная с 1989 года, модель начали выпускать крупносерийно и поставлять в автобусные парки разных советских городов. Только машина первые годы не пользовалась популярностью. Модели были «сырыми», но главная причина – это незнание особенностей конструкции и отсутствие б/у запчастей, которые можно снять с отслужившего свой ресурс автобуса.
Процесс гальванической обработки каркаса кузова. Фото: Youtube.com
Водителям ЛиАЗ-5256 тоже изначально не нравился, особенно тем, кто работал в городе. Механическая коробка передач, функционирующая в связке с двигателем КамАЗ, для плотного городского потока подходила слабо.
Объемы производства постепенно нарастали, но развал Советского Союза оставил завод почти без заказов. Хотя автобусы продолжали покупать, объемы упали в десятки раз. Последний удар нанес пожар на КамАЗе, после чего поставки недорогих двигателей прекратились. В 1996 году производство модели свернули из-за недостатка финансов.
К началу XXI века производство модернизировали и возобновили. Это были машины совсем другого уровня – с двигателями ЯМЗ, Cummins, Caterpillar и АКПП от компании Voith.
В 2005 году появился новый ЛиАЗ-5293. Он смог потеснить долгожителя на конвейере, но из-за более высокой цены не пользовался популярностью. В это же время был проведен второй рестайлинг ЛиАЗ-5256, после чего он получил переднюю часть от модели 5293. Таким автобус и выпускался до окончания производства в 2021 году.
ЛиАЗ-5256 это городской автобус с высокой пассажировместимостью. Первые модели не отличались надежностью, но после модернизации завода, они стали пользоваться спросом не только в России, но и в других странах бывшего Советского Союза.
Просторный салон ЛиАЗ-5256. Фото: Youtube.com
Автобусы с зарубежными двигателями и АКПП полюбились водителям – в отличие от «Икарусов» и ЛАЗ, управлять ими было легче. После того, как модель стала массовой, ее охотно брали и предприятия общественного городского транспорта. Главным преимуществом ЛиАЗ-5256 перед конкурентами того же класса была низкая стоимость.
Главным минусом модели считался высокий расход топлива отечественных двигателей ЯМЗ и КамАЗ-740. Последние моторы недолюбливали из-за их постоянной «сопливости».
У старых автобусов часто возникали проблемы с проникающими в салон выхлопными газами.
Главное отличие ЛиАЗ-5256 от других советских автобусов – это просторный салон, рассчитанный на 117 пассажиров. Внутри было всего 23 сидячих места, остальные стоячие.
Вентиляция салона происходила через потолочные люки и боковые форточки. Кондиционеры на ЛиАЗ-5256 не устанавливали – только на междугородные модификации этой линейки.
Этот дизайн перекочевал на большинство современных моделей городских автобусов. Фото: Youtube.com
Комфортным для пассажиров автобус назвать сложно – это детище позднего СССР, рассчитанное на максимальный пассажиропоток, таким оно и осталось до конца производства в 2021 году.
Кузов у ЛиАЗ-5256 несущий, вагонного типа с двухстворчатыми поворотными дверями. Длина кузова – 11 400 мм при колесной базе в 5 840 мм.
Тормоза на всех колесах барабанные с пневмоприводом. Есть стояночная и вспомогательная системы. Основные тормоза с самоподводом были капризными. Этот недостаток устранили только ближе к 2000 году. Да и вообще, недоработок у моделей первых лет выпуска было много, за что их и не любили.
Трехдверная модификация ЛиАЗа. Фото: Youtube.com
Двигатели на городской автобус сразу устанавливали КамАЗ-740 с мощностью 240 л. с.
Потом появились силовые агрегаты зарубежного производства. Они были беспроблемными, но ремонт по затратам отличался на порядок, да и стоимость автобуса увеличивал.
Максимальная мощность моторов зарубежного производства, устанавливаемых на ЛиАЗ-5256 – это 340 л. с. Более производительные двигатели на бюджетный городской автобус не ставили – это бы увеличило стоимость техники.
ЛиАЗ-5256 еще встречаются на пригородных маршрутах, но время этой модели ушло. Но эти автобусы помнят миллионы россиян и жителей СНГ – они десятилетиями ездили в них на работу, по личным делам и даже на свидания.
Модель, которая в 1980-х годах даже на фоне «Икарусов» смотрелась свежо и современно, а в 90-х была уже обыденностью, выпускалась на Ликинском заводе, где до сих пор производят запчасти для нее. ЛиАЗ-5256 не смог добиться такой массовости, как «Луноход» модели 677, но все равно запомнился пассажирам – он выглядел необычно и современно.
Но самое – главное автобус был скоростной. Двигатель КамАЗ, а потом и Caterpillar разгоняли эту технику с такой динамикой, что и не снилась «Икарусам», ЛАЗ-695, а тем более ЛиАЗ-677.
История появления
Разработку новой модели городского автобуса в Советском Союзе начали примерно в середине 1970-х годов. К тому времени только пару лет назад удалось перевести ЛиАЗ-677 на конвейер и обеспечить его крупносерийное производство. Но еще раньше стало ясно – большим городам таких автобусов не хватает. Конструкторы ошиблись в расчетах – нужно было изначально разрабатывать модели с большей вместимостью.

Именно из-за тесных советских автобусов ЛиАЗ и ЛАЗ стране пришлось массово закупать венгерские «Икарусы», которые поставляли в СССР с конца 1960-х годов. Создание новой, просторной модели с мощным дизельным двигателем должно было решить эту проблему.
Автобус начали разрабатывать силами конструкторско-экспериментального института это было целое семейство.
В рамках проекта планировалось выпускать несколько моделей автобусов:
- ? Городские
- ? Пригородные
- ? Туристические
От идеи к непосредственным работам перешли только к концу 1970-х. Критической надобности для СССР в таких автобусах не было – «Икарусы» поставлялись в страну регулярно.

Первый прототип ЛиАЗ-5256 собрали в 1979 году. Потом их несколько лет дорабатывали, избавляясь от конструктивных недостатков. В 1985 году производитель уже успел собрать опытную партию городских машин.
Они эксплуатировались на маршрутах в ряде советских городов. Если проанализировать географическое положение, то становится понятно, что автобусы испытывали в разных климатических условиях.
Конструктивно ЛиАЗ-5256 имеет много общего с «Икарусами» серии 412/415 – это похожая крупносекционная современная на то время схема. Если сравнить ранние Ikarus-412 с опытными автобусами Ликинского завода, то они внешне похожи. Даже места крепления под двигатель предусматривали установку не только КамАЗ-740, но и Raba-MAN.
Испытания прошли успешно и в 1986 году началось серийное производство. Коробки передач изначально планировалось ставить только гидромеханические автоматические. Но они получились проблемными, поэтому в Советском Союзе на все серийные ЛиАЗ-5256 ставились только механические КПП. Автоматы начали устанавливать ближе к концу 1990-х годов.
Начиная с 1989 года, модель начали выпускать крупносерийно и поставлять в автобусные парки разных советских городов. Только машина первые годы не пользовалась популярностью. Модели были «сырыми», но главная причина – это незнание особенностей конструкции и отсутствие б/у запчастей, которые можно снять с отслужившего свой ресурс автобуса.

Водителям ЛиАЗ-5256 тоже изначально не нравился, особенно тем, кто работал в городе. Механическая коробка передач, функционирующая в связке с двигателем КамАЗ, для плотного городского потока подходила слабо.
Объемы производства постепенно нарастали, но развал Советского Союза оставил завод почти без заказов. Хотя автобусы продолжали покупать, объемы упали в десятки раз. Последний удар нанес пожар на КамАЗе, после чего поставки недорогих двигателей прекратились. В 1996 году производство модели свернули из-за недостатка финансов.
К началу XXI века производство модернизировали и возобновили. Это были машины совсем другого уровня – с двигателями ЯМЗ, Cummins, Caterpillar и АКПП от компании Voith.
В 2003 году автобус был подвергнут внешнему рестайлингу.
В 2005 году появился новый ЛиАЗ-5293. Он смог потеснить долгожителя на конвейере, но из-за более высокой цены не пользовался популярностью. В это же время был проведен второй рестайлинг ЛиАЗ-5256, после чего он получил переднюю часть от модели 5293. Таким автобус и выпускался до окончания производства в 2021 году.
Особенности модели
ЛиАЗ-5256 это городской автобус с высокой пассажировместимостью. Первые модели не отличались надежностью, но после модернизации завода, они стали пользоваться спросом не только в России, но и в других странах бывшего Советского Союза.

Автобусы с зарубежными двигателями и АКПП полюбились водителям – в отличие от «Икарусов» и ЛАЗ, управлять ими было легче. После того, как модель стала массовой, ее охотно брали и предприятия общественного городского транспорта. Главным преимуществом ЛиАЗ-5256 перед конкурентами того же класса была низкая стоимость.
Главным минусом модели считался высокий расход топлива отечественных двигателей ЯМЗ и КамАЗ-740. Последние моторы недолюбливали из-за их постоянной «сопливости».
Москва отказывалась от покупки ЛиАЗ-5256 до тех пор, пока их не начали комплектовать моторами зарубежного производства.
У старых автобусов часто возникали проблемы с проникающими в салон выхлопными газами.
Салон
Главное отличие ЛиАЗ-5256 от других советских автобусов – это просторный салон, рассчитанный на 117 пассажиров. Внутри было всего 23 сидячих места, остальные стоячие.
Вентиляция салона происходила через потолочные люки и боковые форточки. Кондиционеры на ЛиАЗ-5256 не устанавливали – только на междугородные модификации этой линейки.

Комфортным для пассажиров автобус назвать сложно – это детище позднего СССР, рассчитанное на максимальный пассажиропоток, таким оно и осталось до конца производства в 2021 году.
Технические особенности
Кузов у ЛиАЗ-5256 несущий, вагонного типа с двухстворчатыми поворотными дверями. Длина кузова – 11 400 мм при колесной базе в 5 840 мм.
Тормоза на всех колесах барабанные с пневмоприводом. Есть стояночная и вспомогательная системы. Основные тормоза с самоподводом были капризными. Этот недостаток устранили только ближе к 2000 году. Да и вообще, недоработок у моделей первых лет выпуска было много, за что их и не любили.

Двигатели на городской автобус сразу устанавливали КамАЗ-740 с мощностью 240 л. с.
Потом появились силовые агрегаты зарубежного производства. Они были беспроблемными, но ремонт по затратам отличался на порядок, да и стоимость автобуса увеличивал.
Максимальная мощность моторов зарубежного производства, устанавливаемых на ЛиАЗ-5256 – это 340 л. с. Более производительные двигатели на бюджетный городской автобус не ставили – это бы увеличило стоимость техники.
ЛиАЗ-5256 еще встречаются на пригородных маршрутах, но время этой модели ушло. Но эти автобусы помнят миллионы россиян и жителей СНГ – они десятилетиями ездили в них на работу, по личным делам и даже на свидания.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

MiningWorld Rus 2025 – китайской техники больше, чем российской
Когда речь заходит о развитии горнодобывающей отрасли, ожидания от выставок вроде MiningWorld Rus обычно высоки. Однако в этом году отечественная техника...

Nissan представил необычный и мощный пикап
Подобную концепцию японский бренд использует впервые за свою историю. Представительство говорит об отсылках к 80-м годам, но визуально в это сложно поверить....