
Как выбрать надежную модель параплана и не переплачивать
Небо манило человека всегда – но только единицы становятся профессиональными летчиками. Кто-то живет на земле всю жизнь, а некоторым вполне хватает воздушных путешествий в качестве пассажиров гражданской авиации.
Но в наше время почти каждый может стать пилотом и почувствовать себя хозяином неба. Для этого необязательно быть миллионером и покупать личный самолет – достаточно параплана.
Обычное крыло с подвесной системой можно приобрести от 100 000 рублей. Согласитесь – не так уж это и много за возможность ощутить радость свободного полета! Конечно, парапланы с двигателями стоят гораздо дороже, но моторы и особенности их использования нужно рассматривать отдельно.
Взлететь можно и с ровной площадки. Фото: Youtube.com
Первое, что должен запомнить новичок – не стоит самостоятельно осваивать крыло – это небезопасно. Рекомендуется пройти обучение в специализированной секции, или найти хотя бы опытного товарища, которые расскажет, покажет и поможет освоить азы.
Это только на первый взгляд кажется, что все парапланы одинаковые и отличаются они стоимостью, формой и степенью крутости. Все давно разделено по системам сертификации, которых две, но они друг от друга особо не отличаются, по крайней мере, для новичков.
Это DHV (LTF) и EN. Категории у них похожи, поэтому стоит сразу рассказывать о них с обозначениями по двум системам сертификации.
DHV1 или ENA – это первый этап, через который должны пройти все новички. Парапланы, относящиеся к данной категории, обычно используют в специализированных школах и секциях. Соответственно, приобретать их рекомендуют начинающим – ведь они прощают множество ошибок и даже при сложении крыла в полете самостоятельно, выходят из такой ситуации без участия пилота.
Первое впечатление будет незабываемым. Фото: Youtube.com
Еще одно достоинство этого класса парапланов – они все подходят для установки двигателей, а значит могут считаться универсальными. Может, кому-то захочется летать с мотором, а учиться долго желания нет.
DHV1-2 или ENB – это второй ученический этап для продолжающей группы новичков.
Парапланы, относящиеся к данной категории, превосходят базовые по ряду параметров:
Естественно, что такие крылья стоят дороже. По безопасности они примерно на одном уровне, но прямое удержание в неправильном положении не прощают – поэтому для самых начинающих все-таки не рекомендуются.
DHV2 или ENC – это последний ученический класс. Многие спешат перейти из него в категорию для опытных парапланеристов или даже минуя ее. Но по факту, если пилот не собирается заниматься на регулярной основе, что включает в себя не менее 75 часов налета в год и безукоризненное выполнение всех необходимых элементов – лучше оставаться в этом классе.
Такие трюки делать новичкам нежелательно. Фото: Youtube.com
Главное достоинство категории DHV2/ENC – это возможность максимального увеличения скоростных и маневренных характеристик при высоком уровне безопасности. Если планируются сложные полеты – то данный класс идеален для любителей.
DHV2-3 или END – это уже профессиональный уровень. Если парапланерист не уверен в своих навыках и не может хладнокровно выполнить ряд действий после сложения крыла, то их покупать просто небезопасно. Конечно, по скоростным и другим характеристикам они превосходят все модели любительского класса.
DHV3 или ENE – это категория для самых опытных спортсменов. Начать стоить с того, что эти парапланы не сертифицируются – на этом сразу же можно и закончить. При всех выдающихся характеристиках, подходящих для соревнований международного уровня, сильно зависимы от действий пилота. Не терпят ошибок, наказывая за это.
Все умещается в такой рюкзак. Фото: Youtube.com
Перед тем, как переходить из одного класса парапланов в другой, желательно услышать мнение независимых экспертов-профессионалов.
Как бы не хотелось приобрести самый большой, или наоборот, маленький параплан, нужно понимать, что есть определенные критерии выбора, влияющие на безопасность. Размеры крыла зависят в первую очередь от физических параметров владельца. Для крупных пилотов рекомендуется большой параплан, для легких – маленький. Если разбираться в подробностях, то нужно высчитать соотношение полного полетного веса к величине нагрузки на крыло, зависящей от размера купола.
Большинство моделей парапланов предлагаются в нескольких весовых категориях, то есть они могут поднять определенную нагрузку. Желательно подбирать летательный аппарат, чтобы попасть в среднее значение вилки весов. При недоборе можно применять балласт, но он не должен быть тяжелее 10 кг.
Каждый параплан имеет свои параметры, влияющие на скорость и аэродинамику.
Полезные технические характеристики:
При покупке крыла не стоит ориентироваться на заявленные производителем параметры, если ими оперирует дилер. Часто все эти замеры делаются в неподвижном воздухе, особенно это относится к бюджетной ценовой категории.
Почти взлетел! Фото: Youtube.com
Для начинающего парапланериста не столько важны полезные летные качества, сколько удобство управления. Это профессионал быстро приспосабливается к любой модели и выжимает из нее максимум. Новичку куда важнее научиться получать удовольствие от свободного полета, а не воевать с непокорным крылом.
Этот вопрос сложный и однозначно ответить на него нельзя. С одной стороны – легкому параплану проще стартовать, но тяжелый, как правило, крепче конструктивно. Многое зависит и от ценовой категории. Современные комплектующие и ткани отличаются прочностью в сочетании с легкостью, однако, и стоит такое крыло в разы дороже. Бюджетные парапланы сделаны из недолговечных материалов, так что их брать не рекомендуется – они могут прослужить всего пару лет и выйти из строя в самый неподходящий момент.
Как правило, крылья для маршрутных полетов тяжелей горных. Первые имеют вес от 4 до 5 кг, вторые – легче 4 кг.
Перед покупкой параплана желательно полетать в специализированной школе или секции, чтобы понять ряд нюансов. Например, усилие на клеванте и ее ход.
Профессионал может приземлиться именно туда, куда ему хочется. Фото: Youtube.com
Устойчивость крыла, на первый взгляд, должно быть максимальной. Так думают новички и это ошибочное суждение. Если устойчивость по тангажу высока – тяжело входить в повороты. Новичку это неактуально – хоть бы по прямой пролететь, но это скоро надоедает. Но если крыло неустойчивое, оно не только быстро входит в повороты, но и плохо держится в воздухе.
Было бы идеальным опробовать несколько моделей перед покупкой, но сделать этого продавцы не дадут. Поэтому важно общаться с единомышленниками, хотя бы на форумах, а в идеале попробовать модели в полете.
Среднестатистический параплан имеет срок службы в 5 лет. После этого его рекомендуется поменять на новый. Но все зависит от частоты и условий эксплуатации. Некоторые экстремалы умудряются износить даже качественные модели за полгода.
Красота, правда? Фото: Youtube.com
Поэтому покупая крыло б/у, лучше взять с собой опытного товарища – он знает, на какие нюансы можно обратить пристальное внимание.
Кстати, если приобрести параплан отечественного производства, то можно сэкономить 30-50 % бюджета, не потеряв в качестве. Так что, если вместо б/у крыла подобрать новое российское – оно однозначно прослужит дольше.
При выборе параплана, нужно в первую очередь ориентироваться на уровень мастерства. Главное не льстить себе при этом – воздух ошибок не прощает.
Но в наше время почти каждый может стать пилотом и почувствовать себя хозяином неба. Для этого необязательно быть миллионером и покупать личный самолет – достаточно параплана.
Обычное крыло с подвесной системой можно приобрести от 100 000 рублей. Согласитесь – не так уж это и много за возможность ощутить радость свободного полета! Конечно, парапланы с двигателями стоят гораздо дороже, но моторы и особенности их использования нужно рассматривать отдельно.

Первое, что должен запомнить новичок – не стоит самостоятельно осваивать крыло – это небезопасно. Рекомендуется пройти обучение в специализированной секции, или найти хотя бы опытного товарища, которые расскажет, покажет и поможет освоить азы.
Какие бывают системы и категории
Это только на первый взгляд кажется, что все парапланы одинаковые и отличаются они стоимостью, формой и степенью крутости. Все давно разделено по системам сертификации, которых две, но они друг от друга особо не отличаются, по крайней мере, для новичков.
Это DHV (LTF) и EN. Категории у них похожи, поэтому стоит сразу рассказывать о них с обозначениями по двум системам сертификации.
DHV1 или ENA – это первый этап, через который должны пройти все новички. Парапланы, относящиеся к данной категории, обычно используют в специализированных школах и секциях. Соответственно, приобретать их рекомендуют начинающим – ведь они прощают множество ошибок и даже при сложении крыла в полете самостоятельно, выходят из такой ситуации без участия пилота.

Еще одно достоинство этого класса парапланов – они все подходят для установки двигателей, а значит могут считаться универсальными. Может, кому-то захочется летать с мотором, а учиться долго желания нет.
DHV1-2 или ENB – это второй ученический этап для продолжающей группы новичков.
Парапланы, относящиеся к данной категории, превосходят базовые по ряду параметров:
- ? Скорости
- ? Маневренности
- ? Летным качествам
Естественно, что такие крылья стоят дороже. По безопасности они примерно на одном уровне, но прямое удержание в неправильном положении не прощают – поэтому для самых начинающих все-таки не рекомендуются.
DHV2 или ENC – это последний ученический класс. Многие спешат перейти из него в категорию для опытных парапланеристов или даже минуя ее. Но по факту, если пилот не собирается заниматься на регулярной основе, что включает в себя не менее 75 часов налета в год и безукоризненное выполнение всех необходимых элементов – лучше оставаться в этом классе.

Главное достоинство категории DHV2/ENC – это возможность максимального увеличения скоростных и маневренных характеристик при высоком уровне безопасности. Если планируются сложные полеты – то данный класс идеален для любителей.
DHV2-3 или END – это уже профессиональный уровень. Если парапланерист не уверен в своих навыках и не может хладнокровно выполнить ряд действий после сложения крыла, то их покупать просто небезопасно. Конечно, по скоростным и другим характеристикам они превосходят все модели любительского класса.
DHV3 или ENE – это категория для самых опытных спортсменов. Начать стоить с того, что эти парапланы не сертифицируются – на этом сразу же можно и закончить. При всех выдающихся характеристиках, подходящих для соревнований международного уровня, сильно зависимы от действий пилота. Не терпят ошибок, наказывая за это.

Перед тем, как переходить из одного класса парапланов в другой, желательно услышать мнение независимых экспертов-профессионалов.
Размер и вес
Как бы не хотелось приобрести самый большой, или наоборот, маленький параплан, нужно понимать, что есть определенные критерии выбора, влияющие на безопасность. Размеры крыла зависят в первую очередь от физических параметров владельца. Для крупных пилотов рекомендуется большой параплан, для легких – маленький. Если разбираться в подробностях, то нужно высчитать соотношение полного полетного веса к величине нагрузки на крыло, зависящей от размера купола.
Большинство моделей парапланов предлагаются в нескольких весовых категориях, то есть они могут поднять определенную нагрузку. Желательно подбирать летательный аппарат, чтобы попасть в среднее значение вилки весов. При недоборе можно применять балласт, но он не должен быть тяжелее 10 кг.
Что такое летные качества и как управлять крылом?
Каждый параплан имеет свои параметры, влияющие на скорость и аэродинамику.
Полезные технические характеристики:
- ? Парение
- ? Полет в условиях турбулентности
- ? Использование акселератора
При покупке крыла не стоит ориентироваться на заявленные производителем параметры, если ими оперирует дилер. Часто все эти замеры делаются в неподвижном воздухе, особенно это относится к бюджетной ценовой категории.

Для начинающего парапланериста не столько важны полезные летные качества, сколько удобство управления. Это профессионал быстро приспосабливается к любой модели и выжимает из нее максимум. Новичку куда важнее научиться получать удовольствие от свободного полета, а не воевать с непокорным крылом.
Вес
Этот вопрос сложный и однозначно ответить на него нельзя. С одной стороны – легкому параплану проще стартовать, но тяжелый, как правило, крепче конструктивно. Многое зависит и от ценовой категории. Современные комплектующие и ткани отличаются прочностью в сочетании с легкостью, однако, и стоит такое крыло в разы дороже. Бюджетные парапланы сделаны из недолговечных материалов, так что их брать не рекомендуется – они могут прослужить всего пару лет и выйти из строя в самый неподходящий момент.
Как правило, крылья для маршрутных полетов тяжелей горных. Первые имеют вес от 4 до 5 кг, вторые – легче 4 кг.
Другие характеристики, влияющие на управление
Перед покупкой параплана желательно полетать в специализированной школе или секции, чтобы понять ряд нюансов. Например, усилие на клеванте и ее ход.

Устойчивость крыла, на первый взгляд, должно быть максимальной. Так думают новички и это ошибочное суждение. Если устойчивость по тангажу высока – тяжело входить в повороты. Новичку это неактуально – хоть бы по прямой пролететь, но это скоро надоедает. Но если крыло неустойчивое, оно не только быстро входит в повороты, но и плохо держится в воздухе.
Было бы идеальным опробовать несколько моделей перед покупкой, но сделать этого продавцы не дадут. Поэтому важно общаться с единомышленниками, хотя бы на форумах, а в идеале попробовать модели в полете.
Стоит ли покупать б/у
Среднестатистический параплан имеет срок службы в 5 лет. После этого его рекомендуется поменять на новый. Но все зависит от частоты и условий эксплуатации. Некоторые экстремалы умудряются износить даже качественные модели за полгода.

Поэтому покупая крыло б/у, лучше взять с собой опытного товарища – он знает, на какие нюансы можно обратить пристальное внимание.
Кстати, если приобрести параплан отечественного производства, то можно сэкономить 30-50 % бюджета, не потеряв в качестве. Так что, если вместо б/у крыла подобрать новое российское – оно однозначно прослужит дольше.
При выборе параплана, нужно в первую очередь ориентироваться на уровень мастерства. Главное не льстить себе при этом – воздух ошибок не прощает.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Трансполярная магистраль: грандиозный проект СССР, который так и не удалось завершить
Железная дорога должна была протянуться от Баренцева моря до Чукотки. Но удалось построить лишь некоторые участки....

В Ленинградской области в скором времени появится новая магистраль – КАД-2
Специалисты «Автодора» уже взялись за проектирование первого участка....

В России сместят предельный срок службы самолетов Як-40
Пока российская авиация ожидает появление Ил-114-300 или ТВРС-44 «Ладога», региональным рейсам приходится эксплуатировать самолеты, созданные в 60-х годах. Еще...

Самый большой и тихий «Тасманский» паром спущен на воду
Речь о Hull 096, созданном по заказу компании-оператора Buquebus. Теперь он не только самый крупный — смотрите подробности в нашем материале....

Поезд-отель: из Москвы в Санкт-Петербург за 350 000 рублей
Путешествия по железной дороге могут быть разными – от простого способа добраться из точки А в точку Б до роскошного приключения. Именно о таком исключительном...

Mooney M20 – некогда самый быстрый из серийных одномоторников
Бренд «Муни» не пользуется особой популярностью в России. Тем не менее в других странах эти легкие самолеты можно назвать в определенной степени...

LADA Vesta Cross с «шестиступкой»: неожиданные итоги тест-драйва
Когда речь заходит о практичных, доступных, и при этом комфортных автомобилях для российских дорог, LADA Vesta Cross с 6-ступенчатой МКПП становится одним из...

«Валдай-18» официально поступил в продажу
Производитель предлагает гарантию без ограничений по пробегу. В список сильных сторон новинки однозначно стоит отнести пневматическую подвеску....

Ford Expedition III – когда V8 дешевле, чем V6
Этот огромный рамный внедорожник мало того, что трехрядный – у него еще и большой багажник. Вот только покупать такой нужно с оглядкой....

Первый в мире серийный мотоцикл на метане – как едет и что умеет?
Когда думаешь, что мотоциклы – это два колеса и мотор, на сцене появляется Bajaj Freedom 125 и ломает шаблоны. Это первый в мире серийный мотоцикл, который...

В поисках альтернативы «Искре» — восстановление старой Subaru Impreza
Давайте начистоту: предположительные 1,6 миллиона «целковых» за автомобиль, сильно напоминающий «Весту», готов выложить далеко не каждый житель нашей страны....

Первый полностью российский МС-21 поднялся в небо
Самолет пробыл в воздухе 1 час 15 минут. У российского авиастроения есть светлое будущее....

Citroen обновил свой самый популярный внедорожник
На текущий момент известно о четырех конфигурациях силовых установок. Кроме технической части, автомобиль также заметно изменился в плане дизайна экстерьера и...

Новая модель Genesis могла быть «круче» BMW М3
Есть небольшое «но»: седан не планируют запускать в серию, хотя авто адаптировано не только для трека, но и для дорог общего пользования...

Nissan успешно конкурирует с китайскими электромобилями на их «поле»
В Поднебесной стартовали продажи нового седана от японского бренда. Модель, на удивление, оказалась востребованной. Как «Ниссан» это удалось?...

Новый Alfa Romeo Stelvio – когда отзывчивость важнее диагонали дисплеев
Этот внедорожник предназначен для тех, кому управляемость и уверенность на дороге важнее, чем информационно-развлекательная система. Дизайн экстерьера также...